Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
Общее Соборование: история смещения смысла
Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки».
Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям. В каких случаях можно собороваться дома?
Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия. Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду.
Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый! Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста.
Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше.
Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся…» трижды. Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.
После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…». Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование.
Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву.
В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
Как к ней относиться? Тут сначала нужно разобраться, в чем основание такого требования. Некоторые люди высказываются, что нельзя мыться, потому что масло еще полностью не впиталось, а значит, смыв его, можно лишиться ожидаемого результата. Такое мнение ошибочно, потому что целебное действие дает не масло, а благодать Божия. Ведь, даже при первом помазании, Таинство уже совершается.
А само по себе масло не имеет никакой силы. Значит, не нужно бояться его смыть. Единственным объяснением этой традиции я вижу в благочестивом отношении к святому маслу. Ведь, если человек помоется сразу после Таинства, то обильно пребывающий елей на его коже может смыться и попасть в канализацию, что не совсем хорошо. В таком случае, конечно, лучше дождаться, пока все впитается. Не оскорбит ли это Бога, и нельзя ли это расценить, как неверие в силу Таинства? В Таинстве устраняется духовная причина болезни, иногда этого бывает достаточно и помощь врачей уже не требуется. Но часто случается, что после Соборования приходится обращаться за врачебной помощью. В этом нет ничего плохого.
Апостол Лука, написавший третье Евангелие, был врачом. Святой великомученик Пантелеимон лечил обычными средствами, только усиливал их действие с помощью молитвы. Профессия врача — всегда угодная перед Богом, потому что она всегда сопряжена с милостью. А, если врач, еще и молится, то его заживо можно канонизировать. Шутка, конечно. Вот скажите, что греховного в том, если человек попал в болото и просит помощи? Что ж, он должен помолиться и ждать, когда к нему придет Ангел-Хранитель, а помощь окружающих отклонять? Не правильнее ли помолиться и ожидать любую помощь от Бога?
Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т.
Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным». В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов. Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. Соборование здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании. Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику…Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники».
Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями ср. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает. Пастырская целесообразность. Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть». Выводы Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния. Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение.
Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания. С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года , соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве. К сказанному следует также добавить, что допущение к участию в Соборовании здоровых людей — это всё-таки скорее исключение, чем норма. Исследователь истории таинства Елеосвящения протоиерей Михаил Архангельский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исключений. Елеопомазание, совершаемое по местам для здоровых, есть именно сделанное святою Церковью исключение из общего правила совершать его только над тяжко больными». На Руси и в греческих церквях общее Соборование здоровых людей совершалось только раз в году — на Страстной седмице. В современной греческой традиции общее Елеосвящение проводится не только после утрени Великого четверга, но также, как правило, в навечерие Рождества Христова.
Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из Евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из Евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний. Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета. Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься святых даров в ближайшую литургию. Отличие елеосвящения от миропомазания Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание печать Святого Духа проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к таинствам, это часть церковного обряда. Кому необходимо собороваться Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений.
Правда и мифы о таинстве Соборования
Ведь, даже при первом помазании, Таинство уже совершается. А само по себе масло не имеет никакой силы. Значит, не нужно бояться его смыть. Единственным объяснением этой традиции я вижу в благочестивом отношении к святому маслу. Ведь, если человек помоется сразу после Таинства, то обильно пребывающий елей на его коже может смыться и попасть в канализацию, что не совсем хорошо. В таком случае, конечно, лучше дождаться, пока все впитается.
Не оскорбит ли это Бога, и нельзя ли это расценить, как неверие в силу Таинства? В Таинстве устраняется духовная причина болезни, иногда этого бывает достаточно и помощь врачей уже не требуется. Но часто случается, что после Соборования приходится обращаться за врачебной помощью. В этом нет ничего плохого. Апостол Лука, написавший третье Евангелие, был врачом.
Святой великомученик Пантелеимон лечил обычными средствами, только усиливал их действие с помощью молитвы. Профессия врача — всегда угодная перед Богом, потому что она всегда сопряжена с милостью. А, если врач, еще и молится, то его заживо можно канонизировать. Шутка, конечно. Вот скажите, что греховного в том, если человек попал в болото и просит помощи?
Что ж, он должен помолиться и ждать, когда к нему придет Ангел-Хранитель, а помощь окружающих отклонять? Не правильнее ли помолиться и ожидать любую помощь от Бога? Не будет ли грехом, если мы указываем Богу, какую помощь нам подать? А Господь очень часто через человека посылает Свою помощь. Еще хочу сказать, что Соборование нужно отличать от Миропомазания и от помазания святым елеем на Всенощном бдении.
Миропомазание совершается один раз в жизни при Крещении.
Но сейчас оно может совершаться и в другое время. Точную дату стоит уточнять в удобном вам храме. Как часто можно собороваться?
Но чаще чем в раз год собороваться не рекомендуется, поскольку в этом будет проявляться недостаточная вера в силу таинства. Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев. Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника. Как подготовиться к соборованию?
Можно исповедаться и после соборования. Главное, что требуется от человека, — это его вера. Нужно ли собороваться у своего духовника или в том храме, куда ходишь обычно? Или выбор места соборования не имеет значения?
Это естественное проявление общинной жизни храма. Но в силу разных обстоятельств можно собороваться в любом храме. Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании? Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека.
Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания.
А другой Апостол, Иаков, уже по Воскресении Спасителя, писал: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Многие считают, что это Таинство Соборования действительно восходит к Апостолам. Перед смертью? В книгах Нового Завета говорится о помазании больных, а не умирающих. Впоследствии, однако, исторически сложилось, что: христианский Восток сохранил в чистоте понимание помазания маслом, которое было в первые века Церкви; у западных христиан Елеосвящение стало «последним обрядом», который священник совершает, когда нет надежды на выздоровление больного.
Подобное представление распространено у многих малоцерковных людей, которые даже боятся приглашать священника к тяжко больному, опасаясь «напугать» близкого человека возможной смертью. Помимо того, что такой страх — совсем не подобает христианину, знающему о бессмертии души, это еще и неправильно: соборование направлено не на то, чтобы «проводить» душу из тела, а чтобы исцелить ее — и телесную немощь. Впрочем, нередки и случаи кончины после Таинства — как правило, «непостыдной и мирной», по воле Божией. Что такое Соборование и для чего оно Это Таинство одно из семи , которое: разрешает грехи, которые не могут быть исповеданы по немощи телесной; исцелив душу, излечивает тело, либо помогает человеку мирно, спокойно, окончить земное странствование, соединиться с Богом. Иногда соборование называют также «обрядом», то есть системой священнодействий — и оно действительно таковым является. Но сутью его является все же таинственно совершаемое разрешение грехов, и исцеление тела и души через «вещество Таинства», то есть освященное масло. Соборование тяжелобольных Иногда, по состоянию, возможности человека, он может прийти и в храм, когда совершается общее Елеосвящение что происходит Великим Постом, а часто и во время других постов.
Но так бывает не всегда.
О подобном служении говорится и у апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь».
Важно отметить: Иаков утверждает, что именно соборная молитва способствует исцелению, но не елей, который с древности являлся символом благословения и благодати Божией. В первые века совершать это Таинство было принято по большей части на дому, над теми, кто был не в силах прийти в храм.
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
Узнаем, что такое соборование, как его правильно проводят и чем оно отличается от миропомазания. Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда. Но это не значит, что недугующий человек может в Великий пост собороваться каждую неделю. Нельзя часто собороваться в надежде, что если много раз пройти через семикратное помазание освященным маслом, то можно превратиться из больного человека в здорового. – Но раз все-таки во время Великого поста проводится общее соборование, значит, можно не дожидаться, когда станешь тяжко болящим, а своими ногами прийти в церковь для совершения таинства? Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей.
БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – СРАЗУ УМРЁТ?
Соборование Значение и смысл Таинства. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путёвку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит – послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Узнаем, что такое соборование, как его правильно проводят и чем оно отличается от миропомазания.
Соборование: как, где, когда и для чего?
Для чего нужно собороваться и что означает таинство соборования. Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. Елеосвяще́ние, также собо́рование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Как, интересно, могут соборовать без исповеди?
Что для православных значит Соборование
Поначалу на общем Соборовании помазывали один раз, а не семь. Так до сих пор делают в Греции. Этим оно отличалось от таинства, совершаемого над больными на дому. В 1990-е годы в Русской Православной Церкви появилась традиция соборовать в храмах не с одним, а с семью помазаниями, так же, как больных, а ввиду большого числа желающих совершать таинство не один раз за весь Великий пост, а чаще. Ещё позднее в некоторых приходах возник обычай соборовать в храмах и в другие посты, и даже вне поста. Каждый христианин, не страдающий от тяжёлого телесного недуга, может приступить к Соборованию только один раз в год — ради исцеления своих духовных болезней. Соборование и Причастие Бывает так, что таинство Соборования совершается в храме после литургии, и люди сперва приступают к Причастию, а потом к этому таинству. Однако мы знаем, что Тело и Кровь Христовы смывают все прегрешения, человек становится безгрешен. Я не думаю, что стоит прибегать к таинству Соборования буквально через час после Причащения, хотя каких-то канонических запретов здесь нет. Просто пропадает сам смысл этого.
Ты только что принял высшее: Тело и Кровь Христа. Что может быть выше этого? Правда ли, что после Соборования обязательно причаститься? Нельзя взаимозаменять Причастие и Соборование. Христианин исповедуется и причащается регулярно. Если, пособоровавшись, человек больше не пришёл в храм, перестал причащаться, — какой смысл вообще ему было участвовать в этом таинстве? Ведь тогда он не христианин. Без Причастия нет христианской жизни, и вскоре после Соборования человек обязательно придёт на литургию и причастится. Однако связывать вместе Соборование и Причастие не нужно: это отдельные таинства.
Нужно ли перед Соборованием поститься так же, как перед Причастием? Это таинство совершается обычно в дни Великого поста. Держать какой-либо дополнительный пост перед ним, например, подобный евхаристическому не вкушать пищу с полуночи , не нужно. О святом елее Некоторые думают: совершилось ли таинство, если священники меня помазали меньше семи раз? Изначально в Древней Руси во время Соборования помазывали елеем всего один раз и далеко не все части тела. Как правило, в конце таинства ввиду большого количества людей Евангелие возлагается только на одного человека из всех стоящих в храме, а остальные просто преклоняют голову. Достаточно одного помазания благословлённым елеем, потому что на него снизошла благодать Духа Святого. Таинство при этом можно считать действительным. Традиция помазывать человека елеем семь раз пришла к нам из древней Церкви: тогда Соборование совершалось целую неделю.
Каждый из семи дней в доме у больного человека служили литургию, после неё благословляли вино, елей и человека соборовали. До нас дошла эта традиция помазывать елеем и читать молитву семь раз, хотя таинство сегодня совершается в течение одного дня. Поэтому если вас помазали святым елеем меньше семи раз или не все положенные части тела, либо вы не смогли преклонить главу непосредственно под Евангелие, а остались в стороне, таинство совершилось. Что делать с оставшимся после таинства елеем? В древности вино и елей масло считались универсальными лекарственными средствами: ими мазали ожоги, раны, использовали для косметических процедур, а вино считалось общеукрепляющим средством и хорошим антисептиком. Древний человек знал, что надо делать с елеем и вином: для него ввиду несовершенства медицины они были лекарствами. Помимо этого, без елея невозможно было зажечь светильник, невкусной и несытной была пища, а без вина не обходился ни один праздник, поэтому изобилие вина и елея считалось благословением Божиим. Вот почему именно эти вещества, а также пшеница как основа самой главной человеческой пищи — хлеба, — задействованы в таинстве Соборования. Благочестивая традиция — оставлять в храме неиспользованный елей и недогоревшие свечи.
Вместе с салфетками, которыми отирали елей, клирики их сжигают. В некоторых храмах существует другая традиция — раздавать оставшийся елей тем, кто участвовал в таинстве. Дома его хранят возле икон и помазывают больные места, даже добавляют в пищу. Каких-либо указаний по этому поводу нет: это совершается сугубо на усмотрение общины и священника. Соборование и запреты Можно ли умываться после таинства Соборования? Благодать Духа Святого уже снизошла.
Когда совершается Соборование Люди, которые живут последовательной церковной жизнью, обычно приступают к таинству раз в год — во время Рождественского или Великого поста. Елеосвящение осуществляется и во время других постов, а бывает, и по частным обращениям людей — в случае тяжелых болезней. Церковь рекомендует соединять Соборование с Исповедью и Евхаристией. Если человек опоздал на богослужение, может ли он участвовать в Соборовании?
Церковь говорит, что если человек успел получить даже одно помазание — оно будет действенным. Однако священники рекомендуют все-таки отнестись к этому вопросу как можно ответственнее и приходить на службу заранее, а в случае опоздания пособороваться в другой раз. Как часто можно собороваться Традиционно христиане, даже здоровые, участвуют в Елеосвящении раз в год. Если кто-то внезапно заболел тяжелой болезнью — можно приступить к таинству по необходимости. Что мы ожидаем от Соборования Даже среди православных людей существует предвзятое представление о Соборовании как о «последнем помазании», а значит, к нему приступают тогда, когда надежды на выздоровление нет. Бытует также представление, что сам обряд может привести к скорому концу. Конечно же, такие суждения в корне неверны.
Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения? Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.
Через определенное время мы опять приходим в церковь, рассказываем священнику о содеянных грехах, глубоко сожалея при этом. Если священник берется отпустить вам грехи, он читает 2 молитвы, примиряющую и просящую о помиловании вас перед Богом. Таинство Священства. Это Таинство предназначено тем, кто решил посвятить себя Богу — священнослужителям при получении чина. По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями. Когда проходит соборование в церкви? Соборование в церкви назначает священник, в основном, в Великий пост Соборование есть 2 видов: На дому для больного человека В церкви — для всех, кто хочет собороваться, и может прийти в церковь В церкви соборование священник может назначить в Великий пост перед Пасхой или в Рождественский перед Рождеством. Собороваться можно 1 раз на год, если человек чувствует большую необходимость в очищении души или тяжело болен. До соборования желательно исповедаться в содеянных грехах. Соборование должны проводить 7 священников, но если стольких нет, и даже один, если проводит соборование, оно считается действенным. Как подготовиться к соборованию: нужно ли поститься, можно ли кушать, вступать в интимные отношения с мужем перед соборованием? Если в Великий пост, в церкви назначено соборование, на него могут прийти верующие люди, которые ходят или ходили раньше в храм, придерживаются поста, едят только постную еду, и в интимные отношения во время поста не вступают. Если собороваться желает тяжело больной человек, и в храм он прийти не может, тогда к батюшке должен обратиться его родственник или друг, и пригласить священника на дом.
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
Таинство не совершается 1 над больными, находящимися в бессознательном состоянии; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела.
При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. Накануне, в субботу на всенощном бдении выносится Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается на аналое в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь.
После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв.
Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт.
Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия.
Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью.
Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления.
Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати.
Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям. В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия.
Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду. Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый!
Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста.
Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь».
Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше. Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся…» трижды. Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое».
Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше».
Филарет Дроздов писал в письме архим. Иоанникию, наместнику Чудова мон-ря, что совершение Е. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Таинство Е.
Ранний вариант формулы благословения елея нач. Сам обряд помазания представлен 3 типами. В древнейшем, зафиксированном в кон. VIII в. Обычно помазываются 5 органов чувств.
Далее читается молитва «Domine Deus qui per apostolorum... Болящий преклоняет колени, на него возлагают руки пресвитеры с чтением 2 молитв и пением 2 антифонов. Затем совершаются крестообразные помазания от 5 и больше, включая помазание больного места с формулой «Ungo te oleo sanctificato... В заключение читаются 2 молитвы и благословение, больному преподается Св. Обряд повторяется в течение 7 дней при необходимости.
Долгое время 1-м подробным описанием таинства Е. Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в Капитулярии, историки относят к кон. X-XI в. В Капитулярии Е. Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь.
Приносятся также крест и освященная вода, в к-рую вливается освященный елей. С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освященный пепел, читается 7 покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний автор памятника отмечает, что нек-рые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего 3, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего - PL.
После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определенно предназначен для готовящихся к смерти. В XIII в. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. Церкви до реформ II Ватиканского Собора.
Особые формулы благословения елея и помазания больных встречаются в галло-испан. Целый ряд лат. В 48-м прав. Иакова и предание св. При этом предписывается не считать таинство разновидностью медицины.
II Ахенский Собор 836 г. В 26-м прав. I Майнцского Собора 847 говорится о том, что больные в случае смертельной опасности должны прибегать к таинствам Покаяния, Е. В 8-м прав. Синода в Павии 850 предписывается совершать Е.
При этом отмечается, что мн. Тем, кто не прошли публичного покаяния и отлучены от Евхаристии, запрещается прибегать к этому таинству. Эгберт , архиеп. Йоркский, писал, что помазание елеем необходимо для исцеления, но если помазанный умрет, то его душа будет так же чиста, как душа ребенка, умершего сразу после Крещения Egbert. В 71-м прав.
Хродеганга , еп. Мецского, и 72-м прав. Вормского Собора 868 приводятся почти дословные цитаты из послания свт. Иннокентия I. В частности, упоминание в Послании ап.
Иакова пресвитеров объясняется занятостью епископов. Если же они могут, то должны посещать больных. Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в. De corp.
Иона , еп. Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar.
Укрепление связи Е. Реймсского нач. VII в.
Если усопшего уже похоронили, а освященное масло осталось дома — можно самим вылить на его могилу. Платки, салфетки, вату, которыми отиралось масло с тела болящего, лучше сжечь, выбросив затем пепел в «непопираемое место», где не ходят люди.
С этого времени он остается почти неизменным. Отзывы болящих и их родственников «Лично знаю человека, «порченного» так сказать,его уже хоронили,а как пособоровали — ожил на глазах. Правда до шестого Евангелия в обморок падал,потом на стульчике смог сидеть,а последнее на ногах отстоял. На глазах прямо поднялся» Елена, отзыв с форума «Ангел хранитель». Думаю собороваться обязательно» анонимный отзыв с форума «Доброе слово» «А я начала по-настоящему воцерковляться после соборования вместе с 4-хлетним племянником мужа с букетом болячек, инвалидом — батюшка сказал, что не будет соборовать ребенка отдельно.
Где б я была сейчас, если бы Бог так не привел…» анонимный отзыв с форума Матушки. Так без тени сомнения говорит Апостол. Есть ли у нас его огненная вера? Ответ очевиден. Но Христос, как во времена Апостолов, дарует исцеления тысячам людей, обновляет души, ибо Он «вчера, сегодня и во веки Тот же».
Справочник православного человека. Полезная статья?
Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования
Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. После Соборования, как и после любого другого Таинства, нужно вести себя тихо и пристойно, чтобы не потерять полученную благодать. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? Современная практика соборовать всех подряд, без разбора и понимания, кто приходит в храм – вещь ненормальная и противоречащая Священному Писанию.
Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться
Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Задумаемся над самим значением слова «исцеление»: оно означает обретение человеком целостности Бытия в соединении с Богом – Источником жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов. Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела.