В ГИТИСе Анатолий Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой.
Мистика в жизни актера Анатолия Папанова
Война с оружием в руках для него окончилась. Могучим усилием воли Папанов впоследствии избавился от трости и хромоты. Но с болью от травмы он жил до конца. Военный трибунал Анатолий Дмитриевич Папанов и его близкий товарищ Абрам Наумович Рафаевич, также известный как Алик Рафаевич, были осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольную отлучку. С 1 января 1942 года красноармеец Папанов за самоволку попал в 13-ю запасную стрелковую бригаду в Чкалов ныне Оренбург. Самоволка — это отсутствие военнослужащего до 10 суток без разрешения и без умысла уклонения от дальнейшей воинской службы. Куда точно ходил Папанов, неизвестно.
И за буйки Анатолий Папанов по жизни тоже заплывал не раз — пить — так пить, играть — так играть, любить — так любить. Зрители не раз говорили о нем это отражено в советской прессе , что Папанов, хоть и играет на публику, но он настоящий. Еще бы — фронтовик, прошедший Великую Отечественную, еще бы не настоящий. Столько преград было на его пути с сцене, что все роли были заслуженными.
Родился Анатолий Дмитриевич 99 лет назад на Смоленщине в семье русского военного и уроженки Польши, которая занималась пошивом платьев. Актерская жилка была у Папанова от отца, который много лет уделял время художественной самодеятельности, поэтому Анатолий с детства знал, что такое сцена.
Открылся и еще один талант актера — озвучивание анимационных лент.
Его яркий и узнаваемый тембр очень нравился многим режиссерам "Союзмультфильма". Десятки персонажей говорили голосом Папанова, но самым любимым, конечно же, был и остался Волк из "Ну, погоди! Он с удовольствием принимал приглашения и на роли, где можно было показать драматический талант.
Как во "Времени желаний" или в "Холодном лете 53-го" — последнем его фильме. Наш Анатолий Дмитриевич Папанов… Помним всегда!
Зря я задавал этот вопрос. Так и не получив ответ, я узнал, что существует аннотированный каталог советских художественных фильмов. Информация взята именно оттуда с каталога фильмов 1972-1973 годов....
ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ
Режиссёр картины Александр Прошкин просит Анатолия Дмитриевича Папанова остаться на денёк в деревне. Анатолий Папанов страдал от сердечно-сосудистой недостаточности, но от усталости не захотел греть воду и решил, что обойдется холодной. Последние годы жизни народный артист СССР Анатолий Папанов работал не покладая рук.
В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче
Стали ездить по госпиталям, чтение Папанова неизменно имело успех. Не мудрено, что в его голову всё чаще возвращаются мысли о театральных подмостках. Но о каком продолжении актёрской карьеры может помышлять хромоногий инвалид? И всё же осенью 1942 года Папанов рискнул показаться в Государственном институте театрального искусства имени А. К нему и обратился Анатолий с непоколебимой решимостью, несмотря ни на что, стать артистом. Прослушав неказистого новичка, Тарханов явно что-то вспомнил и вдруг спросил: «А не ты ли играл когда-то Гортензио в «Укрощении строптивой» клуба «Каучук»? Мы тебя берём! Папанов горячо пообещал это руководителям своего курса — артистам МХАТа Марии и Василию Орловым, и, превозмогая боль, принялся изнурять искалеченную ногу физическими упражнениями и танцами в родном «Каучуке».
Вскоре хромота стала практически незаметна для окружающих хотя на самом деле нога ещё долго болела , а отменным танцором Анатолий Папанов оставался до конца своих дней. Переломный 1942 год оказался в судьбе Анатолия Папанова счастливым дважды: помимо поступления в ГИТИС, он обрёл там и свою единственную любовь — в лице однокурсницы и тоже бывшей фронтовички, обаятельной московской красавицы Надежды Каратаевой. Им, ровесникам и людям схожей судьбы, приходившим в аудитории в застираных добела солдатских гимнастёрках и сапогах другой одежды у ребят просто не было , было о чем вспомнить и о чём поговорить и после занятий. Да и жили они, как оказалось, по-соседству. Через год, к окончанию учебы, стало ясно, что Анатолий Папанов оказался пусть не самым красивым, но, безусловно, самым талантливым выпускником курса. Правда, сам он хотел играть героев, а педагоги предлагали ему в основном комедийные или характерные роли. На государственном экзамене 11 ноября 1946 года в спектакле «Дети Ванюшина» Папанов играл Констатина, который по возрасту был моложе артиста, а в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль-Зелёные Штаны» - глубокого старца.
И играл так здорово, что сразу получил приглашения в три московских театра — МХАТ где в перспективе для него угадывались роли Князя в «Дядюшкином сне» Ф. Достоевского, и Каренина — в «Анне Карениной» Л. Толстого , Малый куда Папанов целый месяц ходил на репетиции к режиссёру Алексею Дикому, ставившему в тот сезон «Ревизора» и Вахтанговский. Однако практически весь его курс, в том числе молодую жену Надюшу, направляли создавать новый театр в прибалтийскую Клайпеду, и Анатолий, не колеблясь, решил разделить со своими студенческими товарищами эту творческую участь. Первая сцена. Клайпеда Решение об организации Русского драматического театра в бывшем немецком портовом городе Мемеле, переименованном после войны в Клайпеду, было принято на высшем уровне в 1946 году. А 12 марта 1947 года газета «Советская Литва» уже сообщала, что в Москве заканчивается формирование труппы Клайпедского русского драматического театра, актёрским составом которого станет выпускной курс ГИТИСа под руководством М.
В Клайпеду молодёжь решила ехать уже с готовым репертуаром и сразу начать там театральный сезон. Товстоногова , руководившего ранее одним из фронтовых театров. Режиссёром театра стала его жена - Вера Михайловна Третьякова. Таким могут помнить Папанова клайпедские зрители. Разрушенная Клайпеда потрясла приехавших москвичей. Среди руин лишь кое-где высились строения, свидетельствовавшие о средневековом происхождении города. Теперь же, в сорок седьмом, усиленными темпами шло его восстановление.
Вместе с другими клайпедчанами молодые артисты расчищали улицы от руин, сажали деревья, цветы. Под жильё им выделили один из разрушенных особняков, который они тоже восстанавливали собственными силами адрес этого дома установить пока не удалось. Работать предстояло в здании местного театра — прекрасном старинном здании с красными бархатными креслами в уютном зале. Главный фасад театра, обращённый на не менее уютную городскую площадь, на уровне второго этажа украшал балкон. Рядом красовалась надпись: «Отсюда выступал Адольф Гитлер». Говорят, тогда он хвастался перед заполнившими площадь людьми, будто для взятия города потребовалась всего одна пожарная команда... Молодые московские актёры шумно возмутились оскорбившей их надписи.
И только бывший фронтовик Папанов отреаргировал совершенно спокойно: «Выступал Гитлер, а теперь будем мы». Когда через 20 лет Клайпеда уже расцветала, став крупным центром рыбной промышленности и портом, куда со всего мира заходили огромные трансатлантические суда, журналисты местной газеты обратились к Папанову с просьбой рассказать о первых послевоенных годах. И Анатолий Дмитриевич вспоминал: «Трудно было представить, что в этом разбитом, сожжённом городе теплится жизнь. На другой день после приезда москвичи вместе с тысячами людей работали на субботнике по расчистке главной площади от развалин. А вечером был дан первый концерт. Побывал я во многих городах, но всегда с особой нежностью вспоминаю город, где всё для меня было впервые. Первые победы и неудачи, первые цветы...
Играли «Молодую гвардию» в постановке Б. Папанов исполнял роль Сергея Тюленина фотографии артиста в этой роли, увы, не сохранилось. Как позже напишет в своей книге критик М. Линецкая «Анатолий Папанов». Издательство: Искусство, 1972 г. Они были ровесниками. Оба десятки раз смотрели любимый фильм «Чапаев», оба бредили небом и самолётами, оба встретили войну с оружием в руках.
Словом, прошедший фронт молодой артист не мог не привнести в эту роль собственные переживания. И такое трепетное отношение к образу юного подпольщика сделало своё дело — перед зрителями предстал необыкновенно знакомый парень, сразу полюбившийся многим не просто как театральный персонаж, а как живой человек. В газету «Советская Клайпеда» вскоре пришло письмо от учащихся гимназии имени М.
Однако, для миллионов зрителей Папанов, прежде всего, комедийный актер. Папанов Анатолий Дмитриевич родился 31 октября 1922 в Вязьме. Яркий, выразительный, многогранный характерный актёр, Папанов наряду с комедийными и гротесково-сатирическими ролями создал ряд образов положительных героев. Анатолий Папанов умер, едва закончились съемки знаменитой картины Александра Прошкина «Холодное лето 53-го» , его роль в фильме озвучивал уже другой актер.
Горького Василия и Марии Орловых. С 1946 по 1948 выступал в Клайпедском русском драматическом театре, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия». В 1948 году перешёл в Московский театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова, где играл почти 40 лет, создав 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома». Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей, позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра.
Что это за документы? Это, прежде всего, списки красноармейцев, находящихся в военно-пересыльных пунктах и запасных полках, а также различные распоряжения о направлении бойцов на фронт. Согласно ним, Анатолий Папанов и его товарищ, Алик Рафаевич прим. Заранее скажу во избежание споров среди читателей, что это была именно самоволка, так как в указанных списках военнослужащих имеются и дезертиры, оставившие место службы совершенно сознательно. В составе специальной маршевой роты 0143 прим. При этом данный факт нисколько не омрачает память о великом и талантливом человеке, мужественно прошедшем безжалостный огонь Великой Отечественной войны. В марте его взвод зенитной артиллерии оказался в окружении в районе города Харькова и понёс большие потери. В этих боях актёр, который успел до войны сыграть несколько эпизодических ролей, получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь. Вернётся домой Анатолий Папанов уже инвалидом - в свои двадцать один год. Пережитое на войне отразится на нём.
31 октября - Анатолий Папанов - 100 лет со дня рождения
Анатолий Папанов в 1941 г. и в мирное время | Фото: и 68-летняя актриса за рулем автомобиля попала в ДТП. Елена Папанова отказалась от врачебной помощи. 5 августа 1987 года, подойдя к своему дому на улице Алексея Толстого, Анатолий Папанов встретил знакомого слесаря, сообщившего актёру новость – в доме нет горячей воды. Анатолия Дмитриевича это не испугало. 32 года назад не стало советского актер театра и кино Анатолия Папанова.
Анатолий Дмитриевич Папанов - одно фото
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова | Анатолий Дмитриевич Папанов — чем известен, биография, творческие достижения и награды — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Получил тяжелое ранение и стал инвалидом: листаем семейный альбом Анатолия Папанова | Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра гова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником. |
Telegram: Contact @sssr_history2 | 30 октября) 1922 года в городе Вязьме Смоленской области. |
20 интересных фактов об Анатолии Папанове | В 1987-м Анатолий Дмитриевич снимался в легендарной картине «Холодное лето 53-го». |
Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov) - актёр - Новости - советские актёры - Кино-Театр.Ру | 8 и 9 мая в 19:00 на Основной сцене Московского академического театра сатиры состоится торжественный вечер "А. Д. Папанов: Любить и верить", посвященный легендарному артисту Анатолию Дмитриевичу Папанову. |
В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче
Почему коллеги не пришли на похороны Анатолия Папанова... | Пикабу | Известно, что Анатолий Дмитриевич за словом в карман никогда не лез, а во время съемок этого фильма он просто экспромтом вставлял фразы от себя лично. |
Авось-ка - 100-летию народного артиста СССР А. Д. Папанова посвящается: «Виват великому актёру!» | актерский гений Папанова как раз и проявлялся в том, что ему были подвластны абсолютно все жанры, от лихой комедии до высокой трагедии. |
Анатолий Дмитриевич Папанов | Анатолий Папанов командовал зенитной батареей. |
Пророческая роль Анатолия Папанова | За кадром Анатолий Папанов был очень замкнутым, скромным, мягким, чутким и даже сентиментальным человеком. |
Откровения дочери легендарного актёра Анатолия Папанова - Елены Папановой | Анатолий Дмитриевич Папанов – целая эпоха в русском кино, театре, мультипликации. |
Другие материалы
- Случай на работе
- 32 года без Анатолия Папанова
- 5 августа - "День Памяти" всенародно любимого Анатолия Дмитриевича Папанова
- Новости: Анатолий Дмитриевич Папанов - одно фото
- Получил тяжелое ранение и стал инвалидом: листаем семейный альбом Анатолия Папанова
- Курсы валюты:
Почему Анатолий Папанов не любил свою роль в «Ну, погоди!»
Театр и кино[ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [11]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они поженились в 1945 году, на десятый день победы советских войск [13]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [14]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [11]. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ». Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [17].
Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди!
Папанов всю свою жизнь посвятил служению Московскому театру сатиры, создав на его сцене около 50 самых разнообразных образов. Театральные постановки с участием А. Папанова Кино Киноизвестность к Анатолию Дмитриевичу пришла после роли Фёдора Серпилина в двухсерийной ленте Александра Столпера «Живые и мёртвые» 1964 , снятой по одноимённому роману Константина Симонова. Роль комбрига Серпилина Папанову предложил сам автор. Ведь о войне исполнитель главной роли знал не по участию во фронтовых агитбригадах, не по съёмкам в военном кино, а по личному опыту жизни в окопах. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает всё это в памяти...
Спустя годы после выхода на экран «Живых и мертвых» Константин Симонов по какому-то праздничному поводу написал малоизвестные стихи, посвящённые Папанову : Застольных несколько стаканов По стойке, как солдат в строю, За вас, мой дорогой Папанов, Сегодня мысленно я пью. В кино, на сцене, на войне Я пью и знаю: все живые И мертвые примкнут ко мне. За работу в фильме «Живые и мёртвые» А.
Так на свет появилась их единственная дочь Елена. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…» — вспоминал сам актёр. В театре Сатиры, куда молодой Анатолий Папанов пришёл на маленькую ставку, он в основном играл роли без слов или «кушать подано! Сниматься приглашали в основном лишь в эпизоды, героев которых даже не указывали в титрах.
Правда, потом утвердил в другую свою картину — «Человек ниоткуда». Но фильм закрыли, и он пролежал на полке много лет. Депрессию от невостребованности он заливал выпивкой. Жена Папанова вспоминала, как на съёмках одной из первых картин его с ещё одним актёром даже заперли в номере, дабы они не хлебнули лишнего. Тогда Папанов связал простыни, прикрепил к ним деньги и с криком: «Братцы, помогите! Двум артистам водочки надо! Когда бдительный режиссёр вошел в номер, друзья уже были навеселе… В театре же он пил вместе со своим другом Евгением Весником.
Однажды они на Ленинградском вокзале, провожая кого-то, зашли в вагон-ресторан. И не заметили, что поезд пошёл! Так и доехали до Ленинграда, выпивая. В Москву вернулись в том же вагоне-ресторане. А однажды Папанов в пьяном виде чуть не подрался с милиционером, за что схлопотал 15 суток. На спектакли в театр его приводили под конвоем. По словам Надежды Юрьевны, у неё даже появлялись мысли о разводе.
Периодически она прогоняла любимого мужа к его маме. Но та, будучи женщиной мудрой, вновь отсылала сына к жене. В 1973 году мама Анатолия Дмитриевича умерла. И Папанов объявил, что больше капли в рот не возьмёт. С тех пор он действительно не пил.
Из-за чего в молодости режиссеры не замечали актера? Что помогло хромому инвалиду войны стать знаменитым?
Правда ли артисты фильма «Берегись автомобиля! Как кирзовые сапоги помогли Папанову найти жену? Чем Анатолий не нравился будущей теще? Какая роль стала его любимой? Из-за чего смерть актера многие считают мистической? Можно ли было его спасти? И почему артисты театра не пришли на похороны Папанова?
Не пропустите премьерный показ документального фильма «Они потрясли мир. Любовь на старость отложить нельзя» в пятницу, 25 августа, в 00:10 на Пятом канале.
5 августа - "День Памяти" всенародно любимого Анатолия Дмитриевича Папанова
Линецкая «Анатолий Папанов». Издательство: Искусство, 1972 г. Они были ровесниками. Оба десятки раз смотрели любимый фильм «Чапаев», оба бредили небом и самолётами, оба встретили войну с оружием в руках. Словом, прошедший фронт молодой артист не мог не привнести в эту роль собственные переживания. И такое трепетное отношение к образу юного подпольщика сделало своё дело — перед зрителями предстал необыкновенно знакомый парень, сразу полюбившийся многим не просто как театральный персонаж, а как живой человек. В газету «Советская Клайпеда» вскоре пришло письмо от учащихся гимназии имени М. Горького: «Больше всех нам понравился Серёжка артист Папанов , от которого мы все в восхищении...
Он показывает пример настоящей дружбы, он отчаян, смел, честен, открыт, беспощаден». Письмо тут же напечатали. А 30 ноября 1947 года здесь же появилась первая в жизни артиста Анатолия Папанова профессиональная рецензия. В ней давалась высокая оценка всему спектаклю, который воспроизвёл «скорбную и вместе с тем высокооптимистическую страницу Отечественной войны». Особенно удачным газетный критик назвал исполнение А. Папановым роли Сергея Тюленина: «Неиссякаемая энергия, инициатива, непосредственность в выражении чувств, страстность, порывистость отличают его. Зритель с первых же минут горячо симпатизирует Тюленину-Папанову».
В романе Фадеева часто упоминается задиристая кепка Сергея, лихо сбитая на затылок. Папанов долго маялся, искал этот важный для него штрих внешнего облика героя. Как вспоминала В. Третьякова, однажды они шли с Папановым по городу, и вдруг навстречу - мальчишка в задрипанной кепке. Папанов так и замер. Вот она, долгожданная! Парнишка растерялся.
Зашли в магазин, купили подходящую мальчонке кепку. Он был счастлив, только все спрашивал: «А я сколько должен? Ведь надо же заплатить! Папанов отлично чувствовал себя в ней. В последней сцене - гибели молодогвардейцев - он сжимал эту кепку так, словно в ней сосредоточилась вся его жизнь. Сам же был на вид тощим, словно опалённым изнутри. Поэтому прямолинейный критик газеты «Советская Литва» в статье от 4 мая 1948 г.
Но, видимо, уже тогда Папанов не разделял внешнюю комедийную оболочку и трогательную человеческую сущность, что и стало его актёрским кредо на все последующие годы. В тот первый клайпедский сезон Папанов сыграл также роль Рекало в спектакле «За тех, кто в море! Лавренёва и Тристана в «Собаке на сене» Лoпe де Вега. А ещё много разъезжал вместе со своими коллегами по городам и сёлам Литвы с концертами, вёл кружок художественной самодеятельности в школе уж не в той ли самой гимназии им. В общем, это было очень важное и нужное молодому актёру время активного накопления сценического и жизненного опыта, энергичных поисков самого себя. Но волею судьбы этот литовский период оказался совсем недолгим. Помнить или забыть?
Летом 1948 года Папановы отправились в отпуск в Москву, навестить родителей. В бытность Папанова студентом ГИТИСа, Гончаров был там самым молодым режиссёром-педагогом, он не раз видел Папанова на учебной сцене, ценил его талант. И теперь, встретив Анатолия, обрадовался, они проговорили более получаса, после чего Андрей Александрович сделал ему неожиданное предложение: «Переходи ко мне в театр». Папанов тут же согласился. Трудно теперь сказать, чем было вызвано такое скоропалительное решение: ведь судьба молодого артиста в Клайпеде, на первый взгляд, складывалась чрезвычайно перспективно. Да и жену Надюшу, которую Гончаров тоже помнил по студенческой сцене, он в свой театр пока не приглашал - значит, ей предстояло вернуться в Клайпеду... Так оно и произошло.
Надежда Каратаева-Папанова ещё на полтора года задержалась в Литве, пока.... Объяснений этому можно найти несколько, но все они вряд ли будут полными. Во-первых, как считает М. Линецкая, в ГИТИСе тех лет действительно увлекались созданием молодёжных театров, основой которых становился очередной выпускной курс актёрского факультета. Так были созданы театры в Таганроге, Клайпеде, некоторых других городах. Но, видимо, подобный принцип построения творческого коллектива не всегда оказывался плодотворен. Начинающие актёры нуждались в контактах со старшими, более опытными коллегами, в освоении традиций.
К тому же полноценную театральную труппу вряд ли можно было создать из артистов только одного поколения. Лишь в редких случаях подобные эксперименты удавались, и этому должно было сопутствовать множество счастливых обстоятельств. В Клайпеде этого, увы, не случилось.
Во время войны, Папанов в звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942 году попал в окружение под Харьковом и получил тяжёлое ранение: взрывом ему сильно изуродовало правую ногу. Из-за этого у него появилась хромота… После войны вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа, пообещав исправить хромоту.
С первых дней войны Папанов находился на фронте. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Горького Василия и Марии Орловых. С 1946 по 1948 выступал в Клайпедском русском драматическом театре, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия».
В 1948 году перешёл в Московский театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова, где играл почти 40 лет, создав 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома».
Крепко-крепко целую тебя!
Анатолий Дмитриевич Папанов - знаменитый советский киноактер. Широко известен публике по ролям в экранизации романа-эпопеи «Живые и мертвые» Константина Симонова, а также в кинолентах «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля»,«Адъютант его превосходительства», «Холодное лето 53-го» и других. Кроме того, актер озвучивал Волка в мультфильме «Ну, погоди!
Участник ВОВ с 1941 года. Кавалер орденов Отечественной войны I и II степеней.
Анатолий Папанов. Закулисье скромного гения
Почему Анатолий Папанов не любил свою роль в «Ну, погоди!» | Мама Елены Надежда Юрьевна Каратаева и отец Анатолий Дмитриевич Папанов. |
Папанов Анатолий Дмитриевич | Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в ванной комнате своей московской квартиры. |
Анатолий Папанов. Закулисье скромного гения
В квартире его ждала страшная находка: труп Анатолия Дмитриевича. Его наследница признается, что предчувствовала смерть родителя, несколько дней она ходила, что называется, не в своей тарелке. Елена сообщила, что в день смерти Папанова его квартиру обворовали — из вазочки пропала крупная сумма денег гонорар за съемки. Артистка считает, что их могли присвоить санитары. У нас дома стояла специальная вазочка, куда он клал деньги. И вот в тот день, когда папа умер он же приехал со съемок, получив гонорар, и положил деньги в эту вазочку … Когда его увезли в морг, деньги пропали: видимо, своровали санитары, которые забирали тело, или кто-то еще», — добавила Елена Папанова, которую цитирует «Собеседник». Дату смерти установили судмедэксперты, поэтому о его кончине объявили намного позже — 7 августа 1987 года. Дочь Папанова призналась, что от горя прорыдала целые сутки: «Если бы знать, что так все оборвется, то, конечно же, по-другому себя вела — больше бы расспрашивала, училась бы у него.
Казалось, что все еще впереди, папа будет вечно, он ведь практически не болел…». Она вспомнила, что первым, кто принес соболезнования, стал Андрей Миронов: «Он позвонил и сказал маме для него это большая трагедия, что умер его любимый партнер и что всегда в этой жизни мы можем надеяться на его помощь: он никогда не бросит нашу семью. А потом он сам через девять дней скончался», — сказала Папанова. Дуэт Папанов-Миронов сыграл в 9 фильмах Н. Каратаева: «Когда Толя не приехал в условленный день в Ригу, я забеспокоилась, позвонила дочери. Зять пробрался в нашу квартиру через соседскую лоджию, потому что дверь была заперта изнутри. Толя сидел в ванной, уронив голову на колени, из душа лилась холодная вода...
Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю почему-то вынесли на простынях, а не на носилках», — вспоминала она. Говоря о причине смерти своего мужа, Каратаева удивлялась — Папанов никогда не жаловался на сердце, купался в озере на даче и был привычным к водным процедурам. При вскрытии врачи не обнаружили инфаркта — жизнь Папанова оборвалась из-за сердечного спазма: «Если бы в тот момент кто-то находился дома, вызвал бы «скорую», его можно было спасти». Так она вспоминает их последнюю встречу: «Мы с театром были на гастролях в Прибалтике. В Вильнюсе гастроли уже закончились, и мы должны были переезжать в Ригу.
Днем отыграли «Гнездо глухаря», и Толя стал собираться в Петрозаводск на съемки «Холодного лета…» Перед отъездом он мне говорит: «Забери в гримерной газеты: будет что в автобусе тебе до Риги читать».
Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [11] [8]. Театр и кино [ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [10]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они расписались в 1945 году, на десятый день победы советских войск [12]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [13]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [10]. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ». Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра.
Константин Симонов был впечатлен игрой Папанова и предложил кинорежиссеру Столперу взять актера на роль генерала Федора Серпилина в экранизацию романа «Живые и мертвые». Сомневались в выборе артиста и режиссер, и сам Папанов. Однако после выхода картины на экран, к Анатолию Дмитриевичу пришла всесоюзная слава. Анатолий Папанов впервые принял участие в спектакле в трехлетнем возрасте. В школьные года Анатолий снимался в массовках и зарабатывал деньги. Происхождение у Папанова русско-польское. Отец — русский, мать — полька. За свою жизнь артист принял участие в 53 различных театральных постановках и спектаклях 6. Дважды артист принимал участие в озвучивании радиоспектаклей. Волк в «Ну, погоди! Артист озвучил больше 100 мультиков. С первых дней ВОВ принимал участие в боевых действиях.
С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [13]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [10]. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в их числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома ». Дебют в большой кинороли состоялся в 1961 году — в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова « Человек ниоткуда » Папанов сыграл не только основного антагониста Аркадия Крохалёва, но и ещё несколько эпизодических ролей вождь, спортсмен, актёр , позиционировав себя как блестящего острохарактерного комедийного актёра. Прорывом в кинокарьере стало приглашение три года спустя режиссёром Александром Столпером на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова « Живые и мёртвые ». После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [16].
Загадочное завещание Анатолия Папанова
Документальный фильм памяти русского актера Анатолия Дмитриевича Папанова. В 1987-м Анатолий Дмитриевич снимался в легендарной картине «Холодное лето 53-го». После ранения Анатолий Папанов ходил с тростью, но тем не менее сумел поступить в ГИТИС. Папанов Анатолий Дмитриевич родился 31 октября 1922 в Вязьме.
Вспоминая Анатолия Папанова
После этого Анатолий Дмитриевич четыре года не был востребован, пока в 1955 молодой Эльдар Рязанов не позвал его пройти пробы на роль директора Огурцова в киноленте «Карнавальная ночь». Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра гова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником. Последние годы жизни народный артист СССР Анатолий Папанов работал не покладая рук. 5 августа 1987 года, подойдя к своему дому на улице Алексея Толстого, Анатолий Папанов встретил знакомого слесаря, сообщившего актёру новость – в доме нет горячей воды. Анатолия Дмитриевича это не испугало. В ГИТИСе Анатолий Папанов познакомился со своей будущей женой — Надеждой Каратаевой. Анатолий Папанов в 1941 г. и в мирное время | Фото: и