значит простить ради Христа. По завершении проповеди владыка Ростислав испросил у всех присутствующих прощения, затем священники испросили прощения у архипастыря, друг у друга и у прихожан.
Простите меня христа ради
Если вам понравилось бесплатно смотреть видео "прости меня ради христа". старец николай гурьянов онлайн которое загрузил Священник Игорь Сильченков 08 октября 2022 длительностью 00 ч 01 мин 00 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его. — А вот мы часто говорим «прости меня Христа ради», и раньше особенно чаще так говорили. Простите меня Христа ради. Бог простит и помилует всех нас. Смотрели сегодня Прости меня Христа ради, Прощение Православие, Попросить прощения в прощенное воскресенье, Прощеное воскресенье Иссус, С прощенным воскресеньем, Открытки с надписью Бог простит и я прощаю, Господи прости меня за все, ПРОПРОСТИТЕ Христа.
Спастись – значит простить ради Христа
По завершении Литургии благочинным была отслужена вечерня с Чином прощения и прочитана молитва на начало Святой Четыредесятницы. Загрузите стильные HD фотографии с Прости меня ради аллаха! Спастись – значит простить ради Христа. Слово в Неделю Воспоминания Адамова изгнания из Рая Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). надрывающимся голосом говорил Александр Авдеев, убийца игумена Даниила, Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского.
17.03.2024 Александр спросил:
GC Series Molded Guitar Cases from Gator Cases | Простите Христа ради. Следующая запись: С Крещеньем вас спешу поздравить. |
Священник Валерий Духанин: О прощении | Православная газета | Простите ради Христа! Неделя сыропустная. Воспоминание изгнания из рая Адама и Евы. |
Священник Валерий Духанин: О прощении | Смотрели сегодня Прости меня Христа ради, Прощение Православие, Попросить прощения в прощенное воскресенье, Прощеное воскресенье Иссус, С прощенным воскресеньем, Открытки с надписью Бог простит и я прощаю, Господи прости меня за все, ПРОПРОСТИТЕ Христа. |
Священник Валерий Духанин: О прощении
Простите меня, ради Христа, если кого-то обидела вольно или н | Яна Лантратова. Добро | Бог простит и ты прости меня Христа ради. |
Священник Валерий Духанин: О прощении | Простите Христа ради ради Прощеное воскресенье. |
Сервис расписаний | И ведь это не требования ради требований, но предложение особого образа жизни, который приводит человека к подлинному покаянию, к осознанию своих грехов и вооружает его силой преодолевать их. |
Спастись – значит простить ради Христа | «Простите ради Христа!»: послушник, перерезавший горло батюшке в келье, на суде рухнул на колени. |
Простите нас ради Христа, братия и сестры! - Нижегородская Духовная Семинария | Простите меня ради Христа, – сказал он и ответил всем присутствующим: "Бог прощает!". |
Беседы с батюшкой. О прощении
Простите меня Христа ради. «Простите, меня, Христа Ради». А отвечают так. И ведь это не требования ради требований, но предложение особого образа жизни, который приводит человека к подлинному покаянию, к осознанию своих грехов и вооружает его силой преодолевать их. что значит простить, оставить в живых? типа такой диалог: прости меня христа ради -ладно, живи. Прости меня Христа ради Семья проходит таможенный досмотр в аэропорту. За действиями таможенника с интересом наблюдает маленькая дочка.
Простите ради Христа!
Я вспоминаю одну мысль святителя Игнатия Брянчанинова , которую долго не мог понять. А он говорит в одном из своих сочинений, что действия смирения и молитвы суть одно и то же. Когда ты молишься, обращаешься к Богу, что-то просишь, можешь долго-долго молиться, Господь может тебе подать умиротворяющую благодать, которая тебя освящает, наполняет твое сердце и отгоняет от тебя вражьи приражения. Но бывает достаточно просто смириться пред Богом, пред людьми, отвергнуть свою личную человеческую правду, отказаться от своей гордыни, и Господь дает ту же благодать, как после продолжительной внимательной молитвы. Это действительно так. Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о прощении. Вы привели слова из Евангелия от Матфея, но в Евангелии от Луки Христос добавил еще кое-что: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. А если он не покается? Покаяние — это не просто слова, это кое-что больше: если человек не покаялся, то прощение превратится просто в пустословие. Во что превратилось Прощеное воскресенье?
В театральный обряд. И помолиться за него от сердца: если у него горит огонь, то огонь огнем не потушишь. А Господь тебя, несомненно, прощает за то, что ты простил. В Киево-Печерском патерике описано, что между одним иеродиаконом и иеромонахом возникла неприязнь, они никак не могли друг с другом поладить. Потом иеродиакон разболелся так, что уже при смерти. Он уже понимает, насколько мелочны были обиды, взаимные огорчения, и скорее зовет иеромонаха, чтобы попросить у него прощения. Его приводят, и он искренне просит: «Прости меня ради Христа», а тот надменно отвечает: «Нет, ни за что тебя не прощу». Иеродиакон получает исцеление от своего недуга и видит, как ангел поражает иеромонаха и тот, к великому сожалению, умирает. Непрощение — это, конечно же, дух смерти.
Дух жизни — это всегда дух любви, ведь Бог есть любовь, Бог есть жизнь. Если не будет любви, то и жизнь исчезает — прежде всего из нашего сердца, а потом уже будет оскудевать и наша телесная жизнь. Поэтому, конечно же, надо прощать. Но если кто-то не хочет тебя прощать, что ж тут поделаешь… Важно самому на него не озлобиться, а там уже — как Господь управит. Мы не можем исправить всех, кто рядом с нами. Часто этот вопрос стоит еще перед Причастием. Есть даже слова: «Примирись прежде с тебя опечалившим» — в нашей традиции мы стараемся примириться со всеми и идти к Чаше, но не всегда же так получается. Часто бывают такие ситуации, когда ты не можешь простить; сказал «прощаю», раз такой порядок — и все равно не простил, но идешь к Причастию. Это Причастие в осуждение?
Причем, бывает, осознанно идешь, хотя знаешь, что не готов. А Царство Божие — Царство любви, и где любовь, там и прощение. И если ты не прощаешь, то свою душу затворяешь от любви Христовой. Ты затворил свою дверь от Самого Христа. Как же ты придешь к Нему на таинство Евхаристии? Думаю, выход такой. Когда мы замечаем за собой, что не можем простить человека, а уже идем на Литургию, надо просто со стороны на себя посмотреть — увидеть свое внутреннее безобразие, насколько оно противно на самом деле, и от сердца обратиться к Господу: «Господи Боже, помоги мне научиться прощать, исцели меня, грешного, очисти меня, спаси и помилуй того человека, которого я не прощаю».
Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорит такие сакраментальные слова: «Если ты имеешь что-нибудь против врага, то оставь гнев; исцели рану, прекрати вражду, чтобы тебе получить пользу от этой Трапезы, ибо ты приступаешь к Страшной и Святой Жертве». Во дни первой седмицы поста мы будем сугубо просить у Бога прощения наших согрешений, будем обращаться ко Господу словами Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и взывать: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В окончание первой седмицы поста мы будем исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, но если сегодня мы не услышим евангельский призыв Христа примириться со всеми ближними, Господь не примет наш подвиг поста и молитвы. Сам Господь наш Иисус Христос поднялся на Сорокадневную гору и там сорок дней постился и молился, указуя нам с вами пример, как мы можем изменить свою жизнь, и что мы можем сделать для спасения своей бессмертной души. Поэтому мы сегодня должны примириться со всеми ближними и домашними, от чистого сердца должны оставить согрешения ближним нашим. В Киево-Печерской лавре жили два брата инока — иерей Тит и диакон Евагрий. Они имели духовную дружбу между собою, но враг рода человеческого, который желает погибели нашей, как лев ходит и ищет, кого бы поглотить и убить, сделал страшную распрю между ними. Иерей Тит тяжело заболел и находился при смерти на одре болезненном, и тогда братия призвали диакона Евагрия, чтобы тот пришел к болящему, чтобы они примирились. Ни на какие уговоры он не соглашался, тогда братья силой привели его в келью умирающего брата Тита. Он приподнял главу с одра и стал просить прощения у Евагрия: «Если я чем-то тебя обидел или оскорбил, прости меня ради Христа». На это диакон Евагрий ответил: «Не будет тебе прощения от меня ни в сей жизни, ни в будущей» и упал замертво.
Болящий, который, казалось, был при смерти, встал здравым со одра болезненного. Когда братия стали вопрошать, как же так получилось, иеромонах Тит рассказал, что когда он просил прощения, видел, как ангел Господень стоял возле них, и лишь только Евагрий сказал, что не простит брата, ангел поразил его, а Тита восставил от одра болезненного. Сие повествование, возлюбленные во Христе, да будет нам уроком в сегодняшний день, дабы мы от чистого сердца просили прощения друг у друга и оставляли все свои обиды в прошлом, прощая друг друга от чистого сердца. В сегодняшний день я как архипастырь прошу прощения у всех вас, дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Может, я кого обидел или оскорбил, не воздал должного архипастырского внимания, может быть, кого осудил: у всех вас сердечно прошу прощения!
Он даже раньше попросил прощение. Мы немного поговорили и положив трубку я снова ощутил что Бог с нами. Я снова обрёл друга. Ещё день не закончился. Воспользуйтесь этим благословенным днём. Верните друзей. Развяжите узлы которые вы считаете окончательно затянутыми. Даже если вы ни в чём не виноваты перед человеком, ну сто процентов, всё равно позвоните, мобильная связь угодна Богу. А начните со слов заголовка этой статьи, или перед этим добавьте что сегодня Прощённое Воскресенье, так легче.
В этот день священники надевают фиолетовые рясы. Фото: pravoslavnaya—expertiza. В этом году это 17 марта. Это последний день перед строгим постом, когда христиане начнут придерживаться строгих запретов в пищи и делах.
Правилом жизни для нас должно быть прощение
Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия. Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми Рим. Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, то есть в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата — не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение.
Слезы и покаяние — баня для души. Любовь и всепрощение — путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются.
И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». Триодь Постная.
Прощеное воскресенье в народных традициях Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними.
Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год».
Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала. Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися! Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван или милая Дарья , в чем я перед тобой согрешил».
Тот или та отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. При прощании, конечно, не обходится без шуток. Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу.
Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин причем последним блюдом обязательно подается яичница , а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи но младшему не кланяется и прощенья у него не просит и т. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется. Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду.
Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» Мф. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать?
Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе. Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Мф. Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии. Но все же — и пусть не судит меня строго читатель — этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав стало быть, и его мы не должны осуждать. В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети.
Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» — лишь выражает протест против сложившегося положения вещей. Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид — это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих. Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме.
Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы — твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать.
Весьма трудного подвига требует от нас Господь в этих словах, призывающих нас любить наших врагов.
Такая любовь есть дело сверхъестественное, ибо нашему естеству, пока оно не возродилось благодатию, свойственно противиться, когда оно подвергается ударам как физическим, так и нравственным. Подобной любви ищет Господь и от нас. Да, поистине велико требование Господа, с которым обращается к нам св.
Церковь , вводя нас во дни поста и покаяния. Но иного пути к получению от Бога прощения грехов не указал нам Господь. Это явствует не только из данных слов Христа, но и из Его притчи о милосердном царе и безжалостном заимодавце.
Весь великий долг, то есть все грехи, простил последнему Господь, но так как заимодавец не простил своему ближнему малого долга, то был осужден на вечное мучение. Если же так трудно иметь истинную христианскую любовь, то есть прощать наших врагов во всех их согрешениях против нас, а иного средства к получению от Бога милости нет, то что же в таком случае нам нужно делать, возлюбленные? Несомненно, сразу мы никогда не сделаемся подобными Христу и Его истинным ученикам в делах христианской любви.
Сначала нам надо приобрести смиренное настроение сердца и перестать осуждать наших ближних. Ведь все наши ссоры, распри и диавольская злоба, доходящая до уничтожения друг друга, начинаются с осуждения и происходят от того, что у нас нет смиренного сознания нашего ничтожестна.
В Прощеное воскресенье каждый получает моральное облегчение, когда его прощают. Быть прощеным перед постом важно, ведь лишь в этом случае он будет соблюден правильно.
По традиции в последний день Масленицы, в канун Великого поста, православные христиане творят добрые дела, проявляют милосердие, заботятся о близких людях, оказывают помощь нуждающимся, принимают участие в благотворительности, раздают милостыню, отдают вещи в детские дома.
Беседы с батюшкой. О прощении
Сервис расписаний | «Простите, меня, Христа Ради». А отвечают так. |
Воскресенье без прощения | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Слово на Прощенное Воскресенье | Пускай даже в сердце ещё остаётся яд, но ты заставляешь себя идти, стать перед человеком и сказать: «Прости меня, Христа ради, я тебя обидел». |
Слово о необходимости прощать ради Христа - Храм Спаса Нерукотворного Образа г. Всеволожск | Простите меня, ради Христа! |
Слово о необходимости прощать ради Христа | Люди добрые, православные и неправославные, простите меня, ради Христа, кого обидела в гневе, кого намеренно, и кого не хотела обидеть, но так получилось, своими словами, делами, мыслями. |
Прости ради Христа! : обвиняемый в убийстве священника на коленях вымаливал прощения у его сестры
Прости меня Христа ради Семья проходит таможенный досмотр в аэропорту. За действиями таможенника с интересом наблюдает маленькая дочка. Но самое главное – сегодня мы испрашиваем прощения у всех наших зрителей и читателей, произнося самые главные слова Прощёного воскресенья: "Простите меня Христа ради!". Приветствуем друг друга словами «здорово живем», прощаемся фразой «прости Христа ради», на что получаем ответ: «Аминь. Главная > Мониторинг СМИ > Спастись – значит простить ради Христа. Простите меня, ради Христа!
Смотрите также
- Популярное
- Прощеное воскресение: простите меня... - Душевное - Форум Оптиной Пустыни
- Читайте также:
- Как проводят Прощёное воскресенье
Leon Efremidis
- Все проповеди за 2019 год
- - Прости меня Христа ради ...
- Радостнее прощения ничего нет | Правмир
- 17.03.2024 Александр спросил:
- С началом Великого поста! Простите меня ради Христа! - YouTube
- Самое интересное
«Простите, Христа ради!». Прощеное воскресенье на приходе храма Святителя Николая г. Унечи
Постучавшись в дверь кельи к игумену Даниилу, в грудь священника был воткнут острый клинок. Несмотря на то, что тот сопротивлялся, убийца продолжал его добивать. Бил ножом в голову, шею, кисти рук. После расправы он обыскал жилище и похитил один миллион сто тысяч. Миллион - принадлежали цервки, сто тысяч - одному из постояльцев. Оказалось, что Александр Авдеев судим за убийство не в первый раз.
Сейчас он уже отбывает срок за одно из преступлений в колонии строгого режима. Ему 31 год, родился в Сергиевом Посаде, безработный. Александр признается, что не знает что на него нашло. Близость наживы затуманила мысли...
Так и говорят в благодарность: «Спаси Христос». На мое недоумение по поводу пользования сотовым телефоном как уже писала «АП», многие старообрядцы от этой чудо-техники держатся подальше собеседница со вздохом замечает: «Конечно, это спорный вопрос, но у нас с молоком матери впитывается уважение к родителям. День нужно начинать с их благословения. А как, будучи в Благовещенске, дети у меня благословение получат? Вот каждое утро звонят. У них, конечно, там свои дела, но про нас не забывают.
Мы тоже стараемся помогать, чем можем. На перекрестке у хлебного магазина расстаемся. Следующий собеседник личность во всех отношениях интереснейшая. Иван Вехов — моложавый мужик с традиционной старообрядческой бородой вырос в Советском Союзе и при этом умудрился избежать всеобязательного членства в пионерии, а тем более в комсомоле. Даже испытывая колоссальное идеологическое давление со стороны школы, он и его родители не отказались от веры.
А прощать — это не держать зла, внутри нет ничего темного, мрачного, что тяготит. Это на самом деле огромная свобода, это радость души. Это и спасение.
То есть секрет спасения очень простой. Как простить самого себя? Потому что это форма уныния, это определенная духовная ловушка. Когда человек начинает себя изъедать, он теряет силы к реальным духовным действиям. Вместо того чтобы работать над собой, он изъедает себя. И святитель Игнатий Брянчанинов говорил так: «Нужно не только снисходить к немощам ближних и понимать, что люди несовершенны поэтому наши ближние допускают какие-то проступки , но и к своим собственным немощам тоже надо подходить со снисхождением». Надо понимать, что мы несовершенны, мы не можем жить свято. Даже когда очень хотим — не получается.
Пытаемся, но все равно претыкаемся, где-то погрешим против другого человека, где-то кого-то подведем, где-то какие-то помыслы проскакивают, что-то недолжное подумаем. И нужно понимать, что это наше несовершенство, которое тоже нужно принять: «Да, я вот такой несовершенный, я такой недостойный; прости меня, Господи». От сердца это произнести: «Господи Боже, прости меня, грешного». Как благоразумный разбойник на кресте молился, так же и мы должны молиться. Мы недостойные, мы разбойники, но Господь посылает нам какой-то свой жизненный крест, наша задача не роптать в отношении этого креста, принимать его это достойное по делам нашим , но и молиться, чтобы Господь нас простил, а не изъедать себя. Когда мы изъедаем себя, мы думаем, будто можем поступать вообще безукоризненно. А это ошибка, это заблуждение, мы не можем поступать безукоризненно. Поэтому надо просто признать свою греховность и несовершенство, молиться Господу даже Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
Я грешный, но Ты меня, Господи, помилуй». Разве Богу нужно наше прощение? Это однозначно. Господь сотворил человека для того, чтобы он был с Богом. Неужели Господь сотворил человека для того, чтобы мы в ад попали? Ад Господь не творил, это уже плод злодеяния, во-первых, сатаны, падшего ангела, а потом уже и падших людей. Человек — образ Божий, и образ призван тянуться к своему первообразу, отражать в себе что-то Божие. То есть должна быть взаимосвязь человека и Бога.
Поэтому, конечно же, воля Божия такова, чтобы мы обращались к Богу. А обращение к Богу — это прежде всего когда открывается наше сердце. У нас есть внутренний мир — душа, мы носим какие-то сокровенные мысли, есть какие-то жизненные чаяния. И когда мы этот внутренний мир открываем навстречу Богу, обращаемся к Нему от самого сердца, это важно. А мешают нам наши грехи — заслоны на пути к Богу. Сами мы не можем их разрушить, и чтобы они порушились, нужно обращаться к Господу. С помощью Божией только и можно их преодолеть. Ведь даже когда мы идем на исповедь, это тоже обращение к Богу, это не психотерапия, когда два человека поговорили друг с другом.
Иногда бывают нужны психологи, чтобы по-дружески с ними поговорить, тогда снимаются какие-то жизненные проблемы. Но для того чтобы ушли грехи, чтобы душа все-таки освободилась от греховных уз, нужно обращение к Богу. И на таинстве Исповеди мы обращаемся к Богу. Священник обращается к Богу о кающемся грешнике, и благодатью Божией узы греха разрушаются. Так что, конечно же, Господу угодно, чтобы мы обращались к Нему. К кому тогда обратиться? Может, реально сходить к психологу? Что сделать?
Психология — это как бы наблюдение за жизнью. И отсюда формулирование каких-то общих законов человеческого поведения. Психолог может снимать какие-то стрессы, но если христианин ведет внимательную духовную жизнь, если у него есть духовник, то, думаю, ему необязательно ходить к психологу. Другое дело, что некоторые обиды проходят с годами. Не надо ждать от себя совершенства. Святые отцы пишут: если ты на кого-то обижен, молись о нем. Мы, бывает, молимся, молимся об обидчике, а обида все равно не проходит. Потому, что это наступает вместе с твоим общим духовным возрастанием.
Также некоторые плотские искушения кого-то могут длительное время одолевать, и человек ничего не может поделать. Только с годами, когда идет его общее духовное становление, он становится ближе к Богу и как-то смиряется пред Ним, уже на себя не надеется; тогда в нем начинают ослабевать его страсти. И если он кому-то позавидовал, зависть уже не так проявляется. И обида может уйти со временем, по мере духовного возрастания человека. То есть нужно на какой-то период времени принять, что я немощен, мне не хватает силы быть свободным от этой обиды. Я, конечно, прошу: «Господи, помоги», я молюсь о том человеке, и со временем Господь действительно подает эту свободу. То есть мы проходим такие жизненные этапы, а потом, может, даже видим, что этот человек вовсе и не пытался нам досадить, просто мы неправильно его поняли. Или на самом деле мы обижены только потому, что зациклены на себе, потому что во всем хотим какой-то своей пользы, своей выгоды.
Допустим, кто-то нам грубо ответил. А может, у него в семье какая-то беда, ему не до того, чтобы сейчас другим помогать, ему самому плохо, о нем надо помолиться, а мы на него обижаемся. То есть надо стараться шире смотреть на жизнь. И если мы сразу поддаемся обиде, это показатель нашей неустойчивости, потому нам трудно будет решать какие-то жизненные и профессиональные вопросы, что-то внутри семьи. Если мы не учимся преодолевать обиды, то и с детьми у нас не будет получаться, и на всех мы будем обижаться — это сплошное несчастье. То есть надо, конечно, работать над собой, принимать скорби или неприятности от ближних как то, через что нужно пройти, и этих людей ни в коей мере не рассматривать как каких-то врагов. По большому счету у нас вообще нет врагов, кроме наших грехов, только наши грехи ввергают нас в ад. А люди, которые нам досадили, может, как раз способствуют тому, чтобы мы в рай попали через эти скорби.
То есть они наши помощники на пути в Царствие Божие. А наши личные грехи — это то, что нас влечет в ад, они и есть наши враги.
Прощения принято просить всем у всех, в то же время и вне церковной ограды с людьми неверующими родными, друзьями, соседями, знакомыми стоит проститься — если делать это искренне, то в глазах других людей простые слова «прости, Христа ради» или по-мирски «прости за все», будет выглядеть негласной проповедью своей веры. В некоторых общинах есть традиция вечером в Прощеное воскресение собираться для примирения, после чего начинаются великопостные службы — время покаяния, смирения и добродетели, время труда духовного: сугубых молитв, земных поклонов и постных трапез.
Оно уже не за горами — пора трудиться не ради мирских благ, а для наград небесных. Души очищать и спасать.