Парламентские выборы пройдут в Грузии 26 октября 2024 года.
Президент Грузии экстренно обратилась к европейским лидерам на фоне массовых протестов в стране
Хотя, по данным Международного республиканского института, Бакрадзе и является наиболее узнаваемым политиком Грузии, ему трудно найти собственную, отличную от ЕНД электоральную нишу и избавиться от имиджа раскольника. Уже появились первые репрезентативные опросы населения, проведенные международной компанией Edison Research. Очевидно, что против Зурабишвили играет целый ряд факторов: ее слабая узнаваемость у электората, сделанные ей в ходе кампании неудачные заявления, растущий на волне общественного возмущения антирейтинг партии власти. У Вашадзе же есть ядерный электорат, определенный лоск настоящего интеллигента, не запятнанного пока какими-то скандалами. Не менее красноречивым фактом, чем результаты опросов, является то, что представители «Грузинской мечты» крайне нервно реагируют на действия оппозиции. Официальные СМИ наполнены их заявлениями о том, что оппозиция расшатывает государство, причем делает это в частности с помощью методов, якобы «вызывающих улыбку». Вся риторика правящей команды опять ориентирована в прошлое: во всех бедах страны оказывается виноват Саакашвили и его сторонники. Однако такая риторика сегодня не может работать так же успешно, как она работала в политических кампаниях в 2012-2013 гг. Кроме того, вовсе не случайно, что «Грузинская мечта» пытается сейчас на уровне символической политики максимально девальвировать институт президента, то требуя переезда будущего главы государства в более скромную резиденцию и урезания расходов его аппарата, то намекая на возможность лишения его госохраны после сложения полномочий. В оценке перспектив грузинских выборов мы можем также провести аналогию с событиями последнего года в Армении и Молдове, где протестный кандидат, несмотря на все личные недостатки как политика и множество организационных трудностей, смог в итоге перетянуть на себя большинство электората. Поэтому, несмотря на углубляющийся абсентеизм у грузинского избирателя, масштабное применение административного ресурса и кажущуюся неспособность оппозиции выйти за пределы ядерного электората, глухое недовольство грузинской общественности по поводу происходящего в стране вполне может вылиться в победу реально оппозиционного к власти кандидата.
Рассчитывать же на возможность значительных фальсификаций властям вряд ли придется, так как за выборами будет следить большое количество наблюдателей, как грузинских, так и иностранных. В итоге вероятность второго тура крайне высока, так как ни один из кандидатов, скорее всего, не сможет набрать больше половины голосов избирателей в первом туре. Вопрос в том, пройдет во второй тур пара Зурабишвили — Вашадзе или пара Вашадзе — Бакрадзе. Давид Бакрадзе после выхода из ЕНД стал фактически играть роль «системной оппозиции», что делает его вполне приемлемым для правящей «Грузинской мечты». Возможно, негласная ставка будет сделана именно на него еще в первом туре, либо это произойдет во втором туре, как только поражение Зурабишвили станет очевидным. В плане влияния на внутреннюю и внешнюю политику Грузии победа кандидатов Зурабишвили или Бакрадзе вряд ли приведет к каким-то серьезным изменениям. А вот возможный приход к власти Вашадзе, несмотря на превращение президента в номинальную фигуру, даст ЕНД дополнительные ресурсы для углубления в стране политического кризиса и более интенсивной борьбы против парламентского большинства. А о нормализации отношений Грузии с Россией, которая хрупкими шагами продвигается в последние годы, скорее всего, придется забыть, так как президент от ЕНД будет стараться еще сильнее политизировать тему отношений с Россией, всеми способами блокируя развитие диалога с Москвой.
Главным противником Зурабишвили тогда стал другой глава внешнеполитического ведомства времен Саакашвили Григол Вашадзе, выдвинувшийся от ЕНД. Конфликты между Зурабишвили и «Грузинской мечтой» начались в 2022 году. Правящая партия всячески старается придерживаться нейтралитета между Россией и странами Запада. В свою очередь, президент, наоборот, выступает в качестве противника Москвы. Следующие президентские выборы состоятся в 2024-м, но они не будут всенародными. Проголосовать смогут только 300 членов коллегии выборщиков, состоящей наполовину из депутатов парламента и столько же из делегатов от регионов. Опрошенные «НГ» эксперты считают, что «Грузинская мечта» может попытаться купить 16 недостающих для импичмента депутатских голосов. Но такой вариант все-таки маловероятен, потому что перебежчики рискуют навсегда попрощаться с политической карьерой. Скорее речь идет о новом этапе затяжного политического кризиса в республике. В связи с этим там считают, что она должна исполнять все то, что ей говорят ее благодетели. Но Зурабишвили хочет самостоятельно руководить страной, а не играть роль марионетки, — рассказал грузинский политолог Ника Читадзе, — Прежде всего от их борьбы пострадают национальные интересы Грузии, которая все больше теряет надежду на получение статуса кандидата в члены ЕС. При этом рейтинг «Грузинской мечты» в обозримой перспективе не сильно пострадает, а президент досидит свой срок и отправится на пенсию — шансов переизбраться у нее нет».
В 2016 году многие черты, описанные выше, присутствовали и в новой грузинской парламентской гонке с той лишь разницей, что на этот раз у власти были «мечтатели», а «националы» находились в оппозиции. Стоит также иметь в виду, что такие ведущие политики ЕНД, как экс-президент Михаил Саакашвили, пытался руководить кампанией из-за границы на родине против него выдвинуто несколько тяжелых обвинений , а бывший премьер-министр Вано Мерабишвили, находясь в заключении, и вовсе был лишен возможности оказывать воздействие на своих соратников. Разве что, как символическая фигура. Но помимо определенных сходств, у двух кампаний были и серьезные различия. Во-первых, «Грузинская мечта» отстаивала свой «чемпионский статус» не как коалиция, а как партия. За время, прошедшее между двумя выборами, она успела «похудеть». Ее покинули такие соратники по борьбе против доминирования ЕНД, как «Свободные демократы» и республиканцы. Итоги гонки для этих двух объединений оказались неутешительными, пятипроцентный барьер никто из них не преодолел. У республиканцев дела еще хуже. Как бы то ни было, а сегодня «мечтатели» это объединение, более соответствующее стандартам постсоветской «партии власти» с премьер-министром во главе партийного списка и публичной не говоря уже о неформальной поддержке «грузинского Дэн Сяопина» Бидзины Иванишвили. И если четыре года назад «мечтатели» боролись с административным ресурсом, то в 2016 году они его активно использовали, поскольку патерналистские завышенные ожидания рядовых избирателей на олигархическое чудо не оправдались. Эту трансформацию точно схватил и описал руководитель Института стратегии управления Петр Мамрадзе во времена президентства Эдуарда Шеварднадзе он был руководителем его аппарата : «В Грузии практически не осталось людей, которые пошли бы с энтузиазмом на выборы для того, чтобы отдать свой голос за «Мечту».
Однако с учетом того, что проживающие за рубежом грузинские граждане тоже обладают правом принять участие в голосовании, они должны иметь возможность проголосовать в больших городах, если, естественно, у них появится такое желание. Требование открыть избирательные участки в каждом населенном пункте, да так, чтобы, образно говоря, урны для сбора бюллетеней стояли не дальше, чем в 20 метрах от дома, это полнейший абсурд! Даже в Грузии граждане, имеющие регистрацию в другом городе, а не по месту жительства, случается не едут голосовать по месту регистрации, а тут кто-то предлагает в погоне за голосами обходить едва ли не каждую улицу по всей Европе и Америке?! Невозможно даже вообразить, как этого добиться! Что же касается грузин в России, то недавно у оппозиции сорвалось с уст — в России проживает 1,5 миллиона наших соотечественников. Теперь представьте, в худшем случае у полумиллиона из них наверняка есть право голоса. А в условиях Грузии полмиллиона избирателей способны решить не только судьбу выборов в целом, но и судьбу конституционного большинства в парламенте. Однако оппозиция не проявляет никакого интереса и активности по отношению к самой крупной грузинской национальной диаспоре. Объяснение очень простое: в оппозиционном лагере уверены, что живущие в России грузины поддержат действующую власть, а те, кто находятся в Европе и Америке — оппозицию, то есть, «Единое национальное движение». Не могу понять, на чем строится подобное заключение, однако это единственная причина, по которой оппоненты власти не особенно приветствуют открытие избирательных участков на территории России. Хотя почему же единственная? Оппозиция утверждает и то, что нынешняя власть находится в сговоре с Россией, и потому выборы там непременно будут подтасованы, а вот в Америке и Европе ничего такого быть просто не может. При этом совершенно непонятно, чем объясняется такая уверенность, почему никто среди оппонентов власти не испытывает сомнений и все твердо убеждены, что западные партнеры не станут фальсифицировать выборный процесс, чтобы поддержать более послушную и устраивающую их либеральную грузинскую оппозицию?! Любопытно и то, почему голоса эмигрантов имеют для оппозиционеров разную цену, в том смысле, что голоса избирателей, живущих в России, по их мнению, для предстоящих выборов вроде не подходят и учитывать следует лишь мнение тех эмигрантов, которые будут голосовать в Европе и Америке. Причем оппозиция даже обещает договориться с посольствами европейских стран и Соединенных Штатов Америки, чтобы грузинские граждане, которые находятся там нелегально, приняв участие в голосования не подверглись депортации. Во всей этой истории важно отметить, что европарламентарии и американские дипломаты, к огромному удивлению, согласно кивают на все это головой — дескать, мы дадим такую гарантию. Получается, ради получения оппозицией голосов они готовы закрыть глаза на нарушение собственного законодательства.
Президента Грузии обвинили в нарушении конституции
Президент Грузии Саломе Зурабишвили считает, что переговоры о вступлении республики в ЕС начнутся после парламентских выборов в стране, которые назначены на осень 2024 года. Источник: РИА "Новости" «Я надеюсь, что после того, как у нас будут демократические [парламентские] выборы, создастся новая коалиция и в этом случае мы выполним все условия и начнем переговоры о вступлении [в ЕС ].
Об этом говорится в заявлении МИД Грузии, распространенном сегодня. Тбилиси призывает РФ уважать суверенитет и территориальную целостность Грузии, выполнить свои международные обязательства и отменить решение о признании независимости Абхазии и Цхивальского региона. МИД также просит международное сообщество об «эффективном реагировании на незаконные действия РФ».
В первой говорится о том, что глава государства представляет республику во внешних отношениях. Во второй сказано, что все конституционные органы должны всеми силами обеспечивать вступление Грузии в Евросоюз.
Комментируя решение КС, представитель президента Майя Копалеишвили заявила, что для него не было ни фактических, ни юридических оснований. По ее мнению, решение суда оказалось политическим. Такого же мнения придерживается оппозиция. К примеру, председатель политсовета партии «Лело» Бадри Джапаридзе сказал, что КС озвучил то, что ему приказали в «Грузинской мечте», а та, в свою очередь, якобы получила указания из России. Один из лидеров «Единого национального движения» ЕНД Леван Бежашвили заявил, что своей атакой на президента правящая партия пытается отвлечь внимание от более важных проблем, поэтому ЕНД не будет принимать в этом участия. Однако он отметил, что в парламенте не найдется 100 голосов за импичмент, так как все понимают, что в ожидании статуса кандидата в члены ЕС нельзя наказывать президента за поездку в Европу.
Нам не нужно давление, мы и без давления знаем, какое решение следует принять». По его словам, рассмотренное дело — обычный правовой спор, при работе над которым не возникло никаких сложностей. Примечательно, что с марта 2004 года по октябрь 2005-го Зурабишвили возглавляла МИД в правительстве Михаила Саакашвили. Несмотря на это, в 2018-м «Грузинская мечта» поддержала ее выдвижение на пост президента страны.
Об этом свидетельствуют данные социологического опроса компании Edison Research, проведенного по заказу грузинского телеканала " Формула ". По данным опроса, в котором участвовала 1 тыс.
Опрос проводился с 20 октября по 6 ноября текущего года.
Тяни-толкай: почему Грузия хочет в Европу, но остается с Россией
— Повлияют ли результаты выборов в Парламент Грузии на характер российско-грузинских отношений в обозримой перспективе? Выборы президента Грузии 2024. Главная» Новости» Выборы в грузии в 2024 году.
Президенту Грузии Зурабишвили перекрыли дорогу в Брюссель
Прогнозы по итогам президентских выборов Президентские выборы в Грузии, запланированные на 2024 год, станут важным событием для страны. Уроженку Франции, президента Грузии Саломе Зурабишвили возмутило введение безвизового режима со стороны России. В 2024 году, ближе к парламентским выборам, в Грузии может назреть новый Майдан (стихийные митинги, начавшиеся в Киеве в 2013 году в поддержку евроинтеграции, которые привели к политическому кризису на Украине). На президентских выборах в Грузии победила независимый кандидат Саломе Зурабишвили. Президентские выборы в Грузии, которые состоятся в 2024 году, ожидаются с огромным интересом и напряжением.
Последние народные выборы президента завершились в Грузии. Идет подсчет голосов
Если на будущих выборах в грузинский парламент партия власти одержит убедительную победу, Тбилиси будет вести прагматичную политику, которая, возможно, будет включать в себя восстановление в той или иной мере диалога с Россией. Конституционный суд Грузии признал нарушающими конституцию визиты президента Саломе Зурабишвили в европейские страны, совершенные ею в августе-сентябре 2023 года без ведома кабмина. Уроженку Франции, президента Грузии Саломе Зурабишвили возмутило введение безвизового режима со стороны России.
Может быть интересно
- Меценат Иванишвили может стать президентом Грузии
- Вашадзе vs Зурабишвили. Кто из кандидатов в президенты Грузии лучше для РФ? | Аргументы и Факты
- Что будет в Грузии после отставки Гарибашвили: отвечает политолог | Западная Азия | ФедералПресс
- Что будет в Грузии после отставки Гарибашвили: отвечает политолог
- Президентские выборы в Грузии: ожидать ли сюрпризов? | Евразия эксперт
- Какая была реакция
Кто лучше для России?
- Запад готовит в Грузии новую революцию? - Хевцуриани и Читадзе на
- Президентские выборы в Грузии: ожидать ли сюрпризов?
- Читайте также:
- СЕ профинансирует «приближение» избирательного процесса в Грузии к европейским стандартам
- Правящая партия Грузии продолжает подготовку к выборам — первые встречи и планы
США уже готовятся не признавать парламентские выборы в Грузии 2024 года
Президентские выборы в Грузии, запланированные на 2024 год, станут важным событием для страны. Прогнозы по итогам президентских выборов Президентские выборы в Грузии, запланированные на 2024 год, станут важным событием для страны. Главная» Новости» Выборы президента грузии 2024 года какого октября. Выборы президента вряд ли стали бы значительным политическим событием, если бы Грузия не оказалась в последнее время в стадии вялотекущего внутриполитического кризиса, который значительно подтачивает всевластие правящего парламентского большинства. Президент Грузии Саломе Зурабишвили выразила недовольство проведению выборов президента России на территории Абхазии и Южной Осетии, заявив, что не считает законными выборы, проводимые в, как считает Грузия, оккупированных регионах. Президентские выборы в Грузии 2018 Грузия 2030 Информация Дата 2024 год В соответствии с избирательным законодательством Грузии, следующие президентские выборы в Грузии ожидаются в 2024 году.
Президент Грузии собирается участвовать в выборах – кандидат в премьеры
Очередные президентские выборы в Грузии пройдут 28 октября этого года, передает РИА «Новости» со ссылкой на слова действующего президента страны Георгия Маргвелашвили. Очередные выборы президента Грузии состоятся в воскресенье. Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа?