Исаакиевский собор открылся для посетителей.
Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто.
Исаакиевский собор открывает концертный сезон | Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. |
Как попасть в Исаакиевский собор бесплатно — всё очень просто. | | Расписание богослужений в Исаакиевском соборе Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек. |
Исаакиевский собор. Приходская страница 2024 | ВКонтакте | В Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия его освящения. |
Божественная литургия 12 июня 2023 года, Исаакиевский собор, г. Санкт-Петербург | Подробнее об экскурсии «Архитектура и легенды Исаакиевской площади» Расписание богослужений в Исаакиевском соборе 2024 В 1991 году церковь вновь получила право на богослужения в соборе. |
Исаакиевский собор открывает концертный сезон | Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. Концерт в Исаакиевском соборе Русская духовная музыка, народные песни Фонд «Наследие» памяти академика А.М. Панченко представляет. |
Богослужения возобновили в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга
Вход в вечернее время после 18:00 — 600 рублей. Сниженная стоимость на вечернее посещение не распространяется. Правом бесплатного посещения Исаакиевского собора могут воспользоваться: герои СССР, России и полные кавалеры ордена Славы; члены многодетных детей граждане России и Беларуси ; дети до 7 лет; инвалиды I или II группы с одним сопровождающим; лица, проходящие военную службу по призыву; работники музеев России. Дети до 18 лет, а так же студенты, аспиранты и другие учащиеся, могут посетить собор бесплатно в третий четверг каждого месяца. Для получения льготы или бесплатного билета необходимо представить подтверждающий документ. Цена билета на колоннаду Исаакиевского собора Стоимость билета на колоннаду — 300 рублей. Дополнительно турист получает аудиоэкскурсию «Панорама Санкт-Петербурга». Вход в вечернее время после 18:00 — 500 рублей. Цена входного билета на смотровую площадку и крышу Исаакиевского собора единая, льготы на нее не распространяются. Чтобы не стоять в очереди, билета на колоннаду Исаакиевского собора можно купить онлайн Входные билеты по льготной цене онлайн не бронируются их нужно приобретать в день посещения в кассах при предъявлении документов, подтверждающих право на льготу. Стоимость экскурсий в Исаакиевском соборе Туристы могут отправиться как на групповую, так и на индивидуальную экскурсию.
В случае если вы выбираете индивидуальную программу, время начала прогулки с гидом зависит от ваших пожеланий. Расписание же групповых экскурсий оговорено заранее. Исаакиевский собор снаружи и внутри Обзорная экскурсия, которая позволит вам узнать все об одной из главных достопримечательностей Петербурга. Гид расскажет и об этапе строительства, и об истории, и о тех, чьи имена навсегда связаны с собором. Узнаете, как собор стал домом для детей Ленинграда во времена блокады, о том, как он помог сохранить главные сокровища России в период войны. Конечно, экскурсовод поведает участникам экскурсии не только проверенные факты, но и тайны, которые окутывают это место.
В Исаакиевском соборе пройдёт богослужение в честь 165-летия освящения храма По завершении богослужения состоится крестный ход вокруг собора. Об этом сообщает сектор коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви. Богослужение в храме начнётся в 8:45. Его возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
В 2007 году к этой сложнейшей партитуре обратился Владимир Беглецов, и до сих пор Концертный хор Санкт-Петербурга остается единственным петербургским коллективом, в чей репертуар сочинение входит целиком. И здесь нет противоречия. Она требует не только мастерства, но и колоссальной концентрации духа, и тогда в ней открывается свет! Сейчас нам удается этот свет увидеть…». На время концертов для удобства слушателей выставляются стулья.
Тогда же состоялась премьера «Стихов». В качестве литературной основы Альфред Шнитке взял древнерусские поэтические тексты XVI века, опубликованные в 1986 году в переводе и с комментариями выдающегося петербургского ученого Александра Панченко. Смысл музыки и всех 11 стихов заключительный 12-й номер звучит без слов — раскаяние в суете, которой зачастую подчиняется человеческая жизнь, и размышления о неминуемости смерти. Сочинение Шнитке заставляет задуматься о том, как и ради чего мы живем, а красота и возвышенность изложения помогают преодолеть страхи и отчаяние и оставляют в душе ощущение катарсиса и веру в то, что всё не напрасно. Впервые, в 1989 году, сразу после московской премьеры, их исполнил хор Валерия Полянского.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Расписание богослужений, исповедей, панихид в храме при Исаакиевском соборе. Интерфакс: Руководство государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" не согласовывало изменение графика богослужений, сообщили "Интерфаксу" в воскресенье в пресс-службе. Приход Исаакиевского собора. 685 subscribers. Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. Праздничное богослужение пройдёт в понедельник в Исаакиевском соборе в честь 165-летия со дня его освящения. Расписание богослужений в 2024 году. Во время проведения службы вход в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — свободный. Новости, расписание богослужений, история собора и многое другое. Концерт в Исаакиевском соборе Русская духовная музыка, народные песни Фонд «Наследие» памяти академика А.М. Панченко представляет.
Богослужения возобновили в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга
Праздничное богослужение прошло в Исаакиевском соборе в честь 165-летия освящения храма - Табло СМИ | Визит в храм Исаакиевский собор станет для вас хорошим способом провести досуг и позволит узнать новое о родном городе. |
Экскурсии в Исаакиевский собор | Главная» Новости» Исаакиевский собор афиша. |
В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма | Исаакиевский собор: расписание работы и билеты 2024, экскурсии. |
Приглашение на службу в Исаакиевском соборе | В пресс-службе государственного музея-памятника (ГМП) "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику. |
В Исаакиевском соборе прошло богослужение в честь 165-летия его освящения | Приход Исаакиевского собора 20 августа опубликовал новость об изменении времени, в которое будут проводиться богослужения в храме. |
Исаакиевский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
В Исаакиевском соборе состоится богослужение в честь 165-летия освящения храма. Расписание богослужений. Богослужения: ежедневно кроме среды. Исповедь: в 9:30, Литургия: в 10:00, Вечернее богослужение: в 17:00. 11 октября 2023 года музей-памятник «Исаакиевский собор» открывает новый концертный сезон.
Исаакиевский собор
Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Установка одной 17-метровой колонны диаметром 1,8 метра и массой 114 тонн занимала около 40—45 минут [73]. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа». Первая колонна крайняя справа в северном портике была установлена 20 марта 1828 года [70] в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль [74] с изображением Александра I. Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года [75]. Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора.
В кирпичную кладку на известковом растворе для большей прочности делались гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Стены и пилоны выкладывались одновременно по всему периметру [76]. Решение Монферрана выполнить кладку пилонов с чередованием рядов из кирпича и тёсаного гранита было новаторским, как отмечают Ротач и Чеканова, таким образом создавалась «идеальная опорная конструкция». Прокладные ряды из гранита, имеющие в плане различную конфигурацию, обеспечили передачу давления по чисто вытесанным горизонтальным и вертикальным поверхностям [77]. Толщина стен составляла от 2,5 до 5 м. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 40—50 см [78] , внутренней — 15—20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев пиронов , вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи.
Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи. В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий. Построенные кирпичные своды имеют толщину от 1,1 до 1,25 м и опираются на шесть пилонов. Помимо конструктивных кирпичных сводов были ещё сделаны декоративные, представлявшие собой железный каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором. Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы. Государственный Эрмитаж Конструкция купола собора В 1837 году, когда было завершено основание купола, началась установка 24 верхних колонн. Колонны поднимались наверх по наклонному настилу — системе аркбутанов , которые опирались с одной стороны на основание колоннады, с другой — на стены и пилоны [79]. Подъём вёлся с помощью специальных тележек.
Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары. Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился максимально облегчить купол без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828-м. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов [80].
Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней — конической и наружной — параболической. Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения. Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах. Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м [к 6]. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82]. Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью.
Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской. Открытые части металлических конструкций были защищены также войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами [82] [83]. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения [84]. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера , погибли от ртутного отравления при строительстве собора [85]. Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян.
Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев [36]. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86]. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора. Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии. В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме.
В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89]. Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта.
Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф. Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В.
Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91]. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92]. В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств.
Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94]. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини. Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки.
В 1992 принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем. Храм имеет три престола: центральный — во имя св. Исаакия Далматского престольный праздник 12 июня ; левый придел — св. Александра Невского 12 сентября, 6 декабря ; правый — св. Екатерины 7 декабря. Особо чтимая святыня — список Тихвинской иконы Божией Матери.
Монферрана, самый высокий в городе 101, 5 м и самый вместительный в нем может молиться одновременно до 14 тыс. Строительство было начато в 1825 и длилось почти 40 лет. Освящен 12 июня 1858 во имя св. Исаакия Далматского митрополитом Григорием как кафедральный собор. В 1928 закрыт. В 1957 собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством.
В Исаакиевском соборе объявили об изменении расписания богослужений
В целях усиления мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции допуск посетителей на богослужения в Исаакиевском соборе осуществляется утром до 10:00, вечером до 17:30. Визит в храм Исаакиевский собор станет для вас хорошим способом провести досуг и позволит узнать новое о родном городе. Отныне богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.
Расписание Рождественских служб в храмах Петербурга – 2023
Лукообразный шпиль был увенчан флюгером — позолоченным ангелом, держащим крест флюгер Петропавловского собора — крест, на котором стоит ангел [11]. Сохранились пять подписанных Гербелем архитектурных листов. Среди них — четыре варианта иконостаса, единственные дошедшие до нас эскизы алтарей петровского времени [13]. Резной золочёный иконостас, подобный иконостасу в Петропавловском соборе, был выполнен в московской мастерской Ивана Зарудного.
В 1763 году перед сносом церкви он был разобран и отправлен на хранение в один из храмов, о дальнейшей его судьбе ничего не известно [14] [15]. В том же 1733 году колокольня была отстроена, а в следующем были сделаны и часы для церкви [16]. В мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала [17].
Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф Андрей Остерман , просящий 28 мая 8 июня 1735 года позволение у Синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника: Церковь Исаакия Далматского, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет [18]. Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин.
В соответствующем указе говорилось: Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба [18] [к 1]. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини [19] отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения.
Расположение церкви рядом с Невой на острове Новая Голландия , берег которой ещё не был укреплён, было неудачным — к такому выводу пришла экспертиза архитектора Адмиралтейской коллегии Саввы Чевакинского. Вода из Невы, а также вода, сбрасываемая из «Адмиралтейского дома», подмывала фундамент здания. По одним источникам, Чевакинский констатировал невозможность сохранения здания и церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега [20] [16] [8].
По другим, работы по перестройке церкви велись на прежнем месте [21]. Третий Исаакиевский собор[ править править код ] Изначальный проект Исаакиевского собора 3-й А. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный собор [8].
Екатерина II одобрила идею воссоздания колокольни Исаакиевского собора, но в прежних формах, не принимая во внимание проект Чевакинского, в котором предлагался совершенно иной облик собора. Вскоре Чевакинский подал в отставку. В 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским.
Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль [20]. Новый проект собора был разработан Антонио Ринальди. Здание по замыслу архитектора имело пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню.
Стены по всей поверхности облицовывались мрамором [к 2]. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу [24] [25].
Вступивший на престол Павел I поручил архитектору Винченцо Бренне срочно завершить работу. Бренна приступил к работе 1 апреля 1798 года. Поначалу архитектор предполагал следовать проекту Ринальди, но вскоре, из-за отсутствия средств, архитектор был вынужден исказить проект Ринальди.
К тому моменту собор был возведён до основания барабанов куполов. Бренне пришлось уменьшить размеры верхней части здания и главного купола и отказаться от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшить высоту колокольни на один ярус [23]. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка.
Собор получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного цоколя и кирпичных стен [26] [23]. Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. Широкое распространение получила в разных вариантах следующая эпиграмма: Се памятник двух царств, На мраморном низу Воздвигнут верх кирпичный [27].
Авторство её приписывалось А. Копьеву и называлось как одна из возможных причин его ареста и высылки из столицы в 1797 году [28]. По другой версии, восходящей к запискам Я.
В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму: Сей храм покажет нам, Он начат мрамором, Окончен кирпичом. Позднее, при императоре Александре I , когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой. Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.
Уже вскоре после его постройки сложилось мнение, что здание необходимо перестроить [23]. Современный Исаакиевский собор[ править править код ] Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использованных при строительстве собора В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. Непременным условием ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора.
Программу конкурса, утверждённую Александром I , составил президент Академии художеств Александр Строганов. В ней говорилось: Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность [30]. Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового [31].
В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру , председателю только что образованного « Комитета по делам строений и гидравлических работ », заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану , незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию [31].
Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей впрочем, технически никак не обоснованных [32] , которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора [33] [34].
Основная статья: Проект четвёртого Исаакиевского собора Фасад модели собора, 1818—1821 годы, мастера И. Гербер, Гроссе, Фреми, П. Брюлло, И.
Найлон, Ла-Банк, П. Свинцов, В. Столяров по проекту Монферрана, дерево, гипс, металл, масляная краска, позолота, Санкт-Петербургская Академия Художеств В 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение большей части ринальдиевского собора алтарной части и подкупольных пилонов [35] [32].
Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, сохранялись подкупольные опорные пилоны южной и северной стен [36]. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.
Высота сводов оставалась прежней, и это обстоятельство усложнило разработку проекта, а общая композиция здания отличалась диспропорцией: монументальный портик, большая центральная глава, дополненная поставленными по углам малыми «придавили» его [37]. Проект собора в этом виде был утверждён императором в 1818 году [38]. В издании своего проекта от 1820 года Монферран поместил изображение интерьера собора, дающее неверное представление о его внутренней перспективе: барабан с подоконными нишами не был бы виден с того места, где находится зритель [39].
Как отмечает в своей монографии Н. Никитин, Монферран при создании проекта взял за образцы здания парижских Пантеона купол с колоннадой, портик, решение внутренней обработки и Дома инвалидов конструкция перекрытия купола [40]. Проект Монферрана в части архитектурной композиции, но не декора здания представлял собой не оригинальное произведение, а компиляцию, что было в обыкновении у многих, даже самых крупных архитекторов того времени [41] [42].
Исаакиевский собор по утверждённому в 1818 году проекту Монферрана на картине В. Садовникова Стремясь сохранить собор Ринальди, Монферран предусмотрел увеличение размеров здания только в направлении восток-запад, таким образом, в плане оно стало прямоугольным с соотношением сторон 4 к 7. Четыре новых пилона увеличили ширину здания на ширину поперечного нефа.
С учётом же новых портиков в плане получился почти равноконечный крест. Два старых пилона, получивших усиление с западной стороны, и два новых становились опорой для купола. Ринальди запроектировал главу с диаметром, равным стороне квадратного основания, Монферран поставил на то же основание новую главу, диаметр которой равнялся уже диагонали квадрата.
Таким образом, барабан новой главы повисал над сводами боковых нефов. Вместе с колоннами, окружавшими барабан, диаметр новой главы был на две трети больше, чем главы ринальдиевской [43]. Руководство строительством возлагалась на специальную комиссию.
Её председателем был член Государственного совета граф Н. Головин , членами — министр внутренних дел О. Козодавлев , министр духовных дел и народного просвещения князь А.
Голицын , инженер А. Бетанкур [44]. Организация работ, вся хозяйственная часть строительства возлагалась на комиссию согласно положению о комиссии, утверждённому лишь в июле 1820 года , руководство собственно строительными работами, решение всех технических вопросов и руководство действиями архитектора — на Бетанкура.
Контроль за качеством материалов доверялся архитектору. Для их приёмки и хранения назначался особый комиссар. Бетанкур, занятый работой на других объектах, часто отлучавшийся из Петербурга, ограничился посещением заседаний комиссии и решением вопросов по устройству оснований и фундаментов здания [45].
Работа комитета по рассмотрению замечаний Модюи[ править править код ] В 1820 году Монферран выпустил альбом с 21 гравированной таблицей. К двум своим планам, оставшимся без изменений, он добавил продольный разрез, генеральный план, проект церкви, разработанный Ринальди, а также проекты стенной живописи, два перспективных вида и изображение интерьера [46]. Проект снова привлёк внимание специалистов [47].
С его резкой критикой вступил архитектор А. Модюи , бывший одним из членов «Комитета по делам строений и гидравлических работ». К записке прилагались чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана [48].
Модюи ходатайствовал о прекращении всех строительных работ, кроме каменотёсных и разборки тех частей сооружения, которые были предназначены к сносу. На первом заседании комитета в августе 1821 года были заслушаны два письма Модюи Голицыну об остановке работ и Оленину о вопросах, поднятых в замечаниях к проекту, требующих первоочередного рассмотрения , его записка и возражения на неё Монферрана.
Между декоративными и конструктивными сводами оставлено пространство высотой в 30 см. Такое двойное перекрытие сводов является характерной особенностью собора, не встречавшейся ранее в других церковных сооружениях России и Западной Европы. Государственный Эрмитаж Конструкция купола собора В 1837 году, когда было завершено основание купола, началась установка 24 верхних колонн. Колонны поднимались наверх по наклонному настилу — системе аркбутанов , которые опирались с одной стороны на основание колоннады, с другой — на стены и пилоны [79].
Подъём вёлся с помощью специальных тележек. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары. Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран стремился максимально облегчить купол без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, как было предусмотрено проектом 1825 года, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П.
Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828-м. Но Монферран, заимствовав конструкцию, выполнил её из других материалов [80]. Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней — конической и наружной — параболической. Металлический каркас составлен из 24 рёбер двутаврового сечения.
Полоса, соединяющая полки двутавра, перфорирована. Соединения частей каркаса были выполнены на болтах. Диаметр наружного свода составляет 25,8 м, нижнего — 22,15 м [к 6]. Пространство между фермами для утепления было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы на перемычках из кирпича с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма и значительно легче кирпичных, но, как отмечает Никитин, купол от промерзания не предохраняют [80] [82].
Теплоизоляцию горшечных сводов выполнили из войлока и коровьей шерсти с заливкой смолой и гарпиусом сосновой канифолью. Войлок, в свою очередь, покрыли известково-песчаным раствором, который был окрашен масляной краской. Открытые части металлических конструкций были защищены также войлоком. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами [82] [83]. Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения [84].
В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера , погибли от ртутного отравления при строительстве собора [85]. Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев [36]. Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром [86].
К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет [87]. Длительный срок строительства собора 40 лет современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора [88]. Проекты оформления интерьера собора. Кленце и Монферран[ править править код ] В процессе проектирования внутреннего убранства собора Монферран совершил три поездки в Западную Европу, чтобы изучить на месте разные типы интерьеров храмов первый раз он был в Италии в 1806 году в составе наполеоновской армии.
В 1845 году был в Карраре, Генуе и снова во Флоренции и Риме. В 1851 году — в Карраре, где наблюдал за изготовлением мраморных деталей для Исаакиевского собора. Эклектизм мышления новой эпохи историзма проявился и в составленном Монферраном «Архитектурном, художественном и историческом описании Исаакиевского собора», в котором он попытался воссоздать историю архитектуры христианских храмов и представить свой проект как наиболее полный, впитавший все предыдущие достижения. Однако ещё ранее, вероятно, у императора возникли сомнения в способности Монферрана создать презентативный проект оформления внутреннего убранства собора. Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император Николай I поручил ему составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу Петеру фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе.
Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма [89]. Во время заграничного путешествия 1842 года Монферран, помимо Италии, посетил Лондон и Париж ради изучения интерьеров собора Святого Павла и церкви Святой Женевьевы. На обратном пути он отправился в Мюнхен, встретился с Кленце и сумел убедить его в преимуществах собственного проекта. Император Николай I согласился с предложениями Монферрана, и из проекта Кленце был реализован лишь витраж алтарной части, изображающий воскресшего Спасителя в рост. Основная статья: Живопись Исаакиевского собора Эскиз Ф.
Бруни для собора — «Святой Дух в сонме ангелов». Начало 1840-х гг. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. Басиным по картонам Брюллова Воскресение Христа.
Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором [91]. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно [91]. По первоначальному предложению Кленце с ним был согласен Николай I , росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном.
Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа исполнить маслом на бронзовых досках [92]. В это же время по подсказке Монферрана П. Кривцовым был составлен доклад о желательности учредить русское мозаичное производство, которое не было поддержано Академией художеств. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол самая большая композиция площадью 800 квадратных метров и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Дорнер — 12 икон, содержащих 28 изображений, для боковых частей большого иконостаса [90] , Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины [94].
Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная — эпизодам из жизни Христа. Шесть картин написал итальянский живописец Чезаре Муссини. Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики [91]. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки.
В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» [95]. Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе [91]. Внутренний вид Исаакиевского собора. Картина 1857 г. Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено на этом настоял император Николай I для оформления интерьера использовать мозаику. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств [96] ; 7 декабря 1864 года на 3-й линии Васильевского острова , в специальном здании, появилось учреждение, позже названное «Императорским Мозаическим заведением», которым руководил Ю.
Мозаичные иконы для Исаакиевского собора на тот момент создавали его работники: М. Хмелевский, академик Н. Алексеев , И. Бурухин , М. Щетинин , Г. Агафонов , Ф.
Гартунг, А. Фролов , Н. Голубцов, М. Муравьёв, П. Васильев , В. Колосов, Е.
Солнцев и И. Шаповалов [93].
Здесь вы найдете самые важные и актуальные новости, которые будут освещаться в полном объеме. В каждой новости вы найдете всю информацию о событии, его причины, последствия и реакцию общества. Мы будем рассказывать о происходящем в различных областях жизни — политике, экономике, культуре, спорте и так далее.
Приход Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге объявил об изменении расписания богослужений. Об этом ТАСС сообщил представитель прихода. На официальной странице прихода в социальной сети "ВКонтакте" сообщается, что с сентября литургии будут проходить с 10:00 мск до этого они проходили в 08:00 или 09:00 мск , а вечерние богослужения - с 17:00 ранее в 16:00 мск. В пресс-службе государственного музея-памятника ГМП "Исаакиевский собор" сообщили ТАСС, что в расписании богослужений, которое было согласовано с руководством ГМП, значится, что они будут проходить по прежнему графику. В пресс-службе добавили, что в случае изменения графика музей будет иметь "большие трудности и расходы". Порядок текущего взаимодействия музея и собора регламентируется соглашением, подписанным сторонами в 2005 году.
Музейщики удивились планам РПЦ поменять график служб в Исаакиевском соборе
В понедельник в Исаакиевском соборе в Петербурге пройдет праздничное богослужение в честь 165-летия со дня освящения храма. Исаакиевский собор: расписание работы и билеты 2024, экскурсии. Расписание богослужений. Богослужения: ежедневно кроме среды. Исповедь: в 9:30, Литургия: в 10:00, Вечернее богослужение: в 17:00. ТК Союз нуждается в поддержке: Группа ВК? МузСоюз Также рекомендуем вам посмотреть:?Святейший Патриарх Кирилл:?Лекции профессора а:?Церковный календарь:?Читаем Евангелие вместе с Смотрите видео онлайн «Божественная литургия 12. Интерфакс: Руководство государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" не согласовывало изменение графика богослужений, сообщили "Интерфаксу" в воскресенье в пресс-службе. Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского).
Исаакиевский собор. Жемчужина Санкт-Петербурга
Богослужение в Исаакиевском соборе Приход Исаакиевского собора хочет изменить. Расписание богослужений в Исаакиевском соборе. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 28 апреля в праздник Входа Господня в Иерусалим воспитанники Воскресных школ и Православных гимназий приглашаются к участию в Божественной Литургии к 8:45 в Исаакиевском соборе.
Исаакиевский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Вместе с ним перед судом предстали более восьмидесяти человек — священнослужителей и мирян. Показательный процесс, целью которого была дискредитация Церкви и духовенства, закончился страшным приговором, по которому митрополит Вениамин, а также архимандрит Сергий Шеин и мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны. Последние публикации.
Безусловно, всё это очень интересно.
Но, насладиться красотой внутреннего оформления Исаакиевского собора можно и бесплатно. Правда без экскурсии. Исаакий - это, прежде всего, действующий православный храм.
Здесь проходят службы. А на богослужения вход свободный и билеты покупать не нужно. Службы проходят ежедневно.
Вход на службу с противоположенной стороны от входа, с Адмиралтейского проспекта.
Ниже приведены некоторые из мер, которые мы принимаем для защиты наших членов, духовенства и посетителей. Ниже приведены наши обновленные протоколы по состоянию на 21 сентября : Маски для лица, закрывающие нос и рот требуются в любое время в церковных помещениях и во время мессы Знак мира должен совершаться посредством жестов без касания. Святая Евхаристия будет принята на ладони. Немедленно съешьте Тело Христово на глазах у Министра. Пожалуйста, поймите, что нашим служителям Святого Причастия небезопасно совершать Евхаристию через уста. Это делается только в порядке исключения. Пожалуйста, соблюдайте директиву епископов. Если это вызывает у вас конфликт, обратитесь к священнику. Церковь и помещения дезинфицируются до и после каждой мессы, включая такие артефакты, как книги и микрофоны.
Мы свели к минимуму совместное использование артефактов, таких как книги и микрофоны. Все литургические служители должны регулярно проверять себя на наличие заражения Covid-19 и освобождаться от служения, когда это уместно. Estos сын algunos де лос pasos дие estamos tomando пункт proteger nuestro clero, miembros де ла parroquia у visitantes. Эль-Салюдо-де-ла-Пас, у которого есть физический контакт. En el momento de comulgar, cuando se acerque al sacerdote.
Ранее приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений с 1 сентября. Как сообщалось, в начале декабря 2018 года стало известно, что ГМП "Исаакиевский собор" намерен предоставить РПЦ придел святой Екатерины для проведения церковных служб. Службы в приделе начались в середине января 2019 года.