Уровень воды в европейских реках достиг небывало низкого уровня из-за засухи, в результате чего в Чехии, Нидерландах, Германии из под воды показались – Самые лучшие и интересные новости по теме: Европа, вода, голод на развлекательном портале Таким образом, уровень воды находится ниже опасных отметок на всем протяжении Урала в регионе, пишет ТАСС со ссылкой на оренбургский Гидрометцентр. В районе села Тегульдет на реке Чулым продолжается подъем уровня воды, который может достигнуть отметок от 440 до 490 см. На всей длине реки Урал в Оренбургской области уровень воды опустился ниже опасной отметки в 890 см. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на оренбургский Гидрометцентр. На реках Учур и Мая (правые притоки р. Алдан) наблюдаются повышения уровней воды с интенсивностью от 15 до 25 см за сутки, отмечаются закраины и вода на льду.
Вода из реки Тобол вышла на пойму на территории Упоровского района под Тюменью
Гидрометцентр: уровень воды в нескольких реках России понизился до опасных значений. сообщили в ГУ МЧС РФ по Хакасии. Причиной стал низкий уровень воды в реке. По словам специалиста, уровень воды в реках, которые превышали критическую отметку, стабильно снижается.
Кама в Перми аномально обмелела. Публикуем шокирующие фото и мнение синоптиков
Если раньше вода полностью скрывала бетонные плиты и опоры, то сейчас берега оголились. В речном порту предпринимают экстренные меры. Суда грузят по минимуму, производят работы и по углублению дна реки. Кстати, с проблемой обмеления столкнулись не только омичи. В Тюмени ситуация ещё критичнее.
Там буквально пересыхает Тура, на мель садятся не только гружёные баржи, но даже пассажирские теплоходы. Из-за этого введён режим повышенной готовности.
Почему обмелела Тура Александр Моор , губернатор Тюменской области: — Уровень воды в наших реках меняется циклически. Мы уже забыли, а 6—7 лет назад были очень крупные весенние половодья.
В 2016 году, я хорошо это помню, уровень воды в Туре был 868 см — это был третий уровень наводнения за всю историю Тюмени. Это было не так давно. И циклы низкой и высокой воды меняются. Но, действительно, в этом году мы достигли рекордной отрицательной отметки, хотя и в прошлом году осенью отметки были сопоставимы.
Тогда наше информационное пространство отвлекало другие темы, хотя отметки были на тех же уровнях, и мы этого не заметили. Алексей Ковалевский , руководитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры: — Надо понимать, что климат меняется. Любое изменение температуры на 1—2 градуса сразу меняет водный баланс: меняются процессы испарения, впитывания и так далее. При высоких температурах начинает хорошо расти растительность, а она растет за счет воды.
То есть потребление воды становится больше, а отдачи меньше. У нас все болота в прошлом году были сухие. И рекам питаться не от чего было. И зима была малоснежной.
И второе. В свое время страна даже после Великой Отечественной войны очень много внимания уделяла гидротехническим сооружениям. Все, что мы имеем, — это, по сути, наследие советского прошлого. Все, что регулирует стоки рек, — это советские разработки и сооружения.
Вот на Украине, а теперь и в новых субъектах Российской Федерации, целый каскад гидротехнических сооружений создавался именно для того, чтобы обеспечить полноводность водных объектов. То есть там был регулируемый сток: надо сбросить — сбросили, надо было накопить водохранилище — копили. И, соответственно, не допускали, чтобы пересыхало русло даже боковых притоков. Каховскую ГРЭС взорвали — что сделали?
Спустили водохранилище и наводнением смыли, теперь все — воды нет. То есть нарушен режим жизни водного объекта. Евгений Марков , депутат Госдумы, зампредседателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды: — Действительно, проблема с каждым годом становится все больше. И это не только по нашей реке Тура: как правильно подсвечивают тему журналисты, есть проблемы и с другими реками нашей страны.
Мне сложно дать оценку по поводу техногенного воздействия на Туру, но то, что вдоль рек располагаются крупные города и промышленные объекты, соответственно, разбор воды происходит в больших количествах, — это факт. Вкупе с изменением климата и засушливым летом это создает проблему. Мария Мартынчук, председатель региональной экологической организации «Ветераны-экологи Тюменской области», гидрохимик: — Тура так обмелела в силу сложившихся природных условий — это однозначно. В этом году Тура обмелела , как уже говорил Гидрометцентр, даже немного сильнее, чем когда-либо наблюдалось.
Но за больше чем 100 лет уже была такая вода. У нас в Тюмени ведутся гидрологические наблюдения с 1896 года. За столетнюю историю наблюдений засухи у нас были еще более глубокие, например, в 1945—1946 годы! С 1982 года профессионально я изучала циклы — периоды обмеления и высокой воды в Туре.
Потому могу заявить — это все подвержено цикличности. Внутренние циклы составляют 10—12, 25, 50, 100 лет. Это все связано с климатом. И, безусловно, мы сейчас наблюдаем точно такой же период: мы же видим, сколько лет у нас длится жара, осадков очень мало.
Река Тура берет начало с Уральских гор. Соответственно, коль тепло и запасы снега в горах очень маленькие, ей подпитываться нечем. Грунтовые воды в маловодный год тоже понижаются — у них тоже цикличность, как и у поверхностных водных объектов, у рек и озер. Соответственно, это все связано.
Дмитрий Клименко, гидролог, доцент кафедры водного хозяйства и технологии воды УрФУ: — Влияния Свердловской области на обмеление Туры быть не может.
В него входит около десятка водохранилищ, которые все сработаны. Их надо пополнить, чтобы в зиму они ушли с нормальным уровнем. Будет низкий уровень воды — начнутся зимние заморы и гибель рыбы. Поэтому сейчас я вижу нормальный летний сброс. Главное — чтобы не в ущерб водохранилищам. По данным раздела «Гидрология» Волжской ГЭС, в последние 9 дней уровень воды у верхнего бьефа Волжской ГЭС колебался у отметки 13,4 метра при условии, что уровень мертвого объема — предельной сработки водохранилища — составляет 12 метров.
Пока никакой конкретной. Обещаний мы давать не можем. Все зависит от того, как пойдет погода. Ранее мы рассказывали, как югорчане помогают Курганской области пережить паводок.
В Нижневартовске уровень воды в Оби не превысит 8 метров 90 см
Уровень воды в реке Урал в селе Илек Оренбургской области опустился до 888 см, что на 2 см ниже опасной отметки, пишет ТАСС со ссылкой на оренбургский Гидрометцентр. Как сообщили в оренбургском правительстве, за сутки уровень воды в реке Урале у Оренбурга снизился на 14 см — до 988 см. Вода постепенно уходит с подтопленных территорий, освобождая дома и приусадебные участки. На перекатах и в межени (межень — низкий уровень воды в реке. Несмотря на снижение уровня воды в Оби, для навигации и судоходства угрозы нет. Уровень воды также критично упал в реках Коми, Дагестана, Башкортостана, Якутии и Новосибирской области. Засуха оголила берега Туры: уровень воды в реке опустился до самых низких значений за последние 30 лет.
В Оренбуржье не осталось мест с опасным уровнем воды в реках
Река Тура берет начало с Уральских гор. Соответственно, коль тепло и запасы снега в горах очень маленькие, ей подпитываться нечем. Грунтовые воды в маловодный год тоже понижаются — у них тоже цикличность, как и у поверхностных водных объектов, у рек и озер. Соответственно, это все связано. Дмитрий Клименко, гидролог, доцент кафедры водного хозяйства и технологии воды УрФУ: — Влияния Свердловской области на обмеление Туры быть не может. Там идет расход чуть меньше одного кубометра в секунду. А в Тюмени в нижнем течении Туры, наверное, 4—10 кубометров в секунду. Поэтому влияния свердловских водохранилищ нет, это не тот случай. Все свердловские водохранилища находятся на истоках Туры.
Тогда как основной исток реки формируется в среднем течении, с учетом их притоков. А среднее течение Туры — это восток Свердловской области, территория с низкой плотностью населения. Именно там формируется большая часть стока Туры. Там нет ни крупных предприятий, ничего такого, что бы потребляло воду. По поводу цикличности — вот это действительно основная причина. Уже три года мы находимся в маловодной фазе водного режима. И водность рек очень низкая. Весной при относительно средних величинах снегозапасов у нас была очень сухая почва, значительные потери на инфильтрацию.
Были серьезные потери воды: большая часть снега ушла не на питание рек, а на испарение, пополнение почвенных запасов грунтовых вод. И самое главное, с учетом того, что группа маловодных лет идет друг за другом, уровни грунтовых-то вод сейчас достаточно низкие. Действительно, такое бывает циклично, и эта ситуация — не самые низкие уровни воды в реках в истории. Проблема маловодия рек сегодня в принципе характерна для России — для европейской части и Западной Сибири. Снегозапасов было очень немного, и потому реки Свердловской, Челябинской и Тюменской областей не заполнены. Как сегодня решают проблему Александр Моор, губернатор Тюменской области: — Что мы сделали, чтобы справиться с рисками маловодия Туры? Первым идет по течению Метелевский водозабор. Там решение достаточно простое: специалисты водоканала опустили глубже приборы для забора воды, и теперь они берут воду гораздо глубже.
И водозабор на объеме воды в реке Тура никак не скажется. Два других крупных потребителя воды — это наши ТЭЦ. ТЭЦ-2 более современная, в силу чего технологической воды для охлаждения требует в 20 раз меньше, чем ТЭЦ-1. И там тоже принято решение брать воду с более глубоких участков реки, она отправляется в накопитель и потом используется в технологическом цикле. Что касается ТЭЦ-1: в соответствии с рекомендацией специалистов специализированного Института Екатеринбурга на Туре были установлены три баржи. Они создали подпор воды, который позволяет забирать воду для охлаждения. Мария Мартынчук, председатель региональной экологической организации «Ветераны-экологи Тюменской области», гидрохимик: — За время моей 40-летней профессиональной деятельности вопрос спасения Туры поднимались несколько раз. В советские времена по Туре ходили суда, и потому чистили русло, проводили работы на углубление.
А с начала 2000-х вообще непонятно чьей это стало обязанностью, никто ни разу этим не занимался и не занимается. Строить какие-то водохранилища — об этом даже речи нет, зачем это делать? Потом — ведь у нас достаточно низкие, не крутые берега реки выходят на поймы. У нас не те условия: застройка плотная. Другое дело, что каждая межень, даже если она возникает через 25, 30, 50 лет, каждый раз возникает вопрос о том, что необходимо делать — с учетом очень ненадежного водоснабжения из реки. Когда-то большая вода будет — это однозначно. Маловодные годы сменятся постепенно многоводными, будет промывка. Но главная же проблема с низким уровнем на Туре связана с тем, что на этой реке городской водозабор.
И этот вопрос очень серьезно обсуждался, и на уровне правительства было принято решение увеличивать забор воды из подземных источников, проводить доразведку на Велижанском водозаборе. Алексей Ковалевский, руководитель службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры: — Я бы не пугался этому, я бы просто приспосабливался.
Жители Саратова рассказывают, что Волга изрядно обмелела. Появились новые острова, до которых люди могут дойти пешком. В Татарстане из-под воды показался затопленный остров «Вороний куст», остатки жилых построек 16-18 веков вместе с булыжной мостовой - один из бывших главных торговых путей еще в Российской империи тоже теперь на поверхности. На кадрах коптера видно, что уровень воды в Волге около Ульяновска на два метра ниже нормы. Примерно 51 метр по Балтийской системе.
Тогда как нормальный показатель - 53 метра. Не только новые острова, но и целые песчаные косы меняют внешний облик местности. Об этом не все говорят, но люди кто занимаются вопросами экологии - они это знают. Экология лучше не становится. С каждым годом ситуация все ухудшается и ухудшается», - отметил доцент кафедры биологии и химии УлГПУ, кандидат биологических наук Михаил Карипов. Проблемы в регулировании уровня воды возникают из-за сложности прогнозирования ее притока. Плюс учитываются интересы различных пользователей водных ресурсов.
По архивным данным, 22 мая минимальный уровень фиксировался в 2008 году — 197 сантиметров, притом что средним в это время считается 589 сантиметров. Наивысшей точкой в этот день стал уровень 819 сантиметров, такие показатели регистрировались в 2016 году. По многолетним наблюдениям, абсолютный максимум — 868 сантиметров — наблюдался 12 мая 2016 года, а минимум — 4 сентября 2022, тогда воды опустились до отметки 79 сантиметров ниже уровня поста. Река Тобол в Ялуторовске уже опустилась на уровень 16 сантиметров ниже нуля поста. При этом по данным архива средним уровнем для 22 мая считается 396 сантиметров. И опять абсолютный минимум наблюдался 6 сентября 2022-го, когда река показала 107 сантиметров ниже нуля поста. Аналогичная ситуация в Тобольске, где уровень воды в реке Иртыш, по данным гидропоста, составляет 287 сантиметров над нулем поста в то время, как средний уровень для этого дня считается 593 сантиметра.
Однако уровень этой реки в отличие от Туры и Тобола в последние дни не падает, а растет. За последние сутки прибавка — 5 сантиметров.
Данный вопрос чиновники назвали очень важным, особенно для развития туристического потенциала региона и увеличения грузоперевозок. Однако, судя по всему, с мертвой точки дело не сдвинулось.
В Оренбуржье не осталось мест с опасным уровнем воды в реках
Уровень воды также критично упал в реках Коми, Дагестана, Башкортостана, Якутии и Новосибирской области. г/п Усть-Щугор до 15-25 см в сутки. Уровень воды на тот момент составил 11,71 м, но потом поднялся до 11,8 м.