Великобритания планирует к 2030 году поставить на вооружение гиперзвуковую крылатую ракету собственного производства, сообщает The Telegraph. У российских военных есть также “Кинжал” – гиперзвуковая ядерная ракета, которая работает со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.
Почему при преодолении звукового барьера слышится хлопок?
Их можно классифицировать в соответствии с их диапазоном, например. Существуют ракеты малой и большой дальности. Но мы также можем провести различие между баллистическими и крылатыми ракетами. Но так называемые гиперзвуковые крылатые ракеты могут двигаться гораздо быстрее. Россия, например, объявила, что ее "Циркон" - кодовое название 3М22 "Циркон" - запущенный с корабля - надводного или подводного - и который может быть развернут к 2027 году, может достичь крейсерской скорости, в восемь раз превышающей скорость звука. То же самое можно сказать и о другой модели, BrahMos-II гиперзвуковой крылатой ракеты, которая в настоящее время совместно разрабатывается Индийской организацией оборонных исследований и разработок и российским, НПО машиностроения которые вместе образовали компанию BrahMos Aerospace Private Limited. Почти в 30 раз больше скорости звука!
Хотя тут не надо и «палку перегибать».
Дело в том, что при больших скоростях проект «Армата» за ударной волной, располагающейся перед носовой частью летательного аппарата, возникает зона ионизированного воздуха, который легко фиксируется наземными радиолокационными станциями. И вся невидимость исчезает. А летательный аппарат становится легкой добычей для систем ПВО противника. Едем дальше. Дальность полета гиперзвуковой ракеты — до Америки. А запуск ее может проводиться с борта стратегического бомбардировщика, находящегося на территории страны под защитой своих ПВО. А что США?
Ну и они не дремлют. Тоже что-то подобное разрабатывают. Ну, и китайцы тоже не дремлют. Опасность гиперзвука Почему так много говорят о гиперзвуке? А потому, что на сегодняшний день от этого оружия нет защиты. И вообще оборонительные вооружения всегда отставали от наступательных. И никакой стопроцентной гарантии защиты не давали.
Летающий монстр хоть и громаден, но со стратегическим бомбардировщиком его по размерам не сравнить. Потому и заметить его на радиолокационных станциях очень трудно. Плюс скорость и высота полета - не космос, где все видно, а самые высокие слои атмосферы. Плюс возможность менять траекторию и совершать маневры. Если кто не помнит как это может быть — посмотрите «мультфильм Путина» про современные российские вооружения, который он в прошлом году перед выборами показывал членам Федерального собрания России и всему миру. В какой стадии находятся разработки гиперзвукового оружия и когда оно сможет поступить на вооружение — широкой публике непонятно. Военная тайна, знаете ли!
Пресса много чего пишет, но это так — информационные вбросы потенциальных противников, которым верить особенно не стоит.
По словам представителя Lockheed Martin, длина Mako — 13 футов 4 м , диаметр 13" 33 см , вес 1300 фунтов 600 кг. Но в отношении гиперзвука в материале «Военного обозрения» отмечено, что позиционирование ракеты таким образом вызывает вопросы: Mako может развивать скорость до пяти Махов только на определённой части траектории полёта, но на конечном участке полёта такая скорость теряется. Также отмечается, что, видимо, по этой причине и не было широкого освещения презентации ракеты, поскольку в США понимают ситуацию.
Вашингтон не стал напрямую комментировать новость о появлении иранской гиперзвуковой ракеты. Однако Джон Кирби, официальный представитель Совета национальной безопасности США, заявил, что администрация Джо Байдена «очень решительна в попытках заставить Иран прекратить дестабилизирующую деятельность в регионе, включая разработку программ совершенствования баллистических ракет». Среди достоинств ракеты Tasnim перечисляет также «способность развивать очень большую скорость 5-20 Мах », «особую аэродинамическую форму, обеспечивающую наибольшую дальность полета при сохранении его очень высокой скорости», «наличие топлива для компенсации силы сопротивления воздуха на этапе полета в атмосфере» и «оснащенность усовершенствованным управлением».
Агентство указывает, что такие ракеты являются «самым смертоносным оружием для систем ПРО и всех типов радаров ПВО противника». Отличием ракеты «Фатх-2» от предыдущей модели «Фатх» Tasnim называет то, что она «имеет возможность летать на гораздо меньшей высоте, а также может несколько раз менять свой курс во время полета». В частности, критике подверглись заявления командуюшего ВКС КСИР иранского бригадного генерала Амира Али Хаджизаде, который утверждал, что «Фатх» невозможно «уничтожить никакой ракетой», а сама она при этом «способна пробить все противоракетные щиты». Даже гиперзвуковые ракеты можно перехватить, хотя это более сложная задача по сравнению со стандартной воздушной угрозой. Роберт Чулда — доцент Лодзинского университета Польша и бывший профессор Исламского университета Азад в Иране, Университета Мэриленда и Национального университета Чэн-чи на Тайване, автор книг «Иран 1925—2014: от Реза-шаха до Рухани» 2014 и «Политика безопасности Ирана: внутренние и международные измерения» 2022. Эксперт отметил, что иранские власти не уточняли, когда именно «Фатх» сможет развить гиперзвуковую скорость — на начальном этапе или на конечном. Еще одно утверждение, вызвавшее у него сомнения, — это заявленная «революционная» способность иранской ракеты маневрировать во время полета.
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации
Сверхзвуковая скорость судна составляла 1104 км/час, на которой он мог пройти порядком тысячи километров без дозаправок. Великобритания к 2030 году собирается поставить на вооружение своей армии гиперзвуковые ракеты, сообщает газета Telegraph со ссылкой на источники. Гиперзвук становится следующим ключевым параметром платформ вооружения и наблюдения и поэтому стоит пристальнее взглянуть на исследования, проводимые в этой области США. У российских военных есть также “Кинжал” – гиперзвуковая ядерная ракета, которая работает со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.
Гиперзвуковое оружие — в чем его преимущества и недостатки
Город - 30 марта 2023 - Новости Ростова-на-Дону - У российских военных есть также “Кинжал” – гиперзвуковая ядерная ракета, которая работает со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука. Диапазон скоростей очень широкий — от дозвуковых и трансзвуковых режимов полёта до сверхзвуковых и гиперзвуковых, от 5 Махов до 20. Великобритания планирует к 2030 году поставить на вооружение гиперзвуковую крылатую ракету собственного производства, сообщает The Telegraph.
Быстрее звука: у кого есть гиперзвуковое оружие
Гиперзвуковая скорость полета может быть достигнута двумя путями. Первый — так называемый «безмоторный» гиперзвук — он достигается за счет земного притяжения. По его словам, это переход самолетов на гиперзвуковую скорость. Ее расчетная скорость не превышала 6 М, однако и в этом случае обтекатель и антенна под ним разогревались так, что радиолокатор слеп. Гиперзвуковое оружие совершенствуется, его дальность, скорость и точность могут быть увеличены.
Ответ российскому "Кинжалу": Что известно об американской гиперзвуковой ракете HAWC
Полковник Матвийчук: США отстают от РФ по гиперзвуку на 5-7 лет | Великобритания к 2030 году собирается поставить на вооружение своей армии гиперзвуковые ракеты, сообщает газета Telegraph со ссылкой на источники. |
«Кинжал» в плазменном коконе. Как ракета обогнала сухопутного предка «Искандера» | 360° | Гиперзвуковая скорость полета может быть достигнута двумя путями. Первый — так называемый «безмоторный» гиперзвук — он достигается за счет земного притяжения. |
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете
Но даже на так называемых гиперзвуковых скоростях, то есть, по крайней мере, в пять раз превышающих скорость звука. Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты. Гиперзвуковая крылатая ракета при запуске в серию и постановке на вооружение армий мировых держав может изменить весь существующий баланс тактических и стратегических. Как отмечается, под гиперзвуковыми понимаются такие ракеты, которые могут развивать скорость более 5 Махов — больше, чем скорость звука. Буквально на грани гиперзвука (гиперзвуковые скорости начинаются с 4,5 Маха. —. Впервые гиперзвуковая скорость была достигнута весной 1942 года германской баллистической ракетой ФАУ-2.
Гонка гиперзвука: «Острота» против американской X-51A Waverider — кто мощнее
Владимир Фрайштадт, судя по этим воспоминаниям, был личностью весьма неординарной. Вот с какой необычной информации Ляхович начинает рассказ о своем друге военного детства, который вновь возник в его жизни уже в 1962 г. Профессия оказалась несовместимой с его отношением к алкоголю. Лев Григорьевич отец Фрайштадта, — прим. НИКСа попросил меня взять Володю на работу в наш институт и держать его под постоянным контролем». На самом дела Фрайштадт сначала учился на физфаке Ленинградского университета, но потом был перераспределен в спецгруппу в Горный институт. Группу набирал представитель органов госбезопасности.
Согласия на перевод никто не спрашивал. Стране был нужен уран. После окончания института Фрайштадт исколесил в геологических экспедициях всю страну. Видимо, в это время и сложились его тесные «отношения с алкоголем». Поначалу эти отношения успешно продолжались и в радиотехническом НИИ-131. У Фрайштадта возник конфликт с директором, который зарубил одну из его разработок, результатом чего стала депрессия.
Вот как вспоминал сам Фрайштатдт об этом времени: «Да и самому стало казаться, что какой-то дурью занимаюсь. Поскольку я не один был такой, то в институте образовалась «группа веселых и находчивых». Входил в нее человек, в лаборатории которого стояла столь сверхсекретная радиостанция, что вход посторонним туда был категорически запрещен. Мы использовали это обстоятельство, собирались в лаборатории с утра и начинали обсуждать проблемы с помощью плохо разведенного казенного спирта. А вечером начальник 1-го отдела, старый чекист, воевавший в годы войны за линией фронта, добрая душа, грузил нас на ГАЗ-67 и в качестве «специзделий» вывозил за территорию фирмы. Долго так, естественно, продолжаться не могло.
И пришлось мне, к чертовой матери, сматывать удочки. Впрочем, в 1976 г. Ляхович пишет: «Не знаю, какие медицинские или другие меры предпринял Володя это его интимный вопрос , но в последующие почти двадцать лет никаких контактов с алкоголем не было». Возможно, рецептом избавления от алкогольной зависимости стала новая интересная работа. Институт занялся созданием бортового радиолокатора для первой отечественной гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 на фото ниже , которую под руководством главного конструктора И. Селезнева разрабатывало МКБ «Радуга», г.
Ее расчетная скорость не превышала 6 М, однако и в этом случае обтекатель и антенна под ним разогревались так, что радиолокатор слеп. Фрайштадт предложил охлаждать обтекатель фреоном. Была даже подготовлена коллективная заявка на открытие физического явления, однако когда она попала на рецензию к специалистам по металлургии, они ответили, что с этим эффектом они всю жизнь мучаются, сжигая кокса намного больше, чем нужно для расплавления чугуна. Огромное количество тепла забирает конверсия углеводородов из угля, при которой образуется водород.
Сегодняшний запуск был 14-м испытательным полётом Roc. Запуску ТА-1 с двигателем предшествовали испытания на отделение прототипа TA-0 без двигателя и два испытательных полёта Roc в режиме «captive-carry» с подвешенным TA-1. Также в ходе вчерашних испытаний впервые был задействован ракетный двигатель Hadley компании Ursa Major Technologies. Основные задачи нынешних испытаний включали безопасное отделение ТА-1 от самолёта-носителя, запуск двигателя Hadley, ускорение, устойчивый набор гиперзвуковым планером высоты и управляемое приводнение в Тихом океане.
Руководители Stratolaunch заявили в беседе с журналистами, что не могут раскрыть максимальную скорость или высоту полёта ТА-1, сославшись на «собственные соглашения» с неуказанными заказчиками. Аарон Кассбир Aaron Cassebeer , старший вице-президент по проектированию и эксплуатации в Stratolaunch, сообщил, что все основные цели испытаний были выполнены. Следующий прототип ТА-2, в отличие от ТА-1, предназначен для многоразового использования. Его лётные испытания планируется начать во второй половине года. Ещё один прототип многоразового использования ТА-3 находится в стадии строительства. Согласно моделированию, двигатель сможет разгонять воздушное средство до скорости 16 Маха. Это самая смелая на сегодня заявка в сфере гиперзвуковых полётов, реализация которой может не задержаться. Источник изображения: ИИ-генерация Кандинский 3.
Но это не только разговоры. Достаточно много становится известно о практических шагах. В сентябре этого года, например, в небо поднимался беспилотник с детонационным ротационным двигателем. Также сообщается о многочисленных испытаниях прототипов в аэродинамических трубах. Есть даже экзотические случаи, как гиперзвуковые двигатели на угле на угольной пыли , точнее. Наверняка о многом не сообщается по соображениям секретности, но отрицать движение вперёд тоже нельзя. Новые разработки быстро доводят до прототипов и либо отбрасывают, либо продолжают доводить до ума. Идея нового комбинированного детонационного ротационного двигателя заключается в том, что до достижения скорости 7 Маха двигатель работает на принципе создания вращающегося фронта волны детонирующего топлива.
Такой двигатель способен работать в большом диапазоне мощностей и сможет поднять самолёт с взлётной полосы и также позволить приземлиться на полосу с малой дозвуковой скоростью. На скорости выше 7 Маха скорость набегающего воздуха начинает мешать работе двигателя. Топливо перестаёт нагреваться, и детонация может сорваться. Китайские инженеры предложили добавить к задней части двигателя небольшой кольцевой блок с наклонной детонационной камерой. Тогда на скорости свыше 7 Маха вращательная детонация прекратится, и начнёт работать линейная и, фактически, прямоточная. Источник изображения: Beijing Power Machinery Institute Разработчики из Пекинского института энергетического машиностроения признают, что моменты перехода от одного вида детонации к другому остаются сложным процессом, когда двигатель может работать неустойчиво. По крайней мере, об этом говорит моделирование. Дальнейшая работа и испытания в аэродинамической трубе помогут добиться оптимальной конструкции рабочих камер и перейти к созданию масштабного прототипа.
Следует сказать, что примерно по такому же пути пошла американская компания GE Aerospace. Но она после стадии разгона на принципе вращательной детонации переходит на прямоточный ракетный реактивный двигатель. В этом есть плюсы и минусы. КПД топлива падает, и растёт его расход, хотя устойчивость перехода между режимами будет выше. Установка выполнена в виде турбины, сочетающей прямоточный реактивный двигатель и ротационный детонационный двигатель. Такая конструкция обеспечит движение на скорости как до 3 Маха, так и свыше 5 Маха, делая воздушные средства самодостаточными и высокоманёвренными. Источник изображения: GE Aerospace Современные гиперзвуковые летательные аппараты подразумевают разгон на носителе с переходом границы 5 и более Махов после перехода в режим пикирования с ограниченной манёвренностью. С универсальными двигателями, которые поддерживали бы широкий диапазон скоростей для взлёта и посадки, а также для движения и манёвров на гиперзвуковой скорости, пока не складывается.
Компания GE Aerospace пытается решить эту задачу, фактически скрестив прямоточный реактивный двигатель и ротационный детонационный двигатель. Более того, заявлено, что новый дизайн в сочетании с достижениями компании в области высокотемпературных материалов, высокотемпературной электроники, 3D-печати и технологий терморегулирования приведёт к созданию практичного двигателя, который не только сможет обеспечить широчайший спектр скоростей, но также будет меньше и легче аналогичных двигателей. Сами по себе прямоточные реактивные двигатели, способные работать в гиперзвуковых условиях, плохо работают при низких числах Маха, поэтому транспортному средству всё равно необходимо разгоняться ракетой или другим носителем, пока оно не наберет достаточную скорость для включения двигателя. Двигатель на принципе ротационной детонации или вращения, когда топливо и воздух сгорают в зазоре между двумя цилиндрическими камерами, что создаёт вихреподобный фронт взрывной волны, работает как на малых, так и на гиперзвуковых скоростях. Комбинированный двигатель использует преимущества первых и вторых, представляя универсальное решение для гиперзвука. Пример ротационного детонационного двигателя. Прямоточную схему компания отчасти позаимствовала у небольшой компании Innoveering LLC из Нью-Йорка, у которой были собственные разработки по гиперзвуку. Эта компания была куплена летом нынешнего года.
Ротационные детонационные двигатели компания GE Aerospace разрабатывает самостоятельно около 10 лет. А пока свои версии беспилотников с подобными двигателями потихоньку запускают в небо китайцы. Последний работает на жидком топливе и со временем отправится в самостоятельный полёт. Самолёт стал для него испытательным стендом, благодаря которому компания начнёт продавать услуги по тестированию гиперзвукового оборудования и технологий всем желающим. Полёт длился 3 ч 22 мин. Для крепления полезной нагрузки — прототипа гиперзвукового планера Talon-A — между двух фюзеляжей под крылом закреплён специальный пилон с лебёдками. На аэродроме планер подтягивается к пилону и закрепляется. В воздухе на высоте 10 тыс.
В планере предусмотрены множественные отсеки, в том числе с ограниченным доступом, в которых можно будет испытывать электронику и механизмы для будущих гиперзвуковых самолётов и ракет. Так, компания Stratolaunch уже подписала договор на проведение пяти гиперзвуковых испытаний с таким крупным представителем ВПК США, как компания Leidos. Пол умер в 2018 году и тем самым отправил компанию в свободный полёт. В 2019 году руководство Stratolaunch приняло решение отказаться от идей Пола по организации «воздушного старта» — отправке ракет в космос из-под крыла самолёта Roc. Вместо этого было решено преобразовать самолёт в летающую лабораторию для испытания сверхзвуковых технологий. Полёт самолёта 3 декабря с полностью заправленным гиперзвуковым аппаратом приблизил этот момент. После анализа всех данных руководство Stratolaunch примет решение об осуществлении первого запуска гиперзвукового аппарата с включением двигателей. Сброс без включённых двигателей был успешно осуществлён в мае этого года.
Пора в полёт на своих крыльях! Источник изображения: Hypersonix DART AE, над которым ведётся работа, будет представлять собой трёхметровый, 300-килограммовый демонстрационный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Ожидается, что он сможет достигать гиперзвуковой скорости в 7 Махов. Детали первых испытаний пока уточняются и станут известны в следующем году. Но уже ясно, что речь идёт о создании беспилотного аппарата. Летательный аппарат должен быть готов уже следующим летом — Пентагон наращивает усилия по развитию гиперзвуковых технологий. Подразделение DIU, подведомственное Пентагону, характеризует себя как структуру, фокусирующую усилия на ускорении внедрения коммерческих технологий и решений двойного назначения для быстрого решения оперативных задач. В рамках оборонных инициатив Пентагона DIU представила проект HyCAT high-cadence testing capabilities , обеспечивающий коммерческим компаниям возможность разрабатывать многоразовые и недорогие тестовые летательные средства и снизить нагрузку на ресурсы самого американского Министерства обороны.
Планер крепится на пилоне под крылом двухфюзеляжного самолёта Roc с размахом крыльев 117 метров. Первые испытания планера с преодолением планки скорости в 5 Махов начнутся в конце этого лета. Гиперзвуковой планер отделится от самолёта в воздухе и разовьёт рекордную скорость, после чего приземлится на аэродром. Гиперзвуковой аппарат компании в представлении художника. Источник изображений: Stratolaunch Мечтой основателя компании Stratolaunch Пола Аллена также одного из основателей компании Microsoft , был космос — запуск ракет с гигантского самолёта-носителя.
Все три типа ракет предназначены для борьбы с корабельными группировками противника, а также служат для поражения наземных целей.
Однако, все эти противокорабельные крылатые ракеты имеют сверхзвуковую скорость.
Было совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на обнадеживающие результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением финансирования.
Та же самая участь постигла и разработку московского Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова ЦИАМ. Наивысший результат был получен в 1998 году, когда была достигнута скорость в 6,5 М.
Предполагалось достигнуть скорость в 14 М. Разумеется, теоретически. Но все ограничилось постройкой макета, который показали на авиасалоне МАКС-99.
И тут тоже закончились деньги. Читайте также Сенсация из Америки: Багдад хочет обменять F-16 на МиГ-29 ВВС Ирака остались у разбитого корыта, что может подтолкнуть их к сделке с Россией Необходимо сказать, что российские конструкторы здорово помогли американцам, которые тогда называли нас «друзьями». Компании Boeing были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод».
А последнее испытание, в 1998 году, было проведено на американские деньги. То есть Boeing получила доступ ко всем бесценным материалам. Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году.
Третьи испытания, состоявшиеся в 2013 году, были признаны успешными.
Ответ российскому "Кинжалу": Что известно об американской гиперзвуковой ракете HAWC
СМИ сообщили, что это мог быть комплекс «Кинжал». Какие характеристики имеет этот комплекс, какие еще ракеты способны менять направление в полете и как они помогут при атаках ВС РФ — в материале «Вечерней Москвы». Он поднимает ракету на высоту до 15 километров, разгоняется до большой скорости его максимальная скорость составляет три тысячи километров в час и делает запуск. Ракета летит с гиперзвуковой скоростью, перехватить ее в принципе очень сложно.
По его словам, масштабные работы начались в 2004 году. Мы должны были создать это оружие в ответ на развертывание США системы стратегической ПРО, которая в перспективе была бы способна фактически нейтрализовать, обнулить весь наш ядерный потенциал. Владимир Путин, президент России Что еще важно знать? Впервые Путин упомянул их в декабре 2018-го, а затем заявлял , что такое российское оружие позволяет сохранять стратегический баланс и стабильность в мире. Трамп говорил о «супер-пупер-ракете», которая в 17 раз быстрее всех существующих, в мае. Позже в Пентагоне уточнили, что президент США имел в виду мартовские испытания, во время которых скорость ракеты в 17 раз превышала скорость звука. При этом, по данным CNN, разработки США уступают российским или китайским, а на вооружение поступят вряд ли раньше 2023 года.
А что говорит Герберт Ефремов, который лично выступил с идеей создания гиперзвукового блока «Авангард»? Бывший гендиректор военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» Герберт Ефремов дал интервью, где рассказал подробнее о своей работе. Работа Герберта Ефремова была засекречена более 60 лет. Генеральный конструктор, а позже генеральный директор НПО, Ефремов участвовал в разработке межконтинентальных баллистических ракет УР-100, пилотируемой орбитальной станции «Алмаз», системы морской космической разведки и серии научных спутников-лабораторий «Протон». Ракетный комплекс «Бастион», который использовался Россией в Сирии, также создавался под руководством Ефремова. С 2007 года конструктор занимает в НПО должность советника по науке. По словам Ефремова, Владимир Путин поставил задачу создать «Авангард» как боевую систему в 2004 году. Но эксперименты велись еще с 1980-х, во время активного конфликта с Америкой. Эксперты при этом считают , что «Авангард» будет очень заметным, потому что при полете нагреется до очень высоких температур и будет светиться в инфракрасном диапазоне. На это Ефремов ответил, что, несмотря на видимость, в ракету будет нельзя попасть в любом случае из-за ее высокой скорости.
Еще один критик российской гиперзвуковой ракеты, инженер Андрей Горбачевский в разговоре с «Новой газетой» утверждает , что на подлете к цели скорость у «Авангарда» уже будет ниже гиперзвуковой — в том числе из-за маневрирования. Еще одна российская разработка, которую испытали 6 октября, — гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон».
Но и эта деталь дает широкое поле для спекуляций. Дальше всех, казалось, пошла BrahMos Aerospace Limited. Совместное российско-индийское предприятие, выпускающее ракету на базе ПКР "Оникс", неоднократно демонстрировало макет ее гиперзвукового варианта. Индийцы рассказывали , что он не только существует в железе, но и готов к испытаниям. Видимо, и с гиперзвуковой версией модернизированного "Оникса" это вполне возможно. Правда, в последние годы индийцы по поводу гиперзвуковой ракеты упорно молчат, ее модель даже исчезла со стендов предприятия на разного рода военно-технических выставках. Эксперт заявил, что против ракеты "Циркон" нет средств противодействия В конце февраля 2022 года командир фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" капитан 1-го ранга Игорь Крохмаль сообщил , что "Циркон" может поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс. Если взять 1 тыс.
При этом остальные характеристики ракеты по-прежнему держатся в строжайшем секрете, тайной является даже внешний вид ракеты — например, на корабль "Цирконы" грузят в закрытых контейнерах, отметил офицер. Тайна в футляре "Леденящий душу", как выразились британские журналисты, пуск на самом деле даже с учетом большого расстояния, с которого велась съемка, ничего экстраординарного не содержал, на мой взгляд. Затем в головной части ракеты можно увидеть несколько вспышек — это срабатывают двигатели, задающие ей направление полета.
За счет такой скорости они почти не уязвимы для современных систем ПВО. Гиперзвуковым оружием обладают Китай и Россия, Соединенные Штаты проводят его испытания. Также в Иране была представлена ракета с гиперзвуковым планирующим блоком. Ранее в КНДР заявили об испытании новой гиперзвуковой баллистической ракеты.