В последний раз Святейший Патриарх Кирилл видел отца Ермогена, когда четыре года назад владыка Евсевий пригласил его во Псков. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх.
Другие материалы раздела
- Другие материалы раздела
- Проповедь в день памяти святителя Ермогена /
- Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского
- Священномученик Ермоген
- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена
«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене
«За молитву надо бороться» | Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. |
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена | Что же эта за тьма искушений и бед, которую разогнал своими светозарными лучами святитель Ермоген? |
Проповедь в день памяти святителя Ермогена / | В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. |
Ермоге́н Московский и всея Руси: житие, иконы, день памяти | 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. |
«За молитву надо бороться» / Монастырский вестник | О, преславный угодниче Божий, святителю отче наш Ермогене. |
25 мая — день памяти священномученика Патриарха Ермогена
При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. Церковь чтит память Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца. Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. О, преславный угодниче Божий, святителю отче наш Ермогене.
Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Смутное время
25 мая. О верности Богу и Отечеству святого патриарха Ермогена | Вечером по всей Москве снова совершены всенощные бдения, всецело посвященные прославлению святителя, Ермогена. |
Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву | В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. |
Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского | Сюжет «Святителя» разворачивается вокруг фигуры знаменитого исторического деятеля — святого патриарха Ермогена, бывшего митрополита Казанского. |
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая память 6 декабря и 9 мая. Во время служения будущего патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III.
Дивеево, ул.
Владиславу, Е. Большую известность приобрела икона Е. Согласно надписи, она была создана «усердием хоругвеносцев Большого Успенскаго собора и принесена в дар оному» Серафим Кузнецов , игум. Торжество Долга: Прославление свят. Патриарха-патриота Ермогена и майские торжества в 1913 г. Кунгур, 1914. Успенского собора Николаем Любимовым, с ней совершались крестные ходы, что зафиксировано на фотографиях. Он стоит на площадке лестницы при спуске в подклет чудовского собора , за ним собор арх. Михаила Чудова мон-ря, слева виден кремлевский Успенский собор, справа вверху - Казанская икона Божией Матери, к-рую несут ангелы.
Сохранилась акварель Васнецова 1913 г. Апреля 20» Дом-музей В. Васнецова; впервые опубл. Характерные черты лика с большими живыми глазами и удлиненным носом с морщинами около них обнаруживают сходство с портретным изображением в Титулярнике 1672 г. Большие иконы Е. Рыбаковым в 1912 г. Соколовым в 1913 г. Последняя, с мощевиком, исполнена «усердием богомольцев Чудова монастыря, членов братства святителя Алексия» и имеет клейма жития Е. Пашковых в Москве и вложенная в синодальную патриаршую ц.
Двенадцати апостолов в Московском Кремле А. Воробьёвой ГММК. В икону «усердием и иждивением архимандрита Арсения, синодального ризничего» вставлен мощевик с 8-конечным крестом на внешней пластине с частицей св. Образ с надписью внизу: «Викторъ Васнецовъ 1913 г. Апреля 20. Копiя» - находится в московской ц. Сюда он попал, вероятно, из находящегося неподалеку Троицкого храма - подворья ТСЛ, рядом с к-рым стоял дом Васнецова. Очевидно, к этому произведению относится свидетельство художника в письме 1923 г. Рака для мощей сщмч.
Проект худож. Вашкова Рака для мощей сщмч. Вашкова На фоне Чудова мон-ря Е. Одна из них 1915 , согласно надписи на нижнем поле, «сооружена усердием прихожанина Илии Власовича Челышева и приложена ко храму Введения Б[огороди]цы села Черсева 1915-го года сен[тября] 26-го дня» Казанский собор на Красной пл. Нек-рые иконы вставлялись в красивые поля-рамы в стиле модерн с имитацией цветных эмалей ГМИР , как на иконе 10-х гг. Маркова, см. Астрахань: Иконы, коллекции, открытия. Астрахань, 2004. Августину в день ангела.
Иконы этого извода получили широкое распространение икона из кафедрального собора Сошествия Св. Духа в Минске. Этот образ, исполненный на бумаге углем, экспонировался на выставке картин художника в Историческом музее в 1912 г. Выставка картин В. Васнецова: Ист. Сохранился подобный образ углем 1911 г. Образ Е. Он изображен в кафтане и белом клобуке, опирающимся на посох, с высоко поднятой в двуперстном благословении десницей. На чурбане - сноп пшеницы и длинный развернутый свиток со словами благословения Е.
Внизу надпись: «Святейшiй Гермогенъ Патрiархъ, всеа Россiи, въ заточенiи въ подземельи Чудова монастыря. Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. Александром Хотовицким Л. Титовой , в фотокопиях Дом-музей В. Первый храм во имя Е. На зап. Устроенъ усердiемъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ ознаменованiе 300-летiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго царствованiя Госуд.
Зодчiй Н. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Собранiя и Русск. Союза протоiерей Iоаннъ Восторговъ» Доклад Н. Яныченко «Храм в память Св. Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в. Здесь находились новописаные иконы Е. Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.
Богородицы на Рву, одно из них исполнено в 1913 г. Скворцова частное собрание. Иногда фигура стоящего на орлеце Е. Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве. В 10-х гг. Ермолая предположительно тезоименитый святой Е. Редкий извод иконографии - на небольшой иконе в форме гробовой крышки с фигурой Е. После прославления тиражировались и живописные композиции, цветные открытки худож. Зворыкин с изображением заключенного в темницу Е.
К торжественному открытию в 1914 г. Николай II устроил на свое иждивение большую драгоценную серебряную раку, в ней находился кипарисовый гроб с серебряными чеканными ручками и крышкой на серебряных петлях, легко вынимавшийся для шествия во время крестных ходов Георгиевский. Проект раки принадлежал худож. Вашкову, к-рый пользовался советами Васнецова. Наблюдение за исполнением работ было возложено на кн. Кипарисовый гроб и рака изготовлены фирмой Оловянишникова. Боковые стенки раки были обиты чеканным серебром и украшены драгоценными камнями. Мотивы вьющихся растительных орнаментов и характер вязи надписи текст тропаря на крышке: «Российския земли первопрестольниче…» напоминали панагию Е. На боковой стенке раки в центре было изображение Голгофского креста, над ним на крышке располагалась серебряная пластина с поясным изображением в технике перегородчатой эмали благословляющего святителя с Евангелием в левой руке.
Рака была изъята из Успенского собора Кремля в 1922 г. Местонахождение раки неизвестно скорее всего она была переплавлена , сохранилась пластина от ее крышки ГММК. Перед ракой стоял массивный подсвечник, изготовленный ок. Серебряная утварь моск. Казанской иконы Божией Матери в Вырице Сщмч. Александры Феодоровны для св. На скрижалях мантии из серо-зеленого репса в традициях древнерус. Ермогена вместе со сщмч. Белый клобук с серебряными золочеными дробницами на воскрылиях повторял форму клобука патриарха Филарета Романова.
На очелье клобука Е. Александра Феодоровна Открытие мощей свт. Ермогена: 1914 г. На дробницах - резные изображения святых, тезоименитых мученикам царю Николаю II, царице Александре и их детям, а также ангела-хранителя. На бархатной епитрахили, шитой разноцветными шелками и золотными нитями с завитками из перламутра на фоне, выполнены изображения московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и 6 золоченых круглых дробниц с гравированными изображениями 6-крылых серафимов. Внизу в 4 строки крупная надпись вязью: «Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы» и «Будите оубо мудри яко змия, и цели яко голубiе» Ин 10. Особое распространение получили небольшие иконы Е. На обороте одной из них, с поясным изображением благословляющего Е. Прикладывался к Мощам св.
Ермогена, на которых освятил сию икону, ныне купленную» ЦМиАР. Оптина Пустынь» 1913, Самарский епарх. Многие из них выполнены московскими или мстёрскими мастерами на золотом гравированном фоне с характерной миниатюрной моделировкой личного и «золотопробельным» письмом одежд 10-е гг. Встречаются и варианты на цветных фонах, написанные в традициях иконописи кон. Почитание Е. Только в описи ризницы Успенского собора Московского Кремля 1922 г. После канонизации изображения Е. Кроме того, они встречаются в циклах образов новопрославленных святых, напр. Казанской иконы Божией Матери в Вырице ок.
Трех святителей «Гольберговской» в Харькове 1913-1915, худож. Вместе с фигурами др. Богородицы на иконе-пяднице 10-х гг. Николая Чудотворца в Толмачах в Москве, Троицкая ц. ЦМиАР Во 2-й пол. Вместе с Московскими святителями Е. Иулиании Соколовой , созданных после 1959 г. Афанасия Сахарова , нач. Илии во 2-м Обыденском пер.
Иоасафа Белгородского трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ , в восстановленной после пожара росписи 1987-1988 гг. Богородицы МДА среди рус. Ватагиной ц. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др. К освящению Казанского собора на Красной пл. Зинона Теодора 1990 г. Петр, митр. Московский, прп.
Сергий Радонежский, выше - царевич мч. Димитрий, прп. Алексий, человек Божий, прп. Михаил Малеин и мч. Парная икона патриархов Е. Тихона в мантиях, с жезлами , предстоящих Казанскому образу Божией Матери в небесном сегменте, находится в иконостасе юж. Для издававшихся с сер. Вячеславом Савиных и Н. Шелягиной был создан рис.
Гермогена, Патр. Гермоген - Патр. Новопрославленный святитель свят. Ермоген - Патр. Рака и облачение для мощей свт. К торжеству перенесения частицы св. Ермогена из Большого Успенского собора в Ермолаевскую ц. Васнецов: Письма. Kutschinski, J.
История города в его святынях. Благочестивые обычаи. Верещагина, С. Ермогена, патр. Новый век в религ. Тихона Емельянова. Москва В. Васнецова: История души художника. ГИМ: Кат.
А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново. Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас — неизвестно.
2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы. И потому Успенский собор Московского Кремля, главный храм Святой Руси, и есть то место, где мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем, о всей Руси, о преодолении расколов и разделений на Русской земле, о воссоединении народа нашего и укреплении единой Русской Православной Церкви, Матери всего многонационального народа нашего и даже тех, кто, может быть, не в полной мере причисляет себя к Православию, но через духовно-культурную традицию, созданную, вскормленную, охраняемую Церковью, получает то, что из любого другого источника получить невозможно. И то, что Церковь, пройдя через особые испытания страшного Смутного времени, сохранила во всей полноте свою роль для судеб народа, во многом заслуга старца-Патриарха, который не убоялся ни холода, ни голода, ни самой смерти, но, как и подобает Предстоятелю Церкви, остался вместе со своим народом, вместе со своей Церковью и, конечно, с Господом, Который и укреплял его на этом исповедническом и мученическом пути. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь от всякого зла, от всяких искушений и соблазнов землю Русскую, Церковь нашу и каждого, кто с верой притекает к его заступничеству и помощи.
Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем 02. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом.
В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику...
Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского.
"Православный календарь": день памяти священномученика Ермогена
Отныне его титул стал звучать как митрополит Казанский и Свияжский. В заботах о епархии, святитель Ермоген не отрывал миссионерскую деятельность от просветительства. Выше уже говорилось об открытии типографии в Казани — деле на Руси, а тем более вдалеке от столицы, не только новым, но и новаторским. Она стала третьей после Москвы и Александровой слободы, учрежденных Иваном Грозным. Можно сказать, что именно в Казани святитель показал свое понимание подвига: просветительство и мученичество за веру для него были неотделимы от ратного подвига. В 1595 году митрополит Ермоген с благословения Патриарха Иова провел обретение мощей и канонизацию просветителей Казани — архиепископов Казанских Гурия и Германа и епископа Тверского Варсонофия. А вместе с канонизацией Казанских мучеников Иоанна, Петра и Стефана, принявших смерть за нежелание отказаться от веры 1592 , впервые стало совершаться особое поминовение воинов — христиан, павших во время взятия Казани в 1556 году Смерть царя Федора Иоанновича 1598 застала святителя Ермогена в Москве. Пресечение правящей династии поставило всех перед нелегким выбором нового государя. Вместе с другими иерархами святитель участвовал во всенародном молении у стен Новодевичьего монастыря, прося Бориса Годунова вступить на престол, присутствовал он и на Земском соборе, избравшем Бориса Годунова царем.
И здесь важно подчеркнуть самое важное обстоятельство, определившее дальнейшие поступки святителя: острое понимание того, что после пресечения династии залогом устойчивости государства является законно избранная власть православного царя. В 1603 году монах-расстрига Юрий Отрепьев в иночестве Григорий , выдавший себя в Речи Посполитой за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, сына и наследника Ивана Грозного, в сопровождении небольшого отряда поляков перешел границу Руси. Усилия Бориса Годунова остановить его продвижение к Москве были напрасны. Самозванца признали законным правителем. С его появлением скрытая гражданская война, не выходившая за пределы интриг отдельных кланов в борьбе за власть, стала перерастать в открытую фазу или, говоря проще, в масштабные вооруженные столкновения. Началась мрачная эпоха нестроения государства и Церкви. Патриарх Иов, державшийся определения Освященного Собора, признавшего Отрепьева самозванцем и предавшего его анафеме, не признал новоявленного правителя. Уже 24 июня, через три дня после вступления в Москву, самозванец собрал правящих архиереев и потребовал сместить святителя Иова по причине его старости и слепоты и избрать нового главу Церкви — архиепископа Рязанского Игнатия.
Грек по происхождению, он первым из архиереев признал «истинность» царя еще на пути в Москву. Архиереи подчинились, и святитель Иов отправился в ссылку в Старицу. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана что было прерогативой Священного Собора. Избрание же Игнатия проводил собор архиереев с подачи царя, что противоречило и церковным канонам, и светскому законодательству решение не было утверждено Боярской думой. К тому же по Москве упорно ходили слухи, будто новый глава Церкви является униатом и будет немало способствовать насаждению католичества в России. Лжедмитрий полагал, что лояльность архиереев можно купить. На следующий день после назначения Игнатия Патриархом он учреждает сенат, куда помимо Речи Посполитой включает не только представителей знатнейших боярских родов, но и всех русских архиереев. Одно из первых мест достается митрополиту Казанскому и Свияжскому Ермогену.
Вызванный в Москву, святитель не стал послушным исполнителем воли самозванца. Уже в конце лета или начале осени 1605 года, накануне приезда «гордой полячки» Марины Мнишек, невесты Лжедмитрия, Ермоген вместе с епископом Коломенским Иосифом которому также принадлежало одно из первых мест в сенате заявил царю, что его брак будет беззаконным, поскольку его избранница не крещена в православие. Подчеркнем, что предстоящую женитьбу православного царя на ревностной католичке святитель Ермоген воспринял как извращение природы царской власти. Его требование поддержали и многие настоятели московских храмов. Сначала самозванец пошел на уступки и испросил разрешения у находившегося в Москве папского нунция разрешения, чтобы Марина Мнишек хотя бы внешне соблюдала православную обрядность. В этом вопросе он нашел горячую поддержку у Патриарха Игнатия. Но, поскольку святитель Ермоген оставался непреклонным, а Рим настаивал на сохранении вероисповедания невесты, Лжедмитрий решил действовать испытанным способом: лишить непокорного архиерея сана, сослать в Казань и заточить в одном из отдаленных монастырей. Был поднят и компромат, сохранившийся в делах приказа казанского дворца: доносы на святителя, «кои на него с Казани русские люди делали».
План не удался. Святителя спасла отдаленность Казани и последующие события. Самозванец погиб. Почти сразу же Игнатий был сведен с престола Архиерейским Собором. Государство осталось без царя, а Церковь — без Патриарха. Василий Шуйский был «наречен» на царство неожиданно быстро — 19 мая. На следующий день по стране были разосланы крестоцеловальные клятвы о его восшествии на престол. Собственно говоря, слабость Василия Шуйского как правителя заключалась в том, что он не был, подобно Борису Годунову, избран Земским собором, а получил трон на второй день после убийства Лжедмитрия «за прошеньем… Освященного Собора, и за челобитьем бояр и околничих, и дворян, и всяких людей Московского государьства».
Иов не поддался искушениям Лжедмитрия, оставшись верным пониманию того, что есть для России государственная власть, и стал жертвой власть имущих. Гермоген, сохранивший верность своему народу, своей стране, пал жертвой власть имущих. И Тихон, Патриарх Московский, который в тяжелейшие годы смуты XX века возвысил свой голос и говорил правду, пал жертвой сильных мира сего. Это ли не пример пророческого служения Русской православной церкви, которая на протяжении веков, сохраняя верность Христу, своему призванию, пастырской ответственности за весь народ, совершала свое служение во благо веры, Церкви и Отечества! Мы наследники наших великих пращуров, мы наследники Святителей Иова, Ермогена и Тихона.
И в наше непростое время, опираясь на эти великие примеры истории, мы взываем ко Господу, чтобы Он и Церкви русской XXI века дал силу и разумение хранить верность Богу, любовь к народу, национальное самосознание, воспитывая в этом наш народ. Мы чувствуем - как в то время, так и сейчас - глубинную связь именно с народом нашим, тем самым народом, которого не стесняются оскорблять, которого считают неспособным к принятию решений, легко управляемым, слабым, подверженным порокам. В глубине народной жизни хранится вера православная, а вместе с ней - и верность Отечеству. И потому Церковь, находясь в единстве со своим народом, молясь за него, продолжает то служение, которое осуществляли великие московские Патриархи. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов, но также и власти наши, и народ наш. И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.
Он засвидетельствовал нетление мощей и составил жития святителей, а над местом погребения их приказал построить новую каменную церковь. В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол.
Служить ему пришлось в сложный для Русского государства период — захват московского престола Лжедимитрием I и нашествие польского короля Сигизмунда III. Патриарху пришлось противостоять врагам Отечества, желавшим искоренить Православие и поработить русский народ, насадив униатство и католичество. Патриарх Ермоген открыто обличал захватчиков и возбуждал русский народ к освобождению Родины и избранию законного русского царя. Поляки с помощью изменников свергли святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заточили в Чудовом монастыре.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления священномученика Ермогена
Житие Ермогена Московского Донской казак Ермолай родился примерно в 1530 году. Юноша стал монахом под именем Гермоген. После полувека в качестве архимандрита он стал служить в казанском Спасо-Преображенском монастыре, а через семь лет занял местную митрополичью кафедру. При нем в конце 70-х годов XVI века явилась миру чудотворная Казанская икона Богородицы, которую Ермоген перенес в храм святого Николая. В составленном самолично сказании он описал, как жители Казани обрели чудотворную икону, и какие чудеса она совершает.
В начале 90-х годов местные татары приняли от Ермогена обряд крещения в кафедральном соборе. В середине 90-х при святителе были обретены мощи, принадлежащие казанским чудотворцам — епископу тверскому Варсонофию и первому архиепископу Казанскому Гурию. Гермоген работал над их житием. В 1606 году он стал патриархом Московским и всея Руси.
В это же время польский король Сигизмунд III и самозванец Лжедимитрий вторглись на Русь для навязывания людям католичества и униатства, а также искоренения православия.
Когда предавшийся полякам боярин Михайло Салтыков бросился на него с ножом, святитель Ермоген осенил его крестным знамением и промолвил: Сие знамение против ножа твоего. К тому времени обнаружилось все коварство поляков: о переходе королевича Владислава в Православие не было и речи, и уже не он, а сам хищный король Сигизмунд стремился захватить российский престол.
Тогда Патриарх Ермоген своими посланиями освободил народ от клятвы Владиславу и призвал верных на святое дело освобождения Отечества. Предатели-бояре умоляли святителя остановить движущуюся на них грозу народного ополчения, но он ответствовал: Все смирится, когда вы, изменники, со своими ляхами исчезнете, но видя ваше злое господство, в святых храмах Кремлевских оглашаясь латинским пением, благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви. Непреклонность Патриарха Ермогена вызвала ярость изменников и поляков.
Престарелый святитель был брошен в подземелье Чудова монастыря, его морили голодом — издеваясь, бросали ему в темницу вместо пищи овсяную солому. До самой кончины святого старца враги пытались сломить его упорство угрозами, но он, указывая на небо, отвечал им: Боюся Единого, там живущего. Двое отважных благочестивых людей, боярин Роман и мещанин Родион, рискуя жизнью, тайно посещали Патриарха в его заточении.
Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы — Православной России. В начале 1611 года это послание было принесено в Нижний Новгород, и оттуда народное ополчение двинулось освобождать Москву. Земное житие святого Патриарха прервалось ранее торжества внявших его призыву верных сынов Отечества.
Святитель Ермоген скончался в темнице от голода. Сбылось чаяние подвижника Божия, отвечавшего на вражьи угрозы: Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину.
И уже в Царствии Небесном перед Престолом Всевышнего священномученик Ермоген просил о даровании победы воинам Христовым, шедшим освобождать Россию. Когда войска князя Пожарского вошли в освобожденную Москву, доблестное воинство оплакало мужественного печальника о земле Российской, священномученика Ермогена, взывая: Покажите нам могилу отца нашего! Покажите нам могилу начальника нашей славы!
Мощи Патриарха Ермогена обретены нетленными и благоухающими, во свидетельство великой славы его в Царствии Небесного Отца, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих Ин. Те испытания, которые ныне выпали на долю нашего Отечества, нередко сравнивают со Смутным временем. Но нет!
Люди уступили свои жилища зверям.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью, но никакие угрозы не могли сломить его. Уже из заточения патриарх Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и, не дождавшись освобождения, скончался мученической смертью от голода 17 февраля 1612 года. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор, где святые мощи пребывают и ныне. Частица святых мощей святителя Ермогена хранится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря. Тропарь священномученика Ермогена, глас 4-й Российския земли первопрестольниче и неусыпный о ней к Богу молитвенниче, за веру Христову и паству твою душу свою положив, страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш.
Так, Борис Годунов до своего избрания на царство казался «идеальным правителем», самым умным политическим деятелем своего времени — на троне этот властолюбец, запятнанный убийством святого отрока, сделался мрачным тираном, приведшим страну на край пропасти. Затем бояре избрали править Россией еще одного «талантливого политика» — Василия Шуйского, бывшего соучастником Бориса в сокрытии истины об убийстве царевича Димитрия. Царствование Василия было недолгим и бесславным. Продиктованный политическим расчетом союз с иноверцами-шведами, против которого восставал святитель Ермоген, привел к усугублению смуты. И наконец, попытка бояр опереться в борьбе с мятежом на сильную Польшу — предложение русского престола королевичу Владиславу — повлекло за собой польскую интервенцию. Лишь чудо Господне спасло державу от окончательной гибели. А возрождение России началось не при «умных политиках» и «крепкой власти», но в царствование совсем юного Михаила Романова, соборно избранного всем русским народом Божиим. Воистину Дух Божий почил на этом избрании. Патриарх Ермоген стал той несокрушимой скалой, о которую разбивалось лукавое суемудрие тех, кто готов был предать святыню веры ради своекорыстия или «государственных интересов». Бояре-изменники знали, что без благословения Первосвятителя Церкви Российской могут разрушиться их хитрые замыслы, что лишь слово Патриарха может отвратить от них зреющий гнев народа Божия. Сладкой лестью и грубыми угрозами пытались они вовлечь святителя Ермогена в свои темные дела. Но за медом их речей святой Патриарх провидел горчайший яд отступничества, а страх перед мучениями и смертью был неведом угоднику Божию. И всякий раз, когда за замыслами боярского «временного правительства» вырисовывалась опасность для святыни веры, раздавалось твердое слово святителя Ермогена: Не благословляю. Когда предавшийся полякам боярин Михайло Салтыков бросился на него с ножом, святитель Ермоген осенил его крестным знамением и промолвил: Сие знамение против ножа твоего. К тому времени обнаружилось все коварство поляков: о переходе королевича Владислава в Православие не было и речи, и уже не он, а сам хищный король Сигизмунд стремился захватить российский престол. Тогда Патриарх Ермоген своими посланиями освободил народ от клятвы Владиславу и призвал верных на святое дело освобождения Отечества. Предатели-бояре умоляли святителя остановить движущуюся на них грозу народного ополчения, но он ответствовал: Все смирится, когда вы, изменники, со своими ляхами исчезнете, но видя ваше злое господство, в святых храмах Кремлевских оглашаясь латинским пением, благословляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви. Непреклонность Патриарха Ермогена вызвала ярость изменников и поляков. Престарелый святитель был брошен в подземелье Чудова монастыря, его морили голодом — издеваясь, бросали ему в темницу вместо пищи овсяную солому. До самой кончины святого старца враги пытались сломить его упорство угрозами, но он, указывая на небо, отвечал им: Боюся Единого, там живущего. Двое отважных благочестивых людей, боярин Роман и мещанин Родион, рискуя жизнью, тайно посещали Патриарха в его заточении.
«За молитву надо бороться»
При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. он не мог предать Православную веру. Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. он не мог предать Православную веру.
Исторический подвиг священномученика Ермогена
По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения. В федеральный прокат вышел художественно-документальный фильм «Святитель», посвященный священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. В федеральный прокат вышел художественно-документальный фильм «Святитель», посвященный священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Одни считают его донским казаком, другие приписывают ему родство с князьями. Доктор исторических наук Дмитрий Володихин предполагает, что будущий святитель — выходец из семьи небогатых дворян или посадских людей, который подался в казаки, а потом принял духовный сан. Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Тогда будущий патриарх служил приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая в Казани. По благословению архиерея Иеремии Ермоген с крестным ходом перенес образ с места обретения в храм Николы Тульского.
Много лет спустя он подробно описал события того дня в «Сказании о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Согласно его свидетельствам, тогда рядом с образом совершилось 16 чудес. В 1587 году Ермоген принял монашеский постриг и через год стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. А уже в мае 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским.
На этой кафедре он вел активную миссионерскую деятельность, обращая в христианство язычников и мусульман. Он неустанно читал проповеди, организовывал строительство храмов, а также присутствовал при обретении мощей святых архиепископа Казанского Гурия и епископа Тверского Варсонофия. Эксперты рассказали, почему икона Богородицы Казанской является символом Дня народного единства На патриарший престол Ермоген взошел в 1606 году, после того как князь Василий Шуйский низверг Лжедмитрия I, незаконно пришедшего к власти. Новый глава церкви оказывал царю поддержку, призывая свою паству молиться за истинного царя.
Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.
Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»...
Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
From now on, this 55-minute-long movie will play at movie theaters across Russia. The Patriarchal Council on Culture and the Synodal Department for relations with society and the media endorsed its distribution.