Тамбовские епархиальные ведомости.
Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год
Ее население в этот период составляло 1 859 958 человек [3] ; 135 725 человек проживали в городах, остальные — в сёлах. Губерния представляла собой крестьянский край, селения в котором «обширны и многолюдны» [4]. В ней было 13 городов, 1 из которых заштатный. К крупным городам относились Тамбов с населением в 31 886 человек и Козлов с населением в 22 348 человек [5]. Тамбов, хотя и был главным городом губернии и центром епархии, долгое время оставался населенным пунктом с небольшим количеством жителей. Тамбовский горожанин Е.
Ковригин в своём «Дневнике» за 1856—1857 гг. Большая улица Астраханская. По ней дома очень хорошие. На этой улице, начиная от Астраханской заставы, можно идти и встречать замечательные здания. Варваринская церковь.
Немецкая кирка, Покровская церковь в правую сторону реки Цны. Мариинский приют для детей с церковью. Городская дума. Уголовная палата в частном доме. Казанский монастырь, где живет преосвященный.
Напротив монастыря аптека Бранта. Горбатый мост каменный через ров. Александринский институт для благородных девиц с церковью. Напротив — немецкий клуб, два дома губернской гимназии. Напротив — городской публичный сад, гауптвахта, дом губернатора, направо — кафедральный собор.
В нем под спудом почивают мощи епископа Тамбовского Питирима» [7]. В этом небольшом, но уютном городке епископу Феофану предстояло прослужить четыре года. Для истории период незначительный, но для епархии он стал плодотворным и важным. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей.
Окончательные границы епархии установились к 1803 году. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году. С 1923 по 1937 годы существовала одноименная обновленческая епархия. К концу 1930 -х годов Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии.
Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Правление союза духовенства тамбовской епархии, с выпуском в июне. Тамбовские епархиальные ведомости. Краткий обзор архипастырской деятельности Преосвященного Иннокентия в Тамбовской епархии за истекшее. Тамбовское епархиальное женское училище. О современном состоянии сектантства в Тамбовской епархии и о влиянии на религиозные запросы народа событий истекшего 1905 года. Партия была организована 13 ноября 1905. Летом 1905 в кругу лиц, близких к редакции журнала «Тамбовские епархиальные ведомости», возникла. В статье на материалах «Тобольских епархиальных ведомостей» рассматриваются.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ (В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ)
Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.
Астрахань, 1875—1918 1295 Благовещенская епархия. Благовещенск, 1899—1918 5019 Варшавская епархия. Варшава, 1877—1905 7990 Печатный орган Холмской и Варшавской епархии, издавашийся с 1877 по 1905 г. Варшава, 1906—1917 9923 Владивостокская епархия. Владивосток, 1903—1917 5619 Владикавказская епархия.
Владикавказ, 1895—1917 2280 Владимирская епархия. Владимир, 1865—1919 3158 Вологодская епархия. Вологда, 1864—1917 811 Волынская епархия. Кременец, 1867—1917 3476 Воронежская епархия. Воронеж, 1866—1917 1579 Вятская епархия. Вятка, 1863—1918 1113 Гродненская епархия. Гродно, 1901—1915 6709 Грузинская епархия. Тифлис, 1891—1906 гг.
Екатеринбург, 2000 Духовный вестник Грузинского экзархата Грузинский экзархат. Ссылка на сканы 337 выпусков "Вестника Грузинского экзархата" за 1891-1917 годы. Хеладзе, 1891-1906. Николай, за ред. Хелидзе, арх. Покровский Донская епархия. Новочеркасск, 1869—1917 466 Екатеринбургская епархия.
В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др. Очень часто редактирование офиц. Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. Редакторами в Е. Ермоген Долганёв; впосл. Фаддей Успенский; впосл. Анастасий Грибановский; впосл. Мефодий Краснопёров; впосл. Иоанн Поммер; впосл. Лаврентий Князев; впосл. Вениамин Федченков; впосл. Серафим Остроумов; впосл. Значительный вклад в издание Е. Суворов «Вологодские ЕВ» в 1865-1896 , Н. Корсунский и М. Троицкий «Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915 , прот. Летницкий «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918 , Н. Малицкий «Владимирские ЕВ» в 1903-1919. Московские епархиальные ведомости. Злободневные полемические заметки, др. Для мн. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е.
Journal, Gazette, англ. Newspaper, Paper, немец. Zeitnng, Zeitungsblatt, итал. Giornale, Gazzeta, испан. Gaceta, Diario, голл. Courant, Dagblad. Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 29013, г. Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009
Тамбовская епархия в период с 1937 по 1941 гг. официально считалась ликвидированной, т.к. епископы на Тамбовскую кафедру не назначались. Немногочисленные её приходы должны были подчиняться непо-средственно митрополиту Сергию (Страгородскому). 12. Тамбовские епархиальные ведомости, 1861, № 26. 13. Сайт филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Новое Грязное. 14. Списки населённых мест Сосновского района 1939 года. Тамбовские епархиальные ведомости. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления. Публиковались Тамбовские епархиальные ведомости с 1861 по 1917 г., и на протяжении 57 лет своего существования до революционных событий они издавались регулярно вне зависимости от внутриполитической ситуации в стране.
Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление
Епархиальный центр — Тамбов. Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях. Художественная литература [2]. Саратовские епархиальные ведомости [48]. Страницы о перемещениях, назначениях, наградах и т.д. священнослужителей Саратовской епархии за 1865-1918 г.г. Тамбовские епархиальные ведомости. Новости сайта. Информация о сайте. Документы и публикации о Козлове-Мичуринске. Page 11: Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009. В течение Великого поста епископ Тамбовский и Ми-чуринский Феодосий совершил 4 чинопоследования Пассии в Спасо-Преображенском кафедральном собо-ре города Тамбова.
тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать
Книга находится в категориях Реставрация Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавление Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
Технический редактор: священник Виктор Поздняков. Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков. Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.
Для этого вы можете использовать свою учётную запись в одной из предложенных социальных сетей. Системное сообщение Чтобы продолжить полноценно пользоваться нашей системой, вам необходимо разрешить браузеру принимать от нашего сайта cookies! Подробнее о том, как включить cookies в вашем браузере, читайте здесь: Сookies - Яндекс.
Прежде чем принять решение по тому или иному вопросу, оно пись-менно обращалось к нему через секретаря Правления. Архиерей должен был рассмотреть ходатайство в тече-ние трех дней и выразить свое согласие или несогласие. Если по истечении этого срока епископ не давал ответа или же выражал свое несогласие с мнением Правления, но при этом в течение недели не предлагал своего соб-ственного решения, то в действие вступало решение, принятое Правлением, даже если оно не было утверж-дено архиереем. В том случае если епископ выражал несогласие и предлагал свое решение, оно обсуждалось членами Правления. Если большинством голосов распо-ряжение архиерея не принималось, то спорное дело от-давалось на суд Комиссии духовных училищ, которое и выносило окончательное решение. Епископ мог сделать замечание любому члену Правления при обнаружении недостатков в его деятельности. Однако если замечание противоречило Уставу, то Правление могло его оспорить перед Академическим Правлением. Как писал исследо-ватель истории духовных школ Б. Титлинов, «архиерей не был распорядителем в школьном деле. Оно направля-лось педагогически-учеными инстанциями и высшими учено-административными учреждениями, а не едино-личной волей преосвященных, что, несомненно, лучше обеспечивало нормальное течение школьной жизни»2. Второй по значимости в семинарии была должность инспектора. Кандидатура инспектора избиралась Прав-лением из среды старших профессоров, и с одобрения епископа утверждалась Академическим Правлением. Управление Тамбовской Духовной семинарией осно-вывалось на двух главных принципах: соподчиненность младших звеньев управления старшим и коллегиаль-ность при обязательном исполнении требований Устава и соответствующих инструкций. Семинарское управ-ление, его кадровая, административная, финансовая, экономическая деятельность не были сосредоточены в руках одного человека. В случае нарушения положений Устава всегда имелась возможность аппеляции к выс-шей инстанции. Во главе семинарии находилось Правление, состояв-шее из ректора, инспектора и эконома. На них возла-галась вся ответственность по управлению семинарией. Каждый из них был наделен определенными полномо-чиями и осуществлял свои функции в строгом соответ-ствии с ними. Главное должностное лицо семинарии - ректор - пре-жде всего наблюдал за учебной частью. При этом, как подчеркивал Устав, он являлся руководителем «и про-чих частей управления и всех чиновников»1. Ректор на-значался на свою должность епархиальным архиереем. Его кандидатура должна была быть одобрена Академи-ческим Правлением. Если же Управляющий епархией намеревался освободить ректора от должности, то на это также было необходимо получить согласие Акаде-мического Правления. Епархиальный архиерей являлся для ректора прямым начальником, но в случае наруше-ния ректором каких-либо правил архиерей не мог его наказать без разрешения Комиссии духовных училищ. На ректорскую должность мог быть определен человек, имевший священный сан и степень магистра богословия. Боялись его не одни ученики; по-баивались и инспектор, и все наставники и держали себя перед ним в струнку»6. Как уже было сказано устав 1814 года структуриро-вал учебную систему, выделив в ней четыре уровня об-разования от низшего к высшему и дав каждому из них собственное управление. По отношению к уездным учи-лищам за семинарией оставалось право ревизовать учи-лища, наблюдать за производимыми в них экзаменами, назначать учителей, контролировать их деятельность, принимать решение об их награждении. В свою очередь ректора училищ должны были представлять в семинар-ское Правление годовую ведомость об успеваемости, формулярные списки на учителей, отчеты о расходова-нии денежных и материальных средств. Духовные училища должны были быть отделены от семинарии, но в Тамбове, в силу разных обстоятельств, они долгое время располагались вместе с семинари-ей и окончательно были отделены от нее лишь к 1841 году. В 1825 г. Инспектор постоян-но контролировал их поведение, однако он «сам собою не мог вводить ничего нового. Он должен представлять-ся с мнением своим Правлению»3. Ежемесячно на рас-смотрение Правления инспектор представлял таблицу поведения учеников семинарии. Эконом семинарии ведал экономической частью. Он назначался на свою должность архиереем по пред-ставлению ректора из преподавателей семинарии или священников, проживавших в губернском центре. Все семинарские средства хранились в Духовной консисто-рии. По доверенности Правления эконом ежемесячно получал необходимую сумму для нужд семинарии и раз в месяц отчитывался перед Правлением о произведен-ных расходах. Эконом также выдавал жалование препо-давателям, закупал продукты питания, нанимал рабочих для ремонта зданий, следил за пожарной безопасностью и состоянием классов и комнат в общежитии. По-разному складывались отношения Тамбовских епископов и ректоров. Так, епископ Иона Васильев-ский смог назначить на должность ректора своего кан-дидата - архимандрита Иасона Никольского , который управлял семинарией до 1826 года. Взаимодействие его с архиереем были почти идеальными. Епископ Арсений Москвин был недоволен деятельностью ректора архи-мандрита Адриана Тяжелова , занимавшего эту долж-ность в 1833 - 1841 годах. Однако поменять ректора епископ не смог и все время своего управления Тамбов-ской епархией мирился с пребыванием архимандрита Адриана на этой должности. Епископ Николай До-брохотов поступил так же, как в свое время епископ Иона Васильевский , и прибыл на Тамбовскую кафедру со своим сослуживцем - бывшим инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Иоасафом Покровским , который и стал ректором Тамбовской Духовной семинарии4. В исследуемый период семинарией в Тамбове управ-ляли выдающиеся личности. Архимандрит Анастасий Ключарев был ректором с 1828 по 1833 годы. В 1833 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург и 13 мая 1834 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а 22 мая 1837 года стал епископом Екатеринославским и Таганрогским5. Архи-мандрит Платон Фивейский , будущий архиепископ Костромской, был ректором Тамбовской семинарии с 1847 по 1852 гг. Оба ректора оставили о себе добрую память у воспитанников. Об архимандрите Платоне протоиерей Виктор Певницкий, в частности, вспоми-нал: «Он принес и оставил много доброго и полезного в семинарии. Человек он был умный, ученый и добрый, мягкосердечный, но вспыльчивый. Ученики его боялись, но при этом все были к нему расположены за его серьез-ное, строгое, но сердечное отношение к ним. Управле-ние семинарией он крепко держал в своих руках, и сам зорко следил за всем. В конспекте ука-зывались программа уроков, количество часов, необ-ходимых для освоения той или иной темы, пособия, используемые при изучении данного предмета. По окон-чании учебного года составлялось обозрение уроков, то есть отчет о том, что пройдено из предлагаемой программы, а что нет и почему. В низшем отделении изучалась словесность. Мно-го внимания уделялось теории словесности и основам стихосложения. В качестве образцов рекомендовались древние классические авторы, Священное Писание, тво-рения святых отцов. Однако в действительности все вы-глядело не так идеально. Дубасов вспоминал: «Нас совершенствовали в долблении записок об источниках изобретения, о тропах и фигурах. Что же касается до литературных образцов, то они тщательно от нас были скрываемы»11. Результатом такого теоретизирования «было то, что мы, не выработав у себя ясной и толковой речи, привыкли к самому необузданному фразерству»12. На этом же отделении начинали изучать граждан-скую историю и историю Церкви. Цель изучения исто-рии определялась так: «Чтобы каждое происшествие, замечательное в бытиях мира уметь отнести к свое-му времени и месту и связать его с обстоятельствами современности»13. Изучение истории было сопряжено и с изучением географии. Также в курс наук низшего от-деления входило изучение математики и физики. Среднее отделение по-прежнему называлось фило-софским. Курс наук состоял из логики, психологии, метафизики, обозрения философских учений. Особое внимание уделялось рассмотрению философской терми-нологии и различных философских систем. Изучая фило-софию, ученики должны были исходить из следующего наставления: «Все, что несогласно с истинным разумом Священного Писания, есть сущая ложь и заблуждение и без всякой пощады должно быть отвергаемо». Поми-мо указанных предметов первые четыре года изучалось Священное Писание, гомилетика, а со среднего отделе-ния - литургика, герменевтика и библейская история. На высшем отделении занимались преимущественно следующими науками: основным, догматическим, нрав-ственным, пастырским, обличительным богословием. Кроме того, продолжались изучаться курсы гомилетики и литургики. На этом отделении воспитанники семина-рии обязаны были подготовить и произнести две пропо-веди в храме. В семинарии продолжали изучать древние языки - ла-тинский и греческий. На высшем отделении дополни-тельно изучали еврейский язык, а также один из новых языков - немецкий или французский. В отношении но-вых языков требовалось лишь понимание их и умение переводить. Особенностью Тамбовской Духовной семинарии это- возведен. Наблюдение за строительством осуществлял эконом семинарии иерей Стефан Березнеговский, а смотрителем за постройкой был назначен иеромонах Варлаам. Фундамент и стены корпуса возводил подряд-чик из Владимирской губернии; все внутренние работы осуществляли рязанские мастера. Местоположение кор-пуса неизвестно, но, судя по всему, он находился с юж-ной стороны главного семинарского корпуса. В новый корпус, согласно решению семинарского Правления от 18 июля 1825 г. Остающиеся праздными нынешние классные комнаты и нынешнюю столовую обратить в комнаты для жительства воспитанников»7. В январе 1826 года новый корпус был практически готов, и Прав-ление семинарии наняло бригаду рабочих из Тамбова для окончательной отделки здания снаружи и внутри. Эконом семинарии сообщил Правлению о полной го-товности нового семинарского корпуса для приема вос-питанников 22 ноября 1826 года8. Устав определял цель духовного обучения так: «Оно должно образовать благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия»9. Весь учебный семинарский курс разделялся на три отделения: низшее, среднее и высшее -по два года обучения в каждом. Изучаемые в семинарии науки делили на классы: философских наук, физико-математических наук и т. На всех отделениях обучение осуществлялось по строго определенным учеб-никам и учебным пособиям. Учитель семинарии обязан был не просто объяснять урок, а помогать «развитию ума» у воспитанников. Поэ-тому в семинариях не была принята лекционная форма подачи учебного материала; она, напротив, запрещалась уставом. Следовало проводить уроки в форме вопросов и ответов, причем особое внимание уделялось написанию воспитанниками сочинений, которые тщательно разби-рались учителем. На дом задавалось чтение из учебника для заучивания наизусть, а затем в классе ученик отвечал домашнее задание. Бывший воспитанник семинарии Николай Евгенов, однако, вспоминал, что дома они де-лали только письменные упражнения, но не читали, по-скольку библиотека состояла из книг на латинском язы-ке, которые они изучали в классе. Каждый урок начинался с молитвы «Царю Небес-ный», а заканчивался молитвой «Достойно есть». Учени-ки отделений до 80 человек в каждом закреплялись по 3-4 человека за лучшими воспитанниками, которых на-зывали «авдиторами» от латинского audio — слушать. Учитель начинал урок с просмотра указанных «нотатов». Он также написал и издал в 1838 году первую грамматику мордовского языка16. Безвременная кончина педагога и лингвиста, последовавшая, вероятно, около 1840 г. В группу мордовского языка были набраны семинаристы хоть как-то знакомые с мордовским наречием. Как видно из обозрения класса мордовского языка, в течение 1834 - 1835 гг. К концу года было переведено еще четыре главы. Дальнейшую работу Орнатова продолжил наставник Николай Тюменев, который перевел на мор-довский язык все четыре Евангелия. Изучение языка та-тар и мордвин в Тамбовской Духовной семинарии про-должалось вплоть до 1867 года. Преподавательский состав семинарии этого времени в основном состоял из выпускников духовных акаде-мий. На свои должности учителя назначались семинар-ским Правлением по представлению Академического Правления.
Епархии журнал
Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии. Исторические названия Тамбовская и Козловская 1682 - 1720 Тамбовская и Пензенская апрель 1758 - 16 октября 1799 Тамбовская и Шацкая 16 октября 1799 -? Тамбовская и Мичуринская 1927 -? Тамбовская и Шацкая упом. Количество храмов - 138, часовен - 36. Количество клириков: священников - 145, диаконов - 12. В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров. Пензенский Николай Доброхотов 14 апреля 1841 - 7 апреля 1857 Макарий Булгаков 1 мая 1857 - 18 апреля 1859 свт.
Вскоре Указом епископа Феодо-сия Шаповаленко протоиерей Г. Хитров был выведен из состава распорядительного собрания семинарии и в дальнейшем никак с ней не соприкасался. Вместе с тем в семинарии существовало противоборство между рек-тором и инспектором Никанором Маловым. Конфликт начался еще в 1870 году, когда инспектор заступился за молодых преподавателей, лишенных по распоряжению отца-ректора бесплатных казенных квартир. Новым по-водом для возмущения инспектора явилось то, что отец М. Зефиров предложил лишить инспектора и его помощ-ников лошади, которую они брали для выезда в город на квартиры воспитанников, и использовать ее для черных работ на том основании, что инспектору «все равно на-значено два помощника, да и ездить по грязным улицам невозможно». В данной ситуации Правление осталось на сторо-не ректора, указав инспектору «не оставаться при сво-ем мнении из одного лишь упрямства и личных видов». В дека-бре 1871 года на имя епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия последовал рапорт ректора семинарии следу-ющего содержания: «Господин инспектор в ущерб пря-мым своим обязанностям по семинарии продолжал и в этом месяце отлучаться в женскую гимназию на уроки в те часы, когда он по уставу должен быть в семинарии. Го-сподин инспектор утверждает, что он ходит в женскую гимназию только в свободное от его занятий время. Однако следует сказать, что даже по-сле прибавки жалованья семинарские педагоги жили очень скудно, средств на жизнь не хватало, и многие из них вынуждены были подрабатывать в других учеб-ных заведениях города. Прежние ректоры на это смо-трели снисходительно, а отец Михаил Зефиров считал, что это отвлекает педагогов и не позволяет им в полной мере проявлять заботу о воспитанниках и наблюдать за учебно-воспитательным процессом в семинарии. На заявление ректора вынужден был отреагировать архие-рей, который своей резолюцией от 10 января 1872 года запретил инспектору заниматься уроками где-либо по-мимо семинарии. Сложившаяся ситуация не способ-ствовала успешному проведению реформ в семинарии, и поэтому в 1872 году протоиерей Михаил был освобож-ден от обязанностей ректора и переведен на должность профессора богословия в Казанский университет. Подготовка к избранию нового ректора семинарии проходила с учетом деятельности его предшественника. Выбирая отца М. Зефирова, педагоги семинарии руко-водствовались, прежде всего, тем, что он был их земля-ком, выпускником Тамбовской семинарии и, как каза-лось, лучше знал ее нужды, а не тем, каков у него опыт в сфере административного управления. Теперь было ре-шено руководствоваться иными мотивами. Наставники семинарии определили избрать, во-первых: кандидатуру, никак не связанную с Тамбовской епархией, во-вторых: человека, лично хорошо знакомого с семинарской жиз-нью. Таким требованиям соответствовала кандидатура протоиерея Димитрия Самбикина. Будущий ректор происходил из семьи священника Воронежской епар-хии, с отличием закончил Воронежскую Духовную се-минарию, затем - Санкт-Петербургскую Духовную академию и до своего избрания на должность ректора успешно преподавал и некоторое время заведовал би-блиотекой в родной Воронежской семинарии. Отец Димитрий был ученым-историком. Он являлся автором одного из первых жизнеописаний святителя Митрофана Воронежского и святителя Питирима Тамбовского. Его кандидатура для Тамбовской семинарии была наиболее подходящей. В должности ректора он был утвержден 10 июля 1872 года и весьма плодотворно трудился на этом посту в течение почти девяти лет, до 1881 года. Ис-следователь истории Воронежской семинарии П. Ни-кольский время ректорства отца Димитрия называет «золотым веком» в истории Тамбовской семинарии. О правоте его слов свидетельствует то, что никогда прежде семинария так не менялась, как при нем. Промысли-тельно, что именно такой деятельный человек встал во главе семинарии в это время. Однако перемены в семи-нарии в этот период связывать только с отцом Димитри-ем было бы неправомерно. Сама эпоха была необычной. В России начались широкие преобразования и реформы, менявшие многое кардинальным образом в устроении всего российского общества. Даже сорок лет спустя изменения, происходившие в духовно-учебных заведениях, весьма противоречиво оценивались их современниками. Никольский, кото-рый назвал это время «золотым веком» для Тамбовской Духовной семинарии, писал, что «духовная школа по существу не улучшалась, а падала. Потребовалась новая реформа 1880-х, поставившая своей задачей воссозда-ние церковности. Но падение продолжалось «даже до сего дня». Остроу-мов, учившийся в семинарии, напротив, с восторгом вспоминал: «Мы почувствовали особую живительную силу, стали бодры и веселы и учились так прилежно, как не учились в низших классах, как не учились наши предшественники». Читаемые им лекции отличались глубиной и ясностью и воспринимались слу-шателями с большим интересом. При нем впервые лек-ции стали распространяться литографическим способом. Ректор особенно заботился о духовном и нравственном развитии семинаристов, всячески одобрял чтение ими полезных книг, для чего были пересмотрены фонды фун-даментальной библиотеки и значительно увеличена уче-ническая. Повышенное внимание он уделял написанию сочинений воспитанниками семинарии. Кроме того, энергичный ректор стремился внедрять новые методы в обучении: при нем практиковалась подготовка и прочте-ние лекций в классе старшими семинаристами; лучшие исследования и сочинения учеников печатались в «Там-бовских епархиальных ведомостях». Во время ректорства отца Димитрия изменилось от-ношение к должности ректора со стороны учащихся. Прежние сухие и холодные отношения ушли в прошлое. Ректор был доступен, приветлив и прост. Нередко семи-наристы пили чай у него на квартире, где читали свои сочинения и проповеди. При этом не было никакой фамильярности и поблажек; отец-ректор был иногда очень строг и требователен; его доброе или строгое слово было для семинаристов высшей наградой или наказани-ем. При архимандрите Димитрии Самбикине стали больше внимания уделять внешности семинаристов, поощряли занятие ими музыкой и пением, устраивали ученические вечера. Утверждение некоторых современ-ников о том, что в эту эпоху из стен семинарии была изгнана церковность, неверно. При ректоре отце Дими-трии все было по-другому. По образному выражению одного из учеников, «он заражал … своею верою и своим благоговением, и своей молитвой». Будучи ректором семинарии, про-тоиерей Димитрий после смерти супруги принял мо-нашество и в 1877 году возведен в сан архимандрита. В 1880 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В 1881 году архимандрит Димитрий назначен ректором Воронежской семина-рии. Его жизненный путь завершился в 1908 году в сане архиепископа Казанского. Последним избранным на альтернативной основе ректором семинарии стал протоиерей Димитрий Фе-дорович Певницкий, который возглавлял ее с 1881 по 1883 годы. Следующий ректор не проходил процедуры избрания, а получил назначение от Святейшего Синода по представлению Тамбовского епископа в 1883 году. Им стал архимандрит Христофор Смирнов , бывший до этого экстраординарным профессором Киевской Ду-ховной академии. В рассматриваемый период появляется традиция на-значения на должность инспектора семинарии человека, не имеющего духовного сана. Последним инспектором из духовенства был иеромонах Сергий Мармориссов , занимавший эту должность с 1859 по 1867 год. После него инспекторами были люди исключительно светско-го звания: до 1869 года Капитон Ястребов, а затем Ни-канор Малов. Возможно, появление традиции связано с тем, что для занятия этой должности требовалось иметь ученую степень магистра, а среди духовенства не мно-гие имели эту степень. После 1867 года инспектору в помощь назначались два помощника; традиционно эти должности занимали молодые выпускники духовных академий. На инспектора и его помощников возлагались весьма ответственные обязанности. Жалование инспек-тора и его помощников было невысоким. Инспектор получал 397,42 рубля в год, а его помощники 340 рублей в год. Их деятельность ограничивалась контролем за семина-ристами и профилактикой нарушений с их стороны. Это было нерешенной проблемой при реформировании духовных заведений. В составе администрации семинарии после открытия общежития для своекоштных воспитанников появилась новая должность - эконом общежития, который под-чинялся непосредственно Правлению; его деятельность контролировалась съездом епархиального духовенства. В целом ректоры и администрация Тамбовской Ду-ховной семинарии довольно успешно справлялись со своими обязанностями в непростой период преобразо- вания семинарии, продуманно, с учетом местной спец-ифики реализовывали все положения нового устава на практике, проявляя заинтересованность в проведении реформ и искреннее желание качественно улучшить учебный и воспитательный процессы в духовной школе. Опыт введения выборного начала в Тамбовской Ду-ховной семинарии был полезным для ее жизни и дея-тельности. К сожалению, не везде эта практика приво-дила к положительным результатам, что в дальнейшем, по-видимому, и послужило причиной отмены данной нормы высшим руководством государства, которое само решило назначать кандидатов на такие ответственные посты, как ректор и инспектор семинарии. Сорский Н. Воспоминания ученика. Казань, 1908. Там же, Л. Остроумов А. Протоиерей Д. Самбикин, ректор ТДС. Царевский А. Высокопреосвященнейший Ди- митрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Батюшка работал у станка, когда за ним пришли двое: следователь и милиционер, предъявили ордер на арест. Какое-то время отец Димитрий содержался под стражей в Тамбовской тюрьме. Сначала отец Димитрий трудился на земляных работах под Москвой. Здесь действовало правило, что, если дневная норма 2м3 не выполнялась, паек хлеба не выдавался полностью. Осенью 1931 года батюшка при-слал из Соловков свое последнее письмо, в котором писал, что тяже- ло болен воспалением легких. Обращаясь к детям, он призывал их к терпению, любви к людям, трудолюбию, оптимизму. Летом 1932 года из сельского совета семье сообщили, что отец Димитрий умер [1]. Церковь в селе Большая Талинка была закрыта на Преполовение в 1938 году, в ней располагалось зер-нохранилище. Все попытки прихожан отстоять храм не увенчались успехом, и в 1964 году он был сломан [4]. Часть церковных икон сберегли прихожане. До на-ших дней сохранилось изувеченное атеистами резное изображение Божией Матери, выполненное из дерева. Красивый резной иконостас был вывезен вместе с деко-рациями Одесской киностудией при съемках фильма по роману Николая Вирты «Одиночество». В апреле 2004 года Александром Владимировичем Вя-ловым и Виктором Федоровичем Барсуковым на месте разрушенной церкви был воздвигнут крест. Зимой 2006 г. Николай Ренгольдович Оленберг получил благословение епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на строительство храма. Благодаря трудам Николая Рен-гольдовича, при участии жителей села во главе с Марией Михайловной Двойниной храм был построен, и в ноябре 2007 г. После окончания II Тамбовского Духовного училища и Тамбовской Духовной семинарии молодой чело-век был рукоположен в сан иерея и направлен служить в родное село в храм Преображения Господня. Отец Дмитрий был очень добрым, чутким к людям и трудолюбивым че-ловеком. Он обладал хорошим слухом и голосом, играл на скрипке и фис-гармонии, организовал церковный хор, многих девушек-прихожанок с хорошими голосами выучил нотной грамоте. Во внимание к усердному пастырскому служению батюшка был награжден ками-лавкой и наперсным крестом [1]. Семья у отца Димитрия была большая — восемь детей. Батюшка служил в Преображенском храме родного села до 1931 года. В это время новой властью велась ин-тенсивная работа по «изъятию у верующих всех небо-гослужебных помещений, за исключением сторожек. В августе 1923 г. Незасе-ленными строениями должны были в первую очередь обеспечиваться госучреждения, партийные и профес-сиональные организации. Причем довольно часто для многодетных семей клири-ков создавали дополнительные трудности с получением жилья, даже и в тех случаях, когда они пытались снять его у жителей сел» [2]. Большую семью отца Димитрия выселили из дома, младшей дочери в то время было 3 года. У них отобра-ли огород, увели корову. Семья поселилась в церковной караулке: рамы без стекол, пол прогнил, печь разрушена. Батюшка сам занялся ремонтом, своими руками сделал деревянную кровать, стол, лавки. В это время ему при-ходилось зарабатывать на пропитание семьи, работая плотником. Вскоре, 18 января 1931 года, отец Димитрий был аресто- Священник Вяжлинский Димитрий Михайлович 1874-1932 гг. Воспоминания Людмилы Михайловны Илуниной, проживающей в г. Воронеже на ул. Алленов А. Власть и Церковь. ООО «Юлис», Там- бов. Сведе- ния из Гохрана областного архива Липецкой области. Воспоминания Марии Михайловны Двойниной, 1936 г. Церковь с. Большая Талинка Page 44 Читая Библию, в книге Бытия мы находим такие слова: «И воззрев Бог на землю, — и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле… И сказал Господь: не вечно Духу Моему бысть пренебрегаемым человеком, по-тому что они плоть…» Быт. Когда читаешь этот приговор, то невольно мысль обра-щается к современному человеку. Ужасное зло — разврат во всех его видах — грозит народам, населяющим землю. От этого зла погиб допотопный мир, из-за него были сожжены семь городов во главе с Содомом и Гоморрою. И если язы-ческие народы, забывшие истинного Бога, погибли: одни — в волнах потопа, другие — в пламени гнева Божия, то чего ждать народам, просвещенным некогда верою Христовою? Но есть и другое зло, еще более ужасное, есть грех, еще более богопротивный, за который благодать Божия отсту-пает от людей и предает их на поругание сатане в служе-нии плоти и ее похотям. Этот грех самого сатаны — грех гордыни. Одержимый гордынею человек воображает, что он и умнее всех, и опытнее, и дальновиднее: никто его не может обмануть, знает он больше всех, не нуждается ни в чьем совете. Напротив, он считает себя вправе давать со-веты, думает, что его должны все спрашивать, мнит себя выше других на целую голову. Ни о каких недостатках в нем самом нечего и говорить: по его мнению, он их вовсе не имеет, весь он — одно совершенство. Он владеет самой новой научной терминологией во всех областях знаний. Для него нет никаких авторитетов. Так растет под влияни-ем духа гордыни самоценность гордого человека. А на деле его духовный рост останавливается, сердце сохнет, делает-ся неспособным к тому, для чего оно, главным образом, и создано — к смиренной любви. Ум гаснет и становится сле-пым орудием злой воли в служении все той же гордыни. И здесь возникает еще одна духовная опасность для че-ловека. Именно гордыня становится первопричиной вся-ких антихристианских лжеучений, сектантских и оккульт-ных мудрований. Приведем пример. Приходит в один из храмов г. Там-бова женщина с сыном 14 лет. Просит священника помочь болящему сыну. После долгих расспросов женщина призналась:- Я хотела, чтобы мой сын был сильным — управлял дру- гими людьми. Я ему дала для изучения практическое руко-водство по черной магии, а вскоре с ним вот это случилось… Священник подошел к юноше, осенил его крестом, а тот стоит, как застывшая мумия, не говоря ни слова, только из глаз катятся слезы.
Впоследствии училище стало выпускать и учительниц церковно-приходских школ. К 1914 году из 1886 выпускниц епархиального училища 547 преподавали в указанных школах [27]. Святитель Феофан основал первый периодический журнал в епархии — «Тамбовские епархиальные ведомости». Подобные журналы стали выходить в России с 1860 года. В программе ведомостей, утверждённой Святейшим Синодом, указывалось, что они «значительно сократят переписку бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий» [28]. Помимо этого они должны были способствовать получению «местным духовенством нужных для него сведений, причем многие из священно-церковнослужителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки в епархиальный город для справок об участии своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» [29] , а также дать «новый способ к пастырскому действованию на паству и со словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы и плевел разных лжеучений и обычаев нехристианских, и с воззваниями к подвигам благотворительности и другим богоугодным делам» [30]. Святитель принял деятельное участие в налаживании выпуска ведомостей. Первый номер журнала вышел из печати в июле 1861 г. Он издавался два раза в месяц, годовая подписка стоила 4 руб. Для сравнения, корову в это время можно было приобрести за 6 руб. Ведомости делились на две части: официальную и прибавление. В первой публиковались указы Святейшего Синода, распоряжения епархиального начальства, различные отчеты и иная официальная информация, а прибавления были насыщены материалом духовно-нравственного содержания: проповедями, богословскими и церковно-историческими статьями, выдержками из творений святых отцов и др. Практически в каждом номере публиковались проповеди епископа Феофана. Даже уйдя в затвор, святитель не прерывал связь с журналом, на страницах которого регулярно появлялись его статьи [33]. В первых номерах ведомостей напечатали жизнеописание святителя Питирима, труд протоиерея С. Березнеговского «История Тамбовской епархии», одно из житий святителя Тихона Задонского, статьи по истории семинарии. Ведомости просуществовали 57 лет и были закрыты в 1918 г. За это время из печати вышло около 3000 номеров, которые для современных читателей «служат не только неисчерпаемым кладезем сведений об истории Православия в нашей епархии, но и становятся связующим звеном между двумя традициями: современной и той, что существовала в Российской империи» [34]. В 2009 г. Журнал печатается раз в месяц. При святителе Феофане в 1861 г. Это, по сути, первое исследование по истории Тамбовской епархии, в котором опубликованы статьи о распространении Православия в губернии, статистические данные, сведения об архиереях, исторические справки об известных храмах и монастырях. Изучение трудов святителя Феофана и документов, хранящихся в фондах Государственного архива Тамбовской области, позволяет сделать вывод, что за непродолжительный период пребывания в Тамбове он проявил себя как деятельный организатор различных областей церковной жизни, имеющих в том числе миссионерское и просветительское значение. Епископ Феофан живо интересовался всеми вопросами, «которые были связаны с деятельностью священнослужителей, их поведением и отношениями между собой» [35] , «внимательно читал все прошения и рапорты, а также журналы и протоколы заседаний духовной консистории» [36]. Святитель всегда являл любовь и сострадание к пастве, и особенно в дни тяжелых испытаний. Когда в августе — сентябре 1860 г.
Тамбов, хотя и был главным городом губернии и центром епархии, долгое время оставался населенным пунктом с небольшим количеством жителей. Тамбовский горожанин Е. Ковригин в своём «Дневнике» за 1856—1857 гг. Большая улица Астраханская. По ней дома очень хорошие. На этой улице, начиная от Астраханской заставы, можно идти и встречать замечательные здания. Варваринская церковь. Немецкая кирка, Покровская церковь в правую сторону реки Цны. Мариинский приют для детей с церковью. Городская дума. Уголовная палата в частном доме. Казанский монастырь, где живет преосвященный. Напротив монастыря аптека Бранта. Горбатый мост каменный через ров. Александринский институт для благородных девиц с церковью. Напротив — немецкий клуб, два дома губернской гимназии. Напротив — городской публичный сад, гауптвахта, дом губернатора, направо — кафедральный собор. В нем под спудом почивают мощи епископа Тамбовского Питирима» [7]. В этом небольшом, но уютном городке епископу Феофану предстояло прослужить четыре года. Для истории период незначительный, но для епархии он стал плодотворным и важным. В Тамбовской епархии в 1861 году числилось 984 приходских и монастырских храма, в которых служили 3 950 священно-церковнослужителей [8]. Храмов требовалось как минимум в три раза больше, поэтому их возведение являлось одной из главных забот архипастырей. Согласно «Историко-статистическому описанию» за 1911 год, в период пребывания на кафедре святителя Феофана построили и освятили 65 храмов [9]. В каждый храм он выдавал храмозданную грамоту и антиминс. В епархии действовало 16 монастырей и монашеских общин: 8 мужских и 8 женских. Среди них такие древние обители, как Шацкий Чернеев Никольский мужской монастырь, впервые упоминаемый в архивных источниках в 1573 г.
«Тамбовские епархиальные ведомости» – один из первых печатных источников
Сейчас на сайте: 59. Ограниченный просмотр Вы находитесь в режиме ограниченного доступа к "Электронной библиотеке Тамбовской области" и просмотрели допустимое число страниц. Если вы хотите пользоваться электронной библиотекой без ограничений, необходимо осуществить вход на сайт.
Казачий храм в Краснодаре. Служба в храме Александра Невского Краснодар. Открытие храма Невского в Краснодаре. Епископ Якутский и Ленский Герман. Епископ Алексий Нижнетагильский и Невьянский. Алексий Орлов, Владимир Павлович. Владыка Алексий Нижнетагильский.
Епископ Алексей Орлов. Минусинская епархия фото. Эстонская община Красноярский край. Священный Синод русской православной церкви возглавляет. Православный Патриарх. Белорусская православная Церковь. Резиденция Патриарха. Казанский храм Священного Синода. Священный Синод РПЦ здание.
Священный Синод русской православной церкви 2012. Епархия и Патриархия разница. Архиепископ Аркадий Ровеньковский. Митрополит Митрофан УПЦ. Митрополит Луганский. Митрофан Луганский и Алчевский. Игумения Архелая. Матушка Архелая Якутск. Епископ Якутский Николай Быков.
Иерей Игорь Киселев. Свиридов Игорь Владимирович. Иерей Игорь Владимирович Свиридов. Батюшка Игорь Свиридов. Архиерейский собор РПЦЗ 2000. Карловацкий собор РПЦЗ. Архиерейский собор РПЦЗ 1932. Протоиерей Игорь Курагино. Заседания Минусинский район.
Америка образована епархия хроника. Владимир Танцурин Псков протоиерей. Владыка Пскова. Танцурин настоятель Псковской. Митрополит Псковский и Порховский Тихон официальный. Кафедра митрополита. Пантелеимон Кутовой Калининград. Протоиерей Димитрий Лескин. Священники тольяттинской епархии.
Епархиальное собрание Ставропольской митрополии. Тольяттинская епархия духовенство. Игумен Авель тысячный. Иеромонах Сергий Волков Рубцовск. Рубцовская епархия иеромонах Сергий Волков. Игумен Сильвестр Соликамская епархия. Православный священный Синод. Москва Данилов монастырь резиденция Патриарха.
Первые три века христианства. Автор сочинения — туляк. Периодическая печать о церковной реформе вообще и о реформе высшего церковного управления. Периодическая печать по вопросу о приходской реформе. Автор сочинений — туляк. Священник Афанасий Николаевич Корсунский. Александр Иванович Нарбеков. Уроженец Владимирской губернии, выпускник Владимирской духовной семинарии, преподаватель Тульской духовной семинарии. Священник Иоанн Потапович Покровский. Память преподобного Макария Жабынского в Польше. Казанский А. Казанский Александр Семенович. Казанский Димитрий Андреевич. Уроженец Тульской губернии, студент Московской Духовной академии. Казанский М. Включает «Реестр памятных источников и пособий по истории Куликовской битвы». Куликово поле. Казарин В. Калинников Н. Памяти истинного патриота. Каменский Ар. Описание храма, иконы, Евангелия, сосуды и кресты, св. Библиотека церковная. Настоятели, церковные старосты и благотворители, обеспечение причта, прихожане, церкви приписные. Богородицкий уезд. Каплан М. О задачах «Тульских епархиальных ведомостей». Князев А. Князев Н. К-iй [Корсунский И. Публичная защита магистерской диссертации уроженца Тульской губернии, кандидата богословия Николая Ивановича Троицкого. Тема «О происхождении первых трех канонических Евангелий. Опыт разбора гипотез Г. Евальда и Ю. Работа издана в Костроме в 1878году. Официальные оппоненты: доценты академии Н. Елеонский и А. К-iй И. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, помощник смотрителя Севского духовного училища И. Работа издана в 1880 году. Официальные оппоненты — В. Ключевский и Е. Козинов А. Письмо унтер-офицера. Корсунский И. Архимандрит Григорий Николай Иванович Борисоглебский. Николай Сергеевич Дружинин. Перепечатано из издания «Н. Кратиров П. Евфимий Орлинский, уроженец Тульской губернии. К столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя 20 марта 1809 — 20 марта 1909. Кутепов Иоанн Андреевич, протоиерей. Купицкий Н. Священник Михаил Васильевич Руднев. Поучение при погребении священника Благовещенской церкви в городе Туле. Кутепов И. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Кутепов П. Кушнев И. Священник Пётр Иванович Троицкий. Ладовский Павел Иванович. Директор Тульского реального училища. Лебедев Василий Афанасьевич, протоиерей. Лебединский Д. Церковно-школьное дело в Тульской епархии Из отчёта о. Ливанский И. Иоанн Павпертов, священник села Ментелова Белевского уезда. Перепечатано из «Благосвета». Любимов В. Юбилейное чтение о В. Любомудров А. Александр Дмитриевич Казанский. Библиография: Две брошюры И. Савича «Святая мечта» Тула, 1918 и «Духовенство и война». Дорогое прошедшее. Инспектор Тульской духовной семинарии. Любомудров В. Тульский Успенский женский монастырь. Ляпидевский М. Павел Стефанович, протоиерей. Священник Пётр Егорович Троицкий. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Иван Павлинович Знаменский. Соискатель — уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель. Тема «Иудейское толкование Ветхого Завета». Официальные оппоненты: священник Н. Елеонский, приват — доцент В. Велистратов, неофициальный оппонент экстра — ординарный профессор И. Соискатель — Дмитрий Сергеевич Глаголев, выпускник Тульской духовной семинарии, законоучитель и инспектор Тульского епархиального женского училища. Оппоненты: инспектор академии, архимандрит Григорий, доцент священного писания Д. Перепечатано из «Московских церковных ведомостей». Майков А. Покаяние графа Л. Макария, игуменья. Малицкий П. Белое духовенство и его «интересы». Составлено под редакцией Н. Критический очерк. Духовные семинарии в важнейших моментах своего исторического развития. Епископы и пресвитеры. Из моих наблюдений и воспоминаний. Начальница Тульского женского епархиального училища. Малицкй П. Открытие Тульской епархии. Бывший ректор Тульской духовной семинарии. Пономарь — сто лет назад. Сергей Иванович Покровский. Тогда или теперь? Ответная речь преподавателя Тульской семинарии П. Малицкий Павел Иванович. Столетний юбилей, Прочитано в Тульском епархиальном женском училище. Мартынов П. Матвеев А. Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии. Сборник, изданный под редакцией протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Том 1. Текст издания печатается в приложениях к указанным номерам. Мерцалов В. Мерцалов Ипполит Игнатьевич, протоиерей. Перепечатано из «Орловских епархиальных ведомостей» 1885. Мерцалов М. Петр Павлович. Баженов, священник села Спасского на Солове Крапивенского уезда. Мерцалов С. Священник Александр Васильевич Архангельский. Местный житель. Мечев Т. Миловидов А. Достопримечательные сёла Тульской губернии Исторические очерки. Село Иван-озеро и ивановский канал, начатый Петром Великим. Село Иван-озеро с его церковью и приходом и Ивановский канал с 1720 года до наших дней. Достопримечательные сёла Тульской губернии. Село Гремячее, бывший город-крепость государства Московского. Условия, благоприятствовавшие возникновению города Гремячева, Гремячевский острог и его вооружения. Гремячевские церкви и духовенство до Петра Великого. Автор статьи — член ОИДР. Из документов МАМЮ. Приложение: Список с Гремячевских писцовых книг слобод Беломестных казаков 1639 и 1640 годов. Приложение к статье «Село Гремячее». Опись города Гремячева, составленная в 1775 году … для составления Географического Лексикона. Выписка из писцовых книг старых полковых гремячевских казаков 1639 года. Письмо Тульско — Калужско -Рязанского наместника М. Кречетникова преосвященному Палладию о злоупотреблениях гремячевского духовенства 1779 года. Опись … церквям Гремяевской слободы. Минин Н. Настоятель придворной церкви в Штутгарте , духовник королевы Виртенбергской, уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии. Протоиерей Никита Игнатьевич Ясновский по оставшимся от него письмам Русская старина. Минин П. Владимир Соловьев и граф Л. Михайлов Г. Реферат, читанный в Тульской духовной семинарии 4 октября 1916 года. Михайлов М. Чествование нетленных мощей Анны Кашинской, княгини-праведницы. Можно ли христианину быть социалистом? Что такое социализм и есть ли в нём что-либо похожее на христианство? Моисеев А. Моисеев Г. Семен Григорьевич Успенский. Учитель словесности Тульской духовной семинарии, смотритель Белевского духовного училища. Моригеровский Н. Причина смерти доброго человека — его доброта. Слово, сказанное при погребении преподавателя семинарии Алексея Ивановича Глаголева протоиереем Н. Екатеринбургский семинарист. Мякшин Гр. М-въ С. Петр Филиппович Щеглов, бывший ректор Олонецкой семинарии. Невский И. Невский П. Скуфья и камилавка. Перепечатано из «Церковных ведомостей» 1902. Недетовский Г. Память о 70-лети кончины митрополита Евгения Болховитина 1767-1837 на его родине в Воронеже. Незабвенной памяти его императорского высочества великого князя Сергея Александровича. Нектаров В. Нечаев Ил. Архиепископ Тульский и Белевский до 1857 года. Нечаев И. Летопись прихода до начала церкви, храмосданная летопись; причт села Суров; религиозно-нравственное состояние прихода села Суров. Летопись событий с 1791по 1857годы и с 1859 по 1881 годы. Нечаев Н. Период I. Епифанское малое приготовительное училище. Период II. Открытие в городе Епифани училища в 1815 году; учебная часть; нравственно-воспитательная часть. Администрация училища, экономическая часть, содержание училища и учителей, смотрители, инспекторы и учителя. Библиотека и учебные пособия, училищное помещение, планы и соображения об устройстве нового дома для училища и переезд училища в город Венев. Нечаев Т. Было произнесено в зале Белевского епархиального женского училища 1 марта 1915 года. Никандр, архиепископ Тульский и Белевский. Никандр, епископ. Никитников Герасим Алексеевич, протоиерей. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, профессор философии Вятской духовной семинарии, ученик Ф. Голубинского, автор «Истории Вятской епархии». Вятка, 1863 и «Историко-статистического описания Воскресенского собора в городе Вятке». Вятка, 1869. Перепечатано из «Вятских епархиальных ведомостей» 1885. Никодим, епископ. Никольский А. Алексей Иванович Краснопевцев, священник села Богородицкого, Богородицкого уезда. Уроженец Тульской губернии, выпускник Тульской духовной семинарии, подарил семинарии библиотеку, доставшеюся от отца Виталия, епископа Костромского. Никольский Александр Ионович. Никольский Александр Ионович, протоиерей. Никольский И. История, иконостасы, иконы, утварь и книгохранилище, доходные статьи. Церковные празднества, благочестивые обычаи прихожан, поверья и суеверия, занятие, кладбище эпитафии. Никольский К. Реферат, прочитанный по случаю тысяча шестисотлетия Миланского эдикта на юбилейном торжестве 17 октября 1913 года в Тульском духовном училище преподавателем Константином Никольским. Владимир Святой: князь-язычник, князь-христианин, основные черты жизни и деятельности князя Владимира. К девятисотлетию со дня его кончины. Юбилейная речь, произнесенная в зале Тульского епархиального женского училища преподавателем мужского духовного училища К. Никольским 1 октября 1915 года. Никольский М. Протоиерей Николай Георгиевич Гастев. Никольский Н. Никольский П. Никольский С. Новая книга «Приходы и церкви Тульской епархии». Памяти отца Иоанна Кронштадтского. Нольде, барон. Павлина, игуменья Белевского Крестовоздвиженского монастыря. Священник Иван Димитриевич Ивановский. Современное русское сектантство очерки, статьи и исследования. Библиографическая заметка о книге Д. Скворцова — преподавателя Тульской духовной семинарии. Перепечатано из издания «Колокол». Петр Лонгинович Богословский. Выпускник Тульской духовной семинарии, её преподаватель, секретарь Тульской духовной консистории. Овсянников Н. Перепечатано из «Московских ведомостей» 1906. Олсуфьев Ю.
Новую часть города с 1902 года обслуживает в его религиозно-нравственной жизни Сретенский храм. По красоте и величию, а главное — по художеству внутренняго убранства, этот храм может смело сравняться с лучшими храмами в России. Стоимость храма, готового к богослужению, вместе с оградою и тремя иконостасами равняется 198190 рублям, а внутреннее убранство орнаментами и картинами — 18000 рублям. Вышеозначенное попечительство для живописных работ в храме пригласило известного практика — художника И. МОСКВЫ, который добровольно с 1 февраля и до 1 ноября сего 1915 года с хорошим подбором живописцев не менее 25 человек выполнил всю работу. В Сретенском храме есть теперь на что посмотреть. Как только войдешь в храм, взгляд твой невольно поражается светлой пестротой причудливых орнаментов, общим великолепием позолоты, ярких изображений херувимов и угодников и вообще нежно-мягким характером всего внутренняго убранства. Орнаменты, обвивающие со всех сторон изображения святых, сначала кажутся слишком веселым, слишком дисгармоничными для строгих лиц отшельников и мучеников, но вскоре начинаешь угадывать, что в этой орнаментовке сказалось верное понимание слов Христа: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Здесь мы видим толкование мученичества и подвижничества, как свободного и радостнаго сыновняго доверия воле Отца. Общая тема живописи: «Дело спасения нашего». Вся история спасения рода человеческого рассказана во всех картинах и фигурах, котрые, не смотря на свой реализм и историческую верность различным эпохам церковной истории, - полны общечеловеческого смысла и ярко выражают вложенные в них идеи борьбы и всепрощальной кротости, неутолимой душевной жажды и спокойствия сознания совершенного «подвига добраго». Все святые угодники написаны на 4 колонках 16 и по стенам 50 являются подвижниками «Дела спасения».
Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Стенд в Тамбовской епархии. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. 12. Тамбовские епархиальные ведомости, 1861, № 26. 13. Сайт филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Новое Грязное. 14. Списки населённых мест Сосновского района 1939 года. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова.
«Тамбовские епархиальные ведомости» – один из первых печатных источников
Тамбовские Епархиальные Ведомости Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов. Со времени учреждения епархии и до 1917 г. на Тамбовской кафедре побывало 24 епископа. Прибавление (36-52).