3. Какое минимальное количество избирательных бюллетеней может быть передано в УИК?
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять
С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие выезжавшие при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения. В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации.
Наблюдатели, представители средств массовой информации при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе с использованием фото- и или видеоаппаратуры запечатлеть факт запечатывания сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. Факт запечатывания сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и или видеоаппаратуры также может быть зафиксирован членами участковой избирательной комиссии. После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф металлический шкаф, металлический ящик участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением видеофиксацией. Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать в том числе в нерабочее и ночное время средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти емкостью и возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки. Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки , то в зоне видеонаблюдения видеофиксации мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете на индикаторной ленте индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей в случае их присутствия и проставления ими подписей ; целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта. В целях контроля за целостностью отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования перечислены в пункте 2. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и или актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования перемещаются в сейф-пакет сейф-пакеты незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты пункты 3. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, либо по ее поручению — избирательной комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к соответствующей участковой избирательной комиссии, для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней может использоваться могут использоваться стационарный ящик стационарные ящики для голосования при условии, если они снабжены специальной опечатываемой заглушкой прорези для избирательных бюллетеней. Специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей пломбируется пломбируются.
При этом специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей должна должны полностью перекрывать прорезь прорези стационарного ящика стационарных ящиков для голосования. Пломба пломбы , используемая используемые для опечатывания специальной заглушки прорези специальных заглушек прорезей , должна должны иметь индивидуальный серийный номер индивидуальные серийные номера. До начала проведения голосования в последующие дни голосования лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии помещении для голосования , предъявляется стационарный ящик стационарные ящики для голосования со специальной опечатываемой заглушкой прорези специальными опечатываемыми заглушками прорезей и пломбой пломбами для проверки ее их целостности и сохранности. При этом голосование с использованием стационарного ящика стационарных ящиков для голосования возобновляется только после проверки сохранности идентичности пломбы пломб , что отражается в вышеуказанном акте. В случае наличия повреждений или иных нарушений пломбы пломб , расхождения ее индивидуального серийного номера их индивидуальных серийных номеров и индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров , указанного указанных в соответствующем акте, голосование с использованием такого стационарного ящика таких стационарных ящиков для голосования не проводится, такой ящик подлежит такие ящики подлежат опечатыванию. Указанные факты подлежат рассмотрению участковой избирательной комиссией при непосредственном подсчете голосов избирателей с составлением соответствующего акта, принятием решения и информированием непосредственно вышестоящей избирательной комиссии. Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем стационарном ящике соответствующих стационарных ящиках для голосования, недействительными может являться: отсутствие или нарушение целостности специальной опечатываемой заглушки прорези специальных опечатываемых заглушек прорезей , отсутствие или нарушение целостности пломбы пломб ; расхождение индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров пломбы пломб и индивидуального серийного номера индивидуальных серийных номеров , указанного указанных в соответствующем акте; наличие на стационарном ящике стационарных ящиках для голосования различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому. Решение о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем стационарном ящике соответствующих стационарных ящиках для голосования, недействительными принимается участковой избирательной комиссией при наличии указанных оснований при условии, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция место избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей СМИ. В случае применения системы открытых списков кандидатов политических партий, избирательных блоков избирательный бюллетень должен включать в себя дополнительные данные см. В качестве гарантии, обеспечивающей достоверное информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, законодательство предусматривает отражение в избирательных бюллетенях сведений о привлечении к уголовной ответственности. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях п. Законодательство также предусматривает обязательное указание в избирательном бюллетене наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства. Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества в соответствии с п. Текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате от наименования избирательного объединения, избирательного блока находился пустой квадрат. В конце перечня кандидатов, наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования, при которой голосование может производиться только путем нанесения в избирательном бюллетене какого-либо знака в соответствующем квадрате по правилам, предусмотренным ст. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты. Если на референдум выносится несколько вопросов, они включаются в разные бюллетени. При вынесении на референдум проекта закона, нормативного правового акта органа местного самоуправления в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства именно на однозначное определение содержания проекта в бюллетене для голосования на референдуме с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о предлагаемых вариантах закона, иного нормативного правового акта. Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных законопроектов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование законопроектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан о предлагаемых вариантах закона. Так, в соответствии со ст. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума Российской Федерации для всеобщего ознакомления. В соответствии со ст. При этом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Следует также учесть, что на избирательную комиссию, комиссию референдума в этом случае ложится обязанность по утверждению текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме на государственном языке соответствующего субъекта РФ, языке народа Российской Федерации, компактно проживающего на соответствующей территории, идентичного по содержанию тексту на русском языке. В частности, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает, что при изготовлении избирательных бюллетеней на двух и более языках на президентских выборах текст таких бюллетеней утверждается ИКС РФ. После изготовления бюллетеней полиграфическая организация типография осуществляет выбраковку напечатанной избирательной продукции. Цель такой выбраковки состоит в том, чтобы выявить бюллетени, при печатании которых были допущены отступления от утвержденных формы и текста избирательного бюллетеня бюллетеня для голосования на референдуме. Отбракованные бюллетени подлежат выделению из общей массы изготовленных избирательных бюллетеней бюллетеней для голосования на референдуме и хранятся отдельно. Процесс выбраковки происходит под наблюдением членов комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Изготовленные и выверенные типографией бюллетени затем передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Комментируемый Федеральный закон не оговаривает содержание акта передачи бюллетеней изготовившей их типографией членам соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Целесообразно, чтобы в нем в обязательном порядке были отражены сведения о дате, времени и месте его составления, лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, количестве переданных бюллетеней и присутствовавших при этом членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, членов и или представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Детальное правовое регулирование процедуры передачи бюллетеней и содержания составляемого об этом акта может содержаться в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов РФ, посвященных регламентации различных видов выборов и референдума. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии всех вышеперечисленных лиц уничтожают отбракованные и лишние бюллетени при их выявлении. Об этом составляется акт, который вправе подписать все присутствующие лица. Содержание акта об уничтожении отбракованных и лишних избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней. На избирательную комиссию, разместившую заказ на изготовление бюллетеней, возлагается обязанность оповещения членов указанной комиссии, соответствующих кандидатов, избирательных объединений избирательных блоков , инициативной группы по проведению референдума, иных групп референдума их представителей о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их соответствующей комиссии, уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней. При выбраковке, передаче и уничтожении в случае необходимости бюллетеней полиграфическая организация обязана предоставить возможность присутствовать не менее чем одному представителю каждого из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. При этом следует иметь в виду, что перечень лиц, которым прямо предоставлено право присутствовать при выбраковке, передаче изготовленных и уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней, не может быть исчерпывающим, поскольку при совершении указанных действий исходя из принципиальных положений законодательства о выборах и референдумах вполне могут присутствовать также члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, представители СМИ. На комиссию, получившую бюллетени из изготовившей их полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. При этом законодательство не оговаривает порядок такой передачи, предусматривая в качестве ее обязательного условия только необходимость оформления передачи бюллетеней соответствующим актом. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии со ст. Комиссия, получившая бюллетени от вышестоящей комиссии, передает их непосредственно нижестоящим комиссиям до участковых комиссий включительно. Процесс передачи бюллетеней завершается только после получения их всеми участковыми комиссиями. Законодательство возлагает ответственность за правильность передачи бюллетеней на председателей обеих комиссий, как передающей, так и получающей бюллетени. Прежде всего это означает, что именно на них ложится обязанность организации передачи и получения бюллетеней и осуществления контроля за соблюдением установленного законом порядка передачи бюллетеней. При этом председатели комиссий не вправе ссылаться на действия бездействие иных лиц, включая членов комиссий, как на обстоятельство, освобождающее их от ответственности за правильность передачи бюллетеней. В тех случаях, когда председатели комиссий умышленно нарушают установленный порядок передачи бюллетеней, они могут быть привлечены к юридической ответственности, если их действия бездействие были сопряжены с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий, комиссий референдума. В зависимости от обстоятельств, которыми сопровождалось нарушение председателями комиссий установленного порядка передачи бюллетеней, а также характера наступивших последствий они могут быть привлечены к административной ст. Сроки осуществления избирательных действий занимают одно из центральных мест в механизме правового регулирования выборов и референдума. Соответственно этому законодательство устанавливает, что передача бюллетеней в территориальные окружные комиссии осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в участковые комиссии - не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Данные сроки передачи бюллетеней территориальным окружным и участковым комиссиям обусловлены необходимостью обеспечения избирателям, участникам референдума реальной возможности осуществления предоставленного им права досрочного голосования см.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов, референдума голосование избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего избирательного округа, округа референдума, осуществляется в установленном ею порядке с учётом требований настоящего Федерального закона. Дистанционное электронное голосование[ править ] 1. При проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанное решение принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учётом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и или региональные государственные информационные системы. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок дистанционного электронного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учётом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, участвующих в дистанционном электронном голосовании. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием федеральных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок с учётом требований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Избиратель, участник референдума, включённый в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети «Интернет» в том числе с использованием специального мобильного приложения , определённый в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путём проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума. Такой избиратель, участник референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении в случаях, определённых порядком дистанционного электронного голосования. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учётом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. При организации и осуществлении дистанционного электронного голосования должно обеспечиваться выполнение требований о защите содержащейся в государственных информационных системах информации, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. Использование при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования ГАС «Выборы» и иных государственных информационных систем, а также их взаимодействие при обработке персональных данных избирателей, участников референдума осуществляется исключительно в целях реализации избирательных прав и права на участие в референдуме. Статья 65. Досрочное голосование[ править ] 1. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 20 дней до дня голосования голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдалённых местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней но не ранее чем за 20 дней до дня голосования голосование групп избирателей, участников референдума, которые будут находиться в значительно удалённых от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдалённых местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и или голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума избирателю, участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включён в список избирателей, участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путём заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии в случаях, предусмотренных законом, — в помещении избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования, если законом не будет предусмотрено заполнение избирателем, участником референдума бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования либо в помещении территориальной комиссии избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии за 10 — 4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за 3 дня до дня голосования. Помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится не менее четырёх часов в день в рабочие дни в вечернее время после 16 часов по местному времени и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по её поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при наличии , а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 64 настоящего Федерального закона, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учёт голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования. Территориальная комиссия избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей, участников референдума. Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подаёт в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, участника референдума дату и время досрочного голосования этого избирателя, участника референдума. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, — к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются её печатью. При получении избирателем, участником референдума бюллетеня в списке досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства, после чего избиратель, участник референдума проставляет в списке серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведённой записи и расписывается в соответствующей графе в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень бюллетени избирателю, участнику референдума, также расписывается в соответствующей графе списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также наблюдателей по их желанию. Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии — до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии — до дня голосования. Территориальная комиссия избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружная избирательная комиссия не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой комиссии если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования , передаёт в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщёнными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщёнными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: «Проголосовал досрочно» делается в списке избирателей, участников референдума при выдаче бюллетеня. Информация о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и или избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчёта голосов при их использовании в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включённых в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочерёдно каждый конверт. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесённых в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума но не менее десяти избирателей, участников референдума , на оборотной стороне бюллетеней, извлечённых из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлечённые из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чём составляется акт. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления — также позиции «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» , на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» «За» и «Против» , вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов, референдума досрочное голосование избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего избирательного округа, округа референдума, осуществляется в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с учётом требований настоящего Федерального закона. Статья 66. Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования[ править ] 1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включёнными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
Значит, тут я не голосую» Анна Абсалямова Сложность состоит еще и в том, что на территории области находится 7 одномандатных округов по Госдуме и 25 — по Заксобранию. То есть предугадать, в какие округа попадет человек, который перенес место своего голосования, может быть сложно. Избиратель способен изменить свой участок так, что ему будет положено три бюллетеня, два или все четыре. Минимум для любого россиянина — это один бюллетень. С чего это вдруг мы будем избирать за их территорию им депутата? И это нормальная ситуация. В случае с девушкой, обратившейся к вам, комиссия действовала корректно. Почему тогда на «Госуслугах» избирателя отображались все четыре бюллетеня? Если эта девушка внимательно прочитает инструкцию к «Мобильному избирателю», то она в конце увидит приписку, что голосование возможно на территории избирательного округа. Повторюсь, это нормальная ситуация, и мы стараемся избирателям это объяснять, — резюмировала советник. О том, как проходят выборы в Свердловской области, мы рассказываем в режиме онлайн. Не обошлось без скандалов: так, на избирательных участках в области зафиксировали вспышки коронавируса , а в Екатеринбурге закончились подарочные карточки для пенсионеров.
Когда голосуем, за кого и сколько бюллетеней? Ликбез по Выборам-2023
Какой бюллетень признают испорченным и не будут учитывать? • автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим. 2. нужно прийти 17.03 на свой избирательный участок и рассказать об этом всем и взять с собой этих самых всех. 3. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней суммируется с количеством испорченных бюллетеней. На избирательных участках установили специальные терминалы, которые выдавали электронные бюллетени.
Защита документов
Правила и образцы оформления бюллетеней приведены в приложении N 3 к настоящей Инструкции. Если прорезь в переносном ящике для голосования меньше ширины бюллетеня, то при проведении досрочного голосования или голосования вне помещения для голосования перед выдачей избирателю, участнику референдума бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателя, участника референдума линию сгиба рекомендуется не фиксировать. После проставления избирателем, участником референдума отметки бюллетень складывается избирателем, участником референдума по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования или вкладывается в конверт. Классификация бюллетеней, обрабатываемых КОИБ-2010 Бюллетени классифицируются КОИБ-2010 следующим образом: "Действительный", если он является бюллетенем установленной формы геометрические параметры бюллетеня соответствуют исходным данным , на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов; "Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если в нем число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом; "Неустановленной формы", если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные пунктом 2. Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как недействительные, маркируются цветной линией на оборотной стороне в верхней или нижней части бюллетеня в зависимости от того, какой стороной был опущен бюллетень в сканирующее устройство КОИБ-2010. Бюллетени, классифицированные КОИБ-2010 как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток. Результаты классификации бюллетеня, опущенного в сканирующее устройство КОИБ-2010, можно просматривать на информационном табло КОИБ-2010 только в режиме тестирования.
Сканирующее устройство, входящее в состав КОИБ-2010, - устройство, обеспечивающее считывание информации с бюллетеня, его распознавание классификацию. Данные классификационные требования не предъявляются к бюллетеням с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней. Правила ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2010 Операторы КОИБ-2010 в день голосования по просьбе избирателя, участника референдума консультируют его только по порядку ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2010 и следят за соблюдением следующих правил: бюллетени вводятся в сканирующее устройство только при горящем зеленом индикаторе; бюллетени помещаются в лоток сканирующего устройства только по одному и в расправленном виде; складывать бюллетени недопустимо; бюллетени вводятся в сканирующее устройство лицевой текстовой стороной вниз. Правила ввода бюллетеней должны быть изложены на плакатах, размещаемых рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ-2010. Возврат бюллетеней сканирующим устройством КОИБ-2010 происходит автоматически в следующих случаях: при одновременном вводе двух или более бюллетеней; при вводе сложенного бюллетеня; при вводе бюллетеня лицевой стороной вверх; при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону не по направляющим ; при задержке бюллетеня рукой во время ввода; при вводе бюллетеня неустановленной формы; при вводе рваного или очень мятого бюллетеня. Возвращенный бюллетень не учитывается КОИБ-2010, показания счетчика бюллетеней, опущенных в сканирующее устройство, при возврате не изменяются.
В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканирующее устройство с точным соблюдением правил ввода. При неоднократном возврате бюллетеня избирателю, участнику референдума оператор КОИБ-2010 предлагает ему заменить бюллетень в установленном порядке и информирует об этом председателя участковой комиссии. Организация работы участковой комиссии в день, предшествующий дню голосования Подготовка КОИБ-2010 к работе в день, предшествующий дню голосования, и проведение всех работ в этот день выполняются операторами КОИБ-2010 в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования приложение N 4 к настоящей Инструкции , и Руководством по эксплуатации КОИБ-2010, входящим в комплект эксплуатационной документации. Для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки, а также голосования вышестоящая комиссия передает в участковую комиссию в заклеенном конверте ключевой носитель информации с исходными данными о проводимых на избирательном участке, участке референдума выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС "Выборы" вышестоящей комиссией. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии, передающей ключевой носитель информации. Председатель участковой комиссии вскрывает в присутствии операторов КОИБ-2010 конверт с ключевым носителем информации и выдает им ключевой носитель информации по акту приложение N 7 к настоящей Инструкции.
Проверка работоспособности КОИБ-2010 производится после его монтажа и включает: загрузку исходных данных с ключевого носителя; тестирование КОИБ-2010; проведение голосования в тренировочном режиме. Загрузка исходных данных Операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии ключевой носитель информации, вставляют его в специальный разъем главного сканирующего устройства. Загрузка исходных данных после этого осуществляется автоматически. Операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов, распечатывают исходные данные, проверяют по распечатке правильность включения в исходные данные информации о кандидатах, списках кандидатов и передают распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии. Проведение тестирования КОИБ-2010 После загрузки исходных данных операторы КОИБ-2010 выполняют тестирование для проверки правильности классификации бюллетеней каждым сканирующим устройством КОИБ-2010 вводят комплект бюллетеней для тестирования КОИБ-2010, считывают информацию на информационном табло сканирующего устройства и убеждаются, что сканирующее устройство правильно классифицирует отметки в квадратах.
КОИБ-2010 считается работоспособным, если каждым сканирующим устройством были правильно классифицированы все бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ-2010. Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии. Работа в тренировочном режиме В тренировочном режиме операторы КОИБ-2010 выполняют следующие процедуры: 1 вводят бюллетени из комплекта бюллетеней для проведения тренировки в режиме голосования "Стационарный" и в режиме голосования "Переносной"; 2 распечатывают на КОИБ-2010 "Результаты голосования" и передают их председателю участковой комиссии. Незамедлительно после завершения тестирования КОИБ-2010 и тренировки в день, предшествующий дню голосования, операторам КОИБ-2010 необходимо: по акту сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение до начала работ по подготовке КОИБ-2010 в день голосования ключевой носитель информации; сдать председателю участковой комиссии бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки, с внесением записи о возврате бюллетеней в соответствующий акт. Использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2010 приложение N 8 к настоящей Инструкции. Категорически запрещается предварительно гасить бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки.
Организация работы участковой комиссии в день голосования до открытия помещения для голосования и в ходе голосования 4. Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2010. Операторам КОИБ-2010 необходимо: 1 получить у председателя участковой комиссии по актам ключевой носитель информации и комплект бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования; 2 включить КОИБ-2010 и загрузить исходные данные с ключевого носителя информации; 3 уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов. В случае необходимости выполнить процедуру снятия позиций с голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день голосования; 4 распечатать исходные данные и передать распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии; 5 выполнить тестирование КОИБ-2010 с помощью комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования; 6 распечатать протокол тестирования и передать распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии.
Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов?
Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура.
В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее.
Такие же правила действуют и для электронных терминалов. Сначала член комиссии удостоверяет личность избирателя, затем направляет его к электронному терминалу, на котором уже будет действовать анонимизатор и ключ шифрования.
Сразу после открытия участка, но до начала голосования, председатель комиссии обязан: 1 предъявить пустые переносные и стационарные ящики для голосования, опечатать их; 2 предъявить списки избирателей они должны быть сброшюрованы, снабжены титульным листом с указанием порядкового номера и общего количества книг, с печатью УИК и подписью председателя , раздать книги членам УИК; 3 проинформировать о следующих цифрах: количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования; количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК территориальная избирательная комиссия по акту передачи бюллетеней. В течение дня голосования необходимо: 1 следить за стационарными ящиками чтобы исключить вброс дополнительных бюллетеней ; 2 исключить агитацию избирателей в любой форме; 3 следить за выдачей бюллетеней членами УИК один бюллетень на избирателя при предъявлении паспорта РФ; исключить выдачу заведомо испорченных или неустановленной формы бюллетеней ; В ходе голосования надо следить за тем, чтобы не производились махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные о самом избирателе в его отсутствие.
Его признаки: появление небольших групп людей, подвоз их к участку на автотранспорте, долгая стоянка такого автотранспорта около участка. Если же вас «насильно» пытаются отправить на это голосование, это может означать, что готовится фальсификация на участке — тогда вам лучше остаться на участке. Подсчёт голосов начинается незамедлительно после 20:00 и идет без перерыва до окончания составления протокола. Объявление перерыва является грубейшим нарушением закона.
Наблюдателям должен быть обеспечен обзор всех действий членов УИК. Все данные сразу и одновременно заносятся в протокол и увеличенную форму протокола. На время подсчета голосов избирателей, список избирателей убирается в сейф, либо в иное место для хранения. Доступ к нему до проверки контрольных соотношений — запрещен!!!
Никаких перерывов в подсчете делать нельзя. Будьте особенно внимательны при вскрытии ящиков — в этот момент возможно вбрасывание бюллетеней. Сортировка должна производиться гласно и открыто: каждый бюллетень демонстрируется присутствующим, и его содержание оглашается. Демонстрация и оглашение производится отдельно по каждому бюллетеню.
Избиратель может поставить любой знак в квадрат, относящийся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.
Чем больше численность, тем больше бюллетеней будет подготовлено. Вид выборов: В зависимости от вида выборов — парламентские, президентские, муниципальные и т. Например, на парламентских выборах может понадобиться больше бюллетеней, так как на голосовании участвуют несколько партий и кандидатов. Исторические данные: Опыт предыдущих выборов и данные о явке избирателей могут быть использованы для определения примерного количества бюллетеней на будущих выборах. Если в предыдущих выборах явка была высокой, то количество бюллетеней может быть увеличено. Особенности избирательного участка: Различные избирательные участки могут иметь свои особенности, которые необходимо учесть при определении количества бюллетеней.
Например, если избирательный участок находится в густонаселенном районе, то может потребоваться больше бюллетеней для удовлетворения потребностей выборов. В целом, количество бюллетеней на избирательном участке должно быть достаточным для всех зарегистрированных избирателей, чтобы каждый имел возможность проголосовать своим активным голосом. Точное количество бюллетеней обычно определяется на основе оценки вышеперечисленных факторов и указывается в соответствии с законодательством. Количество избирателей на участке Согласно законодательству, количество бюллетеней на избирательном участке должно соответствовать численности зарегистрированных избирателей на этом участке. Определение точного числа избирателей обеспечивает справка, которую должна предоставить территориальная избирательная комиссия. Избирательные комиссии стремятся к тому, чтобы на каждом избирательном участке было достаточное количество бюллетеней, чтобы удовлетворить потребности всех зарегистрированных избирателей. Это позволяет избежать ситуаций, когда бюллетени заканчиваются раньше, чем все избиратели проголосуют.
Также важно учесть, что количество избирателей на участке может варьироваться. В некоторых районах может быть высокая активность избирателей, а в других — низкая. Из-за этого необходимо учитывать особенности конкретного участка и исходить из реального количества зарегистрированных избирателей.
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
Все эти требования направлены на то, чтобы обеспечить равноправие и свободу выбора каждого избирателя. Однако, помимо законодательных норм, на практике широко распространены рекомендации по количеству бюллетеней на исходе из опыта предыдущих выборов. Они основаны на анализе участников выборов, численности избирателей, а также предполагаемой явке на участке. Важно отметить, что количество бюллетеней должно быть достаточным для всех голосующих, но не избыточным, чтобы избежать возможных нарушений и манипуляций при подсчете голосов. Таким образом, соответствие количества бюллетеней численности избирателей является важным аспектом организации выборов согласно законодательству. Особые требования к количеству бюллетеней на участках с увеличенной численностью Выборы на избирательных участках с увеличенной численностью представляют определенные особенности и требуют дополнительных мер по обеспечению достаточного количества бюллетеней.
Для того чтобы проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта. Тем, кто получил электронный бюллетень в последнюю минуту, давали дополнительное время, чтобы сделать выбор. После 20:15 17 марта система перестала принимать голоса. Перед загрузкой электронного бюллетеня голосующий получал СМС-сообщение c цифровым кодом для подтверждения личности. Вместо СМС ему также могли позвонить. Для доступа к бюллетеню нужно было ввести четыре последние цифры входящего номера в специальное поле на сайте голосования, после чего бюллетень открывался. Кто мог голосовать в Москве на выборах Президента России? Проголосовать в Москве могли граждане России, которым исполнилось 18 лет до 17 марта включительно и которые зарегистрированы в столице или прикрепились к московскому избирательному участку до 11 марта. Зачем было проводить голосование онлайн? Москвичи привыкли к электронным услугам. Более 15,9 миллиона человек создали учетную запись на mos. Голосовать онлайн можно с любого устройства с доступом в интернет. С 2022 года на выборы не нужно было даже регистрироваться заранее. Так было организовано и на выборах Президента, чтобы максимально упростить процесс для избирателей. Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos. Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня. То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее.
Здесь есть специальная область для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На оборотную сторону избирательного бюллетеня КОИБ нанесена фоновая защитная сетка светло-синего цвета. Кроме двух бюллетеней на выборах депутатов Госдумы, избиратели могут получить один бюллетень для голосования на дополнительных выборах депутатов Госсобрания республики — если проживают в одном их трех округов, в которых проводятся дополнительные выборы, а также бюллетень для голосования на местных выборах, если в муниципальном образовании проводятся выборы депутатов местного Совета. Если выборы проходят по смешанной системе — по спискам и одномандатным округам, бюллетеней будет два. Например, на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа.
N 355-ФЗ в пункт 12 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения См. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней. N 104-ФЗ в пункт 13 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения См. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования в том числе досрочного голосования. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, либо избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. N 66-ФЗ в пункт 17 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона См.
Как правильно заполнить избирательный бюллетень
Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 7 статьи 63 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона 7. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости. Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 8 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения См.
Справа от указанных в пунктах 5 , 5. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6 , пункта 7 статьи 64 , пункта 15 статьи 65 , подпункта "д" пункта 2 статьи 67 , пунктов 12 , 14 , 17 и 18 статьи 68, подпункта "ж" пункта 2 , пунктов 4 и 5 статьи 70 , пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов против всех списков кандидатов и учету таких голосов, не применяются.
N 104-ФЗ в пункт 8. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5 , 5. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 10 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона См.
Все зависит от того, где и какие проходят голосования кроме выборов в губернаторы. Как узнать, какие выборы проходят у вас, мы рассказывали в предыдущем разделе. Можно ли проголосовать дистанционно? В этом году Красноярский край не вошел в число регионов с ДЭГ. Решение о дистанционном голосовании в регионе не принимали — отметили ТВК в Крайизбиркоме. Можно ли сменить участок?
Сменить участок можно на «Госуслугах» не позднее, чем за 3 календарных дня до первого дня голосование. В Красноярском крае выборы начинаются 8 сентября, значит, заявление можно подать до 5 сентября. Смена участка доступна только на выборах федерального и регионального уровней. Можно ли проголосовать досрочно?
Если заявок наберется достаточное количество, комиссия договаривается с избирателями об удобной дате, выезжает на место и организует голосование с 10 до 12 часов. Таким же способом проголосовать за поправки в Конституцию смогут жители отдаленной сельской территории — они могут подать заявки и дождаться выезда комиссии к ним. При приеме избирателей все участковые комиссии будут работать по следующему алгоритму: 1. На входе у каждого посетителей измеряется температура тела бесконтактным способом.
Если температура повышена, то гражданина проводят в отдельное помещение, при необходимости, вызывают ему врача. Но он сможет проголосовать, для этого в помещении будет стоять переносной ящик для бюллетеней. После измерения температуры избиратель получает маску, перчатки, одноразовую ручку и проходит к члену участковой комиссии по специальной разметке. Указатели нужны, чтобы не допустить пересечения потока посетителей, отметили в ЦИК. Члены участковой комиссии, работающие с документами, будут отделены защитным экраном. Идентификация избирателя будет проходить бесконтактно. То есть на расстоянии метра гражданин открывает и показывает члену УИК свой паспорт, в этот момент он может опустить маску на лице.
Изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно УИК: допускается в исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях по решению УИК по согласованию с соответствующей ТИК допускается в исключительных случаях по решению УИК по согласованию с главой местной администрации допускается в исключительных случаях по решению УИК без дополнительного согласования с вышестоящими комиссиями не допускается 11. Возможно ли при совмещении выборов назначение одного и того же лица наблюдателем в разные избирательные комиссии? Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении: временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемого на период оформления паспорта нет верного ответа военного билета для лиц, которые проходят военную службу паспорта гражданина Российской Федерации 14. Список избирателей не уточняется на основании поступивших в участковую избирательную комиссию: заявления избирателя о включении его в список избирателей сообщения избирателя об изменениях в сведениях о нем официальных документов уполномоченных органов и должностных лиц сообщений из средств массовой информации 15. Заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения можно подать: через сайт избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в УИК в уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ в ТИК через Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ЕПГУ 16. При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать: наблюдатели, иностранные международные наблюдатели члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов избиратели 17.
Защита документов
КОИБ-2010) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней, если на избирательном участке используется КОИБ. 15 и 16 МАРТА 2024 ГОДА. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в УИК, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней, если на избирательном участке используется КОИБ. 15 и 16 МАРТА 2024 ГОДА. По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. Об увеличении количества избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
ЦИК утвердил бюллетень для выборов президента РФ. Сколько в нем кандидатов?
Для получения бюллетеня на избирательном участке нужно предъявить членам участковой избирательной комиссии паспорт гражданина РФ или заменяющий его документ. 6) количество бюллетеней не должно превышать количество обращений, более чем на 5 – 10 штук (на случай порчи). Количество избирательных бюллетеней для обеспечения досрочного голосования на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, определяется ИКСРФ в пределах количества избирательных бюллетеней.