Печорин отказывается жениться на Мери — почему главный герой «Героя нашего времени» отвергает брак. Зачем Печорин добивался любви мери.
«Княжна Мери»: краткое содержание и анализ
Назло Грушницкому,Печорин радует тщеславие,но потом Мери становится прикрытием его связи с Верой. Из безразличия,чувства Печорина становятся жалостью. Его высокомерное поведение,игнорирование княгини,переманивание внимания всех её поклонников,даже ковёр,который она очень хотела приобрести,а его перекупил Печорин и прогулял свою лошадка в ковре под окнами Мери. Печорин влюбил в себя княгиню,и как только он сделал шаг ей навстречу,её ненависть перевоплотился в любовь. Печорин быстро влюбил Мери в себя,юная и бесхитростная женщина растеряла голову.
Они завязались непринужденно, закончившись стремительно и трагично. В очередной раз, показав Печорина, как человека с черствой душой и холодным сердцем. Знакомство Первая встреча Печорина и княжны Мери произошла в Пятигорске, куда Григорий был направлен после выполнения очередного военного задания. Княжна вместе с матерью проходила курс лечения минеральными водами Пятигорска.
Княжна и Печорин постоянно вращались в светском обществе. Общий круг друзей свел их на одной из встреч. Григорий подогревал интерес к своей персоне, намеренно дразня девушку, игнорируя ее присутствие. Он видел, что она обратила на него внимание, но Печорину гораздо интересней наблюдать за тем, как она поведет себя дальше. Он прекрасно знал женщин и мог просчитать на несколько шагов вперед, чем закончится знакомство. Первый шаг сделал он. Печорин пригласил Мери на танец, а дальше все должно было идти по разработанному им сценарию.
Поведение Григория Печорина в «Герое нашего времени» можно объяснить с точки зрения следующей теории. Его состояние — свобода. Он давно уже живет не сердцем, а головою. Упоминается в романе и о его предыдущей любви к Вере. Именно ей отдана большая часть душевных сил, память о которой возвращается к герою, и не дает возникнуть новой любви. Печорин честен и признается, что не любит Мэри. Да, и как он может полюбить ее после не так давно пережитого сильного чувства! Нет и деятельности, которая бы охватила его натуру. Мысль о ней, о своем предназначении мучает героя, и является на тот момент для него более приоритетной, чем идея связать себя узами брака …. Итак, перед нами типичная ситуация, когда в недалеком прошлом произошло прерывание любви, и ты еще не вполне оправился от былого чувства …. В таком состоянии, если ты хочешь продолжать жизнь, если ты хочешь оставаться с людьми, то неизменно будешь встречать кого-то, с кем бы хотел остаться, подспудно понимая, что ты не можешь претендовать на то, чтобы этого человека полюбить.
Поэтому он предпочитает не связываться серьезными отношениями и не создавать иллюзий о будущем с Мэри. Кроме того, Печорин является эгоистичным и самоудовлетворенным человеком, для которого главное — его собственное удовольствие. Он не способен быть по-настоящему счастливым в отношениях с Мэри, так как он всегда ориентирован на свои собственные желания и потребности. Идеализация и романтическая мечтательность Мэри противоречит его прагматическому и циничному мировоззрению. Таким образом, отсутствие искренних чувств и привязанности к Мэри, а также эгоизм и самоудовлетворение Печорина становятся основными причинами его отказа в браке с ней. Он не видит будущего в серьезной и долгосрочной связи с Мэри и предпочитает сохранить свою свободу и независимость. Страх перед ответственностью Он понимает, что брак может ограничить его свободу и мешать самовыражению. Он хочет сохранить свою независимость и свободу передвижения, не ограничивая себя особыми обязательствами и ответственностями. Брак, по его мнению, может стать преградой на пути к саморазвитию и самореализации. Печорин также боится потерять свою индивидуальность в рамках брака. Он не хочет быть привязанным к одному человеку и иметь постоянные ограничения и обязательства.
Почему Печорин не женился на княжне?
Итак, отказ Печорина от брака с Мэри объясняется его неспособностью испытывать искренние чувства, страхом перед обязательствами и неподходящей психологической совместимостью. Это приводит к тому, что Печорин решает отказаться от брака и продолжает свою беспечную и свободную жизнь. Причины и мотивации Отказ Печорина от брака с Мэри в романе «Герой нашего времени» подчеркивает его сложную и амбивалентную личность. В то время как Мэри любит и стремится быть рядом с Печориным, он не находит в себе силы сделать ее счастливой. Одной из главных причин отказа Печорина от брака с Мэри является его страх перед нравственными обязательствами и утратой свободы. Печорин ненавидит все, что связано с обязательствами и ограничениями. Он стремится сохранить свою независимость и беспристрастность, а брак рассматривает как пожертвование своей свободы. Еще одним важным фактором, повлиявшим на отказ Печорина, является его непостоянство и неспособность к долгосрочным отношениям. Печорин никогда не остается с одной женщиной на долго.
Он склонен к привязанности на короткое время, но всегда ищет новые ощущения и эмоциональные стимулы.
Он предпочитает свои собственные интересы и удовольствия, не обращая внимания на чувства других людей. Он не готов сделать компромисс и пожертвовать своими желаниями ради счастья Мэри. Таким образом, отсутствие эмоциональной привязанности со стороны Печорина становится главной причиной его отказа жениться на Мэри. Его непроницаемость и равнодушие делают невозможным для него создание настоящей и глубокой связи с другим человеком. Анализ взаимоотношений их качества Отношения между Печориным и Мэри в романе «Герой нашего времени» можно охарактеризовать как сложные и противоречивые. Несмотря на то, что Мэри влюблена в Печорина, он отказывается жениться на ней. В данном разделе мы рассмотрим причины этого решения и проанализируем качество их взаимоотношений. Отсутствие взаимной привязанности: Печорин и Мэри различаются по своей природе и взглядам на жизнь.
Он скептически относится к идеалам брака и семьи, в то время как Мэри мечтает о счастливой семейной жизни. Они не находят общего языка, что создает преграды в их взаимоотношениях. Неудовлетворенность Мэри: Печорин, будучи эгоистичным и безразличным, не мог удовлетворить эмоциональные и эстетические потребности Мэри. Его отстраненность и холодность оставляли ее чувства неразделенными и приводили к разочарованию. Страх перед обязательствами: Печорин, как типичный представитель нигилистического миросозерцания, боится ограничений, связанных с браком. Он стремится к свободе и независимости, а брак рассматривает как плетень, который покрыл бы его жизнь тяжестью и рутиной. Неприятие Мэри как индивидуальности: Печорин видит Мэри сквозь призму стереотипов и ожиданий общества.
Его отказ жениться на Мери может быть интерпретирован как проявление его внутренних конфликтов и неспособности принимать окончательное решение. В целом, отказ Печорина жениться на Мери иллюстрирует его сложный и аморфный характер, его непостоянство и невозможность установить глубокие и стабильные отношения с другими людьми. Это один из ключевых моментов в романе, который помогает раскрывать его характер и мировоззрение.
Герой решается показать княжне, как она ошибается в людях, считая любовью волокитство. Однако и Печорин ошибся, принимая Мери за обычную светскую девушку. Глубокая натура открылась герою, который больше не иронизирует. Шутка оборачивается низостью. Первое чувство Мери растоптано.
Да, княжна обманывается, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: Мери не вместилась в те рамки, в которые заключил ее Печорин. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки. Оставшееся без взаимности чувство к Григорию Александровичу перерастает в ненависть… Трагедия в том, что скепсис Печорина уничтожил в нем непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимна, но непродолжительна, влюбленную в него княжну Мери Печорин не любит сам. Не нашли ответ?
Почему Печорин не желает вступить в брак с Мери
Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Зачем Печорин добивался любви мери. Печорин отказывается жениться на Мэри, потому что он не верит в любовь и не видит смысла в создании семьи.
Почему ни одна история любви в жизни Печорина не имела счастливого конца?
Печорин боится расстаться со своей свободой. После этого чувства Мери к Печорину стали еще сильнее, ведь он заступился за ее честь, поступил благородно. Мери всё больше влюблялась в Печорина, а Вера начала ревновать и потребовала с Печорина обещание, что он не женится на княжне.
Содержание
- Отвращение Печорина к брачной жизни
- Зачем Печорин ломает женские судьбы
- Печорин отказывается жениться на Мэри: почему принципы более важны для героя
- Печорин отказывается жениться на Мэри — причина и последствия
Печорин отказывается жениться на Мэри: причины и последствия
Зачем Печорин добивался любви мери. Отказ Печорина жениться на Мэри имеет серьезные последствия для обоих героев. Ответ: 1) Печорин отказывается жениться на Мери потому, что она была ему не нужна. Черкешенка Бэла погибнет в конечном счёте из-за равнодушия Печорина к ней; аристократка Мери Литовская заболеет от расстроенных чувств; умная и проницательная Вера умирает от чахотки, причиной которой, возможно, была и несчастная любовь.
Почему Печорин отказывается жениться на Мери?
Для Печорина важно поддерживать свою независимость и свободу действий. Он не хочет брать на себя юридические и эмоциональные обязательства перед Мэри, что является одной из причин его отказа жениться на ней. Он, быть может, видит в браке ограничения и потери своей личной свободы. Вместо того, чтобы показать Мэри заботу и любовь, Печорин проявляет равнодушие и отстраненность. Он даже не пытается понять ее чувства и страдания, о которых она говорит ему откровенно. Он оставляет ее в одиночестве и не предлагает ей никакой поддержки.
Его собственная эмоциональная запутанность и неспособность к осознанию собственных чувств препятствуют ему стать настоящим партнером для Мэри. Таким образом, холодность и равнодушие Печорина к окружающим являются главными причинами его отказа жениться на Мэри. Печорин предпочитает сохранить свою свободу и независимость, даже если это означает нанести боль и страдания другим людям, включая Мэри. Эта черта его характера делает его одним из самых загадочных и комплексных персонажей в литературе XIX века. Страх потерять свободу и независимость Печорин стремится сохранить свою независимость и не быть привязанным к каким-либо обязательствам или ограничениям.
Он ценит свою способность следовать своим желаниям и удовлетворять свои потребности без каких-либо ограничений со стороны других людей. Брак представляет собой обязательство перед партнером и потенциальные ограничения на свободное поведение. Читать еще: Как пережить уход жены к другому Кроме того, Печорин видит в браке определенную форму зависимости и субординации. Он не желает стать подчиненным или зависимым от кого-либо другого. Одним из ключевых аспектов характера Печорина является его стремление к максимальной свободе и самостоятельности.
Также, Печорин опасается того, что брак может привести к потере его индивидуальности. Таблица: Причины отказа Печорина жениться на Мэри Причины Страх потерять свободу и независимость Желание сохранить индивидуальность Стремление избежать зависимости и подчинения Заключение Вопрос-ответ: Почему Печорин отказывается жениться на Мэри? Печорин отказывается жениться на Мэри, потому что он не верит в любовь и не видит смысла в создании семьи. Его характеру присуща легкомысленность и переменчивость чувств, поэтому он не испытывает настоящей привязанности к Мэри. Он предпочитает бродить по жизни, не связывая себя никакими обязательствами.
Какие причины могли у Печорина отказаться от женитьбы? Причины, по которым Печорин отказывается жениться, могут быть различными. Возможно, он не видит в Мэри подходящего партнера для себя или не испытывает искренних чувств к ней. Также, он может опасаться потерять свою свободу и независимость в браке.
Но Печорин и Мери — союз, которому никогда не стать реальным. Знакомство персонажей Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала. Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату — княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее — он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин — опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые.
Мое сердце превращается в камень, и ничто не согреет его снова. Я готов ко всем жертвам, кроме этой; двадцать раз в жизни, я тоже поставлю на карту свою честь.. Таким образом, тема брака была для Печорина неприемлемой. Любовные линии По ходу повествования читатель видит несколько любовных линий, связанных с образом Печорина. Его отношения с княжной Марией нельзя назвать истинными чувствами. Его начали «таскать» за собой из-за того, что ему было скучно в обществе. Ему хотелось новых чувств и эмоций. Кроме того, отношения с княжной Марией отвлекли бы других людей от его встреч с Верой. Печорин признался себе, что не любит княжну Марью, которая пыталась найти к ней какие-то чувства, но не могла. Главный герой отрицал чувства светской красоты, не обманывая ее, тем самым поступая с ней честно и благородно. Печорин питал к Беле чувства. Однако они были связаны с желанием обладать девушкой. Он видел ее безразличие к нему, поэтому главное желание Печорина было заставить ее полюбить его. Он был уверен, что сможет это сделать, поэтому сделал ставку. Пекорин был прав: Бела влюбился в Пекорина. Сначала Григорий ухаживал за ней, «заботился о ней и любил ее», но вскоре его любовь перестала существовать. С ней ему стало скучно. Добившись героина, Печорин понял, что она ему сейчас неинтересна. Единственная женщина, к которой Печорин испытывал настоящие чувства, была Вера. Их связывали годы отношений, их история любви была драматичной, как называет ее сам Печорин. Именно Вера стала занимать особое место в жизни главного героя. Он понимал, за что любит ее: Вера смогла понять, что такое Печорин на самом деле: эгоистичный и ищущий себя. Героиня приняла его таким, какой он есть на самом деле. Она действительно любила его, и он любил ее. Однако он понимал, что причиняет Вере только боль и несчастья, поэтому их отношения были обречены на трагический конец. Печорин может быть счастлив с любой из этих женщин, но он понимает, что любовь не может приносить ему радость. Он знал, что его любовь никогда никому не приносила счастья. Печорин понимает, почему это происходит: «Любил для себя, в свое удовольствие». Естественная любовь Первой мы видим Белу — молодую черкеску. Печорин похитил ее с помощью Азамата из собственного села и разными способами пытался покорить себя. Гордая девушка долго не принимала его любовь, но в итоге ответила взаимностью. Некоторое время он был счастлив, но вскоре Пекорину наскучили ее нежность и привязанность. Он стал ее избегать, стал мрачным и суровым. Девушка тосковала по дому. Вскоре Белу убивает Казбич. Его смерть казалась неизбежной: если не от кинжала, то от глубокого желания любимой. Светская любовь Не менее трагична судьба еще одной девушки, встретившейся на Печоринской тропе. Он познакомился с княжной Марией в Пятигорске. Она принадлежала к высшему свету, красивая, образованная и культурная. От скуки он стал за ней ухаживать, постепенно полюбил, периодически скучал с ней. Сам он не понимал, что им движет: игра или настоящие чувства. В пользу последней говорит ее «исповедь», где она исповедует свои грехи, а также чувство стыда, когда он сказал ей ложь в лицо. В какой-то момент Печорин понял, что душа его оживает, что он хочет чего-то большего, но несмотря ни на что, вопреки себе, он продолжал играть с княжной, доведя ее до нервного срыва. Решив оставить свое раненное сердце в покое, он сказал Мэри, что все это время смеялся над ней. Так следующий роман Печорина закончился страданиями. Жертвенная любовь Важно, что Печорин имеет власть над любимой женщиной, других отношений он не приемлет. А для этого девушке приходится безоговорочно жертвовать собой. Вера, его давняя любовь, становится такой женщиной в судьбе Григория. Это единственный человек в мире, который не умеет обмануть. Имя Вера говорит само за себя: Григорий Александрович верил в лучшее будущее. Печорин очень ценил это, потому что полностью понимал это и умел прощать причиненную боль и страдания. Однако он потерял и ее. Все любовные похождения Печорина закончились трагически: Бэла умерла, Мария потеряла веру в настоящую любовь, Вера больна неизлечимой болезнью. Виды любви В романе М. Ю я могу выделить три типа любви. Лермонтов: естественный любовь Белы , светский княгиня Мария и жертвенный Вера. Ни в одном из них Пекорин не нашел своего человеческого счастья. Он постоянно что-то ищет, разрушает себя. В результате он находит только трагическую смерть. Почему Печорин отказывается жениться на Мери? Мария — дочь княгини Лиговской, одной из самых ярких и главных героинь одноименной главы М. Мать и дочь, прибывшие по воде из Москвы, сразу привлекли внимание Грусницкого, армейского друга главного героя романа Григория Печорина. Сам Печорин, наверное, никогда бы не интересовался Лиговскими, если бы не любовный интерес Грушницкого к Марии. Благодаря вниманию молодого человека между героями разгорается настоящее соперничество, которое косвенно является причиной поединка и в конечном итоге заканчивается только смертью Грушницкого. Но почему, будучи достаточно искушенным в области романтических увлечений, Печорин вдруг решается побороться за сердце наивной юной принцессы? Была ли она той, кто растопил ее замороженное сердце? Как на самом деле Пекорин относится к Марии? Михаил Юрьевич Лермонтов представляет читателям своего героя эгоистичным, целеустремленным, проницательным и зацикленным на своих духовных переживаниях. В любви он адепт, но не способен из-за своей эгоцентричности на сильные нежные чувства. Но дух азарта и соперничества в нем очень силен, к тому же попытки Грушницкого привлечь к себе внимание Марии он видит довольно низко — вызывая жалость. Для Печорина это последняя капля, в нем зреет желание открыть девушке глаза на правду о ее новом возлюбленном, что он и делает очень изощренно и жестоко. Печорин делает все, чтобы княгиня полюбила его и забыла Грушницкого. Вскоре курсант ей становится скучно и жалко, а чувства к Печорину затмевают всех остальных. Ей, как гордой девушке, достаточно тяжело носить характер Печорина, но ради любви она готова на время забыть свою гордость. Не остается в стороне и старейшина Лиговская. После дуэли Печорина с Грушницким он вскоре приходит к выводу, что его дочь была причиной такого жестокого исправления ситуации. Поскольку Пекорин настолько любит Марию, что готов на ней жениться, то она готова дать свое согласие на этот брак, в котором он признается Григорию. Но почему, добившись расположения не только девушки, но и ее матери, Пекорин отказывается жениться на Марии? Ответ на этот вопрос кроется в личности Печорина: «Как бы я ни искал в груди хоть искру любви к дорогой Мэри, мои усилия были напрасны…» Герой отвергает девушку не потому, что разлюбил, а потому, что никогда не любил ее. Все, что он делал, было направлено на разгром Грушницкого. Влюбленность в Марию стала лишь идеальным инструментом для достижения цели. И даже если Пекорин упрекает себя в том, что заставил бедную девушку страдать, это нисколько не умаляет его вины, он остается таким же эгоистичным, как и до того, как попал в воду.
Не знала и о его романе с замужней женщиной, которую он искренне любил. И о том, что ухаживая за ней, Печерин пытается вызвать ревность у Грушницкого, безответно влюбленного в Мэри. Однако это не удалось. Пытаясь отомстить за неразделенное чувство, Грушницкий распустил грязные сплетни о княжне и Печорине. Ее репутация была испорчена. Вызвав бывшего приятеля на дуэль и убив его, Григорий добился еще большего расположения Мэри. В ее глазах он стал героем, рисковавшим из-за репутации женщины своей жизнью. Девушка еще больше полюбила его. Мотивы поступка Печорина кратко Скука, праздность — главные причины влюбить в себя княжну Мэри. Для молодого повесы это всего лишь игра. А ее результат — победа. Настоящие чувства ему чужды. Получение новых эмоций и развлечений доставляет ему истинное удовольствие. Скрыть отношения с замужней дамой, дать надежду юной девушке и влюбить ее в себя, зная, что взаимности не будет — вот настоящий Печорин. Наивная девушка ждет от избранника признания в любви и предложения руки и сердца. Ее мечтам не суждено оправдаться.
Почему печорин отказывается жениться на мэри и пытается убедить ее в том она его не любит?
Речь идет о его отношениях с Екатериной Сушковой. Екатерина Сушкова Лермонтов познакомился с ней в 15 лет ей тогда было 18. Юноша моментально влюбился, писал Екатерине стихи, оказывал знаки внимания, а она над ним насмехалась. Например, Сушкова сделала Лермонтова своим лакеем и дала ему подержать перчатки, зонтик, шляпку. Впоследствии она написала о юном кавалере так: «Перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной должности». За эти обиды Лермонтов отомстил. Каждый может научиться определять идейный замысел литературных произведений. Ловите вашу готовую программу, с которой легко понять и полюбить классическую литературу! Спустя четыре года Сушкова готовится выйти замуж за кузена Лермонтова, Алексея Лопухина, но поэт разрушает её планы.
Он выстраивает тщательно выверенную стратегию соблазнения, о которой можно тоже прочесть в воспоминаниях девушки: «Лермонтов поработил меня совершенно своей взыскательностью, своими капризами, он не молил, но требовал любви, он не преклонялся, как Лопухин, перед моей волей, но налагал на меня тяжёлые оковы, говорил, что не понимает ревности, но беспрестанно терзал меня сомнениями и насмешками». Впоследствии Сушкова расстается со своим женихом. Лермонтов же дарит ей кольцо. У девушки появляется надежда обрести семейное счастье с возлюбленным. Однако коварный поэт пишет анонимное письмо, в котором сам себя обличает. Письмо попадает к родителям Сушковой, разгорается скандал. В итоге несчастная девушка всеми правдами и неправдами будет искать встречи с возлюбленным, но встреча принесет одно разочарование: Лермонтов будет холоден и язвителен. Он скажет: «Я вас больше не люблю, да, кажется, и никогда не любил».
Лермонтов Месть свершилась. Поэт прокомментирует эту ситуацию так: «Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило пролить пять лет тому назад кокетство m-lle С. Она заставляла страдать сердце ребёнка, а я всего только подверг пытке самолюбие старой кокетки». Впоследствии опыт искусно выстроенной любовной игры станет основой одного из эпизодов, связанных с Печориным. Это эпизод с соблазнением княжны Мери. Девушка приехала туда на лечение вместе с матерью.
Сложность выбора Печорина В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает сложность выбора, с которой сталкивается главный герой, Григорий Александрович Печорин. Печорин неоднократно отказывается жениться на Мэри, несмотря на ее искренние чувства и предложения. Этот выбор Печорина становится символом его сложного и противоречивого характера. Главная причина, по которой Печорин не желает жениться на Мэри, заключается в его неспособности полностью и безоговорочно отдаться кому-то. Он никогда не признает перед собой, что сможет полностью принять решение о браке и жить с одной женщиной. Это проявляется в его отношении ко многим женщинам в романе, которые страдают от его безразличия и непостоянства. Печорин, несмотря на свои чувства к Мэри, не может рискнуть и сделать серьезный шаг в отношениях. Кроме того, Печорин ощущает некоторую зависимость от свободы и независимости. Он не желает ограничивать себя в отношениях с одной женщиной и предпочитает сохранять свою независимость и свободу перед всеми остальными вещами. Это становится основной причиной его отказа жениться на Мэри и жить с ней как с женой. Однако, этот выбор не делает Печорина бесчувственным или безразличным к Мэри. Он искренне ценит ее поистине душевные качества и красоту.
Печорин в конкретной ситуации добрался до берега на лодке с помощью одного весла, но в "море жизни" без веры в Бога он, не умеющий "плавать", обречён на духовную гибель. Для него нет света, нет надежды, а вся жизнь оказывается " тёмной ночью " и "бушующим морем", бездной, грозящей неизбежной смертью. И он не способен противостоять внутреннему злу, своим эгоистическим чувствам и страстям, среди которых доминирует страсть власти. Одну из своих проповедей Александр Мень закончил такими словами: "Давно всё это было, две тысячи лет назад, но миллионы людей продолжают этот путь «по морю», миллионы людей в течение всех веков и ныне по всей земле видят Того, Кто идёт среди волн жизни и говорит нам, растерянным, и слабым, и грешным, - Он говорит нам: «Ободритесь, это Я, не бойтесь. Я здесь, рядом с вами. Я могу протянуть вам руку»" Александр Мень. Свет во тьме светит. Без веры в Бога Печорин "тонет", духовно погибает "Я стал не способен к благородным порывам" , становится "нравственным калекой", играющим "самую жалкую и гадкую роль" в жизни других людей, сладострастным "вампиром" "... Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение" , беспощадным "тигром" "Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути" , становится убийцей Грушницкого и "хуже убийцы", "палачом" в отношении княжны Мери. Но не равно развиваются звериные свойства человека" ч. II, гл. Печорин "разыгрывает жалкую роль палача и предателя" не только по отношению к другим, но и к себе самому, когда настоящее, подлинное, но слишком кратковременное чувство к Вере беспощадно в себе высмеивает: "Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без cна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок". Холодной иронией он выжигает в себе частицу "пламенной и молодой души". В мире бытия Печорин, у которого сердце превратилось в "камень" "У меня на сердце был камень", "но я остался холоден, как камень" , "тонет", обречён на гибель "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну! Княжна Мери. Художественный фильм , 1955 …Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя — и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало. Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно. Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид: — Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой : одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало. В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак! Задачи: показать и увидеть одиночество Печорина; понять смысл недоступности любви и дружбы для Печорина. Концепция: Если на предыдущем уроке мы стремились понять, как раскрывается Печорин в отношениях с людьми, ему враждебными, то цель этого урока — показать, почему дружба и любовь недоступны Печорину, несмотря на энергию, силу, искренность его чувств, почему герой обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих. Сначала останавливаемся на отношениях Печорина и Вернера. Почему Печорин называет Вернера «человеком замечательным»? Справедливо ли его называли Мефистофелем? Почему «читая в душе друг у друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями? В каких эпизодах повести Вернера обнаруживает себя как скептик и поэт? Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом? В чем видна привязанность Вернера к Печорину? Почему Печорин и Вернер расстались так холодно? Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что никогда не умел он воспользоваться своим знанием», Вернер в повести представлен скорее как свидетель жизни, чем ее участник. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмещен низостью. Но по своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его, помогает, как может. Скептицизм Вернера парализует энергию. Неудовлетворенность Печорина жизнью ведет к бунту, к действию, активность возвышает над Вернером, который мог бы казаться его единомышленником. Поэтому при прощании с доктором Печорин «остался холоден, как камень», а итог отношений с Вернером в дневнике подвел горько: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные! В отношениях с Мери все усилия Печорина направлены на то, чтобы подчинить чувства княжны. Почему «бешенство» княжны для Печорина восхитительно? Почему Мери говорит, что Печорин «хуже убийцы»? Когда и в чем Печорин сочувствует Мери и близок к влюбленности в нее? Почему Печорин отказывается жениться на Мери и пытается убедить ее в том, что она не любит его? Все эти вопросы направлены на то, чтобы проследить отношения Печорина и Мери в их противоречивости. Печорин уверяет себя в бестрепетности: «Из жизненной бури, - говорит он Вернеру перед дуэлью, - я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Казалось бы, отношения с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о безжалостной холодности, жестокости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз чувствует себя увлеченным, даже взволнованным. Читая запись в журнале от 6 и 11 июня, спрашиваем: в чем прав здесь Печорин и что в этих размышлениях не подтверждается дальнейшим ходом событий? Вероятно, Печорин справедливо видит источник своей ненасытной гордости в, что обстоятельства жизни в целом не подчинены ему, не слиты с его желаниями. Постоянный разлад с окружающим и невозможность посвятить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяются деспотизмом победителя сердец. Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери в конце концов любят Печорина, но счастье ему не приносит. Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Разрушив представление Мери о своем обаянии, Печорин спасает княжну от позора и убеждает в своей привязанности. И по мере того, как в Мери начинает проступать душа, как в ней растет искреннее и глубокое чувство к Печорину, отношение его к княжне смягчается, но не настолько, чтоб он мог ее полюбить. Страх перед обыденным жребием заставляет Печорина отвергнуть чувство Мери. Перед последним объяснением с княжной Печорин спокоен и холоден: «…как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». Однако страдание не оставляет Печорина равнодушным. Печорина в отношениях с мери осуждена им самим, и это подчас мешает ученикам увидеть, что при всем неблагородстве интриги Печорин совершил удивительное: кукольная барышня стала живой, хотя и страдающей женщиной. Печорин не знает другого способа пробуждения души, поэтому его «любовь никому не принесла счастья». Не будь рядом с историей княжны параллельно развивающегося с верой, читатель был бы убежден в бездушии или пошлости Печорина, неспособности его любить. Но отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».
Он предпочитает сохранять свободу и независимость, не желая подчиняться ограничениям, которые влечет за собой брак. Кроме того, Печорин часто уклоняется от эмоциональной интимности, стремясь сохранить свое внутреннее равновесие и избежать возможной боли или обязательств. Он использует свою харизму и привлекательность, чтобы притягивать женщин, но одновременно ограничивает глубину своих чувств к ним, не желая впустить их в свою внутреннюю жизнь. Также следует отметить, что Печорин испытывает страх перед потерей своей индивидуальности и свободы, которые он считает неотъемлемыми элементами своей личности. Он не хочет стать «смиренным» и «обыкновенным» супругом, который должен подчиняться рамкам общественных ожиданий. Таким образом, сложности с эмоциональной связью Печорина можно объяснить его нежеланием брать на себя ответственность и ограничения, которые сопровождают брак. Он стремится сохранить свою свободу и не готов раскрыться полностью перед другим человеком. Свобода и независимость Он является воплощением романтического идеала свободного человека, который не подчиняется общественным нормам и ограничениям. Печорин предпочитает свободу выбора и проводит свою жизнь, следуя своим собственным правилам и стандартам, не завися от мнения окружающих. Брак с Мэри означал бы для Печорина потерю его личной свободы. Он осознает, что брак накладывает на него ряд обязательств и ответственностей, которые могут сужать его действия и ограничивать его свободу. Однако, своим отказом жениться на Мэри Печорин не просто стремится сохранить свою свободу ожидания. Он также хочет подчеркнуть свое превосходство и непостоянство, что является характерной чертой его личности. Жениться на Мэри, имея на примете другие возможные варианты, было бы для Печорина просто доказательством своей покорности и предсказуемости. Это стремление к свободе и независимости глубоко пронизывает личность Печорина и определяет ряд других его поступков и отношений.