В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию. места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования. Президент России Владимир Путин подписал указ об ограничении числа наблюдателей от партий и кандидатов на избирательных участках. Монологи краснодарских наблюдателей на выборах Сколько наблюдателей может быть на одном избирательном участке?
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций. При этом количество наблюдателей на избирательном участке не регламентируется, наблюдатели могут работать на нескольких участках. места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования. Если раньше наблюдателю можно было лишь присутствовать на заседаниях избирательных комиссий или находиться на избирательном участке в день голосования, то теперь спектр разрешенной ему законом деятельности гораздо шире.
Коротко о выборах
«Не для галочки»: Общественники рассказали, что можно и нельзя делать наблюдателям на выборах | — Наблюдатели получат возможность пройти этот тест, так же как и члены избирательных комиссий, сообщили в Центризбиркоме. |
Как стать наблюдателем на выборах 2024: полномочия, права и обязанности, стоит ли им становиться | В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию. |
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19 | Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа может предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов. |
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19 | Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. |
Кто вправе назначить наблюдателя? | Не каждый человек, который находится на избирательном участке в качестве наблюдателя, действительно исполняет функцию наблюдателя. |
Путин подписал указ, ограничивающий количество наблюдателей на избирательных участках
Желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола. Используй метод записи и счета «конверт». Демонстративный подсчет значительно умеряет желание манипулировать численностью проголосовавших. Голосование вне помещения УИК производится по заявлению избирателей, имеющих на это уважительные причины, например состояние здоровья. Если заявление было устным, оно должно быть подтверждено избирателем письменно по прибытии к нему членов УИК с переносным ИЯ.
Оно должно содержать те же данные об избирателе, которые внесены в СИ, уважительную причину, отметку о получении бюллетеней и подпись избирателя. За 30 минут до выезда объявляют о голосовании вне помещения УИК [67, 5П]. Члены УИК, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число избирателей в реестре голосовавших вне помещения УИК должно соответствовать числу письменных заявлений избирателей.
Эти данные, число использованных и возвращенных бюллетеней, данные о лицах, присутствовавших при голосовании вне помещения УИК, отмечаются в отдельном акте, составляемом после окончания голосования вне помещения УИК. Переносной ИЯ не вскрывается до общего подсчета бюллетеней [69, 14П]. Наблюдатель вправе участвовать при проведении голосования вне помещения УИК. Однако, если ты на участке один, то достаточно проверить соответствие количества переносных ИЯ решению окружной ИК, числа полученных и возвращенных комплектов бюллетеней числу предварительных заявок, письменных заявлений избирателей и их соответствию упомянутым отдельным актам, а также соответствие содержания заявлений требованию закона.
Добросовестное выполнение требований закона членами УИК технически не позволит в сколько-нибудь значительной степени исказить результаты выборов. Если на территории участка есть больница или другое учреждение с большим количеством граждан, которые не могут прийти в общее помещение для голосования самостоятельно, то необходим отдельный наблюдатель, который будет сопровождать переносной ИЯ. Наиболее частые нарушения избирательного законодательства: - «вбрасывание» бюллетеней в избирательный ящик на участке; - выдача бюллетеней без предъявления документа; - выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней; - неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же лицу; - оказание помощи избирателю лицами, которым это закон запрещает; - агитация на участке в день голосования; - невнесение в списки избирателей граждан, находящихся на территории избирательного участка в больницах, вузах и т. Подсчет голосов.
По истечении времени голосования в 20. По окончании голосования члены УИК подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени отрезая левый нижний угол. Число погашенных избирательных бюллетеней ИБ оглашают и заносят в протоколы об итогах голосования, а также в их увеличенные демонстрационные формы УФ. После этого оглашают и заносят в указанные протоколы число неиспользованных открепительных удостоверений.
Открепительные талоны ОТ или открепительные удостоверения ОУ во втором туре , погашенные при получении избирателями ИБ, подсчитываются, их число оглашают и заносят в протоколы и их увеличенные формы. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей на каждую страницу СИ вносят суммарные данные по этой странице: а число избирателей, включенных в СИ без учета избирателей, которым выданы ОУ ; б число выданных ИБ в день голосования; в число ИБ, выданных вне помещения для голосования; г число избирателей, проголосовавших досрочно; д число ОУ, выданных УИК; е число избирателей, проголосовавших на участке по ОУ. После этого с СИ вправе ознакомиться наблюдатель [69, 4, 5П]. Далее оглашают и заносят в протоколы и УФ следующие данные в указанном ниже порядке вносят в поименованные строки : 1.
Число избирателей, включенных в СИ на момент окончания. Число избирателей, проголосовавших по ОУ. Число ИБ, выданных на избирательном участке. Число ИБ, выданных вне помещения для голосования.
Число ИБ, выданных проголосовавшим досрочно. После чего председателем или секретарем ИК обеспечивается хранение СИ, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов до проверки контрольных соотношений [69,6-9П]. При непосредственном подсчете голосов наблюдатель находится на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания ИБ [21, 11дП]. Порядок подсчета голосов: сначала - из переносных ИЯ - число проголосовавших досрочно, затем - из переносных ИЯ - проголосовавших вне помещения для голосования.
Вскрытию каждого переносного ИЯ предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ИЯ, проверка неповрежденности печатей пломб [69,14П]. Этот факт с указанием фамилий членов УИК, обеспечивающих голосование с помощью переносного ИЯ, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования [69,14П]. Стационарные ИЯ вскрывают после проверки печатей пломб. Сортировка ИБ начинается с раскладывания ИБ по голосам за каждого кандидата с одновременным отделением ИБ неустановленной формы то есть не изготовленных официально либо не заверенных ИК и недействительных ИБ.
Недействительными считаются ИБ, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак знаки проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения УИК разрешает вопрос голосованием. На оборотной стороне такого ИБ запись о причинах недействительности заверяется не менее чем тремя членами УИК.
Недействительные ИБ упаковываются отдельно от других ИБ. Содержащиеся в каждом ИБ отметки оглашают и представляют для визуального контроля. Одновременное оглашение двух и более ИБ не допускается [69, 15-19П]. После сортировки производится непосредственный подсчет ИБ в отдельных пачках по каждому кандидату и против всех кандидатов.
При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" далее также - субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую участковую комиссию, территориальную комиссию и окружную комиссию за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации не более трех наблюдателей в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах.
При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 настоящего Федерального закона. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям. Наблюдатели, иностранные международные наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются.
Удалённых наблюдателей назначают через портал наблюдения за ДЭГ , на котором после регистрации они смогут следить за ходом голосования. Портал работает на основе блокчейна. Персональные данные проголосовавших зашифровывают в уникальный код — таким образом наблюдатели будут видеть голоса, но не тех, кто их отдаёт. Удалёнщиков может быть очень много: назначать их можно не только кандидату, но и партиям, доверенным лицам, общественным палатам. Если у кандидата 100 доверенных лиц, они могут назначить до 300 удалённых наблюдателей. Также каждый кандидат имеет право назначить до трёх наблюдателей-очников, которые могут работать в ТИК поочерёдно. Очные наблюдатели получают доступ к спискам избирателей и могут контролировать все процедуры в помещении ТИК ДЭГ, в том числе действия членов комиссии. Наблюдение онлайн за ходом ДЭГ будет доступно всем желающим. Это решение приняли, чтобы сделать выборы в России 2024 года максимально прозрачными.
Но только зарегистрированные наблюдатели смогут получать зашифрованную информацию и контролировать установление итогов ДЭГ. Кто ещё может присутствовать на выборах На избирательных участках могут присутствовать заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Таким образом ограничивают присутствие на выборах гражданских активистов и провокаторов, «прикрывающихся» журналистским удостоверением. По итогам работы международные миссии публикуют доклады с оценкой организации выборов и своими рекомендациями. До окончания голосования им рекомендуют воздерживаться от публичных суждений и обращений к СМИ. Иностранным представителям разрешают встречаться с кандидатами, представителями партий и иных общественных объединений, российскими наблюдателями.
Эти люди тоже специалисты в разных областях профессиональной деятельности, они укрепляют нас своими глубокими познаниями в каких-то вопросах.
В штабе несколько рабочих групп. Например, мониторинговая группа, где как раз юристы и работают. Они анализируют вопросы, поступающие в штаб, дают им правовую оценку. Есть группа, которая занимается информационным сопровождением деятельности штаба, рассказывает людям о ситуации на выборах. В составе центра общественного наблюдения ЦОН будут работать мобильные группы, их задача — выезжать на избирательные участки, чтобы проверить, или, говоря юридическим языком, верифицировать сигналы о возможных нарушениях, которые оттуда могут поступить. Может, принять участие в решении каких-то технических вопросов. Мы уже подготовили преподавателей, которые будут их обучать.
Ведь наблюдатели — не просто люди, которые сидят на участках и что-то смотрят. Они должны хорошо знать свои права и обязанности, основы избирательного законодательства, уметь взаимодействовать с членами избирательной комиссии. На что обращать внимание, находясь на участке во время выборов. Что делать, если ты заметил какие-то действия или факты, вызывающие подозрение. Наблюдатели снабжаются специальными памятками, устанавливают себе на телефон приложение «Мобильный наблюдатель» — оно облегчит им работу. Непосредственно перед выборами они проверят участки на предмет готовности согласно так называемому золотому стандарту, в котором прописано все, вплоть до размера избирательных урн, наличия указателей, санитарных требований и даже как должны быть прошиты списки избирателей. Кто может стать наблюдателем?
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны?
Ведущую роль играет качество подготовки наблюдателя, знание последовательности процессов работы УИК, причин, по которым председатель может потребовать удаления из помещения участка и т. Поэтому не стоит пропускать курсы подготовки, имеет смысл почитать кодекс о выборах и соответствующие положения УК и КоАП. Вопросы и ответы Как устроиться наблюдателем и где смотреть вакансии? В Москве или Мурманске принцип одинаковый: проще всего обратиться напрямую в ближайшее отделение одной из партии, либо непосредственно в место обучения или заседаний УИК. Даже если объявлений не публикуют, либо прием на обучение закончен, люди на замену нужны всегда. Есть ли вакансии водителя на выборах?
Встречаются, особенно на территориальных комиссиях и в партийных штабах. Организация голосования требует разъездной работы. Итоги выборов президента Несмотря на высокую явку , ожидания по зарплате наблюдателя на президентских выборах 2024 года не оправдались. Вышеприведенные таблицы составлялись исходя из данных 2018 года автор освещал аналогичную тему на другом портале , выборов в Госдуму 2021, и обновленных данных по оплате членов избирательных комиссий.
В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают выбракованные и лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт.
Все члены комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума должны быть оповещены указанной комиссией о месте и времени проведения выбраковки бюллетеней, передачи их членам данной комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части. Территориальные комиссии получают от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации бюллетени в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В территориальные комиссии передается весь тираж бюллетеней, изготовленный для соответствующего субъекта Российской Федерации. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. По каждому участку референдума количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число зарегистрированных на данном участке референдума участников референдума.
На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума вправе присутствовать члены указанных комиссий, члены инициативной группы по проведению референдума. Соответствующая комиссия референдума обязана оповестить всех членов данной комиссии о времени и месте передачи бюллетеней. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. В участковые комиссии, сформированные на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, либо в специальные территориальные комиссии бюллетени могут передаваться непосредственно комиссией референдума, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и в количестве, определяемом исходя из данных регистрации учета избирателей, участников референдума. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в том числе бюллетеней, непосредственно участковой комиссией.
Решение об изготовлении этих документов с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей территориальной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в территориальной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем территориальной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Эти бюллетени хранятся секретарем данной территориальной комиссии в опечатанном виде вместе с другими документами указанной комиссии.
Статья 71. Открепительное удостоверение С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2021 г. Открепительное удостоверение является документом строгой отчетности. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления, количество открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений и их передаче вышестоящими комиссиями референдума в нижестоящие комиссии референдума, утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 55 дней до дня голосования. В открепительном удостоверении должны быть предусмотрены места для внесения в него фамилии, имени и отчества участника референдума, а также номера участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.
Участник референдума, который не сможет прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, на котором он включен в список участников референдума по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной комиссии за 45 - 21 день до дня голосования либо в участковой комиссии за 20 и менее дней до дня голосования открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Соответствующая комиссия референдума на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях если участник референдума находится в этой организации на лечении , администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений если участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Территориальная комиссия выдает участнику референдума либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об участниках референдума, представленных в территориальную комиссию главой муниципального образования если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления в соответствии с положением о Государственной системе регистрации учета избирателей, участников референдума. Территориальная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения , адрес места жительства участника референдума. За 21 день до дня голосования территориальная комиссия направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих участков референдума.
На основании таких выписок участковые комиссии вносят соответствующие отметки в списки участников референдума, исключая участника референдума из соответствующего списка в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи. При получении открепительного удостоверения участник референдума либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений в территориальной комиссии либо в списке участников референдума в участковой комиссии , указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. После этого участник референдума исключается из списка участников референдума соответствующего участка и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество участника референдума, номер участка референдума, на котором участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать территориальной или участковой комиссии и подпись члена территориальной или участковой комиссии, выдавшего открепительное удостоверение. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования участник референдума должен быть включен в список участников референдума на любом участке референдума, при этом открепительное удостоверение у него изымается. Участник референдума, получая на основании открепительного удостоверения бюллетень бюллетени , указывает в списке участников референдума адрес своего места жительства.
В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Соответствующая территориальная или участковая комиссия составляет акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений с указанием их количества. Статья 72. Порядок использования ГАС "Выборы" при установлении итогов голосования и определении результатов референдума 1. При подготовке и проведении референдума, в том числе при регистрации учете избирателей, участников референдума, составлении списков участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, для оперативного получения, передачи и обработки информации используется только ГАС "Выборы". При наличии соответствующего оборудования данные протокола комиссии референдума об итогах голосования сразу после его подписания передаются по телекоммуникационным каналам связи ГАС "Выборы" в машиночитаемом виде в вышестоящую комиссию референдума с обязательным последующим представлением в вышестоящую комиссию референдума первого экземпляра протокола об итогах голосования.
Соответствующая комиссия референдума своим решением образует из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса и членов комиссии референдума с правом совещательного голоса группу контроля за использованием ГАС "Выборы" либо отдельных ее технических средств. Полномочия указанной группы устанавливаются федеральным законом о Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Все члены комиссии референдума, наблюдатели имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в ГАС "Выборы" и выводимой из нее в связи с установлением итогов голосования, определением результатов референдума.
Днем голосования является второе воскресенье месяца марта. Однако в законе есть оговорка: если воскресенье, на которое должны быть назначены президентские выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье. Авторы предлагают изменить эту схему и внести поправки в избирательное право.
Согласно им, теперь «если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье».
Настоящие требования определяют для них места, чтобы у них был обзор и чтобы не нарушалась тайна голосования, конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках и других документах", - рассказала, представляя проект, член ЦИК Эльмира Хаймурзина. В документе указано, что в поле зрения наблюдателей и журналистов должны находиться и места выдачи бюллетеней, и места для тайного голосования, и ящики, и технические средства, которые используются для подсчета голосов например, КОИБы , а также увеличенная форма итогового протокола. Места для прессы и наблюдателей должны быть снабжены табличками. При этом наблюдатели и представители СМИ не должны мешать избирателям и комиссии, фото- и видеосъемку следует вести так, чтобы в кадр не попадали паспортные данные, отметки в бюллетенях и другие сведения, нарушающие тайну волеизъявления или сохранность персональных данных.
Делать фото и видео можно только с ведома председателя или секретаря избиркома.
Защита документов
Эти данные необходимо зафиксировать для осуществления последующего контроля. После этого председатель выдает членам комиссии с правом решающего голоса избирательные бюллетени под подпись и приглашает избирателей приступить к голосованию. В течение всего дня голосования и на последующем подсчете следует иметь ввиду, что любую работу с бюллетенями выдача, сортировка, подсчет , равно как и с открепительными удостоверениями и списками, вправе осуществлять только члены комиссий с правом решающего голоса. На что следует обратить внимание в процессе голосования? Обратите внимание на то, что на каждом избирательном участке должна быть размещена информация о кандидатах и избирательных объединениях, а также увеличенная копия протокола голосования в УИК, в которой с утра должны быть следующие данные: номер, адрес избирательного участка, фамилии, имена и отчества кандидатов в том же порядке, что и в избирательном бюллетене. Требовать от избирательных комиссий внесения каких-либо еще данных например, количество открепительных удостоверений или избирательных бюллетеней неправомерно, так как в течение дня голосования эти данные могут меняться. На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. Агитация в день голосования запрещена.
В течение всего времени голосования необходимо следить за тем, чтобы каждому избирателю выдавался только установленное число бюллетеней с учетом специфики каждых выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе так называемой «смешанной» избирательной системы, поэтому каждому избирателю должны быть выданы по два избирательных бюллетеня — для раздельного голосования за кандидата и за избирательное объединение. На выборах депутатов Самарской Губернской Думы, проводимых в тот же единый день голосования 18 сентября 2016 года, также применяется смешанная избирательная системы, поэтому каждому избирателю, включенному в списки избирателей в Самарской области, будут выданы еще два бюллетеня для участия в региональных выборах. При этом любые разъяснения по порядку заполнения бюллетеня вправе давать только члены комиссии с правом решающего голоса. Важно обращать внимание на то, чтобы избиратели входили в кабину голосования по одному. В то же время, по просьбе избирателя к ним в кабину для заполнения избирательного бюллетеня может войти избиратель, не являющийся членом комиссии или наблюдателем. Обращайте внимание на количество проголосовавших избирателей, это позволит исключить приписки числа проголосовавших при подсчете голосов.
Информируйте наблюдателей и представителей избирательной комиссии, если заметите признаки черных избирательных технологий — «карусель», фотографирование заполненного бюллетеня и т. Какие действия не вправе осуществлять наблюдатель? Наблюдатель ни при каких условиях не вправе нарушать законодательство. В соответствии с законом наблюдателю запрещено выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней, совершать действия, препятствующие работе комиссии, проводить агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Какая мера ответственности может быть применена в данном случае? В случае нарушения требований закона наблюдатель по мотивированному решению участковой или вышестоящей комиссии может быть удален с избирательного участка, а член комиссии отстранен от работы в комиссии. В этом случае следует взять с собой заверенную копию решения комиссии, которое может быть обжаловано в территориальную комиссию или в суд.
Наблюдатель может быть привлечен к административной ответственности, а в исключительных случаях — и к уголовной при совершении уголовно наказуемого деяния ст. Можно ли фиксировать какие-либо действия комиссий на фото- и или видеокамеру? Да, вы имеете на это полное право, но следует помнить некоторые ограничения, установленные действующим законодательством.
Впервые же институт общественных наблюдателей появился на выборах президента РФ в 2018 году. Как подчеркнула директор исполнительной дирекции Общественной палаты РК Александра Афонина, общественные наблюдатели - независимые, и стать им может каждый желающий. Ранее на избирательных участках легитимность обеспечивали представители политических партий, дискредитируя процесс голосования, тем самым подрывая доверие. Независимые наблюдатели не получают деньги за свою работу, они действительно заинтересованы в результате голосования и хотят убедиться, что всё законно. Общественный наблюдатель - это тот человек, который сомневается в легитимности голосования, работает он намного лучше и ответственнее, чем представители политических партий, заявили на конференции. О новых правилах участия в общественном наблюдении в условиях ограничительных мер в связи с пандемией рассказал член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод. По его словам, Ассоциация независимого общественного мониторинга каждый день ведет свою работу.
Будущим наблюдателям рассказали об их правах и о том, что по закону им запрещено. Общественный наблюдатель может находиться на избирательном участке в дни голосования, знакомиться со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, за подсчетом числа избирателей, выданных и погашенных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей. Наблюдатели имеют право общаться с председателем УИК и его замом: обращаться с предложениями и замечаниями по организации голосования, знакомиться с любыми протоколами УИК и ТИК, получать заверенные копии этих протоколов. Это один из наиболее популярных вопросов у наших обучающихся, — говорит Антон Коновалов. Но при соблюдении двух условий. Во-первых, он обязан заранее уведомить об этом председателя или зампредседателя комиссии. Во-вторых, только с места, которое для этого определит комиссия. Есть для наблюдателей и ряд запретов. Например, общественный наблюдатель не имеет права выдавать избирателям бюллетени, участвовать в их подсчете только наблюдать за процедурой , проводить агитацию и участвовать в принятии решений участковой избирательной комиссии. Подсказать, как пройти к месту, где выдают бюллетени, — да. Сориентировать, где находится кабинка для голосования, — да.
Все понимают, что это — вопрос безопасности», — рассказал он. По словам Александра Карелина, такая ситуация наблюдается на всех избирательных участках. Напомним, наблюдатели от «Единой России» в течение трех дней голосования будут следить в том числе за соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора, опубликованных Центральной избирательной комиссией. Их обучение проходило несколько месяцев.
Количество наблюдателей
- Как стать наблюдателем на выборах 2024: полномочия, права и обязанности, стоит ли им становиться
- Кто такой наблюдатель на выборах и как он фиксирует нарушения. Объясняем простыми словами
- Статья 33. Наблюдатели \ КонсультантПлюс
- Кто и как может стать общественным наблюдателем на голосовании по поправкам к Конституции РФ?
- Статья 30. Закон N 67-ФЗ от 12.06.2002
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- До конца регистрации – два дня: как стать наблюдателем на выборах президента
- Как стать наблюдателем на выборах 2024: полномочия, права и обязанности, стоит ли им становиться
- Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке: ограничения и правила
- Основные обязанности
Сколько получит общественный наблюдатель на выборах. За это платят? Хорошо, теперь я наблюдатель
2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. Депутаты Госдумы проголосовали в за поправки в законопроект о сокращении количества наблюдателей на избирательном участке до двух человек. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Ведь на избирательном участке придется провести минимум 12 часов во время голосования и от 4 до 7 часов при подсчете голосов. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования
2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. В случае если такие избиратели, участники референдума присутствуют на избирательном участке, участке референдума, ввод каждого бюллетеня сопровождается подтверждением. 2. Наблюдатели и аккредитованные представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования.
Выборы под наблюдением
Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций. Впрочем, стать наблюдателем по закону может не только тот, кто прошёл обучение в Общественной палате. Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом — это может быть человек, назначенный кандидатом, партией. Наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, находиться на участке и смотреть за голосованием, взаимодействовать с председателем и секретарем УИК, наблюдать за подсчётом голосов, знакомиться с протоколами об итогах голосования, делать фото и снимать видео. В этом году, по словам политтехнологов, по части работы наблюдателей будут сюрпризы. Также на избирательных участках будет производиться видеофиксация хода голосования, а на некоторых участках будут КОИБы.
Пожалуй, этого достаточно для обеспечения максимальной прозрачности процедуры голосования». Что запрещено делать наблюдателю Наблюдателю запрещается выдавать бюллетени, расписываться за избирателей или заполнять за них бюллетени. Нельзя нарушать тайну голосования, препятствовать работе комиссии, участвовать в принятии решений комиссии, агитировать. Причём всё это может нести за собой даже уголовную ответственность. Например, если будет обнаружен подкуп избирателей — штраф на обычных граждан от 20 000 до 25 000 рублей, на должностных лиц — от 30 000 до 40 000, на юридических лиц — 300 000 до 500 000 либо лишение свободы до 5 лет.
Видеозаписи с президентских выборов будут храниться не меньше года со дня официального опубликования результатов. Как было в прошлый раз На президентских выборах 2018 г. Видеофиксации не будет на избирательных участках в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории страны. На выборах в Госдуму 2021 г.
Председатель ЦИК Элла Памфилова объяснила отказ от публичных трансляций с участков тем, что «видеонаблюдение — это не праздное любопытство, чтобы лежа на диване смотреть кино какое-то». Она заверила, что все желающие смогут наблюдать за ходом голосования, но для этого нужно пройти обучение.
Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
Представители СМИ также имеют право: -знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; -получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов об итогах голосования, результатах выборов, в том числе заверенные копии протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
Количество наблюдателей Согласно действующему законодательству, на избирательном участке могут присутствовать наблюдатели от всех зарегистрированных кандидатов или избирательных объединений. Они осуществляют контроль за соблюдением прозрачности и законности избирательного процесса. Количество наблюдателей на избирательном участке ограничено и определяется законом. В соответствии с действующим законодательством, одновременно на одном избирательном участке может находиться не более двух наблюдателей от каждого зарегистрированного кандидата или избирательного объединения. Право наблюдателям присутствовать на избирательном участке и осуществлять свои функции защищено законом и не может быть ограничено или отменено никакими другими лицами. Наблюдатели могут фиксировать нарушения избирательного процесса, обращаться с жалобами и предложениями, а также принимать участие в подсчете голосов. Важно отметить: наблюдатели не обладают правом голоса и не могут влиять на избирательный процесс.
Их основная задача — контроль за соблюдением прозрачности и законности выборов. Количество наблюдателей на избирательном участке ограничено, чтобы не создавать избыточное количество присутствующих лиц и не нарушать нормы безопасности и порядка на участке.