Новости тахограф для чего

Процесс использования тахографа, как работает тахограф на грузовом авто, карты тахографа как пользоваться, тахограф в России, ЕСТР когда нужен. Тахограф – это прибор для измерения скорости и мониторинга нарушений скоростного режима, а также регистрации режима труда и отдыха водителя и членов экипажа. За отсутствие тахографа выносится запрет на эксплуатацию транспортного средства! Тахограф — это специальное устройство, которое фиксирует данные о том, как водитель управляет автомобилем: время вождения, скорость передвижения и расстояние. В настоящее время с выпуском карт для тахографов ЕСТР возникла проблема.

Новости о тахографах, ПДД и штрафах

Невыполнение требований грозит штрафом, согласно первой части статьи 11. Размеры штрафов за отсутствие карты водителя для тахографа СКЗИ Для водителей, компаний, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц существуют две категории санкций: за поломку самописца либо его отсутствие. Согласно первой части статьи КоАП под номером 11. Согласно третьей части статьи КоАП под номером 11.

Размер штрафа составляет от полутора до двух тысяч рублей. Обжаловать решение сотрудника ГИБДД о штрафных санкциях можно, обнаружив неисправности во время пребывания на линии. Выпуск транспортного средства на маршрут с неисправным оборудованием чреват для индивидуальных предпринимателей штрафом 15-25 тысяч рублей, а организаций — 20-50 тысяч рублей, должностных лиц — 7-10 тысяч рублей.

Третья часть статьи 11.

Определение требований к приборам такого типа. Отличия онлайн-тахографов от обычных Новый прибор работает в режиме онлайн, отправляя информацию на телематический сервер. Если возникают перебои с мобильной связью, тахограф ведет запись текущих событий и после восстановления сигнала передает эти данные диспетчеру. Сведения о любых нарушениях например, о несоответствии времени отдыха водителя и управления машиной установленному графику в режиме реального времени направляются в автоматизированную систему «Тахографический контроль».

Передача данными происходит с помощью SIM-карты.

Зачастую несоблюдение режима труда и отдыха является причиной аварии — в таком случае, с большой долей вероятности, шофёра признают виновным в ДТП. Может ли инспектор заглянуть в кабину грузовика? Да, такое право у инспектора есть. Другой вопрос, зачем сотруднику ГИБДД забираться в кабину фуры, если можно и так потребовать водителя предоставить распечатку с тахографа? К примеру, если у шофёра не окажется печатной ленты, пластиковой карты или он не знает, как пользоваться прибором — это уже основание для выписывания штрафа. И госавтоинспектору совсем не обязательно лезть в кабину. Но вместе с тем у ИДПС может возникнуть идея лично проверить правильность эксплуатации тахографа, а именно: на соответствие типа устройства установленным ГОСТам — для международных перевозок используются тахографы с ЕСТР цифровые , а для внутрироссийских рейсов самописцы с СКЗИ но могут быть и ЕСТР , разрешенная на территории России модель тахографа они указаны на сайте Росавтотранспорта , присутствие на приборе учёта всех пломб, достаточное поступление электроэнергии, отсутствие блокировок и всевозможных «магнитов», корректность калибровки, правильность установки тахометра на передней панели автомобиля. Это правомерно. Но производится не в полевых условиях на трассе, а по «местонахождению субъекта транспортной деятельности» п.

То есть это сама по себе выездная проверка. На практике инспекторы ДПС не заглядывают в кабины грузовиков без особой надобности. Если только у них нет с собой карты контролёра. Тогда ИДПС может залезть в кабину, чтобы снять информацию из тахографа с помощью своей карты. Но в 2024 году такие карты у полицейских имеются редко, поэтому от вас могут потребовать либо вашу водительскую карту, либо распечатку данных из тахографа. Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства? Да, поскольку распечатка с тахографа — это отчётный документ. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации. Водители транспортных средств обязаны: 4 по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток; Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему.

И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта. И, соответственно, приводит к штрафу. Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию. Могут ли быть проверки тахографа инспекторами Ространснадзора? Да, могут. Представители Ространснадзора осуществляют контроль за автомобильным и городским транспортом, в том числе пресекают возможные нарушения среди водителей и компаний. Одним из полномочий сотрудников Ространснадзора является как раз остановка ТС — в силу пункта 2. Однако нас интересует не просто остановка ТС , а проверки тахографов и режима труда и отдыха водителей коммерческого автотранспорта. В ходе надзора инспектор осуществляет проверку документов, указанных в пункте 72 настоящего Положения, в том числе контроль: в за соблюдением требования об установке контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей тахографов , заполнением тахограмм или в установленных случаях ведением водителями регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением водителями транспортных средств режима труда и отдыха с проставлением отметок о прохождении контроля; Таким образом, на практике в 2024 году представители Ространснадзора могут проводить постоянные рейды и выявлять нарушения в сфере установки тахографов, эксплуатации устройств, а также соблюдения водителями режима труда и отдыха во время рейсов. Но мероприятия должны проводится только в местах транспортного контроля, где установлен знак 7.

Могу ли я отказаться от проверки тахографа? Обязанность водителя предоставить доступ к тахографу, карте и распечатать результаты контрольного прибора.

Водители могут возразить, что они используют режим постоянно и их никто не наказывал за его включение. Здесь нужно понимать, что до вступления в силу требований по применению тахографов для контроля режимов труда и отдыха водителей при выполнении внутрироссийских перевозок можно было включать режим «OUT» в случае осуществления внутренней перевозки. Но с 1 апреля 2013 года в соответствии с Федеральным Законом о безопасности дорожного движения начался контроль режимов труда и отдыха водителей с применением тахографов. И, следовательно, выбор режима: - «применение тахографа не предусмотрено законодательством», каковым, по сути, является режим «OUT», становится недопустимым. А поскольку с 01. Тут выбор за водителем: либо отказаться от применения режима «OUT» уже сейчас, либо подождать наказания со стороны инспектора, и тогда, убедившись в действии законодательства, начать выполнять предписанные требования. В связи с этим хочется напомнить, что память тахографа хранит данные за 365 прошедших суток, и этот период времени доступен для контролера для анализа и применения санкций, поэтому даже при очень большой инертности контролирующих органов у инспектора будет возможность проверить: — когда же водитель отказался от постоянного применения режима «OUT».

Есть еще один вопрос напрямую связанный с отказом от применения этого режима: - «А какие, в этом случае, соблюдать нормативы по режимам труда и отдыха? Конечно, режимы нужно было соблюдать всегда, но теперь их начали контролировать и наказывать за нарушение требований.

1 марта 2023 вступил в силу приказ об онлайн-тахографах

В это же время проводится активация нового модуля. Кому нужен тахограф По сути самописец может быть установлен в любом транспортном средстве. Если же брать законные обстоятельства, то тут попадает ряд ТС под обязательства. Считается для грузовиков, которые используются в личных целях, установку тахографа необязательной. Она необходима тогда, когда водитель решается взять свой транспорт для работы или устраивается дальнобойщиком на грузовик. Бывает и так, что только иногда авто используется в коммерческих целях, а остальное время транспорт необходим для мелких задач. В таком случае, рекомендуется установить самописец, поддерживающий функцию "OUT".

В таком случае активация проводится в момент, когда машина не работает, а едет в мастерскую или перегоняется порожняком. Нельзя использовать данную функцию для автобусов и грузовик, работающих в коммерческом направлении. По закону тахограф устанавливается на: микроавтобусы и автобусы, где есть более восьми посадочных мест; автобусы для перевозки людей в пригороде и внутригородских маршрутах; грузовики массой в 3. Есть транспорт, который не нуждается в тахографе. Сюда попала военная техника и та, что принадлежит силовым структурам. Строительные и средства коммуникации также не нуждаются в самописце.

Как проходит проверка Водители, желающие обеспечить себе безопасную и легкую дорогу, должны понимать, что тахограф не просто должен быть установлен, но и работать. В ходе нее сотрудник правоохранительных органов должен убедиться, что в машине стоит тахограф, соответствующий установленным нормативам. Кроме того, он должен быть с пломбами. Любые вмешательства проводятся только на законном уровне. Проверка: соблюдение сроков проверки тахографа; сохранность требований по применению личных карт. Самописцы не устанавливаются самостоятельно на борт машины.

Для этого работают специальные сервисные центры, которые имеют на это разрешение. Чтобы правильно монтировать устройство, специалисты рассчитывают место. Оно должно быть подобрано таким образом, чтобы водитель мог пользоваться тахографом и не отвлекаться от вождения автомобиля. Иногда для этого приходится внедрять кронштейны и полки в панели. После установки можно подключить к бортовой сети тахограф и к датчику скорости. Обязательно проверяется изоляция, чтобы в дороге не произошло замыкания цепи.

По окончанию установки проводится активация устройства и криптографического модуля.

Евросоюз может принимать какие угодно требования у себя внутри, но чтобы их перевозчики могли въезжать на территории других стран, эти требования должны быть согласованы и прописаны в ЕСТР. В настоящий момент требование об использовании смарт тахографов в соглашение не включено. Поэтому после 15 июня, если на территорию России соберется въехать фура, оборудованная смартом, то наши контрольные надзорные органы будут считать, что тахограф на автотранспортном средстве отсутствует и смогут привлекать к ответственности иностранных перевозчиков, как за управление без тахографа. Надо сказать, что многие замечания к требованиям по смарт тахографам, выдвигаемым Россией Европейская комиссия старается учитывать. Сейчас идет работа над тем, чтобы внести эти тахографы в ЕСТР. Однако это не так просто. DSRC установлено только европейским стандартом. Если бы он имел статус международного, то на него можно было ссылаться. Кроме того необходимо понять, что делать с его мощностью.

При пересечении границы России сигнал должен автоматически терять эту мощность? Тогда какой смысл в этой технологии вообще, если при нынешней мощности сигнал принимается на расстоянии 20 метров? При ее уменьшении в 10 раз обмен данными будет происходить на каком расстоянии? Есть и еще нюансы. А именно передачи данных в рамках интеллектуальной транспортной системы. В России действует закон о защите персональных данных.

И выглядит это приблизительно так: Про данную ситуацию конкретно написано в приказе N36 Минтранса от 13. Даже если мастер подключит новый тахограф к «мозгам» транспортного средства и последний его определит как свою родную деталь, то не факт, что через пару тысяч километров пробега не вылетит какая-нибудь ошибка. Кстати такие ситуации случались через год-два.

Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент и повод для штрафа за его отсутствие никто не отменял. В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности. Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены. Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые. К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей. На какие транспортные средства ставится? Напомним, кто должен иметь тахограф. Прямо указаны как ТС обязанные иметь тахограф, так и исключения из общего списка. Ознакомиться с полным перечнем можно непосредственно в этом документе , мы же укажем на основные и самые проблематичные из них.

Онлайн-тахографы и другие нововведения в 2023-м г.

Тахограф представляет собой небольшой компактный блок, который монтируется в гнездо автомагнитолы. В России разрешены два вида тахографов, тахограф с блоком СКЗИ и тахограф ЕСТР. Процесс использования тахографа, как работает тахограф на грузовом авто, карты тахографа как пользоваться, тахограф в России, ЕСТР когда нужен. Все последние новости о тахографах, изменениях в правилах дорожного движения и штрафах. Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима.

Что такое тахограф и на какие автомобили его нужно установить?

Принцип работы тахографа заключается в том, что он в режиме реального времени мониторит состояние всех систем автомобиля и фиксирует ошибки и нарушения, а также неполадки в работе транспортного средства. Тахограф можно использовать в качестве ограничителя скорости либо для запуска или переключения режимов устройства на установленной скорости. Блок СКЗИ онлайн-тахографа должен не только обеспечивать автоматическое формирование информации для передачи в единую систему и ее подписание квалифицированной электронной подписью водителя.

Онлайн-тахографы и другие нововведения в 2023-м г.

Что такое тахограф и как его использовать, инструкция по применению, Виды термобумаги для цифровых тахографов. В сети распространяется информация о том, что с 1 января 2021 года отменяются требования по установке тахографов на автобусы и грузовики физлиц. Если возникают перебои с мобильной связью, тахограф ведет запись текущих событий и после восстановления сигнала передает эти данные диспетчеру. из-за его специфического предназначения. После остановки автомобиля тахограф продолжает записывать, поэтому, чтобы начать отсчет паузы, водитель должен не забыть нажать кнопку, которая изменяет режим активности на перерыв. 17 июня состоится очередное обсуждение возможности включения смарт тахографов в европейское соглашение на площадке ЕЭК ООН.

На какие транспортные средства НЕ нужно устанавливать тахографы

Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства. Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае. Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства. Правила установки Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями. Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана. Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место.

Это помогает контролировать и предотвращать превышение скорости, что способствует безопасности дорожного движения. Пройденное расстояние: Тахограф записывает информацию о пройденном расстоянии транспортного средства. Это позволяет контролировать использование транспорта, а также использовать эти данные для планирования и оптимизации логистических процессов. Идентификационные данные водителя: Некоторые тахографы также отображают идентификационные данные водителя, такие как его имя или идентификационный номер. Это позволяет связать записи о времени работы и других параметрах с конкретным водителем. Штрафы за отсутствие тахографа в России В России отсутствие или неправильное использование тахографа может влечь за собой административные наказания и штрафы. За нарушение требований по установке и использованию тахографа предусмотрены штрафы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафа может зависеть от конкретного нарушения и категории нарушителя. Вот некоторые возможные санкции за отсутствие тахографа или его неправильное использование: Для водителей грузовых автомобилей и автобусов: Отсутствие установленного тахографа может влечь штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Использование неисправного тахографа или нарушение правил его использования может привести к штрафу от 5 000 до 10 000 рублей. Для транспортных компаний и владельцев транспортных средств: Необорудование транспортного средства тахографом может привести к штрафу от 15 000 до 20 000 рублей. Использование неисправного тахографа или несоблюдение правил его использования может повлечь штраф от 20 000 до 30 000 рублей.

Устанавливать тахографы нужно было на грузовики полной массой свыше 12 тонн, междугородние автобусы, а также на автомобили, перевозящие опасные грузы. Напомним, что разрешено использовать только цифровые тахографы двух видов: тахографы с блоком СКЗИ — средством криптографической защиты информации — для «внутреннего пользования». Также могут устанавливаться устройства европейского стандарта ЕСТР , которые используются на машинах, осуществляющих международные перевозки. При этом штраф за нарушения, связанные с их установкой, для водителей составляет от 1 до 3 тыс. Кстати, манипуляции с показаниями приборов легко выявляются при проверке — информация, которую фиксирует устройство, хранится в памяти тахографа не менее 365 дней. А попытки фальсификации данных могут расцениваться как мошенничество и квалифицироваться в соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. С момента введения штрафов 1 апреля прошлого года и до его конца на территории РФ к административной ответственности было привлечено более 170 тыс. С 1 апреля работы у ГИБДД прибавилось — применение тахографов стало обязательным на грузовиках полной массой свыше 3,5 тонны. В РФ по состоянию на 1 января 2015 года на учете состоит более 700 тыс. Отметим также, что решение об обязательном использовании тахографов было принято еще в 2013 году, то есть до введения санкций. Теперь положение бизнеса осложнилось — главное, ухудшились условия кредитования, в том числе на пополнение оборотных средств, необходимых на выплату заработной платы, приобретение ГСМ, сырья. Продолжает снижаться и покупательский спрос населения. В этих условиях бизнесу придется нести дополнительные затраты — установка тахографа на каждый автомобиль стоит свыше 50 тыс. Не устанавливать, таким образом, невыгодно — цена одного устройства эквивалентна пяти штрафам для юрлиц. Представителям бизнеса дополнительные траты, по традиции, не нравятся — они предсказывают, что требование отрицательно скажется на сфере перевозки продуктов питания в магазины розничной торговли, а также семян и удобрений в период весенних полевых работ на селе. Он напомнил, что использование средств контроля режимов труда и отдыха позволяет снизить аварийность на грузовом транспорте. Ведь водители, зная, что их могут проверить, вынуждены будут останавливаться для отдыха. Поэтому специалист призвал перевозчиков смотреть на тахографы не как на тяжкую нагрузку, а как на средство предотвращения ДТП с участием принадлежащих им автомобилей. Тем более что современные тахографы приносят немалую пользу — можно всегда узнать, где сейчас твой подчиненный и занят ли он работой, аргументировал Чипурин. На конференции много говорилось и о другой пользе устройств для бизнеса — информацию перевозчики могут использовать для планирования маршрутов, выработки логистических решений.

Изменения предлагается внести в закон о безопасности дорожного движения, разработчиком выступил Минтранс РФ. В частности, в законе появится термин "средство контроля работоспособности", под которым подразумевается аппарат, "обеспечивающий мониторинг и поддержание состояния работоспособности водителя транспортного средства". Закон также дополняется нормой, согласно которой водители большегрузов с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, автобусов и легковых такси обязаны соблюдать временные рамки вождения и отдыха, установленные в ПДД, при этом время управления транспортом может быть увеличено "в случае применения средства контроля работоспособности, подключаемого к тахографу". Если средство контроля зафиксировало неработоспособность водителя, он должен будет сделать перерыв.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы за езду без тахографа?

Согласно документу, требования к таким средствам контроля, методам поддержания внимания и концентрации водителя во время движения, порядок оснащения ими транспорта, обмена данным с тахографом и действий водителя установит Минтранс. Эксплуатирующие транспорт юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут при использовании такой техники "получать письменное согласие водителя на обработку его биометрических персональных данных". В пояснительных материалах указано, что такие технические средства представлены на рынке. По замыслу разработчиков, законопроект в случае его принятия вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Замеры осуществляются собственными датчиками. Разновидности тахографов Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.

Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП систему глобального позиционирования. Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые. Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.

Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат. ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые.

При этом на распечатке данные о режимах вождения не появляются — это логично, так как под процедуру контроля это время не подпадает. Осталось разобраться, когда возможно включение этого режима. Для пояснения приведем несколько примеров: 1. Автомобиль находится на базе, водитель в положенном ему отпуске.

Необходимо переместить автомобиль в пределах территории базы или с целью технического обслуживания. В этом случае мастер или дежурный водитель может включить режим «OUT» и в этом режиме осуществить движение автомобиля. Единственное, что необходимо помнить — карточки отдыхающего в этот момент времени водителя в тахографе быть не должно. В противном случае период отдыха будет прерван, и не будет засчитываться водителю в качестве положенного отдыха.

Автомобиль временно эксплуатируется в условиях, не подпадающих под требование по обязательному оснащению и применению тахографов.

К ним предъявлялись следующие требования: независимо от водителя регистрировать скорость и пройденный путь, относительно реального времени. Поэтому первыми производителями тахографов были часовые фирмы, так как в основе прибора был часовой механизм.

Со временем конструкция и принцип работы тахографа изменялся в соответствии с требованиями рынка. Изменилась и основная задача возложенная на тахограф — на текущий момент, это прибор обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства. Тахограф призван не только обеспечить честную конкуренцию, но и обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах.

При этом, выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами стран участниц соглашения ЕСТР, потому что этот документ является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. Поэтому техническая реализация прибора является сложной шифрованной системой постоянного энергонезависимого хранения данных, с ограничением уровня доступа и защитой передачи данных. Тахографы были унифицированы, получили единые конструктивные и функциональные стандарты.

Диск тахографа Тахограф является обязательным устройством для автомобилей , осуществляющих грузопассажирские международные перевозки. Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы. По типу тахографы бывают цифровые и аналоговые механические и электронно-программированные.

Что такое тахограф?

Перечень транспортных средств на которые не требуется устанавливать тахографы, согласно Приказа Минтранса № 36. Физические лица оплачивают штраф за отсутствие тахографа в размере 3000-5000 рублей, за нарушение норм работы — от 1500 до 2000 рублей. Подробно о том, на какие автомобили требуется его установка и как правильно установить тахограф на свой авто. Карта водителя для тахографа — это пластиковая карточка со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства. Что такое тахограф, для чего нужен тахограф, кто обязан устанавливать тахограф и на какие автомобили и какие штрафы предусмотрены за нарушения требований рассмотрим в статье. Тахограф — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Что такое тахограф и кто его обязан устанавливать в автомобиле?

Понять, что делает установленный на автомобиль тахограф, каким образом он снимает и фиксирует показания, несложно. Внешне тахограф похож на автомагнитолу и устанавливается в предназначенное для неё штатное место. Рассматривая вопрос, для чего нужен тахограф, следует, прежде всего, помнить о безопасности движения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий