Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Достоевский Федор Михайлович. Биография: жизнь и творчество Достоевского. Детство, образование, личная жизнь, гражданская казнь, катрога, смерть писателя.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
Известен факт, что в Баден-Бадене Достоевский проигрывается в рулетку «совершенно дотла». Игромания долгие годы была нездоровой страстью писателя. В 1861 году писатель повстречал другую свою роковую страсть — Апполинарию Суслову. Апполинария была известна своим эксцентрическим поведением, красотой, непомерным эгоизмом и страстью к внешним эффектам. Отношения писателя с Апполинарией продолжались пять лет. По дошедшим до нас свидетельствам можно предположить, что их брак не был счастливым, однако он вдохновил писателя на создание многих женских образов в частности, образ Катерины Ивановны — «Преступление и наказание».
После смерти брата Достоевский пробовал самостоятельно издавать журнал «Эпоха», но в итоге долгов накопилось еще больше, подписка резко упала, и издание пришлось прекратить. Его долг кредиторам составил 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. В то время Достоевский оказался в безвыходном материальном положении, что отразилось на работе над романом «Преступление и наказание»: глава за главой, свеженаписанные, Достоевский посылает их прямо в журнальный набор «Русского вестника», где они сразу же и печатаются в очередной номер. А с другой стороны над ним нависает угроза потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Чтобы выполнить свои обязательства перед Стелловским, Достоевский должен написать ему роман «Игрок» ; таким образом, писателю предстояло вести параллельную работу над двумя романами!
Его физических сил на это не хватило, и вот по совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей. Анна Сниткина — его будущая жена.
Но прежде чем говорить о каторге Достоевского, посмотрим, каков он был как человек — до ссылки. Сначала в детстве, в семье, потом в инженерном училище, юношей, и, наконец, молодым писателем.
I Семья Достоевского была, что называется, патриархальная. Отец занимал скромное место доктора московской Мариинской больницы. Жил с женой и семью детьми в маленькой квартире в три комнатки. Брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович рассказывает о жизни в семье следующее: «День проходил в нашем семействе по раз заведённому порядку, один как другой.
Вставали утром рано, часов в шесть. В восьмом часу отец выходил уже в больницу, или в «палату», как у нас говорилось. В девять часов утра отец, возвратившись из больницы, ехал сейчас же в объезд своих городских пациентов, или, как у нас говорилось, «на практику». В его отсутствие мы, дети, занимались уроками.
Возвращался отец постоянно почти в двенадцать часов, и сейчас же обедали. В 4 часа дня пили вечерний чай, после которого отец вторично шёл в палату к больным. Вечера проводились в гостиной, и ежели отец не был занят «скорбными листами», то читали вслух. В праздничные дни, в особенности в святки, в той же гостиной иногда игрывали при участии родителей в карты — в короли, причём брат Фёдор, по юркости своего характера, всегда уловчался сделать какой-нибудь обман, в чём и бывал не раз уличён.
В девятом часу вечера аккуратно накрывался ужинный стол и, поужинав, мы, мальчики, становились перед образом; прочитав молитвы и простившись с родителями, отходили ко сну» 6. Летом Достоевские ездили в Троицкую лавру. Но с покупкой в 1831 г. В Москве, при больнице, также был большой сад.
И дети летом, весной и осенью почти всё свободное время проводили на воздухе. Достоевский в этот детский период был необыкновенно живой, «юркий» и увлекающийся мальчик. По его собственным словам, он любил в детстве «выказываться силою, ловкостью и т. Пришлось им однажды видеть «бегуна» — человека, показавшего своё искусство бегать.
После этого маленький Фёдор постоянно носился по аллеям громадного больничного сада с носовым платком во рту. А в имении больше всего увлекались дети игрою в «диких», придуманной Фёдором. Они засаживались в кусты, размалёвывали своё тело и «сражались», как настоящие «дикие». Однажды они даже не явились к обеду, и мать принесла им еду в кусты.
Дети были в восторге, что могли наконец пообедать, как дикари, без ножей и вилок. В деревне всё время общались они с простым народом. Принимали участие в уборке хлеба. И маленький Фёдор был общим любимцем крестьян.
Живой, добрый, простой — он положительно внушал им нежность. Деятельная любовь к людям и тогда уже светилась в нём. Брат его Андрей вспоминает: «... Я помню, что одна крестьянка, вышедшая на поле жать, вместе с маленьким ребёнком в люльке, пролила нечаянно жбанчик воды, и бедного ребёнка нечем было напоить.
Детское сближение с народом, по словам самого Достоевского, не изгладилось в нём никогда. Оно положило в его душе фундамент веры в народную правду, проповедником которой он впоследствии стал. Вера эта сначала была безотчётной, после каторги стала сознательной. Достоевского отдали в пансион Чермака 8 , а потом — в Петербургское инженерное училище.
В инженерном училище Фёдор Михайлович рисуется уже другим человеком, чем в детстве. Общительность, живость, «юркость» исчезли совершенно. Он сделался замкнутым, серьёзным. Держится особняком.
Вечно чувствуется в нём углублённое настроение. Да и могло ли быть иначе? Фёдор Михайлович в этот период работал над романом «Бедные люди». Ночью, потихоньку от всех товарищей, ни с кем не делясь своими планами, он вставал с постели, закутавшись в одеяло, и писал своё замечательное произведение.
Об этом периоде жизни Достоевского, о том, какое он производил тогда впечатление на окружающих, можно составить себе представление по воспоминаниям одного из его воспитателей, Савельева. По словам Савельева, Достоевский на прогулках всегда держался один или вдвоём с Ив. Бережецким 9. Никогда он не принимал участия в играх товарищей, не ходил в танцкласс, под разными предлогами он уединялся в пустые камеры или усаживался у своего стола.
Любимым местом его для занятий была амбразура окна в угловой спальне. Набросив на себя одеяло сверх белья, он, казалось, не замечал, что от окна, где он сидел, сильно дуло. Нередко на замечания мои, что здоровее вставать ранее и заниматься в платье, Ф. Однако, проходило немного времени, как его можно было видеть опять в том же наряде, у того же столика сидящим за работою.
Привычка заниматься ночью осталась у Ф. Савельев говорит, что беседы с Достоевским оставляли в нём глубокое и грустное впечатление. Голос его был тихий, он говорил медленно, с расстановкой, несколько задыхаясь. Малейший эпизод, им рассказанный, производил какое-то особенное, глубокое впечатление.
Он не сторонился от литературных знакомств, как сторонился своих товарищей в инженерном училище. Успех первого литературного опыта окрылил его. Он с увлечением отдался тем повышенным идейным настроениям, которые уже начинали тогда чувствоваться в русском обществе. Но если он не был таким замкнутым, как в годы юности, то всё же он был не менее одинок.
Достоевский чувствовал себя, по своему духовному складу, совершенно «самобытным», и как ни велики были его симпатии к отдельным представителям литературы, особенно к Белинскому, всё же он ясно сознавал в себе нечто такое, что мешало настоящему внутреннему сближению. Даже «общественные» увлечения не могли вполне сблизить Достоевского с той интеллигентской средой, в которой он жил. Он увлекался и идеями социалистическими, и проповедью Жорж Занд, — но было нечто такое в душе его, глубоко скрытое от всех и даже для самого Достоевского тогда ещё не ясное, что разделяло его со всеми, — это было его религиозное отношение к жизни. Уже тогда, на первых ступенях жизни, ему приходилось со слезами на глазах защищать в кружках Христа от разных нападок.
Достоевский был по душевному своему складу народен, и поскольку окружавшая его интеллигенция оторвалась от духа народного, она была чужда и ему. Неизвестно, какое бы дальнейшее направление приняла личность и деятельность Достоевского, если бы он беспрерывно продолжал свою жизнь в Петербурге. Осталась ли бы его «самобытность» в нетронутом виде или видоизменилась бы под действием постоянных окружающих влияний, нашёл ли бы он «народную правду», правду религиозную, или принял бы правду атеистической интеллигенции, — неизвестно. Но жизнь его в Петербурге резко была оборвана каторгой, окрасившей всю его «биографию» ореолом мученичества и давшей совершенно особое направление его творчеству.
Любимый старший брат Фёдора Михайловича, Михаил, получил разрешение проститься с ним. В глазах старшего брата стояли слёзы, губы его дрожали, а Фёдор Михайлович был спокоен и утешал его. Да мы ещё увидимся, я надеюсь на это, — я даже не сомневаюсь, что увидимся... А выйду из каторги — писать начну.
В эти месяцы я много пережил, в себе-то самом много пережил, а там, впереди-то, что увижу и переживу, — будет о чём писать... Можно было подумать, что этот человек смотрел на свою будущую каторгу точно на какую-нибудь поездку за границу» 10. До Тобольска Достоевского везли, в Тобольске заковали в кандалы и отправили пешком. В этом же городе произошла его встреча с жёнами декабристов, которые упросили начальство разрешить свидание.
Достоевскому дали они в дорогу Евангелие, с которым он пробыл на каторге четыре года, а потом не расставался всю жизнь. На каторге Достоевский попал в наиболее тяжёлый, второй разряд каторжан, под военное начальство. Работы состояли в обжигании и толчении алебастра, в верчении точильного колеса и разгребании снега. Достоевский не любил рассказывать другим о тех страданиях, которые пришлось пережить ему на каторге.
Но несомненно, что страдания эти были очень велики, если даже не принимать в соображение слухи о жестоком с ним обращении острожного начальства. Достоевский был слабого здоровья, нервный и впечатлительный. Каторга выхватила его из кипучей жизни, перед ним открывалась широкая и светлая дорога. После Петербурга попасть в Омск, вертеть точильное колесо, вместо пера держать на своих руках кандалы, — всё это должно было пережиться не легко.
Надо иметь в виду, что каторга того времени соответствовала всему духу николаевского царствования и потому по строгости не может быть сравнена даже с современной каторгой. Ни о какой писательской работе, разумеется, не могло быть и речи. Даже книги, и те не допускались совершенно. Положение Достоевского отягчалось ещё тем, что среди товарищей по заключению долгое время к нему было явно враждебное отношение.
По словам самого Достоевского, ему надо было почти два года просидеть в остроге, чтобы приобрести расположение некоторых из каторжан. Главная причина этого нерасположения заключалась в том, что Достоевский был дворянин, «барин» по-ихнему, и арестанты язвили его презрением и насмешками. А кроме того, общее недоверие к людям, которое очень обостряется в тюрьме. Например, Достоевский охотно брался за физические работы, он видел в работе на свежем воздухе единственное спасение для своего здоровья.
Арестанты же усматривали в этом желание выслужиться у начальства. Что стоила Достоевскому каторга, можно видеть из того, что он вынес из неё страшную падучую болезнь. Яркую картину своего душевного состояния в остроге рисует Достоевский, рассказывая о последнем годе заключения: «Этот последний год почти так же памятен мне, как и первый, особенно самое последнее время в остроге. Помню, что в этот год, несмотря на всё моё нетерпение поскорей кончить срок, мне было легче жить, чем во все предыдущие годы ссылки.
Во-первых, между арестантами у меня было уже много друзей и приятелей, окончательно решивших, что я хороший человек. Были, однако, и личности суровые и неприветливые до конца, которым, кажется, тяжело было сказать со мной слово — Бог знает отчего. Казалось, между нами стояла какая-то перегородка. В последнее время я вообще имел больше льгот, чем во всё время каторги.
В том городе между служащими военными у меня оказались знакомые и даже давнишние школьные товарищи. Я возобновил с ними сношения. Через них я мог иметь больше денег, мог писать на родину и даже мог иметь книги. Уже несколько лет я не читал ни одной книги, и трудно отдать отчёт о том странном и вместе волнующем впечатлении, которое произвела во мне первая прочитанная мною в остроге книга.
Помню, я начал читать её с вечера, когда заперли казарму, и прочитал всю ночь до зари. Это был номер одного журнала. Точно весть с того света прилетела ко мне; прежняя жизнь вся ярко и светло восстала передо мной, и я старался угадать по прочитанному: много ль я отстал от этой жизни? Поступил я в острог зимой и потому зимой же должен был выйти на волю, в то самое число месяца, в которое прибыл.
С каким нетерпением я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи. Сердце моё начинало подчас глухо и крепко биться от великого предчувствия свободы». Когда наступил последний день, Достоевский утром стал прощаться с арестантами: «Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного.
Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они. Знали, что у меня в городе есть знакомство, что я тотчас же отправлюсь отсюда к господам и рядом сяду с этими господами, как ровный. Они это понимали и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвёртывались от меня и сурово не отвечали на моё прощание.
Некоторые посмотрели даже с какою-то ненавистью» 11. Достоевский вышел из острога в конце февраля 1854 года. Но сам Достоевский не роптал за этот крест. Больше того, он считал, что без каторги, может быть, и не вышел бы на свой настоящий путь.
Во всяком случае несомненно, что в ссылку пошёл один человек, а вернулся другой: такой громадный духовный переворот свершился в Достоевском за 4 года.
В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н.
Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет.
Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.
В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А. Майков , критик В. Майков, А. Плещеев [112] , друг и врач писателя С.
Яновский , Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Петрашевским [114] [115]. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян.
Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова [116] , состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н.
Он является автором водевильного рассказа «Чужая жена и муж под кроватью». Кроме того, писатель сочинял стихи…про тараканов. Он вложил их в уста капитана Лебядкина из романа «Бесы». Писал Фёдор Михайлович и для своих детей, для юмористических альманахов. Странным считается сатирический рассказ «Крокодил». Автор рассказал читателям про чиновника, которого проглотило это животное.
Большое значение для писателя имела религия и Иисус Христос. Он считал его идеалом человека во плоти. Её Достоевский не раз использовал в своих произведениях. Фёдор Михайлович очень любил немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера. Его любимым напитком был черный чай, который в те времена был достаточно дорогой. Еще любил русскую кухню, блюда типа московской селянки, расстегаи, подовые пирожки. В Петербурге Достоевский прожил 28 лет и «поселил» туда практически всех своих героев. Сюжеты брал из реальных криминальных сводок. Герои часто нигде не работают, а только лишь испытывают душевные терзания. В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель.
В России есть 6 музеев, открытых в его честь. Первый памятник установили в Москве на Цветном бульваре в 1918 году. Район рядом с Сенной площадью в Санкт-Петербурге тесно связан с творчеством писателя. Его называют «зоной Достоевского». На одноименной станции Московского метрополитена воссозданы сцены из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Аллюзии на произведения Фёдора Михайловича есть во многих фильмах американского режиссера Вуди Аллена.
Биография Фёдора Достоевского кратко самое главное
Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. почетным членом Общества любителей российской словесности. гений психологической прозы. русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года. Из биографии Федора Михайловича в википедии известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства. Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Что объединяет Федора Достоевского, Курта Воннегута и "Российскую газету"? Биография. Мочульский К. В. Достоевский. К двухсотлетию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского колумнист BURO.
Происхождение и ранние годы
- Жизнь и творчество
- Любил чай и сладости
- Достоевский, Федор Михайлович - ПЕРСОНА ТАСС
- Жизнь Ф.М. Достоевского
Федор Достоевский
В 1821 году 11 ноября, родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в Мариинской больнице для бедных. Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Федор Михайлович Достоевский — классик русской литературы XIX века, писатель-романист мирового уровня. Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали. Подписывайтесь на канал Лекторий Dостоевский:?sub_confirmation=111 ноября 1821 года родился Федор Мих.
Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память
Ни один не знал такой духовной голгофы и душевной борьбы, как он. Но борьба эта выражалась не во внешних фактах его «биографии», а в его гениальных произведениях. Достоевского часто называют певцом «униженных и оскорблённых». Это правда, конечно.
Но это лишь одна маленькая чёрточка в нём, за которую его можно по-особенному любить и преклоняться, но не в ней самой «сущность» творчества Достоевского. Таинственная борьба Бога и дьявола и сердце человеческое как поле этой борьбы — вот что созерцал духовными очами своими Достоевский и вот что он раскрыл людям. Произведение каждого настоящего художника — исповедь.
He в том смысле, что он «выводит себя» в действующих лицах своих произведений. Но все переживания писателя, его сомнения, его упования облекаются в образы, «оживают», становятся «живыми людьми». И если вдуматься во всех героев Достоевского и представить себе душу писателя, который мог их создать, представить себе всё, что он должен был пережить, — словом, принять его произведения как исповедь, — невольно почувствуешь в своём сердце желание сделать то, что сделал старец Зосима, увидав Дмитрия Карамазова: Поклониться в ноги безмерному его страданию 16.
В произведениях Достоевского отразился весь оглушительный, разрозненный, адский гул современной мировой жизни. Все сомнения, все боли, весь ужас, все падения человеческие и в то же время разрозненные голоса эти звучат так, что, когда слышишь их крик, не врозь, а с высоты, объединённый в одно целое, из безумных разрозненных голосов слагается торжественный, победный гимн. He слова проклятия и отчаяния — а великое слово: Осанна!
В своей записной книжке Достоевский писал: «Дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога... Им и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в «Инквизиторе» и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман... В виду этих глав могли отнестись ко мне хотя и научно, но не столь высокомерно по части философии, хотя философия и не моя специальность.
И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнения моя осанна прошла, как говорит у меня же, в том же романе, чорт» 17. И Достоевский глубоко прав.
Действительно, большего сомнения, отрицания и «атеизма», чем Иван Карамазов, не было и нет и, может быть, никогда не будет дано в литературе. И человек, который написал Ивана Карамазова, то есть в живом лице воплотил собственные свои сомнения и отрицания, действительно, прошёл такое «горнило» сомнений, которое даёт право исповедовать свою веру. Прав Достоевский и в том, что ответом на все сомнения Ивана Карамазова служит весь роман в целом.
Точно так же, как можно было бы сказать, что чудовищный хаос жизни, выражающийся в отдельных героях Достоевского, — разрешается божественной гармонией, если взять все его произведения в целом. Три героя Достоевского с особенной силой воплощают ужас души человеческой: автор «Записок из подполья», Раскольников из «Преступления и наказания» и Иван Карамазов из «Братьев Карамазовых». Герой «Записок из подполья», от имени которого ведётся рассказ, рекомендует себя так: «Я человек больной...
Я злой человек. Непривлекательный я человек» 18. И действительно, «Записки из подполья» — это исповедь человеческой злости 19.
He той «злости», которая преследует какую-нибудь «злую цель», и не той, которая под влиянием минуты охватывает человека, — а злости для злости, постоянной, пронизавшей каждый изгиб души. Всё в нём вызывает злость — и радость, и горе, и добро, и зло, и люди, и природа, и весь мир, и злость эта доходит до какого-то исступления. В исступлении этом нет, разумеется, ни радости, ни наслаждения, в обычном смысле слова, нет, потому что нет самодовольства, но всё же оно вызывает в нём какое-то мучительное, тяжёлое упоение, доходящее до сладострастия.
У человека из подполья целая философия, философия злости, которая рисует ему всю жизнь как бессмысленную каменную стену, об которую люди разбивают свои головы. Стена эта — «природные условия». Те неизбежные «законы», которые заставляют человека зачем-то родиться и зачем-то жить.
Им надо подчиняться. Это ясно, как дважды два четыре. Но человек из подполья иначе, с точки зрения вечности и добра, не может понять жизнь, — а «в каменной стене» не может найти «успокоения».
Отсюда и вся «злость» его. О, нелепость нелепостей! To ли дело всё понимать, всё сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путём самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдётся, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас всё-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!
Да вы после этого и в зубной боли отыщете наслаждение! Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего...
Какова философия — такова и жизнь. И во второй части Достоевский показывает, как живёт человек из подполья. Всё та же бессмысленная, самодовлеющая, до сладострастия доходящая злость.
Достаточно вспомнить главный эпизод этой «жизни». Человек «из подполья» приехал к проституткам. Пьяный, в угаре, после нелепой и дикой истории.
Почти в беспамятстве. Он очнулся на постели и увидал около себя «два открытые глаза, любопытно и упорно» его рассматривающие. Ему «ярко представилась нелепая, отвратительная, как паук, идея разврата, который без любви, грубо и бесстыже, начинает прямо с того, чем настоящая любовь венчается».
И вот он начинает разговор с этой «Лизой». Он расспрашивает её, кто она, откуда. И вдруг начинает рассказывать ей «истории»...
Он видел, как хоронили проститутку, и подробно, точно не замечая впечатления, он мучает несчастную девушку, подробно и ярко рисуя ей будущность каждой «такой», как «она»... И действительно, доводит её своими картинками до ужаса, а задушевным своим тоном трогает её сердце. Но это шалости злого паука.
Лиза доверчиво приходит к нему на дом, как к человеку. И он надевает личину человека, и когда видит, что девушка готова окончательно ему поверить, он грубо и грязно сходится с ней, как с проституткой. После дикой сцены Лиза, вся уничтоженная, окончательно сбитая с толку, уходит домой, а подпольный человек до того зол и подл, что, для окончательного и безобразного её унижения, всовывает в руки пятирублёвую бумажку.
Я вдруг подбежал к ней, схватил её руку, разжал её, вложил... Затем тотчас же отвернулся и отскочил поскорей в другой угол, чтоб не видеть, по крайней мере... Я хотел было сию минуту солгать — написать, что я сделал это нечаянно, не помня себя, потерявшись, сдуру.
Но я не хочу лгать и потому говорю прямо, что я разжал ей руку и положил в неё... А когда Лиза ушла и он нашёл на столе «смятую синюю пятирублёвую бумажку», которую она успела выбросить, он побежал за ней на улицу, чтобы «упасть перед ней, зарыдать от раскаяния, целовать её ноги, молить о прощении». Но вернулся назад.
Он задал себе вопрос: «не лучше ль будет, если она навеки унесёт теперь с собой оскорбление? Хотя «чуть не заболел тогда от тоски». Ещё более страшную бездну души человеческой показал Достоевский в образе Раскольникова.
Если в «Записках из подполья» человек превратил себя в жалкого червя, а весь беспредельный мир Божий — в подполье: забился в душную, смрадную «подпольную» яму — и замер в ней в своей сладострастной озлобленности, — то в «Преступлении и наказании» пред нами человек, захотевший своё я, свою волю поставить высшим законом мира, захотевший личность свою возвести на степень божества: жизнь и её правила и принципы — всё зависит от его желания. Он властелин её. Бог её.
Раскольников — проповедник «человека-Бога». Но этот человек-Бог — не всякий человек. Он ещё должен явиться.
А для этого прежде всего надо захотеть. Надо «посметь» свою волю поставить выше всего. И Раскольников действительно убивает человека.
He потому убивает, что хочет её «ограбить», а для принципа, из идеи. Чтобы «осмелиться». Учение Раскольникова о новом человеке, которому будет всё позволено, потому что он будет царь и Бог , имеет очень много общего с появившимся через несколько десятков лет после «Преступления и наказания» учением Ницше о «сверхчеловеке».
Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям.
Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». И всё это надо для того, чтобы наконец явился человек-властелин. Только для этой высшей цели имеет смысл существование всех обыкновенных, маленьких людей.
Идейное, «головное», «теоретическое» убийство Раскольникова — противоречит его сердцу. И он страдает поистине голгофскими страданиями. И сердце, в конце концов, берёт верх.
Он говорит о своём преступлении сначала любимой девушке, Соне, потом следователю и принимает наказание как искупление за свой грех. В Раскольникове до последних пределов, до ужасающих крайностей доведено поклонение перед «человеческой личностью». Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались.
И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению. К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим.
He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога.
Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием.
Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить. Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает.
И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости. А именно во имя правды. Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей.
Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы. Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся.
И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей. Маленький дворовый мальчик зашиб ногу любимой собаки генерала помещика.
Мальчика взяли, вывели в поле. Притащили и мать его. Затравили в глазах матери и псы растерзали ребёнка в клочки!
Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка! Они били её, секли, пинали ногами.
Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили.
Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фантастическое в творчестве В творчестве Ф.
Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях. Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина. На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма.
Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует. Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» в частности, главы «Великий Инквизитор», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Бесы». Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом.
Взять хотя бы старуху-процентщицу. Алёне Ивановне было всего 42 года. В «Преступлении и наказании» поклонники творчества насчитали 21 смерть, в «Идиоте» - 31, в «Бесах» - 15, в «Подростке» - 34, а в «Братьях Карамазовых» - 43. Но не всё было настолько мрачно. У Достоевского есть и смешливые произведения.
Он является автором водевильного рассказа «Чужая жена и муж под кроватью». Кроме того, писатель сочинял стихи…про тараканов. Он вложил их в уста капитана Лебядкина из романа «Бесы». Писал Фёдор Михайлович и для своих детей, для юмористических альманахов. Странным считается сатирический рассказ «Крокодил». Автор рассказал читателям про чиновника, которого проглотило это животное. Большое значение для писателя имела религия и Иисус Христос. Он считал его идеалом человека во плоти. Её Достоевский не раз использовал в своих произведениях. Фёдор Михайлович очень любил немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера.
Его любимым напитком был черный чай, который в те времена был достаточно дорогой. Еще любил русскую кухню, блюда типа московской селянки, расстегаи, подовые пирожки. В Петербурге Достоевский прожил 28 лет и «поселил» туда практически всех своих героев. Сюжеты брал из реальных криминальных сводок. Герои часто нигде не работают, а только лишь испытывают душевные терзания. В казино немецкого города Висбадена сохранилась рулетка, на которой играл писатель. В России есть 6 музеев, открытых в его честь.
В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы. Последние годы жизни. Смерть и наследие Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 — роман «Подросток», 1876 г. В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни 1879—1880 гг. Это произошло после скандала с сестрой писателя — Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства — имения, доставшегося от тетки А. Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.
Федор Михайлович Достоевский: биография, творчество, интересные факты из жизни, память
Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н. Момбелли, П. Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А.
Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом.
В этот период жизни, помимо учебной литературы, он много читал художественных произведений. Федор так увлекается литературой, что организует в рамках училища небольшой литературный кружок. В его число вошли такие известные лица, как Григорович, Бережецкий, Бекетов и другие. На тот момент Федору едва исполнилось 18, так что трагедия сильно потрясает его и пагубно сказывается на неокрепшем психическом здоровье: известие спровоцировало нервный припадок — верный предвестник эпилепсии. Служба В 1843 году Достоевский оканчивает курс обучения и становится молодым специалистом в области военной инженерии. Его направляют на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства. Но спустя год будущий писатель находит это занятие ужасно скучным и уходит в отставку. Время, проведенное на службе, окончательно укрепило его намерение посвятить свою жизнь писательскому труду. С этого момента начинается биография Достоевского как великого русского писателя. Проба пера Поскольку Достоевский был страстным поклонником Оноре де Бальзака, первым делом он решил попробовать себя в переводе.
Роман "Евгения Гранде", переведенный им на русский язык, был опубликован в журнале "Репертуар и пантеон", и только спустя год творчество Достоевского становится по-настоящему самостоятельным и свободным. В 1845 году он отдал в печать свое дебютное сочинение "Бедные люди". Труд был напечатан в альманахе "Петербургский сборник" под началом Некрасова — именно он окрестил молодого Достоевского "новым Гоголем". Публика тепло приняла дебют Федора, и даже Белинский, великий критик, признал талант и величие автора. Однако последовавшую вскоре работу под названием "Двойник" критики сочли неоправданно растянутой. Но позднее новаторство и тончайший психологизм последующих произведений были оценены по достоинству и знатными умами, и капризной публикой. Каторга Писатель стремился развивать талант, поэтому в 1847 году он начинает посещать кружок Петрашевского в поисках нового литературного и жизненного опыта. Петрашевский объединял приверженцев идей французского утопического социализма, что не могло не повлиять на политические взгляды Достоевского. Здесь Федор сближается с Николаем Спешневым, образ которого позднее станет прототипом персонажа Ставрогина из романа "Бесы". Также Федор Достоевский принял участие в создании тайной типографии, целью которой была печать запрещенных изданий.
Конечно, эта деятельность не могла пройти бесследно. В 1849 году Достоевского арестовали вместе с другими членами кружка за участие в противозаконной деятельности. Их лишили чинов, состояния и даже приговорили к смертной казни. Но в самый последний момент, когда осужденные уже стояли на эшафоте, вышел указ, согласно которому казнь заменили четырьмя годами каторжных работ на рудниках. Достоевский отбывал наказание в Омском остроге "Мертвый дом", в 1854 году его зачислили рядовым в 7-й линейный батальон в Семипалатинске. Через год Федор был произведен в унтер-офицеры, а еще чуть позднее — в прапорщики. Благодаря этому он смог вернуть себе чин дворянина и возможность печатать свои произведения. В 1859 году, будучи в чине подпоручика, Федор пишет Александру II прошение об отставке. К тому моменту у Достоевского была официальная справка о тяжелой болезни — эпилепсии.
Казалось, весь этот мир с приютами нищих и раззолоченными палатами в этот сумеречный час походит на фантастический сон. Я вдруг прозрел в совершенно новый мир. Я полагаю, что с той минуты началось мое существование. Сердце мое, как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови. Я захотел, чтобы не был заглушен ничей голос, чтобы выслушана была по возможности всякая нужда», — из воспоминаний Ф. Пережитые впечатления составили основу первого большого романа. Все, что он создал, писалось ночью, когда затихало все вокруг как в самой квартире, так и на улице. На столе горели свечи — в то время уже древняя вещь, поскольку уже появлялись лампы, но Федор Михайлович работал только при свечах. По-видимому, такое шаткое пламя, дающее причудливые тени на стенах кабинета, создавало определенную цветовую атмосферу творчества. Сергей Есенин: «Невеселого счастья залог — сумасшедшее сердце поэта» За внешней простотой рассмотреть неизмеримую сложность любого человека — это умение открылось у Достоевского с того самого «видения на Неве». Он писал: «Я вдруг увидел какие-то странные лица, кто-то гримасничал передо мною и передергивал какие-то нитки, пружинки, и куколки двигались. Куколки становились людьми, и оказывалось, что не так они просты, и каждый образ — бесконечное переплетение смыслов. И замерещилась мне тогда история в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, какая-то девочка, оскорбленная, грустная. Глубоко разорвала мне сердце вся их история». Достоевский читал писателю Дмитрию Григоровичу только что законченный роман «Бедные люди». Григорович вспоминал: «С первых же страниц восхищен донельзя, я несколько раз порывался броситься ему на шею, удержала только его нелюбовь к шумным излияниям. На следующий день понес рукопись Некрасову. Я понял насколько то, что было написано Достоевским, было лучше того, что я сам сочинял до сих пор. Уговорил Некрасова почитать вместе, на последней странице не мог больше владеть собой, начал всхлипывать, украдкой взглянул на Некрасова, по его лицу текли слезы. В 4 часа утра оба уже были у Достоевского, в полчаса бог знает, сколько переговорили. Воскликнул прямо с порога». Стыдливо думал я про себя в робком восторге. Только подумал, и оказался я ко злодеям причтен». Арест и приговор В 27 лет уже достаточно известный писатель был заключен в Петропавловскую крепость. Ему ставилось в вину недонесение о злоумышленном кружке Петрашевского и участие в нем, а также чтение на публике письма Белинского к Гоголю, в котором выражались антирелигиозные и антигосударственные идеи. Портрет любимого Пушкина осеняет крошечную спаленку двух старших братьев — Михаила и Федора. Как бережно, оказывается, память хранит воспоминания детства, и много они способны дать, когда нужна поддержка в минуту уныния, словно охранный талисман. Память о том уголке, где играли, учились, а впоследствии мечтали обо всем прекрасном и высоком». Военный суд приговорил Федора Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием. В числе других его посадили в полицейскую карету и повезли к месту казни. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Жизнь — дар, жизнь — счастье. Как не дорожил я временем, любая прожитая минута теперь вспоминалась, как век счастья. Обязательно семейные чтения Карамзина, истории государства российского и, конечно, стихи Владимира Жуковского, Гаврилы Державина, любовью к которым щедро делилась с детьми маменька». Приходил учитель французского и дьякон — учить закону божьему, а латынь старшим сыновьям преподавал сам отец. По природе страшно раздражительный, он ни разу в жизни их не наказал. После старшие братья окончили гимназию, и отец решил поместить их в инженерное училище. И вот теперь его как преступника везут на Семеновский плац. Такое обвинение противно всем моим убеждениям, моему образованию», — думал писатель. Народу было на Семеновском плацу до 3000 человек, но все было тихо. На осужденных стали надевать саваны, раздалась команда: «На прицел! Вершина собора сверкала на ярком солнце. Донеслись из детства полузабытые слова молитвы. Что, если бы не умирать, что если бы воротить жизнь, я бы тогда каждую минуту в целый век обратил». Выстрелов не последовало — его Величество Николай I повелел в каторжную работу на 4 года, а потом в рядовые. Достоевский выдержал испытание. В его страдающей душе родился поэтический мир невиданной новизны и смелости, но прежде были трагические годы каторги. Каторга и ссылка Достоевского В Петропавловской крепости в Алексеевском равелине был закован в ножные кандалы Федор Михайлович Достоевский, и в них отправился в Омский острог, проведя 3 года, не снимая кандалов. Потом, вернувшись в Петербург, всю жизнь оставшуюся Федор Михайлович ходил мелкими шагами, потому что след от этих кандалов остался не только физически на его ногах, но и в его походке. Кандалы на Достоевского надели в Рождественскую ночь 1849 года. В ожидании отправки он писал брату: «Неужели никогда я не возьму пера в руки? Сколько образов угаснет в моей голове, но жизнь в нас самих, а не во внешнем. Клянусь, что не потеряю надежду, перерожусь к лучшему». Общество требует от человека нравственности, но как часто мы сталкиваемся с нравственной безответственностью общества перед человеком. Неизбежны ли те жертвы, которые общество от нас требует? Вот вопрос, которым задавался Достоевский. Через годы Достоевский напишет: «Промерзал до сердца». В Тобольске в пересыльной тюрьме случилась неожиданная радость — его и других ссыльных пришли проведать жены декабристов. Прасковья Анненкова и Наталья Фонвизина.
Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер , Пушкин , Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища конец 1843 г. В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский , осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией « Современника »: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева , Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для « Отечественных записок ». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков , а постоянными участниками были А. Майков и А. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Ф. Достоевский в ссылке Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 ; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев , виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной...