Теперь давайте разберемся, что же такое Синий Кит, и почему на эту тему в последнее время мы слышим столько новостей. С помощью этого решения можно ограничить вход в социальные сети или скачивание новых приложений. "Синий кит" (Blue Whale) или игра в самоубийство – страшное приключение, которое как утверждают СМИ, увлекает впечатлительных подростков, с каждым днем втягивая в игру все больше и больше несовершеннолетних.
Игра «Синий кит»: Как уберечь ребёнка от групп смерти в социальных сетях
Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. «Синий кит» ликвидирован, но дело его живет. «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году. Многие специалисты отмечают, что в игру «Синий кит» ввязываются те дети, которые сами переживают на данный момент какую-то душевную травму. Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. Например, игра «Синий кит» приобрела сейчас огромную популярность.
Остановить игру
- Почему организатор групп смерти получил «курорт» в колонии-поселении?
- Последние новости
- Администратора «Синего кита» посадили на три года —
- «Синие киты» глазами специалистов по кибербезопасности: это миф -
- Оставить комментарий
- КВЕСТ: НАЙТИ КУРАТОРА
Очередной «Синий кит»?
Запрещать-то нечего Что власти могли бы запретить, чтобы положить конец пугающему родителей распространению «суицидального» контента в соцсетях? Например, в ответ на жалобы пользователей можно закрывать такие группы насколько быстро — это зависит от политики сервиса и человеческого фактора ». Сеть — это среда быстрого распространения информации и средство коммуникаций. В использовании интернета самый главный плюс — в доступе к практически любым источникам информации. Но есть и минусы — интернет-ресурсы поощряют стремление пользователей, в том числе детей, к публикации собственной персональной информации, которая затем может использоваться мошенниками, ворами, для шантажа, для совершения каких-либо действий». Индивидуальные меры безопасности Павел Коростелев перечислил меры безопасности, которыми не следует пренебрегать пользователем соцсетей: «Это тот случай, когда защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности.
Важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими данными. Каждая семья должна выбирать эффективный, но в то же время комфортный формат взаимодействия в таком вопросе, как контроль за поведением ребенка в cети. Есть набор технических средств, который может помочь избежать многих проблем. В их числе — установка ограничения доступа использования компьютера и интернета для детей, возможность информирования родителей о публикациях ребенка и изменениях в списке друзей в социальных сетях, уведомления о звонках и СМС. Такие инструменты также могут блокировать нежелательные сайты и не давать загрузить вредный контент.
Есть приложения, связанные с геолокацией. Например, родитель знает, что в определенный период времени ребенок должен находиться в определенной точке допустим, в школе. И если он покинет безопасный периметр — по своей воле или нет, — то родителю будет отправлено мгновенное уведомление. Существуют продукты, которые позволяют контролировать использование и управлять мобильными устройствами — как корпоративными гаджетами в бизнесе , так и устройствами ребенка в семье. С помощью этого решения можно ограничить вход в социальные сети или скачивание новых приложений.
Можно вести поиск потерянного устройства — передаются данные последнего местоположения смартфона. Если смартфон все-таки потерян или украден — можно удаленно стереть данные фотографии, сообщения и др. О вреде шумихи Фото с сайта rsute. К борьбе с лексическими единицами, попавшими под подозрение, подключился Роскомнадзор. По мнению автора статьи в «Ленте.
Между тем, иронизирует журналист, «многочисленные эксперты устроили негласный конкурс на самый необычный способ победить пропаганду суицида среди подростков. Иногда «профилактическая» работа чересчур усердных педагогов приводит к противоположным результатам.
Постепенно психика подростка входит в резонанс с невидимым убийцей, который под видом игры Синий Кит, как паук незаметно окутывает свою жертву паутиной фальшивых заданий. В конце происходит непоправимое: приходит «задание» с требованием совершить самоубийство или суицид. К этому времени мозг ребенка настроен должным образом, ведь кураторы группы смерти «Синий кит» ловко играют на чувствах и эмоциях, предупреждая, что в случае выхода из игры они убьют родителей жертвы и т.
При всем этом угрозы нередко сопровождаются указанием неполного адреса ребенка, которое якобы определили через IP. Разумеется, слабая и не сформировавшаяся личность подростка - легкая жертва для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии. Как это дико не звучит, но все задания смертельной игры Синий Кит снабжаются подробными инструкциями. Ведь подросток многие вещи не смог бы сам осуществить, если бы не «бдительное» руководство виртуальных убийц. В целях предосторожности мы не публикуем перечень заданий.
Игра смерти Читатель может удивиться, почему в качестве символа группы смерти выбрали синего кита. Все предельно просто. Ученые не раз наблюдали в разных уголках нашей планеты, как киты выбрасывались на берег, и там умирали. Естественные причины этого явления не установлены, но уж точно они не осознанно совершали такой суицид. Чрезвычайно важно понимать, что «Синий кит» - это игра смерти, и никаких шуток тут быть не может.
А ведь каждый подросток, желая доказать свою значимость, готов сделать что-то из ряда вон выходящее. Не случайно взрослые и сознательные люди приходят в ужас, когда видят, как какие-то популярные видеоблогеры или «ютуберы» предлагают своим фанатам различные задания: съесть фекалии, выпить клей ПВА и тому подобное. Еще больший шок наступает, когда видишь, как эти задания выполняются подростками! Ими руководствует простой инстинкт, который когда-то, до появления интернета, заставлял детей прошлых поколений курить, чтобы чувствовать себя взрослыми, пить алкоголь и т. Конечно, с точки зрения логики невозможно объяснить игру Синий Кит или Тихий Дом.
Ведь никаких денег администраторы и создатели групп не получают от своих жертв. Тут присутствует какой-то психический феномен, наподобие маниакальности, цель которой — неизбежная смерть жертвы.
По большому счету, это одна и та же игровая модель. Особенное распространение такие хештеги получили в России и некоторых странах ближнего зарубежья.
Последнее требование невероятно жестокое и циничное: от ребенка требуется совершить самоубийство. Вполне возможно, что читатель может возразить, дескать, зачем писать в таких подробностях особенности игры Синий Кит, ведь это может прочесть подросток и захотеть попробовать. Но едва ли ребенку захочется читать столько текста — это раз, а во-вторых, данная статья предназначена для родителей и всех заинтересованных лиц, которые, зная детали чудовищной игры со смертью, смогут во время определить признаки «Синего кита» и оказать необходимую психологическую помощь. Правила игры Синий Кит Итак, потенциальная жертва как правило, это подросток, переживающий трудные времена , пишет в социальной сети запись, сопровождая ее хэштегом «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т. Затем, ровно в 4:20 утра, когда организм человека находится в максимально расслабленном состоянии, проснувшийся по будильнику подросток получает сообщение такого плана: «Я — твой личный Кит, который поможет тебе довести игру до конца. Она длится ровно пятьдесят дней. Последний день является концом игры. Если ты умрешь — выиграешь. Если нет — тогда тебе помогут. Вступив в игру обратной дороги нет. Ты готов? Затем начинают приходить сообщения с заданиями. После каждого выполненного требования необходимо предоставить подтверждения в виде фото или видео. Постепенно психика подростка входит в резонанс с невидимым убийцей, который под видом игры Синий Кит, как паук незаметно окутывает свою жертву паутиной фальшивых заданий. В конце происходит непоправимое: приходит «задание» с требованием совершить самоубийство или суицид. К этому времени мозг ребенка настроен должным образом, ведь кураторы группы смерти «Синий кит» ловко играют на чувствах и эмоциях, предупреждая, что в случае выхода из игры они убьют родителей жертвы и т. При всем этом угрозы нередко сопровождаются указанием неполного адреса ребенка, которое якобы определили через IP. Разумеется, слабая и не сформировавшаяся личность подростка - легкая жертва для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии. Как это дико не звучит, но все задания смертельной игры Синий Кит снабжаются подробными инструкциями. Ведь подросток многие вещи не смог бы сам осуществить, если бы не «бдительное» руководство виртуальных убийц.
«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
Эксперты доказали: один из факторов, которые заставляют человека покончить с собой, — подробное освещение самоубийств в СМИ. Измените отношение к ребенку: если мало уделяли ему времени — уделяйте больше, если ругали — перестаньте, если не контролировали — введите мягкий контроль. Покажите ребенку примеры успешных жизненных преодолений сложностей».
Трое из них — школьники лет 16 и третьекурсница — были "в игре". Я начала расспрашивать, как они решились сыграть и для чего. Ответы меня ошарашили: им просто стало интересно, правда ли существует эта игра, кто ее ведет и как это можно остановить. Тогда я спросила, не находили ли они что-нибудь. Один из школьников протянул мне клочок бумаги и сказал, что это вторая подсказка.
Там, как и в первый раз, был указан номер, но другой — 964817, и значился новый вопрос: "Ты еще хочешь играть? Памятник, старый аэропорт. Кит с тобой". Ну уж нет! Я сказала: "Все, ребята, выходите из игры.
Волонтерам удалось отследить ее путь куратора с 2010 года. В чатах щедро одаривала игроков звездами и радостно предлагала всем участникам «поздравлять и дарить цветы тем, кто Герой и прошел игру», радоваться за каждого игрока, который по ее мнению «скоро совершит свой выбор». Девушка в одной игре была куратором, причем двое из ее игроков планировали реальный суицид и были остановлены буквально в последний момент. Но в ходе расследования выяснилось, что девушка сама была игроком у другого куратора.
Заведено два уголовных дела — в одном она обвиняемая, в другом потерпевшая. Вероятно, она стала одной из многих, кому стало скучно на самоизоляции. Курировала группу не более 10 дней. Обошлось постановкой на учет и направлением к психологу - 1 июня пресечена деятельность кураторши из Новгородской области. Задания должен был давать некий Король, а она «принцесса» была передаточным звеном. Игрокам предлагалось найти себе напарника для совершения суицида. Причем так закончить свою 13-летюю жизнь собиралась и сама организатор. Как оказалось, в этой истории и правда был Король в виде голоса у девочки в голове. Поставлена на учет, ребенком занимаются врачи.
Ответственность за подобные преступления предусмотрена с 16 лет. Организаторам же игр смерти часто 13 - 15 лет. Их помещают в спецшколы, отправляют на лечение, ставят на учет, что в принципе оправданно - такие дети часто оказываются с диагнозами. Но у нас эти уголовные статьи хотя бы есть. В других странах - а «синие киты» расползлись уже по всему постсоветскому пространству - закон еще не переписали. Ту же Настю игра А13 с Украины долго не могли взять, так как ей всего 13 лет и было непонятно, как заводить дело. Как они становятся кураторами? На этот вопрос мне ответил не Леонид, а Лера Филипенко. Девочка, устроившая смертельную игру, через которую прошли сотни человек.
Типичный и самый невинный тематический контент из групп смерти. Родители купили дом на материнский капитал, на квартиру в городе не хватало. Леру, странную девочку с розовыми волосами, в деревенской школе не приняли ни дети, ни учителя. А после сама стала куратором. Я получала удовольствие от того, что люди меня слушались. Многие говорили, что не могут без меня жить, признавались даже в любви. Я говорила, например, напиши лезвием на животе «Кира, прости». И они это делали. Выжигания на теле.
Все задания я придумывала сама. Сейчас я понимаю, что тогда проблемы в школе спровоцировали у меня начало психической болезни. В какой-то момент я перестала контролировать себя и совершила попытку суицида. Но меня спасли. А когда увидела заплаканные глаза мамы, мне так стыдно стало... Я осознала, что сама довожу людей до такого, представила, как их мамам плохо… Леонид из «Молодежной службы безопасности» уговорил меня на явку с повинной... Как выяснило следствие, несмотря на огромное количество участников игры Леры, слава богу, ни один не дошел до конца. По решению суда она полгода провела в спецшколе. Ни психологов, ни врачей не было.
Я и в этой школе совершила несколько попыток суицида. А когда вышла оттуда, первое время старалась начать жизнь заново, забыть все.
Сначала нашли мертвой 14-летнюю девочку, потом — 16-летнего парня. К смерти ребят может иметь отношение «Синий кит». И без того жестокая игра стала еще более изощренной. Окончившая восьмой класс школьница ушла из жизни 11 июня, сообщил сайт kp. Она жила с мамой и бабушкой. Друзья отзывались о 14-летней девочке как о тихой и неконфликтной. Странностей в поведении никто не замечал, а склонности к суициду — тем более. Реклама Остановить игру В предсмертном видео погибшая попрощалась с мамой, признавшись, что любит ее.
Девочка призналась, что связана с так называемыми группами смерти. И они гораздо страшнее предыдущих. Начинается новая волна, будет много жертв, это не кураторы, это нечто большее», — приводятся в материале слова ребенка. Подросток просила распространить информацию и остановить страшную игру.
Меню сайта
Как сообщила заведующая кризисно-профилактическим отделением для детей и подростков центра "Детская психиатрия" Валентина Яковенко, с августа по декабрь 2016 года за помощью на горячую линию обратились 28 детей, а всего за два месяца 2017 года — уже 26. Четыре участника "групп смерти" были госпитализированы. Основная аудитория "групп смерти" — обычные подростки, которым попросту скучно. Им просто интересно, что в этих группах происходит Леонид Армер, координатор "Молодёжной службы безопасности" Как рассказал активист, его коллеги провели опрос среди двух сотен участников "групп смерти" и выяснили, что большинство из них сподвигла вступить в группу не депрессия, а самая обыкновенная скука. А там какая-то движуха! Как ни странно, от скуки дети не только вступают в "группы смерти", но и… создают их. По данным "Молодёжной службы безопасности", минимум половина "групп смерти" курируется подростками от 14 от 16 лет.
Малая доля больных людей, психопатов. В Сети появились "антигруппы смерти" — "Дельфины". Важно объяснить детям, с какими вещами шутить не стоит. И дать им достойную альтернативу. Например, совсем недавно в Сети появились "антигруппы смерти" — "Дельфины". Как рассказал Леонид Армер, в таких группах должны давать положительные задания: вкрутить лампочку в подъезде и заснять процесс на видео либо сделать что-то ещё хорошее и полезное.
Будет ли в современном мире иметь успех новое движение тимуровцев — увидим в соцсетях.
В сети стали распространяться ролики с опасными для жизни детей призывами. Тик ток уже стал блокировать такие записи. Следственный комитет получил поручение провести проверку по данному факту.
Как они узнали? Из-за синего кита, вырезанного на коже жертвы. Задача «Синий кит» — это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. Игра рекламирует, что последний страх людей — смерть.
Вот почему последняя задача — самоубийство. Выжившие с синим китом О проблеме «Голубой кит» известно мало, поскольку она почти всегда заканчивается самоубийством. На самом деле нет никаких физических доказательств того, что игроки должны выполнять задания или даже татуировка членовредительства. Однако в 2017 году 17-летнюю девушку спасли. Она была одной из первых, кто когда-либо достоянием общественности о том, что игра действительно повлекла за собой. С тех пор в этой ужасной игре выжило еще несколько человек. Во всех случаях жертву спасали бдительные родители, братья и сестры или друзья. Похоже, история в том же духе. Как работает задача Blue Whale Испытание Blue Whale начинается невинно с сообщения, предлагающего вам сыграть в смелую игру.
Первоначально считалось, что жертвы на самом деле не знали, в каком направлении разворачивается игра, однако после того, как игра получила широкое освещение в СМИ, власти теперь считают, что жертвы добровольно принимают в ней участие. Будь то давление со стороны сверстников или шантаж, жертвы соглашаются на игру и должны предоставить личные фотографии и другие личные данные о себе «куратору» игры.
Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, брошенным, лишенным заботы родителей, их человеческой любви и поддержки. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по сети в поисках различных групп, которые, как показывает практика, могут быть даже смертельно опасными. Многие специалисты отмечают, что в игру «Синий кит» ввязываются те дети, которые сами переживают на данный момент какую-то душевную травму. Игра рассчитана только на неуверенных в себе людей, пытающихся доказать свою крутость, смелость, отвагу. Полезно будет сообщить детям, что истинно отважный человек рискует лишь в особо важных случаях, а не разменивается жизнью ничем не оправданным геройством. Убежден, что, если родители предельно взаимосвязаны с подростком и в его сердце присутствует душевное спокойствие, он увидит группу «Синий кит» в социальной сети и однозначно пройдет мимо нее, как психологически несоответствующей его интересу и настроению. Предложите ребенку заучить несколько фраз, которыми можно парировать попытки взять на «слабо»: Не хочу, мне наплевать, что ты обо мне подумаешь, я не буду играть в это.
У меня есть более интересные дела. Не твое дело. Мне это неинтересно. Я не делаю того, что мне неинтересно. Скажите ребенку, что быть зрителем чужой глупости тоже нежелательно. Отказ быть зрителем какого-нибудь опасного экстрима — это шанс уберечь старающихся на публику ребят, от ненужного риска. Любимый символ большинства таких пабликов — киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, постах. Китами называют себя и участники этих групп.
Киты выбраны не случайно — эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя. Как восстановить эмоциональный контакт с ребенком Родители должны постараться каждый день нарабатывать и закреплять навыки позитивного общения и поведения с ребенком: Доброжелательно всегда приветствуйте своего ребенка, учитывайте при встрече доброжелательность глаз, улыбку, ласково произносимое имя. Это очень важно при первом контакте, то есть сама подготовка к контакту, вхождение в ситуацию и сам выход из ситуации. И каждый новый контакт утром обновляйте, так как ребенок на завтрашний день теряет эмоционально впечатление о прошедшем.
Информация для читателей
- Игра "Синий кит" - анонимное мошенничество или городская легенда
- «Синий кит» возвращается, родители в шоке: опасная «игра» вновь управляет неокрепшим сознанием
- Синий кит — Неолурк, народный Lurkmore
- 50 заданий до смерти
Снимки экрана
- Кто связал игру «Синий кит» с массовыми самоубийствами подростков
- Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах
- Синий кит. Тихий дом
- Список папок
Для чего (кто, как и когда) русские придумали "Синего Кита" и другие "Группы смерти"
На сегодняшний день «Синий кит» становится в стране действительно опасным явлением, что вынуждает власть принять меры. Тогда в соцсетях набирает популярность такая игра, как «Синий кит». По последним данным в России зафиксировано множество реальных случаев подростковых самоубийств, произошедших в ходе игры «Синий кит». Теперь давайте разберемся, что же такое Синий Кит, и почему на эту тему в последнее время мы слышим столько новостей.
"Синий кит": почему ужесточение закона не останавливает "группы смерти"
«Синий кит 2.0»: Лучшая подруга участницы «группы смерти» свела счеты с жизнью. Теперь пресловутый «Синий кит» — а именно так часто называются группы смерти — активизировался в Telegram, который разблокировали в России. Уже известны задания, которые должен выполнить участник игры «Синий кит»: На руке лезвием вырезать f57.
Помните раньше была смертельная игра "Синий Кит", где детей в Сети склоняли к суициду?
Но со стороны родителей, так же очень важно провести беседы со своими детьми и контролировать контент, который смотрят дети. Скажите им лишний раз как они вам дороги, и вы их очень любите. Только заботой, вниманием мы можем оградить наших деток от реальной угрозы манипулирования.
Снимки необходимо было присылать ровно в 4:20 утра, так что любимое время растаманов приобрело новый зловещий контекст. Сами задания нередко балансировали на грани безумия и идиотизма — кураторы просили нарисовать на листочке кита, вырезать лезвием на руке символы f40 и f57, выйти встречать рассвет на крышу или весь день колоть себя иголкой в руку. Впрочем, делать все это было совсем необязательно, ведь анонимные собеседники удовлетворялись оперативно найденными в Google скриншотами. В одной из вариаций «Синего кита» подростку еще на 22-м задании сообщали дату его смерти, после чего он должен был «смириться» и дать клятву верности игре, а затем в течение 20 дней просыпаться в 4:20, смотреть психоделические ролики и оставлять порезы на руке. Чтобы запугать игроков, кураторы кидали игроку ссылку со сниффером — программой, позволяющей узнать IP-адрес и примерный район проживания пользователя. Ссылки на снифферы легко найти в Google, и в мае 2016 года «Лента. Из-за этого некоторые дети действительно не решались прекратить игру, хотя и доказательств того, что кто-то из них в итоге дошел до 50-го задания и совершил самоубийство, пока нет. Более того, в этот раз наученная горьким опытом администрация «ВКонтакте» оперативно перекрыла доступ к самим группам, страницам их администраторов и тематическим хештегам.
Последние даже не индексируются во внутреннем поиске соцсети. Многие решившие присоединиться к игре жаловались на отсутствие сообщений от кураторов, так и не выславших им список заданий. Зато к ним стучались многочисленные противники «Синего кита», именующие себя «дельфинами». Их сообщества и общая модель поведения по сути скопированы с паблика «Море китов», администратор которого Филипп Челов в мае 2016 года пытался противостоять Филиппу Лису и его «группам смерти». Материалы по теме:.
Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться».
Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал.
И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом.
Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям.
В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить.
В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю.
Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут?
Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието.
Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше.
И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу.
Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово!
Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков.
На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек.
Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу.
Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах.
Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом.
Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся.
Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия.
PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной.
Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например.
Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача.
До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку. Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали.
Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже. Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии. DBT изначально была создана для работы с пациентами, имеющими пограничное расстройство личности, суицидальную и парасуицидальную симптоматику. Соответственно, ее методы должны были подходить нам больше, чем классическая когнитивно-поведенческая терапия. Согласно канону, за выполненные задания участникам поведенческого тренинга полагается выдавать наклейки. Поскольку в условиях чата подкрепление наклейками не имеет никакого смысла там наклейки выполняют роль мимики и пантомимики, а не поощрений , я решила вознаграждать игроков очками опыта и волшебными предметами.
В самом начале программы мы создали игровых персонажей, и в дальнейшем все поощения прилетали в профиль персонажа. Спасибо, Мит! Вознаграждения полагались за сделанные домашние задания, за героические достижения в области саморегуляции хотела порезаться, но перетерпела и резаться не стала и за подвиги в реальной жизни — например, собраться с духом и дойти до психиатра. Марта: Мне можно прям кубок давать! Сколько я решалась на это!
Могут выдать номер. Некоторые задания надо выполнять в определённое время — в 4:20 утра. Формулировки заданий часто размытые и призваны вызвать любопытство. Например, «это твой номер, что это значит, узнаешь потом». Считается, что всего заданий должно быть 50 — это отсылка к книге «50 дней до моего самоубийства». Последнее задание — суицид. Книга «50 дней до моего самоубийства» написана российской девочкой-подростком, в которой она описывает свои переживания. Эту книгу иногда советуют для прочтения родителям, которые хотят лучше понять, что происходит с их ребёнком. Что характерно, в книге героиня выбирает жизнь. Подростков убеждают хранить всё в тайне и ничего не говорить взрослым. Могут даже угрожать, например, говорят, что вычислили адрес и убьют родителей, если подросток проболтается. Как понять, что ребёнок в опасности Есть некоторые признаки, которые могут говорить о том, что ребёнок в игре или склонен к суицидальному поведению. Селфхарм, или самоповреждение. Сюда можно отнести порезы на теле, удары головой о твёрдые поверхности, выдёргивание волос, щипки и пощёчины самому себе и т. Размещение и сохранение картинок, которые пересекаются с тематикой групп смерти, например, синего кита, бабочек, единорогов. Размещение большого количества постов, связанных с тематикой смерти, бессмысленности жизни, депрессии. Низкая самооценка, чувство неполноценности, самобичевание и самоунижение. Потеря интереса к жизни и прежним увлечениям, упадок сил, подавленное настроение в течение длительного времени. Отстранение от окружающих, от родителей, друзей. Уменьшение социальных контактов. Приведение в порядок своих записей, неожиданная генеральная уборка в комнате, раздаривание любимых вещей, игрушек. Постоянное времяпрепровождение в соцсетях, удаление переписок, резкое нежелание рассказывать о том, с кем общается и что делает в сети. Также в группе риска находятся дети, подвергающиеся травле, отвержению в школе, ЛГБТ-подростки. Доверительные отношения с ребенком — лучший способ защитить его от подобных опасностей. Конечно, основная причина самоубийств детей не «Синий кит» или подобные игры. В России уже давно наблюдается печальная статистика по детскому суициду. И их тоже считали угрозой для нации и пытались запретить. Подростки совершают суицид и без заданий от куратора. Их может привлекать тема смерти, они ищут поддержки и понимания среди таких же, как они. В группах смерти они находят то, что отражает их внутренний мир. Интернет часто используется подростками как способ убежать от реальности. Там можно найти сообщества по интересам, где понимают, уделяют внимание, ценят и замечают. Они получают там то, чего им не хватает в семье или школе.