Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью. Эффективная техника «Пустой стул». Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами.
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Культурное значение пустого стула
- Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
- Техника «пустого стула»: как простить близких
- Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
- Методы и техники гештальт терапии в психологии
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. |
Эксперимент «пустой стул» | это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. |
Пустое кресло: методика гештальт-терапии | В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). |
Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека
- Техника «Пустой стул» Ф. Перлза
- Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности
- Как мозг реагирует на гештальт
- Работа с горем.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Эксперимент «пустой стул» | Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. |
Техника пустого стула / психология | Психология, философия и размышления о жизни. | метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед. он для значимого другого, который может тот стул занять. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».
Способ забыть человека со стулом
По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе. Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь. Правила работы в технике "пустой стул": Не судить и не оценивать участника, предоставить ему свободу выражения чувств. Не перебивать, дать выговориться до конца. Задавать уточняющие вопросы, чтобы помочь добраться до сути.
Соблюдать конфиденциальность, не обсуждать услышанное вне группы. Как правило, один "раунд" с использованием техники длится 5-15 минут. Затем слово передается желающему поделиться следующему. Зачем нужна практика "пустой стул" Этот метод широко используется для решения разных задач. Основные цели применения "пустого стула": Высвобождение подавленных эмоций.
Разрешение внутренних и внешних конфликтов. Завершение неоконченных отношений. Поиск ресурсов для решения задачи. Принятие трудных решений. Благодаря диалогу с воображаемым собеседником клиент может "выговориться", выплеснуть накопившиеся обиду, гнев, разочарование.
Это помогает освободиться от негативных переживаний, закрыть прошлые раны.
Цель упражнения - изучить ваш собственный опыт общения со значимым другим что причинил страдания , а суть упражнения состоит в том, чтобы представить себе диалог с этим человеком. Цель упражнения - почувствовать и выразить тяжелые чувства, которые вы несете в себе из-за того, что случилось. Выполняйте это упражнение только, если в вашей жизни есть люди, которые смогут поддержать вас, когда вам плохо или вы испытываете страдания. Если в вашей жизни возникли серьезные трудности, лучше подумайте о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью. Тем не менее, помните, что даже самый болезненный жизненный опыт можно переработать и превратить в нечто управляемое. Однако не всегда это можно сделать самостоятельно, так что найдите себе хорошего помощника!
Запишите то, о чем бы вы хотели поговорить со значимым другим: Было ли это какое-то одно событие или их было несколько? Опишите их. Что тот человек делал или не делал, что вызывало у вас болезненные переживания? Как именно вам было тяжело, в тот момент? Опишите то, что причиняло вам боль. Как это повлияло на вас в дальнейшей жизни, в детстве и во взрослом возрасте?
Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов. Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу! Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем. Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают. Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться. Что же дальше? Вот они сидят, высказываются, мы поняли, какие у них интересы. И что теперь с этими субличностями и их интересами делать? Первую из имеющихся здесь возможностей можно назвать методом «круглого стола» или меж-субличностных переговоров. При действительном желании часто оказывается возможным так договориться, что все интересы будут удовлетворены. Если не цепляться за «позиции», а смотреть на реальные интересы, нередко оказывается, что материя реальности достаточно пластична, чтобы допустить необходимые трансформации. Психотерапевт выступает здесь в роли «рефери», который, не вмешиваясь в сам процесс достижения консенсуса, является гарантом объективности и безопасности переговоров. Позже клиент может научиться сам удерживать эту позицию, интериоризовать ее, создавая в себе собственного «рефери»-интегратора. Эффективная договоренность требует, чтобы все заинтересованные стороны удовлетворили свой интерес, и даже в большей степени, чем рассчитывали. Для этого нужен творческий подход к ситуации. По сути дела это сделать нетрудно, — если это действительно делать, но для этого нужно во время всей этой дискуссии держать субличности на стульях, то есть, с одной стороны, не дать им вскочить со стульев и опять войти в клинч или подраться, а с другой стороны, — что еще труднее — не дать им «рассосаться», убраться под лавку. Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией. Обеспечивается это целым набором условий. Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры. Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет. Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек.
В первом случае работа проводится со сновидениями человека, его воображаемыми диалогами, всплывающими образами. Во втором случае проводится кропотливая работа, проводимая на границах контакта специалиста и клиента. При этом обе техники часто могут переплетаться между собой, комбинироваться и дополнять друг друга. В комплексе это дает возможность оказывать максимальное воздействие на человека. Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами. Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели. Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности. Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия. Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах. При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат. После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали. Другой техникой является «пустой стул».
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Техника пустого стула позволит вам обратиться напрямую к виновнику проблем, и вы таким образом продвинетесь вперед.
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. упражнение «пустой стул». В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. методу, объединившему в себе искусство и науку. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто.
Какова техника пустого стула??
- Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
- Содержание
- Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
- Сидеть в пустом кресле
- Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой. Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными. Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая при этом поток мыслей человека. Хотя это не применяется в некоторых вариантах техники, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на проекционное кресло, поставив себя на место другого таким образом, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, до тех пор, пока этот переход будет необходим и соответствует решаемой проблеме. К последнему, пациенту указывают и помогают осмыслить ощущения, которые он показывает, чтобы субъект мог идентифицировать и осознавать свои эмоциональные реакции, то, как событие повлияло на них и как оно влияет на их жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт говорит пациенту закрыть глаза и представить, как проекция снова входит в него, чтобы позже устранить все созданные образы, обращая внимание только на реальный контекст во время консультации. Трудности использования пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоционального разблокирования, принятия себя и разрешения процессов горя, его применение может быть затруднено из-за ряда сопротивлений.
Прежде всего, этот тип техники требует способности представить и спроецировать образ человека, вне зависимости от того, присутствует ли существо или является его частью. То есть тот, кто не способен точно представить себе человека или аспект личности, о котором идет речь, не сможет получить желаемый уровень пользы от техники. Пациента можно направить в технике с помощью вопросов для облегчения проецирования. Вторая трудность состоит в том, что сам пациент отказывается использовать его, потому что считает это смешным, или из-за страха или трудности с выражением своих мыслей вслух. Третья и последняя проблема может исходить из способности обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую перспективу переживаемой ситуации, над которой нужно работать. Иногда трудно определить предмет, вызывающий дискомфорт.
Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта. Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями.
Эксперименты с полярностями. Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа. Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию. Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер.
На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента. Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента. Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии. Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента.
Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля. Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру. Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия. Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту.
Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного. Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени.
И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию.
Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент. Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство. В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны".
Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир. Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь".
Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе. Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего. Второй ресурс: активность физического движения.
В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела" то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры в область внешнюю, контактную. То есть в область, за которую ответственны скелетные мышцы, область пространственного движения. Этот неспецифический ресурс дает основание для активации всего организма за счет того, что к решению задач психического типа, задач "внутреннего психического мира", добавляется энергия и мышечный опыт пространственного поведения.
Где, несмотря на то, что не может быть изменено, что случилось, через контакт с эмоциями и мыслями этого момента человек сможет выразить то, что не мог в то время, и придать иной смысл. Техника пустого стула, создавая экранный эффект - когда человек обращает внимание и проецирует событие - может познакомить человека с эмоциями и их влиянием на жизнь. Используя воображение, человек вызывает эту значительную фигуру, которая больше не существует в физической реальности, но в его психологической реальности, сидя на пустом стуле.. Как только это достигнуто, человек идет прямо к той фигуре, которая занимает кресло, передавая в настоящем все эмоции, которые заставляли его чувствовать в прошлом и настоящем. Напомним, что целью является достижение катарсического эффекта. Аспект личности Человек проецирует на стуле аспекты своей личности, потребностей, инвалидности, чувств и т. Уметь лучше управлять и понимать субъективные аспекты - внутренние - в другой реальности, конкретной реальности. Проецируя эти аспекты на пустой стул, они становятся более ощутимыми. Почему-то они как будто оживают. Когда человек проецирует аспекты своей личности на пустой стул, он позволяет себе смотреть и исследовать себя на расстоянии, извне. Таким образом он получает возможность добиться более беспристрастного впечатления о себе. Иногда отрицание аспектов своей личности заключается в борьбе между желанием человека и его моральной сдержанностью, что приводит к неприятию самого себя.. В этом смысле вы можете проецируйте в нем те аспекты своей личности, которые не воспринимаются как его собственная, отсутствующая личность, чувство или определенная ситуация, с которой он сталкивается.
Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась.
Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Но знайте: ее домыслы о счастливой жизни с бывшим возлюбленным — всего лишь домыслы. Да, этого никак не доказать, потому что она не может заново прожить свою жизнь по другому сценарию. Однако психологии известен эффект Зейгарник, и сегодня я объясню вам, откуда берется эта ностальгия, почему мы никак не можем расстаться с прошлым и есть ли хоть какой-то шанс начать жить полноценной жизнью, отказавшись от иллюзий. Классический эксперимент Зейгарник Когда-то давным-давно жила одна замечательная девушка — студентка немецкого психолога Курта Левина, который всегда любил неформальное общение с учениками. Мы не знаем подробности истории, которая легла в основу открытия эффекта Зейгарник, однако одна из версий гласит, что в 1927 году в Берлине группа студентов во главе с их преподавателем зашли перекусить в один из ресторанов. Официант, обслуживающий их группу, не пользовался блокнотом и с легкостью запомнил заказ, как и заказы посетителей за другими столиками.
Официант в заведении общественного питания может запросто запомнить ваш заказ, но отнюдь не по причине хорошего к вам отношения Казалось бы, ничего сложного и необычного, ведь он, по сути, прекрасно знал меню и наверняка не раз сталкивался с заказами, имеющими одинаковые позиции. Любопытным оказалось другое. Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан.
Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова. А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов.
Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали. Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает. Это также не получило подтверждения. В дальнейшем ученые еще не раз пытались объяснить эффект Зейгарник защитной реакцией мозга, стрессом , усталостью, различными мотивационными, социальными и прочими факторами.
Однако все они приводили к противоречивым выводам. Индивидуальные различия между участниками экспериментов показали лишь то, что чем выше мотивация у участника эксперимента довести действие до логической развязки, тем выше вероятность того, что сработает эффект Зейгарник. Иными словами, чем активнее вы стремились в прошлом к цели, которую вам не удалось достичь, тем больше вас будут преследовать воспоминания о прошлом.
Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд". Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать.
Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает. Терапевт затем продолжает: "Теперь мне бы хотелось, чтобы вы обратились к человеку, которого вы только что представили себе сидящим на стуле, и сказали все, что у вас есть ему сказать".
Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение... Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины.
Например, стыд. И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место? Но нас будет интересовать только ЭГО функция. Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент.
Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки? Если вдуматься, то это "оксюморон". Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду. Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственным своим тайнам, чему-то, что находится вне зоны контакта. Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время не доступно. Функция эксперимента во время начала консультации Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации.
Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию. Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую демонстрационную функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия. В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента. Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть.
Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности. По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента. Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал.
Позиция терапевта отличается тем, что терапевт старается заранее предположить, какие реплики и движения мог бы сделать клиент во время эксперимента. Это условие может помочь терапевту избежать излишней глубины и сложности переживаний клиента, сохранив при этом свежесть чувства. Это может показаться парадоксом, но избыточная сложность в начале сессии может истощить силы клиента и лишить его доверия к происходящему. Потому в эксперименте стоит выбирать посильный для клиента фрагмент психологически значимого материала. Выбор места и способа проведения эксперимента и позиция терапевта Эксперимент в ходе сессии обычно предлагает терапевт. Этот шаг со стороны терапевта, то есть само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта, — это внесение новой фигуры в ситуацию контакта. Эксперимент развивает энергию, поддерживает процесс дифференциации и фокусировки, дате место для целостности объединение тела, эмоций, ума.
Эти позитивные моменты не мешают пониманию обратной стороны эксперимента, как дополнительной формы организации контакта, по сравнению с встречей клиента и терапевта. В этом смысле часто в ходе сессии эксперимент — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. В этом случае эксперимент может быть понят как вариант "тактики подавления". Название тактики подавления предложено Перлзом для того, чтобы обозначить открытые тактики конфронтации терапевта с прерываниями контакта со стороны клиента. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место начала и место завершения. Примеры популярных экспериментов: Метафорическая работа Терапевт предлагает клиенту перевести свой опыт из его персональной ситуации в метафорическое пространство. Такой перенос дает дополнительную экспрессию "решающей семантической машины".
Это предложения со стороны терапевта типа: "поговори от имени руки! Обращение к воображаемой фигуре диалог с пустым стулом Этот эффект основан на сочетании направленного движения и произнесенного текста. Монолог, произнесенный энергично, адресно и с выражением в адрес обозначенной в пространстве символом подушкой, предметом фигуры побуждает человека координировать свои переживания и делать фокусировку в высказывании, фокусировать интенцию. Возможно развитие темы в таком эксперименте как диалог между фигурами. Групповая скульптура Популярный групповой эксперимент, в котором клиент делает рассказ о свое ситуации, а затем создает из участников группы пространственный скульптурный портрет, отражающий динамическую семантику внутренних связей его ситуации. Как правило, в таком эксперименте клиент много раз переставляет участников и меняет места, за счет этого усиливая свое осознавание. Собака сверху и собака снизу Название эксперимента предложил Ф.
Перлз, использовав популярную в Америке и мало понятную в России идиому. Несмотря на странность названия, этот эксперимент чудесно происходит в группе, когда ставятся два стула, и на них по очереди выходят участники. Большую роль играет пример предшествующих участников. Участники "болеют" и дают свои эмоции и разогревают тех, кто выходит на эти "ролевые" стулья. С одного стула человек говорит от имени своей внутренней позиции по типу "надо делать", со второго стула человек говорит от имени своей внутренней позиции "естественного сопротивляющегося" персонажа. Преимущества работы в группе с этим экспериментом очевидны. Во-первых, участники привыкают к импровизации.
Кроме того, легализируются некоторая часть чувств и высказываний. Участники группы привыкают к тому, чтобы заметить переключения энергии от одной из фигур к другой. Существенно, чтобы ведущий поддерживал энтузиазм каждой фигуры, и поддерживал, чтобы она говорила, о чем хочет! Полярности Эффект полярности сам по себе известен в опыте культурной практики. Введение контрастной пары к имеющимся в распоряжении клиента фигурам создает эффект оживления. Независимо от того, выбрана альтернативная человеческая роль, концепция или абстракция, в ситуации эксперимента обращение к полярности расширяет поле и насыщает фон. Некоторый риск таких приемов состоит в том, что внимание клиента может рассеивается, и ему иногда приходится не так просто переключаться на новую фигуру.
Популярны эксперименты, в которых полярности "встречаются" в споре, в драматическом движении, как могли бы встретиться два человека на диспуте. О полярностях рассказано и написано много. Не все любят эксперименты с полярностями. Количество вариантов пар бесконечно, начиная с "я добрый — я злой", "умный-глупый", "доброта-агрессивность", и завершая совершенными абстракциями. Есть мнения, что работа с полярностями эффектна, но запутывает клиента. Чаще всего эффект запутанности, однако, возникает в ситуации, если невнимательный терапевт начинает в качестве эксперимента с полюсами одной семантической оси, а заканчивается дело неожиданно для терапевта конфликтом ролей. А надо помнить, принять к сведению, что тактики поддержки экспериментов с внутренним конфликтом сильно отличаются от тактик поддержки экспериментов с полярностями.
В целом, однако, стоит сказать, что использование спонтанно предложенных в ходе сессии полярностей для эксперимента оживляет ситуацию и дает дополнительный эмоциональный материал для работы. Есть в нем что-то одиозное. Конечно, его трудно считать визитной карточкой современной гештальт-терапии, тем более что он по сути заимствован из психодрамы. И используется в рамках множества самых разных задач в практике всей современной терапии. Но у гештальт-терапевтов есть свои мотивы дружить с этим экспериментом. Как ни как эксперимент с расстановкой пустых стульев отражает пространственную диспозицию.
Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам.
Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное. Гештальттераппия — основные положения Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются: 1. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас или, по терминологии Перзла, «здесь и как». При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания.
Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом».
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Она посмотрела на стул, начала мягко и спокойно что-то говорить, а потом заплакала. Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний. Иногда на таком пустом стуле можно поместить какую-то составляющую личности или какой-то предмет, символизирующий эту составляющую. Салли — шестнадцатилетняя девушка, которая на тот момент пыталась справиться с проблемой переедания,— усадила на такой пустой стул ту часть самой себя, с которой связывала обжорство. И причины ее переедания в значительной мере прояснились в диалоге межцу двумя составляющими ее личности — обжорой, сидящей на пустом стуле, и той частью личности, которая была заинтересована в снижении веса.
У нас теперь есть свой дом»; «Часто прокручиваю конфликт у себя в голове и думаю, как бы я сейчас ответил на грубость. Надеюсь, что мы встретимся еще раз и я смогу отыграться»; «Я эту статью пишу уже почти год. Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать. Мы же нормально общались. Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга. Пока ученые не могут точно сказать, как ему удается создавать цельные образы, но предполагают, что так работает предсказательное кодирование. Когда человек получает какую-то информацию от органов чувств, например зрения или слуха , быстрее всего реагируют нейроны, отвечающие за выстраивание цельного образа, и только потом подтягиваются другие нейроны, распознающие детали.
В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события и что было до тогда как в чувствах, травмах или неприемлемых аспектах самости полезно искать момент, когда он появился или когда он стал проблемой. Вполне вероятно, что в этом контексте раскрытие того, что осталось в ожидании, или ощущения, которые возникают в рассматриваемых ситуациях, создают сознательные блокированные элементы. Начиная диалог Впоследствии, в фазе словесного выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть честным и позволяя увидеть те подробности, которые пациент не осмеливается или не смог показать в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, как пациент пережил ситуацию и почему она была такой. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая поток мыслей индивида. Хотя в некоторых вариантах этой техники она не применяется, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на место проекции, ставя себя на место другого, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, если переход необходим и согласуется с проблемой, которую необходимо решить. И, наконец, это указано, и это помогает отразить пациенту ощущения, которые он показывает так, чтобы субъект мог определить и понять свои эмоциональные реакции, как событие повлияло на него, и как это влияет на его жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт инструктирует пациента закрыть глаза и вообразить, что проекция снова входит в нее, чтобы впоследствии исключить все созданные изображения, обращая внимание только на реальный контекст в консультации. Сложности в использовании пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоциональной разблокировки, самопринятия и разрешения скорбящих процессов, его применение может быть затруднено рядом сопротивлений. Начнем с того, что этот тип техники требует умения представлять и проецировать образ человека, независимо от того, присутствует ли существо или является частью человека. То есть тот, кто не имеет возможности точно представить человека или аспект рассматриваемой личности, не сможет получить уровень предполагаемой прибыли от техники. Пациент может руководствоваться в технике с помощью вопросов, чтобы облегчить проекцию. Вторая трудность заключается в том, что пациент отказывается использовать его, потому что считает это нелепым, или из-за страха или сложности высказывать свои мысли вслух. Третья и последняя проблема может быть связана со способностью обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую точку зрения на возникшую ситуацию, над которой нужно работать. Иногда элемент, вызывающий дискомфорт, трудно идентифицировать. Заключительные соображения Важно помнить, что эта техника должна использоваться только под наблюдением терапевта, который может направить ситуацию.
Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я".
Техника «Пустой стул»
Что такое гештальттерапия? Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности. Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии. Теория гештальттерапии Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода — стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное. Гештальттераппия — основные положения Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются: 1.
Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас или, по терминологии Перзла, «здесь и как». При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний.
Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом».
Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения. Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора.
Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным. Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно. Протагонист открыт и действие ролевых игр протекает без сбоев.
Использовать осторожно при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями. Техника обмена ролями Одним из самых популярных и значимых методов терапевтического вмешательства является метод обмена ролями. На короткое время два человека меняются местами. Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями. Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте?
В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист. Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей. Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им.
А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица. Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите.
Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста.
Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться.
Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется.
Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали.
Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости.
Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения.
Театрализованная экспозиция, отражающая внутриличностные процессы символические эксперименты. Эксперименты по построению вербальной коммуникации. Индивидуальные эксперименты с амплификацией телесного опыта.
Эксперименты по телесному представлению ситуации групповая скульптура. Эксперименты с метафорами и сновидениями. Эксперименты с полярностями. Виды эксперимента по форме проведения: 1. Эксперимент для свободного исследования чувств и получения нового опыта. Структурированный эксперимент для получения опыта определенного типа. Терапевт предлагает несколько операций и заданий, при последовательном выполнении которых человек сталкивается с фокусированным переживанием опыта, что помогает более глубокому осознаванию.
Какие эксперименты уместны на разных фазах цикла контакта? На разных этапах цикла контакта терапевтом применяются разные эксперименты, имеющие различные цели. На фазе преконтакта — это фокусирующий и возбуждающий энергию эксперимент. На фазе контактирования эксперимент скорее носит исследовательский характер. На фазе финального контакта — это эксперимент, создающий прецедент нового типа отношений или новый контакт. Классификация экспериментов в отношении их размещения по циклу контакта несколько условна, но терапевт может ориентироваться на нее, обдумывая детали постановки эксперимента. Заметим, что в основе этой классификации лежит цикл контакта, развивающийся в личном поле клиента.
Если же рассматривать цикл контакта отношений между клиентом и терапевтом, то эксперимент стоит предлагать только в том случае, если клиентом и терапевтом созданы партнерские отношения, и клиент в состоянии поддерживать свою ЭГО функцию на момент начала эксперимента. Эксперимент создается в зоне эмоциональных напряжений. Терапевт выбирает место для эксперимента в том случае, если напряжение коммуникации в сессии необходимо изменить. Это может быть задача усиления или задача снижения напряжения. Напряженность энергии в коммуникации легко регистрируется терапевтом, когда он внимательно слушает клиента на разных этапах сессии. Терапевт выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом, и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Элементы композиции и связи между элементами композиции в эксперименте становятся в буквальном смысле пространственным отражением элементов напряжения психического поля.
Иными словами — отражением пропущенных или неуместных в вербальной коммуникации элементов эмоционального напряжения. Для примера напомним о ставших популярными в последнее время системных расстановках по Берту Хеллингеру. Популярны драматизации в группе. Или эксперименты в группе по мотивам техник, взятых из психодрамы. Гештальт-подход заимствовал из психодрамы метод создания композиции расстановок для работы со сновидениями и с метафорами. Аналогичный тип эксперимента представляют собой и системные расстановки по Берту Хеллингеру, позволяющие сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни и сложных экзистенциальных проблем. Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия.
Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного.
Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики. Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно.
В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя. То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического.
Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент. Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство. В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны".
Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса.
Речь как дополнительный мир. Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе.
Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего. Второй ресурс: активность физического движения. В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела" то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры в область внешнюю, контактную.