Новости петр петрович кащенко

[19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. Психиатр из казаков. Петр Петрович Кащенко родился в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко, и дочери коллежского асессора, мелкого чиновника — Александры Павловны Черниковой. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858). Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение.

Краткий курс истории. Великий психиатр

С мая 1917 года Кащенко заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, а с 1918 по 1920 год руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Народного комиссариата здравоохранения. Кащенко осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Ученый разработал методы лечения психических больных: амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж, которые для того времени являлись очень прогрессивными. Сейчас эта больница носит имя Алексеева — городского главы Москвы 1885-1893 , инициатора строительства больницы и организатора сбора средств на это строительство. Михаил Гаврилов - студент, г.

Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. Санаторий-школа для дефективных детей в заведывании доктора В. Степанова М. Кащенко и Л.

Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей».

По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке.

Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма.

После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов.

Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев. Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка.

На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь.

Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей. Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью.

Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку. Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова.

Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла. Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности. Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства».

Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. В связи с последним заметим, что еще в 1918 году Всеволод Петрович проявил инициативу, организовав на базе своего бывшего санатория-школы, а ныне Дома изучения ребенка, шестимесячные курсы по обучению работников-дефектологов. С 1919 года эти курсы стали годичными.

Однако подобные меры в условиях стремительного развертывания широкой дефектологической деятельности в стране не могли быть достаточными. И вот по поручению Наркомпроса Кащенко создал специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности — и стал первым ректором и профессором этого института. Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. Бубнова ныне Московский педагогический государственный университет — здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А.

Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. Институт, возглавлявшийся Кащенко, имел следующие отделения: интеллектуальной дефективности, по работе с трудновоспитуемыми детьми, сурдопедагогики, тифлопедагогики и социально-правовой охраны ребенка. Принципиальной особенностью становления советской высшей школы, помимо качественно нового состава контингента ее учащихся, был переход на новые методологические основы преподавания учебных предметов. Об этом Всеволод Петрович говорил своим коллегам, подчеркивая, что переживаемый ими период в области психологии, педагогики, дефектологии, науки о ребенке вообще может быть назван периодом генеральной ревизии всего до сих пор созданного под углом зрения объективной психологии как науки о поведении, строящейся на общефилософском основании. Вопросы изучения и воспитания ребенка, особенно если это касается исключительных, аномальных детей, требуют от врачей и педагогов не просто огромного напряжения человеческих сил, но, главным образом, действий, адекватных природе самого объекта изучения и воспитания.

А природа человека социальна, и биологическое в нем проявляется в преобразованном виде, оно как бы «снимается» в гегелевском смысле слова сугубо человеческим, то есть социальным. В той мере, в какой это социальное развито в ребенке, не деформировано физическими дефектами, физиологической или психологической недостаточностью, не искажено неблагоприятными внешними обстоятельствами, мы и судим о нем как о личности. В какой мере осуществлен в ребенке скачок от биологического к социальному, в такой и предстает перед нами результат целеустремленных педагогических влияний. В реализации такого скачка по всему спектру характеристик личности в ее становлении и состоит, по сути дела, содержание воспитания. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке.

Дефекты и отклонения вносят свои акценты в отдельные его особенности и стороны, которые нуждаются в доведении их до нормы в органическом единстве со всеми другими сторонами и особенностями. Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка. В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста. Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных?

Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости.

На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей. В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых. В том же году Дом изучения ребенка, точнее, теперь уже комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса.

Сюда потянулись со всех концов страны и из-за рубежа специалисты разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской дефективности. Здесь, можно сказать, был и практический полигон высшего дефектологического образования, предоставленный в распоряжение будущих специалистов. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича.

Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.

Врача подвело здоровье Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи. Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР. Авторитет Кащенко был очень высок. В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире. Но доктора Кащенко подвело здоровье. Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства.

Однако операция вызвала осложнения, от которых Петр Петрович Кащенко скончался 19 апреля 1920 года.

Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр

По окончании университета он выбрал деятельность земского врача, деятельность, которая позволяла ему быть ближе к народу, быть врачом-общественником. Однако политическая неблагонадежность В. Кащенко делала для него эту должность почти недоступной. Губернаторы отказывали Всеволоду Петровичу в утверждении его штатным врачом. Поэтому ему приходилось менять губернии и уезды. В 1904 году Всеволод Петрович, как и другие неблагонадежные лица, по распоряжению царского министра внутренних дел Плеве был лишен права занимать должности на государственной службе.

В 1894 году Всеволода Петровича вместе с другими студентами, в числе которых были известные революционеры-большевики Л. Смидович, Н.

Семашко и другие, исключают из университета и высылают из Москвы. Только через три года 1897 г. Кащенко сумел закончить университет в Киеве. По окончании университета он выбрал деятельность земского врача, деятельность, которая позволяла ему быть ближе к народу, быть врачом-общественником. Однако политическая неблагонадежность В.

Его освободили от должности директора Медико-педагогической станции, работавшей на базе санатория-школы, а уникальный «Музей исключительного детства», в котором были собраны сделанные руками ребят игрушки, рисунки, варварски уничтожили. А ведь Всеволод Петрович никогда не был в оппозиции к властям. Санаторий-школу он в 1918 г. Это было единственное в стране опытно-показательное заведение «в области детской дефективности». В дальнейшем на базе этой станции были открыты Научный центр дефектологии, Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. И всё это вело своё начало от санатория-школы Всеволода Петровича Кащенко! Сам же он и его научные труды были преданы забвению. И только в 1990-е гг. Кащенко в Финляндии Анна Всеволодовна рассказывала: «Однажды как-то зимой, отцу позвонили из СанУпра Кремля и сказали, что он должен у себя на квартире принять Надежду Сергеевну Аллилуеву. Назначили точное время и предупредили, чтобы никого постороннего при этом не было. Домработнице дали выходной, встречала посетительницу мама. Надежда Сергеевна рассказала, что у её сына Василия есть затруднения в чтении и письме, а по арифметике затруднений нет; она понимает, что это не просто лень, и поэтому решила обратиться к специалисту у мальчика были так называемые дислексия и дисграфия. Отец же Васи ничего такого не признаёт, его метод один — плёткой. Свой визит к профессору она от Сталина скрыла. Отец направил для занятий с мальчиком педагога-дефектолога Александра Ивановича Муравьёва. Аллилуева произвела на отца приятное впечатление как скромная, интеллигентная, неглупая и красивая женщина. Впоследствии Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях, которые я слышала по Би-би-си, упомянула А. Муравьёва, назвав его учителем брата. Дальнейшей судьбы А. Муравьёва я не знаю. Он мог и пострадать, так как бывал у Сталина дома, в их квартире. Для отца этот визит прошёл, слава Богу, благополучно; ведь всё могло быть в те страшные годы». А я слышала, когда меня водили к зубному врачу, как в соседней комнате вопил страшным голосом будущий артист. И я боялась этого вопля больше, чем зубного врача». Трудовая школа. Институт Анна Всеволодовна и её старшая сестра начинали учиться ещё до революции в классической гимназии Н. И мы весной на переменах бегали туда играть». После революции гимназию преобразовали в трудовую школу. Революционные преобразования затронули и школьную программу. То же самое касалось древней истории. Так что историю мы не доучили. Хотя учитель истории Новицкий преподавал очень хорошо. Литературу очень хорошо вёл сын Хвостовой… Бригадный метод, когда группа учеников готовит коллективный ответ, а отвечает один, внедрили, к счастью, уже после того, как мы закончили школу. Но у нас нечто подобное было в институте. Я помню, у нас был один очень способный студент, который за нас за всех отвечал, — Лёша Крашенинников. По-моему, он погиб во время войны на фронте». В 1929-м Анна Всеволодовна поступила в МГПИ на дефектологический факультет и после его окончания стала логопедом, получив специальность, которая только начала входить в обиход. Кащенко с учениками «Отец в это время уже занялся логопедией, он меня подготовил, и я сначала работала с ним. За эти пять лет я получила хорошую школу, приобрела основательный фундамент и затем стала работать самостоятельно в детских поликлиниках». Но тут началась война. Война В эвакуацию уезжать не стали: Всеволод Петрович уже тяжело болел и переезда не вынес бы. Так и остались на Погодинке. Там тоже слышны были взрывы и видны были сполохи, но хотя бы можно было спать. Мы там пробыли недолго: опасались за комнату: в неё могли самовольно вселиться или разграбить — такие случаи были. Район, в котором мы жили в Москве, тоже бомбили, но муж был против того, чтобы ходить в бомбоубежище. Особенно после того, как в бомбоубежище попал фугас и погибли люди. И бомбёжки мы пережидали дома… Тогда закрывали окна так, чтобы нигде не было щелей, чтобы не привлекать светом внимание немцев. Специальные люди ходили, проверяли. И если где-то обнаруживали хоть маленькую щёлочку, тебя готовы были съесть! Кругом темно-темно, и вдруг — ослепительный свет. Что такое? Все вышли на улицу и увидели, что над городом повис какой-то большущий зонд. Это немцы специально запускали, чтоб посмотреть, какие тут объекты, стоит бомбить или нет». Ему поручали в разных местах открывать больницы. Он открывал их, потом там работал, потом ему предлагали в другом месте организовать больницу, он ехал туда… Дядя был инициатором и сторонником различных нововведений. При нём были отменены смирительные рубашки. Дядя был человек спокойный и какой-то… лучезарный.

Одна группа больных сразу же окружила его. Они стояли около него в своих длинных халатах-балахонах, как дети возле своей матери, с надеждой в глазах, и наперебой торопились высказать накопившиеся мысли. А он слушал их внимательно и отвечал с серьезностью на все их вопросы, даже самые нелепые. Из коридора Кащенко прошел в изолятор, служивший для содержания наиболее опасных больных. То, что он там увидел, вызвало у него настоящий шок. На полу лежал скованный наручниками и прикованный к полу крупный мужчина с затравленным и одичавшим взглядом. Петр Петрович считал насилие над душевнобольными преступлением против личности и потребовал немедленно снять с больного цепи и наручники. Но никто не решался приблизиться к нему, а надзиратель предупредил, что это крайне опасный, агрессивный больной, который нанес тяжкие побои смотрителю, и что подходить к нему близко нельзя. Но Петр Петрович взял у служителя ключи от цепей и наручников и сам начал их снимать. Ему стал помогать один из служителей, а остальные с ужасом ждали последствий. Но произошло то, чего никто не ожидал. Издательство: «Молодая гвардия» После обхода Кащенко вызвал к себе в кабинет опасного больного и ознакомился с его карточкой. Это оказался дегенерат-алкоголик по фамилии Евлогов, ловкий, смелый и находчивый человек. Попав в больницу, он быстро приобрел влияние не только среди больных, но и среди младшего персонала, благодаря чему добывал водку и напивался, становясь для всех кошмаром. Из чувства мести он нанес удар надзирателю самодельным колющим оружием, дело было передано в окружной суд, и с тех пор Евлогов находился в больнице на принудительном лечении по 95-й статье, как совершивший преступление в припадке болезни. В процессе беседы Кащенко подробно ознакомился с биографией пациента: тот происходил из мещан, работал и кузнецом, и слесарем, и плотником, и землепашцем и вообще отличался трудолюбием и позитивным отношением к жизни, несмотря на вспышки агрессии, которые проявлялись в состоянии опьянения. Как пишет З. Агеева, больной был обезоружен добротой и участием врача и с готовностью согласился помогать ему в обустройстве мастерских. Состояние Евлогова стало стремительно улучшаться, а через некоторое время его даже сочли возможным выписать. В следующем, 1890 году в кабинет Петра Петровича вошел прилично одетый мужчина, выложивший на стол кусок деревенского сала и домашние заготовки овощей.

Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба

«Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Пётр Петрович оказался прекрасным организатором и очень целеустремлённым человеком. Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе. В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Его отец был военным Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях.

Доктор Кащенко стал народной легендой.

Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Петр Петрович Кащенко, родившийся 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), был революционером и в политике, и в медицине. И Пётр Петрович Кащенко, который, помнится, с юности был бунтарём, будто бы забыл про свой почтенный возраст и пошёл на баррикады, создавая летучие медицинские бригады. Потом возглавил один из нелегальных межпартийных Красных крестов. На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями.

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

Его фамилия фактически стала синонимом слова «психбольница». Хотя сам доктор имел мало общего с транквилизаторами и смирительными рубашками. Он был очень интересным человеком, революционером в медицине и политике. Его отец, Петр Федорович, потомственный казак, являлся основателем врачебной династии Кащенко. Он окончил медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и стал военным лекарем. Мать, Александра Павловна Черникова, была дочерью коллежского асессора.

В семье воспитывались семь детей. Петр был первым ребенком, с детства он увлекся медициной и решил пойти по стопам отца. Петр Федорович умер, когда старшему сыну было шестнадцать. Однако он успел привить ему тягу к врачебной деятельности и демократические взгляды. В семье Кащенко все дети получили достойное образование.

Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет.

Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына.

Однако биография этого в высшей степени интереснейшего человека, величайшего гуманиста и великолепного организатора психиатрической помощи, на наш взгляд, заслуживает более глубокого рассмотрения. Алексеева носила имя доктора Кащенко. Несмотря на то, что Петр Петрович возглавлял клинику всего 4 года по тем меркам - достаточно небольшой срок , за этот период он смог сделать очень много, как для пациентов, так и для персонала, и конечно, для психиатрии в целом.

Уже учась в Москве, Петр создал кружок единомышленников. Довольно скоро Петр попал в поле зрения жандармов. А в 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, он не только отказался сдавать деньги на траурный венок, но и публично высказался против выражения скорби по царю. У студента-отличника на тот момент имелась обширная коллекция запрещённой литературы.

Петра отчислили из университета и отправили в ссылку в Ставрополь. Там он находился под надзором жандармов, а также получил запрет на занятие различными видами деятельности, в том числе, и работой в медицине. Без пяти минут врач, Петр Кащенко был вынужден… преподавать музыку в женской гимназии. Пройдет четыре года ссылки, прежде чем Петру позволят вернуться в университет и то не в Московский, а в Казанский , чтобы завершить медицинское образование. Петр изберёт своей специализацией психиатрию. Его пригласят на работу в так называемую больницу-колонию под Тверью. Для тех времён, она отличалась новаторским подходом: пациенты жили в отдельных домиках, а не в тесных палатах, могли свободно передвигаться по территории учреждения, сами себя обслуживали. Молодой врач находился под большим впечатлением от увиденного, и в дальнейшем он будет решительно браться за переустройство каждой больницы, где ему доведётся поработать.

Начнет он с психиатрического отделения Мартыновской больницы - в дальнейшем оно станет Нижегородской психиатрической больницей. Вот как отзывался о данном отделении старший врач, доктор Венский: " оно не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека". Доктор Кащенко с энтузиазмом берется за реорганизацию работы больницы.

Педагогическая психология.

Собрание сочинений: В 6-ти т. Замский Х. Кащенко В. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах.

Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.

Доктор Кащенко стал народной легендой.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 (по старому стилю) 9 января 1859 (по новому стилю), в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко – потомственного казака, выпускника Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр - К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано.

Революция в психиатрии

В Евдокиевской церкви на площади Героев простились с Почетным гражданином Липецка Петром Ивановичем Кащенко. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко.

Революция в психиатрии

Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. В Евдокиевской церкви на площади Героев простились с Почетным гражданином Липецка Петром Ивановичем Кащенко. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти (на нём выступал и Семашко), и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий