В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.
Национальность "лезгин": история
- Народ, который чтит традиции
- Ленкоранский военный аэродром перешел под контроль турецкой армии
- Лезгины: распространение и численность
- Лезгины: происхождение и этническая принадлежность
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают. Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская.
Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана.
Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу. И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России. Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать. Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России. Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России.
И если отдали Азербайджану два лезгинских села, значит, этих интересов нет.
Ставит вопрос о причастности нации к конкретной религии нельзя. Это - не главное в характеристике. На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит. Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана. Их как правило, называют азербайджанскими лезгинами и принимают как своих Религия : мусульмане - сунниты.
Раздел все еще находится в разработке, но постепенно туда добавляются статьи, следите за обновлением раздела. У вас все еще не появилось обновление? Если вы сидите с мобильного устройства, то удалите историю браузера или же подождите около недели, обновление у вас появится автоматически. На фото показано обновление.
А наше положение в Дагестане? Мало того что от лезгин отделили табасаранцев, рутульцев, агульцев и т. Утвердившийся в науке термин «лезгинская группа языков» они предлагают заменить на «табасаранская группа», хотя предложить называть аварскую группу языков «гинухской» аварское племя в 2 тысячи человек они боятся. Знают, что аварские учёные во главе с Гаджи Гамзатовым — академиком Российской АН разгромят таких «новаторов» идейно, а простые аварцы могут и излупить, причём не только «новаторов», но и их родственников. Итак, хотелось бы обратиться к господам историкам Амри Шихсаидову, Э. Аквердиеву, Сарие Агашириновой и т. Вы как аксакалы и историки от лезгин являетесь основными виновниками незнания нашим народом своей подлинной истории, своих обычаев. Народ же, который не знает своей истории, как известно, со временем исчезает. Хотелось бы, чтобы вы, господа учёные, ответили на несколько вопросов. Итак, почему вы не отвечаете тем, кто делает нападки на «ваш» народ, если он ещё ваш? Тем, кто уже присвоил или хочет присвоить наши земли, переписать или приписать себе нашу историю? Кого и чего вы боитесь? Жизнь свою вы прожили, получили то, что можно было получить. Ведь ваша молодая коллега Байзат Гусейнова написала книгу «История расселения аварцев в Азербайджане», тем самым заработала любовь и уважение своего народа. Может быть, вы, господа, и вовсе не лезгины, а представители других народов? Попов, на «съедение» т. Так хотелось бы народу знать, кто вы, господин Аквердиев, лезгин по национальности или коммунист? Госпожа Сария Агаширинова невольно оказалась в стане «националистов», которые претендуют, по мнению азербайджанских коллег, на исторические земли азербайджанских тюрков. Вас они ставят в один ряд с такими настоящими патриотами своих народов, как Забит Ризванов и Тимур Айтберов, но считают не специалистом Хаджар Вердиева, Рауф Гусейн-заде «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан». Разве не лучше было бы, если вы взяли бы пример с той же Вердиевой, которая считает вас не специалистом, и написали бы книгу, и доказали, кто и на чьи земли претендует. Будучи лидером НД «Садвал», Гаджи Абдурагимов неоднократно выезжал в Кусары, где призывал активистов движения сменить умеренного лидера Национального Совета Наримана Рамазанова на «генерала» Мухи-дина Кахриманова, называя первого трусом, который тормозит реализацию идеи воссоединения лезгин. Абдурагимов и другие призывали к митингам, к блокаде дорог, одним словом, к активным действиям митинги в городах Махачкала, Дербент, Кусары, блокада Золотого моста. Сами же под разными предлогами не участвовали в них и с треском провалили идею.
Будущее лезгинского народа в Российской Федерации
Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев. остальные Лезгины вошли в состав России. Исторически лезгины заселили Кавказские горы между Черным и Каспийским морями. От имени РОО НКА "Московские лезгины" выражаем глубокие соболезнования всем, кто пострадал в результате ужасной трагедии, произошедшей в ТЦ "Крокус-Сити" 22 марта. Лезгины города хотят видеть активность своей общины, поэтому уверен, что деятельность нашей организации будет востребована.
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу | Лезгины, как мы знаем, этническая группа, которая разделена между Россией (южный Дагестан) и Азербайджаном. |
Лезгинский культурный журнал | Этот человек действительно один из величайших лезгин, с которым мне довелось общаться, и к сожалению он был единственным таким великим для меня. |
Лезгины — народ, которым пугают детей
В наше время лезгины — достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком, хотя в быту лезгины. Гистограмма просмотров видео «Лезгины, И Кто Они Такие! Часть-1» в сравнении с последними загруженными видео. Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Экскурс в Историю восточного Кавказа. Не исключено, что изначально миро(е)сами лезгины называли переселенцев из этого древнего нас. пункта.
Лезгистан – миф или реальность?
Ставит вопрос о причастности нации к конкретной религии нельзя. Это - не главное в характеристике. На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит. Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана. Их как правило, называют азербайджанскими лезгинами и принимают как своих Религия : мусульмане - сунниты.
Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью.
Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям.
Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.
Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги афарар с начинкой из съедобных трав, мяса, творога. Популярны хинкал, суп с мясом шурпа , голубцы, шашлык. Излюбленными блюдами являлись откидной плов с мясом или кишмишем, дюшбере мясные пельмени с бульоном , пельмени, каши из пшеничной крупы с курятиной.
Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки , исида халва из пшеничной муки , хашил мучная каша. Современная кухня лезгин сохранила почти все традиционные блюда.
В то же время она обогатилась блюдами русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян и других народов Дагестана, России. Процесс взаимовлияния культур происходит не только в культуре питания, но и в целом в материальной культуре. Семейный и общественный быт В XIX в. Но полунатуральное земледельческо-скотоводческое хозяйство, сочетающееся с домашними промыслами, требовавшее усилий большого числа рабочих рук, способствовало частичному сохранению до начала XX в.
Большие неразделенные семьи в свою очередь входили в более широкие семейно-родственные группы — тухумы, которые объединяли всех родственников, происходящих от одного предка. Тухумные связи в жизни лезгин и сегодня играют значительную роль. Обязанности членов тухума по отношению друг к другу заключаются в нравственной и моральной поддержке, в помощи обедневшим или попавшим в беду членам тухума. Семья складывалась на основе брака.
Традиционные формы заключения брака были разнообразны брак по сватовству — самая распространенная форма; обменные браки; левиратный и сороратный браки; брак похищением увод без согласия девушки ; уход с обоюдного согласия; колыбельное обручение и т. Следует отметить, что при выборе брачного партнера лезгины в пределах селения не придерживались строгой эндогамии, т. Редко учитывался и социальный статус вступающих в брак. Это скорее было связано с тем, что лезгины в подавляющем большинстве были социально однородны.
Не допускались браки с представителями иной конфессии. Калыма в его классической форме у лезгин не существовало, но за невесту давали определенную плату, известную под названием иоль-пули дорожные деньги. У лезгин Самурского округа эта плата как и у всех мусульман называлась кебин гьакъ и выражалась в закреплении за женщиной части имущества, а также кебинных денег. Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды.
Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т. В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др.
По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования. Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др.
Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с.
Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т.
К концу XIX в. В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность.
С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько.
Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений.
К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население.
С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев.
Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор.
Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в.
Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с.
Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди.
Издан первый толковый словарь лезгинского языка 13:59, 4 сен 2012 Вышел толковый словарь на лезгинском языке под редакцией доктора филологических наук, профессора, главного научного сотрудника отдела лексикологии и лексикографии ИЯЛИ ДНЦ РАН Ахмедулы Гюльмагомедова, сообщает … России нет необходимости создавать новые точки напряженности на Южном Кавказе - эксперты 16:02, 10 апр 2012 В последние недели в различных СМИ появляются публикации, в которых выражается серьезная озабоченность ситуацией на Южном Кавказе. Вновь начинают преобладать алармистские настроения.
Лезгины. История происхождения. Часть I
Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. К 1917 существовала значительная прослойка промышленных рабочих. Традиционные поселения в горах — кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части — разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное.
Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний — жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры. Известно творчество поэтов-ашугов XIX века.
Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен. В XV веке распространяется дагестанский вариант арабского алфавита «аджаме».
Праздники Масса интересных традиций у лезгинов связаны с праздниками. Праздник цветов Когда горы в конце весны или в начале лета покрывались травой, отмечали Праздник цветов — Цуькверин сувар-Арбе. Это происходило в конце мая или во время первой недели июня. Назначали шаха тамаду , им был самый весёлый человек в селе.
В урочный день нужно было идти в поход за букетом. Для этого отправлялась целая процессия, вооружившись едой. Это были шумные радостные люди в ярких одеждах. Впереди шествовали музыканты, играющие на зурне и барабане, все пели песни. В горы эта процессия отправлялась в полночь. Там они устраивали песни, пляски, состязания, рвали букеты, заготавливали травы для лекарств, приправ, кулинарии и напитков.
Вечером они возвращались назад и отдавали собранное старикам. Праздник черешни Это праздник земледельцов и скотоводов, который у лезгинов называется ПIинийрин сувар — Кiару. Для всех лезгинов это был важный день, который выпадал по традиции на конец июня. Все надевали красивую национальную одежду, всадники объезжали молодых коней, а на бывалых скакунах проводились скачки. Молодёжь танцевала и пела обрядовые песни. Новый год Яран сувар — ещё одна интересная традиция лезгинского народа.
Это аналог Нового года, который праздновался весной, как и у наших предков. Большое значение имела подготовка особых богатых угощений, сладостей. По обычаю ко столу необходимо было пригласить как можно больше родственников, соседей, друзей. Часто празднование проводилось всем поселением. Молодёжь облачалась в овечьи шкуры шиворот-навыворот, а дети брали специальные сумки — чанты, в которые соседи складывали сладости. Застолье было днём, а вечером по селению разжигали костры, вокруг которых танцевали народные танцы.
Молодёжь прыгала через огонь, чтобы отогнать от себя нечистые силы, не болеть и не знать неудач. Также любили ограть в «кражу огня». Нужно было выхватить горящее полено из чужого костра и принести в свой, но при этом не допустить потерь в своём костре. Тот, кому это удавалось, считался умелым, ловким и смелым. Ещё одна забава заключалась в раскручивании варёных яиц: тот, чьё яйцо вертелось дольше всех, был победителем. Считалось, что если не праздновать как следует, небесные силы могут разгневаться на людей.
По традиции в лезгинский Новый год нужно было надевать новую одежду, а самым бедным можно было отделаться пришиванием новой заплатки из ткани на старый наряд, чтобы одурачить богов. В качестве оберега детям на шеи привязывали красные шерстяные верёвки, такие же амулеты навешивали в эту ночь и домашней скотине. Поделиться в соцсетях:.
Чеченец и лезгин. Иллюстрация 1862 года из книги Паули Густава-Федора Христиановича « Этнографическое описание народов России» Страшилки для малышей В старину грузины пугали детей, говоря, что если те будут плохо себя вести, придёт лезгин и заберёт их. Но что за странное противостояние народов? Дело в том, что в прежние времена среди лезгин было немало горных разбойников, которые действительно могли похищать детей или забирать ценности. Вероятно, именно этот род занятий и привёл к появлению страшилок. Что интересно, сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу. Более того, у многих лезгин есть родственники-грузины. Как понимаете, в наше время детей лезгинами уже никто не пугает. Яркая лезгинка В песенном фольклоре лезгин особое место занимают танцевальные композиции. Этот народ действительно не может представить жизни без танца. Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка. Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века.
Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него.
Наивные лезгины, очнитесь!
Вагабова, С. Агашириновой, Р. Гайдарова, Б. Рагимовой, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других. XIX в.
Маза, Молла Нур из с. Ахты, Стал Саид из с. Ашага-Стал и др. Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А.
Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М.
Гаджиев, А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р.
Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Искусство На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты — супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации.
Гордостью театра являлись актер А. Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э. Наврузбеков и многие другие талантливые актеры. У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З.
В Дагестане популярны композиторы М. Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О. Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Оперная певица Г.
Эмиргамзаева в июле 2010 г. Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х. Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г.
Гейбатовым, художниками-живописцами А. Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Спорт, общественная деятельность Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А. Ганиева, К.
Агаева, Ф. Вагабова, В.
Обновление на сайте У нас на сайте появилось пару обновлений о которых я хочу вам рассказать. В плане дизайна была проделана работа в удобстве использовании сайта. Раздел истории стал более структурированным, теперь глаза не будут разбегаться в куче текста. Так же были сужены рамки показа текста для версии сайта для ПК, до этого во время чтения на большом мониторе было не удобно следить за текстом, сейчас же из-за более узкой ленты читать новые статьи стало приятнее.
Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры табак , произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство особенно у азербайджанских лезгин , животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.
Создание сайтов Москва. Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.
В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки. Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики.
В городах Дагестана пользуется популярностью лезгинский тонкий хлеб. Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога.
Популярны хинкал, шурпа суп с мясом , шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты. Лезгинский костюм Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых.
Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Кажется кто-то решил отомстить Месси за ранние подъемыЛибо у Саши просто приступ нежности.
Лезгины: история, культура и образ жизни народа
Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы.
Лезгистан – миф или реальность?
Танец этот зажигательный известен под разными названиями у всех кавказских этносов. Однако в русском языке закрепился именно под названием "лезгинка"- так как именно у лезгин увидел и зарисовал его еще в конце XIX-го столетия великий русский художник Василий Верещагин. Василий Верещан "Лезгинка" Лезгины действительно отменно танцуют лезгинку: Танец в лезгинском селе Ахты. Танец в лезгинском селе Ахты.
Сегодня лезгины все также верны традициям предков. Отмечают, например, знаменитый праздник Весны Яран Сувар. Я родился в городе Баку и хорошо знаю лезгин.
Очень трудолюбивый народ. Почему-то всех дагестанцев у нас называли лязги. Уважаю этот народ.
Пусть процветает лезгин кий народ.
По данным Переписи 2010 года - 473722. По данным Переписи населения 2020 года - 488 608.
Язык лезгинский нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Мусульмане-сунниты, есть шииты.
Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации. Президент Фонда возрождения лезгинского народа «Лезгины» М.
Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии племя «арц» Кавказской Албании , кутии племя «ути» Кавказской Албании , легами, лезгами, мушками и т. С III тыс. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе.
К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии. В «Алупанской книге», как одно из племен Кавказской Албании Алупана , отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 букв. Серединная река; современный Самур. Малоазийские мушки, по мнению Г. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины.
Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района Южный Дагестан тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным. Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков. Лезгинский язык в среде «алародийских» языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами». Согласно историкам, этнографам и лингвистам Н. Марр, П.
Услар, М. Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е.
Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т.
Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия.