он уволен с поста художественного руководителя театра имени Евгения Вахтангова, который возглавлял 14 лет. Римас Туминас уволен с поста худрука Театра им. Вахтангова: причина. Режиссер Римас Туминас, который был худруком Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года, покидает свою должность. Так случилось с Евгением Вахтанговым; так случилось с Римасом Туминасом.
Римас Туминас уволен с поста худрука Театра им. Вахтангова: причина
«Мне всех жаль»: умер экс-худрук Театра Вахтангова Римас Туминас | Так случилось с Евгением Вахтанговым; так случилось с Римасом Туминасом. |
Римас Туминас – режиссер, художественный руководитель. Афиша спектаклей и билеты на Ticketland | Литовский театральный режиссер Римас Туминас, в 2007–2022 годах возглавлявший Московский театр имени Евгения Вахтангова, скончался после долгой болезни 6 марта в Италии. |
Римас Туминас об уходе с должности худрука Театра им. Вахтангова: «Мне нужен присмотр врачей» | В Театре Вахтангова ранее сообщили, что у них в гостях в гостях на спектакле Туминаса «Царь Эдип» побывали участники спецоперации. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию. |
Римас Туминас решил остаться в Вахтанговском театре | Пятнадцать лет, которые Римас Туминас возглавлял Вахтанговский театр по своему значению сопоставимы с теми без малого тридцатью годами, между 1939 и 1968, когда во главе вахтанговцев был Р. Н. Симонов. |
Театр Вахтангова открыл сезон с новым главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса | Римас Туминас умер. Ушёл из жизни выдающийся режиссёр, 15 лет возглавлявший Театр Вахтангова. |
Римас Туминас об уходе с должности худрука Театра им. Вахтангова: «Мне нужен присмотр врачей»
Я смотрела их спектакли — они очень политизированы. Мы все для них враги, всегда были! И во время войны они встречали немцем с хлебом-солью», — отметила она. Татьяна Васильева также отметила, что если бы не текущие события, то такие режиссеры продолжали бы работать в России. Актриса подчеркнула, что ей будет противно, если Туминас вернется и будет продолжать работать. И места ему здесь не может быть никогда и нигде. Поразительно, что мы до этого дошли и дотерпели. Терпению нашему, конечно, можно позавидовать. Они нас ни во что не ставят! Он плевать на нас хотел.
И дело не в каких-то политических его взглядах, а в человеческих.
И ушел от всех нас - русских, литовцев, израильтян, китайцев и итальянцев. От всех, с кем работал.
От всех, к кому были обращены его спектакли. После смерти Михаила Александровича Ульянова 26 марта 2007 года нужно было принимать решение о том, кто возглавит Театр им. Ульянов руководил театром двадцать лет, с 1987 года.
Пост художественного руководителя давал безусловную власть, но для большинства своих сверстников и партнеров он был "первым среди равных", причем скорее равным, чем первым. Они признавали его лидерство, потому что никто, кроме него, даже В. Лановой, не могли отстаивать столь успешно интересы вахтанговцев перед властью.
Роль Г. Жукова, великого маршала великой войны, которую он играл в разных фильмах, словно срослась с его внешним образом. Именно с такой театральной победительностью был тому свидетелем - М.
Симонова на посту художественного руководителя Вахтанговского театра, который находился в ту пору совсем не лучшем положении. Но на самом деле Михаил Александрович был человеком в высшей степени деликатным и мягким. Он искренне пытался влить "новое вино в старые меха", искал молодых актеров и режиссеров, среди которых выделял Г.
Черняховского, но не мог не прислушиваться к тому, что говорили ему Ю. Борисова, Л.
За приношением Рахманинову последует череда премьер с участием созвездия актёров прославленного театра, откроет которую премьера гоголевской «Ночи перед Рождеством» в реализации Олега Долина 26 сентября.
Новый главный режиссёр театра — Анатолий Шульев — напутствовал труппу словами британского писателя Джона Толкина: «… Подлинное избавление от этой усталости векового наследия состоит в том, чтобы суметь заново взглянуть на зелень; синее, жёлтое и красное должны снова ошеломлять но не ослеплять нас. Уверены, что это только начало их звёздной карьеры. Сбор труппы и открытие 103-го сезона в Театре им.
Вахтангова Сбор труппы и открытие 103-го сезона в Театре им. Вахтангова Поддержать журнал.
Римас Туминас покидает театр Вахтангова Дата публикации: 6 мая 2022 Режиссер Римас Туминас, который был худруком Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года, покидает свою должность. Об этом сообщили в пресс-службе театра. С 6 мая 2022 года Римас Туминас прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова», — сказали в пресс-службе.
Римас Туминас: «У меня ещё впереди самое большое событие – смерть»
Вчера в возрасте 72 лет умер режиссер Римас Туминас. Он возглавлял театр Вахтангова почти 15 лет — до 2022 года. Литовский режиссер Римас Туминас покинул Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Он принял решение об уходе из учреждения культуры в феврале. Скандальные заявления художественного руководителя государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римаса Туминаса, покинувшего Россию, прозвучали в авторской передаче пранкеров Вована и Лексуса «Шоу ВиЛ» на Rutube. Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова режиссер Римас Туминас решил покинуть свой пост. Режиссер Римас Туминас, который был художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года, покидает свою должность из-за болезни, сообщили в пресс-службе театра. Актерам Театра имени Вахтангова объяснили причину увольнения режиссера Римаса Туминаса, который был его художественным руководителем.
Русская культура против культуры отмены: почему Римас Туминас увез Толстого в Израиль
В эфире «Эха Москвы» он прояснил ситуацию, заявив, что «вышло недоразумение». По словам режиссера, решение об уходе с поста руководителя тела было принято им еще в 2021 году с одобрения Кирилла Крока. В итоге, был перезаключен договор с директором театра, по которому за Туминасом осталась художественная область.
Но главное в другом: спектакль современен настолько, что ты не чувствуешь временного мостика в двести лет, узнавая и не узнавая героев Толстого, заново «прочитанных» Туминасом.
В театр его привел Чехов. Завороженный глубиной его пьес, Туминас именно с Чехова вступил на путь постижения русской классики, не завершенный до сих пор. Римас Владимирович не раз говорил о том, что он — человек, живущий в XIX веке, что современный мир ему не так интересен.
Или не так: все современное и актуальное он находит в русской классике, читая ее по-новому. Реакцию режиссерское прочтение вызывает разную: кто-то им восхищен, кто-то не принимает абсолютно. Но Туминас ни на чем не настаивает — он просто делится своим взглядом, оставляя за зрителем право разделять его или не разделять.
Сегодня за Римасом Туминасом прочно закрепилось «звание» философа. И все его постановки имеют не один-два, а десятки планов и слоев: это каждый раз колоссальный предмет для обсуждения и долгого внутреннего разбора. И как поклонники, так и непоклонники его творчества не будут спорить с фактом: Римас Туминас — это уже не просто имя, связанное с театром, а настоящая театральная эпоха.
Именно в нем когда-то увидел своего преемника Михаил Ульянов.
Сегодня — это тот день, когда мы прощаемся с «Пристанью». Ушли наши великие актёры, и в «Пристани» стало тихо, грустно, но — светло…» В экспозиции представлена «Золотая маска», которой в 2021 году Римаса Туминаса отметил Секретариат СТД РФ «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Награда так и не была вручена, её с курьером прислали в театр… В заметках среди различных цитат и афоризмов выдающихся людей, которые Римас Владимирович бережно собирал, часто использовал в разговорах с вахтановцами и на репетициях есть фраза Ромена Роллана: «Вся радость жизни в творчестве, творить — значит убивать смерть». Верим, что сегодня Мастер отправился с этой Пристани в звёздное небо, и где-то там теперь тоже есть его великий театр.
Занимался по видеосвязи, делал замечания актёрам, разговаривал с ними и помогал сохранять их в том виде, в каком они идут сейчас насколько это возможно», — говорит Крок. Кирилл Крок Известно, как Римас Туминас заботился как о духовных основах творческого процесса, так и о его сценических качествах и особое внимание удалял музыкальному сопровождению, создавая шедевры в дуэте с Фаустасом Латенасом к сожалению, безвременно покинувшим наш мир. В некотором смысле, продолжением излюбленной Туминасом музыкальной темы станет первый проект Театра Вахтанова предстоящего сезона, посвящённый Сергею Рахманинову. За приношением Рахманинову последует череда премьер с участием созвездия актёров прославленного театра, откроет которую премьера гоголевской «Ночи перед Рождеством» в реализации Олега Долина 26 сентября. Новый главный режиссёр театра — Анатолий Шульев — напутствовал труппу словами британского писателя Джона Толкина: «… Подлинное избавление от этой усталости векового наследия состоит в том, чтобы суметь заново взглянуть на зелень; синее, жёлтое и красное должны снова ошеломлять но не ослеплять нас. Уверены, что это только начало их звёздной карьеры.
Увольнение худрука Театра Вахтангова объяснили
«С 5 мая 2022 года Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова. Римас Туминас был художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года. Римас Туминас умер. Ушёл из жизни выдающийся режиссёр, 15 лет возглавлявший Театр Вахтангова. Сегодня появилась новость об уходе режиссера с должности худрука Вахтанговского театра, в котором он работал около 15 лет.
Новости театров: Туминас ушел из Театра Вахтангова, Карбаускис — из Маяковского
С 6 мая 2022 года Римас Туминас прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова", - говорится в сообщении театра. Отмечается, что театр продолжит свою работу в обычном режиме, все творческие и художественные проекты, запланированные на сезон 2021-2022 годов, будут выполнены. Театр сейчас работает под руководством директора Кирилла Крока.
Кроме того, Туминасом в 1990 году был основан Малый театр Вильнюса. Гоголя «Ревизор». А в 2007 — стал художественным руководителем этого театра.
Теперь этот фейк он продает на разные телеканалы и в интернете. Многим не дает покоя огромный вклад Туминаса в культуру России. Крок также добавил, что Туминас не бросил театр, но не может исполнять обязанности худрука по состоянию здоровья — уже несколько лет режиссер борется с раком и вынужден периодически ложиться в больницу на обследование и лечение на два-три месяца. Театр Туминас не бросал, мы через день с ним созваниваемся. Он общается с артистами по Zoom, дает им замечания по итогам репетиций, спектаклей и так далее. Сейчас он находится в отпуске в Литве.
Но, как говорили, из компартии не выходят, мы из нее только исключаем... Вот такое мое первое неудачное путешествие. Мне так было жалко! Тогда Туминас решил, что все равно покорит Париж, только не «на побегушках» в массовке, а со своими спектаклями. Позже это воплотилось в жизнь, он привозил в столицу Франции «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню», которые шли с большим успехом. Первый московский спектакль поставил в 1979 году в Электротеатре Станиславский. В 1994—1999 годах был главным режиссером Национального драматического театра Литвы. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. Худруком Театра Вахтангова становится в 2007-м. Как отметил сам театр, Туминас вернул ему славу, наполнив репертуар русской классикой. Первой работой литовца в театре стала пьеса «Ревизор» Николая Гоголя. Каждое поколение артистов получало знаковые роли в работах Туминаса. В театре время его руководства окрестили «эпохой нежной силы Туминаса». При этом режиссер был против осовременивания классики. Туминас называл это «убийством классики» и «убийством слова», утверждал, что за «шоу с инсталляциями и мониторами пропадает сущность актера». Он рассказывал, как однажды вернулся в свой театр из больницы и снял сразу пять спектаклей, которые поставили в его отсутствие, потому что они были слишком современными. Я бы сказал, что это просто игра с классикой, игра не очень культурная и не очень порядочная. Она убивает автора, пользуется автором, но подыгрывает современности. И тут вспомнишь Пушкина: бескультурье, пошлость, хамство всегда примыкают к современной жизни.. Я это ненавижу», — говорил он.
Римас Туминас об уходе с должности худрука Театра им. Вахтангова: «Мне нужен присмотр врачей»
Да, дядя Ваня там был отвратительный, больше в театр Вахтангова идти не захотелось. «С 5 мая 2022 года Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова. Скандальные заявления художественного руководителя государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римаса Туминаса, покинувшего Россию, прозвучали в авторской передаче пранкеров Вована и Лексуса «Шоу ВиЛ» на Rutube.
Римас Туминас уволен с поста худрука Театра им. Вахтангова: причина
Вы знаете, что дом, где родились и выросли мама или папа, обветшал и вот-вот завалится на бок. А вы успешный, красивый, готовитесь в Москве отмечать юбилей. Мне показалось, что очень стыдно будет поднимать тост на 100-летие Вахтанговского театра, говорить комплименты его создателю, при этом зная, что на его малой родине погибает дом, где он родился, вырос и провел двадцать лет своей жизни перед переездом в Москву. А ты делаешь вид, будто это тебя не касается. По-моему, в этом есть некая подлость. Мотивация всех дальнейших наших поступков по реконструкции Дома Вахтангова исходила именно из этих соображений. Мы всем им купили современные квартиры в новостройках Владикавказа. Однако это оказалось самым простым, что можно было сделать.
Когда мы вошли в дом, я увидел, в каком состоянии находятся чердак, перекрытие, коммуникации. Дом находился в аварийном состоянии. После того, как Театр Вахтангова стал собственником этого помещения, мы провели обследование. Инженеры и специалисты сказали нам, что все, что находится за двумя внешними стенами, которые являются предметом охраны, нужно снести, поскольку ремонту не подлежит. Это было самое страшное. Процесс восстановления Дома Вахтангова. Мы поняли, что нужно укрепить эти две стены, чтобы они не завалились, а внутри — просто брать и сносить.
Мы это и делали. Есть жуткие фотографии: стоят две стены, а внутри котлован. Мы отдавали себе отчет, что процесс восстановления дома — это долгий и сложный процесс. Они сразу сказали, что денег на восстановление у них нет, но они готовы помогать, решать все административные вопросы. У меня были серьезные проблемы с подведением кабеля электрического питания, нужно было участие электросетей России, «Россети», которая является огромной монополистической организацией в стране с региональным отделением в Ставрополе. Благодаря главе республики, все неразрешимые проблемы, над которыми мы бились неделями, решались. О подробностях инцидента Римас Туминас рассказывал в своем интервью «Московскому Комсомольцу» — прим.
Насколько известно, у театра нет никого на этой должности. Ведутся ли с кем-то из деятелей театральной сферы переговоры на эту тему? К сожалению — подчеркиваю. Во-вторых, где взять еще одного театрального деятеля, как Туминас? Если бы я знал, где есть такой гений, то тут же поехал бы к этому человеку и уговаривал бы его стать художественным руководителем театра. Он занимается всеми творческими вопросами, чему я очень рад. Анатолий Шульев совершенно не чужой для Вахтанговского театра человек.
До вступления в эту должность он достаточно успешно поставил здесь три спектакля. Я хотел бы увидеть этого человека, который смог бы прийти в Театр Вахтангова на еще совсем не остывшее место Римаса Туминаса. Его же будут сравнивать! Должно пройти какое-то время.
Реакцию режиссерское прочтение вызывает разную: кто-то им восхищен, кто-то не принимает абсолютно. Но Туминас ни на чем не настаивает — он просто делится своим взглядом, оставляя за зрителем право разделять его или не разделять. Сегодня за Римасом Туминасом прочно закрепилось «звание» философа. И все его постановки имеют не один-два, а десятки планов и слоев: это каждый раз колоссальный предмет для обсуждения и долгого внутреннего разбора. И как поклонники, так и непоклонники его творчества не будут спорить с фактом: Римас Туминас — это уже не просто имя, связанное с театром, а настоящая театральная эпоха. Именно в нем когда-то увидел своего преемника Михаил Ульянов.
И у Туминаса в этом году двойной юбилей — его личный и 15 лет, как он — неотъемлемая часть легендарного Вахтанговского театра. С его появлением на посту худрука этот театр сильно изменился. И самое главное — Туминас вернул в столицу то, что всегда было очень важной частью культурной стороны ее жизни: театральные споры и обсуждения, предпремьерные зрительские ожидания. И свое столетие один из лучших театров столицы и страны встретил в отличной, «боевой» форме. И это несколько раз проверяю: чем интересен?
Туминас прокомментировал требование уволиться из театра в Литве 25 февраля 2022, 11:34 В начале мая стало известно о некоторых неоднозначных высказываниях Туминаса по поводу спецоперации России на Украине. Они позвонили ему от лица министра культуры Украины и предложили сделать постановку о лидере украинских националистов Степане Бандере, и тот якобы согласился. Также пранкеры утверждали, что режиссер якобы согласился вести "диверсионную деятельность" в Вахтанговском и поддержал идею "запретить" некоторых российских деятелей на европейском культурном пространстве.
Некоторое время спустя спецпредставитель президента РФ по международным культурным отношениям Михаил Швыдкой сообщил, что режиссер покинул Россию и уехал в балтийскую республику, однако сделал это не по своему желанию, а из-за угроз семье. Туминас прокомментировал требование уволиться из театра в Литве 25 февраля 2022, 11:34 В начале мая стало известно о некоторых неоднозначных высказываниях Туминаса по поводу спецоперации России на Украине. Они позвонили ему от лица министра культуры Украины и предложили сделать постановку о лидере украинских националистов Степане Бандере, и тот якобы согласился.
Римас Туминас прекращает свою работу в Театре Вахтангова
Путин поздравил худрука театра Вахтангова Римаса Туминаса с юбилеем. Режиссёр Римас Туминас, который с 2007 года был худруком Театра имени Евгения Вахтангова, покидает свою должность. Новости Римас Туминас покинул пост художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова, сообщается на сайте театре. Римас Туминас. Режиссер, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. 6 марта в возрасте 72 лет после продолжительного рака лёгких, в результате отрыва тромба, скончался театральный режиссёр и бывший художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас. 6 мая в соцсетях театра опубликовали сообщение о том, что «Римас Туминас прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова».
Римас Туминас прекращает свою работу в Театре Вахтангова
Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас пользовались ими очень по-разному, но чаще всего этим золотым ключиком открывалась русская классика. Римас Туминас (Rimas Tuminas). Руководитель театра имени Вахтангова добавил, что в прошлом году Римас Туминас оставил свою должность худрука и уехал на лечение в Литву. 6 мая в соцсетях театра опубликовали сообщение о том, что «Римас Туминас прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова». Римас Туминас лично прокомментировал слухи о его уходе с поста художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова.
Скончался бывший худрук театра им. Вахтангова Римас Туминас
От всех, с кем работал. От всех, к кому были обращены его спектакли. После смерти Михаила Александровича Ульянова 26 марта 2007 года нужно было принимать решение о том, кто возглавит Театр им. Ульянов руководил театром двадцать лет, с 1987 года. Пост художественного руководителя давал безусловную власть, но для большинства своих сверстников и партнеров он был "первым среди равных", причем скорее равным, чем первым. Они признавали его лидерство, потому что никто, кроме него, даже В. Лановой, не могли отстаивать столь успешно интересы вахтанговцев перед властью. Роль Г. Жукова, великого маршала великой войны, которую он играл в разных фильмах, словно срослась с его внешним образом. Именно с такой театральной победительностью был тому свидетелем - М. Симонова на посту художественного руководителя Вахтанговского театра, который находился в ту пору совсем не лучшем положении.
Но на самом деле Михаил Александрович был человеком в высшей степени деликатным и мягким. Он искренне пытался влить "новое вино в старые меха", искал молодых актеров и режиссеров, среди которых выделял Г. Черняховского, но не мог не прислушиваться к тому, что говорили ему Ю. Борисова, Л. Максакова, Ю.
Вахтангова Родился 20 января 1952 в городе Кельме в Литве. Через некоторое время после окончания становится режиссером в Государственном академическом драматическом театре Литвы , в котором, позднее, становится главным режиссером. С 1999 года начинает автономную деятельность, осуществляет постановки в различных театрах Литвы и других стран.
Но другие руководители театров, пожиже и не особо лояльные к власти, официально высказавшие свою позицию в коллективных письмах и уж тем более в соцсетях возможно, и искренне , по-прежнему остаются на местах. Где правда? Где справедливость? Хочу процитировать тебе одно четверостишие: Когда сбывается заветная мечта, Будь начеку — они уже в засаде, Те, кто не может в жизни ни черта, Как только гадить, нападая сзади... Римас не делал политических заявлений и вряд ли что-то подозревал, когда ему в ночи позвонил бывший однокурсник по ГИТИСу Сергей Герман и Римас частным образом ему ответил — это что, официальная позиция? А мало ли кто кому и что говорит на кухне или по телефону? А через какое-то время еще и пранкеры позвонили, спровоцировав его на разговор. Я как директор театра сожалею о том, что было сказано Римасом. Даже в частном разговоре. У меня и не только у меня ощущение организованной кампании.
Кто, по-твоему, может стоять за этим? Не может быть русофобии в спектаклях человека, поставившего в России Чехова, Пушкина, Толстого, Лермонтова. Его спектакли проникнуты любовью к России, пониманием России и сделаны блестяще. С ними театр объехал весь мир, и этим «русофобским» спектаклям зрители стоя аплодировали в Париже, Нью-Йорке, Торонто, Лондоне, Пекине, Риме, Неаполе и прочее, а также по всей России — от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда. У этой истерии, когда требовали снять его спектакли с репертуара, есть и неожиданная сторона — у нас в июне никогда не было таких продаж, не было такого ажиотажа. Благодаря такой грамотно организованной кампании мы сэкономили месячный рекламный бюджет и ни копейки не потратили на продвижение театра — билетов на спектакли просто нет в продаже. Так зрители, наши поклонники, ответили на разнузданную кампанию по поводу русофобии Римаса: люди просто пришли и купили билеты заранее, тем самым поддержав театр. Хочу сказать большое спасибо за такую «русофобскую рекламную кампанию», пусть продолжают в том же духе. А мы в вахтанговском духе в сентябре откроем 102-й театральный сезон и продолжим играть спектакли. В первую очередь спектакли Римаса Туминаса на Арбате, и не только на Арбате.
Будем ездить по стране на все российские и международные фестивали, которые, несмотря на закрытые границы, остаются международными. В связи с этим хочу спросить: в Вахтанговском, который никогда не выносил сор из избы, то есть из дома, как общее настроение? Никто не уехал из страны и не бросил свой театр. Более того, несколько наших артистов, в силу разных обстоятельств например, актриса замужем за иностранцем , несмотря на все ограничения, пропаганду, политическую истерию в Европе, продолжают прилетать на свои спектакли. Театр работает: мы говорим о театре, об искусстве. Кто хочет заниматься политической деятельностью, должен пойти в депутаты или вступить в какую-нибудь политическую партию. Когда свои же среди своих навязывают только две точки зрения — хуже страны, чем Россия, в мире нет или лучше страны, чем Россия, в мире нет.
В мае прошлого года Путин наградил вас орденом Почета. Орден — за прекрасную работу, его, наверное, вам вручил бы и Дональд Трамп, если бы вы работали в Нью-Йорке. Но как вы нашли контакт с Путиным как с человеком? Вот она — большая загадка для нас, живущих в Литве. Вы несколько раз пили с ним чай — три раза? Нет, четыре. И с Дмитрием Медведевым четыре раза, и с Путиным четыре раза. Моим встречам с Путиным, распитию чая, придают слишком много значения. Но с Далей Грибаускайте вы ни разу не пили чай? Да, ни разу. Вахтангова, О. И Путин пригласил нас, руководителей семи театров, посадил за круглый стол, выслушал наши просьбы, замечания, чего мы хотим, с чем не можем мириться. У него были конкретные предложения. Он освободил нас от каких-то конкурсов, повысил финансовую свободу, от этого стало только лучше. В 2000 году Путин вручил мне государственную премию РФ. Я был первым литовцем, который с ним после награждения встретился в Кремле. Потом приходилось встречаться на разных мероприятиях, юбилеях, открытиях театров. После первой встречи он прямо сказал: «Я буду очень интересоваться вашим творчеством в будущем». Так и обратил внимание. У него феноменальная память. Он знает, что я говорю, что живу в Москве на правах гостя, поэтому интересовался: «Как у вас тут идут дела? Каким он был на этих встречах — сосредоточенным, строгим? Выглядело, что в тот момент он хотел пошутить, расслабиться, отдохнуть от напряженной политической жизни. Как бы его ни оценивали, он всё равно незаурядная личность. Видел ли президент России ваш спектакль «Царь Эдип»? Он видел только один мой спектакль — «Горе от ума». Это было давно. Разговаривают ли российские СМИ с вами о политике, приглашают ли на телепередачи? Я отказываюсь участвовать в политических телепередачах. Меня могут не так понять. Кроме того, это их внутренние дела. Я там гость. Я могу высказать свое мнение о развитии культуры, о театре. У меня есть свое мнение и по политическим вопросам. Но я оставлю его при себе. Уже в Нью-Йорке высказался тайно записанная речь режиссёра — прим. С литовской колокольни жизнь в Москве кажется другой. Есть ли там политическая цензура? Приходилось ли с ней сталкиваться? Какая там политическая цензура? Там ее нет. С другой стороны, цензура есть везде. И в Литве, и во всем мире. Цензура должна быть. Я бы ее ужесточил еще больше. Мой отец все время спрашивал своего отца, моего дедушку — они двое спорили всю жизнь, — папа, скажи, зачем нужна вошь? Зачем нужен паразит? А дедушка отвечал: нужен. Ну зачем, зачем? Затем, чтобы тебя предупредить, что если себя запустишь — придется приводить потом себя в порядок. Так и с цензурой. Если она основана на достоинстве, морали, конечно, она должна быть. Чтобы люди не испортились. Matt H. Wade Бродвей Работая в Москве, вы стали известным на всемирной театральной сцене. Много спектаклей вы привозили и в Литву. Отличается ли мнение зрителей разных стран о ваших спектаклях? Тема эмиграции, поиски обещанной земли, путь к детям и отдаление детей от нас — эти темы, затронутые Григорием Кановичем и развитые в спектакле «Улыбнись нам, Господи», всех волнуют. И евреев, и русских, и американцев. Вся Америка — страна эмигрантов, и они это понимают. Случалось, что после спектакля приходили и с иронией говорили, знаешь, таких евреев не было. Зрителей-евреев немного задевало, что в спектакле евреи показаны очень потрепанными, бедными, нищими. И в Израиле, и в Нью-Йорке мы слышали такие замечания. Они хотят, чтобы их прошлое было приукрашено. И это замечание не к спектаклю, это их естественное желание, их взгляд на историю. Спектакль взволновал их, но они считали, что евреев нужно приукрасить. Но ведь герои спектакля — евреи — простые люди из деревни. Но мудрые. Талантливый народ. Вахтангова, когда вы стали им руководить?