Но вернемся к выборам-2024. Президент Беларуси встретился с председателем ЦИК Игорем Карпенко и заявил, что надо открыто и честно провести выборы в состав Всебелорусского народного собрания в 2024 году, сообщает БелТА. Когда состоятся выборы в стране. Выборы в Беларуси назначает своим указом Глава государства.
Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси
Президентские выборы в Белоруссии 2024 Очередные выборы президента Республики Беларусь 2024 Хронология 2015. Выборы Президента Республики Беларусь Выборы Президента Республики Беларусь. 1752958800. 2024. Предстоящие в 2024 году выборы в Беларуси будут непростыми, считает президент республики Александр Лукашенко. Об этом сообщает РИА Новости. В 2024 году в Беларуси будут проведены несколько выборов, включая выборы Президента Республики Беларусь и выборы в Палату представителей Национального собрания. Почему Лукашенко требует подойти системно к обновлению Избирательного кодекса?- Существует ли потребность в изменении избирательного законодательства?- Поч.
Выборы-2024: единый день голосования
Неужели им было чего бояться? Скажем так: опасения просто должны были поселиться в головах у белорусской номенклатуры. В белорусских государственных СМИ чиновники различного уровня и пропагандисты регулярно говорят о выборах, как об «экзамене». Вскрылась полнейшая импотенция государства в электоральной политике, были допущены крупнейшие в истории страны протесты, вся система не смогла обеспечить на местах необходимый результат и объявленные ЦИК цифры были просто выдуманы и совершенно не соотносились с данными с избирательных участков. Для переноса выборов с 2023 на 2024 год была еще одна причина: после изменений в Конституцию, планируемых властями на 2022 год, необходимо было принять огромное количество законов. Полностью подконтрольный парламент, показавший, что готов голосовать за какие угодно законы и оставшийся верным даже во время протестов, для этого подходил как нельзя лучше. Своеобразным «зачетом» перед «экзаменом» для властей стал конституционный референдум, прошедший 27 февраля 2022 года.
Его официальные итоги для режима были, разумеется, приятны: за предложенный вариант конституции «проголосовало» 82. Опрос после референдума также показал, что кампания прошла по плану властей: около половины сказали, что пришли на референдум, большинство респондентов ответило, что голосовало «За» поправки. Протесты же в день референдума были связаны с началом войны России против Украины, а не с результатами референдума. Тем не менее выборы все равно беспокоили белорусскую номенклатуру. После референдума Лукашенко публично сожалел , что не решился внести в конституцию норму, согласно которой президент избирается Всебелорусским народным собранием невыборный корпоративный орган, наделенный широкими полномочиями, который предусматривается новой редакцией конституции. Кроме того, в рамках приведения законов в соответствие с новой конституцией власти еще сильнее ужесточили избирательное законодательство.
Кандидатами в депутаты запретили быть гражданам, имеющими второе гражданство, а также «документы от иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества». Власти убрали порог явки на выборах в нижнюю палату парламента, а также значительно ограничили возможности для наблюдения и альтернативного подсчета голосов запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня, вынос бюллетеня за пределы участка, изменение сроков аккредитации наблюдателей. Также власти отказались от создания участков для голосования за рубежом. В итоге, узкие места, проявившиеся на выборах 2020 года, были закрыты. На прошлых выборах оппозицией был организован сбор протоколов с избирательных участков и альтернативный подсчет голосов. Собранные ими данные показали: даже небывалый размах фальсификаций не смог обеспечить Лукашенко нужный результат на местах.
Запрет на фото и видеосъемку бюллетеней закрывает возможности для альтернативного подсчета голосов. Нивелировали власти и угрозу со стороны независимых наблюдателей: за прошедшие два года к большинству из них наведывались сотрудники белорусской политической полиции — ГУБОПиК — с разговором. Внешнее влияние, как им кажется, они устранили, запретив выдвигаться гражданам со вторыми паспортами, ВНЖ и картами поляка, а также дополнительно запретив финансирование кандидатов из-за рубежа. С такими «шпаргалками» белорусские топ-чиновники рассчитывают пройти «экзамен» без проблем. Успех властей на референдуме 2022 года был достигнут из-за демобилизующей стратегии оппозиции, которая стремилась представить референдум как голосование за старую или новую конституцию. Кроме того, выборы 2020 года показали властям, насколько много у них противников среди граждан и, главное, среди работников государственного аппарата.
На выборах 2020 года в поддержку Виктора Бабарико, главного соперника Лукашенко, собрали 435 тысяч подписей 6. В его избирательной кампании работали бывшие чиновники, отставные сотрудники спецслужб, множество действующих чиновников подписывалось за него на выборах. На протестах был замечен даже бывший премьер-министр Беларуси. Наконец, в сам день выборов на множестве участков инициатива Голос, признанная в Беларуси экстремистской, насчитала таких 197 члены комиссии не фальсифицировали результаты. Но зачистке подвергли не только партии, они даже не были первыми в списке на запрет. Силовикам был дан карт-бланш на очищение всех сфер от нелояльных.
Подписные листы за кандидатов, в отличие от бюллетеней, не уничтожались, а обрабатывались ; личности подписавшихся за альтернативных кандидатов устанавливали, а затем соответствующие списки нелояльных спускались в организации с требованием либо провести беседу, либо уволить нелояльных сотрудников. Тысячи человек лишились работы, а оставшиеся были запуганы. Нарратив про «пятую колонну» или «подплинтусных» активно распространяла пропаганда. Государственные СМИ публиковали призывы доносить на нелояльных: «Сдай змагара. Сдай продажного бчб-шника. Избавь Родину-матушку от того, кто предал ее и продал, кто плюнул ей в лицо и оскорбил его».
А в сельской местности будут вручать по четыре бюллетеня: по выборам депутатов сельского, районного, областного Советов и Палаты представителей. Измененный Избирательный кодекс Обновленный Избирательный кодекс вступил в силу 3 марта 2023 года. В числе новаций — запрет на съемку заполненных бюллетеней для голосования и отсутствие участков для голосования за границей. Кроме того, появилась норма, в которой прописано, что одно и то же лицо может избираться президентом не более чем на два срока эта норма приведена в соответствие с обновленной Конституцией. У кандидатов в президенты не может быть иностранного гражданства, "карт поляка" и других подобных документов.
Чтобы проголосовать за определенного кандидата, нужно проставить галочку в квадрате справа от его фамилии. Если же в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата в депутаты, то знак проставляется в квадрате «за» или «против». Заполненные таким образом бюллетени опускаются в специальный ящик для голосования. С 20 по 24 февраля во время досрочного голосования избирательные участки будут работать с 12.
Участков за границей не будет Депутатов Палаты представителей Национального собрания правомочны избирать только граждане Республики Беларусь. А вот депутатов местных Советов депутатов вправе выбирать не только граждане Беларуси, но и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории нашей страны. Последние предъявляют вид на жительство биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина. ЦИК информирует, что в нынешней избирательной кампании участки для голосования за рубежом образовываться не будут, а все желающие исполнить свой гражданский долг смогут это сделать только на территории Беларуси. Если избиратель по состоянию здоровья либо по другой уважительной причине не сможет прийти в помещение для голосования на своем участке, у него будет возможность обратиться в участковую комиссию с просьбой об организации голосования на дому. Подобное обращение может быть сделано письменно, устно или даже передано через другого человека в период со дня образования участковой избирательной комиссии до 18. Без судимости и не только Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов не могут быть избраны граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. Не получится выдвинуться в народные избранники и тем, у кого имеется гражданство подданство иностранного государства за исключением Российской Федерации или иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими и религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Экзамен для власти и оппозиции: как Беларусь готовится к выборам 2024 года
Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указы, которые определяют даты проведения выборов в нижнюю палату парламента и местные советы депутатов в один день голосования — 25 февраля 2024 года, а в верхнюю палату парламента — 4 апреля 2024 года. Для участия в выборах нужно будет предъявить паспорт гражданина Республики Беларусь или ID-карту. Когда состоятся выборы в стране.
Лукашенко заявил, что в Беларуси выборы пройдут не как в Америке
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация», — напомнил глава государства. По его словам, подготовка к кампании и сами выборы должны пройти так, чтобы «не раскачалась страна и общество, как это было прежде». Как будут проходить выборы Впервые в истории Беларуси пройдет единый день голосования на парламентских и местных выборах — 25 февраля 2024 года. В течение 60 дней после этого — Всебелорусское народное собрание.
Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей осуществляется инициативной группой в количестве не менее 10 избирателей, а кандидата в депутаты местного Совета депутатов — от 3 до 10 избирателей. Необходимые документы для регистрации инициативной группы подаются не позднее 21 декабря. Сбор подписей для выдвижения проводится с 17 декабря по 15 января включительно. При этом претенденту на мандат Палаты представителей необходимо заручиться поддержкой не менее одной тысячи избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа.
Выдвиженца в местный Совет депутатов должны поддержать не менее одного процента избирателей соответствующего избирательного округа, при этом их количество не должно быть меньше 10. Еще одна важная новация: не позднее 16 декабря должно быть опубликовано в СМИ и размещено на сайте соответствующего местного исполкома решение территориального избиркома о количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по каждому избирательному округу по выборам в соответствующий местный Совет депутатов. Напомним, в соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, а кандидатами в депутаты местных Советов, а также в делегаты ВНС — граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. При этом лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, будут вправе избирать и быть избранными. Округа Выборы депутатов Палаты представителей пройдут на Витебщине по 14 избирательным округам. Также в области образовано 2198 округов по выборам депутатов местных Советов, что на 914 меньше в сравнении с выборами 2018 года.
Избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов ; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, а также городского или районного Совета депутатов ; в сельских населенных пунктах — минимум по 4 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, районного Совета депутатов, а также сельского или поселкового Совета депутатов. Возможны даже варианты, когда их будет 5 или 6, если на участок попадает 2 или 3 сельских округа. Избиратели, не зарегистрированные на территории участка для голосования, но имеющие документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей не позднее 24 февраля 2024 года. Актуальная информация на сайте ЦИК Беларуси.
Мы должны честно провести эти выборы", - сказал Лукашенко в понедельник, принимая с докладом главу ЦИК Игоря Карпенко. Лукашенко цитирует пресс-служба президента. Ну, за 20 процентов, которые колеблются и которые против, мы еще поборемся", - заявил Лукашенко. Напомним, в Беларуси в 25 февраля 2024 года впервые пройдет единый день голосования.
25 февраля 2024 года - Единый день голосования
Выбрать предстоит 110 депутатов Палаты представителей. В местные Советы депутатов было выдвинуто 18 999 кандидатов. Таким образом, 18 802 кандидата претендуют на 12 514 мест. По словам главы Центризбиркома Игоря Карпенко, в ходе кампании было подано 12 жалоб на отказы в регистрации кандидатов, в том числе 2 жалобы в суды.
В их числе - многие руководители министерств и ведомств, а также премьер-министр Роман Головченко. Он проголосовал 23 февраля. Наблюдатели от ОБСЕ приглашений не получили.
Глава миссии СНГ Леонид Анфимов заметил , что данная структура с ее институтами «излишне фетишизируется». В конце концов, выборы мы в нашей стране проводим не для Европы, не для Америки.
Лукашенко: Пойду, пойду, пойду. Передайте им, что пойду. И чем сложнее будет обстановка, чем активнее они будут будоражить наше общество и вас в том числе.
Для меня, поверьте, это очень важно. Ни один человек ответственный, президент, не бросит своих людей, которые за ним шли бой.
Главной темой встречи стала предстоящая электоральная кампания, которая стартует в феврале 2024 года с парламентских и местных выборов. Она будет длительной: и этот, и следующий год, начиная с местных органов власти, местных советов, Всебелорусское народное собрание и заканчивая президентскими выборами.
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация», — напомнил глава государства. По его словам, подготовка к кампании и сами выборы должны пройти так, чтобы «не раскачалась страна и общество, как это было прежде».
Избирательная кампания набирает обороты, в стране образовано 12 514 избирательных округов. Напомним коротко о главном.
В соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса: кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; кандидатами в депутаты местных Советов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость; вправе будут избирать и быть избранными лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; кандидатами в депутаты, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси | Евразия эксперт | Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. |
Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси | Евразия эксперт | Также ожидается, что выборы в Беларуси 2024 года станут поворотным моментом в политической и социальной жизни страны. |
Выборы-2024 в Беларуси. Как устроен единый день голосования и что изменилось? Выяснили | Дата выборов президента Беларуси 2024: когда состоятся выборы в стране. |
Лукашенко заявил, что в Беларуси выборы пройдут не как в Америке | Точная дата выборов в Беларуси в 2024 году пока не объявлена, однако согласно законодательству выборы Президента страны должны состояться не позднее, чем через 30 дней после истечения срока полномочий текущего главы государства. |
Правила комментирования
- Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси
- Парламентские выборы в Белоруссии (2024) — Википедия
- Когда будут известны результаты ЕДГ-2024 в Беларуси?
- В Белорусии назвали сроки президентских выборов
- Лукашенко о выборах-2024: Около 80% поддерживают тот курс, который мы определили. Нам чего бояться?
- Глава ЦИК рассказал, как и когда пройдет единый день голосования в Беларуси
Глава ЦИК Беларуси не исключает провокаций во время выборов в 2024 году
Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Главное о предстоящих в Беларуси выборах-2024. Читайте новости на 1reg Почему власти Беларуси отодвинули парламентские и местные выборы на 2024 год?. Брест Брестская область. На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва. Новости. Первый канал. Президентские выборы в Беларуси состоятся в 2024 году.
Единый день голосования пройдет в Беларуси 25 февраля, выборы в Совет Республики – 4 апреля
Точная дата выборов в Беларуси в 2024 году пока не объявлена, однако согласно законодательству выборы Президента страны должны состояться не позднее, чем через 30 дней после истечения срока полномочий текущего главы государства. Выборы в Беларуси назначает своим указом Глава государства. На 25 февраля 2024 года назначены выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 8-го созыва и местных Советов депутатов 29-го созыва. Беларусь входит в активную фазу подготовки к проведению единого дня голосования. Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами.
Календарь выборов и референдумов
С вступлением в силу указов о назначении выборов, которые накануне подписал глава государства, уполномоченные а это не только ЦИК, но и обе палаты парламента, МИД и Президент могут направлять приглашения для наблюдения за выборами иностранным миссиям. Ожидается, что это будет некий пул экспертов, которые привезут свой положительный опыт проведения выборов. Его дополнят и национальные наблюдатели. Игорь Карпенко, председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси: Изменились сроки аккредитации национальных наблюдателей. Сегодня если ты намерен участвовать в наблюдении за выборами в той или иной комиссии, ты должен процесс аккредитации пройти до начала досрочного голосования. То есть если досрочное голосование начинается 20 февраля, то 19 февраля последний день регистрации национальных наблюдателей для наблюдения в той или иной комиссии.
Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью. Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС. Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства. И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем. Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам. В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть. В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем.
Опросили белорусов, как они будут голосовать за депутатов. Елена Кунцевич, первый заместитель начальника главного управления организационно-кадровой работы Минского облисполкома, член Центральной избирательной комиссии Беларуси: Это позволит сэкономить существенные финансовые средства, рационально использовать трудовые ресурсы. Кроме того, это позволит нам уйти от почти ежегодного пребывания в избирательных кампаниях. Еще одно новшество этого большого выборного марафона: мы не будем создавать участки для голосования за рубежом. Не ущемляет права граждан — глава ЦИК прокомментировал отсутствие избирательных участков за границей. Вообще говоря, не создавать участки для голосования за рубежом — мировая практика. Ее применяют в Армении, Греции, Турции, Черногории. Кстати, в некоторых странах за «прогул» выборов могут и вовсе оштрафовать, а где-то даже и арестовать. В Беларуси к процессу абсолютно демократичный подход. Но ряд моментов в этот раз вынуждены пересмотреть. Так, в предстоящую кампанию будут выдавать взамен испорченного бюллетеня всего один дополнительный и фотографировать заполненный лист строго запрещено. Андрей Беляков, начальник центра по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь: Предположим, в Германии аналогичная норма существует уже много лет — запрещено снимать бюллетени. Такие же правила существуют в Польше. Более того, в некоторых случаях ты должен сдать телефон перед входом на участок. Достаточно жесткие меры. Для чего? Голосование — это тайна. Выдвижение делегатов на ВНС начнется уже в марте 2024-го.
В областных и районных центрах - по три бюллетеня: - по выборам депутата Палаты представителей; - по выборам депутата областного Совета депутатов; - по выборам депутата городского или районного Совета депутатов. В сельской местности - по четыре бюллетеня: - по выборам депутата Палаты представителей; - по выборам депутата областного Совета депутатов; - по выборам депутата районного Совета депутатов; - по выборам депутата сельского или поселкового Совета депутатов.