Школы из Ростовской, Волгоградской и Нижегородской областей стали победителями V Всероссийского конкурса «Доброшкола».
Что будет со школьной программой в сентябре 2023 года. Главное
В Москве учащийся шестого класса обнаружил дома тело своей восьмилетней сестры со странными пятнами на лице. последние новости сегодня в Москве. образование - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе. Нет режима и нет той ответственности, которая присутствует, когда все-таки ребенок учится в школе очно.
Детский бунт. Школьники ХМАО протестуют против учебы в майские праздники
Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ об изменениях здесь читайте ниже. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Его авторы обещают, что новое пособие будет формировать у школьников целостную картину прошлого России в контексте всей мировой истории.
При 6-дневке младшеклассники могут бесплатно есть в столовых, в том числе в субботу. Для детей это важно, ведь «есть разные семьи». Через какое-то время скажут: «Давайте на четыре дня перейдем, на три дня». Так не пойдет.
Потому что советская система образования себя оправдала, — заявил Хадиуллин. В начале сентября начала набирать обороты майская петиция: татарстанские родители требуют ввести 5-дневную учебную неделю. По их словам, дети устают на уроках и одного выходного дня им недостаточно.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Согласно сообщениям, до 15 мая будут закрыты три корпуса высшей школы. Обучающиеся корпусов и проживающие в общежитиях вуза сдают анализы на антитела к инфекции. Также тех, кто не получил прививку в детстве, пригласили пройти вакцинацию в Николаевской больнице.
До этого ограничения из-за вспышки кори ввели в одном из вузов Челябинска.
«У детей выходных не будет?»: новороссийских школьников заставляют учиться перед Первомаем
Переходить на новые учебники будут постепенно. Если пособие с экспертными заключениями действует от 31 декабря 2022 года, им можно пользоваться ещё пять лет. Новые предметы с 1 сентября Министерство образования определило важные предметы, которые школьник должен знать. Всего их пять: математика, физика, биология, информатика и химия. Это STEM-предметы — естественные науки, технологии, инженерное искусство и математика. Сегодня они формируют новые профессии. Прежде всего новые правила касаются учеников с первого по пятый класс.
Более того, с седьмого по одиннадцатый будет введён новый практический курс «Вероятность и статистика». На уроках естественно-научных дисциплин будут изучать нанотехнологии, квантовые и генетические технологии. Также с 1 сентября в школах будут изучать принцип работы беспилотников и правила управления дронами. Идею с беспилотниками в апреле предложил президент России Владимир Путин. Инициативу поддержали в Минобороны и Минпросвещения России. Серебряная медаль в школе Закон об общественно-полезном труде для школьников предлагает вручать медаль «За особые успехи в учёбе» II степени, если в аттестате выпускника среди итоговых оценок не больше двух отметок «хорошо».
Совфед России одобрил этот закон в конце июля. Серебряная медаль будет давать от двух до трёх дополнительных баллов, когда школьник поступает в вуз. С золотой медалью изменений нет — его вручают отличникам. Она даёт от четырех до десяти дополнительных баллов, в зависимости от вуза. Изменения в школах: появится трудовое воспитание и военная подготовка В июле Госдума приняла поправки к закону о трудовом воспитании школьников. Они закрепляют обязанность школьников трудиться.
Но отдыхать будут далеко не все. Например, больницы и почтовые отделения будут работать, но по особому графику. Мы рассказывали о нем в отдельном материале. Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале.
Что касается учебных пособий по школьным предметам, их замена будет постепенной, однако планируется практически по всем дисциплинам кроме истории и обществознания использовать единые учебники, разработанные под строгим контролем Минпросвещения. Благодаря этому ученикам больше не придётся сталкиваться с орфографическими, фактическими и логическими ошибками в учебниках. А если материал в этих учебниках будет изложен доступно для учеников, отрицать целесообразность этой инициативы будет сложно. Содержание учебных планов по школьным предметам уже претерпело значительные изменения: стало больше учебных часов по русскому языку, литературе, математике; в курсе по истории появился блок про СВО; на уроках физики школьники изучают квантовые и нанотехнологии; на биологии — генетику и биотехнологии. В целом на занятиях по естественным наукам стало больше практики, чтобы ребята могли применять полученные знания в жизни. Теперь уроки труда снова будут проходить в традиционном формате практических занятий; дополнительно во внеурочное время школьники будут заниматься общественно полезным трудом — законопроект об этом был принят 20 июля; «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — дисциплина будет преподаваться в 5—9 классах и станет продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который изучают в начальных классах; занятия по профориентации будут проводиться еженедельно у учащихся 6—11 классов. Целью этих уроков было объявлено формирование кадрового резерва в востребованных областях: школьникам помогут определиться с выбором профессии и расскажут о востребованных специальностях в разных областях. Занятия будут проходить в формате классного часа, где ребята будут защищать проекты, вести дебаты, проходить онлайн-диагностику и получать консультации психолога; ОБЖ заменит курс «Основы безопасности и защита Родины», о нём расскажем подробнее далее; во всех школах страны будут созданы школьные театры и спортивные клубы. В то же время некоторые школьные предметы исчезнут из расписания старшеклассников: теперь экологию, экономику, право, астрономию и курс «Россия в мире» будут изучать в рамках других предметов школьной программы. А пока модуль по начальной военной подготовке уже включили в новый учебник по ОБЖ и вводят программу в отдельных регионах страны.
Об этом школьникам и их родителям сообщат педагоги. А вот в детских садах на майские праздники выходные будут, как и у всех остальных — с 28 апреля по 1 мая, а также 4, 5, 10, 11 и 12 мая. Уже совсем скоро нас ждут длинные майские выходные , которые в этом году начнутся раньше обычного. Но отдыхать будут далеко не все.
Единая программа и новые предметы: какие изменения ждут школьников с 1 сентября 2023?
Есть что сказать? Обсуждайте важные новости в группе «А теперь внимание! Как рассказали родители учащихся в Новосибирской области, администрация школы довела до их сведения, что занятия в школах в пятницу и субботу будут сокращены, отменены или переведены в дистанционный режим.
Между первомайскими праздниками и 9 мая большой разрыв, что может быть неудобно для тех, кто любит уезжать на 10 дней за город. На этот раз первомайские праздники начинаются не 1 мая и даже не 30 апреля, а 28 апреля!
При этом до начала праздников всех ждет длинная шестидневная рабочая неделя. В офисах и на производствах трудятся в субботу сокращенный день , а ученики отправляются в школу и учатся по расписанию понедельника. Но если вы не уверены, что именно в вашей школе будут соблюдаться эти требования, стоит уточнить у администрации учебного заведения. Длятся эти праздники 4 дня, с 28 апреля по 1 мая включительно.
Триместры и гибридные каникулы — такое тоже бывает. Они выпадают на начало ноября, Новый год, конец февраля и апрель. Учебных суббот не было.
Из всех вариантов обучения и мне, и дочери больше всего понравился первый — по четвертям. Во-первых, если в первых двух четвертях получил по предмету четверку, еще есть шанс все исправить. С триместрами так не получится.
Во-вторых, когда каникулы совпадают с концом учебного периода, оценки в школе выставляют не позже среды.
Но иногда рабочий график может отличаться от учебного графика. Например, на производствах и в офисах сотрудники с пятидневной рабочей неделей могут работать в субботу, отрабатывая какой-то праздничный день, а дети при этом могут быть освобождены от занятий в субботу. Когда начинаются майские праздники у школьников В 2024 году производственный календарь на май претерпел изменения и выглядит очень непривычно для большинства людей.
Между первомайскими праздниками и 9 мая большой разрыв, что может быть неудобно для тех, кто любит уезжать на 10 дней за город. На этот раз первомайские праздники начинаются не 1 мая и даже не 30 апреля, а 28 апреля! При этом до начала праздников всех ждет длинная шестидневная рабочая неделя.
Новости по тегу: Школа
Детям с инвалидностью намного сложнее, поскольку их особенности заметны всем. Обучение в обычной школе позволяет детям с ОВЗ сформировать социальные навыки, которые будут нужны для дальнейшей взрослой жизни Фото: Школа Федерального ресурсного центра МГППУ — Можно ли, опираясь на зарубежный опыт, сказать, каким должно быть хорошее инклюзивное образование в России? В России пока лишь каждая четвертая школа готова назвать себя инклюзивной. Мы только-только начинаем понимать, из каких «кирпичиков» складывается включающее образование.
Но через 10 лет после законодательного утверждения инклюзивного образования мы уже можем говорить не только о проблемах инклюзии, но и о ее успехах. Тем не менее 10 лет — это немного для такой большой страны, как наша. Хорошо, что Россия пошла по модели сосуществования разных форм обучения «особых» детей.
Чем больше будет возможностей для выбора, тем быстрее каждый из нас найдет то, что ему нужно, и тем больше будет условий для удовлетворения потребностей каждого ребенка в образовании. У нас нет необучаемых детей — мы это декларировали, и это огромный вызов системе образования. Так что когда-нибудь все наше образование станет инклюзивным.
Америке и Италии на это понадобилось 50 лет, Англии — 40. Это серьезный глобальный процесс, и речь не только о трансформации образования. Доступными для людей с инвалидностью сегодня становятся аэропорты, музеи, театры, рестораны.
Идея инклюзии — это великая гуманистическая идея, которая меняет общественные отношения во всех социальных институтах и учит нас всех жить на принципах человеческого разнообразия. Как можно восполнить этот дефицит? Школам не хватает дефектологов, тьюторов, логопедов, психологов, других специалистов.
Но работает система дополнительной профессиональной подготовки, как на уровне повышения квалификации, так и на уровне профессиональной переподготовки учителей. Создан реестр дополнительных профессиональных программ, дана возможность любому учителю, исходя из его профессиональных задач, выбирать ту программу обучения, которую он хотел бы освоить. Важно, чтобы молодежь, которая сегодня заканчивает педуниверситеты, умела работать с разными детьми и пришла в школу.
Чтобы развивать инклюзивное образование, в РФ создали программу дополнительного обучения для переподготовки учителей Фото: пресс-служба Минпросвещения России — Что мешает ускорять эту работу в конкретной школе? Если говорить об обучении кадров в конкретной школе, то это задача руководителя, директора. Он принимает основные управленческие решения, обладает видением, анализирует дефициты, определяет основные тенденции и выделяет приоритеты.
Нужно не только отправлять педагогов на курсы повышения квалификации, но и находить время для профессиональной коммуникации, для поиска дополнительных ресурсов, для самообучения педагогов внутри школы. Это большая система внутренней политики школы. Так что здесь не про ускорение надо думать, а про то, чтобы сделать эту работу культурным принципом, в основе которого — постоянное обучение учителя.
Школа должна уметь разговаривать с родителями, обсуждать с ними сложные вопросы. А инклюзия — вопрос непростой. Это сфера высокого напряжения: она наполнена разного рода противоречиями, трудностями и конфликтами.
Но очевидно, что ситуации в Москве, в Якутске, в Хабаровске очень отличаются. И очень важно, конечно, насколько здесь руководитель школы умеет считать и распределять ресурсы. И умеет анализировать потребности в них. Как технологии меняют образование и рынок труда — Вы знаете примеры, когда ребенок с особенностями идет в инклюзивную школу и настолько в этой среде приближается к норме, что уже практически не отличается от сверстников? Все мы разные. Понятие нормы в психолого-педагогической науке серьезно обсуждается. А человека с особенностями видно всегда. Но я понимаю, о чем вы спрашиваете. Да, есть примеры, когда ребенок в массовой школе настолько социализируется, что его поведение не сильно отличается от других, отличия сглаживаются.
Но мы стремимся не к норме. Мы стремимся к тому, чтобы научить человека жить вместе со всеми, уважая себя и других, понимая свои особенности. Различия обогащают наше общение, совместная деятельность учит нас помогать друг другу. Если вы хотите какой-то конкретный пример, то вот: у нас в университете есть целая начальная школа, в ней 170 учеников с расстройством аутистического спектра. Они приходят к нам в первом классе: кусаются, дерутся, кричат. Через 4—5 лет они уходят в другие школы. Половина — в обычные, половина — в коррекционные. Но они уже готовы встраиваться в социальную среду. Они готовы прийти в массовую школу и через какое-то время полностью в нее интегрироваться.
Они не перестали быть детьми с аутизмом. Просто научились общаться с другими, непривычными для себя людьми. Научились отрываться от руки взрослого, который привел их в школу. Научились преодолевать свои страхи, вступать в контакт с незнакомым человеком. Многому научились. Так что история про инклюзивное образование — это история про индивидуальный маршрут. Про переход ребенка с одного уровня образования на другой: из детского сада в школу, из школы в колледж, из колледжа в вуз. И на каждом этапе детям нужны поддержка, сопровождение. Кстати, многие ребята с инвалидностью сегодня приходят в высшую школу.
Абитуриент с инвалидностью имеет право выбирать пять вузов, так же, как и любой другой выпускник школы.
Серебряная медаль в школе Закон об общественно-полезном труде для школьников предлагает вручать медаль «За особые успехи в учёбе» II степени, если в аттестате выпускника среди итоговых оценок не больше двух отметок «хорошо». Совфед России одобрил этот закон в конце июля. Серебряная медаль будет давать от двух до трёх дополнительных баллов, когда школьник поступает в вуз. С золотой медалью изменений нет — его вручают отличникам. Она даёт от четырех до десяти дополнительных баллов, в зависимости от вуза. Изменения в школах: появится трудовое воспитание и военная подготовка В июле Госдума приняла поправки к закону о трудовом воспитании школьников. Они закрепляют обязанность школьников трудиться.
В зависимости от возраста ученики будут: убираться в классах; сажать деревья на школьной территории; шить театральные костюмы; помогать в библиотеке. В декабре 2022 года Минпросвещения России утвердило федеральную образовательную программу для школ. Прежде всего в ней предусмотрена начальная военная подготовка НВП. Среди тем НВП: строевая подготовка и воинское приветствие; оружие пехотинца и правила обращения с ним; автомат Калашникова — основы и правила стрельбы; устройство и принцип действия ручных гранат; действия в современном общевойсковом бою; средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи в бою; сооружения для защиты личного состава. Кроме того, в онлайне можно будет сдать итоговое собеседование. Его дату перенесут с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля. Если есть уважительная причина, ученики 9 и 11 классов смогут изменить перечень предметов и сроки сдачи экзаменов. Согласно изменениям, ученики, которые сдавали экзамен в основной период, обязаны получить результаты не позднее десяти календарных дней после его проведения.
В дополнительный период и в резервные сроки это ограничение составит пять дней. Девятиклассники, которые не смогли сдать ОГЭ в сентябре, в следующем году смогут изменить предметы. Одиннадцатиклассники, которым предстоит ЕГЭ , смогут менять уровень экзамена по математике с базового на профильный, либо наоборот. Также можно будет менять и пополнять список предметов для сдачи, но аттестацию по ним придётся проходить в резервные сроки.
Специалисты организации разработали единый стандарт помощи — готовые алгоритмы действий для учителей в проблемных ситуациях. Лариса Савина, педагог-психолог : «Этот стандарт включает описание методик с научно доказанной эффективностью».
Все эти методики получены в результате исследований, проведенных в десятках школ. Как говорят сами учителя, работать с такой подсказкой стало намного проще. Надежда Демьянова, учитель начальных классов: «Когда ты видишь, как ребенок страдает от шума, когда он закрывает ушки, ты переживаешь вместе с ним. В этот момент сложно. Но ты абстрагируешься, начинаешь работать по правилам, и ему становится комфортней, и тебе становится комфортнее». Теперь, когда есть единый понятный стандарт помощи, шансы на нормальную жизнь появляются у маленьких жителей маленьких городов, где обычно не хватает специалистов.
Ведь практика показала, дети с аутизмом могут и учиться, и решать сложные формулы, и бегать на коньках, и петь, и танцевать.
Все материалы
- Минпросвещения РФ – последние новости
- Глава СПЧ предлагает запретить прием не говорящих по-русски детей в школы России
- До какого числа осенние каникулы: когда школьники выходят на уроки, 6 или 7 ноября 2023 года
- 23 апреля 2024
- Последние новости о школах в России и мире - РТ на русском
Заработает «золотой стандарт» образования
- Минпросвещения РФ – последние новости
- Осенние каникулы в 2023 году: дадут ли школьникам дополнительные дни отдыха
- Назад в будущее: что изменится в российских школах
- * По версии редакции «Блокнота»
Отменили занятия в школах Магнитогорска 14 декабря, но не для всех
ГОСТИ Наталия Сченснович кандидат педагогических наук, учитель иностранных языков Зачем учиться в школе? Ученики школы в Нижневартовске потребовали больше выходных дней на майские праздники. Школьники отдыхают всего два дня — 1 и 9 мая. Нет режима и нет той ответственности, которая присутствует, когда все-таки ребенок учится в школе очно. Ученики школы в Нижневартовске потребовали больше выходных дней на майские праздники. Школьники отдыхают всего два дня — 1 и 9 мая. Согласно приказу Министерства просвещения учащиеся 6–8-х классов больше не будут изучать обществознание.
Дети в школу не пойдут: начало учебного года перенесли на 11 сентября
О том, чему будут учить в школе и кто конкретно, расскажут обновленные сайты образовательных учреждений. В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах. Информацию об отмене занятий необходимо разместить на официальных сайтах школ, электронных дневниках, родительских чатах не позднее сегодняшнего вечера”. Оказывается, чтобы дети были в безопасности, младшие классы пойдут учиться в школу с 11 сентября. Школа без конфликтов: в Москве прошел Форум волонтеров школьных служб примирения.
Что будет со школьной программой в сентябре 2023 года. Главное
Серебряная медаль в школе Закон об общественно-полезном труде для школьников предлагает вручать медаль «За особые успехи в учёбе» II степени, если в аттестате выпускника среди итоговых оценок не больше двух отметок «хорошо». Совфед России одобрил этот закон в конце июля. Серебряная медаль будет давать от двух до трёх дополнительных баллов, когда школьник поступает в вуз. С золотой медалью изменений нет — его вручают отличникам.
Она даёт от четырех до десяти дополнительных баллов, в зависимости от вуза. Изменения в школах: появится трудовое воспитание и военная подготовка В июле Госдума приняла поправки к закону о трудовом воспитании школьников. Они закрепляют обязанность школьников трудиться.
В зависимости от возраста ученики будут: убираться в классах; сажать деревья на школьной территории; шить театральные костюмы; помогать в библиотеке. В декабре 2022 года Минпросвещения России утвердило федеральную образовательную программу для школ. Прежде всего в ней предусмотрена начальная военная подготовка НВП.
Среди тем НВП: строевая подготовка и воинское приветствие; оружие пехотинца и правила обращения с ним; автомат Калашникова — основы и правила стрельбы; устройство и принцип действия ручных гранат; действия в современном общевойсковом бою; средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи в бою; сооружения для защиты личного состава. Кроме того, в онлайне можно будет сдать итоговое собеседование. Его дату перенесут с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля.
Если есть уважительная причина, ученики 9 и 11 классов смогут изменить перечень предметов и сроки сдачи экзаменов. Согласно изменениям, ученики, которые сдавали экзамен в основной период, обязаны получить результаты не позднее десяти календарных дней после его проведения. В дополнительный период и в резервные сроки это ограничение составит пять дней.
Девятиклассники, которые не смогли сдать ОГЭ в сентябре, в следующем году смогут изменить предметы. Одиннадцатиклассники, которым предстоит ЕГЭ , смогут менять уровень экзамена по математике с базового на профильный, либо наоборот. Также можно будет менять и пополнять список предметов для сдачи, но аттестацию по ним придётся проходить в резервные сроки.
Обучающимся было приятно видеть результаты своего труда, так как каждый внёс в благородное дело частичку своей души. Субботники - это возможность сделать доброе дело, они сплачивают школьный коллектив, воспитывают у учащихся патриотические чувства, гордость за свою проделанную работу, за свою любимую школу.
Именно за счет этих переработок, двух ставок и огромного количества дополнительных часов школы как-то и закрывают отчетность. Если работать на 2 ставки — такое преподавание будет близким к халтуре. А ведь так работают в России подавляющее число учителей». МЭШ или трэш?
К уже существующим проблемам добавилась и демографическая: всплеск рождаемости в России в 2008—2016 годах привел к тому, что детей в классах сейчас больше, чем раньше. Некоторые учителя жалуются, что в некоторых классах число учеников превышает 40 человек. И при этом учителя жалуются на снижение стоимости ученико-часа. Такую величину в ряде регионов используют для расчёта окладов. С чем это связано, выяснить нам так и не удалось. Вместе с тем известно, что школы получают фиксированное подушевое финансирование, а количество школьников ежегодно растёт.
Почему не растут при этом зарплаты? Многие связывали надежды с электронными сервисами — такими как МЭШ. Но эксперимент успешным назвать нельзя. От нас требуют учить с использованием современных технологий, хотя технологии эти есть в основном в крупных городах. Поэтому МЭШ можно считать московским достижением, его активно распространяют исключительно в столице, чтобы как-то окупить затраты», — рассказывает Дмитрий Казаков. Она отнимает много времени, как и профориентация, работа с конструктором для составления новых единых учебных программ.
Дети понемногу знакомятся с основами, но, кроме этого, учатся оказывать первую помощь, что, согласитесь, очень важно, и они получают практические навыки. Также важны элементы НВП, особенно для парней. С 1 сентября на уроках начальной военной подготовки старшеклассники будут изучать основы боевого применения беспилотников.
Мы в мае провели курсы именно по начальной военной подготовке. Теперь у нас стоит задача — комплектование кабинетов «Основы безопасности и защита Родины» в школах, чтобы они были полностью подготовлены под все эти аспекты. Ждем федеральные рекомендации.
Было такое у нас в школах! И строевая подготовка? Вообще, я лично считаю, что она очень важна и нужна, в первую очередь для воспитания чувства коллективизма, координации собственного тела, поведения во внештатных ситуациях и др.
Как это будет выглядеть? Тесты, рассказы о профессиях? В 6—11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия — мои горизонты».
Обычно практика такая: когда федералы дают программу, там уже все расписано. Но все равно есть возможность школе вносить определенные коррективы в том, что больше подходит на данный момент для детей, и какие-то возможности использовать вокруг школы. Например, у родителей интересные профессии, посетить какое-то предприятие и т.
У нас есть школьные автобусы, которые по заявкам школ могут отвезти учеников. Это что? Например, при переводе из одной школы в другую, из улуса в другой улус и т.
Раньше было несколько программ и школы выбирали, по какой из них они будут учить. Были разные варианты учебного планирования. И детям, конечно, было сложно, когда их переводили.
Также сложно в плане измерения качества образования, ведь процесс шел по принципу «кто в лес, кто по дрова». И вот сейчас все детские сады и школы будут работать по единой федеральной образовательной программе и обновленным федеральным государственным образовательным стандартам. Мы всей страной учились по одним и тем же учебникам, по одной и той же программе.
И на самом деле такой возврат упростит процесс образования. Вот те же учебники, их же множество по каждому предмету.