Читайте о Как присоединили Башкирию к России?, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В результате усиленной внешней политики русского правительства на Востоке, падения Казанского и Астраханского ханств и признания Ногайской Ордой своей зависимости от Москвы были созданы реальные условия для присоединения Башкирии к России. Присоединение Казани Иван 4. Когда Башкирия вошла в состав России.
Что представляла собой созданная автономия?
- Вхождение в состав россии чувашии и башкирии
- Вхождение Башкирии в состав Русского государства — Рувики
- В России стало 89 субъектов. Путин подписал закон о принятии новых регионов
- Глава Башкирии сообщил о том, что республика развивает партнерские отношения со 112 государствами
Глава Башкирии сообщил о том, что республика развивает партнерские отношения со 112 государствами
Одни историки писали о завоевании Башкирии, а другие о добровольном вхождении. В зарубежной историографии широко распространено мнение о завоевании Башкортостана Россией. До середины 16 в. С завоеванием в 1552 г. Русским государством Казанского ханства подвластная последнему часть башкир стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, которые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоятельное государство.
В 1554 г. В 1554-55 гг.
В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. Шуйский, с условием ограничения власти.
Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I 1605 - 1606 гг. Второй период смуты. В 1606 г. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен. Но недовольство властью продолжалось.
И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь.
В России наступило междуцарствие - Семибоярщина совет из 7-и бояр. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу.
Этим своим решением Иван Грозный заложил основы образования могучей Российской империи путём добровольного присоединения соседних народов. Казанские ханы и ногайские мурзы рассматривали территорию современного Башкортостана как часть своих владений, а башкирские племена были для них объектом сбора регулярной дани. В первой половине 1550-х годов в большой Ногайской Орде обострилась борьба за власть между бием Исмаилом и его старшим братом бием Юсуфом.
Поводом к обострению конфликта явился отказ Исмаила участвовать в поддержке Казанского ханства в борьбе с царём Иваном IV. После взятия Казани часть прoюсуфовски настроенных мурз пыталась увести башкир на юг, в ногайские степи. Но башкиры не подчинились и остались верны своей благодатной земле. Историк-краевед П. Рычков, занимавший высокие посты в Оренбургской губернской канцелярии, позже писал, что башкирский народ «ничего столь не уважает и не бережёт, как старинные свои вотчинные земли» 1, с. Представители башкирского племени мин, занимавшего центральные районы современного Башкортостана, зимой 1555 года отправили в Казань своих послов во главе с биями Канзафаром, Чублюком, Урманом, Туманом и Урдасем.
Иван Грозный, узнав, «чем изобильна земля их», милостиво принял под свою державную руку и «обложил башкирцев лёгким ясаком, — кого лисицей, кого куницей, а кого мёдом и пожаловал землями». Кроме того, башкиры должны были нести воинскую службу. В конце 1556 года состоялось повторное посольство минцев в Казань, а 9 февраля 1567-го был составлен документ, по которому подтверждался ясак размером в 1741 куницу и 18 батманов мёда 1 батман — 4 кг. Уже в 1558 году «белый падша» призвал башкир-воинов на войну с Ливонским орденом. А в 1570—1572 годах башкирская конница участвовала в войне с Крымским ханством, защищая Россию от набегов с юга. Историк В.
Иванов так описал присоединение башкир: «Вслед за минцами "белому падишаху" поклонились башкиры-юрматинцы в лице Татигач-бия, Азнай-бабы, Ильчигтимер-бабы, Кармыщ-бабы, испросив и получив земли по левобережью реки Белой на условиях выплаты ясака в сто куниц… В течение 1554 и начала 1557 года в состав русского государства вошла почти вся территория современного Башкортостана, кроме северо-восточной зауральской части. К строительству уфимского острога приступили в 1586 году, уже при царе Фёдоре Иоанновиче, для чего на берега реки Белой был послан отряд служивых людей — стрельцов, казаков и детей боярских под командованием воеводы М. Нагого, ставшего и первым воеводой города Уфы» 2, с. Башкиры прозвали русского царя не Грозным, не Кровавым, а Белым, что символизировало чистоту его помыслов. И он вполне оправдал их ожидания. Основным официальным документом, свидетельствующим о вступлении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись.
Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. Шуйского о том, что «башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили» 4, с.
Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов.
А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею". Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения. Связанные судьбой Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в.
Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание. За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос. Свидетели истории Шежере башкир племени Юрматы. Получили ярлык, в подарок снедь, атласные материи.
А теперь и вы примете ли все это? Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен". Шежере башкир племен Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Стали подданными великого князя Ивана Васильевича.
От имеющихся на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куницы, а некоторые — выдры и бобры, доставили ясак... Составили указную в смысле: договорную грамоту, в которой особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись, башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, башкирские роды, стали нести искреннюю службу: согласившись на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу доел, тетрадь. Записанная в эту же книгу указная грамота все еще у нас на руках...
БАШКОРТОСТА́Н
1552-1557. Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству. Присоединение Башкирии к России — вхождение территории Башкирии в состав Российского государства на основе соглашения. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое. История присоединения новых регионов к России. Уже 465 лет Башкирия и Россия связаны в неразрывное целое. Россия стала федеративным государством 450 лет назад, когда Башкирия присоединилась к ней на основе договора.
Башкирское национальное движение начала XX века
- 450-летию вхождения Башкирии в состав России.
- Последние вопросы
- Присоединение Башкирии к Русскому государству: значение и оценки
- Смотрите также
Башкирия - забытая история
Видео с церемонии подписания договоров о вхождении в состав России новых территорий опубликовал на своей странице в соцсети Глава Башкортостана Радий Хабиров. Присоединение Башкортостана к России — Что такое Присоединение Башкортостана к России. Добыча сырой нефти в Башкирии началась в 1932 году. В конце 1943 года были. Как Башкирия становилась частью России — пост пикабушника Ecclesiastus. история присоединения башкирии к россии — статьи и видео в Дзене.
Век Башкирии. Вехи развития первой автономной республики в составе России
Султанова, В. Трепавлов и др. События П. В честь П. В республике проводились торж. История Оренбургская: 1730—1750. Оренбург, 1896; Чулошников А. Башкирское восстание 1662—1664 гг. История России с древнейших времён.
Завоевание Башкирии Россией: 1552—1740. Страницы истории империализма. Уфа, 1995; Акманов И. Уфа, 2006.
А башкиры признавали себя подданными Русского государства, обязались нести военную повинность и выплачивать ясак.
Значение Монумент Дружбы в Уфе Итогом присоединения явилось значительное расширение территории и увеличения населения Российского государства. В Башкирии были прекращены междоусобные войны, получила развитие промышленность. Но в то же время башкирами была потеряна возможность для создания отдельного национального государства. Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др. Неоднократно ссылались на жалованные грамоты, полученные при вхождении в состав Русского государства в своих наказах и выступлениях в ходе заседаний Уложенной комиссии башкирские депутаты Туктамыш Ижбулатов и Базаргул Юнаев [5]. В итоге исключительность отношений башкир и России была отражена в «Соборном Уложении» 1649 года , где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать.
В республике в 1957 и 2007 годах проходили торжественные мероприятия и научные конференции, посвящённые 400- и 450-летию присоединения Башкирии к России. В честь данного события в Уфе установлен Монумент Дружбы.
Вхождение башкир в состав Московского государства произошло вскоре после покорения царём Иваном IV Казани. Переговоры о принятии башкирами русского подданства датируются 1554-1557 годами. Башкирские послы посетили Москву в 1557 году и получили от царя жалованные грамоты.
Административные границы со Свердловской областью депутаты обоих региональных парламентов законодательно уточнили в декабре 2020 года, а с Пермским краем и вовсе в ноябре 2018 года. С остальными соседями это еще только предстоит сделать. Вспоминаем, как это происходило и почему.
Молодая башкирская республика появилась в январе 1918 года, а ее территория была определена в границах так называемой «Малой Башкирии». В марте 1919 года она вошла в состав советской России и вскоре в официальных документах ее стали называть БАССР — Башкирская автономная советская социалистическая республика. Первой столицей республики стало село Темясово, что сейчас в Баймакском районе. Чуть позднее органы власти переехали в Стерлитамак и этот город некоторое время «исполнял обязанности» столицы. Так выглядели границы «Малой Башкирии» в 1919 году В самом начале своего существования БАССР располагалась в районах нынешнего башкирского Зауралья, а также частично на территории современных Челябинской, Оренбургской и Самарской областей и Пермского края. Территориальное деление автономии было совершенно иным, чем в поздние годы советской власти. Вся республика была поделена на кантоны — административные округа, аналоги нынешних районов.
Владимир Путин признался в любви к Башкирии
Владимир Путин выступил на торжественном собрании, посвященном 450-летию вхождения Башкирии в состав России. Присоединение Урала и Сибири к России тесно связано с решением именно башкирского вопроса, возникшего сразу после присоединения Казани. Официальным временем присоединения к России Поволжья и Урала, согласно романовской историографии, считается период с 1554 по 1585 годы, начиная с покорения Иваном Грозным Казани и до разгрома частным войском Строгановых под командованием Ермака Сибирского. Присоединение Башкортостана к России — вхождение башкир в состав Российского государства на основе соглашения.
Матвиенко: 100 лет назад Башкирия стала первой автономией в составе России
В Казанском ханстве представители башкирских родовых структур интегрируются в систему Казанского государства как служилые сословия. Даже по замечанию современных казанских исследователей, в документах, где перечисляются этносы и сословия Казанского ханства, мы редко находим этноним «башкир». Современный исследователь Исхаков отметил, что башкиры скрывались под термином «тархан». А кто такие тарханы?
Это служилые сословия, обязанные нести военную службу. То есть башкиры в Казанском ханстве — это военно-служилое сословие, которое получало привилегии от государства. Элита государства нуждалась в военной коннице, прежде всего для охраны восточных границ.
И мы видим определенный процесс переселения части башкирских родов из центра Ногайского государства ближе на запад, к пределам Казанского государства. То есть туда, где башкиры все-таки интегрировались в служилые слои, в структуру элиты, а не в позиции покоренного народа. Что это за государство?
В современной историографии Татарстана Казанское ханство объявляется ни много ни мало национальным государством татар. Тогда вопрос — как это понимать, что такое татары и какова структура этого Казанского ханства? Если автор этого термина знаком немного с политологией и социологией, то он должен понимать, что сам концепт национального государства неприемлем для этой эпохи и для этой территории.
Мы знаем, что национальные государства образуются значительно позже и в Западной Европе, в 18-19 веке. Здесь же мы видим классические сословные образования, в которых национальная принадлежность — это совершенный модернизм. О каком национальном государстве может идти речь, если элита Казанского государства представляла собой классических ордынцев, то есть знать Золотой Орды, а местное население этнически принадлежало к древнему булгарскому населению?
Последние исследования сословного строя Казанского ханства показывают, что к середине 16 века, ко времени падения Казани, элита этого государства не укоренилась. Она по-прежнему рассматривалась местным населением как чужаки, и никакой ее интеграции в местную этническую среду не произошло. По разным причинам пришлая элита не стала частью местного этнического пространства.
По-видимому, просто не хватило времени.
За три года более 5,5 тысячи земляков вложили в свою малую родину более 1,3 млрд рублей. Реализовали свыше 25 тысяч инициатив. В рамках проекта люди строят храмы, благоустраивают родники, поддерживают школы и дома культуры, собирают посылки для участников СВО, шьют для них одежду, плетут маскировочные сети и всеми силами помогают нашим защитникам.
Примеру западных и северо-западных племен последовали находившиеся в составе Ногайской Орды центральные, южные и юго-восточные башкиры. В 1554 г. В это же время в Казани побывали представители юрматынских башкир. В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г. Монумент Дружбы на памятной серебряной монете, выпущенной Банком России в 1999 г. В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554—1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в. На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей. Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг. На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «... Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства.
Перевод с английского Л. Уфа, 1995. Еникеев З. Правовой статус Башкортостана в составе России. Уфа: «Гилем», 2002. История башкирского народа: в 7 т. История Башкортостана с древнейших времён до наших дней: В 2 т. Акманов, Н. Кулбахтин, А. Асфандияров и др. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в. Мажитов Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в.
Вхождение Башкортостана в состав Русского государства
В Уфе на федеральном уровне празднуют юбилейные торжества, посвященные 450-летию присоединения Башкирии к Российскому государству и Дню республики. По этому случаю президент России Владимир Путин проведет заседание Госсовета. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ — ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ, принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКОРТОСТАНА К РОССИИ, вхождение башкир в состав Рос. гос-ва на основе соглашения. Открытость России к партнерству на равных, несмотря на санкции и глобальные потрясения, будет играть ключевую роль в ее развитии, считает замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев.
Владимир Путин признался в любви к Башкирии
Президент России Владимир Путин на встрече с победителями конкурсов «Семья года» и «Это у нас семейное» рассказал о величии Башкирии. 455-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. Прогрессивное значение присоединения Башкирии к Русскому государ-ству особенно ярко видно на фоне тех грандиозных успехов, которых, до-стигла бывшая колониальная окраина царской империи за 40 лет совет-ской власти. Присоединение Урала и Сибири к России тесно связано с решением именно башкирского вопроса, возникшего сразу после присоединения Казани. Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г.
Условия и последствия присоединения Башкортостана к России
Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать ясак медом и пушниной. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратилась феодальная междуусобица, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. В Башкирию стали переселяться русские крестьяне и ремесленники. Между ними и башкирами устанавливаются хозяйственные и культурные связи. В свою очередь, Русское государство расширило свою территорию, отодвинув государственные границы от Волги до среднего течения Тобола на востоке и Яика Урала на юго-востоке. Однако усилился феодальный и национальный гнет населения края. Недовольные башкиры поднимали многочисленные восстания. Официальной датой вступления Башкирии в Российское государство считается 1557 г.
Великий князь Московский в 1533. Годы правления российским государством Иваном IV. Башкирия 1557 г. Башкортостан до присоединения к русскому государству. Присоединение Башкирии и Чувашии к России 1557. Присоединения Башкирии к русскому государству[6].. Присоединение башкир к России в 16 веке. Присоединение Чувашии и Башкирии. Акимушкина Медальер. Присоединение Башкирии к Руси. Присоединение народов к России. Народы присоединенных к России. Присоединение Чувашии к российскому государству. Башкортостан присоединение к Российской империи. Ильдар Гаянов. Ильдар Гаянов картины. Башкиры в России картины. Монумент дружбы народов барельефы. Памятник 1557-1957. Медаль 425 лет присоединения Башкирии. Когда Башкирия вошла в состав России. Население Башкирии доклад. Башкирские племена. Добровольное присоединение башкир к московскому государству. Прием башкирских послов царем Иваном IV. Прием башкирских послов Иваном грозным. Прием послов царем. Хмелько Переяславская рада. Переяславская рада картина Хмелько. Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654.
Разумеется, всего этого могло не быть, если бы не было развитых политических традиций. Думается, это позволяет заключить, что зависимость башкир от Казанского ханства в этот период не была абсолютной и имела несколько призрачный и формальный характер и время от времени прерывалась. Это было лишь делом времени и случая. Вот ведь даже как пишут, но не будем обсуждать сиё, предоставим это другим. Заметим только что начало этой выдержки вполне созвучно выше приведённому выводу З. Еникеева из предыстории башкирского народа перед этим эпохальным присоединением. По нашему же мнению, происходило присоединение башкирских, а, в общем-то, тюркских и возможно даже иных родов и племён в состав России, но никак не некоего Башкортостана. Не существовало такой государственности, во всяком случае, на тот момент, да и в обозримом прошлом тоже. И как уже было отмечено этот процесс вхождения тюркских, башкирских родов и племен Южного Урала в состав Русского государства происходил пошагово и очень растянуто по времени. Добавим к этому: «Как свидетельствуют шежере, каждый башкирский род племя принимал решение войти в состав России и действовал по осуществлению принятого решения самостоятельно. Он посылал в Казань своих представителей с изъявлением воли и стремлений населения общины и отсылал с ними ясак царю вне зависимости от остальных родо-племенных образований. Возможно, имели место отправления в Казань объединенных посланников от имени нескольких родов, как, например, кыпсаки, усергане и тамьяне»[139] Никоновская летопись отмечала: «А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего, а кто лиха чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям»[140]. Получается ведь так, что тогда государь со своими посланиями обратился не только к башкирам, а, в общем, к населению, бывшему прежде подвластным Казанскому ханству. И к тому же, как далее всё сложилось, Б. Азнабаев отмечает: «башкирские волости могли создаваться российской администрацией в новых территориальных границах для решения конкретных военных, административных или фискальных задач. В подобных ситуациях этническая гомогенность состава новой административной единицы могла учитываться властями только по большому счёту. В новую волость, которую сами башкиры называли родом, нередко входили представители не только различных родов, но и иных этносов»[141]. Известно, что первыми приняли русское подданство западные и северо—западные башкиры, как раз подвластные ранее Казанскому ханству, и, в общем-то, давние насельники края. Озвучим к последнему абзацу, даже не вопрос, а просто некоторое размышление, опять же, как в арифметике, чтобы «на ум пошло». Может быть, для этих башкир, ранее подвластных Казанскому ханству, это всё было не столько, или не только принятие русского подданства, а и нечто другое, объяснимое общностью их истории с родственными насельниками этого ханства, вначале в Булгарском государстве, и даже в более ранние времена, ну и в последующие тоже. Знак вопроса и здесь всё же не станем ставить, и последуем далее. На постсоветском пространстве, во всяком случае, в России, кроме, пожалуй, русских, мало народов, а то, и вовсе нет таковых, чьей исторической демографии было бы уделено столь пристальное внимание, как к башкирам. И было бы представлено столь большущее число публикаций с подсчётами их, башкир численности со времен уже и дальних, и даже туманных. Может, такое пристальное внимание связано с широко озвучиваемой сейчас эпохальностью того добровольного присоединения башкир в состав русского государства. Уже упомянутый Радик Вахитов к этому объявляет, что именно башкиры совместно с русским народом дали начало России. Он пишет: «Башкиры, своим первым добровольным шагом к добрососедству и союзничеству с русскими, и дали начало России»[142]. Во ведь, не много, но и не мало. Вместе с тем, он же Вахитов отмечает, что автор книги «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» А. Усманов ему лично «откровенно рассказывал, как принял партийный заказ на историческое обоснование добровольности подданства башкир русскому царю»[143]. Как-то, то горячо, то холодно, да, и ладно.
А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения. Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы. В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю. Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В. Татищеву от 2 августа 1736 года: "Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею". Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения. Связанные судьбой Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в. Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание. За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос. Свидетели истории Шежере башкир племени Юрматы. Получили ярлык, в подарок снедь, атласные материи. А теперь и вы примете ли все это? Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен".