Новости кто стал первым в россии царем

Восстановление российской государственности стало возможным с освобождением Москвы. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.

Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой

Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успeнскoм сoбoре. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бoяре, площадь перед сoборoм была запoлнена нарoдом. Митропoлит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шaпку Мoнoмaxa это было сделано впервые и оплечье бapмы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключeвский, помазал его миром, а дед Ивaн III благословил пятнадцатилетнего внука «на великoе княжение Владимирскoе, Москoвское и Hoвгoродскoе». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами. Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Сoфья. Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем.

Почему он так поступил, не ясно.

Возможно, именно поэтому его нежданное восхождение к власти означало для России разрыв с предыдущей эпохой, упразднение прежних обычаев, правил и порядков ради того, чтобы усвоить образ жизни, во многом напоминавший современный. Какой ценой удалось этого добиться? Миф первый: Петр Великий обескровил Россию Сражение за память Петра Великого началось еще в императорской России, где царя-реформатора подняли на знамя его потомки Романовы, а критиковали — иногда совершенно несправедливо — оппозиционеры, включая либералов-прогрессистов. Трудно сказать, двигала ли Милюковым научная наивность или стремление задеть репутацию монархии.

Но историк-политик сделал вывод, что население России сократилось при Петре на ту же долю, а следовательно, его правление принесло стране опустошение, демографический кризис и упадок сил. То, что затяжная война со Швецией потребовала напряжения всех ресурсов, хорошо знали современники Милюкова, поэтому его слова принимали на веру. Хотя историк Клочков еще в 1911 году оспорил теорию о демографическом крахе, игнорировавшую данные подушевой переписи. История появления этого документа позволяет объяснить, на чем именно споткнулся Милюков. Резкое падение числа жителей смущало самого Петра Великого, заподозрившего "утайки", вызванные нежеланием подданных платить подати.

Бороться с обманом переписчиков направили ревизоров, и худшие опасения подтвердились. За сверкой данных следил первый русский историк Василий Татищев. Обмануть Петра Великого не вышло, а считать численность "по дворам" — нечестно. Как это делать справедливо, показывает инфографика ТАСС. Миф второй: Петр Великий отдал Россию немцам Другое обвинение против Петра Великого выдвигали оппозиционеры справа — консерваторы, утверждавшие, что из-за реформ начала XVIII века Россия утратила свой национальный дух.

Этот упрек был настолько серьезен, что разворачивался в целую политическую программу и был способен сотрясти высшие этажи власти. В 1741 году дочь Петра Великого Елизавета совершила государственный переворот, обвинив свою предшественницу Анну Леопольдовну в том, что при ее правлении власть сосредоточили в своих руках немцы. Факты недостаточно подтверждают это обвинение. Из 215 высших чиновников российских коллегий министерств и судей в 1730-е иноземцами являлись только 28. При Петре Великом, создавшем коллегии, эта цифра была чуть выше — 30.

Иначе дело обстояло в войсках, для модернизации которых царю понадобился иностранный опыт. В 1690-е и 1700-е годы российский флот создавался с нуля. Именно поэтому среди морского командного состава, сформированного Петром, преобладали выходцы из-за рубежа: из 31 высшего флотского чина с 1700 по 1725 год русских насчитывалось только пятеро. Инфографика ТАСС показывает, как обстоял отбор на командные должности в ключевом роде войск — пехоте. Среди генералов, взятых Петром на службу, больше всего "легионеров" насчитывалось в 1708 году — 39 из 51.

На последнем отрезке правления Петра их доля ощутимо сократилась до 22 из общего числа в 61.

Впервые была создана государственная царская библиотека — крупнейшая в мире, каждый 50-й в стране был грамотным при Екатерине II — каждый 800-й. Сам Царь Иван был высокообразованным, очень начитанным человеком, обладавшим, к тому же, и литературным даром. Он любил музыку и сам сочинял церковные песнопения. Вот только запрет на въезд еврейских купцов в Россию можно оценивать по-разному. На ходатайство польского короля Сигизмунда-Августа Царь ответил: «В свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал». Таким образом, деяния Ивана Грозного, при всех его личных пороках и недостатках, дают неоспоримые основания причислять его к выдающимся государственным деятелям России, а никак не к злодеям, как это сегодня с маниакальным упорством делают русофобствующие историки.

Когда они очерняют историю нашего Отечества или очерняют наших великих государственных деятелей, то делают это с одной целью — унизить русский народ, лишить его национального достоинства. К счастью, в последние годы отношение к Грозному становится более объективным. Ему даже стали устанавливать памятники. Памятник Ивану Грозному в Орле, основанном в 1566 г. Авторы О. Молчанов, А. Следков, А. Дмитриев, А.

Установлен близ Богоявленского собора, открыт 14 октября 2016 года. Памятник Ивану Грозному в Александрове Владимирской обл. Автор В. Первый раз был установлен в 2017 году, но вскоре по требованию «прогрессивной общественности» памятник Царю-«тирану» и «детоубийце» был демонтирован и передан в качестве экспоната Военно-историческому обществу. Кстати, в основанном при Иване Грозном Архангельске памятника ему нет. Зато есть памятник Петру I, который нанёс тяжёлый экономический удар по Архангельску: ради развития Петербурга он приказал полностью свернуть внешнюю торговлю через его порт, в результате чего город быстро захирел. Возрождение началось 100 лет спустя, при Наполеоновских войнах, когда Архангельск оказался единственным портом для торговли с Англией.

Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам. Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется. Без петровских реформ она не появилась бы. Одновременно с этим ориентация в сторону культурных европейских образцов породила культурный раскол в русском обществе между образованной элитой и необразованной массой, которая составляла большую часть населения страны. Он ощущался очень долго. Некоторые историки говорят об этом культурном расколе как об одном из факторов, — я подчеркну, именно об одном из факторов, — которые привели в конечном счете к событиям 1917-го года. Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных Слово самодур, я думаю, к Петру совсем не подходит. Он, во-первых, был человеком своего времени, и это надо понимать. Во-вторых, Петр был человеком порывистым, с довольно резкими сменами настроения. Он не был алкоголиком. Он пил, да, пил много и заставлял пить других. Судя по всему, он делал это, чтобы послушать, что они будут говорить, когда напьются. Конечно, Петр не носил с собой постоянно щипцы, чтобы вырывать зубы. Это относится к сфере исторических анекдотов, однако зафиксировано, что пару раз у кого-то он зубы действительно выдрал. Но за этим стоит совершенно другое, большой интерес Петра к достижениям естественных наук. Появилась идея о силе человеческого разума, с помощью которого человек в состоянии менять окружающий мир, в том числе мир социальный, то есть строить его на рациональных основах. Это центральная идея эпохи, которой проникся Петр I. Поэтому, вырывая зубы, он демонстрировал ее воплощение. Ты страдаешь, у тебя зуб болит. А я своими руками его вырвал, и ты здоров. Вот практическое, прикладное воплощение этой идеи. Именно с этим связана любовь Петра к работе на станке. Когда он своими руками что-то делал, это и было проявлением силы человеческого разума, его способностей. Человек как творец. Петр построил Санкт-Петербург Среди историков вообще и историков Петербурга в частности существует дискуссия, которая ведется с некоторой долей иронии, о том, в какой степени вообще правильно считать Петра основателем этого города. Решение о строительстве крепости в устье Невы было принято на военном совете 16 мая 1703 года, а Петр в это время отсутствовал. Его не было на этом совете. Это решение было принято без него. Он вернулся через несколько дней, и ему доложили, что вот такое решение есть, и он его одобрил. Ну а дальше возникают легенды. И вот уже в первой половине XIX века была написана повесть, в которой рассказывалось о том, как Петр основал город Петербург. Вот он поехал на Заячий остров, взял у солдата штык и этим штыком нарисовал две полоски, сложил крест-накрест и сказал: «Здесь будет город». И потом якобы велел там зачем-то рыть землю. А когда землю рыли, то нашли какой-то ковчег, в котором оказались мощи святого Андрея Первозванного, и над ними парил белый орел. Но это все мифология. Так вот, решили они строить крепость — или фортецию, как говорили в XVIII веке, — и, по всей видимости, довольно быстро. Петр переосмыслил значение этого действа, и идея строительства крепости переросла в идею строительства города. Потом она трансформировалась уже в то, что строить будут не просто город, а столицу.

25 августа 1530 родился Иван IV (Грозный), первый Царь всея Руси

Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру».

Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата — митрополиты Алексий и Владимир.

Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Грач, не позволили подозрениям перерасти в уверенность. Вблизи величественных строений обнаружили кости — но не человеческие, а животных: остатки трапез первых строителей города. Про этих людей известно, что работали они посменно: группами по 20 тыс. Всего на строительстве столицы могли побывать до 200 тыс. Тем более эти оценки противоречат фрагментарным сохранившимся данным: так, известно, что в промежутке с 1711 по 1712 год из 2 210 мастеровых, строивших город, погиб 61 , а в 1706 году из 529 плотников, возводивших адмиралтейство, — один человек. На основании этих и подобных данных современный историк Ольга Агеева заключает, что общее число умерших за время многолетней стройки 1703—1715 не могло превышать 2 тыс. Этим объясняется и то, что кости, найденные на берегу Мойки, так и остались единственными обнаруженными массовыми захоронениями людей в центре Петербурга. Мрачная легенда об основании северной столицы, возможно, не прижилась бы, если бы к ней не примешивались национальные страсти. Еще в XIX веке в среде украинских националистов сложилось убеждение, будто к строительству Петербурга привлекли тысячи запорожцев.

Поэт Тарас Шевченко посвятил мнимым жертвам — считалось, что запорожцы погибли, — прочувствованные строки, пересыпанные упреками России. Тем не менее не существует никаких исторических свидетельств участия украинцев в строительстве Петербурга, хотя на возведении Ладожского канала с 1721 по 1723 год трудились запорожцы, 3 тыс. Смешение в народной памяти двух различных эпизодов, усугубленное игнорированием объективных санитарных обстоятельств, привело к появлению легенды об украинских жертвах при строительстве Северной столицы, которых в действительности не было. Миф четвертый: Петр Великий был масоном Империя парусов и мачт. Построив флот в краткие сроки, Россия удивила весь мир Черная легенда о Петре, подразумевающая, что за его преобразования Россия заплатила чрезмерную цену, затрагивает чувствительную струну порчи нравов: согласно одной из версий, Петр навредил им, принеся на берега Невы масонство. Принять эту точку зрения трудно не только из-за того, что деструктивная роль масонства нуждается в доказательствах, но и в силу хронологии событий: Великая ложа Англии, с которой начинается достоверно прослеживаемая история вольных каменщиков, увидела свет только в 1717-м, и понадобилось дождаться 1720-х, чтобы масоны появились в другой стране Европы — во Франции. Петр Великий побывал в Лондоне значительно раньше — в 1698 году. Совершенно неудивительно, что масонская практика появилась в России гораздо позже этого времени, в 1730-е, конечно, с участием британцев. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. Нередко в попытке подтвердить несправедливые обвинения против Петра превратно толкуют язык искусства XVIII века, включавший изображения всевидящего ока, в наши дни ассоциирующегося с масонством.

Современники смотрели на это иначе: для православных обрамленный треугольником глаз символизировал неотступное присутствие Господа Бога, поэтому помещался на иконы и был хорошо известен даже тем, кто ничего не смыслил в тайных обществах. Миф пятый: Петр рубил бороды На масштабной выставке к 350-летию Петра I в Петербурге представили личные вещи императора Разрыв с устоявшимся порядком вещей, ставший платой за петровские реформы, тяжело переживался частью российского общества. Тем не менее молва, будто Петр варварским способом расправлялся с бородами своих сподвижников, не соответствует действительности. Вернувшись в 1698 году из путешествия по Европе, царь собственноручно отрезал несколько бород. Но ни в одном современном эпохе источнике не утверждается, что он действовал при этом топором. Скорее всего, легенда о топоре — результат смешения в памяти двух событий, произошедших почти одновременно: казни мятежников-стрельцов при этом Петр лично участвовал в экзекуции и вводившегося на государственном уровне брадобрития.

Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г. На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б. Салтыковых из рода Салтыковых в 1616 воспрепятствовали браку царя с его избранницей М. Хлоповой, за что в 1623 отправлены в ссылку, прощены Михаилом Фёдоровичем в 1633 , затем — отца, патриарха Филарета. На протяжении всего царствования опирался на поддержку других родственников и лиц из близкого круга Романовых, в первую очередь — князя И. Шереметева, князей А. Львова , Н. Одоевского , Б. Репнина , А. Сицких из рода Сицких. Начало правления: борьба за сохранение престола В условиях угрозы со стороны других претендентов сумел сохранить за собой русский престол: в 1613—1614 гг. Заруцкий и «царевич» Иван — сын М. Мнишек от Лжедмитрия II , а в 1617—1618 гг. В 1614—1618 гг. Михаил Фёдорович предпринял меры, направленные на стабилизацию социально-политической ситуации в стране: в 1615 г. Лыковым подавлен бунт т. Баловневым часть из них поступила на царскую службу ; тогда же князь Д.

В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон. Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство. Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом. Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения. Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого. Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах. Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий.

Первый Романов. Как царь Михаил Фёдорович царствовал, но не правил

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. россия. РИА Новости. Свежие новости в России и мире. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. россия. РИА Новости.

Первый русский царь: кто им на самом деле был

Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. Проект создан при поддержке Президентского фонда культурных инициативВсе серии на PREMIER – документально-художественный сер. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством.

Как Петр 1 пришел к власти: история, годы правления, преобразования

В 1721 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору. Прочие реформы Среди других социально-политических преобразований Петра I: Реформа культуры, подразумевавшая насаждение и порой весьма жестокое западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье.

Меняется календарь, создается первый театр 1702 и музей 1714. Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами. После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании кроме детей крепостных и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования.

Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны. Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет. Создание Табеля о рангах 1722 — таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием.

Указ о престолонаследии 1722 , позволявший императору лично назначать преемника. Легенды о Петре I По разным причинам в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой — грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I.

Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист. Есть гипотеза, что из Великого посольства вернулся Лжепетр Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки бритье бород, танцы и развлечения и др.

Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной — привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина — она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии. Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя.

Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами».

Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных. В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое по другой версии — двое сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу.

В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей.

Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь — к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой».

В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем. Убитый таким предательством, царь распорядился посадить Анну под домашний арест. Второй женой Петра I стала урожденная простолюдинка из Лифляндии Марта Скавронская, совершившая потрясающее по тем временам социальное восхождение.

Запрещалось строительство новых монастырей. С созданием в 1711 году Сената вся деятельность Церкви назначение глав храмов, строительство новых церквей и т. В 1721 году патриаршество упразднено полностью, всеми «духовными делами» отныне заведует Синод, подчиняющийся Сенату. Все 12 членом Синода перед вступлением в должность приносят присягу императору. Прочие реформы Среди других социально-политических преобразований Петра I: Реформа культуры, подразумевавшая насаждение и порой весьма жестокое западных обычаев. В 1697 году в России разрешается продавать табак, со следующего года выходит указ об обязательном бритье. Меняется календарь, создается первый театр 1702 и музей 1714. Реформа образования, проводимая с целью пополнения войска квалифицированными кадрами. После создания системы школы последовал указ об обязательном школьном образовании кроме детей крепостных и запрет на женитьбу для отпрысков дворян, не получивших образования. Налоговая реформа, установившая подушную подать как основной налоговый источник пополнения казны.

Денежная реформа, заключавшаяся в снижении веса золотых и серебряных монет, введении в обращение медных монет. Создание Табеля о рангах 1722 — таблица иерархии военных и гражданских чинов с их соответствием. Указ о престолонаследии 1722 , позволявший императору лично назначать преемника. Легенды о Петре I По разным причинам в частности, из-за того, что остальные дети царя и он сам были, в отличие от Петра, физически слабыми существовали легенды, что настоящим отцом императора являлся вовсе не Алексей Михайлович. По одной из версий отцовство приписывали русскому адмиралу, уроженцу Женевы, Францу Яковлевичу Лефорту, по другой — грузинскому великому князю, правившему в Кахетии, Ираклию I. Имели место также слухи, что у Нарышкиной родилась очень слабенькая дочь, которую заменили крепким мальчиком из немецкой слободы, и даже утверждения, что вместо истинного помазанника божьего на престол взошел антихрист. Есть гипотеза, что из Великого посольства вернулся Лжепетр Более распространена теория подмены Петра во время пребывания в Великом посольстве. Ее сторонники приводят следующие аргументы: по возвращении в 1698 году царь начал вводить иноземные порядки бритье бород, танцы и развлечения и др. Личная жизнь Петра Первого: жены, дети, фаворитки В 1689 году царевич женился на Евдокии Лопухиной — привлекательной и скромной дочери бывшего стряпчего, дослужившегося до должности государева стольника. Невесту выбрала Наталья Нарышкина — она рассудила, что хоть и бедный, но многочисленный род невестки упрочнит положение сына и поможет избавиться от регентши Софии.

Кроме того, Прасковья, жена его единокровного брата Ивана, огорошила Наталью новостью о беременности, так что медлить было нельзя. Во-первых, мнением царевича при выборе невесты никто не поинтересовался. Во-вторых, девушка была старше Петра на 3 года, воспитана в ключе Домостроя и не разделяла интересов мужа. Вопреки ожиданиям Нарышкиной, верившей, что мудрая жена обуздает легкомысленный нрав ее сына, Петр продолжал проводить время с «корабликами». Так что расположение Нарышкиной по отношению к невестке быстро сменилось на презрение и ненависть ко всему роду Лопухиных. В браке с Лопухиной у Петра Первого родились трое по другой версии — двое сыновей. Младшие дети умерли вскоре после появления на свет, но выжившего царевича Алексея растили в духе почтения к отцу. В 1690 году Франц Лефорт познакомил Петра I с 18-летней Анной Монс, дочерью овдовевшей и обедневшей владелицы гостиницы из Немецкой слободки, бывшей любовницей Лефорта. Мать девушки не гнушалась «подкладывать» дочь под зажиточных мужчин, да и сама Анна не тяготилась подобной ролью. Их отношения продлились более десяти лет, по указу царевича Анне и ее матери возвели роскошный особняк в Немецкой слободке, фаворитке государя выделялось месячное довольствие в размере 708 рублей.

Вернувшись из Великого Посольства в 1698 году, государь первым делом навестил не законную супругу, а Анну. Через две недели после возвращения он сослал Евдокию в суздальский монастырь — к тому времени Наталья Нарышкина умерла, и больше никто не мог удержать своенравного царя в ненавистном ему браке. Государь стал жить с Анной Монс, после чего подданные нарекли девушку «погибелью земли русской», «монсихой». В 1703 году выяснилось, что пока Петр I был в Великом Посольстве, у Монс начался адюльтер с высокопоставленным саксонцем.

Крестил его митрополит Иоасаф, который будучи игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, положил новорожденного у раки преподобного Сергия Радонежского. В детские и юношеские годы его образованием и воспитанием занимался ученейший книжник митрополит Макарий.

Своим блестящим образованием Иван был обязан именно Макарию: он знал несколько языков, играл на органе, и обладал удивительной памятью - знал наизусть Библию и богослужения. Впоследствии, иностранные послы отзывались о нем как о человеке чрезвычайно, даже «неприятно» для них умном. И в настоящее время можно услышать музыкальные сочинения Ивана IV Грозного в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского патриархата! Он был настолько религиозен, что прежде, чем брать в руки вещи осенял их крестным знамением, а комнаты, в которых жил окроплял святой водой. Почти ежедневно принимал участие в богослужениях, в церковном пении и сам сочинял духовные произведения стихири. При этом надо понимать, что в то время богослужения были совсем не такими, как сейчас, а старообрядческими: служба продолжалась по 5-9 часов и сопровождалась многочисленными поклонами.

Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов. Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV.

Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита.

Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник. Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства.

Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом». Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями. Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу. Наконец, в 1561 году Ивану IV была прислана соборная грамота духовенства восточной православной церкви.

В соборной «Утвердительной» грамоте от 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, была подписана тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами, и утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосафом II Великолепным. Это означало, что Его Святейшество Иосаф II фактически признал преемственность власти русского царя от императоров православной Византии. Безусловно, данное событие явилось серьезным дипломатическим успехом Российского государства в международных делах и значительно подняло престиж верховной власти внутри страны. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена Петром 1 в Петербург.

Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр невест. По многим русским городам были разосланы грамоты такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили…». Отравили не только его мать, неоднократно травили смертельными ядами его самого, его жен и детей. В костях его сына Иоанна Иоанновича обнаружено пятикратное превышение ртути, причем по мнению медэкспертов произошло это поступление однократно и в очень высокой смертельной дозе. Так что не убивал Иван Грозный своего сына, как утверждал недобросовестный масон-историк Карамзин. Его старший сын Иван был отравлен большой дозой яда.

К сожалению, этот домысел Карамзина принял на веру великий художник Репин и написал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", которая отпечаталась в сознании русских людей. Отравлена была первая любимая жена царя Анастасия, не дожив даже до своего 30-летия, как и вторая жена черкешенка Мария, которая тоже среди полного здоровья вдруг слегла и скончалась "в муках и терзаниях". Ну, а судьбу третьей жены несчастного Ивана Грозного Марфы все мы знаем по опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Незадолго до бракосочетания царица Марфа вдруг заболела и, по словам летописца, "стала сохнуть".

На самом деле мы знаем только один источник об этом — «Повесть о Земском соборе 1613 года» неизвестного автора. Ее в свое время выявил и ввел в научный оборот замечательный историк Александр Лазаревич Станиславский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Согласно тексту этого документа, главными сторонниками избрания на царство Михаила Федоровича Романова были казаки, которые во время проведения Земского собора составляли львиную долю всех вооруженных людей в Москве. В этой ситуации казачья верхушка имела реальную возможность диктовать свою волю делегатам, наверное, надеясь впоследствии стать новым сословием в России В «Повести» рассказывается, как казаки вели переговоры с боярином Иваном Никитичем Романовым , дядей Михаила Федоровича. Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты. Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех? Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом. Еще Сергей Федорович Платонов заметил, что Михаил Романов стал компромиссной фигурой по целому ряду независящих от него причин.

Как на Руси появился царь?

Число фабрик и заводов в конце царствования Петра I составляло 233. К концу правления Петра Россия вышла на третье место в Европе по производству черных металлов, а к середине века - на первое. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю. Фото: wikimedia. Казна пополнялась за счет нововведенных косвенных налогов и государственных монополий на соль, алкоголь, табак и т. Была даже проведена перепись населения в 1718 году, по итогам которой в 1724 году и ввели подушную подать. Что касается Указа Петра I "О наследии имений" от 23 марта 1714 года, то для начала следует оговориться, что в исторической, да и в правовой литературе этот документ чаще называют "Указ о единонаследии", при этом этот важнейший правовой акт не касается наследования трона. Впрочем, такая ситуация продолжалась недолго. Так, Указом от 31 января 1721 года было запрещено определять в секретари учреждений 10-й класс в "Табели о рангах" недворян, чтобы они не могли "в асессоры, советники и выше происходить" соответственно 8-й, 9-й и более высокие классы в "Табели о рангах". Исключение делалось только для наиболее талантливых. В чем же значимость Указа?

Указ гласит: "Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение", а потому "недвижимых вещей, т. Иначе говоря, наследство имений должно переходить одному-единственному наследнику, поскольку деление дробление имений, по мнению Петра, было вредно для семьи и государства, ибо мелкие дворяне, "имея свой даровой хлеб, хотя и малый, ни в какую пользу государства без принуждения служить не будут, но ищет всякий уклоняться и жить в праздности". Завершилось юридическое и экономическое слияние режимов поместий и вотчин. Петром было осуществлено единое регулирование этих объектов, которые в Указе впервые называются одним термином - недвижимым имуществом наряду с поместьями и вотчинами упоминаются дворы и лавки. Анализируя Указ от 23 марта 1714 года, Г. Шершеневич писал: "Раздел наследства представлялся в глазах императора чрезвычайно вредным: раздробление имений уменьшает их экономическую ценность и отягощает крестьян, а вследствие того страдает правильное поступление податей, знатные фамилии беднеют и теряют свое значение, а наследники уклоняются от государственной службы. Слив вотчины и поместья в одно понятие недвижимых имуществ, Петр I установил необходимое единонаследие. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Таким образом, завещательное право, успевшее значительно развиться, возвратилось к исходному пункту - свобода завещателя состояла только в выборе члена семьи: завещания в пользу посторонних лиц не допускались". Царствование Петра ознаменовалось появлением также нового вида земельного владения.

В 1721 году последовал указ, разрешавший "для размножения заводов как шляхетству так и купецким людям к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею: дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того как шляхетству так и купечеству тех деревень особо без заводов отнюдь: никому не продавать и не закладывать и на выкуп никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения берг- коллегии". Портрет Петра I, 1717 года Фото: wikimedia. Появились так называемые приписные крестьяне, быт которых сочетал в себе признаки быта заводских рабочих и быта крестьян, трудившихся на своих участках. По своему менталитету эти люди заметно отличались от крепостных крестьян, работающих на земле. Наибольшее распространение это явление получило в Московской губернии, занимавшей тогда весь центр страны, и на Урале. В Северном Приуралье закон 1721 года привел даже к полному исчезновению черных крестьян в этой исконно свободной крестьянской местности. Теперь о наследовании престола. Император понимал значимость и необходимость определенности престолонаследия для государства. Это, как говорится, объективная сторона вопроса.

Субъективная составляющая была более сложная и мучительная для Петра. С сыном Алексеем у него были разные взгляды на жизнь; более того, Алексей сбегает от отца за границу, откуда его обманом возвращают и обвиняют в государственной измене. Естественно, отец был в курсе допросов, пыток и страшного приговора - смертной казни, до которой Алексей не дожил умер в 1718 году. Петр I в начале 1718 года, еще до смерти Алексея, издает Манифест о лишении старшего сына Алексея прав наследования престола всероссийского и о назначении наследником малолетнего своего сына Петра от 3 февраля 1718 года, где кроме решения вопроса о престолонаследии объявляет изменниками всех, кто этому манифесту не подчинится: "Всех же тех, кто сему нашему изволению в которое-нибудь время противны будут и сына нашего Алексея от ныне за наследника почитать, и ему в том вспомогать станут и дерзнут, изменниками нам и отечеству объявляем". Указ от 5 февраля 1722 года "О праве наследия престола", который, как следует из названия, посвящен передаче престола, со ссылкой на Указ от 23 марта 1714 года "О единонаследии", говорит о наследии престола с возможностью выбора наследника императором. Петр I основал Балтийский флот. В 1703 году построили форт Кронштадт и первый парусный фрегат "Штандарт". Сначала офицеры ездили учиться в Англию, Голландию и Венецию, а в 1715 году учредили петербургскую Морскую академию. Модернизированная армия и геополитическая обстановка в Европе позволили Петру перенаправить территориальную экспансию на запад. В конечном счете ему удалось выиграть Северную войну со Швецией 1700-1721 гг.

Ништадский мирный договор между Шведским королевством и пока еще Русским царством закрепил успехи Петра. Впрочем, продолжалась экспансия и на восток. В 1716 году на месте слияния Иртыша и Оби русские основали Омск, а выше по течению Иртыша - Усть-Каменогорск, Семипалатинск и другие крепости.

Многое его стало привлекать в западных порядках и обычаях. Молодой русский государь начал курить трубку, ходить на немецкие вечера с танцами.

Чтобы образумить сына, мать решила его женить. Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину. Петр не стал противиться, но практически сразу после свадьбы оставил супругу и уехал на Плещеево озеро. Петр свергает Софью Деятельность Петра беспокоила Софью, которая понимала, что когда ему исполнится 18, ей придется уступить престол. Первый публичный конфликт между ними произошел в 1689 году.

После обедни в праздник иконы Казанской Божьей матери Петр заявил, что сестра не имеет права совершать крестный ход вместе с мужчинами. Тогда она взяла в руки образ Пресвятой Богородицы и вместе с ним присоединилась к процессии. Обескураженный Петр просто покинул ход. Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь. Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана.

Стрельцы решают сами идти в Преображенское. Сторонники Петра сообщают ему о приближающихся непрошеных гостях. Петр скрывается в Троице-Сергиевом монастыре. После стрелецкого бунта, который правитель помнит еще с раннего детства, у него развилось нервное заболевание: появились сильные конвульсии лица. Большая часть войск беспрекословно подчинилась законному правителю.

Софья признала свое поражение, вскоре после этого ее заключили под строгий присмотр в Новодевичий монастырь. Брат Петра фактически перестал интересоваться государственными делами, хотя до своей смерти в 1696 году фактически оставался соправителем. Первые годы у власти После свержения Софьи у руля государства встали люди, которые поддерживали последние несколько лет царицу Наталью Кирилловну. При этом сам Петр находил государственные дела скучными, к тому же, важнейшие вопросы, такие как избрание патриарха, объявление войны проходили без его участия. Все это неоднократно приводило к конфликтам и обострению отношений с теми, кто пытался оказывать давление на царя.

Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь. Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана. Стрельцы решают сами идти в Преображенское. Сторонники Петра сообщают ему о приближающихся непрошеных гостях. Петр скрывается в Троице-Сергиевом монастыре. После стрелецкого бунта, который правитель помнит еще с раннего детства, у него развилось нервное заболевание: появились сильные конвульсии лица. Большая часть войск беспрекословно подчинилась законному правителю. Софья признала свое поражение, вскоре после этого ее заключили под строгий присмотр в Новодевичий монастырь.

Брат Петра фактически перестал интересоваться государственными делами, хотя до своей смерти в 1696 году фактически оставался соправителем. Первые годы у власти После свержения Софьи у руля государства встали люди, которые поддерживали последние несколько лет царицу Наталью Кирилловну. При этом сам Петр находил государственные дела скучными, к тому же, важнейшие вопросы, такие как избрание патриарха, объявление войны проходили без его участия. Все это неоднократно приводило к конфликтам и обострению отношений с теми, кто пытался оказывать давление на царя. После того, как Наталья Кирилловна умерла, Петр решил не смещать созданное ею правительство, но добился, чтобы оно ему неукоснительно подчинялось. Первые решения После того, как Петр 1 пришел к власти, каковы были его первые действия и преобразования? Ответить на этот вопрос крайне важно, чтобы разобраться, с чего начинал один из самых известных и успешных русских правителей. Стоит отметить, что приоритетными для него оставались успехи во внешней политике.

Для этого он продолжил войну с Крымом и Османской империей. Вместо того, чтобы предпринимать поход на Крым, который планировала царевна Софья, он решил нанести удар по крепости Азов, принадлежавшей на тот момент туркам. Первый поход окончился неудачно, но в 1696 году крепость все-таки сдалась. Это значительно укрепило российские границы на юге. Из этой статьи вы узнаете, как Петр 1 пришел к власти, каковы были его первые действия. Кратко подводя итоги его основных свершений в самом начале правления, необходимо упомянуть о Великом посольстве.

Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго.

В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян.

Читайте также

  • Пётр I Великий – биография, реформы, жены и дети, внешность и характер, рост | Узнай Всё
  • Детство государя
  • Содержание
  • На Руси состоялось первое венчание на царство
  • Начало правления царской династии Романовых в России - Каталог Меднолит
  • Первый русский царь?

Романов Пётр I Алексеевич

Иван стал первым русским царём. Иван стал первым русским царём. Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе). Достаточно сказать, что сам Пожарский пытался стать царем и активно пытался купить себе сторонников. Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. О том, кто стал первым царем в России, я и поведаю.

Избрание патриархов на Руси

«Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий