На выборах в Петербурге проголосовала 103-летняя блокадница Надежда Строгонова.
Разговор о важном. Хлеб Блокады
Легендарная учительница старается сделать все, чтобы сохранить память о тех, кто в блокаду сберег жизнь своим питомцам, о «классных мамах», как называли их дети. Сегодняшним учителям Надежда Васильевна желает, чтобы они помнили, как важно чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Юная Надежда Васильевна в начале карьерного пути. Учителем, кстати, она стала совершенно случайно. Фото: Артем КИЛЬКИН В первые дни после взрыва Надя чудом нашла директора столовой, согласившегося накормить 200 детей без продуктовых ученических карточек, хотя это могло караться расстрелом. Позднее ценные талончики нашли под развалами школы в несгораемом шкафу. Сами носили парты, ремонтировали дыры фанерой и картоном, мыли полы, тащили дрова. Эта школа связана с Надей не только ее учительским подвигом и работой, но и личной трагедией.
Александр Федорович Строгонов, тот самый директор, что решил выпускать детей из бомбоубежища домой, стал надиным мужем. А через год после войны, отведя два урока математики, умер от сердечного приступа. Надя осталась с 4-месячным сыном на руках, но продолжала учить детей. Те самые ученические продуктовые карточки, которые едва не погибли под развалинами уничтоженной школы. На жакет женщины легли почетные медали «За доблестный труд во время войны» и «За оборону Ленинграда». На пенсию Надежда Васильевна ушла в 55 лет из-за проблем со слухом. Впрочем, дома активной женщине не сиделось, она работала на городской телефонной станции, участвовала в общественных работах, трудилась в бюро райкома профсоюза.
И продолжала быть учителем, подрабатывать репетитором. Ведь как я осталась одна с маленьким сыном, так больше и не создавала семью. Тяжелая жизнь и интересная выдалась, невзгоды меня закалили, - подытожила Надежда Васильевна. В январе 2022 года по ее инициативе в Соляном переулке установили памятник блокадному учителю. Несколькими годами ранее Надежда Строгонова добилась установки мемориальной доски в память погибшим учителям на 6-й Советской улице, где была взорванная школа. Надежда Васильевна со своими учениками. Если вокруг тебя добрые любящие люди, и у тебя доброе сердце — больше ничего не надо.
Знать, что рядом друг и он всегда поможет.
Героические страницы ее жизни были написаны в самом тяжелом периоде блокады Ленинграда, когда город был окружен врагом и страдал от голода и холода. Но Надежда Васильевна не пала духом и не позволила отчаянию овладеть собой. Она продолжала работать, учить детей и помогать нуждающимся, становясь примером высокой души и бескорыстного служения.
Тревога началась в 11 утра. Дети спустились в бомбоубежище, а тревога все не прекращалась. Дети голодные. Домой их не отпустишь. А некоторые, у кого родители работали круглосуточно на заводах, получали у нас по талонам завтрак, обед, ужин. Столовая в соседнем доме была, и оттуда приносили еду.
И тогда принесли. Так дети, кому было положено это питание, сказали: "Как это? Мы будем есть, а остальные голодные, они же домой не могут пойти. Разделите на всех". Вот такая была взаимовыручка у школьников блокадной поры. Разделили, поели они. А тревога все продолжается. В конце концов директор принял решение по пять человек осторожно выпускать. Дети ушли, за ними многие учителя, в том числе я тогда уже не в школе жила, а неподалеку. Только до дома добралась, и вдруг - такой гул, что меня всю в кресло вжало, шторы рвануло.
Я и еще две учительницы побежали к школе. Нам навстречу школьная буфетчица тетя Дуся, вся в крови, лицо осколками стекла посечено. А что со школой? Надежда Строгонова: Школы нет, здание пополам. Часть рухнула, другая накренилась. Приехала команда ПВО, и мы им помогали. И - у кого какая судьба. Семья завхоза они при школе жили спаслась. Оба супруга и их дочь лежали на железной кровати. Большой шкаф упал на нее, удержавшись на спинках.
Люди оказались в пространстве между кроватью и шкафом. И даже зеркало шкафа не пострадало. А пять учительниц погибли. Это невозможно описать словами.
Беглов устроил пиар на награждении петербургской блокадницы Строгановой
И один из артистов читал эту поэму, дети радовались, узнавая себя. Как я не сберегла эту поэму Александра Федоровича, он так хорошо стихи писал. Были еще два артиста — чечеточника, братья Жервены. Дети были в восторге, они начали улыбаться. И вот Шура мой говорит, что завтра — на следующий день после праздника — в детском доме будет день самоуправления.
И дети поддержали — разбились на группы, выбрали директора и завуча и воспитателей. Ну, за Гришу- завхоза они никого выбирать не стали. И вот с того дня дети преобразились. Так постепенно мы стали собирать партии детей для эвакуации.
Было у нас три этапа, последний — 26 августа. Мы эвакуировали 625 детей". Александр Федорович провел педсовет, за четыре дня снова собирали, где что могли — пособия, учебники, искали предметников — кто еще оставался в живых и не уехал. Снова надо было искать дрова.
Первый урок был о том, как надо вести себя во время воздушной тревоги и быстро спускаться в бомбоубежище. Надежда Васильевна тогда занималась важным делом — надо было организовать питание детей в школе, еду доставляли из столовой неподалеку. Завтрак, обед, ужин. Надо было собрать деньги, выдать взамен обычных продуктовых ученические карточки с талончиками на завтрак, обед и ужин.
История школы завершилась 16 апреля 1943 года. Тревога началась в 11 утра и длилась весь день. Директор принял решение ближе к вечеру потихонечку, по пятеркам начать отпускать детей, чтобы они могли пробраться домой. Учителя потом тоже начали покидать школу.
Но некоторые остались, потому что было очень далеко до дома. В школе были для такого случая оставшиеся от детдома дежурные кровати. Тревога закончилась поздно вечером. Александр Федорович пошел домой, Надежда с двумя учительницами тоже пошла к себе на 5-ю Советскую и угол Суворовского.
Как только все оказались дома, тревога началась снова. Но сирены Надя не слышала. Она вошла домой, затопила печку и рухнула в кресло рядом. Надя с учительницами выбежали из дома и увидели школьную буфетчицу тетю Дусю: «Она бежала к нам с бессмысленными глазами, а потом вдруг у нее из лица полились струйки крови — это были раны от осколков стекла».
Здание школы раскололось пополам, одна часть рухнула, а другая накренилась и висела. Кто-то кричал тихим голосом «помогите», а потом затих.
Во время блокады Надежда Строгонова работала учительницей и воспитателем в детском доме. В наши годы она активно участвовала в городской жизни. В частности, именно по ее инициативе были установлены мемориальная доска на 6-й Советской улице — на месте бывшей школы, которую разрушила бомба, и памятник блокадному учителю в Соляном переулке. На встречах с учителями я всегда рассказываю о вас.
Они ко мне приходят. Вот в эту субботу у нас встреча всех», — рассказала почетный гражданин Санкт-Петербурга Надежда Строгонова. Наверное, самые особенные дети были в блокадных классах. Детский дом, организованный при школе, сохранял жизнь страдающим от голода детям. Надежда Строгонова отправила в эвакуацию более 600 своих учеников. Сама чудом уцелела, от прямого попадания бомбы в здание школы. Сколько ещё испытаний выдержала она за сто три года.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Я жила школою. Моя жизнь была — это школа. У кого-то создалась семья, а моя вся любовь, всё внимание была к ребёнку, к моему ученику. Класс у нас всегда был дружный. Поэтому они меня называли — классная мама», — рассказала почетный гражданин Санкт-Петербурга Надежда Строгонова. Мемориал открыли в Соляном переулке, рядом с Музеем обороны и блокады Ленинграда. Но самая важная память — в сердцах учеников, которые и сегодня поздравляют с Днём рождения свою первую учительницу Надежду Васильевну.
В Петербурге наградили Орденом «За заслуги перед Отечеством» 102-летнюю блокадницу
Биография Надежды Ивановны имеет один чрезвычайно интересный поворот. В годы блокады Надежда Строгонова работала в детском доме и школе № 161 на 6-й Советской улице. Как отметили в пресс-службе вице-губернатора Ирины Потехиной, в блокаду Надежда Строгонова была учителем и спасителем для более чем 600 ленинградских детей, а после войны преподавала в младших классах. По поручению президента РФ Александр Беглов вручил Надежде Строгоновой орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Биография Надежды Ивановны имеет один чрезвычайно интересный поворот.
Блокадная учительница рассказала о работе в осажденном Ленинграде
Надежда Строганова: 101-летняя блокадница, которая завела TikTok. Надежда Васильевна решила покорить социальные Сети. Надежда Васильевна решила покорить социальные Сети. Она рассказывает о жизни, войне, любви, отношении к современному миру и даже танцует. Создать памятник предложила старейшая блокадница — Надежда Строганова, которой 101 год. Воспоминания 101-летней Надежде Васильевне Строгоновой даются тяжело. Главная страница» Главная» Видео» Ролики» Надежда Строганова: 101-летняя блокадница, которая завела TikTok.
101-летняя блокадница прославилась в TikTok рассказами о войне
101-летняя блокадница прославилась в TikTok рассказами о войне | Строганова Надежда Васильевна учитель блокадница из Ленинграда. |
Блокадницу Надежду Строганову наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» | В Петербурге свое 103-летие празднует почетный гражданка Северной столицы, учительница Надежда Строганова, сообщили в пресс-службе Смольного. |
Блокадным учителем строгоновой надеждой васильевной | Блокадница Надежда Строганова завела TikTok. Недавно она отметила свое страница набрала почти 65 тысяч подписчиков. |
Педагогической музе Надежде Строгоновой исполнилось 103 года | уникальный человек. |
Блокадный дневник педагога | Надежда Васильевна Строганова до сих пор приходит в школу и читает лекции, сообщает корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе. |
Беглов устроил пиар на награждении петербургской блокадницы Строгановой
В четверг, 27 января, в аккаунте Надежды Васильевны Строгоновой в TikTok появилось видео, где блокадница смотрит открытие скульптурной композиции "Памяти блокадным учителям" онлайн. Своими воспоминаниями делится Надежда Васильевна Строгонова — ветеран, заслуженный ленинградский педагог и неутомимый борец за сохранение памяти о блокаде. В блокаду школу перевели под детдом, настали времена, о которых Надежда Васильевна вспоминает только тяжелым шепотом и со слезами. В годы блокады Ленинграда Надежда Строгонова работала учительницей и воспитательницей в детском доме. По ее инициативе на доме по 6-й Советской улице установили мемориальную доску.
Надежда Строганова
Надежда Васильевна вспоминает о подвигах, которые совершали учителя блокадного Ленинграда каждый день. Кажется, что та война уже далеко, что всё меньше и меньше осталось тех, кто несет в себе память тех дней, кто еще может что-то рассказать или просто помолчать о той боли и тех испытаниях, которые пришлось пережить… Но наш долг - успеть впитать всё до последней капли, чтобы трепетно и аккуратно хранить все эти воспоминания, передавать их своим детям. Спасибо всем причастным к созданию этой работы: руководству и коллективу некоммерческого объединения «Ленрезерв», съемочной команде, семье Александры К.
Награду 102-летней блокаднице вручил губернатор Петербурга Александр Беглов по распоряжению президента России Владимира Путина. Надежда Васильевна не только долгожитель, но и настоящий герой.
Она работала школьной учительницей и воспитателем детского сада в годы страшного периода блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации.
Сначала их отдали в детский дом, а когда Надежда окончила семилетку, мама ей сказала: «Учишься ты хорошо, езжай и поступай в зоотехникум. Получишь стипендию, проживёшь». И быть бы ей молодым специалистом на селе, но однажды она приехала к сестре в Брянск. Та устроила Надежду бухгалтером в одну из серьёзных организаций. Активную сотрудницу, которая прекрасно считала и всё схватывала на лету, заметили и отправили на курсы повышения квалификации в Ленинград.
Так девушка очутилась в городе на Неве. В первую блокадную зиму Надежде Васильевне был 21 год. В поисках подработки она пришла в 18-ю школу на 6-й Советской, 21, где как раз освободилось место секретаря. Работа в её руках горела, так что когда 1 сентября учительница начальных классов сломала ногу, директор в отчаянии пришёл к Надежде: «Прошу вас, посидите с первоклашками». Только потом Надежда Васильевна узнала, что он всё время стоял под дверью, думал, что она не удержит класс и дети будут ходить по партам. Но закончился первый день, второй, третий. Он пришёл к ней на урок, а потом вызвал и сказал: «Вы рождены быть учителем. Я вас никому не отдам! Надежда была счастлива.
Летом 1941-го всем коллективом они готовили школу к новому учебному году, как прозвучало страшное слово — война. Уже 7 июля директора призвали в армию и он оставил Надежду своим заместителем, фактически за всё отвечающим руководителем. Ей был 21 год. А ещё через какое-то время пришлось оборудовать бомбоубежище. Начались жуткие налёты, бомбы падали вокруг. К нам прикрепили пять домов по 6-й Советской, и все женщины, дети, бойцы МПВО укрывались в подвале школы». Она же кормила и согревала своих подопечных. Школа отапливалась печками, и каждый день преподаватели сами искали, чем поддержать огонь. Дров нам никто не давал.
Сами должны были достать. Собирали везде по разбомбленным домам, вытаскивали огромные гвозди. Тяжело, с трудом доставались они нам. Мы давали уроки, а потом должны были ломать, пилить, колоть, дошли до такого состояния, что уже не могли физически.
Блокада Ленинграда в воспоминаниях столетней Надежды Васильевны Строгоновой
Недалеко от Московского вокзала есть Музей Хлеба. Очень интересный музей! Там хранятся все рецепты блокадного хлеба. Они сохранились в отчётах одного военного хлебозавода. Они не останавливались ни на один час, даже если была бомбёжка. Работникам разрешалось передвижение по городу даже в комендантский час. Работа была в 3 смены.
Немцы специально обстреливали хлебозаводы. Но пекари не могли спасаться в бомбоубежище. Процесс выпечки остановить было нельзя. Если осколок попадал в тестомешалку и повреждал стенку ёмкости, работники прижимались телом к отверстию, чтобы не вылилось драгоценное содержимое. И так держали до тех пор, пока не появлялись рабочие для устранения последствий обстрела. Иногда пекари умирали от голода на рабочем месте, но не брали себе ни кусочка хлеба!
Надо сказать, что город пострадал от централизованного хранения : на Бадаевских складах хранился основной запас муки и сахара. По официальным данным там хранилось 3. Немцы сразу же, 8 и 10 сентября, разбомбили эти склады. И они страшно горели. После пожара люди некоторое время ходили и соскребали землю на месте пожарищ. Она имела, хоть и незначительный, привкус жжёного сахара.
Но в блокадном городе нормы были значительно ниже! При этом выдача хлеба определялась по категориям. Например с 20 ноября по 25 декабря минимальная норма в сутки по карточкам 125 грамм для служащих и иждевенцев. Для рабочих -200 гр. Для сравнения, сейчас это примерно 5 кусков пшеничного хлеба. Но блокадный хлеб был тяжелым и плотным.
Поэтому кусочек был маленьким. Рецепт блокадного хлеба разрабатывали в НИИ хлебопекарной промышленности. За 872 дня блокады рецепт изменялся не меньше 10 раз.
Ей принадлежит идея создания композиции «Блокадному учителю» на Соляном переулке, 9. Также она предложила создать педагогический клуб из молодых и опытных преподавателей, ведь молодым учителям, по ее мнению, сегодня поддержка нужна как никогда.
Правда, компьютером сама учительница все же не пользуется, но регулярно появляется в соцсетях, благодаря внуку. В ее аккаунтах теперь и видео со встреч с учениками, и обращения к подписчикам с благодарностями и небольшие истории от первого лица. Трудно поверить, что призванный педагог собирался работать бухгалтером — на него совсем юная Надя, вышедшая из бедной семьи с восемью детьми, отучилась в техникуме. Там Надю и «обратили» в учителя — попросили подменить заболевшего педагога начальных классов.
Маленькая Надя сидит вторая справа с матерью, братьями и сестрами. Директор, оказывается, все это время стоял под дверью — боялся, что дети по партам побегут. Первый класс — самый сложный, 42 ребенка, нужно держать внимание. Я вышла из кабинета с мокрой спиной, а директор сказал, что я прирожденный учитель, - вспоминает Надежда Васильевна. Несколько лет после Надежда Васильевна вела математику средним классам в той школе, а позднее отучилась на учителя начальных классов. С малышами ей было интереснее — каждый день наблюдать, как ребенок растет и привязывается к классной маме. В блокаду школу перевели под детдом, настали времена, о которых Надежда Васильевна вспоминает только тяжелым шепотом и со слезами. Полуживая, с дистрофией третьей стадии и цингой, она отпаивала лежачих сирот чаем. Многие дети умирали у нее на руках, но 625 ребятишек Надя с коллегами подняла на ноги и эвакуировала по Дороге жизни.
А в августе 1941 года в здании снова заработала школа-десятилетка, уже под номером 161. Надежда Васильевна в центре с последней сменой детей из детского дома, эвакуированных по Дороге жизни. Вместе с коллегами Надежда подняла на ноги 625 ребятишек. Фото: личный архив героя - Мы ставили парты, заготавливали дрова для отапливания, чтобы дети приходили в теплый класс. Ломали заборы, прилавки базаров, деревья — плачем, сил нет, были чуть живые. Первые уроки были про то, как вести себя при обстреле и спускаться в бомбоубежище. В школах организовали питание, давали горячий суп, жмыховый или дрожжевой. Дети спешили в школу, потому что дома было голодно, холодно, мама на работе.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации. Главный редактор: Солдатова Софья Олеговна. Учредители: ООО "Региональные медиа", 197136 г.