Орган власти: ФСТЭК России, Вид документа: Приказ, Номер: 31, Дата принятия: 19.02.2018, Актуальный текст. Итак, 30 июня Минюстом был зарегистрирован долгожданный приказ ФСТЭК №31 от 14.03.2014 по защите АСУ ТП. Приказ ФСТЭК России № 229 от 11.12.2017 «Об утверждении формы акта проверки, составляемого по итогам проведения госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ». Приказ №31 продолжает курс ФСТЭК по унификации требований по защите информации и информационных систем (а теперь еще и АСУ ТП).
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля"; основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р. Профилактические мероприятия осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий 5. Целями проведения профилактических мероприятий являются: предупреждение и сокращение количества нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований; повышение прозрачности деятельности ФСТЭК России при осуществлении экспортного контроля; снижение административной нагрузки на подконтрольных субъектов; создание мотивации у подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям. Основными задачами профилактических мероприятий являются: формирование у всех подконтрольных субъектов единого понимания обязательных требований в области экспортного контроля и порядка их соблюдения; инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов, оценка состояния подконтрольной среды; выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной среды 8. Текущее состояние подконтрольной среды характеризуется увеличением количества подконтрольных субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров работ, услуг , информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и или совершении террористических актов.
Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты.
Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления. При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления. В случае выявления уязвимостей в автоматизированной системе управления, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и при необходимости принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится до ввода автоматизированной системы управления в промышленную эксплуатацию на этапах, определяемых заказчиком. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний автоматизированной системы управления в целом с учетом ГОСТ 34.
В ходе приемочных испытаний должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям. В качестве исходных данных при приемочных испытаниях используются модель угроз безопасности информации, акт классификации автоматизированной системы управления, техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, проектная и эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления, организационно-распорядительные документы по защите информации, результаты анализа уязвимостей автоматизированной системы управления, материалы предварительных и приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления, а также иные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящими Требованиями и требованиями стандартов организации. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний. Результаты приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления с выводом о ее соответствии установленным требованиям включаются в акт приемки автоматизированной системы управления в эксплуатацию. По решению заказчика подтверждение соответствия системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям может проводиться в форме аттестации автоматизированной системы управления на соответствие требованиям по защите информации. Ввод в действие автоматизированной системы управления осуществляется с учетом ГОСТ 34. Обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления 16.
Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии. Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации. Требование к классу защищенности включается в техническое задание на создание автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы" далее - ГОСТ 34. Класс защищенности автоматизированной системы управления сегмента подлежит пересмотру только в случае ее модернизации, в результате которой изменился уровень значимости критичности информации, обрабатываемой в автоматизированной системе управления сегменте. Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать: Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2018 года приказом ФСТЭК России от 9 августа 2018 года N 138.
Программа tar с ключем —xattrs позволяет сохранять и восстанавливать классификационные метки объектов файловой системы. Утилита rsync предоставляет возможности для локального и удаленного копирования резервного копирования или синхронизации файлов и каталогов с минимальными затратами трафика. Утилиты командной строки tar, cpio, gzip представляют собой традиционные инструменты создания резервных копий и архивирования ФС.
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу
Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" далее - ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее - классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям.
Класс защищенности может быть установлен отдельно для каждого из уровней автоматизированной системы управления или иных сегментов при их наличии. Результаты классификации автоматизированной системы управления оформляются актом классификации. Требование к классу защищенности включается в техническое задание на создание автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы" далее - ГОСТ 34. Класс защищенности автоматизированной системы управления сегмента подлежит пересмотру только в случае ее модернизации, в результате которой изменился уровень значимости критичности информации, обрабатываемой в автоматизированной системе управления сегменте. Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать: а выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей потенциала внешних и внутренних нарушителей; б анализ возможных уязвимостей автоматизированной системы и входящих в ее состав программных и программно-аппаратных средств; в определение возможных способов сценариев реализации возникновения угроз безопасности информации; г оценку возможных последствий от реализации возникновения угроз безопасности информации, нарушения отдельных свойств безопасности информации целостности, доступности, конфиденциальности и автоматизированной системы управления в целом.
В качестве исходных данных при определении угроз безопасности информации используется банк данных угроз безопасности информации, ведение которого осуществляется ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 21 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. При определении угроз безопасности информации учитываются структурно-функциональные характеристики автоматизированной системы управления, включающие наличие уровней сегментов автоматизированной системы управления, состав автоматизированной системы управления, физические, логические, функциональные и технологические взаимосвязи в автоматизированной системе управления, взаимодействие с иными автоматизированными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, режимы функционирования автоматизированной системы управления, а также иные особенности ее построения и функционирования. По результатам определения угроз безопасности информации могут разрабатываться рекомендации по корректировке структурно-функциональных характеристик автоматизированной системы управления, направленные на блокирование нейтрализацию отдельных угроз безопасности информации. Требования к системе защиты автоматизированной системы управления определяются в зависимости от класса защищенности автоматизированной системы управления и угроз безопасности информации, включенных в модель угроз безопасности информации. Требования к системе защиты автоматизированной системы управления включаются в техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, разрабатываемые с учетом ГОСТ 34. Методы и средства обеспечения безопасности.
Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политик обеспечения информационной безопасности оператора в части, не противоречащей политикам заказчика. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления 14. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Разработка системы защиты автоматизированной системы управления осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления с учетом ГОСТ 34.
Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления, а также обеспечивать конфигурацию, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации, программного обеспечения и автоматизированной системы в целом. Срок действия: не ограничен Ответственность: За неправомерное воздействие на КИИ, за несоблюдение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в КИИ, предусмотрена уголовная ответственность статья 274. За действия, повлекшие причинение вреда критической информационной инфраструктуре, предусмотрена уголовная ответственность часть 3 ст. Ответственные лица.
Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления. Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления.
Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления. При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления.
В случае выявления уязвимостей в автоматизированной системе управления, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и при необходимости принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится до ввода автоматизированной системы управления в промышленную эксплуатацию на этапах, определяемых заказчиком. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний автоматизированной системы управления в целом с учетом ГОСТ 34. В ходе приемочных испытаний должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям. В качестве исходных данных при приемочных испытаниях используются модель угроз безопасности информации, акт классификации автоматизированной системы управления, техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, проектная и эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления, организационно-распорядительные документы по защите информации, результаты анализа уязвимостей автоматизированной системы управления, материалы предварительных и приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления, а также иные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящими Требованиями и требованиями стандартов организации. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний. Результаты приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления с выводом о ее соответствии установленным требованиям включаются в акт приемки автоматизированной системы управления в эксплуатацию.
Система защиты автоматизированной системы управления не должна препятствовать штатному режиму функционирования автоматизированной системы управления при выполнении ее функций в соответствии с назначением автоматизированной системы управления. При разработке системы защиты автоматизированной системы управления учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. При проектировании системы защиты автоматизированной системы управления должны учитываться особенности функционирования программного обеспечения и технических средств на каждом из уровней автоматизированной системы управления. Результаты проектирования системы защиты автоматизированной системы управления отражаются в проектной документации эскизном техническом проекте и или в рабочей документации на автоматизированную систему управления систему защиты автоматизированной системы управления , разрабатываемых с учетом ГОСТ 34. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. Разработка эксплуатационной документации на систему защиты автоматизированной системы управления осуществляется по результатам проектирования в соответствии с техническим заданием на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническим заданием частным техническим заданием на создание системы защиты автоматизированной системы управления. Эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления разрабатывается с учетом ГОСТ 34. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие 15. Внедрение системы защиты автоматизированной системы управления организуется заказчиком и осуществляется разработчиком и или оператором. Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления. Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления. При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления.
Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
Главная» Новости» Фстэк новости. Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28608). Информация. Вебинары. Новости отрасли. Документы. Предприятия. Первая особенность приказа № 31 – «уникальные» требования обеспечения безопасной разработки программного обеспечения (ОБР), которых нет в аналогичных приказах ФСТЭК. Сейчас приказ ФСТЭК № 31 — это достаточно высокоуровневый документ. Приказ №31 продолжает курс ФСТЭК по унификации требований по защите информации и информационных систем (а теперь еще и АСУ ТП).
Защита документов
В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие настоящих требований распространяется на автоматизированные системы управления, обеспечивающие контроль и управление технологическим и или производственным оборудованием исполнительными устройствами и реализованными на нем технологическими и или производственными процессами в том числе системы диспетчерского управления, системы сбора передачи данных, системы, построенные на основе программируемых логических контроллеров, распределенные системы управления, системы управления станками с числовым программным управлением. Настоящие Требования предназначены для лиц, устанавливающих требования к защите информации в автоматизированных системах управления далее - заказчик , лиц, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированных систем управления далее - оператор , а также лиц, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации к проведению работ по созданию проектированию автоматизированных систем управления и или их систем защиты далее - разработчик. При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Защита информации в автоматизированной системе управления обеспечивается путем выполнения заказчиком, оператором и разработчиком требований к организации защиты информации в автоматизированной системе управления и требований к мерам защиты информации в автоматизированной системе управления. Требования к организации защиты информации в автоматизированной системе управления 7. Автоматизированная система управления, как правило, имеет многоуровневую структуру: уровень операторского диспетчерского управления верхний уровень ; уровень автоматического управления средний уровень ; уровень ввода вывода данных исполнительных устройств нижний полевой уровень. Количество уровней автоматизированной системы управления и ее состав на каждом из уровней зависит от назначения автоматизированной системы управления и выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне автоматизированной системы управления по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты. В автоматизированной системе управления объектами защиты являются: информация данные о параметрах состоянии управляемого контролируемого объекта или процесса входная выходная информация, управляющая командная информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная технологическая информация ; программно-технический комплекс, включающий технические средства в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства , программное обеспечение в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное , а также средства защиты информации.
Защита информации в автоматизированной системе управления является составной частью работ по созданию модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления и обеспечивается на всех стадиях этапах ее создания и в ходе эксплуатации. Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование нейтрализацию угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации: должны обеспечивать доступность обрабатываемой в автоматизированной системе управления информации исключение неправомерного блокирования информации , ее целостность исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации , а также, при необходимости, конфиденциальность исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации ; должны соотноситься с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности автоматизированной системы управления и управляемого контролируемого объекта и или процесса; не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо работник , ответственные за защиту информации. В автоматизированной системе управления применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Для обеспечения защиты информации в автоматизированной системе управления проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления; разработка системы защиты автоматизированной системы управления; внедрение системы защиты автоматизированной системы управления и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления 13. Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется заказчиком.
Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" далее - ГОСТ Р 51624 и стандартов организации и в том числе включает: принятие решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления; классификацию автоматизированной системы управления по требованиям защиты информации далее - классификация автоматизированной системы управления ; определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации; определение требований к системе защиты автоматизированной системы управления. При принятии решения о необходимости защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: анализ целей создания автоматизированной системы управления и задач, решаемых этой автоматизированной системой управления; определение информации, нарушение доступности, целостности или конфиденциальности которой может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления определение критически важной информации , и оценка возможных последствий такого нарушения; анализ нормативных правовых актов, локальных правовых актов, методических документов, национальных стандартов и стандартов организаций, которым должна соответствовать автоматизированная система управления; принятие решения о необходимости создания системы защиты автоматизированной системы управления и определение целей и задач защиты информации в автоматизированной системе управления. Классификация автоматизированной системы управления проводится заказчиком или оператором в зависимости от уровня значимости критичности информации, обработка которой осуществляется в автоматизированной системе управления. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления, определяющие уровни защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый.
Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления. При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления. В случае выявления уязвимостей в автоматизированной системе управления, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и при необходимости принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится до ввода автоматизированной системы управления в промышленную эксплуатацию на этапах, определяемых заказчиком. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний автоматизированной системы управления в целом с учетом ГОСТ 34. В ходе приемочных испытаний должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям. В качестве исходных данных при приемочных испытаниях используются модель угроз безопасности информации, акт классификации автоматизированной системы управления, техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, проектная и эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления, организационно-распорядительные документы по защите информации, результаты анализа уязвимостей автоматизированной системы управления, материалы предварительных и приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления, а также иные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящими Требованиями и требованиями стандартов организации. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний. Результаты приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления с выводом о ее соответствии установленным требованиям включаются в акт приемки автоматизированной системы управления в эксплуатацию.
Да и испытательные лаборатории пока не готовы подступиться к этому вопросу - обычные ФСТЭКовские требования тут не работают. В нем очень неплохо было показано, что есть требования функциональные они проверяются в рамках сертификации по обычным РД , есть требования к доверию плохо прижившиеся у нас ОУДы в "Общих критериях" и есть требования к среде, в которой будет функционировать изделие ИТ. Тоже решение закономерное - приемка АСУ ТП и так процесс непростой и проходит жесткое "модерирование" цена ошибки слишком высока. Дублировать этот процесс еще и с точки зрения ИБ нецелесообразно; особенно при убогих и совершенно неадекватных реалиям требованиях по аттестации тут и тут. При этом красной нитью по тексту приказа проходит мысль, что меры защиты информации должны быть согласованы с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности АСУ ТП и управляемого контролируемого объекта и или процесса и не должны оказывать отрицательного мешающего влияния на штатный режим функционирования АСУ ТП. Возможно как обоснованное исключение защитных мер, так и применение мер компенсирующих. Но финальный текст поменялся по сравнению с проектом. Было внесено немало изменений. Беглый анализ позволяет выделить следующие отличия принятой версии от предварительной: Изменен п. Если в проекте речь шла о снижении рисков незаконного вмешательства, то в итоговом варианте - об обеспечении функционирования АСУ ТП в штатном режиме риски тоже остались, но на втором месте. Убран п. Не могу сказать, что это критично, так как аналогичная норма включена в алгоритм выбора защитных мер на этапе дополнения защитных мер.
Требования по обеспеченю безопасности к конкретной АСУ ТП формируются на основе класса защищенности, установленного для данной АСУ ТП, а также угроз безопасности информации, включенных в модель угроз. Сокращения и термины, используемые в НПА Модель угроз — согласно Методическим рекомендациям, моделью угроз является перечень возможных угроз информационной безопасности компании. В настоящем документе отмечается, что модель угроз «должна содержать описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей модель нарушителя , возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации». Объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу
Обеспечение информационной безопасности - не менее важная задача в комплексе работ по защите указанных объектов. В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП. АСУ ТП — комплекс технических, программных и аппаратных средств, управляющих технологическим оборудованием на критически важных или потенциально опасных объектах. АСУ ТП является составной частью ключевой системы информационной инфраструктуры, управляющей критичным объектом в целом.
Повышение осведомленности персонала уменьшает как минимум риски, связанные с социальной инженерией.
Репетиция «плана спасения» важна также для понимания сотрудниками своей роли в процессах управления инцидентами безопасности. Код в программном обеспечении АСУ ТП зачастую просто ужасен, а на большинстве критически значимых предприятий можно обнаружить уязвимости 10—15-летней давности. Обновления часто не устанавливаются в принципе, что обусловлено множеством факторов, начиная от непрерывности технологического процесса и заканчивая неосведомленностью сотрудников об угрозах. Поэтому наилучшее решение — принимать всевозможные меры для исправления ошибок в АСУ ТП на этапе разработки.
Подобные требования практически не отражены в зарубежных стандартах, что еще раз говорит в пользу авторов российского документа. Их наличие означает формирование защиты на основании характерных для системы рисков: это позволяет учитывать новые угрозы и улучшать процессы обеспечения ИБ. Что хотелось бы увидеть Скорейшее появление детальных рекомендаций и методических указаний для специалистов ИБ и аудиторов.
Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится до ввода автоматизированной системы управления в промышленную эксплуатацию на этапах, определяемых заказчиком. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний автоматизированной системы управления в целом с учетом ГОСТ 34. В ходе приемочных испытаний должен быть проведен комплекс организационных и технических мероприятий испытаний , в результате которых подтверждается соответствие системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям. В качестве исходных данных при приемочных испытаниях используются модель угроз безопасности информации, акт классификации автоматизированной системы управления, техническое задание на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническое задание частное техническое задание на создание системы защиты автоматизированной системы управления, проектная и эксплуатационная документация на систему защиты автоматизированной системы управления, организационно-распорядительные документы по защите информации, результаты анализа уязвимостей автоматизированной системы управления, материалы предварительных и приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления, а также иные документы, разрабатываемые в соответствии с настоящими Требованиями и требованиями стандартов организации. Приемочные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний. Результаты приемочных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления с выводом о ее соответствии установленным требованиям включаются в акт приемки автоматизированной системы управления в эксплуатацию. По решению заказчика подтверждение соответствия системы защиты автоматизированной системы управления техническому заданию на создание модернизацию автоматизированной системы управления и или техническому заданию частному техническому заданию на создание системы защиты автоматизированной системы управления, а также настоящим Требованиям может проводиться в форме аттестации автоматизированной системы управления на соответствие требованиям по защите информации. Ввод в действие автоматизированной системы управления осуществляется с учетом ГОСТ 34. Обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации автоматизированной системы управления 16. В ходе планирования мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления осуществляются: определение лиц, ответственных за планирование и контроль мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления; разработка, утверждение и актуализация плана мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления; контроль выполнения мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления, предусмотренных утвержденным планом. В ходе обеспечения действий в нештатных непредвиденных ситуациях при эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляются: планирование мероприятий по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; обучение и отработка действий персонала по обеспечению защиты информации в автоматизированной системе управления в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; создание альтернативных мест хранения и обработки информации на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; резервирование программного обеспечения, технических средств, каналов передачи данных автоматизированной системы управления на случай возникновения нештатных непредвиденных ситуаций; обеспечение возможности восстановления автоматизированной системы управления и или ее компонентов в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций. В ходе информирования и обучения персонала автоматизированной системы управления осуществляются: периодическое информирование персонала об угрозах безопасности информации, о правилах эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления и отдельных средств защиты информации; периодическое обучение персонала правилам эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления и отдельных средств защиты информации, включая проведение практических занятий с персоналом на макетах или в тестовой зоне. В ходе анализа угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления и возможных рисков от их реализации осуществляются: периодический анализ уязвимостей автоматизированной системы управления, возникающих в ходе ее эксплуатации; периодический анализ изменения угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления, возникающих в ходе ее эксплуатации; периодическая оценка последствий от реализации угроз безопасности информации в автоматизированной системе управления анализ риска. В ходе контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления осуществляются: контроль за событиями безопасности и действиями персонала в автоматизированной системе управления; контроль анализ защищенности информации, обрабатываемой в автоматизированной системе управления, с учетом особенностей ее функционирования; анализ и оценка функционирования системы защиты автоматизированной системы управления, включая выявление, анализ и устранение недостатков в функционировании системы защиты автоматизированной системы управления; документирование процедур и результатов контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления; принятие решения по результатам контроля мониторинга за обеспечением уровня защищенности автоматизированной системы управления о необходимости пересмотра требований к защите информации в автоматизированной системе управления и доработке модернизации ее системы защиты. Обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления 17. Обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется оператором в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и организационно-распорядительными документами по защите информации и в том числе включает: архивирование информации, содержащейся в автоматизированной системе управления; уничтожение стирание данных и остаточной информации с машинных носителей информации и или уничтожение машинных носителей информации. Архивирование информации, содержащейся в автоматизированной системе управления, должно осуществляться при необходимости дальнейшего использования информации в деятельности оператора.
В части обеспечения информационной безопасности критичных объектов выделяют защиту автоматизированных систем управления технологическим процессом АСУ ТП. АСУ ТП — комплекс технических, программных и аппаратных средств, управляющих технологическим оборудованием на критически важных или потенциально опасных объектах. АСУ ТП является составной частью ключевой системы информационной инфраструктуры, управляющей критичным объектом в целом. Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!
Основные разделы
- Choice poll
- Защита АСУ ТП в России: исследуем новые требования ФСТЭК / Хабр
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 - ИБ
- Приказ ФСТЭК № 31 - Контроль соответствия
- Изменения в НПА по информационной безопасности
Обеспечение безопасной разработки ПО
- Приказ ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31
- Основные разделы
- Подходы к выполнению требований Приказа №31 ФСТЭК России
- Защита АСУ ТП в России: исследуем новые требования ФСТЭК / Хабр
Разъяснение ФСТЭК по 31-му приказу
окружающей природной среды (утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Опубликовано информационное сообщение ФСТЭК России от 19 июля 2023 г. N 240/24/3584 "Об утверждении Требований по безопасности информации к многофункциональным межсетевым экранам уровня сети". ПРИКАЗ. от 14 марта 2014 года N 31. Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. Чтобы поверить это предположение, мы сравнили требования приказа ФСТЭК № 31 с ведущими зарубежными стандартами в области систем промышленной автоматизации, а именно. Согласно требованиям приказа ФСТЭК России №131 SafeERP будет проходить сертификацию как СЗИ 5-го уровня доверия.
Приказ № 31
В таблице № 1 представлено описание выполнения базового набора мер 31-го приказа ФСТЭК по защите информации в автоматизированной системе управления путем применения ПАК СЗИ НСД «Центр-Т». Приказ ФСТЭК России N 31 от 14 марта 2014 «Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах. РИА Новости: Подозрительную радиостанцию из леса в Пушкино изъяли для проверки.