Новости пустой стул техника в психологии

Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.

Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни

Для достижения успеха дублер должен добиться ощущения психологического тождества с протагонистом. Для начала он должен научиться имитировать его физические особенности. Если протагонист стоит, дублер встает тоже, если сидит, перебирает пальцами, пожимает плечами, смеется, дублер в точности повторяет эти действия. Целью такого повторения является, во-первых, помочь дублеру освободиться от своих индивидуальных свойств и как можно глубже погрузиться в роль протагониста, во-вторых, направить внимание дублера на физические проявления в надежде на то, что это поможет определить ключи, касающиеся психологического состояния протагониста. Протагонист в дальнейшем обращает внимание не на физическое копирование дублера, а на другие аспекты его деятельности. Имитация физической стороны является первым шагом, который ведет к достижению психологического единства. Далее дублер должен убедиться в том, что его вербальные формулировки соответствуют мыслям, восприятию и чувствам протагониста. Протагониста, в свою очередь, надо научить говорить со своим двойником таким образом, как будто это внутренний разговор. Когда они обмениваются словами, протагонист должен подтвердить свое согласие с тем, как дублер его изображает, или отвергнуть его. Чем более прочна обратная связь, тем скорее дублеру удастся установить единство. Далее дублер может углубляться в развитие роли.

Он должен читать между строк все то, что недоговаривает протагонист. Иногда дублеру надо выразить чувство или мысль, которая, как ему кажется, скрывается протагонистом. Протагонист может соглашаться или не соглашаться с дублером. В последнем случае дублер может стать на сторону протагониста и отвергнуть свое предыдущее утверждение, придерживаться своего мнения вопреки протесту протагониста, попробовать углубиться в источник несогласия протагониста. Роль дублера нацелена на побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними. Часто дублеры не достигают успеха, потому что стараются занять позицию объективного наблюдателя, а не вовлеченного участника. Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства.

Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его».

В роли воображаемого оппонента может выступать цель, мечта, даже собственное Я из будущего. Диалог с ними проясняет возможные пути развития ситуации. Также в разговоре с "пустым стулом" полезно менять позиции, становясь на место оппонента.

Это расширяет угол зрения, позволяет лучше увидеть альтернативную точку зрения. Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер. Рассталась с мужем из-за его измены. До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана. Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно!

Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях. Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию. Маша пересела на "пустой стул" и как бы от лица Ивана ответила себе: - Прости меня, пожалуйста, я сам не понимаю, что на меня тогда нашло... Между нами все было замечательно, ты - самая лучшая из всех женщин, которых я знал.

На протяжении многих лет над старым добрым пустым стулом изрядно поиздевались. Благодаря этому простому инструменту клиенты поделились своим мнением с бесчисленными супругами, начальниками, лучшими друзьями и умершими родственниками. Но стул от этого не изнашивается, и в результате миллионы людей лучше понимают чувства и общение. Это определенно квалифицирует его как финалиста первой десятки крутых терапевтических техник. Для меня большая честь принимать Дэна Блума, нью-йоркского гештальт-психотерапевта и президента Ассоциации содействия развитию гештальт-терапии, международного сообщества. Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1. Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии. Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или "непризнаваемых частей" их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания.

Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми. Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной.

Техника «Пустой стул»

Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше.

И кресло мужа должно быть выше моего. Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?! Скажите ему, кто вы такая, Беверли.

Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима.

Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Предостережения при проведении техники «пустого стула» Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума.

Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, то есть терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т. Если вы видите, что клиент психически неустойчив клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид , не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой.

В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать. Цель гештальт эксперимента. Вверх V. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов.

Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите и, конечно, спрашивайте , какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека? Техники в гештальт эксперименте. В экспериментах используется огромное разнообразие техник. Классификация техник в экспериментах. Принятие неудачи Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает.

Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью через прерывание контакта и т. В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение парадоксальный принцип изменения. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств. Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги.

Метод песочницы состоит из создания клиентом трехмерной картины с миниатюрными фигурами на подносе с песком. Миниатюрные фигуры, представляющие все аспекты жизни и фантазии, расположены на полках возле песочного лотка. Также доступно большое количество строительных материалов, из которых клиент может изготовить необходимые предметы. Терапевт позволяет человеку проявить свою фантазию и больше не дает никаких инструкций. Особенность песочницы заключается в том, что, когда клиент моделирует и перемещает фигуры в лотках, его психика одновременно переходит в новые и более здоровые формы. Пустой стул Перед человеком ставится пустой стул.

Терапевт дает клиенту указание представить кого-то сидящим на нем в том числе и самого себя , а затем начать разговаривать со своим «собеседником» при помощи речи или жестов. Клиент может выговориться, обсудить наболевшее, задать вопросы и получить ответы. Данная техника дает человеку настоящий и непосредственный опыт. Если в самом начале он может воспринимать интервенцию скептически, то через какое-то время верит в происходящее. Почему данная техника работает: это одна из тех интервенций, которая помогает человеку переходить от пустых разговоров что он ведет в своей голове бесконечно к полноте непосредственного, настоящего опыта — ощущения, аффекта, познания, движения. Как только мы начинаем задействовать свое тело при решении психологических проблем, появляется новый опыт, который может изменить ситуацию в лучшую сторону.

Основная терапия Основная терапия используется для лечения широкого спектра неврозов, включая тревогу и депрессию. Цель состоит в том, чтобы вернуться к истокам боли которая всегда возвращается к нам время от времени , пережить ее правильным образом и, таким образом, исцелить человека. Суть методики в том, чтобы вернуться к точному нейрофизиологическому состоянию, которое имело место сразу после психологической травмы.

Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии. Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или "непризнаваемых частей" их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания. Это одно из множества вмешательств, которые помогают людям перейти от разговоров о чем-то к полноте непосредственного, настоящего опыта - ощущений, аффектов, познания, движения. Чем меньше люди "общаются", или "вербализуют", или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному "наводнению". На что это похоже?

Как впервые популяризировал Фриц Перлз, один из основателей гештальт-терапии, пустой стул был обращен к клиенту. Клиент представлял кого-то или себя, себя или части себя в нем и говорил, жестикулировал или иным образом общался с "пустым стулом", который теперь не был таким пустым. Затем клиент садился на стул, продолжая разговор, на этот раз поменявшись ролями.

Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга. Пока ученые не могут точно сказать, как ему удается создавать цельные образы, но предполагают, что так работает предсказательное кодирование. Когда человек получает какую-то информацию от органов чувств, например зрения или слуха , быстрее всего реагируют нейроны, отвечающие за выстраивание цельного образа, и только потом подтягиваются другие нейроны, распознающие детали. Кроме того, мозг не просто обрабатывает полученный сигнал, а как бы предсказывает, что поступит от органов чувств, и потом сопоставляет свой прогноз с реальностью. В случае если предсказание оказалось успешным и гештальт сложился, происходит подкрепление в виде выделения дофамина. Если же нет, нейроны активизируются, чтобы обработать новую информацию.

Ученые считают, что все это помогает мозгу облегчать себе задачи и экономить энергию: вместо того, чтобы каждый раз разбираться с данными от органов чувств, он сопоставляет их с уже известными образами и собирает части в гештальты.

Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни

Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. методу, объединившему в себе искусство и науку. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье.

Техника пустого стула

Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности.

Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике

Эксперимент «пустой стул» Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое».
Техники психодрамы Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли.
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике Эффективная техника «Пустой стул».
«Пустой стул» в гештальте Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу.

Способ забыть человека со стулом

В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. методу, объединившему в себе искусство и науку. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое».

«Пустой стул» в гештальте

Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь.

В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.

Она мне постоянно ставит в пример других учениц, кто ночами за учебниками сидит. Ей всегда и всё не так. Хотя в школе у меня оценки хорошие, и если бывают плохие, то я их сразу исправляю. Элина сидела напротив Юли в кресле, говорила немного эмоционально, но не повышая голос. В толстовке, джинсах, кроссовках, с распущенными волосами Эля выглядела настолько гармонично, что Юля сама почувствовала расположение к ней и захотелось как-то поддержать. Это Юлин термин. Но тут же вспомнила, что она на работе и говорит с клиенткой, а не с кем-то из друзей старшего сына.

Элина пожала плечами. Я называю её мама, когда говорю с ней. Это от неё зависит. Но она редко просит, всегда приказывает. А это бесит. Вот папа за меня заступается. Она все делает не так и раздражает меня На следующий день в офис к Юле пришла Алиса. Сразу бросилось в глаза то, насколько они с дочкой разные в поведении и одежде.

Алиса была одета в элегантный костюм, модное пальто, на ногах сапожки на шпильках. Женщина была красивая и уверенная в себе. Также как и Элина. Но не было в Алисе той непосредственности, которая сразу подкупила в Элине. Она сняла пальто, повесила на плечики и села в кресло. Элина в него просто плюхнулась, устроилась максимально удобно и сразу взяла предложенный зефир. А Алиса присела на краешек сидения и вопросительно глянула на Юлию. Расскажите о ваших отношениях с дочерью, — попросила Юля.

Алиса кивнула и не удержалась от вопроса: — А Элине вы тоже зефир предлагали? Она и так полная, ей худеть надо. Я ей всегда все прямо говорю. Вы видели, как она одевается? Ужас просто! Я ей вчера приготовила платье, специально купила, а она ушла в этих своих джинсах. Я их только на даче ношу, а она и в мир, и в пир, и в добрые люди! Вечно какая-то сонная, опухшая, вечно ест что-то.

Мне прямо стыдно. На работу приходит ко мне и сразу идет чай пить. Знает, что там всегда конфеты, печенье, и лезет за ними. Постоянно шапки теряет, варежки. Если смеется, то неприлично громко. Она никогда ничего не делает вовремя, всегда в последний момент. Я так раздражаюсь от этого! И муж такой же!

Я всегда в школе отличницей была, всегда одевалась как девочка, а не пацанка. Алису не смутило то, что на самой Юле тоже были джинсы.

В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать. Цель гештальт эксперимента. Вверх V. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите и, конечно, спрашивайте , какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека?

Техники в гештальт эксперименте. В экспериментах используется огромное разнообразие техник. Классификация техник в экспериментах. Принятие неудачи Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью через прерывание контакта и т. В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение парадоксальный принцип изменения. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств. Арт-материалы На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги.

Нестандартная реакция Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше. Ролевая игра Существует два вида ролевых игр. Первый вид ролевой игры — когда клиент вступает в диалог с воображаемыми образами реальных людей, которые играли или играют важную роль в жизни клиента. Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. См, выше о технике «пустого стула». В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой.

Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения. Групповая работа Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь. Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника.

Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить. Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали? Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента «Как вы сейчас дышите? На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент.

Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает?

Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой.

Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность.

Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица.

Потом пересесть обратно и договорить.

Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.

Психодрама Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам.
Техники психодрамы Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий