Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Будучи в ресурсе, мы можем поддерживать себя в состоянии высокой продуктивности, не нарушая при этом условий самосбережения. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении других? Он отвечает за гибкие навыки и определяет качество общения. Есть мнение, что soft skills в сегодня стали два раз важнее, чем hard skills.
Собственно говоря, человеческие навыки — это то, что отличает нас от других живых организмов и от машин, поэтому так высоко ценится в цифровом мире. Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам свободно устанавливать контакт, легко строить отношения и достигать своих целей без давления и манипуляций, просто приглашая людей к открытому разговору и сотрудничеству. Кому нужен эмоциональный интеллект По прогнозам футурологов в среднесрочной перспективе мы увидим резкое увеличение спроса на услуги людей, умеющих работать с людьми.
Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их. И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок. Эмоциональный интеллект нужен, прежде всего, людям, которые работают с другими людьми.
Педагоги, медицинские работники, специалисты сферы обслуживания — именно для них коммуникативная экспертность образует базу профессиональный компетенций. И, безусловно, важнейшую роль эмоциональный интеллект играет в бизнесе, менеджменте и продажах. Предпринимателю он нужен, например, для того, чтобы эффективно выстраивать партнерскую сеть, взаимоотношения с клиентами, представителями государственной власти, СМИ и конкурентами.
Здесь часто использую неформальные отношения, а они всегда представляют собой, как говорится, игру на тонких настройках, где важна психологическая компетентность. Использование навыков эмпатии и управления атмосферой коммуникации поможет бизнесмену договориться о выгодных для его бизнеса условиях сотрудничества. Руководителю эмоциональный интеллект необходим для раскрытия потенциала самого ценного ресурса организации — людей.
Разумное и уместное проявление эмоций первым лицом компании часто действует на коллектив сильнее, чем протокольные процедуры и административные меры воздействия. Вот почему для руководителя так важно уметь выбирать гибкость или жесткость в зависимости от ситуации. Если он умеет одинаково хорошо и меняться, и стоять на своём, у него мощное есть преимущество перед тем, кто однообразен.
Какая из формулировок быстрее приведет к разрыву отношений? На мой взгляд, третья. Когда в диалоге вы говорите только о своих эмоциях, это воспринимается менее болезненно, не как обвинение: «Я злюсь. Я в растерянности. Мне грустно от этой новости». Если вы научитесь говорить о себе, откроете дорогу к выражению собственных эмоций, перестанете держать их в себе, то снизите стресс и вероятность срыва. После того, как вы учитесь выражать свои эмоции, вам станет легче их сдерживать, потому что есть выбор: выразить или подождать с выражением, прокричаться дома, «контейнировать» эмоции.
Конечно, есть серьезное препятствие в виде запрета на выражение определенных эмоций, например, мужчины не плачут, на других людей злятся только плохие люди, я должен делать все идеально, чтобы не испытывать стыд. Такие запреты, идущие от семьи, культуры и общества, придется прорабатывать с психологом или на тренинге по эмоциональному развитию. И учиться ни в коем случае не подавлять эмоции силой. Эмоциональная чуткость. То, насколько человек способен увидеть эмоциональное состояние ближнего и понять, какое оно. Антипример: вы говорите другу: «Я расстроен», а в ответ слышите: «Да ладно, это у тебя просто настроение плохое! Или в момент, когда вы уже злитесь на своего партнера, он этого не замечает и начинает тормошить: «Эй, ну чего скисла-то?
Это примеры, когда ваши эмоции остались незамеченными другим человеком. Но мы ведь и сами иногда не замечаем эмоции других. Управление отношениями. Это уже возможность влиять на других людей и на их эмоциональное состояние насколько это возможно. Развивая способность замечать свои эмоции, вы учитесь замечать и понимать эмоции других. Существуют два пути тренировки этого навыка: Путь паравербалики. Эмоции всегда выражаются телом мимика, интонации, поза, движения.
Можно научиться их читать при помощи справочников эмоций, это простой механический способ, который легко тренировать. Другой путь: замечать, какое чувство рождается у вас в ответ на чувство человека. Например, вы его видите и почему-то хотите утешить. Вероятно, это сигнал, что он в печали. Конечно, есть возможность приписать свою собственную печаль другому, но это другой этап изучения. Важно, что у вас есть свой эмоциональный отклик на проявления другого человека. Хочу убежать или напасть — возможно, человек агрессивен и хочет нападать.
Если хочу похвалить — возможно, человек до этого испытывал стыд. Всегда существуют такие пары, совпадения эмоций. И можно пойти дальше, подумав: «Так, он злится, какая потребность у него не удовлетворена? Высказать свою гипотезу и проверить ее: «Слушай, похоже, ты злишься, что происходит, почему? Что можно сделать до возникновения эмоции До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров ,чтобы не дать человеку войти в нее. При помощи гарвардской модели переговоров win-win, win-lose вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека.
Думайте о своих эмоциях как о капле в этом примере. Когда у вас случается эмоциональный взрыв, он вызывает колебания как внутри, так и снаружи для окружающих вас людей. Допустим, вы как лидер выражаете явное разочарование коллегой перед остальной частью команды. Дело в том, что ваша эмоциональная реакция будет ощущаться всей командой. Каскадная рябь создаст команду, более заинтересованную в том, чтобы действовать осторожно, из опасения репрессий, а не рисковать и мыслить творчески. Примите следующие меры, чтобы этого не произошло: Шаг 1: Наденьте шляпу ученого. Этот шаг посвящен расследованию. Подумайте о 3-5 событиях, на которые вы испытали внешнюю эмоциональную реакцию. Придумайте как положительные, так и отрицательные примеры. Обдумайте детали мероприятия. Каким был ваш тон, язык тела, уровень громкости? Сколько людей было вокруг? Затем подумайте, как эта эмоциональная реакция повлияла на окружающих. Каков был их ответ? Каким было их поведение по отношению к вам и другим в последующие пару часов? Исследования показали, что отрицательные эмоции распространяются быстрее и дольше положительных. Шаг 2. Сузьте свои выводы. Наши эмоции могут влиять на тех, кто нам близок, гораздо больше, чем на тех, кто нас не окружает. Этот шаг направлен на то, чтобы сузить влияние, которое ваша реакция как положительная, так и отрицательная может оказать на вашу команду и близкие отношения. Спросите трех человек — от самых близких до более удаленных — о том, как на них влияют ваши эмоциональные реакции. Например, подумайте о том, чтобы спросить своего партнера, близкого друга и коллегу. Чтобы им было легче поразмышлять над этим, приведите несколько примеров ситуаций, в которых вы проявили реакцию по отношению к ним или вокруг них. Спросите их, что они чувствовали при этом, как долго это длилось, изменилось ли их настроение и т. Ваши эмоции сильны, и это занятие поможет вам осознать, какое влияние они могут оказать. Чем лучше вы сможете понять, как ваши эмоции распространяются по направлению к окружающим, тем лучше вы будете готовы решить, какие типы волн вы хотите создать. Это будет способствовать развитию вашего личностного навыка самосознания. Развивайте свое самоуправление Самоуправление зависит от вашего самосознания. Помните, что вам нужно сначала понять, «что я чувствую», прежде чем выяснять, «что я делаю». Это случается, когда вы решаете действовать или не действовать в ответ на эмоциональную реакцию. Этот навык важен для того, чтобы направлять свое поведение в позитивную сторону. Иногда ваша эмоциональная реакция на ситуацию может вызвать эмоции высокой интенсивности. Они затуманивают ваше суждение до такой степени, что ваш лучший образ действий становится трудно увидеть. В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты. Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило. В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут. Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока. Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать. Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения. Шаг 4: Сделайте шаг назад и взгляните на две колонки. Где ваши эмоции затуманивают ваше суждение или где ваши рассуждения пытаются игнорировать важные сигналы, исходящие от ваших эмоций? Обе эти ситуации бесполезны. Вы должны убедиться, что у вас есть хороший баланс между ними.
Развитие эмоциональной компетентности и роль обратной связи. Южноафриканский журнал управления бизнесом, 47 1 , 33-43. Gade, K. Emotional competence development and the role of feedback. South African Journal of Business Management, 47 1 , 33-43. В этой книге автор объясняет, как управлять эмоциями и справляться с стрессом. Книга помогает понять, как эмоциональный интеллект может помочь в достижении успеха на работе. Эта книга изучает различные аспекты радости и объясняет, как эмоции влияют на наше счастье. В книге автор предлагает практические советы о том, как развить эмоциональную грамотность и улучшить качество жизни. В этой книге Экман рассказывает о различных эмоциях и как они влияют на наши отношения и коммуникацию. Книга затрагивает развитие эмоционального интеллекта у детей и как родители и преподаватели могут помочь им в этом процессе. Автор исследует природу эмоций и объясняет, как они влияют на наше поведение и принятие решений. В этих книгах Вы найдете не только поймете, что такое эмоциональный интеллект, но они помогут Вам лучше разобраться в своих эмоциях. Лучше понимать и управлять своими чувствами, а также улучшить взаимодействие с другими людьми.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Эмоциональный интеллект есть у каждого человека, однако не у всех он достаточно развит. Почему самые умные люди часто думают о том, что они несчастны, несмотря на свои успехи и любимую работу, и так часто ссылаются на плохое настроение и апатию? А для некоторых даже незначительные перемены и новые знакомства становятся тяжелейшим испытанием? Последние исследования психологов показывают, что более успешными и счастливыми становятся люди, не отличающиеся выдающимися умственными способностями. Именно развитый эмоциональный интеллект позволяет строить прочные и надежные отношения, достигать успехов в карьере и реализовывать личные планы и цели. Изучение понятия эмоционального интеллекта берет начало в 20-м веке, но особенно о нем заговорили в 90-х, когда в 1990 году вышла статья ученых Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». А уже в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто был представлен тест для определения эмоционального интеллекта. Саловей и Майер считают, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность 4-х факторов: способность правильно воспринимать испытываемые вами эмоции и эмоции людей в этой же ситуации; способность перенаправить эмоции в критической ситуации в нужное русло: неосознанно связать свое эмоциональное напряжение с мыслительным процессом; способность находить причину своей агрессии или радости, грусти или смирения, относиться с пониманием к эмоциям людей; способность управлять своими эмоциями: находить логику в природе их возникновения, сдерживать агрессию или, наоборот, пробуждать положительные эмоции.
Как определить уровень эмоционального интеллекта?
Наглядная яркая модель помогает клиентам расширять картину своих чувственных переживаний и учиться их называть. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Как же определить свой уровень EQ и двигаться в сторону его развития? Существуют различные тесты и опросники, помогающие измерить уровень эмоционального интеллекта, однако все они вызывают критику со стороны специалистов в силу ряда причин. Если при измерении IQ можно опереться на средние значения, абсолютный минимум и абсолютный максимум, присущий экспертам в этой области, то в ситуации с EQ экспертность кажется невозможной. Действительно, кого сегодня можно считать специалистом по самоосознанности и самоконтролю? Различные тесты и опросники предполагают способность к самоотчету, что по факту присуще не всем людям. И, наконец, в нашей стране отсутствуют адаптированные тесты, учитывающие специфические культурные и социальные особенности людей в России. Наверняка можно говорить только об отсутствии корреляции между тестами на измерение IQ и EQ.
Именно поэтому высокий эмоциональный интеллект стал основой успешности в карьере и жизни многих людей со средними показателями коэффициента умственного развития. Когда стоит обратить внимание на свои эмоции и, возможно, прибегнуть к помощи специалиста для работы над ними? Человек находится не в контакте со своими эмоциями, если: ему трудно ответить на вопрос «что я сейчас чувствую? Данная техника помогает включить осознавание себя в моменте и настраивает контакт с чувствами. Подружиться с эмоциями помогают различные варианты «дневника эмоций». В качестве возможного варианта используйте следующую схему: 1.
Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции. Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность. Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей. Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними. Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта. Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен? Это и есть интуиция. Оно использует эту информацию, чтобы мгновенно предупредить нас о том, что нам следует остановиться или, напротив, двигаться вперед, поскольку набор обстоятельств правильный. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Исследования показывают, что тело всегда говорит за нас больше, чем язык. С одной стороны, это усложняет ситуацию, с другой — создаёт отличную «базу данных» нашей интуитивной части. Осознав это, попробуйте понаблюдать за собственным «языком тела» и движениями собеседника. Следите за тем, чтобы ваши слова сочетались с жестами, выражением лица и так далее, иначе собеседник может почувствовать себя неуютно. Например, не стоит заламывать руки и хмуриться, когда вы хвалите друга или делитесь идеей стартапа с инвестором. Освойте набор невербальных сигналов жесты, мимика, тембр и «привяжите» их к соответствующим эмоциям — тогда целей в общении будет достигать гораздо проще. Эмоциональные триггеры и стресс — как справиться? Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен. Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно. Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть. Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью. Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни. Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум. Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий — всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов. Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию. На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание? Чем она могла вам помочь? Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир. Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы. Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением. Мы привыкли воспринимать стрессы, как что-то плохое, но на самом деле хорошая встряска — мощный источник энергии и универсальное средство для закалки характера, это наш секретный механизм адаптации к самым тяжелым условиям.
Почему они не менее полезны, чем непосредственные профессиональные навыки? Как их прокачать? На Марафоне «Познай себя» от Российского общества «Знание» разбирались в данном вопросе вместе с психологом и бизнес-тренером Натальей Лукиной. В противовес soft выделяют hard skills — профессиональные навыки, которые можно измерить по определённым параметрам, своего рода KPI. Но что важнее? А важно всё. Особенно для лидера. Такой человек должен как досконально знать свою сферу, владеть профессиональными навыками, так и обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Мозаика из способностей, или Устройство эмоционального интеллекта На сегодняшний день существует 3 популярные модели эмоционального интеллекта, однако в психологии в качестве основной используется версия Майера-Саловея-Карузо. Вышеупомянутые американские психологи называют следующие составляющие эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций. Подразумевается способность распознавания конкретных эмоций у себя и других людей. Стимуляция мышления эмоциями. Подразумевается использование эмоций в качестве мотивационного и стимулирующего факторов для мыслительного процесса. Понимание эмоций. Умение находить взаимосвязь мыслей и возникших эмоций, а также способность понимать причину появления конкретных эмоций в различных условиях. Управление эмоциями. Способность подавлять или пробуждать эмоции. Зачем нужно развивать EI? Причины очевидны: понимание коллег, близких и себя самого позволяет эффективно коммуницировать, строить профессиональные и личные отношения. Как развить эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими (эмоциональными) областями и исполнительными (рациональными) областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году.
Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами
Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. 1. Эмоциональный интеллект развивает способность управлять своим поведением. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Эмоциональный интеллект (EQ) — что это такое, зачем он нужен и как помогает ораторам, менеджерам и владельцам бизнеса.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
И теперь человек не хочет иметь дело со своим стыдом. Как в этом случае развивать эмоциональный интеллект: Хороший способ получить информацию о своих эмоциях — сканировать свое тело. Тело сложнее игнорировать, чем чувства, вы заметите, что у вас всегда есть телесные ощущения, например: бабочки в животе, трясутся руки. Когда вы что-то чувствуете, но не можете назвать, простой путь — заметить, что происходит в этот момент с телом. Сначала вы научитесь замечать телесные ощущения, а со временем начнете эти состояния узнавать. Тогда будет проще определять и ситуации, в которых они приходят. Например, перед прямым эфиром мое дыхание учащается и дышу я тяжелее. Это волнение. Осознав телесное ощущение, я могу его снизить. Есть один закон работы с эмоциями: если эмоция замечена, осознана или названа, то у нее есть тенденция снижать свою интенсивность.
То есть, она более понятна, объяснима, принимаема и с ней можно что-то делать, в том числе, выражать. Знайте, какие бывают эмоции. Часто люди затрудняются их назвать, например, у той же агрессии много оттенков: недовольство, раздражение, ярость, гнев. И это все разные чувства, которые базируются на одной эмоции. Если вы чувствуете, что вам сложно называть эмоции свои и окружающих , используйте справочники эмоций и чувств, например, «Колесо эмоций» Роберта Плутчика. Придется тренироваться, чтобы научиться называть то, что с вами происходит. Анализируйте, какая потребность стоит за эмоцией. Так, осознав «я злюсь», хорошо бы разобраться, почему это происходит. В результате самоисследования может выясниться, что злость приходит из-за какой-то неудовлетворенной потребности.
Зная ответы на эти вопросы, вы сможете двигаться дальше, не переживать долго из-за ссоры, испытывать стыд после неудачи или злиться. Самоконтроль — это способность находить формы для выражения эмоций, иногда сдерживать себя если это может помешать взаимодействию , умение не слишком отвлекаться на эмоции других, когда они рядом. Существует мнение, что эмоциями можно управлять. Я с ней не согласен, считаю, что с эмоциями можно дружить, но не управлять ими. Дружить — значит уметь их выражать и переживать. Тогда может появиться и навык иногда их сдерживать. Ни в коем случае не подавлять, не поддаваться искушению убрать какие-то эмоции из своей жизни, потому что они все равно проявятся. Не выразил злость на работе — сорвался на близких, а если даже нет, то психосоматику никто не отменял, может появиться заболевание. Смотрите также: Коммуникации в управлении Для самоконтроля важно: Разрешить себе выражать эмоции и найти для этого подходящую форму.
Потому что, не выражая их, человек пробуксовывает в старых переживаниях. Хорошая форма при этом — та, в которой человек чувствует себя выраженным. Разозлившись на работе, но не выплескивая на коллегу злость, всегда можно прокричаться в уединенном месте, побить руками стену. Если на работе почувствовали обиду или бессилие, найдите время проработать это дома. Даже суровым мужчинам-бизнесменам нужно выражать эмоции. А, например, для печали самый очевидный способ — слезы.
Идентификация эмоций Испытывая сильную эмоцию попробуйте: Идентифицировать ее. Что вы сейчас испытываете? Гнев или грусть? Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние. После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент? Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс? Я могу помочь? Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом. Фильмы без звука Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей.
Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций. Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция. Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому важно уметь копать глубже. Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину. Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их. Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это? Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах. Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану? Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаем о своих эмоциях только тогда, когда они нарастают и, наконец, выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.
Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире. В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта. Будет интересно! Поделиться в соцсетях.
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать.
Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой.
Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте.
Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы. Позвольте себе не знать.
Как развить эмоциональный интеллект? Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций. Например, если ребенок грустит, стоит спросить, что случилось и не ссорился ли он с кем-то. А если у него хорошее настроение — наоборот, поинтересоваться, появился ли у него новый друг, во что они играли и т.
Вместе с этим необходимо расширять его эмоциональный словарь и объяснять, как называется та или иная эмоция. Часто у детей есть только интуитивное понимание того, что они испытывают. Если родители будут подсказывать и прямо объяснять, что такое обида, злость, ревность, ребенку будет легче понять себя, озвучивать собственные чувства и обсуждать их с другими. К примеру, карточки с изображением эмоций, название которых нужно угадать. С дошкольниками и младшеклассниками можно заняться ролевым проигрыванием, в котором дети ставят себя на место родителей или учителей, чтобы понять причины их поведения. А для подростков эффективнее всего формат беседы, в которой психолог делится личным опытом и показывает ребенку, что рассказывать о своих чувствах — это нормально, отмечает Яшин.
Взрослые могут развить ЭИ на сеансах у психолога или добиться некоторых результатов самостоятельно при помощи контроля и исследования эмоций. Поставьте себя на место собеседника и поймите, что не всегда вы должны быть главным героем повести, как и единственным бенефициаром диалога или ситуации», — советует Сефербеков. Виктория Обнорская.
Полная противоположность ему — человек с низким уровнем эмоционального интеллекта. Он нелюдим, груб, невежественен. Он абсолютно эгоцентричен, и его мало что интересует кроме собственного «я» и того, что вокруг него вертится. И радость, и горе пополам — это не про человека с низким эмоциональным интеллектом. Разбор по составу. Из чего складывается эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект включает в себя 5 основных компонентов: самосознание, саморегуляцию, мотивацию, социальное умение и эмпатию. Самосознание — способность понимать свои сильные и слабые стороны, убеждения, ценности и эмоции.
Человек с высоким уровнем самосознания эффективнее контролирует эмоции, легче принимает сложные решения и более продуктивно взаимодействует с другими людьми. Саморегуляция заключается в способности контролировать эмоции и поведение, особенно в стрессовых и конфликтных ситуациях. Человек с хорошей саморегуляцией не склонен к резким эмоциональным перепадам, умеет выражать эмоции адекватно и контролировать агрессию. Мотивация — способность поставить перед собой цель, приложить усилия и достичь желаемого результата. Человек с высокой мотивацией умеет мотивировать себя и других, обладает высокой работоспособностью и стремится к лучшему. Социальное умение подразумевает способность легко сходиться с другими людьми, устанавливать доверительные отношения и управлять конфликтами. Человек с хорошим социальным умением — великолепный собеседник, потому что умеет слушать и слышать, уважает альтернативное мнение и умеет находить компромиссы. Эмпатия — способность понимать чувства других людей и воспринимать их как свои собственные. Человек с высокой эмпатией умеет поддерживать других, понимает их нужды и помогает находить эмоциональные решения. Наука управлять эмоциями Развить эмоциональный интеллект или повысить его уровень возможно через самопознание, постоянное развитие личных и профессиональных навыков, обучение и практику.
Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей.
Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ.
Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них.
Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен
Эмоциональный интеллект — это набор навыков, которые связаны с тем, как человек обращается с эмоциями и использует их в действиях. Чаще всего у наших клиентов востребованы эти четыре навыка: понимать и признавать свои и чужие эмоции. Например, простое «Я очень злюсь» вместо «Клиент — дурак» — это проявление эмоционального интеллекта. Или понимание, что клиент ведет себя так не потому, что он злой, а потому, что он запускает подобный проект впервые и очень тревожится. Например, если я расстроена из-за комментариев клиента, я решаю, что сейчас лучше выпить чаю и успокоиться, и только потом вернуться к нему с ответом. Когда получаю письмо от руководителя, говорю себе: «Я еще не прочитала письмо, но уже чувствую тревогу». А не думаю, что теперь меня точно уволят и я умру под мостом.
Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои. Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах. А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации.
Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента. Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный.
Современный человек даже в развивающихся странах вполне обеспечен: у него есть кров над головой, еда на столе и вода в стакане. Поэтому ему, а особенно его детям, не нужно лезть из кожи вон, чтобы не умереть. И именно умение себя мотивировать становится необычайно важным в 21 веке. Мотивация имеет непосредственное отношение к умению управлять своими эмоциональными состояниями, вводить себя в них пусть даже искусственно и добиваться успеха в жизни. Итак, в нашем веке мы все меньше занимаемся физическим трудом и все больше интеллектуальным и эмоциональным. Мы общаемся с другими людьми, испытываем стресс, когда что-нибудь идет не так, и пытаемся себя мотивировать, отучая от эмоциональной привязанности удовлетворять сиюминутные потребности. Работая на заводе, вам нужно было выполнять норму производства деталей, работая дизайнером или переводчиком, одна из ваших главных задач — умение находить общий язык с людьми. Логика работает не во всех случаях, поэтому апеллирование к эмоциям выходит на первый план. Если вы научились направлять эмоции людей в определенное русло, перед вами открываются невероятные возможности. Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей. Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями. Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними. Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями. Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни.
Обвинять других в ошибках Люди с низким эмоциональным интеллектом имеют плохое представление о том, как их собственные эмоции могут приводить к проблемам. Когда дела идут плохо, они инстинктивно винят других. Они часто обвиняют ситуацию или действия других людей. Они уверены, что у них не было другого выбора в той или иной ситуации, и что другие просто не понимают их положения. Эта тенденция — не брать на себя ответственность, часто вызывает в них горечь и ощущение себя жертвой. Неспособность справиться с эмоционально напряженными ситуациями Людям с низким эмоциональным интеллектом трудно понять сильные эмоции, будь то свои собственные или эмоции других. Они часто избегают таких ситуаций. Скрывать свои истинные эмоции от людей — также их распространенная черта. Внезапные эмоциональные вспышки Способность регулировать свои эмоции является одним из пяти важнейших компонентов эмоционального интеллекта. Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми. Сложности в поддержании дружеских отношений Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК. Отсутствие эмпатии Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание. Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека.
Три основы эмоционального интеллекта Резюмируя всё, что мы знаем теперь об эмоциональном интеллекте, он связан с самосознанием и саморегуляцией — а ещё с восприятием реальности и способностью строить и поддерживать социальные связи. В этих процессах есть три основных этапа: Осознание эмоций Это способность распознать эмоцию. Сначала установить сам факт эмоционального переживания у себя или у другого человека, потом идентифицировать, назвать эту эмоцию, понять причины, которые её вызвали, и следствия, к которым она приведёт. На эту способность во многом влияет среда, в которой рос человек. Если в его семье не подавляли эмоции, не запрещали их выражать, относились к ним с вниманием и чуткостью, то он будет более эмоционально осознанным. Распознавание эмоций других людей Опираясь на опыт в понимании собственных эмоций, мы способны расшифровывать невербальные проявления чужих чувств через мимику или движения тела. Согласитесь, нам всегда проще понять другого, если мы сталкивались с похожим опытом? Именно поэтому такой навык облегчает социальные взаимодействия. Управление эмоциями По мнению Екатерины Егоровой — это уже высший пилотаж. Это значит не только понимать свои и чужие эмоции, но и контролировать их интенсивность, приглушать чрезмерно сильные, находить способ для их реализации — наиболее оптимальный как для себя, так и для других людей. Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев. Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная.
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)
Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Эмоциональный интеллект – это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. это коэффициент эмоционального интеллекта.