Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
Современная русская свадьба | Best Day Planner | Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет. |
Современные свадебные традиции и обряды. Какие обычаи были на свадьбе в старину? | Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов. |
Свадебные обряды и традиции в России Часть 2
Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции. 04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.
Свадебные обычаи Древней Руси
С этого времени жених уже мог навещать дом невесты по поводу и без, правда, приходить с пустыми руками были не принято, обычно он приносил цветы, сладости. Дворянская свадьба. Приглашения гостям рассылались от имени родителей за 7-10 дней до торжества. Жених готовил специальную шкатулку со свечами, кольцами и гребнем. Кроме того, жених приезжал в церковь раньше и оттуда оповещал невесту о том, что прибыл букетом белых цветов — их передавал через дружка. Пока подарки не прибыли, невеста собираться не начинала, это означало, что жених передумал жениться.
В русской культуре много картин со схожим сюжетом, когда невеста у окна дожидается не жениха, а шафера. Если же речь идет о крестьянах, то они должны были получить разрешение не только родителей, но и помещика, и священника. Кстати, именно на последнего возлагалась ответственность по сбору данных на жениха: не состоит ли он в браке, не обещал ли жениться на ком-либо другом, не является ли он родственником невесте. Первая брачная ночь Уединение было весьма условным. Несмотря на то, что некоторые феодалы оставляли за собой право первой брачной ночи, церковь это не приветствовала и нельзя сказать, что это было нормой.
Церковь возвышала брак, заключенный по ее канонам и наделяла его таинством, а брачное ложе священством. Дата проведения свадьбы тщательно выбиралась, поскольку церковь запрещала брачные отношения в определенные дни, например во время поста или религиозных праздников, поэтому любая дата не подходила. Невесте предстояло выслушать массу наставлений. Из числа свах выбирались женщины-постельщицы, которые должны были приготовить ложе для новобрачных. Постель была из приданого невесты, а территория — жениха.
Территория — это потому что в доме воссоединение молодых не происходило, ну неужели прерывать празднование ради первой брачной ночи и покидать хозяйский дом? Поэтому молодым стелили абы где. Чаще это было прохладное место — амбар, чулан, баня, подклет избы. Именно поэтому первую брачную ночь часто называли «подклетом», исходя из места и обстоятельств, в которых зарождались супружеские отношения. Да, свахи всячески пытались обуютить выбранное место, но чаще всего это было совсем не предназначенное для этого место.
Постель новобрачных считалась местом не только таинства, но и силы, именно поэтому сюда подкладывали вещи, которые должны были привлечь удачу и богатство в новую семью. В качестве оберега клали муку, много матрасов и перин и даже ржаные снопы. Под кровать хотя это чаще был настил ставили сковородку, кочергу, — от сглаза и нечистой силы, поленья по поверью символизировали плодовитость, поэтому их точно не жалели. Всеобщее внимание и шутки были настоящим испытанием для скромных девушек. Молодых провожали на брачное ложе прямо с праздника, когда гости еще не разошлись.
Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Свадьба и рождение семьи направлены на продолжение рода, а значит, продолжение многовековой истории государства. Конечно, она должна быть посвящена свадьбе, с которой начинается семья, семейным устоям, семейному очагу. Важно не только знать традиции, но и продолжать их с детьми и внуками.
Где, как не в Туле, в Музейном квартале, рассказывать об этом? Мы делали выставку так, чтобы она была понятна всем: и старшему поколению, и юному. Посетители узнают что-то новое, а может и вспомнят, что проходило во время их свадебных торжеств», — отметил генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.
Однако почти в каждом регионе за пределами Центральной России найдутся свои свадебные обычаи, часто — довольно странные. В Татарстане недавно решили возродить местные традиции и удивились, насколько непохожими друг на друга могут быть чувашские и татарские свадьбы. А кроме них есть еще Крым , Башкирия и, конечно, Кавказ. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «Лента. Отношение этого народа к браку отражается даже в пословицах.
Например, «у того, кто не женится, дома нет, у того, кто дома не имеет, родины нет». Раньше о свадьбе в Башкирии было принято договариваться, когда жених и невеста еще маленькие. Их родители проводили специальный обряд сыргатуй — это помолвка детей, чтобы в будущем они поженились. Сейчас люди принимают решение о женитьбе только в сознательном возрасте, однако многие старинные обычаи сохранились до сих пор. Например, многие башкиры приглашают на свадьбу муллу с метрической книгой для официального заключения брака. Посещение муллы с прочтением никаха своего рода брачный договор между женихом и невестой в исламе проводится после обмена подарками или отдачи калыма — выкупа за невесту. Для проведения обряда заранее готовится сладкая вода, которая, по поверьям, приобретает защитные свойства и оберегает жениха и невесту после вступления в брак. Мулла спрашивает согласия у молодых и их отцов и после чтения никаха дает выпить волшебную воду суженым.
Это гулянья после выплаты калыма, которые могут продолжаться с утра до вечера на протяжении двух-трех дней. Раньше, если калым выплачивался не полностью, на туй приглашали только родственников жены. Для гостей устраивались танцы, игры и даже скачки. Следующий важный этап башкирской свадьбы — обживание дома мужа после туя. С древних времен невесту провожали к жениху все соседи, родственники, друзья. До сих пор существует пословица: «В доме жениха ложись камнем». Чтобы новоиспеченная жена осталась в доме мужа навсегда, ее встречают со всеми почестями: под ноги кладут белую подушку на удачу и счастье — невеста должна наступить на нее правой ногой. В сельской местности до сих пор существует ритуал знакомства невесты с дорогой на родник.
Он нужен не только для того, чтобы молодая жена запомнила окрестности вокруг нового дома, но и для умасливания духа воды. Подойдя к роднику или другому водоему, новобрачная берет в рот монету и бросает ее в воду, приговаривая: «Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни! Жених перед свадьбой сбривал бороду, что символизировало отказ от беззаботной холостяцкой жизни. На девичнике у невесты молодые девушки красили друг другу пальцы хной и желали скорейшего замужества. Свадьба проходила в два дня, первый — на стороне невесты, второй — в доме у жениха. Традиционные гуляния начинались с исполнения торжественной мелодии «Такъсим», потом шла веселая и жизнерадостная музыка «Пешраф».
На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты.
Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба. Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым. Первый поцелуй Изначально жених и невеста впервые целовались на своей свадьбе, в присутствии родственников, уважаемых старейшин, почетных гостей. Считалось, что при поцелуе объединяется не только дыхание — соединяются души молодых. Прилюдный поцелуй объявлял всем присутствующим, что отныне пара представляет собой единое целое.
Сегодня добрачные отношения пар менее целомудренны. Но, как волнителен первый поцелуй, произведенный перед всеми друзьями и родственниками! Он словно закрепляет права молодых друг на друга, добавляет романтики и любви в отношения. Традиция горько на свадьбе Крики «Горько! Практически на каждой свадьбе можно услышать эти веселые возгласы. Откуда пошел данный обычай? Как ни странно, к поцелуям данное слово, по одной из версий историков, не имеет никакого отношения.
Изначально в обязанности невесты входило с почетом обнести всех гостей водкой или иным крепким алкогольным напитком. Присутствующие забирали с подноса рюмки, взамен отдариваясь деньгами или другими ценными подарками, после чего выпивали подношение и кричали «Горько! Вторая версия ближе по смыслу к современному обычаю: данное слово кричали гости во время поцелуя жениха и невесты, чтобы отогнать злых духов. Считалось, что нечистая сила, обманутая возгласами гостей, не будет вредить новобрачным, ведь им, итак, несладко. По третьей легенде гости своими восклицаниями предупреждали жениха и невесту, что вино горькое, и следует подсластить его крепким, сладостным поцелуем. Битье бокалов Данная традиция имеет глубокие корни, причем соблюдают ее в большинстве стран мира. На Руси били глиняный горшок, доказывая целомудренность невесты.
Если тот оставался целым, значит невеста — порченная. В Англии жених бросал на дорогу блюдо с кусками пирога. Евреи разбивали бокалы, из которых молодые выпили вино. Согласно примете, чем больше образуется осколков, тем счастливее будет жизнь молодоженов. Свадебные танцы В число интернациональных свадебных традиций входят особые, церемониальные танцы. Это первый танец жениха и невесты, открывающий праздничный бал. В этом танце молодые выражают всю свою любовь и нежность.
Далее следует прощальный танец невесты и ее отца, после которого глава семьи окончательно передает обязанности по защите и все права на дочь ее мужу. Церемония разжигания домашнего очага Этот ритуал имеет древние корни. Изначально в таинстве принимали участие только женщины-хранительницы очага: мать и свекровь делились горящими углями из своих очагов с молодой женой, чтобы она могла разжечь в своем доме живой, теплый огонь, благословленный поколениями предков. Сегодня в ритуале могут участвовать и мужчины, а угли заменяют красивыми свечами, лампами или даже бенгальскими огнями. Подача свадебного торта Совместное преломление хлеба во все времена означало единение, братание. Именно такой смысл и вкладывается в обычай торжественного угощения праздничным тортом или пирогом, пришедший к нам из Древнего Рима. Великолепный свадебный торт подается в конце банкета, являясь его кульминацией.
Молодые совместными усилиями разрезают лакомство и одаривают кусочками всех присутствующих, свидетельствуя, что отныне все гости являются членами одной, дружной семьи. Первая брачная ночь Таинство первой ночи завершает длинный, насыщенный событиями и эмоциями день свадьбы. Для невинной девушки это очень важное событие, а для жениха — ответственный момент. В дом жену вносят на руках, как новорожденного младенца, ведь для нового рода молодая жена только-только родилась. Для того, чтобы запутать злых духов, место для проведения таинства выбирали нестандартное, странное с точки зрения современного человека: сеновал, стог сена, сарай, клеть под лестницей, чужой дом. Отсюда пошел распространенный обычай снимать для первой брачной ночи номера в отелях или квартиры, домики на базах отдыха, а также проводить ее в совершенно особенной обстановке — на борту океанского лайнера, в другой стране, на побережье тропического острова. Традиции на свадьбе в наши дни гибко меняются по усмотрению молодых, ведь возможности для творческого подхода, игры воображения поистине неисчерпаемы.
Можно провести этот день в горах или на море, на крыше небоскреба или в безудержных танцах, в окружении друзей и родственников, или в романтичном уединении. Неизменным остается лишь один пункт программы — регистрация брака в ЗАГСе. Но и ее можно перенести на любой другой день, чтобы не омрачать личный праздник официозом.
Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
Среди свадебных обычаев и традиций в России особым для молодоженов считается родительское благословение. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Из данной статьи вы узнаете о свадебных традициях и обычаях в России, особенности церемоний и обрядов на свадьбе.
«Если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут». К открытию готовится выставка «Русская свадьба»
Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни.
За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями». Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте.
За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям.
Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть!
Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам.
Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты.
Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр?
Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями.
Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.
Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия.
Сейчас жених чаще всего предлагает выйти за него замуж лично у будущей невесты, и, получив соглашение, приходит в дом невесты попросить "руку и сердце" у её родителей. Древняя традиция девичника и мальчишника осталась, но стала более свободной. Если раньше на девичнике и мальчишнике пелись грустные песни, то сейчас это превратилось в радостное, весёлое и порой зажигательное времяпрепровождение.
Венчание сегодня не совпадает с регистрацией брака, поэтому оно проводится по желанию, чаще всего, уже после совершения государственной регистрацией брака и получения свидетельства. Совершенно необязательно, чтобы венчание приходилось на день регистрации брака. Вы можете сделать еще одно торжество по этому поводу через какое-то время. День свадьбы начинается с подготовки к торжественному событию. Макияж, прическа и заранее купленные платье невесты и костюм жениха должны быть идеальными.
По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце жених и земля невеста. Славянские свадебные обычаи Еще один свадебный славянский ритуал на Руси — обряд вокруг печки. Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, — кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища. Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть. Как и пояс, кольцо имело форму круга и означало отсутствие начало и конца. И то, и другое считалось символом верности, опоясыванием зла, инстинктов или хаоса Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.
В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, рушник на свадьбу. Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой. В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное — несотворенного мира. Свадьба в старославянском стиле Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.
Свадьба без традиций — интересные и необычные свадебные идеи Самая популярная церемония — песочная церемония на свадьбу : жених с невестой пересыпают черный и белый песок из сосудов в одну емкость, обещая тем самым друг другу, что отныне они будут являться одним целым и никогда не смогут разлучиться. Рисунок, который получается при смешении песка разных цветов, всегда получается индивидуальным, как и судьбы у людей.
Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Гости музея смогут увидеть даже книгу о бракосочетании царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, которое состоялось в 1626 году. По словам куратора выставки Ольги Соколовой, «сегодня свадебные традиции остаются как богатое культурное наследие, и, несомненно, его нужно знать. И не случайно мы создали эту выставку. Нам казалось интересным рассказать об истоках обряда, его содержании и богатстве. Знание этих традиций составляет наш культурный код.
Они наполняют нас знанием своего прошлого и пониманием своего настоящего».
Свадебные традиции и обычаи
О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака.
Русская свадьба
Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. В тонкостях свадебных традиций народов России разбиралась «». В России за много столетий праздник обрастал разными традициями, обычаями и суевериями. Самой любимой свадебной традицией большинство — 59% опрошенных — назвали бросание букета невесты.