По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по cтелс-технологии, не невидимы для средств ПВО. Спустя несколько лет корпорация уже вовсю вела разработку новых самолетов – «невидимок», основанных на применении технологии стелс, заимствованной в монографии советского физика. «Струна-1» — российская радарная ловушка для самолетов-невидимок стелс.
"Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все"
Хайнлайн от удара уклонился, но его напарнику повезло меньше - он оказался серьезно поврежден. Многие подробности инцидента остаются неизвестными, но Хайнлайн напомнил о некоторых специфических обстоятельствах. Дело в том, что F-117 как раз благодаря своей малозаметности имел неочевидные слабые места - он, к примеру, должен был полагаться на предупреждающие сигналы об атаках с других самолетов, и даже обычная радиосвязь с него была затруднена. Отбомбившись, Хайнлайн пришел к точке, где его ждал воздушный заправщик, но там не было второго "стелса" из пары. Он появился только позднее, и был "не в лучшей форме".
При этом он отмечал, что у F-35 всего лишь четыре узла подвески во внутреннем отсеке и что стелс-покрытие не обладает достаточной прочностью, из-за чего модификациям F-35 В и F-35С было запрещено летать на сверхзвуковой скорости больше 80 секунд. Однако, у российского «стелса» нет современного двигателя. В то время как ожидалось, что на машину будет ставиться новый двигатель Saturn «Изделие 30» с устройством для векторизации тяги, сообщалось, что прототипы оснащены производным от двигателя «Сатурн» АЛ-41Ф1С, получившим название AL-41F1.
Этот двигатель также представленн в Су-35С четвертого поколения. Однако не только двигатель стал проблемой для Су-57. Как отмечал оборонный эксперт «Джеймстаун Фаундейшн» Роджер Макдермот, китайские эксперты в докладе, который был посвящён вопросам стелс-технологий, сделали вывод, что Су-57 следует классифицировать как истребитель четвертого поколения. В конце концов, машиной пятого поколения истребитель-бомбардировщик делает не только его «невидимость», но и продвинутый набор сенсоров. Как утверждают западные эксперты, на сегодня подобным сочетанием из серийных машин могут похвастать только F-35 и F-22. По их мнению, помимо двигателя и не обеспечивающего должный эффект «стелс» корпуса, Су-57 имеет и проблемы с электроникой. Российские же власти утверждают, что истребитель способен на полное 360-градусное радиолокационное покрытие подобно «летающему суперкомпьютеру» F-35 Joint Strike Fighter.
По их мнению, несмотря на усилия России по продаже самолета, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к производству Су-57 будет доступен для продажи зарубежным клиентам до конца 2020-х годов. Что реально может Су-57? Как отмечают западные эксперты, дать оценку эффективности достаточно сложно с такой программой, как F-35, которая выигрывает от согласованной маркетинговой кампании, направленной на то, чтобы американский налогоплательщик был доволен тем, как тратят его деньги, и чтобы представить самолет как достойную покупку для иностранных союзников. Это еще сложнее в России с её законодательством и секретностью. Хотя точные цифры относительно площади отражающей поверхности Су-57 недоступны, западные эксперты оценивают Су-57 как занимающий последнее место по скрытности среди самолетов пятого поколения из-за проблем с корпусом. По мнению редактора Aviation Week авиационного эксперта Стива Тримбла, российская степень эффективности «стелс» не так высока, как американская, но «российские конструкторы не стремились выиграть битву за невидимость, но просто пытаются сделать Су-57 хитрым и способным истребителем с возможностями бомбардировки… и в этом отношении они, похоже, добиваются успеха». Российские чиновники неоднократно проводили параллели между его способностью передавать данные с сенсоров у Су-57 и революционной степенью ситуационной осведомленности F-35.
Хотя, как считают на Западе, полный набор сенсоров Су-57 далек от финальной версии, отраслевые издания указывают на использование архитектуры открытой системы и распределенных вычислений в качестве свидетельства того, что системы на борту Су-57 не только передовые, но и модернизируемые. Радары Су-57, носовая радиолокационная система X-Band N036 «Белка» AESA и инфракрасный датчик поиска и слежения 101KS «Атолл» дают истребителю большое поле зрения и все, что ему может понадобиться для идентификации даже скрытых противников на горизонте.
Так что рассмотреть на таком расстоянии воздушные цели, пусть это были и пресловутые невидимки F-35, станция может запросто. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения.
Но в таком составе, с таким мощным программно-алгоритмическим комплексом, подобных средств в мире нет». Тут можно вспомнить, что России удалось-таки создать сплошное радиолокационное поле вокруг всех своих границ, в том числе и в Арктике с её необозримыми тысячами километров. Под контролем оказались все прилегающие территории и морские акватории, когда фиксируется взлет каждого самолета, а система способна определить боевой ли он или обычный пассажирский рейс. РЛС «Контейнер» не единственная российская станция радиолокационного обнаружения потенциальных угроз с воздуха, за ней числится дальняя зона и она «слепа» на дальности в 900 километров.
Для этого существуют другие, например, «Небо-М» «Небо-У», «Небо-СВУ» , которые сканируют небесное пространство на более ближнем, около 400 километров, расстоянии. Есть и другие РЛС, которые способные гарантировано обнаружить как крылатые и баллистические ракеты, так и самолеты представляющие угрозу. Среди ожидаемых — РЛС «Воронеж-М», которая будет развернута в Крыму в ближайшее время сроки от 2020 до 2023 года , её потенциал — весь Ближний Восток, Средиземное море вплоть до Гибралтара. Российские разработки в области радиолокационных систем, которые обладают возможностью обнаруживать самолеты-невидимки, «обнулили» всю стратегию США по возможности проникать незамеченными на любую территорию.
Никто не знает, где теперь дорогостоящая боевая машина, напичканная секретными разработками. Истребитель стоял на вооружении морских пехотинцев. Они уже обратились за помощью к местным жителям, вдруг кто-то видел, как самолет, например, упал, и расскажет о его местоположении. Каждый у Пентагона на счету.
«Невидимка» уже в полете: США испытали новый стратегический стелс-бомбардировщик
В конструкции предусмотрена схема охлаждения воздуха из двигателей, для снижения излучения в инфракрасном диапазоне. Все вооружение находится внутри самолета, внешних пилонов и подвесок нет. Любое искажение формы самолета, даже конденсация воды или намерзание льда на поверхности, открывание дверей бомболюка нарушает скрытность "Ночного Ястреба". Но самый серьезный недостаток распиаренного самолета-невидимки в том, что форма, которая работает для одного набора радиочастот, не обязательно будет работать для другого. Полковник Золтан Дани Командир югославской ракетной батареи был решительным, умным и технически грамотным офицером-ракетчиком. Еще до начала операции НАТО в Югославии под иезуитским названием "Милосердный Ангел", Золтан изучил все, что смог найти о технологии "стелс", и понял, что самолет-невидимка F-117 не был действительно невидимым для радара. Его просто было очень трудно обнаружить.
Скрытность — это не то же самое, что невидимость. И Золтан Дани начал искать решение проблемы. Профессиональный интерес, ничего личного. Стелс обнаружен Смекалистый офицер понял, что современный самолет разрабатывался с учетом возможностей коротко метровых радаров, принятых на вооружение сил ПВО странами Варшавского договора в восьмидесятых годах. И когда в небе над Югославией и родной Сербией начали летать "Ночные Ястребы", он перенастроил радиолокационную систему своего зенитно-ракетного комплекса С-125 "Нева" на использование радиоволн метрового диапазона. Через несколько дней офицер получил подтверждение своим догадкам.
Он не ошибся. По словам Золтана, когда им удалось навести радар на цель, изображение было анемично-инфантильным, а не четким и резким, но вполне годилось для идентификации объекта и отслеживания цели. Золтан знал, что некачественный радиосигнал приведет к снижению точности системы самонаведения ракеты, и применил предохранители боеголовок, приспособленные для учета этого недостатка.
Это событие ожидалось давно. Два месяца назад, к примеру, появилась информация о том, что начались испытания двигателей этого самолета. На сайте компании Northrop Grumman, которая разработал их, говорилось : «Испытания двигателей являются важной вехой в программе, поскольку первый в мире самолет шестого поколения продолжает путь к летным испытаниям. Разработанный с использованием технологии малозаметности следующего поколения, расширенных сетевых возможностей и архитектуры открытых систем, B-21 Raider станет основой американского бомбардировочного парка». И вот дело дошло и до летных испытаний «летающего крыла», как еще называется стратегический стелс-бомбардировщик нового поколения B-21 Raider, способный нести ядерное оружие. Сообщается, что это первый американский самолет для таких задач, выпущенный за последние 30 лет.
Так, стоимость разработки предыдущего стелс-бомбардировщика B-2 Spirit настолько вышла из-под контроля, что Пентагону пришлось купить всего 21 самолет вместо 132 запланированных.
С похожими проблемами столкнулись и при разработке истребителей F-22 и F-35. Несмотря на то, что почти все данные о программе засекречены, Джеймс раскрыла ориентировочную стоимость одного В-21. Самолет-невидимка должен обойтись американскому бюджету в 692 миллиона долларов.
Все предыдущие методы обнаружения зависели от погодных условий и были сильно ограничены по дальности, а радиолокация была лишена этих недостатков. Напомним, как работают радары. Радиолокационная станция РЛС отправляет сигнал в виде электромагнитной волны. Сигнал попадает на поверхность летательного аппарата, отражается от нее и возвращается обратно на станцию. Радиосигнал хорошо отражается от металлических поверхностей, от элементов определенной формы. В зависимости от параметров отраженного сигнала определяются характеристики цели. Современные радары могут сортировать цели по размерам и типам, отличая, например, ракету от самолета.
Радиолокационная станция «Жук-АЭ» Основным параметром, определяющим заметность летательного аппарата в радиоволновом диапазоне, является эффективная поверхность рассеивания ЭПР. ЭПР можно снизить разными способами, общий смысл которых заключается в том, чтобы затруднить возврат волны на радиолокационную станцию. Для этого волна должна либо совсем рассеяться, либо поглотиться поверхностью, либо кардинально изменить свое направление. Чтобы добиться таких результатов, авиаконструкторы находят различные решения, которые в сумме и называются технологиями стелс англ. История изобретения радара — в нашем материале Русская история американских невидимок Начало научному подходу к созданию самолетов-невидимок положил труд советского физика Петра Уфимцева. В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла его книга «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в которой были изложены математические обоснования возможности создания невидимой техники. В СССР эти выводы не получили развития, а вот американцы, ознакомившись с работой советского ученого, восприняли ее с большим энтузиазмом. Физическая теория дифракции Уфимцева стала, по их словам, краеугольным камнем, позволившим осуществить прорыв в технологии стелс. Фото: wikimedia. Научные институты анализировали это направление и пришли к выводу, что чрезмерный упор на малозаметность сильно снижает боевые качества самолета и делает его область применения очень узкой, а затраты на производство такой техники при этом высоки.
Reuters: новый самолет «Судного дня» для ВВС США будет строить не Boeing
Самолет не оснащен линзой Люнебурга, радиолокационным отражателем, используемым для того, чтобы сделать самолет-невидимку видимым для других во время учебных или небоевых полетах. Минобороны Японии отмечает, что самолет построен исключительно для отработки технологий, среди которых ATD-X – "стелс". Спустя несколько лет корпорация уже вовсю вела разработку новых самолетов – «невидимок», основанных на применении технологии стелс, заимствованной в монографии советского физика.
Возможно ли потерять самолёт-невидимку?
Однако большая часть остатков сбитого F-117 хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта имени Николы Теслы, а «начинка», по мнению СМИ, продана в Россию и Китай. Тогда же появился знаменитый издевательский постер с фразой «Извините, мы не знали, что он невидимый», а в местных СМИ публиковались фотографии жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета. Спустя месяц, 29 апреля, повреждение получил еще один F-117 Nighthawk — правда, в этом случае самолет успел вернуться на базу. Причины случившегося окончательно не ясны. Согласно данным сербов, для перехвата использовался переносной ЗРК. Западные источники уверяют, что штурмовик был подбит из-за прямой видимости в лунном свете. Причина очевидна: этот самолет создавался с упором на незаметность в Х-диапазоне сантиметровые волны , характерном для большинства современных радаров, тогда как старые советские системы вроде С-125 «Нева» используют L-диапазон дециметровые волны. Причем в Х-диапазоне стелс-самолет тоже обнаруживается, но на сравнительно небольших расстояниях. Так, первый F-117 Nighthawk был сбит ракетой ЗРК, пусковая установка которого находилась от самолета на расстоянии всего 13 километров. Несколько позже, чем начались работы по F-117 Nighthawk, — в конце 1970-х годов — американская военно-промышленная корпорация Northrop приступила к разработке другого стелс-самолета — стратегического бомбардировщика B-2 Spirit.
Он стал первым серийным летательным аппаратом, изготовленным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Вслед за B-2 Spirit американская компания Lockheed в сентябре 1991 года впервые подняла в воздух третий стелс-самолет — истребитель пятого поколения F-22 Raptor, выполненный по традиционной нормальной аэродинамической схеме. Тогда же советскую науку ожидал еще один неприятный сюрприз: в 1979-1985 годах советский инженер по радиолокации Адольф Толкачев передал американской стороне десятки важных документов, касающихся советских РЛС. В ЦРУ его называли агент Сфера. Утечку информации заметили лишь к середине 1980-х годов. Какое-то время после этого советская сторона использовала Сферу для распространения дезинформации о военных разработках СССР. Но ущерб, нанесенный шпионом, все же оказался огромным. Технологии, над которыми годами работали тысячи советских инженеров, оказались в руках потенциального противника, что не могло не сказаться на дальнейших планах их использования в армии. Тем не менее уже в 1980-е годы над стелс-самолетами работали в «МиГ» и «Сухом».
Из-за распада Советского Союза и прекращения холодной войны интерес к стелс-аппаратам несколько снизился, так что разрабатываемые конструкторскими бюро прототипы истребителей пятого поколения МиГ 1. Эти экспериментальные самолеты, безусловно, опередили бы свое время, но уже тогда, на рубеже веков, было ясно, что ВВС России нужно что-то более современное. Так появился первый российский серийный двухдвигательный стелс-истребитель пятого поколения Су-57. Впервые в воздух этот самолет поднялся 29 января 2010 года, почти на 20 лет позже F-22 Raptor. На создание Су-57 у «Сухого» ушло менее десяти лет — программа разработки истребителя стартовала в 2001 году. В основу самолета легли некоторые хорошо известные технологии, отработанные на МиГ 1. В Су-57, выполненном по нормальной аэродинамической схеме, нет прямых углов, а группы кромок имеют одинаковый угол. Кроме использования композитных материалов в покрытии планера, снижение ЭПР достигается за счет оптимизации стыковки швов и панелей обшивки, особой формы каналов воздухозаборников и сопел, специального покрытия кабины. Су-57 получил всеракурсную РЛС с активными фазированными решетками АФАР , которая позволяет обнаруживать не только обычные истребители, но и стелс-самолеты.
Российский самолет, появившийся позже F-22 Raptor, сбалансированнее американского и превосходит его как по разнообразию используемого ракетного вооружения, так и по маневренности. Как и ведущий летательный аппарат, этот беспилотник изготовлен с использованием стелс-технологии. По размерам С-70 «Охотник» сопоставим с Су-57 и предназначен для увеличения радиуса действия последнего. Заходя в зону действия вражеских систем ПВО, этот разведывательно-ударный БПЛА становится «глазами» и «ушами» самолета, позволяя применять ракетно-бомбовое вооружение без риска для жизни экипажа.
Самолет, который расположен в левой части ангара, очень похож на последнюю версию истребителя программы Next Generation Air Dominance. О шестом поколении стелс-истребителей активно начали говорить осенью 2020 года.
Господин Роппер отметил, что инновационный самолет не только спроектирован, но уже и собран. Он также отметил, что состоялись тестовые испытания летательного аппарата нового поколения в воздухе. Несмотря на то, что никаких конкретных фактов Господин Роппер не сообщил, ограничившись общими фразами насчет сложных системам, передовых цифровых технологий и инновационных решений, его слова не остались незамеченными. Ведь появление нового стелс-самолета в США, на разработку и создание которого потрачены миллионы долларов является важным событием. Что известно о 6 поколении самолетов-невидимок Как сообщил занимающий должность помощника по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер прототип стелс-истребителя не только собран, но и начал проходить «полевые» испытания. Однако более подробная информация об некоторых характеристиках самолета начала появляться только в 2021 году.
Новый стелс-самолет, должен будет в итоге заменить начавшие эксплуатироваться в 2005 году малозаметные многоцелевые истребители модели F-22 Raptor. Версия воздушного судна 6 поколения, так же как и F-22 Raptor будет самолетом многоцелевого использования.
Она полностью твердотельная, обладает высоким потенциалом, повышенной помехозащищенностью. Станция предназначена для обнаружения, сопровождения, измерения координат и определения государственной принадлежности воздушных объектов различных классов и типов в условиях воздействия активных и пассивных помех, пеленга постановщиков активных шумовых помех, выдачи радиолокационной информации на комплексы средств автоматизации потребителей.
П-18-2 отличается от большинства представленных на рынке радиолокационных станций высокой мобильностью, достигаемой за счет размещения всей аппаратуры и антенно-мачтового устройства на одной единице транспорта. При этом боевой расчет станции составляет всего 2 человека, которые могут вести работу как из оборудованной кабины, так и с выносных рабочих мест. РЛС обладает высокой степенью автоматизации. Время автоматического свертывания и развертывания станции - около 5 минут.
Поиски истребителя ведут в районе озёр Моултри и Марион в центральной части Южной Каролины. Как сообщало ИА Регнум 17 апреля, в Пентагоне заявили, что у новейших истребителей F-35 возникли проблемы — оказалось, что только меньше трети самолётов находятся в состоянии готовности к выполнению задач. Отмечается, что основными проблемами F-35 стали дефект силовой установки и переход на сверхзвуковую скорость, который приводит к повреждениям обшивки и снижению степени малозаметности.
"Стелс" (самолет): технические характеристики
Лётчики назвали его «Белым лебедем», и почти все «лебеди» имеют собственные имена. В последней версии самолёт получит не только новую начинку, но и новый двигатель НК-32-02. Производство Ту-160 возобновлено в Казани. Планируется построить ещё 50 в дополнение к уже имеющимся 17. Дальность — 6 800 км, максимальная взлётная масса — 126 т, боевая нагрузка — 24 т, практический потолок — 13 300 м. Ту-22М3 Итак, на данный момент имеем 142 ракетоносца с перспективой расширить парк почти до 200. Сравним с США.
Казалось бы, имеется паритет с возможностью у России получить превосходство, но есть нюанс. В1В умеет летать на сверхнизких высотах, огибая рельеф местности. Никто из российской тройки так летать не может. В2А и вовсе «стелс» и может подкрадываться до точки пуска ракет, оставаясь незамеченным.
Об этом 17 мая сообщило американское издание The Drive, приведя подробности происходящего. Издание подозревает, что разработчик продолжает дразнить специалистов, военных, конкурентов, любителей авиации и простых обывателей, подавая свои вариации на различные детали конструкции самолета. В первом ролике, длящемся всего 15 секунд, показаны три общающиеся сотрудницы компании, рассуждающие о возможном вкладе, который каждая из них могла бы внести в историю авиации и в будущее в Northrop Grumman. Слева показана условная концепция тактического реактивного самолета с экипажем, подобная NGAD.
Американский самолет. Концерн «Туполев» уже к 2022 году намерен представить новейший отечественный стратегический бомбардировщик, который носит название ПАК ДА. Главной особенностью машины станет то, что она будет использовать технологию «стелс». Таким образом самолет должен будет стать прямым конкурентом американского стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit. Новый российский самолет должен будет заменить все использующиеся в стране сегодня, а именно Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Интересный факт: B-2 Spirit принимали активное участие во время ковровых бомбардировок Ирака и Югославии. Также они широко использовались для запуска крылатых ракет. С формой уже определились. Фото: defendingrussia. Самолет будет использовать технологию «летающее крыло». Это означает, что у него не будет привычного хвостового оперения, что роднит его с уже упомянутым американским аналогом.
Также можно увидеть установленные сверху малозаметные воздухозаборники. Дизайн также имеет очень длинную линию «скулы» вокруг планера, а также «клюв» носовой части, как у В-2 и кабину на одного летчика. Издание подчеркнуло, что насколько точно концепция, показанная в роликах, соответствует тому, что придумала Northrop Grumman в отношении конструкции пилотируемой платформы NGAD, неизвестно. Но очевидно, что конечный результат будет отличаться от концепта.
Ночной ястреб или хромой гоблин? История самолета-невидимки F-117
США представили B-21 Raider — ядерный бомбардировщик-невидимку - Hi-Tech | Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее. |
КАК РАБОТАЮТ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИИ | Таким образом самолет должен будет стать прямым конкурентом американского стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit. |
РОССИЙСКИМ ПВО В СЕРБИИ БЫЛ СБИТ СТЕЛС САМОЛЁТ НЕВИДИМКА РАЗРАБОТКА США! | В компании Northrop Grumman, которая ведет разработку самолета, сообщили, что все еще считают возможным провести первый полет B-21 в этом году. |
Что делает американские «авиа-невидимки» бессмысленной технологией | В начале декабря 2022-го года ВВС США обнародовали свои достижения в области модернизации ядерного флота, представив стелс-бомбардировщик B-21 Raider. |
The Drive: Northrop Grumman «засветила» новый взгляд на стелс-истребитель будущего
Видимые невидимки: самые известные самолеты-"стелс" - ТАСС | При столкновении с российской радиолокационной техникой американские самолеты пятого поколения, построенные по стелс-технологии, теряют свое главное преимущество — они перестают быть малозаметными. |
Российский комплекс смог раскрыть «невидимость» F-35 | Технология Стелс или просто стелс (stealth) – это комплекс мер по снижению заметности объекта в инфракрасной, оптической, радио и других областях спектра. |
Бесполезный стелс: как российская ПВО борется с "невидимками" — 15.12.2021 — Lifestyle на РЕН ТВ | В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться. |
«Самолетов-невидимок не существует - российские РЛС видят все»
Американский самолет-невидимка B-2 Spirit с начала эксплуатации в 1988 году прошел несколько модернизаций. В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться. Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». В США ведутся поиски истребителя "стелс" F-35B после инцидента в Южной Каролине, в результате которого пилот вынужден был катапультироваться. Мы начинаем продвижение высокомобильной РЛС "Прима", обладающей уникальной способностью эффективно обнаруживать современные и перспективные малозаметные цели, в том числе любую авиационную технику, произведенную с применением технологий Stealth". Дополнительно: самолет изготовлен из высокотехнологичных материалов со специальным покрытием, чтобы стать незаметнее.
Ростех разработал уникальный материал, позволяющий сделать самолёты «невидимыми»
В Южной Каролине потерпел крушение «стелс»-истребитель F-35B. Самолет-«невидимку» ищут в районе озер Моултри и Марион в центральной части штата. То есть самолеты, выполненные по технологии «стелс» для «Контейнера» невидимыми вовсе не являются и F-35 в любом случае попадет в поле зрения РЛС и, соответственно, потеряет свой основной козырь — внезапность поражения. Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов (ЦКБ РМ), входящее в «Ростех», разработало новый стелс-материал, поглощающий до 95% электромагнитного излучения радаров и позволяющий тем самым сделать самолёт практически «невидимым». шумиха и ничего особенного. В США военные ищут самолёт—«невидимку» F-35B, который потерпел крушение 17 сентября в Южной Каролине.