1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. «Поверженный демон» Михаила Врубеля.
Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
«Поверженный демон» Михаила Врубеля – Telegraph | Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». |
Михаил Врубель "Демон поверженный" | В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. |
Домен не добавлен в панели | русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. |
Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное... | В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. |
Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. Посетительница возле картины Михаила Врубеля "Демон поверженный" (1902 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Он напоминает подстреленную и уже ощипанную птицу — жертву небесного охотника. Но взгляд Демона устремлен в пространство и горит гневом. И лицо его еще хранит суровое, воинственное выражение: губы плотно сжаты, брови нахмурены, на лбу залегли глубокие складки. Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет.
Как писала Екатерина Ге, сестра Надежды Забелы-Врубель, о выставке «Мир искусства» 1902 года в Петербурге, «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день он переписывал ее… Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота.
Михаил Александрович говорил, что Демон уже не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». Возможно, в бесконечности метаморфоз образа Демона, в искажениях его облика Михаил Врубель искал ответы на волнующие его экзистенциальные вопросы о предназначении творческой души, искушенной жаждой познания неведомой красоты, о вечной гибели и возрождении творческого начала. Екатерина Середнякова. Роза, Демон поверженный и Гадалка 17 ноября 2021 «Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:.
Поражает выражение по-детски искривленных губ - в них читается обида на Творца и всё мироздание, столь характерные для человека, переживающего катастрофу. Тело Демона распластано по земле. Она, в свою очередь, вбирает в себя его жизнь и расцветает, наполняясь жаром поверженной, сломленной души. Падший ангел лежит на своих поломанных крыльях. Их перья — это перья павлина, которого еще называют царской птицей. На голове диадема — еще один образ царственного достоинства, которая похожа на диадему врубелевских херувимов.
Это — настоящий реквием, полный неожиданных и скорбных интонаций. При этом Демон Врубеля хоть и повержен, но не покорен судьбе. История создания. Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни. Возможно, художник даже не подозревал, насколько пророческим станет произведение. Вряд ли он мог догадываться, что страшный недуг скоро ввергнет его в сплошную череду душевных и физических страданий.
Владимир фон Мекк так вспоминает о первом этапе работы над полотном: «рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней, во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбуждённо весёлое. Произведение было представлено публике в Петербурге, на 4-ой выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принималась несколько настороженно.
Особенно много недоумения было в связи с неточностями в анатомических пропорциях тела Демона. Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину.
И это далеко не единственное неслучайное совпадение в сложной судьбе автора знаменитых «Демонов», чей 165-летний юбилей в 2021 году будет отмечен большой выставкой в Третьяковской галерее. Мать умерла 23 лет от роду. Страдала туберкулезом.
Отец умер 70 лет. Страдал артериосклерозом. Дед по матери — маньяк. Дед по отцу — алкоголик. Брат умер в 11 лет от туберкулеза.
Сестра перенесла острое меланхолическое состояние. Брат от другой матери по второй жене отца — Авт. Сестра перенесла временный паралич". Зная эту сложную наследственность и самые известные картины художника, можно подумать, что автор иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон» и нескольких одноименных картин и сам был похож на «духа изгнанья». Однако ничего пугающего и отталкивающего в облике юного Михаила Александровича не было.
Невысокий блондин хрупкого телосложения, с белесыми усиками, общительный и приветливый - он напоминал «молодого венецианца с картины Тинторетто или Тициана», вспоминал художник Лев Ковальский. И все же «дух изгнанья» стал его сутью и смысловом существования. Сама судьба постоянно сталкивала его с лермонтовским героем, и с годами — все больше Дух захватывал его, рос изнутри и вырывался наружу… Быть может, так было предначертано самой судьбой? Вот несколько странных пересечений судеб Михаила Врубеля и Михаила Лермонтова, чье поэтическое творчество так тонко и глубоко художник смог осмыслить в живописи. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова, в том же году в Омске родился будущий художник.
Его отец был потомственным военным — штабс-капитаном Тенгинского пехотного полка, в котором некогда в звании поручика служил и поэт. Врубель, как и Лермонтов, в детстве не отличался крепким здоровьем — только в три года он начал ходить. Как раз тогда умерла от чахотки мать будущего художника Анна, то же заболевание унесло жизнь Марии Лермонтовой, когда ее сыну было два года. Оба ребенка были окружены в детстве любовью и заботой: будущего поэта опекала бабушка, а будущему художнику повезло с мачехой. Елизавета Вессель, вторая жена Александра Врубеля, всерьез взялась за здоровье Миши, и во многом благодаря ее режиму, домашним играм и представлениям Врубель вырос довольно крепким малым, интересовавшимся литературой, музыкой и искусством.
Несмотря на природную артистичность и открытость, оба — Лермонтов и Врубель — с детства были ранимы, и, несмотря на любовь к общим театрализованным играм и находчивость, могли вдруг вспыхнуть и убежать в свою комнату. Оба много познали широту мира с юных лет. Лермонтов ездил с бабушкой в Москву, на Урал и Кавказ. Оба с детства увлекались науками: Лермонтов больше математикой, а Врубель — геологией. Оба неплохо знали латынь и могли читать сочинения античных писателей в оригинале.
Оба в институтские годы увлекались философией, все больше немецкой: Лермонтов тяготел к Шеллингу, модному в студенческих кругах в конце 20 - начале 30-х годов ХIХ века, Врубель особенно был увлечен Кантом. Оба получили довольно основательное образование, впрочем, у Врубеля оно было более углубленным. И оба в угоду семье учились тому, к чему душа не лежала. Будущий художник по желанию родителей окончил юрфак, прежде чем поступить в Академию художеств. Лермонтов по настоянию бабушки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Наконец, оба были романтическими натурами, истинное призвание в которых проросло, несмотря ни на что. И главное — на протяжении многих лет раз за разом оба возвращались к одной и той же теме — Демону. Наброски своей главной поэмы Лермонтов сделал еще в 15-летнем возрасте и до последнего переписывал, исправлял. Литературоведы уверены, что если бы поэт не погиб на дуэли в 1941 году, он бы еще не раз вернулся к редакции «Демона». Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Он работал с утра до полудня, пока публики было мало. Каждый день зрители видели, как меняется изображение. В итоге художника пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику: он слышал хор голосов в своей голове. Воображал себя то Христом, то Пушкиным, то ему казалось, что он расписывает стены Ватикана в компании Рафаэля и Микеланджело… Одержимость Эмилией Из истории болезни: «Явился в клинику 10 февраля 1902 г. Диагноз: Paralysis progressiva.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели. Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом. Второй же обжигает взглядом полным решимости продолжить борьбу. Известно, что во время работы над "Поверженным демоном" художник отличался раздражительностью и нелюдимостью.
Комментарии Не каждый поймет душу гения. Письмо с приглашением посетить мать городов русских Врубелю выслал Адриан Прахов — профессор, историк искусства, археолог и художественный критик. Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства.
Голова Демона, 1891 г. Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему.
Непрерывное рисование с натуры, погруженность в привычный процесс, возможно, и стали причиной его «возрождений». Мастер будто бы вступает во второй круг своей жизни, в котором он пытался найти новые формы художественного выражения, пересмотрев основные этапы прежнего пути и решив строить свои отношения с действительностью с чистого листа. Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия XX века. На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника.
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Трактовки образа Демона в картине Врубеля Образ Демона в картине Врубеля допускает различные трактовки: Демон как символ упадка человеческой морали. Демон как отражение внутреннего мира самого Врубеля. Демон как олицетворение темных демонических сил. Демон как символ творческого кризиса художника.
Скорее всего, Врубель вкладывал в этот образ сразу несколько смыслов. Демон - универсальный символ человеческих страстей, внутренней борьбы и страданий. Именно многозначность образа Демона и обеспечивает бессмертие этого шедевра.
Загадки создания шедевра Несмотря на восторженные отклики зрителей, сам Врубель остался неудовлетворен своим творением. Он продолжал вносить изменения в образ Демона даже после выставки картины. По свидетельствам современников, Врубель каждое утро приходил к своему «Демону» и целыми часами что-то переделывал в его облике.
Он менял черты лица, позу, детали фона. Демон то представал перед зрителями пугающе безумным, то вновь обретал черты печальной красоты. Ни один из вариантов не устраивал творца полностью.
Чем были вызваны эти творческие метания? Возможно, Врубель хотел запечатлеть сложность натуры Демона, его внутренние противоречия. А может быть, в этом отразился собственный душевный кризис художника.
Психическое здоровье Врубеля Уже во время работы над «Демоном» окружающие стали замечать странности в поведении Михаила Александровича Врубеля. С годами его психическое состояние ухудшалось. В 1902 году проявились явные признаки душевной болезни.
Художника поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел следующие 8 лет с перерывами. Несмотря на болезнь, Врубель продолжал рисовать до конца жизни. Его последние работы поражают мрачностью и безысходностью.
Михаил Александрович Врубель умер в 1910 году в возрасте 44 лет.
Поделиться: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном. Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.
Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому?
Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета. Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю.
Оба падших ангела лишены крыльев, путь для них в "небо" закрыт навсегда. Роскошные перья валяются в беспорядке, а сами крылья вдруг окаменели. Первый из "демонов" лежит с покорным и отрешенным лицом.
Вот как рассказывала об этом Е.
Ге сестра жены : «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Периодически бывал агрессивен.
Родные вынуждены были 10 февраля госпитализировать Михаила Александровича в клинику Первого государственного Московского университета. Это была первая, в череде последующих, госпитализация Михаила Александровича. По словам Анны Александровны Врубель с 1902 года «начинаются последние скорбные годы брата, годы его душевной болезни, с двумя, однако, светлыми промежутками: первый с февраля по май 1903 года,- второй с июня 1904 года по март 1905, после чего, через год, наступает быстрое падение зрения, а затем и окончательная потеря его…. Историю болезни художника во время пребывания в клинике Московского университета изучала доктор М.
Фрагменты истории болезни : «Из анамнеза стало известно, что отец матери страдал маниакальным состоянием — дед по отцу алколголизмом. Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Через некоторое время успокаивается, рисует. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive. Через полгода при выписке диагноз не изменился».
К сожалению, ремиссия была недолгой. С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. Савей-Могилевича — невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. Сербского 1858-1904, основатель московской школы психиатров при Московском университете.
Тяжелый стресс вызвала смерть сына. Мания величия сменилась самобичеванием, считал себя виновным во всех бедах и несчастьях семьи. Изматывали галлюцинации: как будто терпит издевательства, жена голодает, нищенствует, лишился рук и ног, грозит тюрьма. Временами становился агрессивен.
К концу года в течение заболевания наметилась положительная динамика. Как всегда, в относительно благополучном периоде, художник увлеченно рисует, пишет много прекрасных портретов и автопортретов. Ремиссии сменяются обострением процесса и так все время. Усольцева 1863-1947.
Состояние постепенно стабилизировалось и до марта 1905 чувствовал себя относительно хорошо. Федор Арсеньевич Усольцев был истинным врачом — профессионалом и человеком. Доктор организовал частную лечебницу, в которой создал домашнюю атмосферу. Пациенты, состояние которых позволяло, обедали вместе с Федором Арсеньевичем и его женой.
Организовывались совместные чтения, прогулки. Находясь в клинике Михаил Александрович сделал эскиз решетки, установленной вскоре по краям усадьбы. В конце 1904 года во время ремиссии Врубель с женой едут в Петроград. Смотрят спектакли в Панаевском театре,вспоминают прошлое, знакомство, бывают на художественной выставке.
Но вскоре художник вновь становится тревожным и беспокойным. Чувствуя обострение болезни, просит вызвать доктора Усольцева. В марте 1905 года приехавший доктор увозит Врубеля в клинику. К сожалению, с этих пор Михаил Александрович находился постоянно под наблюдением врачей в разных клиниках, в разных городах.
В декабре 1905 года у него резко ухудшается зрение. В конце февраля 1906 года художник полностью ослеп. Перевод Михаила Александровича в Петербург объясняется не медицинскими, а семейными причинами: Надежда Забела продолжала выступать в Мариинском оперном театре. С осени 1906 года Михаил Александрович лечился в клинике известного доктора А.
Бари на Васильевском острове. При госпитализации в клинику доктора Бари Врубель утверждал, что помнит как строили в Киеве Десятинную церковь, рассказывал об участии вместе с мастерами Возрождения в росписях Ватикана. Интересно, что в бреду возникали события недавнего прошлого, полюбившийся Киев, работа в соборе. Пока сохранялось зрение при улучшении состояния начинал рисовать.
Одной из последних попыток больного Врубеля была неоконченная работа над «Видением Иезекииля». Совершенно слепой, он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но отрывая руку не мог продолжать — не видел. Последняя картина, которую он смог написать — прекрасный портрет поэта В. Из письма художника жене в период работы над портретом: «Очень интересное и симпатичное лицо: брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и с матовым бледным лицом: он мне напоминает южного славянина, не то Инсарова, не то нашего учителя Фейерчако… Я работал 3 сеанса: портрет коленный, стоя со скрещенными руками и блестящими глазами, устремленными вверх к яркому свету».
Впечатления о встрече с Врубелем у поэта делятся на первое тяжелое: «Вошел неверной тяжелой походкой, как бы волоча ноги… хилый больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Линии, проводимые им, были безошибочны.
Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить». Брюсов был очень доволен портретом и даже шутил, что стремится быть таким, как изображен Врубелем. Затем появились прекрасные стихи: От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет Иль в глубину сапфирных вод.
Нам недоступны, нам незримы,.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. «Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. «Поверженный демон» Михаила Врубеля. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. 17 марта — день рождения Михаила Врубеля.