Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Композиция также помогает подчеркнуть главные и наиболее важные моменты новости, делая их более выделенными и запоминающимися. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения.
Композиция речи
Мысленная основа речи: Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление. Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным. Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др. В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание.
Эту задачу выполняет вступление. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов.
Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Поэтому начало и конец речи, т.
Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним.
Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Поэтому начало и конец речи, т. Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Это, бесспорно, трудное и ответственное дело. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. В статье «Советы лекторам» А. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним.
Федин: «Композиция есть логика развития темы». Кони в статье «Советы лектора» отмечал: «Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». К основным элементам композиции традиционно относят: вступление, главную часть и заключение. В данном случае должно строго соблюдаться основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Сперанский в своем труде «Правила высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
8. Композиция речи.
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты.
Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности
Хедлайн играет роль не только заголовка с особыми свойствами. Поэтому даже после всех изменений хедлайн должен сохранять узнаваемый вид. Так, хедлайн сообщения NEWSru. Вторая — менялась. Данный подход представляется рациональным и его можно рекомендовать для подобного редактирования.
Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы. По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое. В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах.
Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн. В то же время он должен оставаться узнаваемым. Поэтому рерайтер, предполагая, что начатый им материал может оказаться длящимся, должен дать ему двучастный хедлайн. Естественно, она должна иметь достаточно общий, «стратегический» характер, который не изменится в процессе онтогенеза.
В принципе первый вариант такого сообщения может иметь хедлайн в виде только «постоянной части». Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15. Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале. Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения.
Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова.
Ведь главная цель дискуссии — не доказать свою правоту любыми средствами, а посмотреть на проблему с разных позиций. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории. Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни или предположительным а как бы могло быть в такой ситуации. Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно при условии, что найден общий признак. Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя.
И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля Задание 1. Укажите верные утверждения об фрагменте речи: «Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом.
Значение начального блока важно еще и потому, что, в отличие от читателя газеты, пользователь не может видеть сразу весь материал, т. Важную роль, несомненно, играет фотография и ее интегриро-ванность в общую структуру начального информационного блока. Фотографии часто носят конкретно-иллюстративный характер. Это снимки тех людей и событий, о которых говорится в тексте, например Ангела Меркель возлагает цветы к мемориалу на Бернауэр Штрас-се в память о погибших www. Иллюстрация может быть и условной и таким образом указывать только на тему статьи. Например, фото с наведенным фокусом на женские туфли к статье о парламентском споре по поводу квоты женщин на руководящих постах www. На сайте Bild. На сервисных сайтах применение этих средств объясняется тем, что основной целью пользователей является чтение электронной почты и использование других интернет-услуг, и для привлечения внимания к новостной информации необходимы особые средства. Но и на сайтах серьезной прессы можно довольно часто встретить в начальных блоках сочетания «игровых» заголовков и броских фотографий. Например, в Spiegel Online от 16. Какими бы разными ни были интернет-издания, их начальные информационные блоки имеют общие моменты. В каждом издании они имеют стандартную форму и характеризуются функциональной связанностью. Просмотрев их, часто можно получить представление об имеющихся новостях, не читая весь текст. Комбинация изображения, заголовка и лида обычно дает ответы на основные вопросы новостной заметки. Можно выдвинуть предположение, что начальный блок в интернет-СМИ выполняет ту же функцию, что и лид со структурой «перевернутой пирамиды» в традиционных печатных изданиях. Формальная и семантическая структура информационного текста Несмотря на всю специфику построения электронных текстов, структура «перевернутой пирамиды» не исчезла полностью со страниц онлайн-изданий, как это предсказывали некоторые исследователи [6]. Focus Online как сайт, ориентированный, в основном, на материалы информационных агентств и новости, помещает тексты, имеющие традиционную композицию информационного текста, будь то краткая заметка или лид развернутой информации. На большинстве же сайтов «перевернутая пирамида» не является превалирующей структурой или не имеет четко выраженной формы. Начальный информационный блок, как правило, повторяется в начале полной версии материала. Большинство текстов интернет-изданий можно отнести к жанру развернутой информационной статьи Bericht. Анализ данных текстов показывает, что они имеют по преимуществу традиционную формально-семантическую структуру информационного текста: лид содержит основную информацию о событии W-Fragen , далее следует не очень важная информация. Однако «перевернутая пирамида» имеет менее выраженный характер, чем это имеет место в печатных СМИ: если ее основание четко оформлено, то сужение к вершине происходит под менее острым углом, так как степень важности последующих фактов не всегда очевидна, они скорее могут быть равными по важности. В новостях о событиях, развернутых во времени и имеющих продолжение, в конце текста не дается краткая информация о начале развития события, как это делалось прежде в печатных СМИ вершина пирамиды. Автор рассчитывает на то, что читатель находится в соответствующем информационном дискурсе и благодаря этому сможет понять его текст. Автор текстов электронных изданий может быть в этом еще более уверенным благодаря тому, что всегда есть возможность сделать ссылку на прежние тексты по теме, или текст находится непосредственно в соответствующем тематическом окружении. Вероятно, это одна из причин, почему лид не имеет в электронных информационных текстах строгой формы. Он может иметь классическую форму 1 , или же давать сжатую информацию о содержании статьи как в текстах крупной формы 2 или содержать информацию, привлекающую внимание 3. Nur Moskau will das Ergebnis anerkennen www. Выводы Несмотря на такие существенные структурные особенности текстов в онлайн-СМИ, как нелинейность и мультимодальность, тексты новостей имеют преимущественно прежнюю жанровую композиционную и структурную специфику. Традиционная структура «перевернутой пирамиды» сохраняется, но имеет менее четкое оформление, что может объясняться тесными интертекстуальными связями - как непосредственно в форме гиперссылок и в виде текстового окружения, так и связями в общем дискурсе новостной информации.
Понравилась увлекающая игровая форма заданий, подача теории: доступно, не скучно, с примерами и раздаточными материалами. Дружелюбная атмосфера. Реальный эффект. Карышева Наталья Понравилось буквально все! Все занятия проходили в увлекательной форме. Я получила огромное удовольствие как от общения с тренерами, так и от общения с сокурсниками. Артур и Елена учат не просто красиво и уверенно говорить, они дают гораздо больше, помогают взглянуть на себя со стороны. Спасибо Вам за увлекательный тренинг! Екатерина Понравилась доброжелательная, позитивная атмосфера. Получила море позитива, полезных для себя советов.
Композиция выступления
Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. Слайд 5 Композиция речи — это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Композиция речи
Другой вариант кольцевой структуры — подача главных фактов в начале и конце текста. При этом важно, чтобы аргументы были одинаково значимы. Такая композиция наиболее характерна для аналитических заметок, где сначала констатируется какой-либо факт новость , а затем следуют размышления и аргументы автора. Насколько информативным должен быть новостной текст Информации в тексте должно быть ровно столько, сколько может воспринять читатель.
Перенасыщенность заметки фактами может привести к тому, что она станет трудной для понимания и запоминания. Поэтому авторы чередуют в новостных текстах разноплановые сведения: ключевые, уточняющие, повторные, дополнительные и нулевые. Без фоновых данных текст будет слишком сухим, а с их чрезмерным количеством — бессмысленным.
Без привычных в разговорной речи нейтральных слов и оговорок нулевой информации текст будет неприятно читать, как будто он написан роботом, а не человеком. К тому же, они помогают сделать новость более целостной. Чтобы понять, насколько новость информативна, автор определяет соотношение ключевой информации к другим видам сведений.
Наиболее приемлемый показатель информативности для новостных заметок — 0,4-0,6. Если он выше, текст слишком сложный, если ниже — не интересный.
Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы. По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое. В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах.
Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн. В то же время он должен оставаться узнаваемым. Поэтому рерайтер, предполагая, что начатый им материал может оказаться длящимся, должен дать ему двучастный хедлайн. Естественно, она должна иметь достаточно общий, «стратегический» характер, который не изменится в процессе онтогенеза. В принципе первый вариант такого сообщения может иметь хедлайн в виде только «постоянной части». Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15.
Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале. Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения. Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова. Указанный подход к составлению лида выгоден еще по одной причине. Однако соблюдение этого правила, хотя и выделяет главный факт, зачастую препятствует его пониманию. Так же удобно излагать материал и рерайтеру.
Предлагаемый нами метод существенно упрощает задачу рерайтера. Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт.
Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором.
Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение.
Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции.
Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела».
Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего».
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много.
Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов. Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции. Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная.
Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра». Это торжественные или ритуальные выступления.
Они предназначаются для широкой аудитории или узкого дружественного круга. Здесь важно выбрать удачный момент для выступления, чтобы выразить свои чувства и задеть сердца окружающих. А говорить при этом нужно кратко и выразительно. Протокольный вариант встречается во всех сферах деятельности. К нему относятся презентации, благодарственные и приветственные выступления, открытия выставок, галерей или залов. Ее цель — создание подходящего настроения у аудитории, поэтому нужно дать четкую характеристику поводу, по которому слушатели были собраны. Используемые приемы Даже на интересном выступлении слушатели устают и отвлекаются.
29. Композиция выступления
Композиция речи: начало, развертывание и завершение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2. Важным этапом работы является продумывание композиции выступления. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как. Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей.
Как написать понятный новостной текст и не только
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.