Участники восстания Черниговского полка. Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник, командир 2-го батальона, 30 лет.
Читать книгу: «Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка»
Участники восстания Черниговского полка. Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник, командир 2-го батальона, 30 лет. Первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Восстание Черниговского полка: причины и следствия. Восстание Черниговского полкаЧерниговский полк был расквартирован в Киевской губернии. Сама она находилась в поле внимания Южного общества декабристов. Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Восстание Черниговского полка. (Схемат. карта движения восставшего Черниговского полка. Причины поражения Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Фактической причиной восстания Черниговского полка стал арест Павла Пестеля, который произошел ещё до выступления на Сенатской площади.
Правила комментирования
- День в истории
- 3 января в истории. Восстание Черниг. полка
- МЯТЕЖ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ 14 ДЕКАБРЯ 1825 Г.
- Восстание черниговского полка в 1825 году
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка
Восстание Черниговского полка — это второе восстание декабристов, организованного Южным обществом во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом на Украине в период с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, и охватившего такие населенные пункты. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Восстание Черниговского полка. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Восстание черниговского полка кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Поэтому сегодня в полном объеме содержание этого документа можно восстановить с большей или меньшей долей условности, с помощью показаний на следствии самого Пестеля и его товарищей по заговору. Некоторые сведения можно почерпнуть и из подготовительных документов к «Русской Правде», а также из текста под названием «Конституция Государственный завет» — краткой выжимки основных идей проекта[41]. О том, для чего на самом деле составлялся заговор декабристов, Пестель прямо говорит в «Русской Правде». Уже в преамбуле ко второой ее редакции читаем: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия.
Кроме естественного разума, сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя курсив в тексте. Естественное право человека — право на жизнь — Пестель толкует «расширительно», понимая его прежде всего как «любовь к самому себе», законодательно закрепленное право на эгоизм. Именно из таким образом понятого права на эгоизм проистекает важнейшая идея «Русской Правды» — идея всеобщего юридического равенства граждан перед законом.
Ведь только в обществе равных возможностей эгоизм каждого гражданина государства может быть реализован в полной мере. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным», — писал автор «Русской Правды»[42]. Согласно предположениям Пестеля сословное деление общества уничтожалось.
Однако юридическое неравенство подразумевает два предела: условно говоря, верхний и нижний. Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все.
Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное».
Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению. Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43].
Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44]. Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю.
Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли.
Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов. В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ».
Все обитатели России должны стать русскими. Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей.
И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно.
Недовольных будет много: лишающиеся значительной части земли дворяне, почувствовавшие «вольность» крестьяне, не желающие ни становиться русскими, ни покидать Россию «инородцы». И дело вообще может кончиться «ужасами и междоусобиями», которые не пойдут ни в какое сравнение даже с тем, что происходило во Франции в конце XVIII века. Введение новых законов, по Пестелю, «не должно произвести волнений и беспорядков в государстве».
Государство обязано «беспощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общего спокойствия». Именно для того, чтобы предотвратить гражданскую войну, была нужна многолетняя диктатура Временного верховного правления. Опирающаяся на штыки и сильную полицию явную — жандармерию, и тайную — «канцелярию непроницаемой тьмы» диктатура — самый действенный способ обеспечить «постепенность в ходе государственных преобразований».
Так и только так Россия сможет избежать «ужаснейших бедствий» и не покориться вновь «самовластию и беззаконию». И диктатура, и сильная государственная идеология должны были, по Пестелю, добиться от всех без исключения граждан новой России «единородства, единообразия и единомыслия»[45]. Многие современные историки видят в Пестеле прежде всего убежденного сторонника «антидемократических» форм правления, а в государстве, которое он замышлял, угадывают «тоталитарную сущность»[46].
Это мнение не вполне справедливо, как несправедливо и утверждение, что только ради воплощения в жизнь идеи диктатуры южный лидер и замышлял военный переворот. Пестель понимал, конечно, что диктатура, основанная на подавлении всякого инакомыслия, сама по себе не может предоставить людям всеобщее равенство. Согласно его представлениям после того, как будут проведены основные реформы и уйдет опасность гражданской войны, в России должно наступить царство демократии.
Единовластию диктаторов придет конец, будет принята конституция и избран двухпалатный парламент. Его нижняя палата «Народное Вече» будет избираться на пять лет на основе всеобщего и равного избирательного права; при этом каждый год должна происходить ротация пятой части палаты. Палата будет осуществлять законодательную власть: она «объявляет войну и заключает мир», принимает законы.
Главные же из этих законов, касающиеся конституционных основ жизни страны, выносятся на референдум — «на суждение всей России предлагаются». Верхняя палата «Верховный Собор» должна состоять из 120 членов, которые «назначаются на всю жизнь» и именуются «боярами». Кандидатов в число «бояр» предлагают губернии, а «народное вече» утверждает их.
В руках «Верховного Собора» сосредотачивается «власть блюстительная». В частности, он должен следить за тем, чтобы принимаемые нижней палатой законы строго соответствовали конституции. Исполнительная власть принадлежит «Державной Думе», состоящей из пяти человек, «народом выбранных».
Для того чтобы среди этой пятерки не появился новый диктатор, предлагается опять же ежегодная ротация. Собственно, тогда, когда эти органы будут сформированы и заработают, в стране и наступит всеобщее равенство. Христианский принцип «люби ближнего, как самого себя» сможет воплотиться в жизнь, и люди смогут наконец реализовать свои равные права.
У «Русской Правды» была и еще одна, так сказать, тактическая функция — она должна была обеспечить организационное единство Южного общества. Поручик Николай Бобрищев-Пушкин описал на следствии одно из своих свиданий с Пестелем, посвященное обсуждению его конституционного проекта. Речь в данном случае шла о введении к «Русской Правде» — где Пестель описывал «основные понятия» своего проекта.
Цитата эта, как и окружающие ее несколько фраз, действительно была написана рукой Бобрищева-Пушкина — и в таком виде дошла до нас. Текст «Русской Правды» сохранил и образцы почерка большинства руководителей Южного общества — они вносили в него правку, делали попытки перевести этот документ на французский язык и т. Тот же Бобрищев-Пушкин показывал на следствии, что, вставив свои дополнения в текст «Русской Правды», «через несколько минут уже догадался, что это были сети, расставленные мне для того, чтобы лишить меня возможности донести, что у него Пестеля.
Очевидно, что подобного рода сомнения посещали и Алексея Юшневского. По мнению авторитетного текстолога С. Опасения и «догадки» Бобрищева-Пушкина и Юшневского вряд ли были безосновательными.
Пестель недаром просил своих товарищей вносить изменения в свой текст, обсуждал проект на съездах руководителей тайного общества, в 1823 году добился формального голосования за него. Идея совместной работы над программным документом в целом похожа на ту, которую он преследовал, уговаривая членов Союза благоденствия проголосовать в 1820 году за цареубийство. Те, кто обсуждал «Русскую Правду» и голосовал за нее, чей почерк остался на ее страницах, не могли уже отговориться незнанием о существовании этого документа.
И перед лицом власти они становились государственными преступниками. У них оставался единственный выход — содействовать скорейшему осуществлению революции и воплощению «Русской Правды» в жизнь. Пестель недаром подчеркивал на следствии преемственность своей организации с организацией предыдущей, называя ее «Южным округом Союза благоденствия».
Помимо идеи установления новой власти посредством военной революции, новое общество унаследовало от старого и организационную беспомощность. Четкий план построения Южного общества не был способен сделать из него структуру, готовую к захвату власти. Еще в начале ХХ века историк М.
Довнар-Запольский писал о том, что «между официальным зарождением Южного общества и началом его деятельности протек небольшой подготовительный период», после которого оно приступило к активным действиям[50]. Споря с ним, М. Нечкина утверждала, что «ни о каком периоде затишья или о перерыве, который якобы установился в начале жизни общества, не приходится говорить.
Южное общество возникло и сразу же начало действовать»[51]. Однако как признания на следствии, так и позднейшие мемуары самих участников тайной организации противоречат как Довнар-Запольскому, так и Нечкиной. Судя по всему, в жизни Южного общества не было ни «периода затишья», ни этапа активных действий.
Более того, с самого момента образования как цельная организация оно практически не существовало. Задуманные Пестелем жесткое построение заговора, различные степени «посвященности» в его тайны на практике не действовали. Ни одно из «главных правил» деятельности Южного общества «не было исполняемо», — признавал на следствии руководитель Директории[52].
Две из трех управ нового союза — Тульчинская и Каменская — существовали лишь номинально. Проведя первую половину 1821 года в трудах «по делам греков и турок»[53], Пестель редко появлялся в главной квартире и очень мало времени мог уделять своей управе.
Виновными были признаны 289 человек, из них 121 предан Верховному уголовному суду всего же всеми судами осуждено 173 человека. Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были поставлены "вне разрядов" и приговорены "к смертной казни четвертованием", замененной повешением.
Остальные распределены по степени вины на 11 разрядов. Свыше 120 человек понесли различные наказания по личному распоряжению Николая I, без суда: посажены в крепость на срок от полугода до 4 лет, разжалованы в солдаты, переведены в действующую армию на Кавказ, отданы под надзор полиции. Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили 178 человек к наказанию шпицрутенами, 23 - к палкам и розгам. Из остальных участников восстания сформировали сводный полк в составе 4 тыс. Первое революционное выступление в России произвело глубокое впечатление на правящие круги России, в первую очередь на самого Николая I, который всегда вспоминал "моих друзей четырнадцатого" имея в виду декабристов. На своей коронации, принимая иностранных послов, он заявил о подавлении восстания декабристов: "Я думаю, что оказал услугу всем правительствам".
Восстание на Сенатской площади было подавлено. Все декабристы были арестованы.
Кроме того, было арестовано более 600 солдат и 62 матроса восставших полков. Причины восстания Черниговского полка Получив вести из Петербурга о восстании декабристов, командир Черниговского полка приказал взять под стражу С. Муравьева-Апостола — подполковника полка, ведь о его связи с заговорщиками было хорошо известно. Именно он дал обещание действовать вместе с Северным обществом, пытаясь конкретными действиями склонить на свою сторону другие военные части. Четверо офицеров Черниговского полка, состоящие в «Обществе объединённых славян», ранее вошедшем в Южное общество, освободили его и ранили полковника Гебеля, отдавшего приказ об аресте. Вопрос о том, кто возглавит восстание Черниговского полка, не стоял. Его предводителям стали С. Муравьев-Апостол и М.
Ими же был написана прокламация, носившая название «Катехизис». Восстание полка В селе Трилесы, где располагалась 5-я рота полка, 29. Строевым маршем рота двинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой. Объединившись, они выступили в город Васильков, где квартировали остальные части полка. Город был захвачен восставшими, в руках у бунтовщиков оказалось оружие и полковая касса. Далее была занята деревня Мотовиловка. Это произошло 31 декабря. Целью полка был прорыв в г.
Житомир, где должно произойти соединение с воинскими частями, по замыслу восставших именно они должны были поддержать их, так как здесь проходили службу члены «Общества объединённых славян».
А зря, зря... Из специально отведенной подглавки узнаем: Щербатов из хорошей семьи; у него умерла жена в 1810 году, ужасно переживал ; он герой наполеоновских войн; хорошо известен царю — потому что однажды во время высочайшего смотра его полк промок под дождем подробно описано ; был столь строптив, что однажды отговорил великого князя Константина наказывать палками нескольких польских солдат. Затем автор замечает, что служившему в 1825 г.
Трубецкому "вряд ли удалось" принять его в тайное общество. Поэтому ясно, что, поднимая Черниговский полк на восстание, С. Муравьев-Апостол не мог не рассчитывать на помощь Щербатова. От себя добавим, что достоверно известно лишь, что Щербатов проявил некоторую служебную нерасторопность в вопросе подавления восстания, за что имел нахлобучку.
Третье: во время восстания Черниговского полка солдаты напились и даже буянили, что было моральным падением мятежных офицеров. Следуют уморительные дамские рекомендации гг. И опять путаные рассуждения о финансовых махинациях Муравьева-Апостола, основанные на невнимании к разнице между полковым ящиком казенные деньги и артельным солдатская складчина для общих нужд — самовар и прочее. Хочется сказать раз и навсегда: следствием НИКАКИХ денежных претензий Муравьеву в связи с его командованием восставшим полком предъявлено не было, было твердо установлено, что он издержал лишь сумму, потребную на продовольствование полка за это время.
Теперь насчет новых архивных документов, проливающих свет на историю восстания Черниговского полка. Ряд из них опубликован в приложении к книге. Это: 1 Три разрозненных документа насчет казенных претензий к Пестелю и финансовых же претензий к нему солдат Вятского полка. Речь идет в основном о выдаче краг элемент обмундирования.
Напомним читателю, что П. Пестель в восстании Черниговского полка не участвовал, потому что служил в другом месте далеко оттуда и даже в другой армии, был арестован за две недели до начала восстания и вообще был против всей этой затеи. Действие происходит в сентябре 1819 г. По слухам С.
Муравьев-Апостол послал в Киев поручика Мозалевского, чтобы связаться с кем-то из них, но Мозалевский их не нашел и вообще перепутал фамилию искомого. К одному из указанных офицеров прилагаются два брата тоже с полными послужными списками.
Черниговская восьмёрка
Уже на другой день ведомые Муравьевым роты вступают в город Васильков, захватывая при этом оружие и полковую казну. Еще сутки спустя солдатам озвучивают т. Эту революционную прокламацию Муравьев сочиняет вместе с соратником — М. Дальнейшая траектория движения полка — сначала на Житомир, затем по направлению к Белой Церкви. Приходилось лавировать, стремясь избежать прямого военного столкновения с многократно превосходящими правительственными силами. Тем не менее, уже 3 января 1826 года, в бою под Устимовкой полк был наголову разбит частями, верными присяге и новому императору Николаю I.
Последний, вонзив свой штык в брюхо лошади, проговорил: "вы нам наварили каши, кушайте с нами"". Однако и этот выразительный эпизод отсутствует в сериале.
Мы видим, как Сергей Иванович, подобно Наполеону Бонапарту на Аркольском мосту, со знаменем в руках идет навстречу верным присяге правительственным войскам. Видим, как его поражает картечь. Но создатели фильма, подгоняя исторические факты под собственную концепцию и творя рукотворный исторический миф, стыдливо умалчивают о неудачной попытке офицера скрыться с поля проигранного сражения, в котором Муравьев-Апостол уповал на викторию. В фильме "Союз спасения" нет ни одного кадра, который бы запечатлел и судьбу солдат, неправдой втянутых в водоворот русской Смуты. В советские времена, когда декабристы трактовались исключительно как подвижники и рыцари без страха и упрека, о трагической участи рядовых солдат, обманом вовлеченных в бунт, говорить не было принято. Их судьба на долгие годы стала фигурой умолчания. Фельдфебели, унтер-офицеры и рядовые были подвергнуты жестоким телесным наказаниям - от 12 тысяч ударов шпицрутенами до двухсот ударов палками.
Сотни нижних чинов были отправлены служить на Кавказ и в Сибирь. Среди них были ветераны победоносных войн, отмеченные наградами и нашивками за безупречную службу. Всех этих знаков отличия они были по суду лишены. Фото: Первый канал. Дирекция кино. Один из главных участников восстания Черниговского полка подпоручик Михаил Павлович Бестужев-Рюмин Иван Янковский был арестован на поле восстания с оружием в руках и закованным доставлен в Петербург. При первом же допросе он заявил: "Я ревностно содействовал к скорейшему достижению желаемой цели - не видя, что самый успех нам был бы пагубен для нас и для России.
Дальнейшая траектория движения полка — сначала на Житомир, затем по направлению к Белой Церкви. Тем не менее, уже 3 января 1826 года, в бою под Устимовкой полк был наголову разбит частями, верными присяге и новому императору Николаю I. Муравьев-Апостол получил тяжелое ранение и был пленен наряду с другими офицерами. Его брат Ипполит, во избежание позора, застрелился. Дальнейшее следствие показало, что у Муравьева и других руководителей восстания отсутствовал четкий план действий. Солдат они склонили на свою сторону прямым обманом, а пресечь в их рядах пьянство, мародерство и дезертирство так и не сумели. В кульминационный момент боя солдаты не оказали помощи раненому командиру — напротив, убили штыком его лошадь, чтобы тот не смог скрыться. Расскажем, что за события происходили накануне восстания на Сенатской площади.
Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали: - обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти; - малые заработки или полное отсутствие их; - страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой; - бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения. В 60-е гг. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой. Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь. Лидерами народников были Василий Барвинский , Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г.
Предыстория восстания Черниговского полка
- Черниговского полка восстание — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Странное восстание: как декабристы обманули солдат Черниговского полка
- Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка
- Список персонажей: la_garde_1826 — LiveJournal
- Восстание Черниговского полка.
- Ход восстания
Хронология событий
- Содержание
- Ход восстания
- Восстание черниговского полка — история России
- 15 января 1826 г. - На Украине подавлено восстание Черниговского полка
Восстание черниговского полка — история России
О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. Однако с самого начала расследование о восстании Черниговского полка производилось только в дивизионной квартире в Белой Церкви, откуда шло рапортами обычным порядком до самого царя57. Восстание Черниговского полка – логическое завершение его жизненного пути, и с этим соглашалось большинство писавших о Муравьеве историков.
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка
II. Восстание Черниговского полка. Главная. Горбачевский И.И. Записки. Южное восстание (восстание черниговского полка). Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Восстание Черниговского полка, вооружённое выступление участников движения декабристов на Юге России в декабре 1825/январе 1826 – январе 1826 гг. под руководством С. И. Муравьёва-Апостола.
Полковой праздник 29-го Черниговского генерал-фельдмаршала графа Дибича-Забалканского полка
Назначением русской администрации было установление полного контроля над украинскими землями и подавление любых проявлений неповиновения. Однако, украинское население не соглашалось мириться с русскими их мерами. Гнет и угнетение, насилие и лишения свободы стали обыденностью в жизни украинского народа. Власти России не учитывали культурные и национальные особенности украинцев, что только усиливало недовольство и накаляло обстановку.
Основанием для восстания Черниговского полка послужило нечеловеческое отношение русских чиновников и солдат к украинскому населению. Провокационные действия, обыски, насилие и угрозы стали привычным явлением на улицах Чернигова. Украинцы были готовы защищать свои права и свободу, поэтому они решили восставать против деспотического правления империи.
В этой обстановке украинские козаки Черниговского полка подняли восстание против русских захватчиков. Ответственность за восстание была принесена русской империи, которая не смогла удержать контроль над украинскими землями и подавить желание свободы украинского населения. Причины и накопление напряжения в Черниговском полку Восстание Черниговского полка, произошедшее в 1657 году, было результатом долгой истории негативных факторов, которые накапливались внутри полка.
Одной из основных причин был экономический угнетательский режим, налагаемый на Черниговский полк со стороны Польши. Полк, который состоял в основном из крестьян, тяжело страдал от отчуждения земель и эксплуатации со стороны помещиков. Кроме того, экономический кризис и повышение налогов только усугубляли положение обычных людей.
Другой серьезной проблемой был рост военной службы и неправомерные действия военных начальников. Офицеры, беря пример с высших рангов, проявляли коррупцию, угнетение и произвол в отношении нижних рядов. Это вызывало недовольство и ненависть воинов, которые становились все более недисциплинированными и неуправляемыми.
Еще одной причиной было нарастающее неравенство в обществе. Исторические перемены и социальные потрясения только усилили неравенство между различными общественными слоями.
Братья Муравьевы и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя и доставлены для следствия в Петербург, остальные участники восстания отданы под военный суд при главной квартире 1-й армии. Редактировать Дополнительная литература Вадковский Ф. Белая Церковь. Порох И. Горбачевский И.
Эйдельман Н. Апостол Сергей. Статья находится в рубриках.
Спустя годы сын Гебеля напишет о конфликте, который был у отца с Муравьевым-Апостолом и другими офицерами полка. Отец мой был человек строгий, исполнительный, и при всей своей доброте вспыльчивый до крайности. Полк был распущен, и отца, в чине подполковника, назначили командиром с тем, чтобы он подтянул полк.
За это подтягивание и невзлюбили его, и Муравьев этим воспользовался. Все недовольное отцом группировалось около Муравьева. Отец, ненавидя наушничество, не знал полковых сплетней, но в то же время не знал и того, что знать было необходимо - о происках Муравьева". Раненый полковой командир до конца исполнил воинский долг. Он сумел спрятать и сохранить от расхищения полковую казну, в которой было 20 тысяч рублей. Подполковник Муравьев-Апостол утверждал, что ведет солдат к грядущей виктории, а фактически вел их к бесславию, позору и гибели. Для марша на Петербург нужны были деньги, которых не было.
Дисциплина упала. Мятежные черниговцы предались пьянству, сожгли шинок и стали обирать беззащитное население окрестных местечек. Все это чрезвычайно наглядно и исключительно доходчиво показано в заключительной серии "Союза спасения". К моему глубочайшему сожалению, создатели "Союза спасения", перенасытив сериал вымышленными героями, не включили в число действующих лиц ряд важных исторических персонажей, к числу которых относится и отставной подполковник Матвей Иванович Муравьев-Апостол, бывший семеновец и участник возмущения Черниговского полка. Как показало следствие по делу декабристов, "когда два офицера Черниговского полка ранили полковника Гебеля, он успел удержать одного от дальнейшего неистовства". Следовательно, именно Матвей Иванович фактически спас полкового командира.
Показания свидетелей этих бесчинств сохранились в следственных протоколах. Не исключено, что это явилось одной из причин, по которой восстание Черниговского полка не имело широкого освещения в советский период. Однако возникшая угроза встречи с правительственными войсками заставила их повернуть на Белую церковь. Разгром полка правительственными войсками Следует заметить, что до сих пор декабристы нигде не встречали сопротивления и двигались вперёд совершенно беспрепятственно. Однако за эти дни их ряды значительно поредели в результате массового дезертирства. Очень многие понимали всю авантюрность происходящего и не желали жертвовать свободой, а может быть, и жизнью за чужое безрассудство. В первом же сражении с правительственными войсками у деревни Устимовки повстанцы были разбиты. Этим и закончилось восстание Черниговского полка. Дата его разгрома отстаёт от даты начала всего на пять дней. Имеем ли мы сейчас право давать оценку этим пяти дням безрассудства? Говорят, что победителей не судят, но восставшие не стали победителями, и их судили.