Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта.
Борьба за умы
- Мифы Ленинградской блокады
- Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда.
- В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)
- Чтобы помнить... Блокадный Ленинград
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. 27 января отмечается 80 лет снятию блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны.
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля
Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество. В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять. Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии.
Во время войны негорючего гелия практически не было. Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой. Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой. И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода.
Индикаторных приборов для этого практически не было. Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа. А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты. Водорода не хватало.
Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста. Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ. Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом.
В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции. А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко. Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г. Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки...
Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным. Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен.
Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей. Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки.
Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво. Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т. Решили сначала в каждом полку оборудовать таким образом по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения. После этого - весь 1942 год и позже - автолебедки постов AЗ работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Они служили до конца войны; только в Ленинграде благодаря изобретению Б.
Шелища было сэкономлено около ста тонн бензина. Талантливый изобретатель был награжден орденом Красной Звезды. Я не видел Б. Шелища с 1944 года более 35 лет и удивился, когда неожиданно получил от него письмо. Он писал, что хотел бы повидаться и надеется на встречу - в День Победы - 9 мая 1982 года. Я был на этой встрече, но Бориса Исааковича, к сожалению, не увидел: он не дожил до нее. Смысл этой утвержденной Герингом операции был в уничтожении с воздуха кораблей Балтийского флота, вмерзших в лед на Неве и в Финском Заливе.
Налет был дерзкий и неожиданный: впервые фашисты предприняли его средь бела дня. Самолеты шли волнами на высоте одного-двух километров. Наши истребители и зенитчики успели встретить эту армаду на подступах к городу и частично рассеять ее. Но 58 бомбардировщиков прорвались в воздушное пространство над городом, да еще на малой высоте. Нужно было по крайней мере заставить их подняться выше, не дать бомбить прицельно. И командующий армией ПВО генерал-майор Г. Зашихин отдал приказ: "Поднять аэростаты!
Налет 100 немецких бомбардировщиков «Ю-88» и «Хе-111» в сопровождении истребителей прикрытия был совершен днем на небольшой высоте. Ранее немецкая авиация опасалась проводить бомбардировочные налеты в светлое время суток. Вместе с тем, чтобы блокировать взлет наших истребителей, дальнобойная артиллерия противника сосредоточила огонь по нашим аэродромам. Однако уже на подлете их встретили огнем наша зенитная артиллерия и истребители, часть самолетов была рассеяна, но в город прорвалось 57 бомбардировщиков. Разойдясь по заранее намеченным целям, то есть по нашим кораблям флота, они начали пикирование и прицельное бомбометание. Флотские экипажи ответили огнем пулеметов. Над городом стоял шквал огня АЗ и зенитных пулеметов, однако из-за малой высоты налета и больших скоростей самолетов противника ликвидировать их преимущественно не удавалось. Истребители в зону огня ЗА войти не могли, а зенитная артиллерия была не в состоянии вести прицельный огонь по самолетам противника из-за больших угловых скоростей.
По приказу командующего нашей армией генералмайора Г. Зашихина в воздух были быстро подняты аэростаты. Они отжали самолеты противника от земли на большую высоту. Сбрасывая уже без прицеливания бомбы, которые частично падали в Неву и залив, фашистские самолеты стали метаться и выходить из боя, но тут их и встретили наши истребители. В итоге, не нанеся существенного ущерба нашим кораблям, немцы потеряли 25 самолетов, не считая 10 подбитых. По ночам, как только противник прорывался в воздушное пространство над городом, в небо взлетали ракеты. Это диверсанты указывали цели для бомбардировщиков. Как правило, ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где находился штаб фронта, на Смольный, где располагалось партийное и государственное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, сосредоточение кораблей Балтийского флота, тыловые склады и т.
В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов и пустых подвалов, их и использовали диверсанты для захвата одиночных военнослужащих, там они и производили свои допросы. Для борьбы с этим существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось и т. Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод. Будучи отрезаны от своих пунктов питания, большинство их, попросту говоря, подохли с голоду во время блокады. И тем не менее они еще были, даже в 1944 году пробравшийся на один пост 3 полка АЗ диверсант уничтожил весь боевой расчет поста, перестреляв его ночью во время сна в землянке из автомата. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но аэростатчикам приходилось воевать и в иных условиях.
Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту. Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная. Связь с отрядом была только по рации с КП звена. Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника. Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно.
Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься. Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов. Огромное значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни через Ладожское озеро. Это была единственная артерия, питающая город. Ее деятельность все время пыталась парализовать фашистская авиация налетами и бомбежками.
Только с ноября 1941-го по апрель 1942 года над Ладожской дорогой пролетело более 2000 самолетов противника. Из состава армии ПВО на Ладожскую трассу для ее защиты в дополнение к имеющимся средствам был выделен отряд аэростатов заграждения в 21 пост. Условия были трудные, весь зимний период люди жили в палатках на трескучем морозе.
Сначала 20 июня и 18 июля 1803 года в Петербурге, а потом 20 сентября - в Москве. После уже поднимались в воздух регулярно, в том числе и для сбора научных данных по изучению природных и метеорологических явлений, военных целей.
Аэростат Полосухина и Крикуна. В Советской России широко использовали аэростаты. Делали это в интересах разведки и корректировки артиллерийского огня. Применяли их и в годы Великой Отечественной войны - в Москве и блокадном Ленинграде. Они стали дополнительным средством противовоздушной обороны.
В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов, пустых подвалов. Их-то и использовали диверсанты. Для борьбы с ними существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось. Офицерам полков AЗ приходилось заниматься и борьбой с диверсантами - по ночам прочесывали участки вокруг постов.
Находившиеся на вооружении до 1942 г. Высота подъема привязного аэростата зависит от многих факторов, в том числе от чистоты водорода и от состояния атмосферы температуры и давления на земле и на высотах, вероятности обледенения и т. При неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета.
Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема. Стремились повысить и аэростатический потолок, увеличивая расчетный газовый объем аэростатов, очищая тросы от льда. Тяжелее трос - на меньшую высоту поднимется конструкция в целом. К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками.
Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты. Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели. Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами. Сложность была в том, что для достижения высоты в 6 км один трос должны были поднимать последовательно три невзаимозаменяемых аэростата.
В октябре 1941 года на обоих постах третьи "ступени" триплетов обосновались на высоте 6300 метров. Но такие аэростаты были только на двух постах AЗ. Пошли на хитрость - с разрешения командования передавали по телефону эту величину открытым текстом. Мы рассуждали так: факт этот достоверный, противник может убедиться, что аэростаты на высоте больше 6 км есть. А коли так, он вынужден будет еще больше увеличить высоту полета бомбардировщиков.
В действительности аэростаты "триплет" для массовой эксплуатации на фронте несомненно не годились - из-за громоздкости, сложности подъема и приземления. Два "триплета" дежурили над Ленинградом в общей сложности меньше года, но свою скромную роль в обороне города сыграли. Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество.
В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять. Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии.
Во время войны негорючего гелия практически не было. Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой. Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой.
И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода. Индикаторных приборов для этого практически не было. Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа.
А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты. Водорода не хватало. Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста.
Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ. Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах.
Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом. В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции. А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко. Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г.
Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки... Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами.
За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным. Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен.
Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках.
«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.
В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE.
Чтобы помнить... Блокадный Ленинград
Аэростат в блокадном Ленинграде. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер.
На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
В Петербурге прошла молодежная акция "Небо над Ленинградом 2. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Также был организован флешмоб: жители города выстроились в виде числа 900 и запустили в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады.
Шелищ, который предложил использовать «грязный» водород, стравливавшийся из аэростатов, в качестве топлива для двигателей грузовиков и моторов лебедок, при помощи которых аэростаты спускались на землю. Метод оказался взрывоопасным, но после введения в конструкцию водяного затвора прекрасно зарекомендовал себя. Вскоре все аэростатные лебедки в Ленинграде перешли на «грязный» водород. Важную работу сделали сотрудники Ленинградского химико-технологического института под руководством доцента П. Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы. Баллоны с газом для зарядки аэростатов на площади Воровского.
Другой француз - Андре-Жак Гарнерен поднялся в воздух на воздушном шаре уже в России. Сначала 20 июня и 18 июля 1803 года в Петербурге, а потом 20 сентября - в Москве.
После уже поднимались в воздух регулярно, в том числе и для сбора научных данных по изучению природных и метеорологических явлений, военных целей. Аэростат Полосухина и Крикуна. В Советской России широко использовали аэростаты. Делали это в интересах разведки и корректировки артиллерийского огня. Применяли их и в годы Великой Отечественной войны - в Москве и блокадном Ленинграде.
Акция состоялась на Дворцовой площади, куда участники пришли из трех точек — с Васильевского острова, из Исаакиевского сквера и от Марсова поля. К колоннам, как передает корреспондент ИА «Диалог», во время шествия присоединялись и обычные горожане. Когда все колонны встретились на площади, макеты аэростатов подняли на максимально допустимую высоту.
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г. Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения». Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя.
Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух.
Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояло из небольших C-образных устройств установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою очередь приводили в действие лезвия перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.
Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли. И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВОобеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики , работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти.
За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек. Исторические фотографии в память о тех событиях — в галерее «Рамблера».
Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда.
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ | В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. |
Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде | Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). |
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ. Военные загадки Третьего рейха | Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. |
На Дворцовой площади запустят аэростаты | Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. |
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Через несколько минут десятки аэростатов в разных концах Ленинграда поднялись в воздух. Аэростаты над Ленинградом. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.
Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива
Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов помогали они, прямо сказать, слабо , а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов. Этот Heinkel He-111 оборудован антиаэростатным приспособлением, но столкновения с тросом он всё равно не выдержал. Впрочем, и создатели аэростатов не бездействовали, изобретая всё новые способы повредить авиацию врага.
Например, на тросы вешали мины. Даже если крыло самолёта не перерезалось тросом, к нему «сползала» мина и уничтожала крылатую машину. Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом аэростат при этом отсоединялся.
Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал. Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом. Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу.
Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника. Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ.
Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые. А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1!
Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни. Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом. Собственная масса троса и масса бомбы если таковая была — вот и всё.
Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы.
Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров! Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1.
Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов.
Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года. Ввиду несовершенства конструкции ракета V-1 была скорее оружием устрашения, чем реальной угрозой.
В Англии основным аэростатом заграждения времён Второй мировой войны был MK-VII, разработанный в 1938 году на базе наблюдательного аэростата. В целом одна дивизия ПВО могла прикрыть аэростатами заграждения до 75 км2. Например, в Ленинграде в первые же дни войны было развёрнуто 328 постов аэростатов заграждения, объединённых в три полка.
Этого хватало для покрытия почти всего города, а заодно территории Финского залива и Кронштадта.
Аэростаты заполнялись водородом и требовали постоянного обслуживания. Из-за проницаемости материалов через 25-30 дней водород диффундировал из шара, а его место занимали другие газы, в том числе и кислород, образуя «гремучую смесь». Загрязненный водород очищать было негде, потому его просто стравливали в объемах до 50 тысяч кубометров в месяц. Для спуска дирижаблей в блокадном Ленинграде использовались лебедки с бензиновыми двигателями, а в условиях блокады бензин был не менее ценным, чем хлеб. Водород производил небольшой химический завод, где этот газ добывали железно-паровым способом. Сейчас можно получить водород проще и экологичнее, тогда же не было выбора.
Запасаем энергию: химия, мороз, гравитация Мастер приглашает в гости29 июля 2023 Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом. Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро. Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался.
Также был организован флешмоб: жители города выстроились в виде числа 900 и запустили в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады. Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, Медный всадник от прицельных ударов врага. Для детей блокадного Ленинграда, многие из которых еще живы, это настолько же памятно, как и табличка на Невском проспекте: "Граждане!
Значительную часть экспозиции составили архивные документы, фотографии и другие предметы, предоставленные АО «Ленгидропроект» входит в Группу РусГидро. Выражая благодарность АО «Ленгидропроект» и другим организациям, принявшим участие в выставке, Председатель Архивного комитета Петр Тищенко напомнил о том, что город никогда полностью не оставался без энергоснабжения. В самые тяжелые месяцы освещались только важнейшие военные, административные и хозяйственные объекты.
Однако уже 15 апреля 1942 года, после самой страшной блокадной зимы в городе был запущен трамвай. В мае — июне 1942 г.
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
В подвалах музея жили, работали и даже принимали гостей. Всего на казарменный режим было переведено 60 человек. Жили здесь и работники ленинградских музеев, редко уходившие домой. К Карточки продовольственные. Осенью 1941-го - зимой 1942-го в Ленинграде существовали карточки на шесть видов продуктов: хлеб, крупа и макаронные изделия, мясо, сахар и кондитерские изделия, рыба, жир. На талонах было указано, сколько граммов и каких продуктов можно получить. Хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. В сентябре - ноябре нормы постоянно падали. Количество выдаваемого мяса формально не уменьшилось: рабочим, например, полагалось по 1500 граммов мяса и в сентябре, и в декабре 1941 года, однако зимой его часто заменяли яичным порошком, консервами и другими продуктами.
Карточная система допускала замены одних продуктов на другие: вместо сахара - кондитерские изделия или какао, вместо масла - жир или селедка. Но выдачу продуктов постоянно задерживали. Очереди за хлебом могли растянуться на несколько суток. А его могли выдать… мукой. Самое страшное было - потерять карточки. Первое время взамен утерянных выдавали новые, но заявлений о потерях было так много и проверить все, правда ли это или кто-то решил нажиться на беде, стало невозможно, поэтому было решено выдачу прекратить. Во время блокады, в первую же зиму, практически все кошки в Ленинграде погибли от голода или были съедены. Об этом страшном факте свидетельствуют множественные записи из дневников блокадников.
Выжившие коты считались чудом. К одному такому коту Максиму даже водили школьные экскурсии. А уже в 1942-м у ленинградцев появился новый враг - крысы. Это был враг организованный, умный и жестокий…» - вспоминала блокадница Кира Логинова. Выжившие в блокаду коты считались чудом. Четыре вагона мурлык горожане разобрали меньше чем за час. Некоторые малыши плакали от испуга - они впервые увидели живых котов…. Л Ленинградская симфония.
Дмитрий Шостакович работал над ней еще до войны. Завершил в декабре 1941 года в Куйбышеве сейчас Самара. Там же спустя несколько месяцев состоялась премьера. А 9 августа 1942 года Ленинградская симфония прозвучала в городе на Неве. День был выбран не случайно: 9 августа фашисты планировали отметить захват Ленинграда в «Астории» - были даже заготовлены пригласительные билеты на банкет. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Он был настолько поредевший, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей, ведь для исполнения симфонии нужно было 80 человек! Это был первый концерт возобновившей свою работу городской филармонии.
Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. М Малая дорога жизни. Еще одна ледовая трасса, через Финский залив, которая тянулась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали Малой дорогой жизни. В годы блокады она проходила под самым носом у фашистов и работала под грифом «секретно», поэтому до сих пор о ее вкладе в победу знают немногие. Малая дорога жизни заработала в ноябре 1941 года. По ней доставляли хлеб из Лисьего Носа.
В обратном направлении шла эвакуация людей. Оставшиеся жители обеспечивали оборону Ораниенбаумского плацдарма. А в ноябре - декабре 1943 года именно по ней проходила переброска войск 2-й ударной армии, которая первой нанесла удар по немцам в январе 1944 года. Н Невский пятачок. Участок на левом берегу Невы длиной два километра и шириной восемьсот метров. В двенадцати километрах - Ладожское озеро, с одного края плацдарма - река, с других - лес и фашисты. Когда немцы замкнули кольцо блокады, советским бойцам удавалось удерживать этот клочок земли титаническими усилиями. Считалось, что именно отсюда может начаться прорыв блокады Ленинграда.
Сражения за него шли кровавые, средняя продолжительность жизни солдат на пятачке, как позже подсчитали, была всего 52 часа. О Опасная сторона. Трафаретную надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» можно было увидеть в блокадном Ленинграде на многих улицах, особенно на северных и северо-восточных сторонах, так как обстрел города шел с Пулковских высот и Стрельны. Исключение составлял Кронштадт. Его обстреливали с Петергофа, поэтому надписи делали на юго-западных сторонах улиц. Невский проспект, 14. Первой и самой известной стала надпись на Невском проспекте, 14.
Здесь ее впервые нанесли в 1943 году на «солнечную» сторону, которая лучше просматривалась. П Пискаревское кладбище. Здесь похоронено большинство ленинградцев, умерших в годы блокады, - около полумиллиона человек: 420 тысяч мирных жителей и около 70 тысяч воинов-защитников. А ведь хоронить на пустыре возле железнодорожной станции Пискаревка стали не сразу. Место под массовые захоронения выделили лишь после того, как оказались переполнены все городские кладбища. Хоронили в огромные могилы-траншеи. Каждый день от 3 до 10 тысяч человек. В архивах Пискаревского мемориального кладбища сохранилась цифра - 10 043 человека похоронили за один день 20 февраля 1942 года.
Пискаревское кладбище.
Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, Медный всадник от прицельных ударов врага. Для детей блокадного Ленинграда, многие из которых еще живы, это настолько же памятно, как и табличка на Невском проспекте: "Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна!
В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку.
На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было. Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей.
И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись.
Все материалы автора В Петербурге на Дворцовой площади прошла акция в честь 72-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В небо запустили 900 воздушных шаров, каждый из которых олицетворяет один день блокады. В Петербурге прошла молодежная акция "Небо над Ленинградом 2.
Подсказка из книги
- Новости из Петербурга
- Надувные защитники ленинградского неба
- Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде
- Форма обратной связи
Голодная зима
- Аэростаты в блокадном
- В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары
- Ленинград, который выстоял — Молодая Гвардия
- Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.: matynin_denis — LiveJournal
Блокадное изобретение опередившее свое время
Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было. Аэростаты над Ленинградом. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. Установка аэростатов в блокадном Ленинграде © Борис Кудояров / РИА Новости.