Согласно автору, своим местом в истории братья Гримм обязаны тому, что они одновременно как настаивали на точной передаче народных сказок и историй, так и не пренебрегали редакторской работой, которая сделала сказки такими, какими мы знаем их сейчас. Невероятное терпение и азарт настоящих учёных позволили братьям Гримм собрать первый том сказок.
10 интересных фактов о братьях Гримм
Обычно под братьями Гримм подразумевают только Якоба и Вильгельма. Братья Гримм были желанными гостями у соседей, так как те с удовольствием записывали истории, которые на протяжении веков передавало из уст в уста старшее поколение младшему. Произведения братьев Гримм стали частью культурного наследия Германии и завоевали популярность во всем мире, стали классикой.
4 января исполняется 235 лет Якобу Гримму
Будучи от природы чувствительным подростком, он на могиле отца поклялся всегда помогать семье и сдержал свое обещание: много лет спустя, будучи уже признанным лингвистом и обеспеченным человеком, он брался за любую предложенную работу. Благодаря протекции их тетушки, Якоб и Вильгельм были приняты в престижный Кассельский лицей, а потом, будучи отличниками, они поступили университет, на факультет юриспруденции, желая продолжить дело своего отца. Но братья не забыли и про увлечение детства. Они продолжали составлять обширную коллекцию книг, и к 20 годам уже были признанными знатоками народного творчества — пословицы, поговорки, народные песни и сказки составляли основу их библиотеки и постепенно стали их главным интересом. Было множество разрозненных княжеств, вольных городов и графств, со своим укладом жизни и обычаями. Да и немецкого языка как такового не существовало — множество диалектов, говоров и локальных языковых групп. Все это было похоже на огромное пестрое лоскутное одеяло. Памятник Якоба и Вильгельма Гримм в городе Ханау И если государство может объединить железная воля политика, то язык объединяет фольклор. Так считали Якоб и Вильгельм, когда решили впервые в истории издать немецкие народные сказки. К тому времени оба оставили юридическую практику и всецело посвятили себя исследованию и структурированию не только народного творчества, но и немецкого языка. Гримм были библиотекарями самого Жерома Бонапарта, брата «властителя Европы» Наполеона, который в ту пору был наместником в Вестфалии.
Жером Бонапарт, будучи представителем оккупационных войск, неожиданно взялся покровительствовать исследователям в их трудах. В 1812 год свет увидел первый том «Детских и семейных сказок», который стал не только переворотом в национальном сознании, но и в лингвистике. Сказки наконец-то были написаны простым, понятным языком.
Ведь братья Гримм всегда интересовала литература. Хотя они закончили юридический факультет, манила их немецкая поэзия, им её открыл профессор Савиньи. Якобу и Вильгельму нравилось часами просиживать за изучением старых фолиантов. Поэтому вся дальнейшая их деятельность была связана с немецкой словесностью, филологическими проблемами, проведением исследовательских работ. А сказки — лишь часть от того огромного объема работ, который проделали братья Гримм в области литературы и лингвистики. В 1812 году в творчестве Якоба и Вильгельма случился первый успех — они издали сборник «Детские и семейные сказки», в который вошло 100 произведений. В нее вошло немало сказок, услышанных не только самими братьями Гримм, но и их друзьями.
Как и раньше, писатели оставляли за собой право давать сказкам собственную языковую редакцию. Вторая их книга вышла свет в 1815 году. Правда, потом книги подвергались переизданиям. А всё дело в том, что некоторые сказки из этих книг были расценены неподходящими для детей. Например, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Здесь речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Появление этих двух, казалось бы, «несерьезных» книг сделало революцию во всей тогдашней немецкой филологии. Текст был написан таким простым, доступным самому широкому кругу читателей языком, что на молодых авторов обратили внимание филологи всей Европы. Этому событию придавало веса еще и то, что братья одновременно занимались научными исследованиями в филологии, что, в конце концов, вылилось в фундаментальные работы. Двухтомник «Сказок» собрал свыше 230 сказок и легенд.
Его читала вся Европа. Вот только всего несколько сказок, которые известны во всем мире: «Белоснежка и семь гномов»; «Бременские музыканты»; «Золотой гусь»; «Король Дроздобород»; «Горшочек каши»; «Храбрый портняжка»; «Волк и семеро козлят». Дальше вышла книга «Немецкие пересказы». Но научно исследовательскую работу братья не прекращали, ни на секунду. Они дополняли друг друга. Только Вильгельм был слабее здоровьем. Сказками и легендами они увлеклись вместе, и вскоре Якоб все-таки отдал приоритет юриспруденции. Впрочем, осуществил это как-то странно: синтезировал, сделал своеобразный «микс» из филологии, истории, юриспруденции, философии, что в конце их жизни и дало начало германистике — науке о немецком языке и литературе. Якоб Гримм не прекращал научную деятельность и в отрасли права. В своем научном труде «История права» он изложил полную историю древней юридической жизни немецкого народа, показал взаимовлияние разных европейских культур на развитие правосознания через фольклорные исследования.
Кто мог подумать, что в сказках и мифах может скрываться система древнего правосудия! А Якоб сумел это исследовать и описать. Очень значимой и для немецкой, да и мировой культуры оказалась написанная Якобом Гриммом «Немецкая грамматика». Она стала не только выдающейся вехой в немецкой филологии, но и породила целое научное направление — «сравнительное языковедение». Оно до сих пор не остановилось в развитии. Якоб даже чуть не стал дипломатом, но вовремя опомнился, поскольку слишком много было задумано в сфере филологии. Да и с братом как расстаться? Эта работа стала сенсацией в научном сообществе, писалась около 20 лет — именно она и стала основой для всех последующих исследований германских языков. Но все же главным трудом братьев был «Немецкий словарь». Работать над ним они начали в 1838 году.
Это была тяжелая и долгая работа. Братья Гримм, увлекшись филологическими и фольклорными исследованиями, возможно, даже не догадывались, за какую сложную и важную работу они взялись. Это был титанический труд! Из нескольких десятков диалектных языков непросто создать один, понятный для всех. Они создали, но не успели закончить «Словарь немецкого языка», который и до сих пор является уникальным в мировой филологии. Более 350 тысяч слов, к каждому из которых максимальное информационное сопровождение: этимология, история словообразования, примеры употребления, грамматические и стилистические примечания. Давно ведутся дискуссии, что именно объединяет те или другие народы: сходство экономического уклада, общая армия, форма черепа как представлял себе кое-кто , или, может, все-таки — язык? Оказывается, значительную роль во всем этом могут играть народные мифы, сказки, притчи, собранные под одну обложку и отредактированные по-новому, но с учетом всех традиционных признаков немецкой грамматики, которой еще не существовало. Относительно братьев Гримм, то мы имеем дело с удивительным явлением: сказки породили грамматику! Германии, собственно говоря, тогда еще не было.
Разбросанные по европейским просторам княжества мало что объединяло, разве что сходство орфоэпических конструкций.
Братья Гримм работали скорее как учёные, чем как писатели. Всю литературу братья разделяли на искусственную и естественную. К первой они относили произведения поэтов и писателей, а ко второй — народное творчество. Изначально они стремились сохранить тексты сказок в первозданном виде.
Но когда стало ясно, что грубая простота народного языка и мировосприятия не годится для современного читателя, Вильгельм Гримм занялся серьёзной переработкой текстов, приведением их в соответствие с представлениями современников, — освобождая от жестоких и непристойных подробностей. Была сделана серьёзная правка, и теперь создаётся впечатление, что все сказки рассказывает один человек. Так Вильгельм Гримм создал жанр «книжной народной сказки». Именно в этой переработке сборник немецких сказок братьев Гримм, переизданный в 1819 году, приобрел широчайшую известность, переведён почти на 200 иностранных языков. Книга вошла в сокровищницу мировой литературы для детей.
Вариант сказок для детей, известный нам сегодня, — результат ещё одной дополнительной литературной обработки. В окончательный вариант сборника братьев Гримм вошло 210 сказок и легенд. В сборнике было множество примечаний. В них кроме прочего составители отмечают параллели, которые существуют между сказками различных народов Европы. Их гипотеза: черты сходства — результат происхождения народов от единого предка.
Якоб Гримм разрабатывал теорию, названную «арийской». Начиная со сборника сказок братьев Гримм, существует наука о сказке — отдел изучения устного народного творчества. Вплоть до настоящего времени фольклористика опирается на классификацию сказочных типов, предложенную братьями Гримм. Сказки братьев Гримм оказали влияние на всех, кто впоследствии занимался народными сказками, в том числе, и на собирателя русской народной сказки А.
В Университете Познани считают, что найденные книги могут помочь в изучении исследовательской работы писателей. Братья Гримм имели юридическое образование. Однако это не мешало им исследовать историю немецкого языка. Они считаются пионерами германской филологии. Братья старательно собирали не только книги и рукописи, но и гравюры.
Рубрика "Детская книга". Братья Гримм
24 февраля 1786 года родился Вильгельм Гримм, немецкий филолог, брат Якоба Гримма. Причиной распада группы «Братья Грим» стали разногласия между участниками. Невероятное терпение и азарт настоящих учёных позволили братьям Гримм собрать первый том сказок.
Сказки Гримм сегодня: к 235-летнему юбилею Вильгельма Гримма
Записанные тексты они довольно смело подвергли обработке, некоторые контаминировали, при этом стремясь не разрушить интуитивно нащупываемое сюжетное ядро: такой подход свидетельствовал о создании нового типа литературной сказки. Тем не менее многие современники братьев не подозревали о степени вмешательства авторов в ткань повествования. Жанровую составляющую сборника братьев Гримм можно назвать эклектичной. Помимо волшебных сказок, мы можем увидеть в нем религиозные рассказы, юмористические шванки, тексты, напоминающие демонологические повествования, и т.
Слово «детские» в названии книги должно было подчеркнуть ее безыскусность. Обычно под названием «детских сказок» публиковали менее грубые тексты, мораль которых проявлялась отчетливее, чем здесь. Сборник братьев Гримм отчасти обращался к научному сообществу и, действительно, приобрел в нем заметное влияние, чему, вероятно, способствовали и сама личность братьев, и круг их общения.
В XIX в. Германия была в научном авангарде Европы. Исследователи других стран, вдохновленные примером братьев, создавали свои собрания сказок.
Некоторые из них, к примеру «Русские народные сказки» Афанасьева, снискали громкую, пусть и сравнительно локальную славу. Соответственно, росло и число переводов «Сказок» Гримм на другие языки. Почему же особенно влиятельными оказались именно «Сказки», а не, скажем, сборник «Немецких преданий», выпущенный братьями позднее?
Ответ заключается в самом жанре, в его поэтике. Писатели-романтики XIX в.
Якоб и Вильгельм никогда не предавали своего главного призвания: сбора фольклора. Во имя него Якоб отверг многие — более выгодные, но суетливые — предложения например, дипломатическую карьеру , и долгое время работал библиотекарем. Кстати, не где-нибудь, а у Жерома Бонапарта, брата Наполеона. Благодаря братьям впервые в истории, сбор и публикация народных сказок перестали быть забавой и приобрели характер национальной патриотической миссии. Одной из причин той особой страсти, которую братья испытывали к немецкому фольклору, была не только раздробленность Германии, но и унизительная французская оккупация родины, произошедшая на их глазах. Братья были монархистами, но не побоялись подписать заявление, так называемой, «геттингенски семерки» — профессоров, выразивших протест, когда новый ганноверский король отменил Конституцию своего предшественника она показалась ему слишком демократичной. В результате протестантов уволили с профессорских должностей и приказали выслать за пределы Ганновера.
Братья боялись, что наступавшая индустриальная эпоха убьет народное наследие. Якоб Гримм говорил: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней». Якоб и Вильгельм были не первыми, кто обратился к жанру народной сказки. Их издавали и раньше, однако не в первозданном, а сильно облитературенном, "улучшенном" и исправленном виде, а некороые и вовсе сочинялись одним автором и выдавались за народные. У братьев Гримм был принципиально другим сам подход к сбережению народного материала. Их задача — стараться сохранить народные сказки в их подлинном обличии.
Сказки Братьев Гримм 100 сказок Сказки братьев Гримм — сборник множества произведений, которые коллекционировали лингвисты Якоб и Вильгельм. Они живо интересовались культурой родного немецкого народа, изучали фольклор, обрабатывали и публиковали его на протяжении почти всей жизни.
На плечах Якоба как старшего брата лежало содержание всей семьи.
Жили Гриммы очень бедно, а старшая сестра Лотта - вообще вышла замуж по меркам тех дней крайне поздно - в 29 лет. Якоб и Вильгельм никогда не предавали своего главного призвания: сбора фольклора. Во имя него Якоб отверг многие — более выгодные, но суетливые — предложения например, дипломатическую карьеру , и долгое время работал библиотекарем. Кстати, не где-нибудь, а у Жерома Бонапарта, брата Наполеона. Благодаря братьям впервые в истории, сбор и публикация народных сказок перестали быть забавой и приобрели характер национальной патриотической миссии. Одной из причин той особой страсти, которую братья испытывали к немецкому фольклору, была не только раздробленность Германии, но и унизительная французская оккупация родины, произошедшая на их глазах. Братья были монархистами, но не побоялись подписать заявление, так называемой, «геттингенски семерки» — профессоров, выразивших протест, когда новый ганноверский король отменил Конституцию своего предшественника она показалась ему слишком демократичной. В результате протестантов уволили с профессорских должностей и приказали выслать за пределы Ганновера. Братья боялись, что наступавшая индустриальная эпоха убьет народное наследие.
Якоб Гримм говорил: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней». Якоб и Вильгельм были не первыми, кто обратился к жанру народной сказки. Их издавали и раньше, однако не в первозданном, а сильно облитературенном, "улучшенном" и исправленном виде, а некороые и вовсе сочинялись одним автором и выдавались за народные.
Хранители сказок. Братья Гримм и их наследие
Братья-близнецы Борис и Константин Бурдаевы создали группу «Магеллан» еще в 90-е, а позже переименовались в «Братьев Гримм». Занимательные и весьма поучительные истории о доброте, отваге, находчивости, храбрости и чести, вышедшие из-под их пера братьев Гримм, любимы не одним поколением маленьких читателей. Впервые идея академически издать полное собрание сказок братьев Гримм появилась в конце 1970-х годов.