Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Выбери верный ответ. Совокупность социальных групп, составляющих общество, называют: социальной стратификацией. Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Помогите,пожалуйста, составить рассказ о сказочной и реальной жизни муравьев. Спросить решение. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1).
Социальные группы | теория по обществознанию 🙆 социальные отношения
Если мы говорим о структуре общества, значит, это совокупность элементов общества. Общество представляет собой людей, формы их объединений и отношения между ними. Ясно, что самый мелкий элемент общества, его клеточка — человек. Более крупные элементы — объединения людей. Объединения могут быть реальными, то есть физически реальными — вот, например, сидят друзья на скамейке и беседуют, — а могут быть просто выделены по каким-то признакам, например любители детективов. В данной теме мы говорим о социальной структуре, а значит, нас будут интересовать объединения людей только по социальным признакам. Физические или психологические различия для темы «социальная структура» не будут важны. В частности, цвет глаз даже если это альбиносы или темпераменты например, холерики нельзя считать элементами социальной структуры общества. Что же такое социальные признаки? Социальные — это значимые для общества, определяющие положение человека в социуме.
То есть люди худые и люди толстые не составляют социальную структуру, но если мы будем говорить о борцах в тяжёлом весе, они уже будут составлять элемент структуры общества, так как заняты в нём вполне определённой деятельностью, имеют соответствующие права и обязанности. Сколько людей составляют объединение? Два человека, связанные общими признаками, интересами, деятельностью, взаимными правами и обязанностями, уже составляют группу. Например, муж и жена составляют семью. Семья считается ячейкой общества. Семья, компания друзей, экипаж самолёта — это малые группы. Очень большие группы, у которых основной признак общий, а множество других расходятся, называют общностями с размытыми признаками. Слова «общности» и «группы» мы будем использовать как синонимы. Социальным группам посвящён отдельный параграф.
Все социальные группы отличаются друг от друга различными общественно значимыми признаками, однако не все из них занимают разное положение в обществе — выше или ниже на лестнице социального неравенства эту тему вы уже проходили по истории. Группы, которые занимают одну ступень такой лестницы, входят в один социальный слой.
Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.
В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы. Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т. Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т. Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Референтная группа в системе отношений «личность - общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.
В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие. Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1 Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1 социальными отношениями.
В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности... Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно...
Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты , лингвистическому устная речь , аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ экономических, политических и т. Массовое сознание — феномен, который является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии для того, чтобы обозначить шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры... Социальный порядок — это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы. Социальная эволюция — «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы» Классен 2000: 7. Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Гербертом Спенсером ещё до разработки Чарлзом Дарвином общей теории биологической эволюции. Большинство подходов 19-го и некоторые — 20-го века исследуют эволюцию человечества в целом... Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события.
Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися... Политическое участие англ. Норма от лат. Детерминация лат. Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм...
Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их. Неоклассическая парадигма является утилитарной потребностной , рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность максимально обеспечить свои потребности... Социальная совокупность англ. Упоминания в литературе продолжение Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. Науменко, Философия массовой коммуникации, 2013 В размышлениях о ценностях необходимо принимать во внимание тот факт, что само это понятие многозначно. Прежде всего следует учитывать, что ценность — это специфическое социальное отношение, посредством которого потребности и интересы конкретного индивида или социальной группы переносятся на мир различных материальных и духовных феноменов, не всегда рассматриваемых с точки зрения утилитарного назначения этих явлений. Ценность не является жестко зафиксированной: она может изменяться в движении от эпохи к эпохе, от страны к стране и от человека к человеку.
Поэтому то, что для одного индивида имеет большую ценность, для другого — малую, для третьего — никакую. При всей своей подвижности и изменчивости ценности способны выступать в качестве целей жизни и основных способов, средств их достижения, являясь тем самым регуляторами, детерминирующими мотивацию личности, ее поведение и деятельность[75]. Бабосов, Человекомерность социальных систем, 2015 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, уточним термин «социальная общность». Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют этим термином совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Социальные роли содержат образцы возможного поведения в рамках той или иной социальной общности, которыми пользуются индивиды или группы индивидов для достижения социальных целей[523].
В рамках различных социальных организаций происходят постоянные ролевые конфликты между индивидами, группами, коллективами; возможно совпадение двух или более ролей в одном субъекте, что приводит к конфликтам в самом человеке например, роли судьи, родителя, члена той или иной этнической, религиозной, корпоративной общности могут по-разному ориентировать человека в конкретной жизненной ситуации и спровоцировать внутриролевой конфликт [524]. Антонов, Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича, 2013 Объективное социальное группирование населения даёт и воспроизводит реальную социально-групповую структуру общества. Элементы этой структуры — граждане, социальные группы, социальные общности, социальные слои — являются реальными носителями дифференцированных интересов. Именно имманентная внутренняя, органическая принадлежность им тех или иных социальных проблем и интересов делает каждый из первичных элементов социальной структуры потенциальным субъектом социально-политических взаимодействий. Реальным субъектом социальной политики каждый из таких субъектов может стать, а может и не стать — в зависимости от того, разовьются ли соответствующие его интересам субъекты-представители и станет ли социальная группа организованно действовать с помощью своих субъектов-представителей. Ракитский, Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том I. Энциклопедические статьи по проблемам социальной политики, 2017 Природа накладывает свой отпечаток на виды и способы хозяйственной деятельности, профессиональную структуру общества, типы жилища, одежду, образ жизни людей и т.
Она в существенной мере определяет мировоззрение и мировосприятие народа, проявляясь в его общественной психологии, архетипах, мифах, сказках, фольклоре, обрядах, празднествах. Социокультурное окружение — это государства, этносы, их культуры, с которыми данная социальная общность взаимодействует и на идущие извне вызовы экономические, политические, военные, духовные находит и дает ответы. Эти ответы могут иметь форму творческой ассимиляции приходящих привносимых извне верований, рациональных теорий, стилей искусства, законодательных систем, социальных институтов, технических новшеств и т. То же происходит и относительно вызовов, порождаемых второй группой факторов, обусловленных внутренними противоречиями общества демографическими, политическими, религиозными, культурными и др. После их разрешения социум обретает внутреннюю устойчивость, динамизм и увеличивает свой адаптационный потенциал в ситуациях разновекторного давления. Габрусь, История философской мысли Беларуси, 2014 Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом, Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений.
Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для нее важно понятие «личность».
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1)
совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными. 1 социальными отношениями. 2 социальной структурой. 3 социальными нормами. 4 социальной мобильностью. Социальные группы, Что такое социальная группа, Для чего люди объединяются в группы, Виды социальных групп, Правила поведения в группе, Лидер и рядовые члены в группе, Воздействие группы на общество. это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними. 1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Социальные группы | теория по обществознанию 🙆 социальные отношения
1. Б - 3. В - 1. Г - 2. Д - 2. 18. Семья, этнос. Семья - социальная группа, которая основана на браке или кровном родстве, связанная ведением общего хозяйства и взаимопомощью. Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Тест по обществознанию 9.кл.
На ваш вопрос, находится ответ у нас, Ответил 1 человек на вопрос: «Социальная сфера общества» Выберите правильный ответ 1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1) социальными отношениями 2) социальной. На ваш вопрос, находится ответ у нас, Ответил 1 человек на вопрос: «Социальная сфера общества» Выберите правильный ответ 1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1) социальными отношениями 2) социальной. Совокупность больших и малых социальных групп, составляющих общество, называют социальной структурой. количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы.
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1) | Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: положение в обществе, величина доходов, способы получения средств к существованию, уровень образования, профессия и др. |
Совокупность больших групп составляющих общество называют | 1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется: а) социальной группой+ б). |
Социальные группы и общности | Ответ:1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют2) социальной структурой2. |
Социальные общности и социальные группы | Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. |
Остались вопросы? | Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. |
Задание 10 ОГЭ по обществознанию. Социальные отношения
Социальная организация – это совокупность социальных групп, статусов и норм, а также отношений лидерства, сплоченности / конфликтности и пр. 13. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют. 1) социальными отношениями 2) социальной структурой. Предмет: Обществознание, автор: vasnastena. совокупность больших социальных групп составляющее общество называют. 1 социальными отношениями. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют. 1. Выражение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной.
ОГЭ обществознание 9 класс задание 10 все варианты с ответами ФИПИ
Семья - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.
Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями.
Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития- в нации. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад.
Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Итак, в истории сложились следующие этнические общности: племя, народность и нация. Предпосылкой формирования этноса является общность территории, что создаёт условия для тесного общения и объединения людей.
Однако, затем образуются диаспоры рассеяние , хотя этносы сохраняют свою идентичность. Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но наибольшее значение имеет единство духовной культуры, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и связанных с ними социально-психологических особенностей сознания. Интегральным показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание- чувство принадлежности к определённому народу.
Этносы самовоспроизводятся путём внутренних браков и через социализацию и создание национальной государственности. Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды.
По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы от лат. Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.
Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ.
Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения. Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.
Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные. Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления общественное настроение, паника и др. Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания.
Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями. Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума.
Организация формируется как человеческая общность и особый тип социальной среды. Возникновение организации тесно связано с достижением индивидуальных и количественных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.
Любую организацию можно описать, учитывая целый ряд компонентов: цель, тип иерархии, характер управления и степень формализации. Цель выступает неким прообразом ожидаемого результата, в котором заинтересована организация и к достижению которого она стремится. Принято выделять цели-задания, например, заказ на специалиста, цель-ориентации, связанные с интересами участников коллектива, а также системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.
Иными словами, социальные организации — неотъемлемый элемент социальной структуры общества, система отношений, которыми объединены индивиды или группы, с целью достижения определенной цели.
Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора. В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой объединение , основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним. Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства классы, профессиональные группы и т. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые псевдо общности, контактные квази общности диффузные группы и групповые общности практические группы. В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные семейно-брачные , этнические, конфессиональные религиозные , профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей. Социальные классы Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации.
Эти отличия проявляются в следующем: классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жёстко очерчены; классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для неё не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия по богатству порождают классовую стратификацию, то духовные по престижу — статусную, а политические по доступу к власти — партийную.
В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально... К очевидным социальным конструктам относятся игра, религия, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты. Социальная организация общества от позднелат. Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил. Упоминания в литературе В этих условиях культура обеспечивает задачи упорядочивания всех социальных общностей людей, их разграничения между собой и манифестации их отличий друг от друга. Это вторая группа важнейших социальных функций культуры, в рамках которых культура поддерживает необходимую структурированность социальных общностей всех уровней локализации.
Именно эта дифференцирующая функция культуры создает то, что мы называем локальным своеобразием культур — национальным, религиозным, социальным и пр. А локальное своеобразие в свою очередь закрепляется в культурных традициях, наследуется и воспроизводится в их рамках [комплексный обзор этой проблемы представлен в работе: 314]. Следует заметить, что в большинстве случаев такая социальная дифференциация людей, выраженная в специфических формах их культур, основывается именно на возможности свободного коммуницирования, которая сравнительно высока внутри такой общности и резко снижается за ее границами. Андрей Флиер, Избранные работы по теории культуры В отличие от других, парадигма «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма Д. Тернер и Дж. Ритцер ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институционализации в первую очередь основываются синтетические решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка — это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации, скрепляющие общество. Общество — это социальный организм, сложное целое, состоящее из взаимосвязанных противоречивых комплексов, связанных прямыми и косвенными опосредованными связями социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно включает относительно самостоятельные элементы, каждый из которых реализует целостный жизненный цикл и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса. Коллектив авторов, Социология.
Учебное пособие, 2014 Переход от анализа форм трансформационной активности к выделению типов ее макросубъектов возможен лишь при высоком уровне обобщения. Речь здесь должна идти о субъектах относительно небольшого числа укрупненных типов активности, т. Правда, крупные социальные общности категории, группы, слои , объединенные сходными взглядами, интересами и, главное, стремлением к солидарному действию, пока еще только формируются: их очертания очень расплывчаты, интересы слабо артикулированы, общие цели не осознаны. Это предтечи тех солидарностей и идентичностей, которым лишь предстоит сложиться в процессе формирования гражданского общества. Но, несмотря на свою незрелость, они привлекают большое внимание ученых. Коллектив авторов, Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга, 2008 Немаловажно, что Бурдьё провел более тонкое разграничение видов капитала, что позволяет применить его теоретические положения к анализу многообразных форм социальных общностей с присущими им типами коммуникации и ценностным набором, определяющим модели поведения членов этих ассоциаций. Бурдьё показывает, что в каждом социальном поле существует специфический вид социального капитала семейный, религиозный, политический, моральный, государственный и др. Ольга Жукова, Избранные работы по философии культуры, 2014 Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. В качестве основы социальных процессов в том числе и массово-коммуникативных автор выделяет не социальные институты, и не отдельные социальные общности или группы что было характерно для двух обозначенных ранее подходов — социо- и медиацентристского , а отдельного человека: «Изучая социальные процессы и, тем более, претендуя на право их регулировать, целесообразно от увлечения структурными социальными единицами вернуться к истоку — к человеку, герою и автору множества социальных драм»[34]. Анализируя парадигмальный кризис в современной социологии, автор видит его преодоление в перенесении акцентов исследований на конкретного человека, ибо от его выбора зависит формирование различных социальных групп, именно поэтому по отношению к группе индивид первичен.
Исходя из этого автор видит преодоление кризиса в развитии сильной обратной связи между коммуникатором и реципиентом. На наш взгляд, данная концепция является вариантом социоцентристской модели, однако с той особенностью, что все виды коммуникации, в том числе и массовая, рассматриваются с упором на психологический аспект межличностного общения. Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей.
Тренировочные задания ОГЭ по обществознанию 10 линейки ФИПИ с ответами. Социальная сфера
Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися... Политическое участие англ. Норма от лат. Детерминация лат. Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм... Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их.
Неоклассическая парадигма является утилитарной потребностной , рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность максимально обеспечить свои потребности... Социальная совокупность англ. Упоминания в литературе продолжение Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. Науменко, Философия массовой коммуникации, 2013 В размышлениях о ценностях необходимо принимать во внимание тот факт, что само это понятие многозначно. Прежде всего следует учитывать, что ценность — это специфическое социальное отношение, посредством которого потребности и интересы конкретного индивида или социальной группы переносятся на мир различных материальных и духовных феноменов, не всегда рассматриваемых с точки зрения утилитарного назначения этих явлений. Ценность не является жестко зафиксированной: она может изменяться в движении от эпохи к эпохе, от страны к стране и от человека к человеку. Поэтому то, что для одного индивида имеет большую ценность, для другого — малую, для третьего — никакую. При всей своей подвижности и изменчивости ценности способны выступать в качестве целей жизни и основных способов, средств их достижения, являясь тем самым регуляторами, детерминирующими мотивацию личности, ее поведение и деятельность[75].
Бабосов, Человекомерность социальных систем, 2015 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, уточним термин «социальная общность». Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют этим термином совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Социальные роли содержат образцы возможного поведения в рамках той или иной социальной общности, которыми пользуются индивиды или группы индивидов для достижения социальных целей[523]. В рамках различных социальных организаций происходят постоянные ролевые конфликты между индивидами, группами, коллективами; возможно совпадение двух или более ролей в одном субъекте, что приводит к конфликтам в самом человеке например, роли судьи, родителя, члена той или иной этнической, религиозной, корпоративной общности могут по-разному ориентировать человека в конкретной жизненной ситуации и спровоцировать внутриролевой конфликт [524]. Антонов, Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича, 2013 Объективное социальное группирование населения даёт и воспроизводит реальную социально-групповую структуру общества. Элементы этой структуры — граждане, социальные группы, социальные общности, социальные слои — являются реальными носителями дифференцированных интересов.
Именно имманентная внутренняя, органическая принадлежность им тех или иных социальных проблем и интересов делает каждый из первичных элементов социальной структуры потенциальным субъектом социально-политических взаимодействий. Реальным субъектом социальной политики каждый из таких субъектов может стать, а может и не стать — в зависимости от того, разовьются ли соответствующие его интересам субъекты-представители и станет ли социальная группа организованно действовать с помощью своих субъектов-представителей. Ракитский, Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том I. Энциклопедические статьи по проблемам социальной политики, 2017 Природа накладывает свой отпечаток на виды и способы хозяйственной деятельности, профессиональную структуру общества, типы жилища, одежду, образ жизни людей и т. Она в существенной мере определяет мировоззрение и мировосприятие народа, проявляясь в его общественной психологии, архетипах, мифах, сказках, фольклоре, обрядах, празднествах. Социокультурное окружение — это государства, этносы, их культуры, с которыми данная социальная общность взаимодействует и на идущие извне вызовы экономические, политические, военные, духовные находит и дает ответы. Эти ответы могут иметь форму творческой ассимиляции приходящих привносимых извне верований, рациональных теорий, стилей искусства, законодательных систем, социальных институтов, технических новшеств и т. То же происходит и относительно вызовов, порождаемых второй группой факторов, обусловленных внутренними противоречиями общества демографическими, политическими, религиозными, культурными и др.
После их разрешения социум обретает внутреннюю устойчивость, динамизм и увеличивает свой адаптационный потенциал в ситуациях разновекторного давления. Габрусь, История философской мысли Беларуси, 2014 Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом, Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для нее важно понятие «личность». Личность — конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Это понятие вводится для выделения неприродной, социальной сущности индивида. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки.
Порфирьев, Социология, 2013 Нужны, следовательно, иные методологические основания для объяснения динамики и развития мотивационной системы личности, нежели те, которые замыкают его детерминацию во внутренних отношениях потребностей. Иная система методологических координат создается пониманием личности как индивидуализированной формы существования тех общественных отношений, которые человек реализует в своем поведении, созидательной деятельности, общении, созерцании. В процессе материальных и идеальных отношений с другими людьми, различными социальными общностями складывается структура мотивов человека. От контура тех социальных отношений, которые образуют индивидуальный способ жизни человека и включают формирующие и воспитательные воздействия, зависит становление личности во всей целостности психосоматического ее бытия, в том числе содержание потенциальной и актуальной сфер мотивации. И физиологические, и духовные потребности, имея природные предпосылки, должны быть сформированы общественным способом существования индивида, конкретно-исторический характер которого определяет и меру их побудительности, и строение устремленной в будущее потенциальной мотивации. Анцыферова, Развитие личности и проблемы геронтопсихологии, 2006 Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция В. Теория психологии народов возникла из его идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют1 Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1 социальными отношениями.
Они - агенты социализации, средства отстаивания человеком своих интересов в обществе в целом. Социальные группы воспитывают человека. Личность выстраивает своё поведение по отношению к группам, тем самым развивая свои коммуникативные умения умения общаться. Возможны две формы поведения по отношению к группам: - конформизм - человек подчиняет свои интересы группе; готов принимать безусловно требования и пожелания группы. Психологи отмечают, что конформизм наиболее часто проявляется в больших вторичных группах. Человек в них зачастую опасается идти против преобладающего мнения группы; - нон-конформизм - человек противопоставляет свои интересы, желания группе; ведёт себя вразрез с требованиями группы. Как правило, нон-конформизм более ярко проявляется в первичных социальных группах. Все права защищены. Копирование материалов сайта без разрешения правообладателя и указания ссылки не допускается.
Материалы сайта предназначены для лиц старше 6 лет.
Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует1 политический строй2 социальную структуру3 хозяйственный уклад4 форму государства13. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни. Верны ли следующие суждения об этносах?
Племена, народности, нации — это виды этносов. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.