Новости когда прорвали блокаду

В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Прорыв блокады: 79 лет подвигу

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 80 лет со дня прорыва блокады.
Новости и события Российского исторического общества Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город.
Более 200 площадок в Петербурге принимали «Диктант Победы» | Телеканал Санкт-Петербург К 70-летию прорыва блокады мы пришли с ещё более плачевным состоянием дел, чем это было 10-20 лет назад.

18 января – день прорыва блокады Ленинграда

Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев.

Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу Этот миф повторяется в разных видах — от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939—1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город. Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение. Вот цитата о намерениях фельдмаршала: «Тогда 25 июня 1941 года в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т.

Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г. Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет». При этом особо подчёркивалось: Финляндия «может взять и Петербург, который всё-таки, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства». Из статьи Николая Барышникова «Добиться официально от Германии, чтобы Петербург полностью уничтожить…». В тот же день Маннергейм издал приказ войскам о начале боевых действий против СССР, в котором говорилось: «Призываю на священную войну с врагом нашей нации… Мы с мощными военными силами Германии, как братья по оружию, с решительностью отправляемся в крестовый поход против врага, чтобы обеспечить Финляндии надёжное будущее»».

Высказывание Маннергейма даёт понять, что во время войны он руководствовался вопросами военной необходимости своей страны и армии. И ни о какой любви к России и к Ленинграду речи не шло, да и не могло идти.

А молодежь набирается знаний у старшего поколения», — отметил директор Центрального военно-морского музея имени Петра Великого Руслан Нехай. Участникам диктанта нужно ответить на 25 вопросов. На задание — 45 минут. Оценки не ставят — это не экзамен и не соревнования. Срез знаний провели и на финляндском вокзале.

Учебный класс разместили прямо в зале ожидания. Здесь и те, кто давно окончил школу и даже те, кто прошел ужасы войны. Отец у меня прятался в лесах с другими мужчинами и готовил партизанские базы. Меня отдали родственникам.

Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам.

В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек.

На задание — 45 минут. Оценки не ставят — это не экзамен и не соревнования. Срез знаний провели и на финляндском вокзале. Учебный класс разместили прямо в зале ожидания. Здесь и те, кто давно окончил школу и даже те, кто прошел ужасы войны. Отец у меня прятался в лесах с другими мужчинами и готовил партизанские базы. Меня отдали родственникам.

Перевезли меня на границу с Белоруссией, и уже начиналась Польша — местечко Ивле», — рассказала узница концлагеря Ольга Павленко. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Это хороший повод освежить свои знания, тем более для нас — петербуржцев, это юбилейный год.

Они первыми прорвали блокаду Ленинграда

Зимой 1943 года советским войскам удалось наконец прорвать блокаду: 18 января был освобожден Шлиссельбург и очищено все южное побережье Ладоги. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. 80-летие прорыва блокады это дополнительный повод отдать дань памяти погибшим в это время, а также подумать о том, как мы можем помочь ныне живущим, пережившим страшные дни этой войны. В ночь с 18 на 19 января радио Ленинграда передало: «Блокада прорвана! А 18 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда – навсегда вошел в историю как пример великой стойкости и патриотизма российского народа. Командующие Ленинградским фронтом Хозин и Жданов получили соответствующие инструкции: прорвать блокаду, отправившись к Москве.

18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Вопреки распространенному мнению, первая попытка прорвать блокаду состоялась уже на третий ее день. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда.

18 января – день прорыва блокады Ленинграда

Так и случилось: «На станции Междуречье я взял управление поездом в свои руки, попросил машиниста пересесть, сам переехал через Неву и доехал до станции Шлиссельбург. И здесь меня встретил Павел Лукницкий. Мы с ним обнялись, слезу проронили, очень трогательное это было дело…». На перегоне Междуречье — Липки гитлеровцы обстреляли поезд. Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей. Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду! Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку. В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок... Послушайте, друзья: настоящий поезд!

И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных. Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие — магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением.

При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация.

Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558.

Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск.

Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56].

По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59]. Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60].

Эти данные согласуются с оценкой потерь приведённой американским историком Д. Гланцем — 150 000 35 000 — безвозвратно [50] и расходятся с немецкими оценками, согласно которым потери советских войск в январе — начале апреля составили 270 000 человек [59]. Германия[ править править код ] В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. Противник потерял 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов [61] [62]. В некоторых источниках повторяются данные близкие к сведениям из сводки совинформбюро от 18 января 1943 года — 13 000 человек только убитыми и 1261 человек пленными [63] , хотя очевидно, что эти данные, даже если их считать объективными, относятся только к начальному периоду операции. Кроме того, утверждается, что потери немецких войск в технике только за первую часть операции «Искра» составили 650 орудий 400 из них были захвачены , 300 миномётов, 500 пулемётов, не менее 100 самолётов [64]. Согласно немецким данным сводным отчётам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии с учётом потерь дивизий, непосредственно в сражении участия не принимавших составили 6406 человек из них 1543 убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4569 — безвозвратно.

Наибольшие потери понесли 1-я 2342 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и ранеными , 61-я 2706 , 96-я 3202 , 170-я 1679 , 227-я 2444 пехотные и 28-я егерская 1849 дивизии. Существенные потери понёс и 502-й тяжёлый танковый батальон — единственное немецкое танковое подразделение, принимавшее участие в сражении. К концу января в батальоне осталось всего два танка Pz. Остальные танки более 20 были потеряны безвозвратно, в том числе и 6 танков Pz. VI «Тигр» [22]. Подтверждением того факта, что в феврале 1943 года ожесточённые бои под Ленинградом продолжились, служит показатель потерь 18-й армии в этом месяце — 29 448 человек из них 9632 — безвозвратные потери. Особенно высокие потери понесли 250-я испанская дивизия общие потери — 2952 и Полицейская дивизия СС 2860 , действовавшие против частей 55-й армии. Большие потери понесли и дивизии державшие оборону на Синявинских высотах, в частности, 21-я 2669 и 11-я 1922.

В марте потери 18-й армии также были значительными — 21 242 солдата и офицера из них 3867 — безвозвратные потери. Таким образом, потери 18-й армии в январе-марте 1943 года составили 73 309 убитыми, ранеными и пропавшими без вести из них 19611 человек — безвозвратно [2]. Операция «Искра» в историографии[ править править код ] Долгое время в официальной российской а до этого в советской историографии к операции «Искра» относили только боевые действия 67-й, 2-й ударной и 8-й армий Ленинградского и Волховского фронтов в период с 12 по 30 января 1943 года [65] [66]. При этом наиболее полно описывался только начальный и наиболее успешный период наступления — до момента прорыва блокады. О ходе боевых действий со второй половины января говорилось гораздо меньше, а операции февраля — апреля хотя и не считались частью операции «Искра», но никак не именовались [67]. По этой причине, в исторической литературе возникли различные трактовки этих событий и различные именования операций под Ленинградом в феврале — апреле: Красноборская наступление 55-й армии Ленинградского фронта в районе Красного Бора в феврале, а затем в марте — апреле [68] [69] [52] , Смердынская [70] , Карбусельская [46] наступления Волховского фронта — 54-й армии в феврале и 8-й армий в марте — апреле , Красноборско-Смердынская, Тосненско-Мгинская совместное наступление двух фронтов 10—27 февраля , Мгинско-Синявинская, Войтолово-Мгинская совместное наступление двух фронтов 19 марта — 2 апреля [71] [72] и т. Однако, тот факт, что даже по первоначальному плану Ставки ВГК прорыв блокады был лишь первым этапом наступления, давал основания ряду историков считать боевые действия советских войск под Ленинградом в этот период продолжением операции «Искра» [15]. При этом, как в ряде изданий советского периода [73] [74] , так и в трудах современных историков [75] [71] совместные операции Ленинградского и Волховского фронтов февраля — апреле описываются как часть общего стратегического наступления советских войск на северо-западном направлении под кодовым наименованием «Полярная звезда».

Как следствие, несколько изменилась трактовка событий и в официальных изданиях Министерства обороны РФ. Так, в третьем томе энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 годов» издания 2012 года временные рамки операции «Искра» были расширены. Вся операция условно разделена на три фазы: первая — до 20 января, вторая — до 30 января, третья — до конца февраля.

Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа. Для меня, как ленинградца, эти числа не просто исторические даты и цифры в календаре.

Это часть моей личной истории, важная часть жизни моих друзей и родственников. Для меня это святые даты. Я дружил с Даниилом Граниным, который мне многое рассказывал. Поэтому и про блокаду я знаю не только из книг, а от реальных свидетелей. Подписываюсь под каждым словом.

В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. Повсеместно был голод. Люди выживали. Государство просто обязано чтить этот подвиг, без преувеличения, спасший страну.

Блокадников с каждым годом становится все меньше. В 2008 году их численность составляла около 300 тысяч человек, а по состоянию на сентябрь 2022 года их осталось чуть более 54 тысяч. Страшно представить, что через несколько лет мы будем лишены возможности лично поговорить с героями, обсудить их подвиги.

Почему это стало возможно? В частности потому, что большинство памятных мест в зоне прорыва блокады Ленинграда не имеют до сих пор внятного юридического статуса. Их охранные зоны, границы которых намечены ещё в 1978 году, большей частью тогда не были утверждены. Это касается даже самых значимых мест, навечно вписанных кровью в историю битвы за Ленинград, таких как Синявинские высоты, роща «Круглая», Гайтолово, Тортолово, Вороново, Поречье, Невский «пятачок» и Марьино. Что говорить о менее известных местах, где земля также обильно полита кровью в попытках прорыва блокады Ленинграда… Об одном из таких мест, затерявшемся между Синявинскими высотами и рощей Круглая, необходимо вспомнить в эти дни. Это место, к которым связан один из самых драматичных эпизодов боёв по прорыву блокады Ленинграда, так называемый Синявинский котёл 1943 года. Также известно, что последующее фронтальное затяжное лобовое наступление из торфяных болот на занятые противником Синявинские высоты успешным не было.

Однако некоторые отдельные успехи всё-таки имели место. По фронту клин составлял 2 км, а в глубину простирался на 1,5-2 км. Это вклинение давало возможность наступать на Мгу, минуя высотный опорный узел немцев в Синявино, а также предоставляло возможность для окружения немецкого гарнизона в роще Круглая. Немецкое высшее командование пристально следило за развитием ситуации. Тяжелейшие бои по расширению и углублению вклинения проходили до конца февраля 1943 года. Однако прорваться на Мгу или завершить окружение остатков немецкой обороны в роще Круглая тогда так и не удалось. Последний должен был подготовить соображения по плану нового наступления. Однако немцы вносят коррективы в планы нашего высшего командования.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января.

Операция "Искра": основные события

  • 75 лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда
  • 18 января 1944 – год со дня прорыва блокады. Хроника блокадного Ленинграда
  • Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'
  • Блокада Ленинграда: кратко о событиях
  • День, когда была прорвана блокада (18 января 2023) |
  • Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Исторический момент: 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

76 лет назад Советские войска сняли блокаду Ленинграда. Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Прорвать блокаду планировалось на мгинско-шлиссельбургском выступе, в районе Шлиссельбург — Синявино на южном берегу Ладожского озера.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий