Новости хованщина мусоргский опера

Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Хованщина на сайте РуСтих Кратко. В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины".

Хованщина М.П. Мусоргский listen online

Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». сцена сожжения Марфы, князя Андрея и раскольников (М.П. Мусоргский, Хованщина (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), 1992. Хованщина на сайте РуСтих Кратко. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев.

Модест Мусоргский - Опера "Хованщина" (1950)

это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала.

На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского

Мусоргский: Хованщина. сборник. 2011 мировая классика. Оперу «Хованщина» дали в Пскове солисты оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сегодня, 20 апреля, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Опера «Хованщина» – произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины".

Опера о русском Холокосте

Работа ского над "Хованщиной" длилась с 1872 по 1880 г. однако композитор умер, не завершив финала и не сделав оркестровки. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта.

«Хованщина» Мусоргского

Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах. Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров.

Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы.

Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»?

Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого.

На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так — будто случайно это делается». Литературное наследие» В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была — на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.

Образы князь Хованский — по воспоминаниям людей, знавших его — человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением; князь Голицын — непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом — поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный; Подъячий — выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума».

Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен; Марфа — светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ — как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже — в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц. Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения.

Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Мусоргский создавал его в 1873 —1874 годах. В одном из писем от 23 июля 1873 года он сообщает, что вступление к опере уже готово, но не записано. А на странице клавира оперы у «Рассвета» стоит дата — 2 сентября 1874 года.

Не имея литературного первоисточника, композитор черпал материалы для либретто в подлинных документах XVII века и исторических исследованиях. Работа растянулась на восемь долгих лет. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника

Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта.

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского

Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи. Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей.

Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля.

Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван. И эти два рода, стоя у власти, начали между собой бороться. Это была первая регулярная армия в России, которая довольно быстро превратилась в достаточно плотное воинское сообщество с традициями наследования: если отец был стрельцом, то сын тоже им становился.

Стрельцы жили хорошо, но к концу 17 века экономическая обстановка не была благоприятной, заняться стрельцам было нечем, им приходилось выполнять функции городской полиции. Казна пустела, платить им было нечем, и у них росло недовольство, которое началось еще при Федоре Алексеевиче. А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью.

Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли. А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета.

Главного же героя как центральной фигуры и яркой индивидуализированной личности, фокусирующей в себе все смысловые линии, в опере нет. Есть несколько центральных действующих лиц — это Хованский, Досифей, Марфа.

Но Хованский — спесивый воевода-крепостник — представлен как отрицательная фигура; любовная трагедия Марфы разворачивается в своей «плоскости» и с исторической проблемой гибели «старого» связана лишь косвенно; Досифей же, подобно Шакловитому сетующий на суровые трудные времена «Приспело время мрака и гибели душевной» , находит выход лишь в самоуничтожении. Поэтому драматургическое развитие в «Хованщине» направлено не по восходящей линии, а скорее по нисходящей. По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы.

Как рассказали организаторы, вход на все события смотра будет бесплатным. В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.

В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”

В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь. Но сцены в опере "Хованщина" еи глаголят о царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате. Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы. Князь Голицин. Но нигде о Софье... Патриарх с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её. Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича. Тем и закончилось семилетнее правление Софьи.

С тем и отбыл из Москвы в ссылку её фаворит - князь Голицин. София было династическим именем семьи Романовых. Но на этой царевне такая традиция закончилась. Больше никогда не упоминалось при крещении имя София, среди потомства Петра Первого. Да еще Грибоедов дал своей героине имя Софья в комедии "Горе от ума". СУСАННА Три девушки, составляющие ядро оперы Модеста Мусоргского "Хованщина", возможно, в силу неопытности либо неподготовленности к реалиям беспощадности и бессердечности мира, в котором они живут, или допустим, напротив, ведомые невидимой рукой предназначения, мало сообразующегося с их настоящими личными желаниями, оказываются в конце действа не добрыми женами и матерями своим суженным, ряженым избранникам - становятся, каждая на свой лад, жертвами обстоятельств и материалом истории. Есть ещё одна женская партия в этом произведении. Действо третье. Картина первая. Одинокая мучающаяся от неразделенной любви Марфа доверяет свои мысли небесам, пытаясь найти ответ: как поступать ей дальше со своей любовной историей, которая видится девушке в греховном свете пред богом.

Однако речи Марфы слышит другая раскольница - мати Сусанна. Речи девушки приводят старую женщину в неописуемый гнев, рассвиропевшая староверка обещает бесовке не только кары небесные за речи её срамные, но и собственную месть прямо здесь на месте искусительном: - Боже, боже мой! Беса отжени от меня яростного. Сковала сердце мне жажда мести неугомонная... Марфе Ты, ты искусила меня, ты обольстила меня, ты вселила в меня адской злобы дух. На суд, на братнин суд, на грозный церкви суд!

И как в прокофьевских сценах, Титель опять изобретательно и выразительно манипулирует массовкой — играет планами, плотностями, видимыми и незаметными линиями, движениями групп, иллюзиями глубины и надвигающейся близости. Хор у Тителя не масса, но и не пестрое множество персонажей. Здесь каждый полностью идентичен собственному соседу, разница только в групповых ролях. Но и набор этих ролей небезграничен, весь диапазон — от смелости умереть вместе, сражаясь за правду, до готовности коллективно сгинуть без боя.

И если у Прокофьева народ сплотился и победил, то в «Хованщине» он обнялся и умер в тонко и трепетно, без пламени поставленной последней сцене самосожжения. Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью. Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей.

Боярина Матвеева и доктора Данилу убили за то, что они на ваше царское величество отравное зелье составляли, и с пытки Данила в том винился. Ивана и Афанасья Нарышкиных побили за то, что они применяли к себе вашу царскую порфиру и мыслили всякое зло на государя царя Иоанна Алексеевича, да и прежде они мыслили всякое зло на государя царя Феодора Алексеевича и были за то сосланы. И мы, побив их, ныне просим милости — учинить на Красной площади столп и написать на нем имена всех этих злодеев и вины их, за что побиты; и дать нам во все стрелецкие приказы, в солдатские полки и посадским людям во все слободы жалованные грамоты за красными печатями, чтоб нас нигде бояре, окольничие, думные люди и весь наш синклит и никто никакими поносными словами, бунтовщиками и изменниками не называл, никого бы в ссылки напрасно не ссылали, не били и не казнили, потому что мы служим вам со всякою верностию. А что ныне боярские люди к нам приобщаются в совет, чтоб им быть свободными, то у нас с ними приобщения никакого и думы нет». Столп установили стрелецкие полковники Циклер и Озеров.

Первый в 1697 году организует заговор против Петра I и будет четвертован. Отец сослан в Енисейск, сын — казнен. Дальше прославление подвигов Хованского-старшего, любовный треугольник — ничего интересного с исторической точки зрения. Возглавлял Сыскной, Ямской, Судный и Посольский приказы. Вел следствие по делу о «Медном бунте» 1662 год.

После смерти царя Федора сыграл видную роль в событиях, в честь которых названа опера. Является Досифей и наводит порядок. Видный деятель раскола: в 1670 году постриг в инокини боярыню Морозову, в 1675 году Аввакум из Пустозерска просил его благословения, в 1681 году собирался подать царю Федору челобитную об исправлении веры, но почему-то не подал. Загадочным словом «Гордад» русские староверы обозначали не кого иного, как Сотону в ипостаси Гордыни он же Гордеус. Пря — устар.

Раньше я трактовал это слово в первом, отвлеченном смысле борьба с Сотоной, то бишь с пороками — в том числе собственными. Но Тетерина объясняет буквально: раскольники готовятся к публичному «прению о вере» с никонианцами см. Возможно, она права. Второй акт открывается чтением Голицыным письма от дамы сердца — Софьи. Голицын Василий Васильевич 1643-1714 — князь, стольник и воевода, с 1676 года — боярин, государственный деятель и дипломат.

Фаворит Софьи, при ней получил чин "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новогородский", став первым министром. Возглавлял ряд военных походов и подписал ряд мирных договоров см. А мне не верится, радость моя, свет очей моих, чтобы свидеться. Велик бы день тот был, когда тебя, света моего, в объятиях увидела! Брела пеша...

Не помню, как взошла: чла идучи". Действительность, как обычно, много ярче художественного вымысла: «Свет мой братец Васенка, здравствуй батюшка мой на многия лета и паки здравствуй, Божиею и пресветлыя Богородицы и твоим разумом и счастием победив агаряны, подай тебе Господи и впредь враги побеждати, а мне, свет мой, веры не имеется што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во объятиях своих тебя, света моего. А что, свет мой, пишешь, чтобы я помолилась, будто я верна грешная перед Богом и недостойна, однакоже дерзаю, надеяся на его благоутробие, аще и грешная. Ей всегда того прошю, штобы света моего в радости видеть. Посем здравствуй, свет мой, о Христе на веки неищетные.

И из другого письма: «Батюшка мой платить за такие твои труды неисчетные радость моя, свет очей моих, мне веры не иметца, сердце мое, что тебя, свет мой, видеть. Велик бы мне день той был, когда ты, душа моя, ко мне будешь, еслибы мне возможно было, бы единым днем тебя поставила перед собою. Письма твои, врученны Богу, к нам все дошли в целости из под Перекопу… Я брела пеша из Воздвиженскова, толко подхожу к монастырю Сергия Чудотворца, к самым святым воротам, а от вас отписки о боях: я не помню, как взошла, чла идучи, не ведаю, чем его света благодарить за такую милость его и матерь его, пресвятую Богородицу, и преподобного Сергия, чудотворца милостиваго…» Орфография цинично сохранена впрочем, это семейное — у братца ее правильнописание тоже хромало. Письма, очевидно, писаны из крымских походов, о которых мы еще поговорим. Далее следует очень мутная сцена с лютеранским Пастором впрочем, ее часто купируют.

Сразу после расшаркиваний, поклонов и реверансов Пастор разражается аццкой фразой: ПАСТОР Злоба и ненависть, презренье и мщенья жажда, целый мир проклятых противоречий терзают сердце мое. О как! Когда же Голицын участливо осведомляется, в чем дело, святой отец сообщает, что сегодня на площади князь Хованский junior обидел девушку каков негодяй! O mores! Голицыну, разумеется, об этом уже докладывали, и он, разумеется, сразу встал на сторону угнетенной: ГОЛИЦЫН Видите, гер пастор, о, прошу вас, успокойтесь; не могу входить я в дело частное Хованских.

Достойный служитель культа немедленно успокаивается и плавно переходит к следующему вопросу не исключено, что заступничество за Эмму было лишь отвлекающим маневром. ПАСТОР Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены. Если не врет Педивикия, к тому времени в Немецкой слободе было уже две лютеранских церкви — Михаила и Петра и Павла. Что такого ужасного в постройке третьей — не пойму. Вообще складывается впечатление, что ради красного словца этой фразы Голицына вся сцена и писалась.

Впрочем, не будем забегать вперед — дальше будет еще хуже. Приходит Марфа, раскладывает карты растопляет воск и предрекает Голицыну дальнюю дорогу и казенный дом. Князя это неприятно удивило хотя для фаворитов такой финал более чем обыкновенен, и Голицын, как образованный человек, не мог этого не знать и он немедленно приказывает утопить гадалку в болоте, «чтобы сплетни не вышло». Более разумный и взвешенный поступок сложно себе представить. Далее Князь поет речитатив, в котором повествует о своих политических заслугах перед Россией.

Покончил с боярскими "местами" - то есть упразднил местничество — систему распределения должностей согласно знатности рода, типичный средневековый атавизм. Отменено 12 января 1682 года указом Федора Алексеевича по инициативе Голицына. Сношения с Европою упрочил — нестыковочка. Начальником Посольского приказа то есть министром иностранных дел Голицын станет только в 1683 году. ГОЛИЦЫН Когда, в главе полков, испытанных в боях, Надменность сбил я заядлому шляхетству… Интересно, каким образом он сбивал надменность шляхетства, воюя исключительно против турок и крымских татар?

Да и больше преуспел в дипломатии, чем в военных действиях: "Умелой дипломатической деятельностью в крымских владениях, Запорожье, ближайших областях османского владычества князь свел фактические военные действия на нет. Осенью полномочные послы В. Тяпкин и Н. Зотов начали мирные переговоры в Крыму, увенчавшиеся 13 января 1681 года Бахчисарайским миром. За благоприятный исход мирных переговоров князь Василий был пожалован царем Федором Алексеевичем большими земельными владениями".

По Андрусовскому перемирию с Польшей 1667 года к России действительно отошли значительные территории в частности, правобережная Украина с Киевом , но Голицын к этому никакого отношения не имел. Подписывал он «Вечный мир», закрепивший итоги перемирия, но будет это 26 апреля 1686 года, то есть 4 года спустя. Спаси бог!.. Мы теперь своих местов лишились. Ты же сам нас удалил, князь, с холопьем поравнял; где присесть прикажешь?

Намек на отмену местничества см. Уж не с татар ли ты пример берешь? Вроде прабабка Голицына была татаркой, так что намек весьма оскорбителен. Впрочем, за ним тоже не заржавеет: ГОЛИЦЫН Хотя и знал я, что вам завиден был боярин тот, что, помните, при царе Алексии за «место» обиделся гораздо и за трапезой затискался под стол, горючими слезами обливаясь и хныча, точь-в-точь наказанный ребенок. Туда, под стол, тишайший царь велел боярину совать и мед, и яства… Неужели описан реальный случай?

К сожалению, ничего о нем не знаю. Такая наглось не может остаться без ответа. Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я. Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю?

Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься? Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил? Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс.

Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны.

По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька».

Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий