Суслова, Аполлинария Прокофьевна — Аполлинария Прокофьевна Суслова фотография 1867 года Дата рождения: 1839 год(1839) Дата смерти: 1918 год(1918) Аполлинария Прокофьевна Суслова (1839—1918) — возлюбленная Ф. М. Достоевского (1861—1866).
Злой гений Достоевского и Розанова
Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". Годы близости с Достоевским обложка книги. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода? В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка.
Аполлинария Суслова и Достоевский
Аполлинария Суслова. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В.
Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.
После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.
Аполлинария Л. Сараскиной — это совсем не пассия купца Рогожина, не домомучительница Розанова, но и не «служительница Венеры» из дневников Л. Достоевской, а совершенное другая девушка, возможно, больше похожая на саму себя: «Тяжелым, до ненависти и отвращения, оказался груз свободной любви для презирающей общественные предрассудки Аполлинарии, переживавшей «позор» любовных отношений так же болезненно, как на ее месте его переживала бы всякая другая женщина с вполне традиционными представлениями о морали. Скорее всего, ей было даже намного труднее. Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения. Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам? Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор. И все же ученый руководит тропой читателя — через саму подборку документов. Из подобранных Сараскиной текстов высвечивается желаемый образ — почти страдальческий. По ранним произведениям Сусловой «До свадьбы» мы видим, что перед нами не «Медея» В. Розанов , а обычная девушка, испытывающая тоску и томление от своего положения спутницы женатого человека, который должен вскоре овдоветь. Мало того, на протяжении почти всего жизненного пути Сусловой исследовательнице приходится отстаивать прототип от рожденных на базе его героинь. Доказывать свидетельством и убеждением, насколько далека была в реальности дочь богатых крестьян, вечная студентка, незадачливая народница, писательница третьего ряда и просто женщина с разбитым сердцем, так и не нашедшая себя после разорения отца в социуме, — от воображаемой Аполлинарии, «роковой», «железной», «мегеры», Грушеньки, розановской «женщины Достоевского» и других своих инфернальных ипостасей. В то время как герой страдает, мучается и погибает, прототип может вести вполне сносное существование, пользуясь многочисленными благами жизни. Бывает и наоборот. В случае с Аполлинарией Сусловой дело обстояло самым невыгодным для нее образом. Книга Сараскиной — не единое повествование, а сборник исторических и литературных документов, своего рода хрестоматия впрочем, очень занимательная , сопровожденная комментарием ученого. Воспоминания, отзывы, письма, художественные тексты, фрагменты исследований и научных статей, касающиеся того или иного периода в жизни Аполлинарии Сусловой, отобраны по хронологии и сплетены таким образом, чтобы максимально осветить белые пятна.
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
Аполлинария Суслова вошла в историю как роковая женщина, издевавшаяся над Достоевским и Розановым. Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой.
Сараскина Л.: Аполлинария Суслова
Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. поразительная женщина «как по способности издеваться над одарёнными людьми, так и по степени её чудовищно-садистического эгоизма. Читать книгу «Аполлинария Суслова» онлайн или скачать бесплатно в формате fb2.
Аполлинария Суслова чудо как хороша
Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» 11 ноября 1880 года Розанов получил свидетельство: «От ректора Императорского Московского Университета студенту 3-го курса историко-филологического факультета Василию Розанову в том, что к вступлению его в законный брак со стороны университета препятствий нет». Невесте — 40 лет, жениху — 24. Может, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей. Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только пилила своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с «публичным мордобитием». И все это шло параллельно с ее собственными «вольностями», флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа. Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены.
Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом».
Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского? В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор… Розанов держался недолго. Ему посчастливилось повстречать другую женщину, свою будущую жену Варвару Дмитриевну. И страдала сама. Умерла Суслова в 1918 году в возрасте 78 лет.
А там — черная, ледяная вода. Чуть не утянула… Так и сейчас: умирает Мария Дмитриевна, а в ледяную полынью с собой, кажется, утягивает и Федора Михайловича. А тут — девушка-красавица. Рыжие, стриженные по моде волосы, высока, стройна, модно и дорого одета. Подошла, не отводя взгляда, смотрит прямо в лицо. О любви! И засмеялась. Зубы белые, острые, как у зверька. Он растерялся, письмо взял, сунул в карман. Девушка повернулась на каблучках, ушла, шурша юбкой.
Такие сейчас попадаются — штучные экземпляры, вовсе не похожи ни на тихую, ласковую покойницу-маменьку, ни на вечно болеющую Марию Дмитриевну. Взволнованный Достоевский письмо прочитал. В нем Аполлинария Суслова так звали рыжую девушку признавалась ему в любви. Она предложила ему — ни много ни мало — себя всю. А он и не отказался. Наоборот — в их паре Аполлинария неожиданно оказалась куда более опытной и ловкой. В отличие от романтичного и зажатого Достоевского была она раскрепощенной нигилисткой, считала себя свободной от семейных, моральных, общественных, да и вообще любых уз. Достоевский влюбился. И очень быстро Аполлинария стала вить из него веревки. В октябре 1861 года в журнале братьев Достоевских «Время» было опубликовано первое прозаическое произведение Сусловой — повесть «Покуда».
Позже написала она рассказы «До свадьбы. Из дневника одной девушки», «Своей дорогой» — все опубликованы в журналах Достоевских. Проза была слабоватой, зато очень модной и современной: о возрождении от «духовного крепостничества» женщины. Достоевский к литературным потугам подруги относился снисходительно: ему так не хотелось, чтобы «Поленька сердилась». А сердиться она умела много и артистично! То клялась в любви, то грозилась покончить самоубийством, то напускала безразличное выражение лица, то, напротив, заходилась в рыданиях. Требовала от Федора Михайловича развода, потом вдруг намекала, что, помимо Достоевского, у нее есть и другие поклонники — статусом повыше… Она могла бить посуду, а могла целовать его руки. В ней было столько страсти и жизни! Достоевский был уже усталым человеком, обремененным сплошными безрадостными обязательствами.
Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор. И все же ученый руководит тропой читателя — через саму подборку документов. Из подобранных Сараскиной текстов высвечивается желаемый образ — почти страдальческий. По ранним произведениям Сусловой «До свадьбы» мы видим, что перед нами не «Медея» В. Розанов , а обычная девушка, испытывающая тоску и томление от своего положения спутницы женатого человека, который должен вскоре овдоветь. Мало того, на протяжении почти всего жизненного пути Сусловой исследовательнице приходится отстаивать прототип от рожденных на базе его героинь. Доказывать свидетельством и убеждением, насколько далека была в реальности дочь богатых крестьян, вечная студентка, незадачливая народница, писательница третьего ряда и просто женщина с разбитым сердцем, так и не нашедшая себя после разорения отца в социуме, — от воображаемой Аполлинарии, «роковой», «железной», «мегеры», Грушеньки, розановской «женщины Достоевского» и других своих инфернальных ипостасей. В то время как герой страдает, мучается и погибает, прототип может вести вполне сносное существование, пользуясь многочисленными благами жизни. Бывает и наоборот. В случае с Аполлинарией Сусловой дело обстояло самым невыгодным для нее образом. Книга Сараскиной — не единое повествование, а сборник исторических и литературных документов, своего рода хрестоматия впрочем, очень занимательная , сопровожденная комментарием ученого. Воспоминания, отзывы, письма, художественные тексты, фрагменты исследований и научных статей, касающиеся того или иного периода в жизни Аполлинарии Сусловой, отобраны по хронологии и сплетены таким образом, чтобы максимально осветить белые пятна. Часть этих материалов например, воспоминания дочери Достоевского или ранние произведения самой Полины эмоционального, очень субъективного характера и едва ли может служить исторической опорой, зато хорошо показывает отношение к героине современников и ее внутренний мир. Напротив, более прозаические свидетельства — письма критиков, литераторов, сподвижников, дневник самой девушки, статьи в периодике, затрагивающие жизнь Федора Михайловича, — ценны как опора для фактической стороны вопроса где, когда, с кем и с какими целями общалась, находилась и вступала в отношения Суслова. Так исследователь достигает баланса, не отступая от истины, но и оставляя место воображению. Кто-то возразит, что мемуары Анны Сниткиной или воспоминания критика Страхова можно прочесть самостоятельно, а переписка классика доступна в полном объеме: фигура Достоевского — одна из самых освещенных в отечественной и мировой литературе. Поэтому сбор документов здесь не составляет трудности, как было бы в случае с малоизученной персоной. Однако не следует забывать, что перед нами научно-популярная серия, цель которой — сжато, но по возможности всесторонне представить героиню читателю, показав ему путь и освежив его память. С этой задачей биография справляется прекрасно. Людмила Сараскина изображает Суслову в ее расцвете не как сомнительную особу, богатые похождения которой и ныне дают почву для интереса, лежащего вне научного поля.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Предвижу: она будет несчастна (Достоевский и Апполинария Суслова)
Он постоянно проживал в Петербурге, выполняя обязанности управляющего делами и всеми огромными имениями Шереметевых. Многое поражало писателя в этой страстной натуре - Аполлинарии. Её готовности пойти на какой угодно подвиг сопутствовал неистребимый эгоизм. Вызывающее нежелание следовать нормам и приличиям, которые она считала предрассудками общества, переплеталось с уважением русских народных традиций и обычаев. В одном характере все противоречия прекрасно уживались. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств: ни работа писателя в издательстве, ни надоедливые кредиторы, ни бесконечные хвори супруги.
Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться. Фёдору Михайловичу необходимо было заняться этими неотложными житейскими делами: увезти во Владимир обречённую жену, найти надёжную семью для присмотра за пасынком Пашей. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку, она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах. Однако он со встречей не торопился, прошло несколько месяцев после расставания, и лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала - последние три недели ни строчки не получил от неё - писатель отправился в путь.
Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга. Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Ты меня не знал, да и я сама себя не знала.
Прощай, милый!
Розанов знал, что Аполлинария была любовницей самого Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин... Невесте - 40 лет, жениху - 24. Может, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей. Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только пилила своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с "публичным мордобитием". И все это шло параллельно с ее собственными "вольностями", флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа.
Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, "Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе". Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: "... Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча... Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом". Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского?
В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор...
Но к тому моменту Апполинария Суслова уже не желала скармливать себя чужому тщеславию и любопытству.
Ее и так достали химеры, тиражированные эпилептическим мозгом первого любовника. Неблагодарное это занятие - служить натурой у гениев. Они подобны колдунам, которые лепят из воска фигурку человека, чтобы через куклу дотянуться до оригинала и похозяйничать в его судьбе.
Сопротивляйся не сопротивляйся, все равно будешь поступать против своей воли, словно под чью-то дьявольскую диктовку, и порой такого накуролесишь, что хоть вешайся. Возможно, Апполинария надеялась, что любовь молодого мужа рассеет злые чары. А он вместо этого смотрел на нее лабораторным взглядом, без конца сверяясь с текстами кумира.
Ах так? Ну тогда не извольте, господин литературовед, гневаться. Сами напросились!
Семейная жизнь с В. Розановым постепенно становилась кошмаром. Суслова устраивала мужу публичные сцены ревности и одновременно флиртовала с его друзьями.
Розанов, безусловно, очень страдал. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь В. Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова.
Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года В. Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле.
Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча... С кем на самом деле жил Василий Розанов, с какой из любимых своих героинь, кто из них устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор, любая на черте отоспится вдоль и поперек.
Счастливым она не сделала ни одного мужчину и сама счастлива не была. У своих мужчин скорее вызвала стокгольмский синдром. Если она и вдохновляла Достоевского, то без нее он бы сам стал Достоевским раньше и менее трагически. Разоблачительной тенью?
Разоблачающей что? Что значит фраза: «и лицом не общим выраженьем»? Настасье Филипповне тоже симпатизирую искренне, но не стоит забывать, что она была содержанка, ей торговали, как товаром и не по ее воле развратили в 13 лет, она была — типичным пациентом психиатрической клиники. Не вижу никакого примера для подражания молодой девушке.
Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии? Я — ни одной. Но встречала много тех, кто мечтает стать проституткой, в той или иной степени. Так бывает: когда что-то не получается, как хочешь, или что-то обижает, начинаешь обвинять и карать то, что не дается, винить зеркало.
Первые произведения Достоевского
- Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ
- Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь ::
- Комментарии
- ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.
- Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Александр Кашицын
- Ящик пандоры – Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев
Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных
Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова". Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского. Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя. Отец Аполлинарии, Прокофий Суслов, начал жизнь крепостным крестьянином графов Шереметевых, а затем выбился в купцы и фабриканты. Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести.
Аполлинария Суслова
Как произошло знакомство? По одним данным, Аполлинария Суслова подошла к писателю на студенческом вечере, по другим - она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом, свой рассказ. Вскоре в 5-ом номере журнала "Время" за 1861 год появилась повесть "Покуда". Автор подписался: "А. Автором являлась Аполлинария Суслова. Что же привлекло в ней Достоевского? Литературного таланта у девушки явно не было.
Она принадлежала к разряду тех женщин, которые назывались эмансипэ и позволяли себе много вольностей в поведении. Она посещала революционные сходки и студенческие демонстрации, после чего нередко оказывалась в полицейских участках. Но еще больше ей нравилось подчинять своей воле мужчин, в обращении с которыми она не церемонилась. Однажды она посетила публичную лекцию известного писателя Достоевского и поставила себе новую цель — бросить его к своим ногам. А к цели она, как правило, шла напролом. Писатель Федор Достоевский Фото: peoples.
Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником. Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы.
Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником. Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника.
Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья... А впереди у Аполлинарии Сусловой был яркий брак с неординарным человеком. Было у нее удивительное чутье на гениев. Новая жертва В 1880 году за год до смерти Достоевского 40-летняя Аполлинария Суслова вышла замуж. За человека значительно моложе себя, значительно талантливее и образованнее… Это был Василий Розанов, которому исполнилось в то время 24 года.
Его ослепляющая любовь к уже зрелой женщине во многом была обусловлена тем, что «ее любил сам Достоевский». Замечательное ее описание оставил потомкам Розанов. Вся в черном, без воротничков и рукавчиков, со «следами былой» замечательной красоты — она была «русская легитимистка»... Взглядом «опытной кокетки» она поняла, что «ушибла» меня — говорила холодно, спокойно. И словом, вся — «Екатерина Медичи». На Катьку Медичи она в самом деле была похожа. Равнодушно бы она совершила преступление, убила бы — слишком равнодушно... Еще такой русской я не видел. Она была по стилю души совершенно русская, а если русская, то раскольница бы «поморского согласия» или еще лучше — «хлыстовская богородица»». Впрочем, Суслова была вполне земная и всегда умела «преподнести себя».
Удивительная самоуверенность, королевские повадки, заставляющие окружающих вдруг почувствовать себя ничтожными подданными… И юный Розанов вдруг обернулся новой бабочкой, пришпиленной булавкой. И так же бил крылышками, пытаясь освободиться. И так же, как его кумиру Достоевскому, ему это не удалось. Шесть лет брака оказались шестью годами унижений и слез для величайшего ума России. Может быть, именно брак и сделал его философом? Закончилось все плохо: Суслова бросила в итоге Василия Васильевича, укатив в закат с его приятелем. Он умолял жену вернуться, на что получил жестокое: «Тысяча мужей находятся в вашем положении и не воют — люди не собаки». Но и Розанов, отплакав и отстрадав, смог встретить другую женщину, Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову священника, учителя елецкой гимназии. Это была совершенно другая любовь: не страсть, но понимание и забота. Уязвленная Аполлинария Прокофьевна двадцать лет «из принципа» не давала развода Розанову, обрекая Варвару и совместных детей на унизительное положение в обществе.
Невозможно забыть А провидец Достоевский оказался прав: Суслова «нигде не нашла себе друга и счастья». Эпоха многочисленных романов закончилась.
Но и меланхоличный облик автобиографических героинь её литературных творений тоже не создаёт верного портрета. Читатели Достоевского чаще всего воспринимают Суслову сквозь образную призму героинь писателя, для которых она, как считается, послужила прототипом. Но и тут у исследователей нет единого мнения. Ближе всего к оригиналу, как представляется, образ Полины в «Игроке».
Достоевский даже дал героине подлинное имя своей недавней возлюбленной. Но нельзя забывать и Дунечку Раскольникову. Правда, не ту гордую и целомудренную сестру главного героя, какой мы её видим в романе, а другую, сокровенную сущность которой проницательно раскрывает влюблённый в неё Свидригайлов, когда говорит Родиону: «…мне всегда было жаль… что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскалёнными щипцами…». Образ Дунечки Раскольниковой оказывается как бы «идеальным зеркалом», в котором отразилась одна из сторон сложной и противоречивой натуры Аполлинарии Сусловой. Заместитель директора по научной работе Литературно-мемориального музея Ф.
Достоевского в Санкт-Петербурге Борис Тихомиров. Тут она безвременно увядала». В Аполлинарии он также находил черты раскольницы «поморского согласия» или «хлыстовской Богородицы». Замечу, что схожие черты акцентировала и сама Суслова в автобиографической героине повести «Чужие и свои»: «…не всем видимая, но глубокая печать того рокового фанатизма, которым отличаются лица мадонн и христианских мучениц, лежала на этом лице». Но вот совсем иной взгляд через образную призму другого возможного прототипа. Мне всегда казалось, что это он [Достоевский] написал о Суслихе».
В действительности в романе сказано ещё более остро: «…сам маркиз де Сад мог бы у неё поучиться». Принять ли это розановское свидетельство на веру? Как знать! Но невольно вспоминаются слова Свидригайлова: «…никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны?
Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя. Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался.