80 лет назад в Ленинграде арестовали прославленного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. Советскую власть Мейерхольд встретил восторженно и оказался лидером нового революционного искусства. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки. Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность. Он находил ключи к любому театральному жанру», — заключил Фокин Помимо вышеперечисленных событий, Александр Малич анонсировал мероприятия, приуроченные к 150-летию Всеволода Мейерхольда, которые пройдут на Новой сцене Александринского театра в течение нового сезона «Мейерхольдоведение». Прежде всего планируется провести три больших фестиваля, названия которых легко запомнить с помощью шифра «М. Всеволод Эмильевич любил джаз, и во многом благодаря его деятельности этот музыкальный стиль прижился в театре. Неслучайно и встречу на Новой сцене Александринского театра открыл музыкально-импровизационный перформанс.
Музыканты Дмитрий Тыквин, Константин Оганов и Владимир Григ исполнили джаз на традиционных, авторских и электронных инструментах, общаясь между собой с помощью азбуки Морзе. Кроме того, зрителей ждут презентации музыкальных альбомов и встречи с такими известными исполнителями, как Андрей Красильников, Алексей Бобровский, Вячеслав Гайворонский и Михаил Марышев. Фото: Елизавета Трубина В ноябре можно будет посетить и медиации — подробные экскурсии с погружением в тему Александринского театра и разговорами о Мейерхольде. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском.
Головина к мейерхольдовской постановке «Маскарада» костюм Голубого Пьеро — см. Режиссер Мейерхольд. Зеркальное отражение Мейерхольда, написанного Б. Григорьевым, Архипов превратил в памятник, в круглую скульптуру. Поступок остроумный, потому что сразу же позволил решить сложнейшую задачу: найти нетривиальные позу и жест.
Таким остроумным способом Архипов вывел фигуру из статики, из бессмысленного покоя, сразу найдя выразительную динамику, опирающуюся на наполненный разнообразными смыслами художественный прецедент — портрет работы Григорьева. Такие поиски сейчас ведутся многими, сидящие или глупо стоящие фигуры давно надоели всем, но не всегда получается найти правильное решение. Очевидная неудача в таких поисках — бессмысленная фигура падающего А. Блока недавний памятник работы Евгения Ротанова , оставляющая глубокое недоумение. Да, памятник Блоку несомненно динамичен, но при этом абсурден. Причем надо отметить, что памятник работы Архипова хорошо смотрится со всех сторон: и с тыльной стороны, и в профиль, пластическое решение хорошо продумано, объект рельефно выделяется на фоне стен и является доминантой, концентрирующей на себе внимание и приятно оживляющий то empty space, которое представляет собой двор Новой сцены.
Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе. Она также периодически устраивала музыкальные вечера. Станиславского, а в 1906 году стал служить в Драматическом театре В. Комиссаржевской сейчас — Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.
Критика тут же обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в «эстетстве». Зинаида Райх в ответ на упреки написала письмо «отцу народов» о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда», опубликованный в газете «Правда». Жена Мейерхольда Зинаида Райх была зверски убита неустановленными лицами в своей квартире. Александр Таиров Во второй половине 30-х руководитель Камерного театра Александр Таиров подвергся резкой критике со стороны властей за искажение событий русской истории в опере-буфф «Богатыри». Как неудачи также были восприняты официальной критикой спектакли «Не сдадимся! Александр Яковлевич избежал ареста. Но позднее, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, он был уволен из Камерного театра что примечательно, незадолго до этого он был награжден Орденом Ленина. Через год Таирова не стало.
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие
«Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. В 1938 г., когда Театр Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссёра в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика. Мейерхольд продолжал театральные инновации в течение десятилетия 1907-1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга. И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда – Эраста Гарина.
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Мейерхольд первым из режиссеров пошел на сближение с Советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении ча, но и как театральный функционер-реформатор. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». 80 лет назад в Ленинграде арестовали прославленного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды. Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда Любил музыку, играл на скрипке. Всеволод Мейерхольд. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика».
Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Звездные трагедии | актриса Мария Бабанова, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Евгений Самойлов, театральные режиссеры Николай Охлопков, Валентин Плучек, Борис Равенских, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн. |
Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда | Юбилей режиссера Всеволода Мейерхольда отметят в феврале 2024 года. Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. |
PenzaNews - Новости Пенза | Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. |
Театръ • Мейерхольд и опера. Несбывшееся | По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. |
Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда
Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом.
Режиссеры, интриги и цензура
Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны. Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле. Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком. О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш. Гражданство было возвращено Любимову лишь 23 мая 1989 года.
Гладкова о Мейерхольде близко знавшего выдающегося режиссера. Книга И. Гликмана о деятельности Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д.
В нашей постоянной рубрике — карточки с самыми интересными фактами из жизни великого реформатора сцены.
Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня? Ведь Вы взяли мой адрес. А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш? Ваш Вс. Это письма 1916 года. А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: "Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил. Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен. Будьте любезны переговорить со мною сначала по телефону, потом мне хотелось бы говорить с Вами лично. Привет Вашим товарищам по редакции.
Травля Мейерхольда
Они будут также посвящены Мейерхольду», — поделился планами генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич. Режиссеру, чье имя носит Новая сцена Александринки, посвящен весь театральный сезон 2023-2024. Он так и называется «Мейерхольдоведение». Гостей ждут импровизации на традиционных, авторских и электронных инструментах.
В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актёров в финале заменил на куклы. Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет. Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд. Сцена из спектакля «Маскарад». На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги.
А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей. Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей. Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра. В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей. Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами. Постановка «Великодушный рогоносец». Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию.
Биомеханика же учила актёра, в первую очередь, законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции.
Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял.
В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени.
Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал.
Но жаль, что это понимал он сам.
Как-то сидели они там в маленьком кабаре. Мейерхольд всегда был превосходно одет. И в Париже, и в Москве. В косоворотке и в фуражке со звездой он ходил давно и совсем недолго.
Мейерхольд это отлично знал. Красивой женщине Зинаиде Райх приходилось с особой тщательностью подбирать туалеты, чтобы соответствовать ему. В частности, на дипприемах. В Москве Мейерхольд вообще был окружен иностранцами. Во времена НЭПа он не был ограничен в своих контактах.
Для Запада в это время он был русским режиссером номер 1. Европейские, американские критики, режиссеры, историки театра ехали и ехали в Москву к Мейерхольду. Как ни странно, в 30-е годы иностранных гостей в театре Мейерхольда было не меньше, чем в прежние времена. Театр сделали официальной приманкой для интуристов. Вечерами квартира Мейерхольда также полна иностранцев.
Помимо них временами бывал нарком внутренних дел Генрих Ягода. Если он не приходил, то всегда был кто-то из его сотрудников. Мейерхольд одевается еще лучше, чем прежде. Костюмы от первых московских портных. Костюмы менял ежедневно.
Галстуки английские, шляпы итальянские. Стиль строгий, консервативный. Всё очень красиво и очень целомудренно. Все любовные сцены крайне сдержанные, но публика в зале каждый вечер плакала. Спектакль шел в разгар страшнейших сталинских репрессий.
Мейерхольд, который обычно бежал впереди времени, на сей раз со своим временем абсолютно совпал. Он дал людям возможность свободно плакать в своем театре. Повод для слез за стенами театра был практически у каждого. Жена Мейерхольда Зинаида Райх на сцене в главной роли, своей отличной игрой эти слезы оправдывала. У нас нет возможности составить собственное представление о том, какой актрисой была Зинаида Райх.
Тем не менее, о ее склонности к импровизации мы можем судить. Однажды она высунулась в окно и подозвала милиционера. Протянув к нему руки, она медленно, почти задыхаясь, произнесла: «Я … верю … в учение … Маркса …Энгельса … Ленина … Сталина». Великий режиссер Всеволод Мейерхольд и великий композитор Дмитрий Шостакович были добрыми друзьями. В январе 36-го имена Мейерхольда и Шостаковича оказались рядом в программе гастролей Ленинградского Малого Оперного театра.
Во-первых, потому что впервые в истории большевизма Кремль вышел из границ идеологии и вторгся в сферу самого абстрактного из искусств — в музыку. А во-вторых, идея борьбы с формализмом в искусстве по-сталински гениальна. Определить, ухватить, что такое формализм невозможно. И значит бояться будут все. Все будут под колпаком.
Но он сказал, что ничего не может делать. Мне тоже трудно. Несколько раз ловил себя во время работы на мысли - нет, то будет мейерхольдовщина. После генеральной репетиции спектакль запретили. По сохранившимся воспоминаниям, спектакль абсолютно безнадежен.
Ужасы Гражданской войны были представлены на сцене с небывалой откровенностью. Потрясающее впечатление на зрителей генералки произвела немая сцена прохода по авансцене девушки, изнасилованной взводом красноармейцев. Повторяю, это в спектакле к годовщине революции. После этого театр Мейерхольда был закрыт. С формулировкой: ликвидировать театр, как чуждый советскому искусству.
Единственный, кто предложил место безработному Мейерхольду, был Константин Сергеевич Станиславский. Основатель Художественного театра уже десять лет, как был отстранен от работы во МХАТе и руководил оперной студией. И это место — все, что я могу сейчас вам предложить. Зинаида Райх заказала себе кофточку, расшитую нотными знаками. Станиславский умер в августе 38-го.
В июне 39-го Мейерхольд принял участие во Всесоюзной конференции режиссеров. На третий день конференции он был третьим по счету оратором. Я знаю, что это бездарно и плохо. И это убогое и жалкое, называющееся социалистическим реализмом, не имеет ничего общего с искусством. А театр — это искусство!
Охотясь за формализмом, вы уничтожаете искусство! Происходившее на сцене Кагановича не заинтересовало, он вышел из зала. Мейерхольд бросился за ним. Каганович сел в машину и уехал. Мейерхольд бежал за машиной, пока не упал.
Меня здесь били, больного 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине». Это фрагмент из заявления Мейерхольда главе правительства Молотову, которое он написал из Бутырской тюрьмы. Он был арестован в ночь с 19-го на 20-е июня 39-го «Когда я сидел на стуле, той же резиной били по ногам; когда эти места ног были залиты внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на ноги лили крутой кипяток. Я кричал и плакал от боли. Руками меня били по лицу.
Это вызвало во мне такой чудовищный страх, что натура моя обнажилась до самых корней. Смерть легче этого,- сказал себе я. И пустил в ход самооговоры в надежде, что они-то и приведут меня на эшафот. Так и случилось. Коротко это означает расстрел.
Этот прокурор не имел высшего юридического образования. Он окончил только начальную школу. Я лгал, следователь записывал, а некоторые ответы за меня диктовал стенографистке. Прошу вызвать меня к себе. На самом деле, он не был наивным человеком.
Он был трезвым, твердым, но безнадежно талантливым человеком, жившим в 30-е годы в Советском Союзе. Такое давалось далеко не всем маршалам, проходившим по сталинским процессам. Кроме того, Мейерхольд твердо знал свое место в истории и в отличие от многих других думал о своем имени после смерти.