Что делать с цифровой зависимостью, зависимостью от гаджетов, как справиться с помощью специальных приложений и личностных практик. Что делать с цифровой зависимостью, зависимостью от гаджетов, как справиться с помощью специальных приложений и личностных практик. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости.
Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться?
Почему цифровая зависимость – это плохо? Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. это неконтролируемое и влечение человека по отношению к устройствам, предоставляющим доступ в Сеть, в ходе которого человек пренебрегает социумом в реальной жизни и своим здоровьем. 58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблем Психологическая наука и образование («Психолого-педагогические исследования») 2017. Каждый восьмой россиянин (13%) уверен, что у него есть зависимость от гаджетов и интернета; признаки этой зависимости отмечают у себя 45% (в 2021-м их доля составляла 42%).
Что хотите найти?
Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. это не просто увлечение, а патологическое желание использовать девайс. Вы получите информацию, как формируется цифровая зависимость, её индикаторы и признаки, а также, что позволит побороть эту беду XXI века.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
По мнению каждого десятого, то, что сегодня многие принимают за зависимость от гаджетов, не является таковой в классическом ее проявлении. Интернет и гаджеты — естественная среда для современных детей. Поэтому в большинстве случаев речь идет не о зависимости, а о том, что они не представляют своей жизни без технологий. Импортонезависимость «Конечно, случаи цифровой зависимости у детей встречаются, и это серьезная проблема.
Это ошибочное мнение, так как развлекательная составляющая любого произведения — это всегда лишь оболочка, никак не характеризующая начинку, которая может быть вредной или полезной, истинной или ложной. Если человек воспринимает музыку, фильм, сериал, компьютерную игру или просмотр ТВ только с точки зрения развлечения, то он автоматически отказывается от оценивания поступающей к нему информации. Он не задумывается о последствиях своего погружения в эту виртуальную среду.
Грубо говоря, наш критический фильтр должен работать постоянно. Для этого надо использовать разные меры — проводить лекции в школах , доносить понимание проблемы до родителей, до органов власти и так далее, но один из механизмов, который мы применяем в рамках проекта Научи хорошему звучит так: «Чему это учит? Это фраза, которая чаще всего фигурирует в названиях видеороликов и статей проекта Научи хорошему, посвящённых оценке популярных фильмов, мультиков, сериалов, песен, и она объединяет в себе три этапа осознанного восприятия информации. Раз мы при просмотре какого-то фильма постоянно держим в голове вопрос «чему он учит? А если после просмотра мы ещё и сопоставим выявленное влияние с нашими жизненными идеалами и ценностями, и дадим фильму соответствующую оценку — «хороший» или «плохой», то тем самым выполним все три этапа. Речь в данном случае идёт об определённой методологии взаимодействия с информационной средой.
Поэтому, когда в рамках проекта Научи хорошему публикуются или распространяются статьи и видеоролики, раскрывающие воспитательный или идейный потенциал того или иного произведения, то мы в первую очередь распространяем саму методологию, а непосредственно оценка конкретного произведения носит хоть и важный, но второстепенный характер. Аналогичных принципов можно придерживаться и при работе на местном уровне. Когда мы стараемся убрать с улицы какую-то провокационную рекламу или отменить аморальную постановку в театре — мы должны понимать, что наша цель не только в том, чтобы поставить на место какого-то безнравственного рекламодателя или режиссёра, а в первую очередь в том, чтобы призвать как можно большее число людей обратить внимание на состояние информационной среды в городе. И не просто обратить внимание — а оценить её с точки зрения влияния на окружающих, на молодёжь, на детей. Снять завесу «развлечения», и увидеть, что скрывается за ней.
Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Впервые причины интернет-зависимости были изучены и выделены в 1997 - 1998 годах докторами А. Голдбергом и К. Вот некоторые из них: 1. При стрессе человек ищет пространство, в котором ему будет легко и комфортно. Чаще всего это возникает при ссорах с родителями, неблагополучных ситуациях в семье развод родителей, потеря близкого человека. В самом начале «побега» от реальности зависимости еще нет и это неопасно. Но когда такая ситуация происходит периодически, и человек в сети получает необходимые ему эмоции, это может закрепиться и привести к зависимости. Часто люди отстраняются от реального мира в виртуальный, потому что не могут найти общий язык со сверстниками. Человек чувствует себя уверенней с интернет-друзьями, так как ему комфортнее общаться, когда он не видит лица собеседника. Застенчивые люди могут создать себе новый образ в сети Интернет. Этот образ может и, скорее всего, будет нравиться им больше, чем тот, который у них есть в реальной жизни. Физическое или эмоциональное насилие со стороны сверстников. Человек, который боится признаться в этом окружающим — ищет поддержку в сети. Поиск новый приключений. Человек примеряет на себя яркую роль и получает новые, яркие ощущения и др. Самому, зачастую, очень трудно определить, что же является первопричиной зависимости, почему простое увлечение интернетом переросло в заболевание. В этом случае обращение к психологу за индивидуальными рекомендациями не просто желательно, а скорее обязательно. В этой публикации мы подготовили ряд рекомендаций, соблюдение которых поможет не попасть в сеть зависимостей. Ведь, известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Начните с распорядка дня. Определите время на посещение интернета. Заведите дневник своей интернет-активности. Анализируйте свои записи. Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно найти альтернативы в реальности. Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби. Научитесь ставить себе цель пребывания в интернете и план её достижения.
Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
Зависимость от гаджетов и номофобия: как взять свою жизнь под контроль | Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор рекция и профилактика: Монография.—. |
Цифровая зависимость | Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? |
Как цифровая зависимость меняет наш мозг? / Как избавится от цифровой зависимости? | Пикабу | Цифровая зависимость детей. Дети – цифровые аборигены. Наши дети в современном мире много времени проводят в Интернет. |
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять - Российская газета | Статья автора «RT на русском» в Дзене: Клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева перечислила признаки цифровой зависимости. |
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг | Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. |
«Интернет-зависимость может вызвать информационный инфаркт...»
зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Часто родители, приводя детей к нам в iKids, просят даже не научить программированию, а помочь именно с проблемой цифровой зависимости. Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Интернет-зависимость проявляется навязчивым стремлением использовать интернет. Патология приводит к изменению сознания, работоспособности головного мозга и когнитивных функций.
Компьютерная зависимость
Вы можете попросить кого-то из близких, чтобы он настроил вам «родительский контроль», который не позволит вам скачать их заново. В момент, когда вы оказываетесь без дела, вы рефлекторно тянетесь за смартфоном. Придумайте себе действие-замену в реальном мире, которым вы будете прерывать этот позыв. Научитесь делать паузы между желанием схватиться за телефон и тем, когда вы возьмёте его в руки. Научитесь начинать своё утро без смартфона. Утром есть масса других первоочерёдных дел — туалет, душ, завтрак, макияж и т. Сделайте сначала то, что нужно, а уже затем можете проверить телефон. Помните: утром вы должны прийти в себя, а не в смартфон. Не потребляйте информацию с экранов за час до сна и не кладите телефон рядом с кроватью.
В качестве будильника используйте... Такие еще есть, не сомневайтесь. Книга перед сном — куда лучше, чем любая информация с экрана это научно доказанный факт. Помните о том, что кроме будильников в этом мире ещё сохранились ручки, карандаши, блокноты, ежедневники и т.
Ребёнок просит очередной мультфильм — предложите ему аудиосказку. Скачайте аудиоварианты детских энциклопедий или художественных книг для поездок в машине. Реальные игры вместо виртуальных. Чтобы гаджеты не начали играть в жизни ребёнка ведущую роль и не отодвинули на задний план другие увлечения, культивируйте «бумажные» игры вместо экранных. Кстати, если ребёнок относительно маленький, вы таким образом сможете убить двух зайцев: ребёнок будет занят полезным занятием, а вы получите в распоряжение немного свободного времени.
Чтобы создать к таким занятиям повышенный интерес, вручайте ребёнку журналы или наборы для творчества в качестве приза. Например, за помощь по дому, за самостоятельное выполнение уроков. Увольняем телевизор. Сведите к минимуму пассивное экранное время в семье. Если у вас есть привычка включать фоном телевизор, желательно избавиться от неё. Даже если ребёнок просто находится в одной комнате с работающим телевизором, на его психику активно воздействует постоянное мелькание, шум, взрослый контент, реклама и т. Кроме вредной привычки пользоваться экранами даже тогда, когда в этом нет необходимости, цифровые шумы приводят к переутомлению, перевозбуждению и прочим симптомам информационной интоксикации. Вы можете дополнить этот список своими методами, которые позволяют снизить риск цифровой зависимости.
Когда вы нечаянно забываете телефон дома или когда батарея разряжается и устройство выключается, возникает ощущение, что вы чего-то лишаетесь. Но быть в полной сенсорной изоляции, то есть полностью оградить себя от восприятия каких-либо сигналов, почти невозможно: нашему организму все время требуется получать и обрабатывать какую-либо информацию. Как правильно устраивать такой детокс? Лучший способ впасть в депрессию — поставить себе высокую цель и пытаться добиться ее за минимальный срок. Если вы хотите устроить длительный детокс, вам нужно входить в него подготовленным. Начинать стоит с малого: например, выделять себе один час без интернета. Затем можно увеличивать время. Таким образом вы не травмируете свою психику и вам будет легче адаптироваться. Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене».
В разных странах этот вопрос решается по-разному, однако везде он решается при участии государства. Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона. Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка. Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики. Дети, работая друг с другом, работая с доктором, осуществляют перестроение своей личности таким образом, чтобы быть самодостаточными. Самый главный критерий зависимости и независимости — можешь ли ты обойтись без этого предмета. И чтобы уметь себя контролировать, нужно быть именно самодостаточным, иметь определённый интеллектуальный, духовный барьер. На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат. Однако это не так, и со многими из них в реальной жизни человек даже не знаком.
Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью
Цифровая зависимость не метафора, а настоящее заболевание, со всеми ключевыми особенностями и стадиями зависимости. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». Часто родители, приводя детей к нам в iKids, просят даже не научить программированию, а помочь именно с проблемой цифровой зависимости. Агентство особых новостей Цифровая зависимость Официальные сайты инвалидов, общество инвалидов, права инвалидов, семьи с.
Цифровая зависимость — проблема XXI века
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы | Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. |
Что же такое цифровая зависимость? | цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. |
«Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ | Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. |
Дети и цифровая зависимость: признаки и методы лечения – Лига безопасного Интернета | Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета. |
В чем суть диджитал-зависимости
Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. В статье приводятся данные по критериям, диагностическим методикам, причинам, программам профилактики и реабилитации зависимости от интернета и компьютерных игр, даются психологические характеристики аддиктов. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. Если вы чувствуете, что цифровая зависимость действительно становится для вас проблемой, уберите что-то из своей онлайн-жизни. «Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости: психотерапия и психофармакотерапия.
Apple наводит порядок
- Тамбовская область
- В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
- АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
- Что же такое цифровая зависимость? - презентация онлайн
Типы компьютерной зависимости
- Цифровая зависимость: чем опасна и как от нее избавиться
- «Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ
- Цифровая зависимость
- Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения.
Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых.
В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях.
Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать. Общение с окружающими людьми чревато проблемами и не гарантирует успех во взаимоотношениях. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется тот или иной вид зависимости — в данном случае от компьютера. Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера испытуемых, исследованных Шоттон, в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации.
Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности.
Современные технологии общедоступны, а значит попасть в цифровые сети может каждый. Цифровая зависимость это не только про интернет, это про игры, социальные сети, смартфоны и даже телевизор.
В чем причина? Отторжение реального мира Идеальный, виртуальный мир настолько хорош, что о настоящем можно легко позабыть.
Так, безусловно, будет. Я бы не назвала это угрозой».
Дело в том, что аналогичным образом ученые били тревогу в конце 90-х , когда юное поколение уселось за компьютерные приставки и проводили ночи напролет в Интернете. Елена Горбунова: «Я не поддерживаю версию, что вырастет поколение дебилов. Мы должны посмотреть, что будет с детьми, которые сейчас в смартфонах. Они вырастут весьма интеллектуальными и не менее прогрессивными, чем предыдущее поколение».
Цифровые технологии много требуют от нас, хоть и дают немало. Фантасты не раз предупреждали. Максим Макаренков, координатор общественной инициативы «Новая осознанность»: «Мы получили не Оруэлла, а Хаксли или Замятина. У людей не нужно подавлять волю, им достаточно дать неограниченный доступ к развлечениям.
Надо понимать, что мы сейчас живем в информационном пространстве, которое напоминает трубу, где под давлением в нас подается неструктурированная информация. Приводит это к тому, что наступает информационный перегрузка, человек выгорает. Тут не до творчества, обработать бы входящую информацию». Писатель-фантаст , на заре мобилестроения — журналист, тестировавший для журнала компьютеры-наладонники , а ныне — издатель, выступил с инициативой, которую назвал «Новая осознанность».
Максим Макаренков: «Нужно осознанно подходить к тому, чем вы пользуетесь, как, понимать зачем вам это нужно. Думайте на бумаге, планируйте в ежедневник, это здорово помогает структурировать мозг. Занимайтесь творчеством. Это даст вам возможность посмотреть на себя, как на личность.
Место проведения опроса: Россия, все округа Населенных пунктов: 220 Время проведения: 1—17 июня 2021 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет Размер выборки: 1600 респондентов Вопрос: «Как вы считаете, есть ли у вас цифровая зависимость от современных электронных гаджетов и интернета?