Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, «Сибирскую тетрадь». С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях.
Федор Достоевский: каторга-любовь
Почему достоевского отправили на каторгу | Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. |
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском | Освободился с каторги Достоевский в январе 1854 года, он был отправлен на службу рядовым солдатом в город Семипалатинск. |
Во всяком несчастном видеть брата | Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. |
Ссылка Достоевского | Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". |
За что Достоевский попал на каторгу?
Приговор о казни для 20 ти, в том числе и для Достоевского, был заменён 8-ю годами каторги. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Кaзнь oстaнoвили, пpигoвopeнным зaчитaли пoмилoвaниe гoсyдapя Hикoлaя I. Дoстoeвскoгo пpигoвopили к чeтыpeм гoдaм кaтopги, пoслe чeгo eгo дoлжны были cocлaть в coлдaты. Смотрите BigPicture история За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой.
ПОЧЕМУ ДОСТОЕВСКИЙ ПОПАЛ НА КАТОРГУ
Сколько тут человек спало этой ночью? В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму. Вот что написал он: «Камеры, расположенные на верхнем этаже главного здания, отведены для политических. Это чистые и хорошо вентилируемые комнаты такого же размера, как и в томской пересылке.
Во время моего визита только четыре камеры из двенадцати были заняты: в трех из них содержались политические. Из окон можно было созерцать мир, лежащий за тюремными стенами… Двое арестантов, оба — студенты Московского университета, имели в своем распоряжении книги и сигареты, а в одной камере я даже заметил бутыль одеколона, доставленную утром из города… постель состояла из мешка с соломой, подушки и серого шерстяного одеяла…» Условия, описанные западными журналистами, как видно из данных заключения историко-культурной экспертизы, могли не совпадать с условиями пребывания в тюменской тюрьме Достоевского, потому что почти наверняка он находился еще в старых деревянных бараках. Каторга В Тобольске Достоевский находился менее двух недель.
Однако одна короткая встреча, состоявшаяся во время ожидания отправления на омскую каторгу, полностью изменила судьбу великого писателя, предопределила все его дальнейшее отношение к жизни, людям и творчеству. Во время пребывания петрашевцев в тобольской пересыльной тюрьме, холодной зимой 1850 года, их незримо сопровождали друзья — жены декабристов Наталья Фонвизина, Жозефина Муравьева и Полина Анненкова. Они передавали арестантам продукты, всячески поддерживали их, а однажды подкупили смотрителя и устроили у него на квартире короткую, но очень важную встречу с каторжанами.
С этого момента Евангелие — книга, единственная, которую было разрешено иметь каторжанам, была с Достоевским всю его жизнь, до смертного одра. Она прошла с ним всю каторгу, солдатские казармы, была с ним во время возвращения к литературе, была спутником всех его душевных волнений, взлетов и падений. Ежедневно Федор Михайлович читал то самое тобольское Евангелие и делал огромное количество пометок на полях.
Сначала он делал их ногтем, ведь на каторге запрещалось иметь при себе писчие предметы, позже на полях книги стали появляться заметки карандашом и пером. Можно сказать, что вся, начиная с пребывания в Тобольске, жизнь, все творчество его отображено в этих коротких записках на полях Библии.
Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви». Из статьи учебника Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики.
Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп.
Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов.
Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы-солдатки.
Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. В ноябре 1855 года писатель был произведён в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, героя Севастополя Э. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. Помилование Достоевскому то есть полная амнистия и разрешение публиковаться было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург. Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь Сегодня, 11 ноября, исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.
В его биографии был драматичный период пребывания в Сибири. Каторга, затем ссылка и страстное желание вернуться к прежней жизни. Но, несмотря на все невзгоды, именно с Сибири началось развитие основной главы жизни будущего великого писателя. Граница Европы. Ещё с романов Радклиф, которые я читал ещё восьми лет, разные Альфонсы, Катарины и Лючии въелись в мою голову. А дон Педрами и доньями Кларами ещё и до сих пор брежу. Потом пришёл Шекспир — Верона, Ромео и Джульетта — чёрт знает какое было обаяние. В Италию, в Италию!
А вместо Италии попал в Семипалатинск, а прежде того в Мёртвый дом. По этапу Достоевский отправился рождественской ночью 1849 года. В Перми — сорокаградусный мороз. Сибирь и сегодня ассоциируется со снегом и холодами, а тогда и вовсе казалось, что за Уралом начинается царство зимы. Как будто слово «вечность» само складывается из кусочков льда, как в недавно вышедшей сказке про Снежную королеву. В остроге Четыре года пребывания в Омском остроге — с 23 января 1850 до конца февраля 1854 года — запомнились писателю как череда невыносимо тяжёлых дней, когда угнетал не столько физический труд, сколько невозможность нормально отдохнуть в прогнившем щелястом бараке. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать.
Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стёклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Нас как сельдей в бочонке Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь», — вспоминал Достоевский в письме брату, моля его выхлопотать ссылку на Кавказ взамен Сибири — тоже ведь Россия! Но это была возможность увидеть не просто «маленький краешек неба» над земляным валом, а великий простор Иртыша. Единственной книгой, которую дозволялось читать, было Священное Писание.
Евангелие, в которое была вклеена десятирублевая ассигнация, подаренное женой декабриста Натальей Фонвизиной в Тобольской пересылке, Достоевский хранил всю жизнь. Эти воспоминания войдут потом в эпилог «Преступления и наказания».
В 1890 году британский журналист Гарри де Уиндт также посетил тюменскую тюрьму. Вот что написал он: «Камеры, расположенные на верхнем этаже главного здания, отведены для политических. Это чистые и хорошо вентилируемые комнаты такого же размера, как и в томской пересылке. Во время моего визита только четыре камеры из двенадцати были заняты: в трех из них содержались политические. Из окон можно было созерцать мир, лежащий за тюремными стенами… Двое арестантов, оба — студенты Московского университета, имели в своем распоряжении книги и сигареты, а в одной камере я даже заметил бутыль одеколона, доставленную утром из города… постель состояла из мешка с соломой, подушки и серого шерстяного одеяла…» Условия, описанные западными журналистами, как видно из данных заключения историко-культурной экспертизы, могли не совпадать с условиями пребывания в тюменской тюрьме Достоевского, потому что почти наверняка он находился еще в старых деревянных бараках. Каторга В Тобольске Достоевский находился менее двух недель. Однако одна короткая встреча, состоявшаяся во время ожидания отправления на омскую каторгу, полностью изменила судьбу великого писателя, предопределила все его дальнейшее отношение к жизни, людям и творчеству. Во время пребывания петрашевцев в тобольской пересыльной тюрьме, холодной зимой 1850 года, их незримо сопровождали друзья — жены декабристов Наталья Фонвизина, Жозефина Муравьева и Полина Анненкова.
Они передавали арестантам продукты, всячески поддерживали их, а однажды подкупили смотрителя и устроили у него на квартире короткую, но очень важную встречу с каторжанами. С этого момента Евангелие — книга, единственная, которую было разрешено иметь каторжанам, была с Достоевским всю его жизнь, до смертного одра. Она прошла с ним всю каторгу, солдатские казармы, была с ним во время возвращения к литературе, была спутником всех его душевных волнений, взлетов и падений. Ежедневно Федор Михайлович читал то самое тобольское Евангелие и делал огромное количество пометок на полях. Сначала он делал их ногтем, ведь на каторге запрещалось иметь при себе писчие предметы, позже на полях книги стали появляться заметки карандашом и пером. Можно сказать, что вся, начиная с пребывания в Тобольске, жизнь, все творчество его отображено в этих коротких записках на полях Библии. Не так давно ученым удалось расшифровать эти записки, и в свет вышло знаменитое издание, которое так и называется — «Евангелие Достоевского».
Информация
Причины этого решения объясняются несколькими факторами. Во-первых, в 1849 году Достоевский был арестован в связи с участием в петрашевском кружке — интеллектуальной организации, которая обсуждала идеи социализма и революционной борьбы. Российские власти реагировали на подобные инициативы крайне жестко и неумолимо. После ареста Федор Михайлович был подвергнут суду и приговорен к смертной казни.
В связи с этим следует отметить вторую причину: на момент ареста Достоевский был не только социалистом, но и участником деятельности, направленной против российского правительства. Он был «избранником» петрашевского кружка и сотрудничал с подпольными изданиями, распространяющими бунтарские идеи. Эти факты не могли остаться незамеченными властями, и Достоевский был обвинен в участии в заговоре против государства.
Третья причина, по которой Достоевского отправили на каторгу, — морально-психологический аспект. В своих произведениях он описывал преступных деятелей, бродяг и ослепленных идеологией людей, и многие видели в его творчестве нечто хитроумное и деструктивное.
Это было первое издание Евангелия на русском языке, выпущенное в 1823 году Библейским Обществом под руководством преосвященного Филарета Дроздова , будущего Московского митрополита.
Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений. Оно, перечитываемое и толкуемое каждый день, стало его покаянным путеводителем к спасению. И потому главном завещанием на смертном одре передано сыну Феде.
Так в первом же, после выхода его из каторги письме, Федор Михайлович спешил поделиться с братом воспоминанием: «Скажу только, что участие, живейшая симпатия почти целым счастием наградили нас. Ссыльные старого времени т. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением.
Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас». И позднее в «Записках из Мёртвого дома»: «При вступлении в острог у меня было несколько денег; в руках с собою было немного, из опасения, чтоб не отобрали, но на всякий случай было спрятано, то есть заклеено, в переплете Евангелия, которое можно было пронести в острог, несколько рублей.
Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц. Те горланили. Затягивали песни. Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними». На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы.
Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись. Позади скамеек стояли арестанты без шапок, с обритыми головами, с выражением детской радости на покрытых шрамами и клеймами лицах. Наконец занавес поднимался, открыв декорацию. Арестанты, игравшие роли вельмож и светских женщин, как и их сотоварищи, оставались в кандалах, таская их за собой по полу. Дни проходили за днями, месяцы за месяцами. Кошмар монотонности затягивал Федора Михайловича. Ни одной близкой души. Нечего читать, кроме нескольких, редко попадавшихся, французских журналов и Евангелия.
Это одиночество было худшим из мучений. Если бы можно было хотя бы поддерживать связь со своими! Но каторжникам запрещалась частная переписка, кроме отдельных, исключительных и строго ограниченных случаев. И Михаил, со своей стороны, не посылал писем в Сибирь из страха перед репрессиями. Он был женат, был главой большой семьи. Он пострадал от несправедливого ареста. Он боялся скомпрометировать себя, боялся повредить Федору Михайловичу, написав ему письмо. Выйдя из каторги, Достоевский сразу же посылает брату Михаилу письмо, полное трогательных упреков: «Скажи ты мне ради Господа Бога, почему ты мне до сих пор не написал ни одной строчки?
И мог ли я ожидать этого?.. Я писал тебе письмо через наш штаб. До тебя оно должно было дойти наверное, я ждал от тебя ответа и не получил. Да неужели тебе запретили? Ведь это разрешено, и здесь все политические получают по нескольку писем в год… Кажется, я отгадал настоящую причину твоего молчания. Ты, по неподвижности своей, не ходил просить полицию или если и ходил, то успокоился после первого отрицательного ответа, может быть, от такого человека, который и дела-то не знал хорошенько». Михаил старается оправдаться в малоизвестном письме от 18 апреля 1856 года: «После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно.
Я ничего не выхлопотал. Мне отвечали на основании законов, что до тех пор, пока ты на каторжных работах, это невозможно… Насчет тайной переписки я был достаточно предупрежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя ни единою строкою. Брат, друг мой, у меня шесть человек детей, я находился и, может быть, еще нахожусь и теперь под надзором, брат, скажи мне, не была ли простительна с моей стороны подобная решимость? В последний год каторги Достоевскому жилось легче, чем в первый. Федор Михайлович завоевал расположение нескольких каторжников, завел знакомства в городе, получил разрешение читать некоторые книги. Наконец листья на деревьях начинают желтеть, вянет трава в степи, и вот уже падает первый снег, и в воздухе кружатся легкие снежинки. Час освобождения близится.
Достоевский ждет терпеливо и спокойно. Каторжники, встретясь с ним во дворе, поздравляют его: — А что, — отвечает он, — вам-то скоро ли? Ну, да уж что! Лет семь еще я промаюсь, — отзывается тот и рассеянно, точно заглядывая в будущее, поднимает взгляд к небу. Накануне самого последнего дня в сумерках Федор Михайлович, как обычно, обошел весь острог. Мысленно, серьезный и печальный, он прощается с почернелыми бревенчатыми срубами казарм, за четыре года еще более обветшавшими. Здесь, за этой оградой погребена его юность, здесь погребены его надежды. Он выходит из каторги уставшим, постаревшим, разочарованным, и снова ему предстоит бороться, страдать, жить… Ради чего?
Ради кого? На другое утро еще до выхода на работу Достоевский обошел все казармы и попрощался с арестантами. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они… Иные отвертывались от меня и сурово не отвечали на мое прощание. Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью». Все отправились на работу, а Достоевский идет в кузницу. Кузнецы-арестанты снимают с него кандалы. Удар молотка.
Кандалы падают. Достоевский поднимает их, держит в руках, долго смотрит на них в последний раз. С Богом! Но Федор Михайлович не двигается. Горло перехватывает желание рыдать, кричать. Пошатываясь, он выходит из кузницы, останавливается, обращает взгляд в небо. Достоевский вышел из каторги около 15 февраля 1854 года и только в марте был переведен в Семипалатинск. Две недели он жил в Омске у своих друзей Ивановых.
Мадам Иванова была дочерью декабриста Анненкова. Она встречала Достоевского на его пути в Тобольск. Во все время его заточения она и ее муж проявляли чудеса изобретательности, чтобы облегчить участь писателя, передавали ему то немного денег, то какую-нибудь домашнюю еду. Он сделал для меня все, что мог… Я должен ему рублей 25 серебром», — писал Достоевский брату. Федор Михайлович был отправлен по этапу в Семипалатинск, где стоял 7-й линейный Сибирский батальон, куда он был зачислен рядовым. Шли пешком, шагая по изрытым, разбитым дорогам. По пути бывших каторжников догнала повозка, груженная канатами. Достоевский и его спутники взбираются в повозку и устраиваются на связках канатов.
Повозка неторопливо двигается вперед. Воздух свеж. Высоко в небесном безмолвии плывут облака. Душу Федора Михайловича переполняет счастье, волнение и неизъяснимое чувство благодарности.
Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал».
Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г. Сам же он получил от критиков своеобразное звание русского Данте, который сошёл в каторжную жизнь как в преисподнюю. Любимая няня и прототип Настасьи Филипповны Эпизодов и деталей из собственной жизни Достоевский описал в своих произведениях достаточно много. И не все они были ужасны — к примеру, в романе «Бесы» упоминается любимая няня будущего писателя и его братьев и сестёр. Женщина по имени Алёна Фроловна была с будущим классиком и другими детьми семейства Достоевских с младенчества, она рассказывала им множество сказок, всегда была добра и весела и оставила у Фёдора Михайловича самые приятные воспоминания. Природа села Даровое, уютная роща и близлежащий лес также запечатлелись в памяти писателя самыми тёплыми и яркими картинками. Настолько, что даже в ссылке и в тюрьме он с наслаждением вспоминал покос, поля и лучи солнца, ярко описывая всё это в тех же «Бесах», своём первом романе, принёсшем ему оглушительный успех, «Бедных людях» и «Дневнике писателя». Образ невероятной, не соответствовавшей никаким нормам, прекрасной и притягательной женщины Достоевский также взял из реальной жизни.
Настасья Филипповна из романа «Идиот» и Полина из романа «Игрок» частично списана с возлюбленной писателя — Аполлинарии Сусловой. Свободолюбивая женщина посещала лекции в университете что на тот момент было довольно смело , имела множество поклонников и даже отказала Достоевскому, когда он сделал ей предложение после смерти первой жены. Письма писателя Аполлинария сожгла, так что, каким на самом деле был роман Фёдора Михайловича и взбалмошной красавицы, нам не узнать.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Предыстория В Сибирь Достоевский приехал 28-летним. Молодой каторжник был выпускником Инженерного училища, отставным поручиком, автором повестей «Бедные люди», «Двойник» и «Белые ночи», которые сделали его в глазах читателей и коллег «новым Гоголем». Просто Гоголю оставалось тогда всего два года жизни, и он ничего уже не писал, кроме писем друзьям. Корифеями столичной литературной жизни были, наряду с Достоевским, его ровесники Николай Некрасов один из самых первых восторженных почитателей , Дмитрий Григорович, известный сейчас как автор «Гуттаперчевого мальчика» близкий друг со времён совместной учёбы в Инженерном училище , и Иван Тургенев — сначала друг, а после серии ссор полноценный враг и даже, по словам самого Тургенева, объект беспричинной ненависти. Неформальное членство Достоевского в обществе «петрашевцев», где по пятницам велись беседы на тему отмены крепостного права, свободы печати и судебной реформы, довело его до беды. В апреле 1849 года писатель был арестован. Восемь месяцев он провёл в Петропавловской крепости, а потом военный суд приговорил его к смертной казни, причём главной виной объявили «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Это то самое письмо, которое недавно цитировал юморист Максим Галкин в своём нашумевшем интервью: «Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.
Ей нужны не проповеди довольно она слышала их! Политике императора Николая I эти слова в корне противоречили. В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Отбывать наказание надлежало в Омске. Шесть дней Достоевский пробыл в бывшей столице Сибири Тобольске, а 23 января 1850 года приехал в наш город. Новые места «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет.
Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Это цитата из письма Достоевского брату Михаилу, отправленного вскоре после выхода с каторги. Понятно, что у писателя были личные причины для негативного отношения к Омску, но город в те времена и правда не казался вершиной благоустройства, особенно для человека, привыкшего к жизни в Петербурге. Центром жизни Омска была земляная крепость с каменным Воскресенским собором, офицерскими домами и казармами, её окружали одноэтажные деревянные дома, в которых жили штатские. Так выглядела вторая Омская крепость.
Острог находился в одном из верхних зубцов правом Источник: etomesto. Приехал он с северо-запада по Тюкалинскому тракту, переходившему в городской черте в улицу Тобольскую нынешняя Орджоникидзе. В центре города эта улица упиралась в большую площадь, и слева можно было увидеть городскую рощу на месте нынешней Соборной площади , а справа — крепость. Арестантов везли через Тарские ворота и направляли в острог, находившийся на месте нынешнего драмтеатра. Теперь для Достоевского началась новая, каторжная жизнь. Ему выбрили переднюю половину головы бессрочным каторжникам выбривали левую сторону , выдали «лоскутные платья» — арестантскую одежду со специальными метками зимой чёрная, летом белая , надели ножные кандалы. Это был так называемый «мелкозвон», оковы весом в четыре-пять кило, которые снимались только при освобождении.
Их должно было надевать под панталоны. К серединному кольцу привязывался ремень, который в свою очередь прикреплялся к поясному ремню, надевавшемуся прямо на рубашку». Жили каторжники в здании острога с большим двором шагов 200 на 150 , обнесённым высоким тыном. Содержать их требовалось «в наилучшей чистоте», но это требование не выполнялось.
Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».
В 1843 году 22-летний Федор Достоевский окончил инженерное училище и был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако должность тяготила его, и через год Федор Михайлович подал в отставку, решив посвятить свое время литературному творчеству. Ранние работы, начатые Достоевским еще во время обучения, не сохранились, многие из них не были завершены, переводы французских романов, которые делал Достоевский, печатались без указания имени автора. Произведение было радушно встречено Виссарионом Белинским, и писатель вошел в его литературный кружок. Однако следующее произведение, "Двойник", вызвало непонимание и критику со стороны славянофилов. Однако Белинский встал на сторону молодого писателя, отмечая его несомненный талант. Стоит отметить, что Достоевский на начальном этапе своего творчества пробовал себя в разных жанрах и формах, писал юмористические рассказы и очерки, повести и романы. Многие идеи нашли воплощение в более поздних произведениях автора. Общение в литературных кругах и публикация собственных произведений заметно расширили круг знакомств Федора Достоевского. В 1846 году он познакомился с Михаилом Петрашевским и стал посещать собрания единомышленников — "пятницы". На одном из кружков молодой писатель несколько раз публично зачитывал запрещенное в те времена письмо Белинского Гоголю, за что был арестован вместе с другими петрашевцами. Арест и заключение в Петропавловской крепости Восемь месяцев юноша провел в застенках Петропавловской крепости. Свою вину он отрицал, однако следователи считали его "одним из важнейших преступников". В ноябре 1849 году Достоевского и других арестованных участников кружка приговорили к лишению всех прав и смертной казни через расстрел. Однако уже на Семеновском плацу, где приговор должны были привести в исполнение, смертную казнь заменили на восемь лет каторги, впоследствии срок сократили вдвое. Переживания, которые испытывал Достоевский, ожидая смерти, впоследствии нашли отражение в монологе князя Мышкина в романе "Идиот". Во время недолгого заключения в тобольской тюрьме по дороге на каторгу жены декабристов передали заключенным по Евангелию. Свой экземпляр Федор Михайлович хранил как реликвию всю жизнь — на следующие четыре года подаренная книга стала единственным доступным для него чтением. По мнению литературоведов, это обстоятельство, как и внезапная отмена казни, во многом повлияло на изменение взглядов Достоевского и их поворот в сторону православного мировоззрения. Каторга и ссылка Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки — однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". Записанные в ней впечатления от пребывания в остроге позднее были отражены писателем в повести "Записки из мертвого дома". Другие арестанты относились к Достоевскому настороженно, так как он был дворянином, и писателю, по его признанию, потребовались годы на то, чтобы изменить такое отношение и стать "своим" для других заключенных. Первый биограф писателя, Орест Миллер, даже называл каторгу "уроком народной правды для Достоевского". Во время пребывания в Омске также был зафиксирован первый случай падучей — эпилепсии, которой писатель страдал до конца жизни. Мария Исаева Из острога писатель вышел в 1854 году и был направлен рядовым в Семипалатинск, в 7-й Сибирский линейный батальон. Там он познакомился с женой начальника Астраханского таможенного округа Марией Исаевой. Для урожденной француженки, прозябающей в провинции замужем за пьяницей, с маленьким сыном на руках, знакомство с 33-летним Достоевским стало "лучом света в темном царстве". Чувства влюбленных подверглись проверке временем, когда мужа Марии перевели на службу в Новокузнецк. После смерти Николая I в 1855 году Достоевский посвятил его супруге верноподданническое стихотворение, а в 1856 году, в день коронации Александра II, петрашевцы получили царское прощение. В 1857 году Федор Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, которая на тот момент стала вдовой. Вскоре после свадьбы у писателя случился эпилептический припадок, который очень испугал супругу. Она обвиняла мужа в том, что он утаил от нее опасное заболевание, которое в любой момент может окончиться смертью.
При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».
За что достоевский попал на каторгу
Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила.
Достоевский биография Каторга За Что
Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение. Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Для начала следует разобраться из-за чего Михаил Фёдорович Достоевский попал на каторгу.