6 апреля 1943 был издан Маленький принц. История создания маленького принца, прототипы героев сказки маленький принц, биография Экзюпери. Маленький принц – это образ самого Антуана де Сент-Экзюпери, только возвращённого в детство и лишённого цинизма и жёсткости взрослых. И это лишь один из мифов об авторе «Маленького принца» | VOKRUGSVETA. Например, оказывается, писатель задумывал продолжение «Маленького принца» – «Маленькую принцессу» – и тому есть веские документальные доказательства и даже рисунок.
29 ИЮНЯ 1900 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА РОДИЛСЯ АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ, АВТОР «МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»
Этот набросок, на котором изображен Маленький Принц, пишущий письмо, вошел в 11-страничное любовное письмо автора молодой женщине. Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с иллюстрациями автора. Среди гостей вечера оказалось множество членов Русского Космического Общества, для которых идеи, высказанные автором «Маленького принца», а также «Цитадели», «Планеты людей», «Военного лётчика» и т.д.,очень важны и органичны. самым пожилым боевым летчиком "Сражающейся Франции", которому пришлось едва ли не впервые использовать свою всемирную славу, чтобы добиться разрешения воевать в боевой части.
Во Франции опубликованы ранее неизданные письма автора «Маленького принца»
Не все из читающих эти строки доживут. Ну и самое главное - знаете, кто эти деньги получает сейчас? В ноябре 2002 по решению суда Наталья Викторовна Гумилева, вдова Льва Гумилева, известного ученого, сына поэта и Анны Ахматовой, была признана наследницей и обладателем исключительных прав на произведения Николая Гумилева. Лев Гумилев Через два года после решения суда, в 2004 году Наталья Викторовна умерла, и наследницей стала ее племянница, Маргарита Ивановна Новгородова. И именно она - племянница жены сына - и ее потомки и будут принимать решения о возможности публикаций стихов великого русского поэта почти до двадцать второго века. В принципе это все, что нужно знать о современном авторском праве.
И тогда Лис сказал: «Поди взгляни на розы в саду ещё раз. А потом я открою тебе секрет». Зорко только сердце… Лис учит истинному пониманию дружбы. В бешеных скоростях современной жизни, в спешке, при нашем нежелании осмыслить прожитые дни гибнут любовь и дружба. Некогда поговорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Дружба, любовь тоже становится испытанием…». Какой отважный поступок должен совершить Маленький принц, чтобы вернуться на свою планету? Ради того, чтобы улететь на свою планету, он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела.
И как бы смерть ни пугала, отважный принц примет ее, потому что он в ответе за свою маленькую планету и свою розу. Путь его лежит через самопожертвование. Мальчик пойдёт на смерть в надежде перенестись туда, где в нём больше нуждаются. Тогда-то Лётчик поймёт самый важный секрет: жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое — свое время. Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Цветы дружбы и любви.
В отличие от отношений человеческой дружбы и любви, в отношениях между человеком и животным нет ничего случайного. Если человек поставит перед собой цель — приручить животное, он непременно добьётся своего. Если он возьмёт на себя ответственность за животное, оно обязательно привяжется к нему. Приручение есть искусство, которому можно научиться, игра по правилам, которые можно усвоить. А что если перенести это искусство и эти правила на отношения между людьми? Тогда люди возьмут на себя ответственность друг за друга, как тот, кто приручает, и будут преданы друг другу, как тот, кто приручен. Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне — встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством.
И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца... Давайте вспомним стихотворение известного российского поэта Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самою незаметностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый дивный миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас.
Теперь Маленький принц из 10 тысяч лисиц узнал бы своего Лиса, и наоборот. И тогда Лис сказал: «Поди взгляни на розы в саду ещё раз. А потом я открою тебе секрет». Зорко только сердце… Лис учит истинному пониманию дружбы. В бешеных скоростях современной жизни, в спешке, при нашем нежелании осмыслить прожитые дни гибнут любовь и дружба. Некогда поговорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Дружба, любовь тоже становится испытанием…».
Какой отважный поступок должен совершить Маленький принц, чтобы вернуться на свою планету? Ради того, чтобы улететь на свою планету, он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала, отважный принц примет ее, потому что он в ответе за свою маленькую планету и свою розу. Путь его лежит через самопожертвование. Мальчик пойдёт на смерть в надежде перенестись туда, где в нём больше нуждаются. Тогда-то Лётчик поймёт самый важный секрет: жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое — свое время.
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Цветы дружбы и любви. В отличие от отношений человеческой дружбы и любви, в отношениях между человеком и животным нет ничего случайного. Если человек поставит перед собой цель — приручить животное, он непременно добьётся своего. Если он возьмёт на себя ответственность за животное, оно обязательно привяжется к нему. Приручение есть искусство, которому можно научиться, игра по правилам, которые можно усвоить.
А что если перенести это искусство и эти правила на отношения между людьми? Тогда люди возьмут на себя ответственность друг за друга, как тот, кто приручает, и будут преданы друг другу, как тот, кто приручен. Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это было фантастическое приключение лётчика в пустыне — встреча с обитателем далёкой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца... Давайте вспомним стихотворение известного российского поэта Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самою незаметностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый дивный миг.
Эта книга впитывает только хорошие чувства. После её прочтения вам сразу будет радостно на душе. Ольга, 20 июня 2020 в 14:22 Забавная, Сказка. Мой сыночек 2х лет хорошо под неё засыпает Александр , 22 июня 2020 в 10:38 Книга очень интересная советую прочитать.
Мне очень понравилась. На некоторых моментах даже прослезилась. Ведь то что в ней написано — правда. София , 7 июля 2020 в 09:52 Сказка трогательная. Я плакала когда дочитывала 26 главу. Советую прочитать! Кристина, 12 июля 2020 в 10:14 Хорошая сказка и правдивая советую прочитать!
7 фактов о Экзюпери и его «Маленьком принце»
Судя по всему, автор «Маленького принца» был убит или тяжело ранен и не смог воспользоваться парашютом. Но даже если вы знаете «Маленького принца» наизусть, вот несколько фактов о книге и ее авторе, которые, возможно, станут для вас. Также в преддверии юбилея власти региона Овернь-Рона-Альпы приобрели почти за €1 млн замок Сен-Морис-де-Реман, где прошли детские годы автора "Маленького принца". «Маленький принц» стал самой успешной работой писателя, более того, одной из самых продаваемых и самых переводных книг, когда-либо изданных.
Рукопись «Маленького принца» впервые представили на выставке в Париже
«Маленький принц» был создан в 1942 году в Нью-Йорке, в вынужденной эмиграции из родной Франции, оккупированной фашистскими войсками. Эпистолярия Сент-Экзюпери будет представлена на выставке в честь 75-летия с момента публикации самого известного произведения писателя – повести «Маленький принц». 24 мая к 80-летию со дня выхода Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в отделе литературы на иностранных языках НБ ЧР им рова прошел вечер книги «Все взрослые сначала были детьми». Переписка писателя Антуана де Сент-Экзюпери с его будущей женой, сальвадорской писательницей и художницей Консуэлой Сунсин Сандовал опубликована во Франции.
Во Французской академии рассказали о секрете успеха "Маленького принца"
По его словам, Экзюпери был символом для всех тех, кто служил на благо Франции. Городские власти также организовали бесплатную выставку, на которой все желающие могли посмотреть браслет Сент-Экзюпери, найденный 7 сентября 1998 года марсельским рыбаком. Антуан де Сент-Экзюпери - знаменитый французский писатель и летчик, автор знаменитого «Маленького принца» - 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полет и так и не вернулся.
Опубликовано: 07. Кажется, содержание этой книги знает каждый человек. Однако не менее интересна и история её создания. Антуана де Сент-Экзюпери писал эту книгу в Нью-Йорке летом и осенью 1942 года.
Мотивы этой сказки-притчи начали складываться с началом Второй мировой войны. В это время Экзюпери часто рисовал одно и то же: он рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменил длинный шарф какой, кстати, носил и сам автор , а облако стало астероидом Б-612.
Экспозиция во Франции пройдет в Музее декоративных искусств в Париже с 17 февраля по 26 июня 2022 года. В выставку будут включены более 600 экспонатов, в том числе акварельные и карандашные наброски, вырезки из газет, фотографии, поэмы. Фото: Pixabay.
И вот ее единственной было бы достаточно, чтобы ее автор, Антуан де Сент-Экзюпери, был прописан в вечности. Это - почти евангельская истина; недаром "Маленький принц" по количеству переводов на разные языки мира 301, если не ошибаюсь уступает только одной книге - Библии. Я бы напомнил и другие его великие афоризмы. Например: "Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит вместе смотреть в одну сторону". Или: "Единственная роскошь на свете - это роскошь человеческого общения". Ну и конечно, "все мы родом из детства", - что стало уже какой-то банальной очевидностью, как "дважды два четыре" или "Волга впадает в Каспийское море". Мне трудно представить свое детство без удава, проглотившего слона и ставшего похожим на шляпу Для Экзюпери это не было банальностью. Это стало его судьбой. Когда в 12 лет этот мальчик, потомок древнего, но обедневшего рода, сын виконта, работавшего скромным страховым инспектором в Лионе и умершего от кровоизлияния, когда Антуану было 4 года, - когда этот маленький французский граф впервые поднялся в воздух на самолете, пилотируемом знаменитым летчиком Габриэлем Вроблевски, судьба его была решена. Собственно, в последующие 32 года он уже не мог выбраться из этого состояния. Так и остался ребенком, который живет между небом и землей. В одном из писем к своей возлюбленной, внучке русского императора Александра II Натали Палей он писал: "Жестоко увидеть рай и тут же его потерять". В другом письме есть поразительные по безысходности самоощущения слова: "Нелепая планета, нелепые проблемы, нелепый язык. Может быть, есть где-нибудь звезда, где живут просто". В этих словах весь "Маленький принц", написанный в том же 1942 году, что и письма к Палей.
В Израиле в новой версии сказки Сент-Экзюпери главный герой стал маленькой принцессой
Среди тех, кто приветствовал появление романов Сент-Экзюпери, был известный писатель, будущий лауреат Нобелевской премии Андре Жид: в предисловии к «Ночному полету» он уже высветил связь автора с философией Ницше. Не меньший интерес вызывали и его сочинения военных лет: «Военный летчик» 1942 , «Письмо заложнику» 1944. Эти произведения неоднократно переиздавались, переводились на другие языки, становились бестселлерами, в них экзистенциалисты Сартр, Мерло-Понти увидели сходство с их собственными взглядами и манерой. Еще при жизни Сент-Экзюпери был известен и как поэт, читавший друзьям свои стихотворения, а более широкому кругу — как репортер, журналист, сценарист фильм Реймона Бернара «Анна-Мари», 1936. Экранизировался и роман «Ночной полет»: в голливудском фильме 1933 года главную роль исполнял Кларк Гейбл. Философско-поэтическая сказка «Маленький принц», сочиненная во время пребывания Сент-Экзюпери в США и изданная там в 1943 году первоначально на английском и французском языках, принесла писателю прижизненную славу, хотя французского издания 1946 года ему уже не довелось увидеть. После войны, вслед за «Маленьким принцем» и «Цитаделью» 1948 , были изданы его юношеские письма и записные книжки 1953 , эссе «Смысл жизни» 1956 , «Письма к матери. Полное собрание сочинений Антуана де Сент-Экзюпери, вышедшее в 1994 году в научной академической серии «Энциклопедия Плеяды», содержало в себе итог тщательного и долгого текстологического и литературоведческого исследования разнообразного наследия писателя. Но и это издание было дополнено в 2007 году публикацией небольшой юношеской повести «Манон, танцовщица» 1925. В то же время полнота знакомства с наследием Сент-Экзюпери на его родине отнюдь не защищала ни от лакун так, специалисты признают недостаточную изученность журналистской деятельности писателя , ни от поверхностного прочтения его сочинений некоторыми критиками, принадлежащими при этом к разным, даже противоположным лагерям, ни от споров об этическом содержании и художественном новаторстве этих сочинений. Разброс оценок оказался так велик, что Лоран де Галембер счел возможным констатировать у современных исследователей творчества Экзюпери «критическую шизофрению».
Пожалуй, подобное противоречивое отношение к Сент-Экзюпери возникло после выхода «Цитадели». Неоконченное, фрагментарное, частично собранное из беглых заметок, включающее в себя варианты сходных рассуждений, частично повторяющих друг друга, повествование, с одной стороны, стало трактоваться как наиболее полное выражение философских взглядов писателя, с другой — как вполне завершенный жанр тоталитарной ницшеанской утопии. Обратный отсвет, брошенный такой трактовкой «Цитадели» на другие сочинения Экзюпери, вызвал желание некоторых читателей подвергнуть их осуждению — и в 1967 году вышел сборник «Сент-Экзюпери под судом», в котором оказались собраны весьма резкие суждения о писателе: Люк Эстан констатировал патернализм и слабость социальной оптики Экзюпери, Жан-Луи Бори утверждал, что писатель мечтает о Человеке, не любя и презирая обычных людей, а Жан-Франсуа Ревель объявил его «летающей этажеркой, заменившей человеческий мозг авиамотором». Не менее резки были и мнения о художественной манере писателя, самое мягкое из которых объявляло Экзюпери писателем-традиционалистом, пишущим о современности по параметрам классического романа. Жан Ко утверждал, что проза Сен-Экзюпери «смертельно скучна», а его стиль — «приглаженный стиль самоучки»; Рене Тавернье не нашел в писателе «ни великого философа, ни великого художника». Писатель, в котором до того видели «аристократического гуманиста», сторонника элитарности, превратился в таком истолковании в объект презрения со стороны интеллектуальной элиты. В конце концов для многих стало хорошим тоном утверждать, что Сент-Экзюпери — второстепенная фигура, вышедшая из моды, чье творчество интересно разве что подросткам.
Слова только мешают понимать друг друга. Все дороги ведут к людям. То, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.
Взрослые прыгают по верхам, не вникая в суть процессов. Детям утомительно и долго растолковывать взрослым элементарную суть бытия. Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь серцце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую... И все напрасно. Ты живешь в своих поступках, а не в теле.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 7 апреля 2023, 22:30 Во Французской академии рассказали о секрете успеха "Маленького принца" Писатель и историк Жан-Мари Руар считает, что повесть Антуана де Сент-Экзюпери "синтезирует нечто вечное" ПАРИЖ, 8 апреля. Популярность аллегорической повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" связана с тем, что она затрагивает вечные сюжеты. Я думаю, что адресованное нам послание Антуана де Сент-Экзюпери - это обращение человека, который находится в мире, объятом войной. Он воюет, но он не любит войну", - отметил Руар, который родился 8 апреля 1943 года, спустя два дня после выхода "Маленького принца" в свет. Автор - гуманист, он воюет из-за своего патриотизма, но не любит воевать, отмечает собеседник агентства, подчеркивая, что "ответственность за войну Антуан де Сент-Экзюпери возлагает на мир взрослых". Обращение к ребенку "Автор "Маленького принца" обращается к ребенку, который обладает чистой магией, свойственной детству. У него такой замечательный характер, так как для него не существует барьеров, и у него нет зла, которое толкает взрослых к войне", - говорит ученый.
Образы сменяли друг друга под аккомпанемент странных индейских песен. Я больше не могла — слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой. Это был очень гордый цветок. Их союз был нелегким. Она была подругой Метерлинка и Дали , и Экзюпери страстно любил эту талантливую, своенравную и темпераментную женщину. Но вместе с тем — раздражался, обижался, злился, уходил и снова возвращался. Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить. Сомнения, которые не раз испытывал писатель во время отношений с этой женщиной, в «Маленьком принце» он воплотил в образе поля, засеянного множеством роз. Время от времени у него появлялись любовницы — «красивые, но пустые», но именно «она напоила благоуханием и зажгла». И поэтому в уста Лиса он вложил важные слова: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Именно Консуэлло убедила мужа прислушаться к совету редактора Хичкока и написать детскую сказку, именно о ней он думал во время ночных перелетов, глядя на звезды. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают. Угасшие кратеры на планете, где выросла эта прекрасная Роза — отсылка к трем вулканам Сальвадора, откуда жена Экзюпери была родом. Извержение одного из них — Исалько — Антуан застал во время поездки на родину Консуэло: покрытые застывшей магмой огнедышащие горы виднелись прямо из окон родительского дома. У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший. В конце 1935 года, измотанный постоянным стычками с Консуэло, Антуан решает совершить наиболее длительный перелет на самолете и побить мировой рекорд в 98 часов 52 минуты, добравшись из Парижа в Сайгон, что на юге Вьетнама. Несмотря на уговоры жены остаться, ранним утром 29 декабря он вместе с механиком сел в самолет и взлетел. Они пересекли Францию, затем Средиземное море, долетели до египетской Александрии, где, совершив дозаправку, отправились дальше — в зону бескрайних песков Сахары. Глубокой ночью, полагая, что Каир рядом, Экзюпери пошел на снижение... Самолет разбился, летчику с механиком повезло уцелеть. Но они оказались в центре бескрайней пустыни, их бак был пуст. Запас провианта также не внушал оптимизма: небольшой термос кофе, немного вина, несколько виноградин и апельсин. Уже под вечер они видели миражи и только через три дня, умирая от жажды и палящего солнца, были спасены бедуинами.
Рукопись «Маленького принца» Сент-Экзюпери представят в музее в Париже
Факты о сказках: "Маленький принц" | Пикабу | Автором «Маленького принца» является французский писатель и профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери, потомок старинного аристократического рода. |
ТРАГЕДИЯ Антуана де Сент-Экзюпери - автора "Маленького Принца" | Но даже если вы знаете «Маленького принца» наизусть, вот несколько фактов о книге и ее авторе, которые, возможно, станут для вас. |
Рукопись «Маленького принца» впервые представили на выставке в Париже
«Маленький принц» стал самой успешной работой писателя, более того, одной из самых продаваемых и самых переводных книг, когда-либо изданных. Аллегорическая повесть-сказка «Маленький принц», ставшая наиболее известным произведением Антуана де Сент-Экзюпери, была впервые опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. А сам автор "Маленького принца", летчик, погибший во Второй мировой войне, запомнился обаятельным и добродушным. В Париже издали неизвестные письма автора «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери к его музе, художнице Консуэло Сунсин-Сандовал. Он никогда не согласится с теми, кто посчитал, что автор «Маленького принца» совершил самоубийство в порыве отчаяния. 1944) - великий французский писатель и военный лётчик, автор множества известных книг и одной легендарной - "Маленький Принц" является самой переводимой книгой в истори.
Во Франции опубликованы ранее неизданные письма автора «Маленького принца»
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с иллюстрациями автора. Автор самой известной русской версии «Маленького принца» Нора Галь в 1958-м году перевела эту книгу просто для собственного удовольствия, и чтобы порадовать друзей. Антуа́н Мари́ Жан-Бати́ст Роже́ де Сент-Экзюпери́ (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger vicomte de Saint-Exupéry; 29 июня 1900, Лион, Франция — 31 июля 1944) — французский писатель.
Во Франции впервые продемонстрируют рукопись «Маленького принца»
Городские власти также организовали бесплатную выставку, на которой все желающие могли посмотреть браслет Сент-Экзюпери, найденный 7 сентября 1998 года марсельским рыбаком. Антуан де Сент-Экзюпери - знаменитый французский писатель и летчик, автор знаменитого «Маленького принца» - 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полет и так и не вернулся.
Если бы я просто разрабатывал эти семь сотен страниц горной породы, как для простой статьи, мне и то понадобилось бы десять лет, чтобы довести дело до завершения. Буду работать не мудря, покуда хватит сил. Ничем другим на свете я заниматься не стану.
Сам по себе я не имею больше никакого значения и не представляю себе, в какие еще раздоры меня можно втянуть. Я чувствую, что мне угрожают, что я уязвим, что время мое ограничено; я хочу завершить свое дерево». Антуан де Сент-Экзюпери Вообще идея становления человека через осуществление того лучшего, что вложил в него Господь, идея «прорастания» человека «жить — это постепенно рождаться», — писал Экзюпери — ключевая для «Цитадели». Но сруби плодоносящее дерево, и садовник будет убит». Рожденная дробным миром целостность, которую ты обретешь, будет не разгадкой ребуса, а преодолением противоречий и исцелением кровоточащих ран.
Обретая эту целостность, ты ощутишь и ее могущество». Для чего дана человеку жизнь, в чем смысл существования? На эти вопросы, не дающие покоя человечеству тысячи лет, у Экзюпери есть ответ: «смысл жизни в том, на что она потрачена». Власть должна быть разумной На страницах «Цитадели» Сент-Экзюпери перевоплощается во властителя крепости и строит свой мир. Единственный его собеседник, а иногда и оппонент — немного таинственный и всемогущий старец, его отец.
Этот старец олицетворяет собой всю историю человечества с накопленным опытом и мудростью. Сам властитель — его духовный сын и наследник. Помните, на одной из планет Маленький принц встретил Короля. Король был очень гордым, не замечал очевидных вещей и умел только повелевать. Но даже ослепленный своим величием, Король изрекал мудрые мысли: — Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?
Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. Властитель «Цитадели» — именно такой мудрый правитель, лишенный при этом тщеславия и самолюбования и поглощенный идеей отеческой любви и ответственности за свой народ. Его рассуждения то касаются конкретных случаев из жизни царства, то сводятся к поучениям, но в сущности выходят далеко за рамки прикладных советов и приобретают универсальное звучание.
Хотя каждая из дорог — принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря «свобода» и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу». Глупость, зависть, закостенелость в праздности — вот с чем борется мудрый правитель.
Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, — наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем». Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно». Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве.
Шаги к Господу Цитадель — это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей. Помните евангельскую притчу о злых духах? И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» Мф. Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери — это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого.
Однако не менее интересна и история её создания. Антуана де Сент-Экзюпери писал эту книгу в Нью-Йорке летом и осенью 1942 года. Мотивы этой сказки-притчи начали складываться с началом Второй мировой войны. В это время Экзюпери часто рисовал одно и то же: он рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменил длинный шарф какой, кстати, носил и сам автор , а облако стало астероидом Б-612. Самая светлая сказка мировой литературы и середина самой страшной мировой войны — видимо, в этом есть печальная закономерность. Впервые знаменитая сказка Экзюпери была опубликована в США в 1943 году.
Так и остался ребенком, который живет между небом и землей. В одном из писем к своей возлюбленной, внучке русского императора Александра II Натали Палей он писал: "Жестоко увидеть рай и тут же его потерять". В другом письме есть поразительные по безысходности самоощущения слова: "Нелепая планета, нелепые проблемы, нелепый язык. Может быть, есть где-нибудь звезда, где живут просто". В этих словах весь "Маленький принц", написанный в том же 1942 году, что и письма к Палей. Звезда, "где живут просто", это там, где можно выпалывать баобабы и разогревать завтрак на действующих вулканах. Где можно дружить с розой и наблюдать закаты несколько десятков раз в день. И, да, страдать от одиночества, но - как сладко страдать! Как умеют страдать дети и подростки со слишком развитой душевной субстанцией, которой тесно в субстанции физической. Да, у большинства людей это проходит с возрастом. У Экзюпери не прошло. Поэтому его язык и внятен детям и подросткам. Экзюпери считается одним из самых знаменитых летчиков. У него был патент на изобретение некоторых авиационных приборов. Но в то же время в истории мировой авиации, кажется, не было летчика, который за сравнительно короткий профессиональный срок потерпел 15!