Новости иван дмитриевич шадр

Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину. Как стало известно порталу , уже в 1935 году Шадр обдумывал памятник поэту, сохранились его рисунки – наброски.

Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке

В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. Иван Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвёртого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Колгановой Крестовской волости Шадринского уезда ныне в Ильтяковском сельсовете Шадринского района. В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» 1922 , скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» 1927.

Основной моделью скульптора стала В. Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького в Луганск. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу перевели в бронзу.

К лету 1936 года Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона.

Однако первой профессией будущего знаменитого скульптора, как и многих выходцев из многодетных семей в те годы, была «мальчик на побегушках». В одиннадцать лет Ивана отдали на фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбурге, где он выполнял черную работу. Лишь через пять лет поступление в недавно учрежденную Художественно-промышленную школу Екатеринбурга избавило его от тяжкой доли. В 1907 году Иван Иванов решил рискнуть — попробовать поступить в Академию художеств Санкт-Петербурга. Полное приключений путешествие по городам и весям Российской империи закончилось горьким разочарованием. Иван не выдержал вступительного испытания в академию. Шадр вспоминал: «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой… я познакомился с шарманщиком. Пел Иван настолько хорошо, что был замечен режиссером Александринского театра Михаилом Егоровичем Дарским.

Так он оказался студентом Высших драматических курсов Санкт-Петербургского театрального училища по классу вокала. Его кумиром был Фёдор Шаляпин, которому он не без успеха подражал. Благодаря знакомству с Николаем Рерихом посещал Иван и Рисовальную школу Общества поощрения художеств, не оставляя намерения продолжить художественное образование. В 1908 году столичная жизнь студента Иванова-Шадра была прервана службой в армии. По возвращении в 1910 году, благодаря протекции своих преподавателей и шадринской стипендии, он отправился в Париж. Казалось бы, окончательно определились его профессия и судьба. Но богато одаренная натура искала все новых приключений. Вернувшись в 1912 году на родину, Шадр целый год посещал занятия в Московском археологическом институте, одновременно серьезно увлекся кинематографом — новым тогда видом искусства. Работал художником у Ханжонкова и снимался в эпизодических ролях. Кто знает, может быть, кино и стало бы делом жизни Ивана Шадра, если бы в 1918 году он не оказался в Омске.

Омск Осенью 1918 года Омск был объявлен резиденцией Российского правительства Верховного правителя адмирала Александра Колчака. Именно в этот период в городе оказались Иван Шадр с женой Татьяной. Выехать не было никакой возможности, пришлось осесть в столице белой России. Известно, что в январе 1919 года Шадр выступил с лекцией в зале «Центросибири». Сопровождая рассказ световыми картинами, он изложил историю своей работы над колоссальным символистским проектом «Памятника мировому страданию», одобренном общественностью еще в 1916 году, но до сих пор не осуществленным. Выступление получило большой резонанс в местных художественных кругах и среди военного начальства. Но уже весной 1920 года скульптор работал над Памятником борцам революции и трехметровой статуей Карла Маркса не сохранились , поскольку в город снова вошла Красная армия. Ассистентом Шадра был молодой омский художник, участник объединения «Червонная тройка» Николай Мамонтов. Шадр относился к нему со вниманием и доброжелательностью, рекомендовал стажироваться в Италии, что тот и осуществил впоследствии. При отделе народного образования Омска Шадр получил должность заведующего областными материалами ИЗО, но в 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, они с женой вернулись в Москву.

В Париже он обучается под руководством Родена и Бурдена, затем едет на стажировку в Рим. Возвратившись в Москву в 1912 году, учится в Московском археологическом институте, затем некоторое время живёт в Омске. В 1922 году он снова появляется в Москве и начинает работать над заказом Гознака. Разработке новых советских банкнот и почтовых марок придавали огромное значение — как политическое, так и художественно-воспитательное. Для выполнения заказа можно было выбрать два направления. Первый путь — создание декоративно стилизованных, идеализированных образов в духе приспособления нового сюжета к старым геральдическим традициям. От этого Иван Дмитриевич сразу же отказался, выбрав другой путь — реалистическое изображение типичных образов людей из народа, что вполне соответствовало потребности нового строя в реалистическом искусстве. Шадр предложил Гознаку создать серию моделей крупного размера, выполненных в скульптуре.

Его предложение приняли. Теперь нужно было найти типически обобщенные образы. Шадр стал ездить с одного завода на другой, из одной казармы в другую. Достаточно быстро удалось создать обобщенный образ рабочего, который представал в скульптуре кузнецом-молотобойцем: он стоял, опираясь руками о тяжелый молот, задумавшись и одновременно напряженно всматриваясь куда-то вдаль. Другой обобщенный образ простого русского мужика, защищающего родину от интервентов, это «Красноармеец». Настала очередь крестьянских образов. Где их искать? Перед Шадром этот вопрос не стоял: несомненно, на своей родине, в Шадринске.

Вместе с женой Шадр предпринял далекое и опасное для того времени путешествие в Шадринск. Далее в телеге с запасом глины и гипса он направился в деревню Прыговую. Шадр уже знает, кто ему нужен: в первую очередь, крестьянин, олицетворяющий богатырскую силу и крепость русского народа. Он долго вглядывался в лица крестьян, а когда находил кого-то подходящего, то ему наотрез отказывались позировать — из страха перед «греховным делом». О разговоре с одним крестьянином Шадр с юмором вспоминал: «Подсел к старику, долго и пространно рассказывал ему о цели своего приезда в деревню и, наконец, спросил его, не будет ли он для меня позировать. Дед не шелохнулся. Предположив, что он глухой, я заглянул ему в глаза и, повысив голос, стал убеждать его. Я на карточку — то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хошь, гадина этакая!

Другой кандидат твердил: «Я не пойду, я не маленький, не чеши язык зря, не пойду и шабаш». В конце концов, Шадру повезло с Порфирием разг. Перфилий, Перфил Петровичем Калгановым, который, впрочем, тоже сначала не соглашался позировать, но, в конце концов, сдался после уговоров односельчан. В этом образе, пожалуй, наиболее значительном из всей денежной серии, переданы и мудрость, и мужицкая хитринка. В народе марки и деньги с изображением «Крестьянина» называли просто — «Дед Перфил». А крестьянин Киприян разг. Куприян Кириллович Авдеев стал прообразом другой скульптуры — «Сеятеля». Первоначально Шадр хотел взять в модели первого сеятеля округи, 68-летнего старика, но затем отказался, и в качестве натурщика выбрал достаточно молодого мужчину, высокого, стройного, широкоплечего, с худощавым лицом и с широко поставленными глазами.

Сам К. Авдеев впоследствии с гордостью вспоминал: «У других или лицо неподходящее или руки не такие. А у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара нестерпимая. Я стою на особом возвышении. Рука — на отлете, затекает, а пошевелить ею нельзя. Пот — градом.

Родена и Э. Бурделя, в Риме — в Институте изящных искусств. В 1912 году Шадр возвратился в Россию, учился в Московском археологическом институте.

В 1918 году уехал в Омск забрать семью, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Иван Дмитриевич вернулся в Москву.

С 1922 года Шадр работал по заказу Гознака над созданием скульптур «Красноармеец», «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», изображение которых печаталось на банкнотах, облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.

Скульптор Иван Дмитриевич Шадр

Терновец писал об этом времени: «... Отныне Шадр самоопределяется окончательно как скульптор»[8]. Тем не менее о произведениях 1910-х годов сегодня почти ничего не известно[9]. В фондах Галереи хранятся гипсовый барельеф «Портрет О. Беляевой с сыном Игорем» 1917-1918 и представленный в экспозиции рисунок натурщика начала 1910-х годов, свидетельствующие о мастерстве начинающего скульптора. Следует отметить, что в период стажировки во Франции и Италии существенное влияние на Шадра оказали модерн и символизм. Однако в 1920-е годы аллегория и символика, ярко выраженные в «Памятнике мировому страданию», уходят на второй план.

Оказавшись в эпицентре революционных преобразований, скульптор ищет новые образно-выразительные средства, отражающие дух времени. Так, в конце 1919 - начале 1921 года Шадр, будучи оторванным от столицы, осуществил в Омске свой первый монументальный проект - памятник Карлу Марксу. Вернувшись в Москву, он исполнил в 1922 году по заказу Гознака скульптуры «Рабочий с молотом», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» для последующего воспроизведения в технике резцовой гравюры на первых советских денежных знаках. Покоряет пластическая мощь созданных мастером скульптурных образов, воплощающих грозную народную силу. Этот беглый набросок - первый вариант одноименной скульптуры. Но сила от него еще не ушла»[10].

Как ни уговаривал Шадр старца, тот отказался позировать, и в результате в скульптуре «Крестьянин» запечатлен облик другого жителя деревни - П. Одним из самых выразительных образов Шадра этого времени стал скульптурный портрет матери 1922 года. Крестьянскую тему Шадр продолжил развивать и в работе над скульптурной композицией «Штурм земли» для Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве. По замыслу автора, проект представлял стоящий на вершине огромной глыбы трактор, управляемый человеком нового общества, основанного на социальной справедливости и техническом прогрессе. В постамент памятника Шадр задумал врезать горельеф «Борьба с землей» с изображением измученных тяжелой работой пахарей. Семиметровый эскиз горельефа, исполненный в гипсе и позднее переведенный в бронзу, покоряет пластической мощью и экспрессией.

По реставрационным соображениям он не включен в экспозицию, но зрители смогут увидеть его полномасштабную проекцию на экране, а также представленный в экспозиции графический эскиз горельефа «Борьба с землей» 1923 с изображением крестьян, вспахивающих сохой землю. В 1920-е годы тема борьбы становится одной из главных в творчестве Шадра, его герой готов мужественно преодолевать любые трудности. Мастер видел задачи монументальной скульптуры в создании призывных, агитирующих образов, отсюда плакатная ясность одной из самых известных скульптур Шадра «Булыжник - оружие пролетариата» 1927 , ставшей доминантой выставки. Скульптуру отличает глубина психологического замысла и точность пластического воплощения. Булыжник — оружие пролетариата. Андреевым и С.

Меркуровым Шадр стоял у истоков советской Ленинианы. Наибольшую известность приобрела созданная им статуя В. Но не все проекты Шадра на ленинскую тему были реализованы. Так, на выставке представлен эскиз памятника В. Ленину для Днепропетровска 1934 , осуществлению которого помешала смерть скульптора в апреле 1941 года и начавшаяся Великая Отечественная война. Произведения Шадра 1920-х годов вошли в золотой фонд русского искусства, став своеобразной эмблемой советской эпохи.

Весьма требовательный к своему творчеству, Иван Дмитриевич считал именно эти работы наиболее удачными. Слава, о которой скульптор так мечтал в юности, пришла к нему через 20 лет. Несмотря на безусловное принятие Шадром ведущего в советском искусстве метода социалистического реализма, многие его произведения конца 1920-х - 1930-х годов сохранили характерное для модерна декоративно-орнаментальное начало. Необычна в его наследии скульптура «Освобожденный Восток» 1928 , а также графические эскизы к ней, в которых обнаруживается интерес к древнеегипетскому искусству и направлению ар-деко, вобравшему в себя черты модерна и неоклассицизма. В той же стилистике исполнены рисунки «Три фигуры» конец 1920-х , «Безликая» 1927 , «Сидящая обнаженная» вторая половина 1920-х , образная структура которых основана на криволинейных очертаниях и экспрессивном ритме. Скульптурная композиция «Борьба за жизнь» 1930 и графический эскиз к ней с их плавными, текучими линиями построены на декоративной условности и экспрессии и наделены глубоким символическим смыслом.

В скульптуре «В бурю» 1931 и рисунке «Обнаженная на камне» около 1930 для достижения наибольшей эмоциональной выразительности Шадр использовал гиперболизацию жестов, позы и всего силуэта. Изысканная силуэтность, тонко нюансированная монохромность характеризуют рисунки «Материнство» 1920-е и «Девушка с мячом» 1929. В 1930-е годы для Шадра стала актуальной тема советского человека - строителя новой жизни. Облик свободной от предрассудков социально активной молодой женщины выражен в портрете «Голова девушки» 1936 , являющемся фрагментом второго варианта известной парковой скульптуры «Девушка с веслом», а также в эскизе статуи «Девушка с факелом» 1937. В то же время женский образ в искусстве Шадра неразрывно связан с представлением о пластическом идеале. Вдова скульптора, Татьяна Ивановна Шадр-Иванова, вспоминая о посещении римских музеев, писала, что Ивана Дмитриевича «привлекала Венера Киринейская, он даже говорил, что мечтает сделать такую же нежную и грациозную девичью фигуру, но только со- временную»[11].

Люди города: художник и скульптор Иван Шадр 11 февраля 2017 10:03 Официальный портал Екатеринбурга продолжает рассказ о выдающихся горожанах, оставивших свой след в истории уральской столицы. Сегодня мы расскажем об известном русском и советском художнике, скульпторе-монументалисте, представителе направления «академический модерн» Иване Дмитриевиче Шадре. Настоящая фамилия художника - Иванов, псевдоним был взят позже в память о родном городе. Шадр родился 130 лет назад, 11 февраля 1887 года, в городе Шадринске нынешней Курганской области в многодетной семье столяра. У Ивана Дмитриевича было 13 братьев и сестер. В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики.

Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Теодора Залькальна.

Был привлечен скульптор Шадр и к другому правительственному заказу. Тот же воскресный номер «Зари» за 18 мая 1919 г. На днях особым жюри при министерстве финансов принято несколько проектов бумажных денег «Возрождения России». В конкурсе участвовали несколько художников, и, между прочим, художник-скульптор И. Новые денежные знаки предполагается выполнить частью в двух, а частью в пяти красках. Все они проникнуты общей идеей возрождения России». Выпустить в обращение новые кредитные билеты омское правительство не успело, но пробные знаки изготовило. Бонистам известны 20 различных пробных экземпляров.

А вот гуляющие по интернету сведения о том, будто бы Шадру заказали проект памятника верховному правителю России Александру Васильевичу Колчаку, а сам скульптор якобы был причастен к проекту коронования адмирала в Москве, реальности не соответствуют. Если бы такое имело место, то Ивана Дмитриевича Советы бы не только не приняли на службу, но и свой жизненный путь он закончил бы в застенках омской ГубЧК. Источником всех этих сплетен и слухов стал «король сибирских писателей» Антон Семёнович Сорокин, известный всему омскому бомонду 1920-х годов своими экстравагантными выходками. Кстати, почитателей своего творчества А. Сорокин характеризовал не иначе, как «особый вид идиотов, ещё не изученных психиатрией». На службе у Советов После падения белого Омска И. Шадр некоторое время работает при Культпросвете 5-й Армии. Как он попал туда, до сих пор остаётся загадкой. Вот его текст: «Ввиду отъезда Культпросвета 5 в Томск прошу возбудить ходатайство об откомандировании меня и формовщика Н.

Бирбасова из Культпросвета 5 в распоряжение «Губревкома» для работ по созданию проектов памятника Павшим Борцам Революции в Омске. На обороте документа сохранилась надпись, сделанная карандашом и весьма размашистым почерком: «Культпросвет 5. Губревком просит откомандировать художника Шадра в распоряжение Губревкома для изготовления памятника погибшим борцам за свободу. Дом коммунистического просвещения. Передо мной копия протокола Сибревкома от 8 апреля 1920 г. В ней весьма лаконично, как, собственно, и во всём делопроизводстве советского периода, говорится: «Слушали: вопрос о создании перед зданием Сибревкома памятника Карлу Марксу. Постановили: 1. Поставить перед зданием Сибревкома памятник Карлу Марксу. Поручить скульптору Шадру создание статуи, а зодчему Кузнецову постановку памятника в целом.

Поручить Управлению Делами Сибревкома выработать смету на устройство памятника. В счёт сметы выдать в распоряжение Управляющего делами сто тысяч рублей авансом». О том, как шла работа над памятником, узнаём из газетной публикации Т. Лобановой, появившейся в «Вечернем Новосибирске» ещё в 1963 г. Судя по этим документам, у Шадра в Омске так и не появилось оборудованной мастерской. Всю работу Ивану Дмитриевичу приходилось организовывать на ходу. Из-за царившего в мастерской холода почти готовая скульптура основоположника научного коммунизма лопнула и развалилась на куски, которые едва не придавили мастера. Для возобновления работы нужны были лопаты, гвозди, бочки и масса других подсобных материалов. В одной из записок Шадр просил выделить даже для студии чайник, кружки и тарелки.

Скульптуру предполагалось отлить из бронзы. Для этого гипсовую статую отправили на литейный завод, находившийся на ул. Баронской, 59.

Он верит в великие цели нашего искусства - раскрывать красоту дел и мыслей народа, обогащать прекрасный духовный мир, красоту его борьбы за счастье. Поэтому искусство Шадра живет и сегодня, и сегодня оно помогает нам идти к великой цели. Обо всём этом и не только в книге Иван Дмитриевич Шадр Ю.

«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»

3 апреля 1941) - выдающийся советский скульптор, один из основоположников монументального искусства в СССР. Всю жизнь Иван Шадр воспевал в скульптуре революцию. В 1935 году два советских скульптора Иван Дмитриевич Шадр (при рождении Иванов) и Ромуальд Ромуальдович Иодко как-то уж слишком одномоментно изваяли скульптуры с одинаковым названием «Девушка с веслом». Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. Но жюри конкурса все больше склонялось к другой фигуре Алексея Максимовича Горького, которую вылепил скульптор Иван Дмитриевич Шадр.

День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Иван Дмитриевич Шадр (30 января (11 февраля) 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва) — русский художник, скульптор, создатель монументальных произведений в духе модерна, органично вписавшихся в программу соцреализма. Шадр иван дмитриевич химки, позже он переключился исключительно на героизм, хотя участвовал в записи гаваны, фрегат камеры, и сопротивлении скоростей-зоны на заграничном классе 2004-го года Catch Thirtythree. биография художника и его самые известные работы. Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области.

«Освобожденная воля»

«Иван Дмитриевич Шадр был настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью». Первый раз за шестьдесят лет в Новой Третьяковке будет проводиться выставка советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Иван Дмитриевич ШАДР, советский скульптор, запечатлевший в своих произведениях людей Октября, борцов и тружеников. «Иван Дмитриевич Шадр был настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью». советский скульптор. В Москве в Новой Третьяковке открылась выставка "Скульптор Шадр.

Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра

Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. Это один из первых памятников В. Ленину, он был демонтирован в 1991 году. В 1926 году Шадр ездил за границу: он посетил Францию и Италию. В Париже он вылепил бюст Л. Красина , бывшего тогда полпредом СССР, и повторил затем портрет в мраморе. В 1931 году была создана Шадром надгробная плита В. Основной моделью скульптора стала В. Волошина , студентка Московского Института физкультуры.

Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году [14]. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха имени Горького города Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее.

Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра Михаил Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы Иван мог учиться на певца. В училище Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в армии. В 1910 году Шадр уехал за границу.

Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 г. Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 г. Летом следующего года Иван Шадр вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России. Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал уличным пением. Рериха и музыкально-драматическую школу. В столице он прожил до 1908 г. В 1910 г. Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. Родена и Э. Затем парижские учителя отправили Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 г. Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1926 г. Шадр становится членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов. Умер И. Шадр 3 апреля 1941 г. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков» — фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки — в Третьяковской галерее , созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. В 1923 г. Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели заслуженный успех. В 1924 г. Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной Ленинианы. За 13 лет он создал 16 скульптурных изображений В. Ленина, в том числе для Центрального музея В. Ленина в 1934 г. Одна из самых значительных его работ — монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 г. Это один из первых памятников Ленину он был демонтирован в 1991 г. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» 1922 , скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» 1927. О пребывании И. Шадра в Омске писали многие омские исследователи. Упоминания об этом встречаются в работах А. Палашенкова, А. Колесникова, М.

Характерно, что два других проекта заняли второе и третье места, таким образом, Шадр явился единоличным победителем в этой творческой борьбе. Однако его произведению не суждено было реализоваться, так как на осуществление проекта у организаторов не оставалось ни денег, ни времени — выставка должна была вот-вот открыться. Это стало настоящей трагедией для И. Шадра: «Борьба с землей», лишенная завершения, казалась ему бессмысленной. Показанная в отдельной горельефной доске, она создавала впечатление «безнадежности, отчаяния». Но, даже будучи экспонируемый в таком «обездоленном» варианте, горельеф производил на современников неизгладимое впечатление. Голубкина, мастерство которой Шадр знал и ценил всегда, сказала даже: «Вот у кого надо учиться». Его поздравляли, у его скульптуры постоянно толпились зрители. Основная композиция фонтана Фонтан «Штурм земли», равно как и рельеф «Борьба с землей», представляют собой интереснейший пример соединения романтической патетики, характерной для творческих интенций И. Шадра, и попытки ее воплощения в жизненно убедительной манере. Столь сложное в плане реализации образно-пластическое решение было продиктовано уникальным мироощущением Шадра, которое заключалось в способности осмысливать окружающую действительность сквозь призму мифопоэтического восприятия… И здесь нам видится наиболее верным и точным определение, данное Шадру скульптором Борисом Королёвым: «Жюль Верн от скульптуры»… Ирина СЕДОВА, искусствовед, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи Текст из статьи «Проблемы исследования отечественной скульптуры». Журнал «Новое искусствознание», 2019 "А. Бронза, 71х28х29 см Когда в 1937 году к столетию со дня смерти Пушкина был объявлен конкурс на создание памятника поэту в Ленинграде, Шадр включился в эту работу. Первым «гения русской поэзии» увековечил в монументальной скульптуре А. Опекушин 1880, Москва , и этот памятник за полстолетия успел стать хрестоматийным. Александр Опекушин 1841-1923. Бронза, 101х37,5х30,5 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи Шадр относился к произведению Опекушина с большим уважением, но отмечал в дневниках, что образ слишком спокоен и элегичен. Иван Дмитриевич хотел сделать его более взволнованным, порывистым. В 1938 году во втором туре конкурса жюри утвердило проект Шадра. По первоначальному плану памятник должен был располагаться на Стрелке Невы перед зданием Биржи, позднее было выбрано другое место — на Площади искусств перед Государственным Русским музеем. Шадр не успел завершить свой замысел, поэтому в 1957 году там установили монумент работы М. Сохранилось множество эскизов, дающих возможность проследить этапы работы над образом Пушкина. Варианты скульптуры были весьма разнообразны. Один из них — романтический — поэт, горделиво стоящий на высокой скале; другой — смертельно раненный поэт, лежащий на белой мраморной плите, прицеливающийся из пистолета. Стремясь к монументальности, Шадр нашел иное решение: «Я одену Пушкина в шинель, огромную, тяжелую. Пусть она давит его, а он вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона». Автор также создает особый постамент в виде капители колонны, проводя художественную параллель с пушкинской строкой: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Бронза, 125х122х150 см Скульптор готовил эту работу для участия во всероссийской Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Шадр создавал образ по личным воспоминаниям о революционных событиях 1905 года, когда на его глазах происходили выступления демонстрантов в Екатеринбурге. Фигура восставшего рабочего представляет собой аллегорическое изображение революции. Сам автор усматривал в резком развороте фигуры подобие сжатой пружины, готовой распрямиться с разрушительной силой и развернуться в события 1917 года. В первоначальном варианте Шадр предполагал использовать образ человека, разрывающего цепи, но в дальнейшем отказался от этой идеи, дабы уйти от романтической символики прошлого.

3 апреля — День памяти скульптора Ивана Шадра

Во исполнение этого благословения в 1890 году Василий женился на молодой девушке Ольге. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 тыс.

После революции 1917 года семья Муравьевых, всегда готовая разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, выехала за город и проживала по большей части в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. В 1920 году Василий по обоюдному согласию с женой принял монашество в Александро-Невской Лавре с именем Серафим. После тяжелых подвигов и трудов во славу Божию, будучи уже старцем, иеросхимонах Серафим стал ее духовником.

С 1930 года и до своей кончины в 1949 году он жил в Вырице. За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Подражая своему небесному учителю преподобному Серафиму Саровскому, вырицкий старец принял на себя новый подвиг — он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца.

Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил свой подвиг — стал совершать его ежедневно. И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца — Любовь отзывалась на любовь!

Старец иеросхимонах Серафим отошел ко Господу 3 апреля 1949 г. Град небесный — горний Иерусалим — распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги. Множество паломников едет в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь.

Сегодня мы также вспоминаем первую в Россию женщину-офицера, «кавалерист-девицу» Надежду Андреевну Дурову, скончавшуюся 21 марта 1866 г. Она родилась в сентябре 1783 г. Сарапула А.

В 1806 г. Дурова, переодевшись в мужское платье, ушла из дома. Выдавая себя за дворянина, желавшего поступить на военную службу, она присоединилась к направлявшемуся на театр боевых действий с французами донскому казачьему полку С.

В марте 1807 г. В составе этого полка она приняла участие в боях под Гутштадтом, Гейльсбергом и Фридландом, и за спасение жизни офицера была награждена знаком отличия Военного ордена солдатским Георгиевским крестом. В конце 1807 г.

В чине корнета Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк, а в 1811 г. В 1812 г. После отпуска для излечения ран участвовала в кампаниях 1813-14 гг.

Прослужив около десяти лет, в 1816 г. Дурова вышла в отставку в чине ротмистра. Благодаря А.

Пушкину , опубликовавшему ее записки сначала в отрывках, а затем отдельным изданием, получила литературную известность.

Шадр предложил вылепить скульптуры, с которых граверы могли бы создать изображения, найдя наиболее выгодные ракурсы и освещение. Гознак предоставил скульптору мастерскую, в которой им были выполнены «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель».

Своих натурщиков, которых он называл «денежными мужиками», скульптор нашел в родном Шадринске. Распространение этих изображений на облигациях, денежных купюрах, марках сделало произведения Шадра широко известными. Статуя В.

Портрет А. Горького «Буревестник». Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1939, Национальный музей «Киевская картинная галерея» И.

Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922. Модель фигуры для памятника, установленного в Москве на площади Тверская Застава. Мухина с помощницами Н.

Зеленской и З. Открытие состоялось в 1951 году. Памятник Горькому у Белорусского вокзала.

Скульптор И. Шадр Памятник Горькому у Белорусского вокзала. Фото А.

Сидельников, 2023 г. Отлив 1963 года с экземпляра в гипсе 1939. Портрет Л.

Постамент — гранит. Портрет В. Выполнен к проекту памятника для Москвы.

Отлив 1956 года с экземпляра в гипсе 1924 года. Портрет Н. Отлив с экземпляра в гипсе 1946, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Постамент — мрамор. В 1926 году Шадр отправился в зарубежную командировку в Европу. Бывая у него почти ежедневно, засиживался подолгу — оба получали от беседы удовольствие.

Леонид Борисович знал, что неизлечимо болен, но держался очень бодро и мужественно, никогда не жаловался». В ноябре 1926 года Красин скончался. По приезде в Россию Шадр выполнил ещё один вариант портрета в мраморе в виде горельефа ныне — в музее современной истории России.

В 1901 году стал агентом по нелегальному распространению газеты большевиков «Искра». Живописец, ученик В. Перова, с 1891 года член «Товарищества передвижников».

В 1923 году первым получил звание народного художника Республики. Проект неосуществлённого надгробия. Отлив 1951 года с экземпляра в гипсе 1922, Государственный музей современной истории России, Москва.

Фриче с сыном В.

Шадра перевели в бронзу [15]. К лету 1936 года И. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская Белоручева. Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР.

На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. В 1939 году создал скульптуру А. Горького в образе Буревестника бронза , Третьяковская галерея. В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому.

Новая Третьяковка на Крымском валу открывает выставку, приуроченную к 135-летию со дня рождения скульптора. Каким он был? Всегда ли ему сопутствовала удача?

Что сделалось главным фактором успеха? Иван Дмитриевич Шадр появился на свет в 1887 году. Настоящая его фамилия — Иванов. Среди родни — крестьяне-пахари, торговцы, ремесленники, строители. Один из дедов имел питейное заведение. В общем, никаких социально-генетических предпосылок к изящным искусствам. Хотя нет, прадед-купец подвизался ещё и в качестве богомаза. Шадр — этот хлёсткий псевдоним, был взят по названию отцовского родного города — Шадринск. Но это случится потом.

А пока... Отрочество будущего гения чем-то напоминало мытарства Максима Горького — житьё-бытьё «в людях», фабрика, работа грузчиком и сторожем, побег от хозяина, странствия и — волшебное поступление в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу. На рубеже XIX и XX столетий возник интереснейший сплав ремесла и творчества — это именно то, что впоследствии назовут эффектным словом «дизайн». В Германии процветал Deutscher Werkbund - объединение художников, архитекторов, мастеров и предпринимателей, ставивших себе целью развитие немецких промыслов и встраивание их в индустриальный ритм XX столетия. У нас были мастерские в Абрамцево и Талашкино, Кустарный музей в Москве и школы, подобные екатеринбургской. В ходе штудий талантливый простолюдин счёл, что рамки заведения, ориентированного на расписные полочки, тканевый орнамент и печной изразец, ему тесны. Иван пешком и на перекладных добрался до Санкт-Петербурга, встретившего чужака с холодноватым презрением. Забракованный Императорской Академией Художеств, Иван подрабатывал уличным пением. Но Фортуна улыбнулась ему.

Он был замечен режиссёром Александринки - Михаилом Дарским, пристроившим голосистого бедняка учиться вокалу. Однако же оперные подмостки не волновали художника, и потому судьба подарила ему ещё один шанс — его рисунки попались на глаза могущественному Илье Репину — приятелю Дарского. К 1908 году Иванов доучился, обтесался, надел столичный фрак, а для форсу назвался Шадром. На дворе стоял Серебряный Век - держалась мода на аббревиатуры, псевдонимы и тайны-ребусы. Шадр — звучало почти по-французски.

«Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность»

Иван Дмитриевич Иванов (Шадр) родился 11 февраля (30 января ст. ст.) 1887 года, в семье плотника Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых, в селе Такташинском, ныне Мишкинский район Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр (30 января (11 февраля) 1887, Такташи, Оренбургская губерния — 3 апреля 1941, Москва) — русский художник, скульптор, создатель монументальных произведений в духе модерна, органично вписавшихся в программу соцреализма. Иван Шадр – автор Булыжника, который оружие пролетариата.

Шадр в Омске

Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода». «Дарования Ивана Дмитриевича Шадра были многообразны и глубоки, он увлекался музыкой, пением, драматическим искусством, рисованием, но более всего – скульптурой. Главные новости о персоне Иван Шадр на Город - 7 мая 2023 - Новости Ярославля -

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий