Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям.
Город, князь которого организовал отпор ордынцам.
Великий князь Дмитрий, располагая сведениями о передвижениях противника, выдвинулся на перехват. Правильный ответ на вопрос«Город, князь которого организовал отпор ордынцам. » по предмету История. Согласно произведению, владимирский князь, спасаясь от ордынцев, распорядился построить город Китеж на берегу озера Светлояр. Во время нашествия 1237-1238 годов дольше всех против ордынцев продержался город Козельск. Найди верный ответ на вопрос«Город князь который организовал отпор ордынцам » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
«Стояние на реке Угре» и конец Золотоордынского ига. 1480 г.
Князь Иван 3 принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой. Во время нашествия 1237-1238 годов дольше всех против ордынцев продержался город Козельск. служивые люди при дворе великих князей со времён татарского игра,главной задачей которых была защита ордынских послов. Отпор им организовала Москва.
Великое стояние на реке Угре
Встретив отпор, Батый вынужден был перейти к осаде города. Князь Димитрий Иванович встал лагерем на возвышенностях реки Вожа, перекрыв таким образом брод, через который ордынцы собирались переплавляться. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. ответ. Created by тьрлрощглрщщ. okruzhayushij-mir-ru. Вместе с ними тверичи были способны организовать отпор Дюденевой рати и отрядам русских князей – союзников Андрея Александровича.
Куликовская битва 1380
В городе княжил тогда двенадцатилетний князь Василий. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Ответ оставил Гость. Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям. У нас есть ответ: Город, князь которого организовал отпор ордынцам Ответ дал 1 человек. Согласно произведению, владимирский князь, спасаясь от ордынцев, распорядился построить город Китеж на берегу озера Светлояр.
Аннотация к ответам (часть 2, страница 21)
- Город, князь которого организовал отпор ордынцам.
- Ход великого стояния на реке Угре
- Куликовская битва
- Город князь которого организовал отпор ордынцам 6 букв ответ - Znarium
«В тени Куликовской битвы»: как победа в сражении на реке Воже повлияла на историю Руси
У великого князя предполагали, что татары могут пойти на маневр и начать вторжение с другой стороны, поэтому русское войско еще два месяца находилось в состоянии боеготовности и перемещалось параллельно отходившим вдоль границ ордынцам. Ответ дали 2 человека: Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Бурундай предложил Даниилу сделать выбор — либо галицкий князь присоединяется к походу ордынцев на Литву и признает власть хана, либо отряды Орды разорят его земли. Атака ордынцев была отбита силами удельного князя Тверского Ивана Молодого, сына и наследника Ивана III.
Город князь которого организовал отпор ордынцев
Мамай был разгромлен, а Тохтамыш с притязаниями Дмитрия в конце концов согласился. Данные события нельзя недооценивать. Переход огромных земель на Северо-Востоке Руси под власть Москвы позволил создать ядро государственной территории будущей России», — рассказал Горский. Также по теме «Злой город»: как защитники Козельска сдержали нашествие Батыя 25 марта 1238 года войска монгольского хана Батыя напали на Козельск, расположенный на одной из важнейших дорог Древней Руси.
Учёные исследуют битву на реке Воже достаточно давно, однако белых пятен в этом эпизоде отечественной истории остаётся немало. Здесь были дороги, по которым монголо-татары проходили в сторону Москвы. Одна из дорог шла мимо Глебова-Городища.
И сегодня большинство исследователей склоняются к тому, что именно этот район был наиболее удобен для продвижения монголо-татар, и, соответственно, он наиболее перспективен для поисков места битвы», — уточнил в беседе с RT заведующий отделом археологии Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Дмитрий Иванов. Однако, по словам эксперта, артефакты, убедительно свидетельствующие о том, что боевое столкновение произошло на каком-то определённом месте, пока не обнаружены. И если мы найдём предметы вооружения или братскую могилу, то это станет важным доказательством.
Но сделать это так же сложно, как найти иголку в стоге сена. Протяжённость Вожи — 103 км. И везде мы находим предметы вооружения, но точно сказать, связаны ли они как-то с этой исторической битвой, пока не можем», — подчеркнул археолог.
По словам учёного, о месте столкновения русских и монголо-татар может свидетельствовать название урочища Сеча на Рязанщине. Однако Иванов отмечает, что однозначные выводы пока делать рано: подобные топонимы возникали как на местах сражений, так и там, где производилась вырубка леса. В его рамках сотрудники музея организуют выставки артефактов, относящихся к эпохе битвы.
На это мероприятие приезжают жители не только Рязанской области и ближайших регионов, но и гости из Мурманска, с Дальнего Востока.
Так как же, скажет читатель, символ веры отечественных историков — «Куликовская битва переломила хребет Золотой Орде»- неверен? Выходит, что хребет Орде переломили ушкуйники? Увы, реальная история не терпит никаких догм. За два десятилетия ушкуйники убили больше татар, чем войско князя Димитрия на Куликовом поле. Но в условиях полигамии в Орде за 1380 г. Так что, ни Димитрий, ни Прокоп физически не могли сломить хребет Золотой Орде. Другое дело - огромная моральная победа русского народа.
Расходились по городам и посадам добрые молодцы с заморскими драгоценностями, да с красотками из ханских гаремов. Возвращались к родным очагам рабы ордынские, угнанные в неволю много лет назад, по которым отплакали родные и отпели попы. Слушал народ русский рассказы седых старцев, как за тридевять земель в столицу Сарай пришли богатыри русские, полонян православных освободили, а всех басурман в расход вывели. Не Русь Орде, а Орда Руси стала платить дань. Понадобилось еще целых два века, чтобы по следам предводителя ушкуйников Прокопа вниз по Волге на Казань и Астрахань пошли со своими ратями воеводы Ивана Грозного. Были ли ушкуйники вместе с князем Димитрием на реке Непрядве в 1380 г.? Скорее всего нет - не любила вольница московских князей. Но зато каждый ратник в московском войске знал, что идет он не на непобедимую Батыеву или Дюденеву рать, а на войско, не сумевшее дважды за десять лет защитить свою столицу.
А ушкуйники, не признаваемые Новгородом, ненавидимые всеми русскими князьями, продолжали ходить на Волгу. Бить татар у них стало не подвигом, а промыслом. В 1392 г. В 1409 г. Подобные лихие экспедиции организовывались вплоть до семидесятых годов XV столетия, когда Великий Новгород попал под власть великого московского князя Ивана III. Любопытно, что в ряде случаев московские князья заключали с ними временные соглашения для синхронизации ударов по Казанскому ханству. Из-за давления Москвы ушкуйникам в первой половине XV в. Из Хлынова по реке Вятке ушкуйники выходили в Каму и Волгу.
В 1489 году против ушкуйников поднялась Москва и соседние княжества, теперь они считались обычными бандитами с большой дороги. Значительной части бандитов удалось бежать, казнили только убийц и атаманов. Ушкуйники исчезают из российской истории навсегда. Современная деревня Хлыново в Раменском районе - свидетельство об этой «депортации». После разгрома значительная же часть хлыновцев бежали в южные неосвоенные степи - вниз на Волгу в районе современного Камышина , где промышляла разбойными нападениями на торговые караваны, сбывая награбленное в пограничных рязанских городах. Затем хлыновские предки новгородцев переместились в низовья Дона, где они и стали одними из прародителей донских казаков. Из новгородского наследия донскому казачеству досталось вечевое управление Войска Донского, слова «атаман» от первоначального «ватаман», которое, в свою очередь, восходит к слову «ватага» , «стан» и многое другое... Так что ушкуйники прямые предки современных казаков.
Кстати, дальнее родство донских казаков с ушкуйниками еще в 1915 г. Он также отмечал наличие в лексике донских казаков многих слов, несомненно, имеющих древненовгородское происхождение. Ушкуйники сделали то, что долго не удавалось русским князьям. Они первыми напали на Золотую Орду, сожгли столицу, словно в отместку за сотню разграбленных русских городов и хотя потом ушкуйники были забыты историей, именно их пример сделал возможным битву на Куликовом поле в 1380 году и начало борьбы против монголо-татарского иго. Историк В. Ключевский писал: «Ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее. Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином. Услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать сами не зная куда».
Но вот то тут, то там в деревни и посады стали возвращаться татарские полонянники, давно отпетые попами и отплаканные бабами. Рано поседевшие, в рубцах от татарских плетей, говорили они вещи чудные. Мол, налетели на Орду славные витязи и побили басурман, а всех православных на волю пустили. Кто не верил, а кто на воинство Михаила Архангела грешил. Вернулся в деревню Федька, хлопец, который с другом Николкой три года назад на промысел в Новгород подался. Сам в броне персидской, на пальцах кольца золотые с каменьями. Первым делом в церковь пошел, кинул попу монет арабских на помин раба божиего Николая, убитого татарами на стене в граде Жукотине, что на Каме-реке. Может в Чудь Заволочную ходил пушных зверей бить?
Промышленники мы, ушкуйники. Что же это за народ такой — ушкуйники. ДАВНО уже молодцы новгородские освоили русский север. По рекам и морям новгородские молодцы двигались на судах — ушкуях, за что и получили прозвище «ушкуйники». Некоторые лингвисты, например, Фанснер, считают, что слово «ушкуй» произошло от древневепского слова «лодка». Но более вероятно, что суда были названы по имениц полярного медведя — ушкуя. Кстати, это название полярного медведя было у поморов еще в XIX веке. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит то, что норманны называли свои боевые суда «морскими волками».
Есть сведения, что новгородцы украшали свои ушкуи головами медведей. В новгородской былине был описан корабль Соловья Будимировича: «На том было соколе-корабле два медведя белые заморские». Псковский летописец в 1463 году ставил ушкуи выше ладей. Ушкуи делились на речные и морские. Морские ушкуи имели палубу в носовой и кормовой частях. Средняя же часть ушкуя оставалась открытой. Грузоподъемность ушкуя составляла 4—4,5 тонны. Речной ушкуй не имел палубы.
Благодаря малой осадке около 0,5 м и большому соотношению длины и ширины 5:1 , ушкуй обладал сравнительно большой скоростью до 12 узлов. Походы ушкуйников начались где-то в конце XIII века. Первый же их большой поход датируется 1320 годом во время войны Господина Великого Новгорода со шведами. Дружина Луки Варфоломеевича на морских ушкуях прошла Северной Двиной, вышла в Белое море, а затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Финмарнен, расположенную от южного берега Варангер-Фьорда до района г. В 1323 году ушкуйники, пройдя тот же путь, напали на соседнюю с Финмарненом северонорвежскую область Халогаланд. Походы ушкуйников внесли свою лепту в войну, и в 1323 году шведы заключили с Новгородом компромиссный Ореховецкий мир. В жилах новгородцев текла кровь русских и варягов, которым при Игоре и Олеге платил дань византийский император, а при Святославе покорились вся Волга и Каспий. И ушкуйники решили впредь не мелочиться с нищими норвежцами, а заставить платить дань… Золотую Орду.
Логика простая — раз Орда такая большая да еще и Золотой зовется, значит, у них должны быть деньги, и, видимо, немалые. Первый крупный поход на татар ушкуйники предприняли в 1360 году. С боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин Джукетау, близ современного города Чистополя. Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали «пропивать зипуны» в городе Костроме.
Более поздние интерпретации легенды утверждают, что казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа. Эта версия легенды зафиксирована во окладной книге Донского монастыря [55] , составленной в 1692 году: Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865 Между тем, городок Сиротин впервые упоминается в письменных источниках только в 1672 году, а время его возникновения относится не ранее чем к концу XVI века [56]. Как бы то ни было, до или после сражения казаки подарили икону князю Дмитрию , и тот увёз её в Москву. Сегодня она известна как Донская икона Божией Матери. Пока существовала Российская империя , эта икона являлась особо чтимой святыней, к которой, как к главной заступнице, обращались при возникновении опасности вражеского нашествия [57]. С 1919 года икона хранится в Государственной Третьяковской галерее. Последствия[ править править код ] По мнению Феликса Шабульдо , «победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства» [4]. Для самой Орды поражение войска Мамая способствовало её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша » [53]. Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. Поскольку Дмитрий отказался от продолжения выплаты дани Тохтамышу, спустя два года после Куликовской битвы золотоордынцы предприняли поход на Москву , сожгли город и заставили князя Дмитрия возобновить выплату дани [4]. Тем не менее, Куликовская битва имела далеко идущие политические последствия на пути к будущему полному свержению монголо-татарского ига. Так, Дмитрий в 1389 году, впервые не испрашивая ханского ярлыка , передал великокняжеский стол своему сыну по собственному завещанию. Хану ничего не оставалось, как признать власть нового великого князя, а значит, и новый порядок в отношениях Руси с Ордой, связанный с утратой возможности, как прежде, серьёзно влиять на внутреннюю структуру севернорусских земель [58]. Владимирское великое княжество навсегда стало наследственным владением московских князей, что, в свою очередь, привело к прекращению борьбы с Тверским и Нижегородским княжествами за великокняжеский стол и постепенному восстановлению единства Руси. В некоторых случаях московские князья, поддерживая ту или иную сторону в соседних княжествах, смещали князей, имевших ханские ярлыки на своё княжение. Выплата дани стала нерегулярной например, отсутствие выплат в период от 1395 по 1412 год, а также другие периоды невыплаты дани. Действия русских войск по отношению к Орде стали не только оборонительными, но и наступательными походы 1399 и 1431 годов. В то же время, по мнению А. Горского, ни сам Дмитрий, ни его наследники вплоть до Ивана III не имели намерений полностью оспаривать сюзеренитет золотоордынских ханов [59]. Коллекция приобретённых им предметов, трактуемых в то время как находки с места эпохального сражения, легла в основу Музея Куликовской битвы. Современный анализ опубликованных тогда в « Вестнике Европы » рисунков и описаний части артефактов показывает подавляющий процент анахронизмов , что соответствовало уровню исторического знания начала XIX века. В 1880-х годах сбором находок занимался тульский археолог Н. Некоторые находки, собранные при распашке поля в начале XX века, также сохранились в Тульском областном краеведческом музее. На основе анализа распределения и датировки имеющихся находок М. Фехнер опубликовала в 1990 году работу, в которой обособлена зона распространения вещей XIV века на Куликовом поле. Это «Краткая летописная повесть О Великом побоище на Дону» [62] , «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище ». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности [63]. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающих этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам. Наиболее полным [64] летописным документом, художественно повествующем о событиях сентября 1380 года, является «Сказание о Мамаевом побоище», известное из более чем сотни сохранившихся списков. Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая хотя и неправдоподобно большой. На источник оказала значительное влияние политико-идеологическая атмосфера времени его создания и редактирования в частности, пристальное внимание было уделено роли церкви, а в свете противостояния Москвы с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством в повествовании были усилены антилитовские и антиордынские акценты [65].
Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку [14] , а затем встал в ряды большого полка. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им» [42]. Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых» [41]. Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка. Владимир Серпуховской, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы золотоордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство. Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско бежало с поля битвы. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст , «избив» их «бесчисленное множество». Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии [44]. Вернувшись из погони, русские стали собирать войско, разбросанное по полю и окрестностям. В течение нескольких дней хоронили убитых. Оценки потерь[ править править код ] Летописцы сильно преувеличивают число погибших золотоордынцев, доводя его до 800 тыс. Золотоордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии лучшие, старшие сохранились» [45]. Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых [служилых] людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели более 500 бояр 40 московских, 40—50 серпуховских , 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских , 50 нижегородских, 40 муромских , 30—34 ростовских, 20—23 дмитровских, 60—70 можайских , 30—60 звенигородских , 15 углицких, 20 галицких, 13—30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских , «а молодым людям [младшим дружинникам] и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 40 тысяч». Также погибло 6 белозерских [46] , двое тарусских [47] и моложский князь [48] из известных поимённо четырёх десятков князей-участников. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович, Дмитрий Монастырёв и Фёдор тарусский , о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году, в битве на р. Воже в 1378 году и в битве с татарами под Белевым в 1437 году. Разин полагал, что в Куликовской битве со стороны русского войска погибло около 25—30 тысяч человек, что составляет половину от оценки им общей численности войска. Кирпичников сделал осторожное предположение, что в сражении могло погибнуть около 800 бояр и 5—8 тысяч человек. Булычёв на основе исследования аналогичных сражений в средневековой Европе сделал предположение, что русское войско могло потерять около трети всех воинов. После битвы[ править править код ] Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил. Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву [27] Когда обозы, в которых повезли домой многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых [49].
Стояние на реке Угре — история необычной победы над Большой Ордой
У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско бежало с поля битвы. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст , «избив» их «бесчисленное множество». Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии [44]. Вернувшись из погони, русские стали собирать войско, разбросанное по полю и окрестностям. В течение нескольких дней хоронили убитых. Оценки потерь[ править править код ] Летописцы сильно преувеличивают число погибших золотоордынцев, доводя его до 800 тыс. Золотоордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии лучшие, старшие сохранились» [45].
Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых [служилых] людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели более 500 бояр 40 московских, 40—50 серпуховских , 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских , 50 нижегородских, 40 муромских , 30—34 ростовских, 20—23 дмитровских, 60—70 можайских , 30—60 звенигородских , 15 углицких, 20 галицких, 13—30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских , «а молодым людям [младшим дружинникам] и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 40 тысяч». Также погибло 6 белозерских [46] , двое тарусских [47] и моложский князь [48] из известных поимённо четырёх десятков князей-участников. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович, Дмитрий Монастырёв и Фёдор тарусский , о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году, в битве на р. Воже в 1378 году и в битве с татарами под Белевым в 1437 году.
Разин полагал, что в Куликовской битве со стороны русского войска погибло около 25—30 тысяч человек, что составляет половину от оценки им общей численности войска. Кирпичников сделал осторожное предположение, что в сражении могло погибнуть около 800 бояр и 5—8 тысяч человек. Булычёв на основе исследования аналогичных сражений в средневековой Европе сделал предположение, что русское войско могло потерять около трети всех воинов. После битвы[ править править код ] Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил.
Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву [27] Когда обозы, в которых повезли домой многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых [49]. Основные силы Ягайлы в день битвы находились всего в 35—40 км западнее Куликова поля. Со временем похода Ягайлы связывают потерю своего прежнего удела Дмитрием Ольгердовичем удел был передан Ягайлом его младшему брату Дмитрию-Корибуту. Некоторые рязанцы в отсутствие своего князя, выдвинувшегося со своим войском на юг, также грабили обозы, возвращающиеся в Москву с Куликова поля через Рязанскую землю [50]. Однако уже в 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных [51]. С 9 по 16 сентября хоронили убитых.
Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном [53]. Легенда о казаках и Донской иконе Божией Матери[ править править код ] Основная статья: Донская икона Божией Матери Одна из легенд, связанных с Куликовской битвой, гласит, что возвращаясь после сражения в Москву, князь Дмитрий Иванович побывал в казачьем городке Сиротине , где получил в дар бесценную реликвию, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь: И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Более поздние интерпретации легенды утверждают, что казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и её заступничеству была приписана одержанная победа. Эта версия легенды зафиксирована во окладной книге Донского монастыря [55] , составленной в 1692 году: Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865 Между тем, городок Сиротин впервые упоминается в письменных источниках только в 1672 году, а время его возникновения относится не ранее чем к концу XVI века [56].
Как бы то ни было, до или после сражения казаки подарили икону князю Дмитрию , и тот увёз её в Москву. Сегодня она известна как Донская икона Божией Матери.
Спасение в молитвах Подошедшие 3 февраля монголо-татары показали стоявшим на стенах князьям и горожанам плененного при разгроме Москвы князя Владимира Юрьевича и потребовали добровольной сдачи города. Им ответили стрелами. Ордынцы убили Владимира на глазах горожан и начали готовиться к осаде. Многочисленные войска окружили город, а главные силы расположились станом у Золотых ворот. Пока готовились к штурму, захватили и разграбили еще и Суздаль, у которого вообще не было своей защиты. Небольшой гарнизон ушел вместе с князем Юрием.
К 6 февраля войска Батыя были готовы к решительному штурму: рубили лес, строили лестницы, тараны и камнеметные машины. С помощью осадных машин начался обстрел города. Стены и башни пытались разбить огромными камнями; горшки с горючими веществами вызвали пожары. Параллельно с этим велась психическая атака — перед городом выставили толпы пленных, которых монголы избивали на глазах у владимирцев. Все это сильно повлияло на дух владимирской знати, которая решила искать спасение не в агрессивной обороне, а в молитвах. Поголовно все князья и бояре постриглись в монахи. Так что можно говорить о том, что в какой-то момент обороны города, войска остались без руководства. Гибель в огне и дыму И даже, несмотря на это, оставшиеся с мечом владимирцы героически пытались отстоять город.
В проломах стен кипели жаркие бои. И первый штурм горожанам удалось отбить, тем самым отдалив неизбежное до раннего утра 7 февраля.
Кроме того, в Москве подняли мятеж родные братья Ивана III удельные князья Андрей Большой и Борис Волоцкий, требующие увеличения территории уделов и усиления их влияния на управление государством. Оба мятежных князя запросили помощь у Казимира и тот обещал им всяческую поддержку. Весть о новом походе ордынцев достигло Москвы в последних числах мая 1480 г.
В Типографской летописи о начале нашествия сказано: «Прииде же весть великому князю, яко дополна царь Ахмат идеть со своею ордою и царевичи, уланы и князми, еще же и с королем во единой думе с Казимером, король бо и подвел его на великого князя... Получив известие о выступлении Орды, великий князь должен был принять ответные меры как дипломатического, так и военного характера. Звенигородским-Звенцом отправилось в Крым. В Бахчисарае московский посол подписал с ханом Менгли-Гиреем договор о взаимопомощи. Русско-крымский союз имел оборонительно-наступательный характер по отношению к Казимиру и оборонительный по отношению к Ахмату.
Коли пойдет на меня царь Ахмат, и тобе моему брату великому князю Ивану, царевичей своих отпустити на орду с уланами и со князми. А потом на тебя Ахмат царь и мне Менгли-Гирею царю на Ахмата царя пойти или брата своего отпустити с своими людьми»[3]. Союз с Менгли-Гиреем был заключен, но сложность обстановки на границе Крыма и Великого княжества Литовского, а также относительная слабость Менгли-Гирея, как союзника, не позволяла надеяться на предотвращение ордынской агрессии только дипломатическими путями. Поэтому для обороны страны Иван III принял ряд действий и военного характера. Фрагмент диорамы «Великое Стояние на реке Угре».
Калужская область, Дзержинский район, с. Дворцы, Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни. К началу нашествия Ахмата на южных границах Московского государства существовала глубоко эшелонированная система оборонительных сооружений. Эта Засечная черта состояла из городов-крепостей, многочисленных засек и земляных валов. При ее создании использовались все возможные защитные географические свойства местности: овраги, топкие болота, озера и особенно реки.
Основная линия обороны южных границ тянулась по Оке. Эта часть Засечной черты именовалась «Окским береговым разрядом». Служба по охране окского рубежа была введена Иваном III в обязательную повинность. Сюда, для защиты границ княжества, по очереди отправлялись крестьяне из не только ближних, но и дальних сел. Во время нашествий Орды — это пешее ополчение должно было выдержать первый натиск и удержать врага на пограничных рубежах до подхода главных сил.
Принципы обороны рубежа также были разработаны военной администрацией великого князя заранее. Сохранившийся «Наказ угорским воеводам» это наглядно показывает[4]. В помощь войскам, несущим постоянную службу на южной «украине», в конце мая — начале июня великий князь направил в район Оки воевод с вооруженными отрядами. В Тарусу для подготовки города к обороне и организации отпора татарам отправился брат московского князя Андрей Меньшой. Кроме них в русских летописях, как один из руководителей обороны Засечной черты, упоминается дальний родственник Ивана III князь Василий Верейский.
Меры, принятые великим князем, оказались своевременными. Вскоре на правом берегу Оки появились отдельные вражеские разъезды. Этот факт нашел отражение в летописи: «Татарове же пришедше плениша Беспуту и отидоша»[5]. Первый удар, совершенный видимо с разведывательной целью, был нанесен по одной из правобережных приокских русских волостей, не прикрытой водной преградой от нападений со стороны степи. Но увидев, что русские войска заняли оборону на противоположном берегу, неприятель отошел.
Достаточно медленное выдвижение основных сил Ахмата позволило русскому командованию определить возможное направление главного удара Ахмата. Прорыв Засечной черты должен был проходить либо между Серпуховым и Коломной, либо ниже Коломны. Выдвижение великокняжеского полка под руководством воеводы князя Д. Холмского к месту возможной встречи с противником завершилось в июле 1480 г. На решительность целей Ахмата указывают конкретные факты, нашедшие свое отражение в летописных источниках.
Войско Ахмата, по всей вероятности, включало в себя все наличные военные силы Большой Орды в то время. Согласно летописям, совместно с Ахматом выступил его племянник Касим, и еще шесть царевичей, имена которых в русских летописях не сохранились. Сравнивая с теми силами, что выставляла Орда раньше например, нашествие Едигея в 1408 г. Речь идет о 80—90 тысячах воинов. Естественно, эта цифра не является точной, но она дает общее представление о масштабе вторжения.
Своевременное развертывание главных сил русских войск на оборонительных рубежах не дало возможность Ахмату форсировать Оку на центральном ее участке, что позволило бы ордынцам оказаться на кратчайшем направлении к Москве. Хан повернул войско к литовским владениям, где он мог успешно решить двойную задачу: во-первых, соединиться с полками Казимира, а во-вторых, без особых затруднений ворваться на территорию Московского княжества со стороны литовских земель. Об этом есть прямые известия в русских летописях: «... Маневр Ахмата вдоль Окского рубежа был своевременно обнаружен русскими сторожевыми заставами. В связи с этим главные силы из Серпухова и Тарусы были переведены западнее, к Калуге и непосредственно на берег реки Угры.
Туда же направлялись и полки, идущие на подкрепление великокняжеским войскам из различных русских городов. Так, например, к Угре прибыли силы тверского княжества[7] во главе с воеводами Михаилом Холмским и Иосифом Дорогобужским. Опередить ордынцев, раньше их выйти к берегам Угры, занять и укрепить все удобные для переправы места — такая задача стояла перед русскими войсками. Движение Ахмата к Угре таило в себе большую опасность. Во-первых, эта река, как естественная преграда, значительно уступала Оке.
Защитники Козельска знали толк в обороне. Сам город был расположен на высоком холме, окруженный со всех сторон водой: с востока текла река Жиздра, с запада от холма — Другусна. Течения обеих рек образовали крутые обрывы по обоим сторонам холма — так, что невозможно было подобраться к городу ни с Запада, ни с Востока. На севере жители Козельска прорыли между реками искуственный канал, который защищал город и замедлял течение рек, что в итоге приводило к заболачиванию местности. Появление болот сильно затрудняло возможность подобраться к городу, что особенно сильно проявлялось, когда начинал таять снег, и город, находящийся на холме, превращался в остров, окруженный со всех сторон водой. Таким образом, Батый, оказавшись вместе со своей армией весной под Козельском, попал в очень непростую ситуацию. Кочевники-монголы, привыкшие воевать в условиях степи, не могли взять город, расположенный на возвышенности, к тому же, окруженный со всех сторон водой. Последнее обстоятельство не давало возможность поставить осадные машины, которые татары научились делать у китайцев. Помимо того, что город обладал защитой в виде природных преград, он был еще обнесен защитным насыпным валом.
К тому же, его окружал деревянный частокол с башнями, из которых стреляли лучники. Ни боевые машины врага, ни сама армия не могли пробраться в хорошо укрепленный детинец укрепленная часть города, но жители, используя свои преимущества, эффективно отстреливались от напиравших полчищ. Предательство Неприступная крепость Козельска, могла пасть из-за предательства.