В работе над спектаклем приняли участие художник Максим Обрезков и хореограф Екатерина Кислова, музыканты саундрамы и артисты театра Et Cetera. За почти 30-летнюю историю фестиваля в программах Мировой серии было представлено более 500 спектаклей разных сценических жанров из 51 страны мира. Драматический открытый студийный театр «Д.О.С.Т.» представил вниманию стамбульского зрителя пьесу «Мандат» драматурга Николая Эрдмана, посвящённый 100-летию Октябрьской.
Премьера спектакля «Мандат» Николая Эрдмана состоялась на сцене «Студии современного искусства»
Сергей Женовач, в отличие от недавнего спектакля "Лабардан-с", наполненного постановочными эффектами и запоминающимися мизансценами, в "Мандате" очень сдержан. Свой 30-ый юбилейный день рождения театр «Et Cetera» отметил с размахом: полная феерии премьера спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана, запоминается своим масштабом. Написав пьесы «Самоубийца» и «Мандат» Николай Эрдман вошел в историю мирового театра, как тонкий сатирик и глубокий философ. Елизавета Ефремова о спектакле «Мандат» в Москве на сцене Театра Луны на Малой Ордынке, 24.10.22.
“Мандат” в театре СТИ
Но тем и важен принцип театральной лаборатории, когда все усилия мобилизуются в короткий период. Хорошо, если бы это были все три режиссера», — подчеркнул художественный руководитель Пензенского областного драматического театра имени А. Луначарского Сергей Казаков. Завершит шестидневную программу второго международного театрального фестиваля «Маскерадъ» постановка Гомельского областного театра из республики Беларусь «Любовь и голуби».
Но не потерял главного - актуальности и сатиры. Любопытно, что Мейерхольд, поставивший эту пьесу в ГосТИМе и умевшую ошеломительный успех в течение года ее показали сто раз! Наибольшую художественную ценность комедии составляет её текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка». И, действительно, чего, например, «стоит» реплика мещанки Надежды Петровны: «Да когда же настанет это старое время? Семья Гулячкиных пытается приспособиться к послереволюционной жизни, поэтому у них картина имеет две стороны, а на гостей Павел смотрит через дырку, чтобы вовремя подстроиться под ситуацию.
Безумно хочется вернуть всё, но это уже невозможно. И как продолжать жить? А Сергей Аброскин о своём Гулячкине рассказывает как о продолжателе линии «маленького человека» в классической литературе — герое, искренне и до конца поверившем в свой придуманный статус, а от природы слабом и наивном. Сергей Женовач также отмечает связь драматургии Эрдмана с русской классикой прежде всего, Гоголем , но и с современниками драматурга — Булгаковым, Зощенко. Контекст классического искусства, объёма культуры прошлого и настоящего принципиален не только для смыслового, но и для визуального решения спектакля. Художник Александр Боровский придумал для «Мандата» мир, полный лиц из прошлого, — по определению Сергея Женовача, «хранилище культуры», где русский авангард, европейская барочная живопись, портреты царской семьи и другие визуальные образы сосуществуют в одном пространстве и становятся фоном для истории «маленьких людей»: «На фоне Пушкина снимается семейство». Но в этом ироническом решении одновременно присутствует и попытка «задать вертикаль», напомнить о том, что смешные герои «Мандата» и впрямь участники большой истории, часть мировой культуры и процессов, превосходящих человеческие масштабы — как социально-политически, так и метафизически. Поэтому в спектакле звучат сочинения Генделя, Мендельсона, Глинки, Вертинского и других, в том числе песни неизвестных авторов.
Это, конечно, очень неприятно», — поделился ощущениями заслуженный артист России Сергей Козырев, 1 мая отметивший 70-летие, из которых 40 лет он посвятил МДТ. Я знаю очень хорошо Данилу и хорошо к нему отношусь; все, что написано про него, — конечно, ложь». Артист также обеспокоен дальнейшим будущим театра и опечален неизвестностью — в контексте отмены спектаклей. Надеюсь, что еще сыграю, — поделилась молодая актриса театра Надежда Некрасова, играющая на этой сцене пять лет. Надеюсь на лучшее». Некоторые артисты в беседе с «Фонтанкой» были настроены менее оптимистично. А как может быть какое-то положительное впечатление, ощущение от произошедшего?
Театр Et Cetera предъявил «Мандат»
В антракте музыканты устраивают концерт, лихо наигрывая "Цыпленка жареного", блатные шлягеры и красноармейскую песню в финале. Сергей Ж еновач, в отли чие от недавнего спектакля "Лабардан-с", наполненного постановочными эффектами и запоминающимися мизансценами, в "Мандате" очень сдержан. На этот раз главным героем его спектакля стал текст Эрдмана: режисс ер и актеры делают все, чтобы донести его до зрителей. Здесь особенно остро чувствуется связь Эрдмана с тради циями русской комедии, прежде всего с Гоголем: Гулячкин, словно Хлестаков, вдохновенно врет, что пил на брудершафт с Луначарским, и его пустят в Кремль без доклада, искренне веря в эти фантазии. У каждого поступка и слова героев есть точная психологическая мотивировка. Гулячкин врет, опьянев от вдруг открывшихся перед ним перспектив, кухарка Настя охотно изображает великую княжну: она мечтательница, начиталась романов и верит, что их сюжеты иногда происходят в жизни. Спектакль играет великолепный ансамбль актеров — учеников Женовача разных поколений. Хочется подробно писать о каждом из них: как нежная и, казалось бы, неприспособленная к жизни Варвара Екатерины Чечельницкой мертвой хваткой вцепляется в жениха, как по-новому замечателен Сергей Аб роскин Смердяк ов в спектакле "Брат Иван Федорович" и отец Елпидий в "Самоубийце" , впервые сыгравший в родном театре главную роль.
Калягина "лавировал" с ловкостью циркового акробата, разоблаченный Гулячкин в спектакле СТИ не понимает, кем ему быть дальше и к чему стремиться. В известном всем варианте пьеса заканчивается словами Гулячкина: "Если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша? Чем же нам жить? У "Мандата" Сергея Женов ача другой фина л.
Самое неожиданное, что в этой сценической песне почти нет грусти — и это в те времена, когда восклицание Надежды Петровны «Нет такого закона, чтоб человека за слова расстреливать», вызывает в зале гомерический — и довольно нервный — смех. Женовач не паникует, не скорбит; а мог бы — и от декорации Александра Боровского до начала спектакля испытываешь беспокойство, странный неуют. Отчасти практического толка: если сидишь в правой стороне зала, не видишь часть сцены, скрытой панелями с картинами. Наверное, такое чувство и замышлялось? Водевильный кураж снимает его напрочь; смех — лекарство против страхов, ответ на все сто семь исторических бед. Вот хотя бы срывающий аплодисменты диалог мамаши и Павлуши: «Как теперь честному человеку на свете жить? Финал — как у Эрдмана — оставляет всех живыми и невредимыми: «если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша? Может, и мы — ненастоящие люди?
Мещанин эпохи НЭПа Гулячкин для того, чтобы удачно выдать сестру замуж становиться «коммунистом» покупает кожанку и галифе, назначает себя председателем домового комитета и выписывает себе мандат , в тоже время служанка Гулячкиных — Наська случайно оказывается в шкуре императорской дочери Анастасии Николаевны. Кроме двух этих центральных персонажей в пространстве пьесы существует ряд второстепенных, однако, не менее комичных персонажей. Набожная мать Гулячкина, его сестра, мечтающая выйти за сына известного в городе помещика и монархиста, сами местячковые монархисты, грезящие о возвращении «старого порядка», анархист со значком «Осавиохима» интеллигент с «фотографическим образованием». В финале пьесы достаётся всем, обман Гулячкина и ничтожность остальных персонажей открывается зрителям в полной мере во фразе главного героя: «Нас даже арестовывать не хотят. Как же нам теперь жить? А никак! Эти люди не нужны новому государству. Такой смелый ответ, дает главный режиссёр театра Сергей Федотов, изменив концовку пьесы. Немую сцену заменяет надвигающаяся на героев стена, полумрак, выстрелы.
По сюжету главным героям пьесы «Мандат» выпало жить в эпоху перемен. Они живут в постоянном страхе и вынуждены приспосабливаться к требованиям времени. Однажды семья Гулячкина решает, что заветный «мандат» станет их пропуском в новую жизнь и подарит больше привилегий. Работая над премьерой, режиссёр обратился не к мейерхольдовскому варианту текста, а к записям и черновикам самого Николая Эрдмана.
Мандат на счастье, или секрет удачного замужества
Здесь особенно остро чувствуется связь Эрдмана с тради циями русской комедии, прежде всего с Гоголем: Гулячкин, словно Хлестаков, вдохновенно врет, что пил на брудершафт с Луначарским, и его пустят в Кремль без доклада, искренне веря в эти фантазии. У каждого поступка и слова героев есть точная психологическая мотивировка. Гулячкин врет, опьянев от вдруг открывшихся перед ним перспектив, кухарка Настя охотно изображает великую княжну: она мечтательница, начиталась романов и верит, что их сюжеты иногда происходят в жизни. Спектакль играет великолепный ансамбль актеров — учеников Женовача разных поколений. Хочется подробно писать о каждом из них: как нежная и, казалось бы, неприспособленная к жизни Варвара Екатерины Чечельницкой мертвой хваткой вцепляется в жениха, как по-новому замечателен Сергей Аб роскин Смердяк ов в спектакле "Брат Иван Федорович" и отец Елпидий в "Самоубийце" , впервые сыгравший в родном театре главную роль. Калягина "лавировал" с ловкостью циркового акробата, разоблаченный Гулячкин в спектакле СТИ не понимает, кем ему быть дальше и к чему стремиться. В известном всем варианте пьеса заканчивается словами Гулячкина: "Если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша? Чем же нам жить? У "Мандата" Сергея Женов ача другой фина л. После этой фразы главного героя на сцене начинается действо, больше похожее на "Прощальную" симфонию Гайдна, исполняя которую, музыканты постепенно уходили.
Кажется, будто сам автор, Николай Эрдм ан вернулся из небытия и устроил суд над своими героями. Последнюю реплику: "Вы все ненастоящие… Люди" Вертков прои зносит, уже стоя сбоку сцены, за стендом для картин.
Актуальность многих зарисовок, образов и ходов почти столетней давности непосредственно в «Мандате» просто удивительна. Высмеиваемая тогда с революционной беспощадностью обывательская приспособленческая «мораль» становится в наши дни пугающе знакома благодаря потугам весьма узнаваемых персонажей стать своими для власти и одновременным их ожиданиям, что «не сегодня-завтра французы в Россию царя командируют». В 1925 году, когда пьеса была впервые поставлена Всеволодом Мейерхольдом, она звучала своеобразным предупреждением о том, что страна в целом и конкретно власть, будучи отравлены Гулячкиным и Ко, в итоге переродятся. Этот самый низменный, рептильный конформизм, который олицетворяют почти все действующие лица «Мандата», распространяется ими словно опухоль на прочие сферы жизни, и теперь уже не смотрится забавным. Произведение, начинающееся легким комедийно-водевильным сюжетом, где, казалось бы, главным будет организация брака по расчету, неожиданно превращается в мощное сатирическое действо, препарирующее скрытые социально-политические тренды.
И на их исполнителей. И на нас, зрителей, и вообще на весь белый свет. А может, и нет этого белого света, и все иллюзия?
Хоть переворачивай картины, хоть нет, спасения не видно… Женовач меняет местами реплики персонажей, и выносит в финал такой монолог, делая его ударным и несущим основные смыслы в тексте он был в другом месте : " Кончено. Все погибло. Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий, может быть, и мы ненастоящие?! Что люди, когда даже мандаты ненастоящие…". Какая уж тут комедия… плакать хочется.
Вкратце обрисую сюжет этой комедии абсурда. Мещанин эпохи НЭПа Гулячкин для того, чтобы удачно выдать сестру замуж становиться «коммунистом» покупает кожанку и галифе, назначает себя председателем домового комитета и выписывает себе мандат , в тоже время служанка Гулячкиных — Наська случайно оказывается в шкуре императорской дочери Анастасии Николаевны. Кроме двух этих центральных персонажей в пространстве пьесы существует ряд второстепенных, однако, не менее комичных персонажей. Набожная мать Гулячкина, его сестра, мечтающая выйти за сына известного в городе помещика и монархиста, сами местячковые монархисты, грезящие о возвращении «старого порядка», анархист со значком «Осавиохима» интеллигент с «фотографическим образованием». В финале пьесы достаётся всем, обман Гулячкина и ничтожность остальных персонажей открывается зрителям в полной мере во фразе главного героя: «Нас даже арестовывать не хотят. Как же нам теперь жить? А никак! Эти люди не нужны новому государству. Такой смелый ответ, дает главный режиссёр театра Сергей Федотов, изменив концовку пьесы.
Театр Et Cetera предъявил «Мандат»
Она о том, что в современном мире, как и 100 лет назад, человек не может жить без документа. Главный герой, гражданин Гулячкин, вынужден сам выписать себе мандат. Майна Дмитриевская говорит, что обожает режиссера Федотова и каждый раз бывает на гастролях его театра.
Не отходя от задумки драматурга, Женовач и Чичельницкая смогли создать образ неутружденной размышлениями угловато жеманной девицы, которую вообще не беспокоят происходящие в стране события, и которая игриво думает лишь о текущем моменте её бытия. У Женовача молодая труппа под шефством патриарха Качанова, поэтому достоверно невозможно реализовать Надежду Петровну. Ольга Калашникова слишком юна, чтобы можно было представить её сыном - Аброскина. Конечно, видно, что была проведена определенная работа, чтобы состарить образ.
Сначала приходит на ум Суини Тодд, а потом вспоминаешь, что mallen streak - это символ злодея с одной стороны и символ женской силы с другой. А ведь и действительно, именно эта суетная мадам затеяла аферу, приведшую к столь невероятным последствиям. С первой минуты мы знаем, кто злой гений сегодняшнего вечера. Безусловно, во время спектакля видно, что режиссёр любит персонажей пьесы, и не превращает действие в фарс или буффонаду, а смягчает скабрезности, делая героев неоднозначными, чего Эрдман позволить себе не мог. Комедия с противоречивыми героями это очень сложно. Но режиссеру это вполне удалось.
Вот и Сергей Васильевич умело соединяет, кажется, несовместимое, создавая магическое - хороший спектакль. И это не просто декорация, это еще один персонаж спектакля. И все эти десятки картин - не результат распрыскивания краски бездушным принтером, а ручная работа, настоящие копии, сделанные современными художниками. Поэтому и императорская семья, уже умервщленная, на картинах словно живая. Как и надежда героев - бесперспективна, но еще теплится.
Пьеса, написанная в 1924 году, звучит на редкость современно и смешно. Актеры играют текст Эрдмана психологически верно и точно, не добавляя излишних эмоций и ничего специально не "разыгрывая" и не "раскрашивая", при этом каждая реплика попадает в цель, вызывая хохот и аплодисменты зрительного зала.
Люди среднего класса, обыватели пытаются разобраться, на какие ценности им теперь опираться, чтобы выжить и сохранить себя. Они, по замыслу режиссера Се ргея Женовача и художника Александра Боровского, оказались в пространстве, похожем на хранилище картинной галереи или музея, где нет и намека на нелегкий постреволюционный быт. На подвижных высоких стендах собраны произведения мастеров разных эпох: здесь европейская живопись соседствует с русским авангардом, есть здесь и портрет Ни колая II, и его дочери Анастасии. Выдвинув или задвинув стенд, легко изменить место действия. Или в нужный момент повернуть картину "Верую, Господи, верую" оборотной стороной, предъявив портрет Ка рла Маркса. Главное, считает Гулячкин, подглядеть в дырочку, кто в этот момент стучится в дверь. В хранилище звучит нежная старинная музыка, но в его уютный мирок уже врывается лихая красноармейская песня.
Герои растеряны, потеряли ориентиры и, чтобы выжить, пытаются приспособиться к двойным стандартам. К примеру, коммунистов они не любят, но, чтобы сестра Гулячкина Варвара Екатерина Чечельницкая вышла замуж, отец жениха требует: в семье невесты должен быть самый настоящий коммунист. Такое приданое даст хоть какую-то надежду на спокойную жизнь.
Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка». И, действительно, чего, например, «стоит» реплика мещанки Надежды Петровны: «Да когда же настанет это старое время?
Семья Гулячкиных пытается приспособиться к послереволюционной жизни, поэтому у них картина имеет две стороны, а на гостей Павел смотрит через дырку, чтобы вовремя подстроиться под ситуацию. Герои пьесы разоблачают сами себя. По ходу действия все громче звучит мотив иллюзорности происходящего, и люди начинают казаться тоже какими-то ненастоящими. Однако страшно то, что неистребимой остается обывательщина, которая, как писал Маяковский, «хуже Врангеля».
Лента новостей
- «Мандат» в Студии театрального искусства (5 мая 2023) |
- Мандат — Челябинский Государственный Драматический Камерный Театр
- Выбор редакции
- О компании
- Елена ФЕДОРЕНКО Театр Et Cetera предъявил «Мандат» 06.02.2023
Месяц подписки бесплатно
- Несознательные элементарные частицы | В «Студии театрального
- “Мандат” в театре СТИ
- Похожие мероприятия в категории "Спектакль"
- В московском театре состоится премьера спектакля о жизни после Революции
«Я раздавлен». Артисты МДТ — о том, что они думают о закрытии театра
Спектакль о приспособленчестве и лизоблюдстве в условия начала зарождения Совдепии. Театрпредставит спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Мандат» 19, 20, и 21 маяв Тюменском драматическом театре, «Сцена на Пятом», начало в 20:00. первый опыт работы молодёжного театра "УЮТ" с классическим произведением. В Камерном театре прошёл предпоказ спектакля «Мандат».
Накануне годовщины революции пермский театр представил в Пензе «Мандат»
Новости спецоперации: стало известно о катастрофических потерях в танковой бригаде ВСУ. X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»? Евгений Ваганович выглядел вполне бодрым и здоровым, несмотря на последние новости о его госпитализации и серьёзном недомогание, отмечает наш корреспондент. премьера: не просто спектакль, а саундрама по пьесе Николая Эрдмана "Мандат".
В театре «Et Cetera» поставили комедию «Мандат» Николая Эрдмана
Этот самый низменный, рептильный конформизм, который олицетворяют почти все действующие лица «Мандата», распространяется ими словно опухоль на прочие сферы жизни, и теперь уже не смотрится забавным. Произведение, начинающееся легким комедийно-водевильным сюжетом, где, казалось бы, главным будет организация брака по расчету, неожиданно превращается в мощное сатирическое действо, препарирующее скрытые социально-политические тренды. Постановка Владимира Панкова при этом не теряет легкости. Нарочитость грима и пластики, эксцентрика игры всего актерского состава возвращает нас именно в эпоху революционного театра с его экспериментами. Актерам, по словам режиссера, была поставлена задача «играть в Мейерхольда», и перед зрителями проходит целая галерея образов, карикатурно выпятившихся в своих малоприятных чертах.
Отец Олимповича расспрашивает псевдокняжну, между ними и происходит такой диалог. Почему же драматург Эрдман решил сделать такую отсылку в тексте, смог бы, наверное, объяснить только он. Но общеизвестным является, что в русском дореволюционном обществе татар было принято называть князьями. Поскольку после реформ Петра I татарских дворян лишили льгот и многие из них, отказавшиеся от крещения, стали простыми крестьянами. Но память у многих о княжеском достоинстве сохранилось, и даже появилось выражение «чабаталы мурза» мурзы-лапотники. Качалова «Цыпленок жареный» Стоит отметить, что казанские зрители приняли спектакль с восторгом, актеры выходили на поклон аж 3 раза, а в конце режиссер Женовач отметил: «Об успешности спектакля можно судить по тому, как его принимают зрители, а казанский зритель принял его отлично», - заявил он. Внимание зрителей пытались удержать даже во время антракта или это было продолжением спектакля? А в музейном зале театра на стендах были выставлены синие тазы с яблоками для зрителей. Такой интерактивный подход к зрителю, будто позволяет постановщикам не отпускать их внимание. Качалова «Если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить? Идея постановки оказалась актуальной и в наше время, приход «нового мира», к которому мы сейчас вынуждены быстро приспосабливаться. На мой взгляд, режиссеру и актерам удалось сохранить придуманную драматургом комичность и абсурдность людей и ситуаций, которые даже не понимают своего существования.
ВИДЕО 18 сентября 2013, 10:07 Одна из самых ожидаемых премьер состоится в сентябре, спектакль «Мандат» впервые был сыгран в Перми 7 октября 1988 года. До 25-летнего юбилея пермского театра «У Моста» осталось ровно 25 дней. В честь этого памятного события современный театр «У Моста» воссоздаст атмосферу спектакля , сыгранного на своей сцене 25 лет назад.
Они живут в постоянном страхе и вынуждены приспосабливаться к требованиям времени. Однажды семья Гулячкина решает, что заветный «мандат» станет их пропуском в новую жизнь и подарит больше привилегий. Но увы, в шуме окружающего мира «мандат» не спасает героев. Они уже не могут понять, кто из них и в какой момент настоящий, а кто нет. И теряют себя. Режиссер-постановщик Денис Азаров: «Это история про то, как Человек лишается самого себя.