Новости кгб когда появилось

В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР 2 мотострелковые, 1 воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 чел.

Комитет государственной безопасности РСФСР преобразован в Агентство федеральной безопасности

История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности КГБ занималось разведывательной работой, борьбой с подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР, контрразведкой в Советской армии и флоте.
Как создавали КГБ Читайте подробнее на сайте РТ на русском.
Ровно 67 лет назад был создан Комитет государственной безопасности СССР - Кубанские новости В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР 2 мотострелковые, 1 воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 чел.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием.
20 декабря - 100 лет органам ВЧК-КГБ-ФСБ КГБ предотвратило удары с территории Литвы боевыми дронами по объектам в Минске и окрестностям. Об этом сообщил глава ведомства Иван Тертель.

Комитет государственной безопасности СССР

Последним руководителем КГБ в августе—декабре 1991 года стал Вадим Бакатин (на фото), после этого занявший пост главы Межреспубликанской службы безопасности СССР — преемницы КГБ. В 1992 году появилось Министерство безопасности России, преобразованное в 1993 году Федеральную службу контрразведки (ФСК). Последним руководителем КГБ в августе—декабре 1991 года стал Вадим Бакатин (на фото), после этого занявший пост главы Межреспубликанской службы безопасности СССР — преемницы КГБ. В 1956 году сотрудники КГБ активно участвовали в подавлении восстания в Венгрии и преследовании его участников.

КГБ история становления и знаковые факты

История Службы внешней разведки РФ Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием.
Ответы : В каком году был ликвидирован КГБ? Так появился КГБ СССР.
Ответы : В каком году был ликвидирован КГБ? В боте «Киберпартизан» появились данные более 8600 сотрудников КГБ.
История возникновения и развития КГБ в СССР – Валерий Павлович, после того как вы возглавили КГБ, в прессе стали появляться довольно скупые новости о работе Комитета.

Комитет Государственной Безопасности

The KGB was the primary security and intelligence agency for the Soviet Union from 1954 until the nation collapsed in 1991, when the FSB replaced the KGB. В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР 2 мотострелковые, 1 воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 чел. В 1958 году КГБ возглавил советский комсомольский, партийный и государственный деятель полковник Александр Шелепин. Однако звучали свидетельства о постоянных контактах председателя КГБ и неофициального лидера ГКЧП Владимира Крючкова с обоими президентами. Бюро по связи КГБ с издательствами и другими органами массовой информации (пресс-бюро КГБ) было создано приказом КГБ от 2 июня 1969 г. 22 апреля 1990 г. Пресс-бюро было преобразовано в Центр общественных связей КГБ СССР. Ты наверняка слышал жуткие истории о жутких кгбшниках, которые ночью приходили в квартиры граждан СССР, а наутро те исчезали навсегда. Правда это или вымысел.

20 декабря - 100 лет органам ВЧК-КГБ-ФСБ

Основной докладчик первый заместитель министра иностранных дел Ю. Чебриков, в частности, доложил, что в мире похищено такое количество расщепляющихся радиоактивных материалов, что их хватило бы на изготовление 10 бомб, равных по мощности сброшенной на Хиросиму. Председатель КГБ также отметил, что на территории СССР имеются до 200 антисоветских формирований, имеющих террористические наклонности, объединяющие около 3 тысяч участников. Горбачев приглашает А. Сахарова вернуться в Москву. В ходе беспорядков ранены 1 215 человек 2 умерли , 107 человек впоследствии осуждены за участие в беспорядках. Полет М. Демонстрации в поддержку этого требования также прошли в Измайловском парке Москвы 29 июля , в Фергане и Джизаке Узбекистан, 13 сентября , в Тамани и Симферополе Крым, 6 октября. Калманович, впоследствии осужденный на 25 лет лишения свободы. Досрочно освобожден в 1993 г.

Ходжалы Азербайджан по вопросу о будущем Нагорного Карабаха. Первое применение огнестрельного оружия в этом затяжном конфликте — «война камней» становится «горячей». В результате массовых беспорядков ранены 33 армянина один из них скончался и 16 азербайджанцев. Горбачева принял решение об «освещении «белых пятен» в истории СССР. Октябрь — экологические демонстрации в Ереване 17 октября и Риге 24 октября. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Сумгаите Азербайджанская ССР — по официальным данным погибли 32 человека. Начало кровопролитных конфликтов на почве межнациональных отношений в СССР. Ленинграду и Ленинградской области погибли 3 пассажира и бортпроводница.

В первой заметке были опубликованы сведения о разоблаченных сотрудниках посольской резидентуры ЦРУ в Москве под дипломатическим прикрытием, выдворенных из СССР в последние годы. Погиб 91 человек, ранено более 200, было уничтожено 150 и повреждено более 250 домов. Афанасьев, А. Сахаров, Б. Ельцын, Р. Медведев и др. В октябре 1988 г. Советскую сторону представлял заместитель начальника ПГУ генерал-лейтенант В. После 8 витков 60 минут «Буран» успешно приземлился «в заданном районе».

Корабль не поднимался на высоту выше 101 километра, поэтому он считается стратосферным, а не космическим полетом. Полет советского «шатла» вызвал серьезные опасения за рубежом. По личной просьбе М. Тэтчер уже 16 ноября посетившей Москву, программа «Буран» была приостановлена М. Чебриков и А. Разумовский и А. Операция «Гром» — 3 декабря захватчики возвращены в Москву из Израиля. В соответствии с этой директивой образован Координационный комитет по вопросам контрразведки. Афанасьев, Б.

Ельцин, Г. Попов, А. Сахаров и др. Колем М. Горбачев заявил о предоставлении восточно-европейским странам права свободного выбора политической системы. В первой половине июля произошли столкновения жителей Киргизии и Таджикистана на границе двух союзных республик.

В 1940 г. Были укорочены длина ствола и рукояти. Оснoвной задaчей былo снижeние мaссы и умeньшение рaзмеров.

Хрущев неоднократно официально заявлял, что «органы госбезопасности вышли из-под контроля партии и поставили себя над партией», что не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности СССР. Январь 1922 — декабрь 1936» М. Декабрь 1936 — 1937гг. Под лозунгом «исключить возможность возврата к 1937 году» органам госбезопасности в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом ЦК КПСС было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской и профсоюзной номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938г. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956г. С одной стороны, создавая некое подобие касты «неприкасаемых», оно в то же время способствовало зарождению «телефонного права», получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века. В то же время это облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и Советского государства. Отметим также, что нечто похожее произошло в нашей стране и в 1988г. Следствием этого решения стал уход в 1991г. Однако и в плане нормативного регулирования деятельности КГБ далеко не все складывалось благополучно. Но, имея гриф «Совершенно секретно», оно было недоступно и оставалось неизвестным даже сотрудникам, слушателям учебных заведений КГБ. В его первом пункте подчеркивалось, что органы государственной безопасности «... Они призваны бдительно следить за тайными происками врагов Советской страны, разоблачать их замыслы, пресекать преступную деятельность империалистических разведок против Советского государства... Комитет государственной безопасности работает под непосредственным руководством и контролем Центрального Комитета КПСС». В пункте 11 раздела «Кадры органов и войск государственной безопасности» Положения отмечалось: «Работники органов государственной безопасности должны воспитываться в духе беспощадной борьбы с врагами нашей Родины, умения предотвращать преступления, выполнять свой служебный долг, не щадя своих сил, проявляя при этом решительность и инициативу. В органах государственной безопасности не должно быть места карьеристам, подхалимам и перестраховщикам». В пункте 12 подчеркивалось: «Органы государственной безопасности обязаны непосредственно и через соответствующие организации принимать меры предупредительного характера в отношении тех советских граждан, которые допускают политически неправильные поступки в силу своей недостаточной политической зрелости. Руководители и партийные организации органов и войск КГБ обязывались воспитывать своих сотрудников «... Партийные организации проводят партийно-политическую и организационную работу и обеспечивают развитие деловой критики и самокритики. Партийные организации и каждый коммунист имеют право, руководствуясь Уставом КПСС, сигнализировать о недостатках в работе органов государственной безопасности в соответствующие партийные органы»[6]. К сожалению, в Положении не закреплялись права и обязанности сотрудников. Это Положение продолжало формально действовать, поскольку личный состав КГБ с ним не знакомился, до 16 мая 1991г. С момента образования КГБ при СМ СССР по устоявшейся традиции формирование его штата шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов, после тщательной проверки и изучения кандидатов, или «партийным набором», то есть направлением партийных работников на, как правило, руководящие должности после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954г. Хрущев с явным подозрением смотрел на органы государственной безопасности, И. Серов в мае 1954г. В то же время шел процесс проверки всего личного состава органов КГБ на предмет причастности к имевшим место в предшествовавшие годы нарушениям законности — часто подобные факты выявлялись в процессе пересмотра архивных уголовных дел по заявлениям граждан и обращениям с просьбой о реабилитации. В 1957г. Серов докладывал в ЦК КПСС, что с момента образования КГБ « было уволено 18 тысяч человек, в том числе более 2300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и аморальные поступки. Около 2000 человек были уволены из центрального аппарата КГБ, 48 из них являлись начальниками отделов и выше, 40 были лишены генеральских званий». Заменены были почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. Он также отмечал, что по сравнению с 1954г. По этому поводу в одном из своих выступлений в феврале 1959г. Хрущев отмечал, что «мы... Хрущеву было направлено 2508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, 2316 сообщений было направлено в Совет Министров, также разведывательная информация направлялась в отдел ЦК КПСС по внешним связям, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения[8]. За этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая и опасная работа советских разведчиков. Далее в этом же документе непосредственно о деятельности иностранных разведок против СССР говорилось следующее: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты. По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности... Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеюшиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого чрезвычайно важного документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они в докладе Н. Хрущева 6 февраля 1956г. Несмотря на закрытый характер этого выступления, его содержание стало достаточно широко известно, а уже в апреле того же года ЦРУ получило его текст, который с прямой подачи директора ЦРУ А. Даллеса 4 июня был опубликован газетой «Нью-Йорк таймс». Съезд в целом одобрил доклад Хрущева и призвал партийные и советские органы, всех советских людей бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопрядка[11]. Принятое в июле того же года постановление ЦК КПСС «О культе личности Сталина и преодолении его последствий» имело маловразумительный и противоречивый характер, не отвечало на насущные и актуальные вопросы, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, возмущение, что искусно стимулировалось и инспирировалось западной радиопропагандой. Именно его половинчатость и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стало лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе[12]. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и в соответствии с законами советской власти своевременно пресекают их преступные действия». Ставший 25 декабря 1958г. Шелепин продолжил политику дальнейшего сокращения кадров органов госбезопасности. В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ. В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий. Также в феврале 1960г. Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О. Грибанов 1956 — 1964 гг. Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг. Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг. Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г. Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А. Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г. Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В. Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов. Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г. Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р. Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы.

С такими лучше бы дружить. Вам - быть! Андропов Перестройка, перестройка... Ах, куда ты завела? При обращении к процессам, связанным с сознательным разрушением СССР и дальнейшими событиями в нашей стране, не может не привлекать внимание вопрос о месте и роли в них специальных служб Советского государства. Конечно, высказываться на эту тему — дело во всех отношениях неблагодарное. И высказывания будут не более чем высказываниями, пока мы не увидим документы, а увидим мы их, судя по всему, не скоро. Вышесказанное было напечатано через пять лет после распада СССР. Цитируемый отрывок имеет политическую направленность «сознательное этот вопрос о месте и роли специальных служб в распаде Советского Союза. Правление М. Горбачева началось для органов госбезопасности как обычное правление очередного генсека. Мало того, именно в этом ведомстве были тогда одни из самых горячих сторонников перестройки. Широко распространялось мнение, что сам Михаил Сергеевич был выдвиженцем Ю. Андропова, который за много лет своего чекистского правления превратился в полусвященный эталон для большинства своих подчиненных. Впрочем, не только для подчиненных. Мало того, по мнению некоторых первоначальным автором перестройки страны был именно Ю. Таким образом, быть выдвиженцем Андропова было очень лестно и выгодно с точки зрения получения дополнительной народной популярности. Но к 1985 году то есть ко времени прихода Горбачева на должность генсека в стране накопилось слишком много проблем, которые надо было решать уже давно и которые власти, похоже, не рисковали будоражить как бы чего не было. Однако, отложенные в долгий ящик и вовремя не разрешенные проблемы как застаревшие болячки. Они решаются гораздо труднее и болезненнее. То же самое и со своевременным омоложением руководящих кадров. Если, во время их не менять накапливается критическая масса недовольных карьеристов, которым все равно какому богу служить, лишь бы должностью повыше. Сложный это вопрос - кадры. Они, как известно, решают все. Но вернемся ближе к теме основного разговора. В 1987 году вышло второе дополненное издание сборника документов «В. Ленин и ВЧК». Как раз в духе времени или в угоду соответствующей руководящей установки , когда требовалось доказать, что перестройка в определенной степени означает очищение и возвращение к ленинским истокам. Отмечая это «знаменательное» событие издание книги «В. Степичева сообщила своим читателям: «Деятельность органов КГБ ведется в соответствии с Конституцией СССР, принципами социалистической демократии, на основе крепких связей с трудящимися. Вместе с партией и народом чекисты перестраивают свою деятельность, совершенствуют формы и методы работы, повышая ее эффективность. Работая под руководством КПСС, ее Центрального Комитета, в настоящее время они своей деятельностью способствуют успешному развитию революционной перестройки в нашей стране.... Спецслужбы важнейший орган государства. Каким пришел Комитет государственной безопасности к концу 80-х годов разговор особый. Отметим лишь одно - полным идеалом это ведомство не было. Но есть ли в этом мире вообще идеал? А вот авторитет КГБ в народе был велик и личность Юрия Владимировича Андропова была популярна во многих слоях населения. Правда, за время перестройки этот авторитет несколько уменьшился но он не исчез совсем, а потом и снова пошел в гору, когда говорливый и бестолковый Горбачев перестал нравиться, а решительный и самовлюбленный Ельцин показал к чему привели его так называемые реформы. Но это будет потом чуть позже, а не в конце 80 годов. Андропова - Крючков Владимир Александрович. Но кто знал об этом в начале 1991 года? Впрочем, через несколько лет Крючков написал, что он тогда догадывался. Так это или нет судить не будем задним умом крепки многие , но в январе 1991 года, во всяком случае, многие еще не верили в крушение органов, как и в крушение всего Советского Союза, Л. Возникает острейший, беспрецедентный конфликт, перехлестывающий рамки комитета. Авторов письма вызывают в Москву, проводится заседание коллегии. Свердловчане говорят горькую правду, это чувствуют все. Их руководители не меняются десятки лет, продолжают выполнять указания местных партийных властей, заставляют работников следить за политическими деятелями, скрытно записывать выступления на митингах. Увлекшись разработкой глобальных концепций организации работы всей системы госбезопасности, начальник управления и его заместители не знают, чем занимаются рядовые работники, и не интересуются ими. Оперативный состав не понимает, какие задачи он должен решать. Все претензии резонны, однако в ситуации есть и еще один, чрезвычайно важный дисциплинарный аспект. По правилам офицеры должны были обратиться к руководству комитета с требованием навести порядок в их управлении. Они сделали это в обход руководства и предали свое обращение огласке. Коллегия заседает долго и принимает расплывчатое решение - в чем-то разобраться, что-то устранить, что-то улучшить. Мы плывем по течению». В мае 1991 года за злоупотребление служебным положением и взяточничество двум активистом из числа подписантов было предъявлено обвинение. Затем из взяли под стражу. Сразу начались разговоры о том, что это расправляются за написание письма. З; «Россия», N41, 1991, с. Сами органы госбезопасности начали тогда постепенно входить в зыбкое болото внутриведомственных конфликтов, которые часто решались привычными половинчатыми мерами. Это расшатывало дисциплину, формировало у некоторых сотрудников «неудачные карьеристы» мысль о возможности решить свои карьерные проблемы без старого привычного способа - службы начальству. Монолит КГБ стал подтачиваться атмосферой, уже несколько лет заполонившей общественные и 1. Степичева государственные структуры. КГБ и перестройка. Бобков писал: «.. Мало кто знает, что автором перестройки был вовсе не Горбачев - ее стратегическую основу разрабатывал Ю. К сожалению, слишком мало времени отвела ему судьба и не сумел он осуществить свой грандиозный замысел» Бобков Ф. Правда, вряд ли Юрий Владимирович довел бы до такого результата, к которому привел Михаил Сергеевич. Крючков писал: «... О необходимости перемен еще задолго до Горбачева говорил и Андропов. Правда, не так размашисто, с известной долей осторожности, присущей ответственному политическому деятелю» Крючков В. Примерно то же самое говорил и Н. Рыжков Ненашев М. Список такого рода высказываний можно без труда продолжить. Приведем еще одно высказывание, но уже самого Юрия Владимировича: «... Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические... Жизнь постоянно выдвигает все новые и новые проблемы, с которыми связано движение нашего общества веред» Андропов Ю. Господ бог, надеюсь, простит это сравнение двух атеистов с родоначальниками христианства. Но психологически мысль о том, что Андропов «окрестил» Горбачева создает примерно тот же эффект для среднего человека. А заодно такая мысль снимает подозрение в заграничном влиянии. Нельзя же подозревать председателя КГБ в пособничестве предателю социализма. Ленину - идейный источник перестройки»4 , такие строки были в знаменитой тогда горбачевкой книге о перестройке Горбачев М. С, «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», М, Политиздат, 1988, с. И опять-таки в духе того времени в сборнике «В. Ленин и ВЧК» почти нет ленинских материалов, касающихся зверств, скажем мягко творимых порой отдельными представителями чекисткого ведомства. Хотя, если очень внимательно прочитать эту книгу кое-что понять можно. Но скрывать это было бессмысленно, книга все равно просто перепечатывала ту часть ленинского наследия, которая всем известна и многократно издавалось в СССР. Здесь еще чуть-чуть более откровенно о подлинной чекистской истории. Однако, на возвращении к ленинским истокам, перестройка, как и следовало 3. Печенев, «Горбачев: к вершинам власти» 4. Горбачев М. С, «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» ожидать, не остановилась. Подлинная история другой стороны ленинского метода управления страной тоже стала достоянием гласности. Чутьпозже, через пару лет в стране стали перепечатывать и открыто продавать некоторые другие книги. Например, Мельгунов С. Следует тем не менее отметить, что в глазах среднего соотечественника история чекистских органов осталась по многом такой же как ее преподносили в коммунистические времена 30-80 годов. Слишком сильно было тогда идеологическое воздействие а фильмы, прославляющие чекистов 20-х годов мы смотрим и сейчас. Это, во-первых. А, во-вторых, после смены власти в 1991 году никто особенно и не хотел заниматься копанием в истории ВЧК «, особенно, доведением этого до широкой общественности. А отсюда версия - копание в грязном белье ВЧК-КГБ нужно было не столько в целях установления истины, сколько в целях смены власти.

Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР

У Комитета государственной безопасности (КГБ) Беларуси появилось официальное наименование на белорусском языке. В 1958 году КГБ возглавил советский комсомольский, партийный и государственный деятель полковник Александр Шелепин. 13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР). Последним руководителем КГБ в августе—декабре 1991 года стал Вадим Бакатин (на фото), после этого занявший пост главы Межреспубликанской службы безопасности СССР — преемницы КГБ. В марте 1954 были образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при СМ СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР).

Кгб: расшифровка аббревиатуры и полномочия ведомства

Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории СССР. Федотов ; — Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; — Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф. Харитонов ; — Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П. Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; — Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; — Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В. Лукшин ; — Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В.

Веденин ; — Следственное управление.

В противодействие этому у нас появились свои методы и наработки. Но это очень многовариантная работа. Хочу отметить, что именно Комитет первым на практике начал реализовывать положения статьи 88-прим УК, то есть освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Например, бизнесмен — и это понятно, — хочет как можно больше заработать. Увлекшись погоней за прибылью, он где-то преступил закон. Сказать, что он после этого превращается во «врага государства» и должен однозначно сесть в тюрьму — это, на мой взгляд, неправильно. Я глубоко убежден, что гораздо важнее возместить ущерб, причиненный действиями такого человека, и дать ему возможность продолжить работать честно. Цель Комитета не возбуждение уголовного дела, а предупреждение, выявление и пресечение проблем в значимых сферах экономики, способных влиять на национальную безопасность. Уголовное дело — это всего лишь одна из форм работы, средство достижения упомянутой мной цели.

Я вам приведу такую цифру: за последние три года Комитетом вскрыто более 1. Из них лишь незначительная часть, менее трети, до суда расследовалась нами. Все остальные дела еще на стадии дознания были переданы в другие правоохранительные органы. Но когда речь заходит о серьезных преступлениях... Например, не так давно самая крупная в истории страны взятка — 5 миллионов долларов — была пресечена Комитетом. Причем все эти деньги изъяты. Мы очень активно проводим работу по возмещению причиненного государству ущерба. И в этом деле честно отрабатываем свой хлеб: за прошедшие три года Комитет вернул в казну больше, чем государство потратило на содержание сотрудников. Об успехах группы «А» вы уже рассказали, а как обстоит дело с боевой и физической подготовкой других сотрудников Комитета? Не сила, не огневая подготовка...

Тем не менее мы все офицеры! Приведу такие цифры: 392 сотрудника органов госбезопасности имеют спортивные достижения, среди них 90 — кандидаты в мастера спорта, 58 — мастера спорта, 19 — мастера спорта международного класса, 3 — заслуженные мастера спорта. Физическая подготовка и личное неравнодушие всех сотрудников КГБ позволяют им с честью выходить из ситуаций, когда приходится пресекать хулиганские действия и другие правонарушения, в том числе во внеслужебное время. Не так давно произошел случай на Минском море, когда пьяный хулиган на квадроцикле раскатывал по пляжу на высокой скорости, представляя нешуточную угрозу для окружающих. Наш сотрудник, который находился среди отдыхающих в свой выходной день, пресек его действия и задержал буквально на ходу. Хотя это было непросто: правонарушитель переехал его квадроциклом, сломал ногу... Или взять оперативных сотрудников Брестского управления, которые задерживали двоих граждан России, причастных к деятельности незаконных вооруженных формирований и объявленных в международный розыск. Один из них оказал вооруженное сопротивление, ранил оперативника, но все-таки обоих преступников удалось задержать. Так вот он любил повторять: «Там, где начинается стрельба — заканчивается контрразведка». Другими словами, если нам пришлось применять оружие, значит, мы где-то недоработали интеллектом.

Не просчитали. Если мы идем на обыск, то обычно заранее знаем, что и где найдем. Если идем на задержание, то стараемся организовать его таким образом, чтобы у преступника не было шанса даже на малейшую потасовку. Все продумывается до мелочей, чтобы максимально исключить силовое развитие событий. Если оно возникает, значит, мы что-то упустили в расчетах. Валерий Павлович, ваш офицерский путь начинался с танковых войск. Можно ли сказать, что тот период оказал влияние на вашу дальнейшую службу? Я достаточно самокритичный человек и постоянно оцениваю свой личностный рост, работаю над собой, не закрываю глаза на какие-то недостатки. Например, некоторые люди, которые знали меня еще до службы в органах госбезопасности, удивлялись: как ты, с твоим мягким характером, смог служить в такой суровой структуре? А все дело в том, что каждый жизненный этап мне что-то давал.

Скажем, строевая служба в войсках — закалку характера и чувство долга. Это база, на которой строилось все остальное. Далее, я 16 лет носил зеленую фуражку — служил в военной контрразведке в органах пограничной службы. От этого этапа взял понимание ответственности за порученное тебе дело. На меня глубокое впечатление произвели слова ветерана, который прошел войну, охранял границу на Дальнем Востоке, а затем прибыл к нам, в брестский 86-й пограничный отряд. От него я впервые услышал о том «ни с чем не сравнимом чувстве, что за моей спиной — огромная Родина, а я нахожусь на ее краю и отвечаю за охрану этого рубежа». Действительно, когда поступает приказ на охрану государственной границы, возникает особое понимание, что только ты отвечаешь за безопасность участка, который тебе доверен. Честно скажу, ни в одной другой структуре я так остро подобное чувство не испытывал. Для солдата, заступившего на охрану границы, нет никаких авторитетов — должностных лиц или других начальников. Он выполняет приказ с таким достоинством, что это не может не вызывать уважения к человеку в зеленой фуражке.

Из Оперативно-аналитического центра, которым я также руководил, вынес понимание информационных технологий и важности развития этой сферы для страны, обеспечения ее безопасности. В Следственном комитете более глубоко познал специфику сложной работы следователя, которому регулярно приходится сталкиваться с человеческим горем. Причем с обеих сторон, ведь любое преступление — беда как для потерпевших, так и для близких того человека, который подозревается в его совершении. И в такой эмоционально тяжелой обстановке следователь должен принять беспристрастное, основанное на законе решение для установления истины.

В его сферу деятельности входила и работа против РОА — «Русской освободительной армии» генерала Власова» [7]. В этом видна смена типа воздействия.

Осуждающие тексты прошлого писались в одной системе координат, где достаточно было просто назвать человека врагом, приписав ему мифические связи, например, с японской разведкой. Теперь нужны были иные аргументы, включающие другие эмоциональные «кнопки». Вот два наблюдения В. Ширяева: «партия создала стройную систему управления обществом, важной, но относительно небольшой частью которой и стала «пятерка». Тотальная пропаганда в СМИ, пронизывающая все умы, рождала непрерывную поддержку своих идей и партийной интерпретации повестки дня. Она была главным инструментом, но партийные и профсоюзные организации, пронизывающие все общество от цеха до семьи, были ее опорами» [7].

Этот компонент вполне понятен. Но вот это уже ближе к 5-му управлению: «Главным рычагом в работе с творческими людьми было государственное финансирование другого не было проектов, премьер и выставок, возможность воплотить свои мечты, встать во главе коллектива. Этот рычаг работал даже в сталинских «шарашках», а уж в ушедшем от террора позднем СССР был могучим средством. Дабы не встать на одну доску со Сталиным и избежать массовых посадок, основным методом работы друг журналиста-шестидесятника Александра Бовина, писавший абсолютно кондиционные стихи, председатель КГБ СССР Андропов предложил профилактику — официальное предупреждение об антисоветской деятельности. Сначала беседовали по партийной и профсоюзной линии, а в крайнем случае вызывали в управление. Далее можно уже было ждать ареста.

И это работало, только самые самоотверженные люди после такого продолжали борьбу. Их уже оставались жалкие, непонятые гигантской массой народа десятки». Профилактика, как видим, становится первым вариантом приостановки неправильного с точки зрения государства поведения. И по фамилиям людей, к которым это применялось, видно, что часто это были люди известные и заслуженные. Это также требовало другого типа работы с ними. Млечин также приводит множество подобных примеров примеров, по которым можно восстанавливать инструментарий работы 5-го управления [9]: «Заметные и духовно самостоятельные люди в художественной среде, писатели, актеры были окружены большим числом осведомителей.

Кто шел в агенты? Те, кто надеялся продвинуться в жизни или получить какие-то материальные блага. Офицеры 5-го управления помогали издать книгу, поехать за границу, получить квартиру, поставить телефон…», «7 сентября 1970 года Андропов доложил в ЦК: «В Комитет госбезопасности поступили материалы о настроениях поэта А. В частной беседе он заявил: «Стыдно должно быть тем, кто сегодня пытается обелить Сталина, ибо в душе они не знают, что творят. Да, ведают, что творят, но оправдывают себя высокими политическими соображениями: этого требует политическая обстановка, государственные соображения!.. А от усердия они и сами начинают верить в свои писания»», «8 июля 1973 года Андропов донес в ЦК: «Л.

Леонов работает над рукописью автобиографического характера, охватывающей события периода коллективизации, голода 1933 года, которая якобы не предназначена для публикации. Одна из глав рукописи называется «Обед у Горького», где описывается встреча М. Горького с И. Сталиным и К. Ворошиловым, на которой присутствовал и автор произведения. Характеризуя участников встречи в основном положительно, Леонов отмечает вместе с тем проявлявшиеся у И.

Сталина элементы подозрительности, а К. Ворошилова изображает несколько ограниченным человеком»», «Получило информацию об обстановке в семье композитора Дмитрия Шостаковича. Материалы об «идейно незрелых моментах» в творчестве писателя Михаила Жванецкого. Завело дело на выдающегося ученого-литературоведа Сергея Аверинцева. Проверило советских граждан, которые встречались со Святославом Рерихом, приезжавшим в СССР», «Андропов и офицеры 5-го управления считали, что главная угроза — свободное слово: «Вызывает серьезные возражения разноречивое изображение на экране и в театре образа В. В фильме «На одной планете», где роль Ленина исполняет артист Смоктуновский, Ленин выглядит весьма необычно: здесь нет Ленина-революционера, есть усталый интеллигент», «Критика журнала «Юность» по существу никем не учитывается, и никто не делает из этого необходимых выводов.

Журнал из номера в номер продолжает публиковать сомнительную продукцию», «Жаловались на спектакли популярнейших тогда Театра на Таганке, Ленкома. Раздражали попытки в «аллегорической форме высмеять советскую действительность». И даже то, что «моральная неустойчивость отдельных людей стала весьма желательной темой некоторых работников кино и театров». КГБ реагировало на то, что вышел человек, размахивая флагом, а Пятое управление реагирует на нюансы. Нечто сходное сейчас есть с уйгурами в Китае, когда мониторинг электронных коммуникаций уйгуров призван в числе прочего фиксировать даже и «пренебрежительное отношение к мандаринскому языку». Вернувшись к методике пятого управления, можно сказать, что все остальные управления реагировали бы на вывешенный лозунг «Долой», и только 5-е управление — на пренебрежительное отношение.

И вторая особенность — получается, что для 5-го управления интерес лежит в важных людях, то есть о лидерах общественного мнения. И поскольку с ними не так просто ссориться, то процесс профилактики как раз является самым лучшим, поскольку когда КГБ просит его не говорить этого, то только ненормальный будет это говорить. Григорьянц упомянул в качестве такого инструментария и «Литературную газету»: что приводит нас к мысли о подобной же роли и «Эха Москвы», вещающего за государственные деньги: « Я никак не могу понять разницы между вашими прогрессивными и реакционными органами, — ответила как-то Анна Ахматова на упреки, что первые ее стихи в годы «оттепели» появились в консервативной «Литературе и жизни», а не в либеральной, созданной для «работы» КГБ с интеллигенцией, «Литературной газете». Но суть в том, что такие лица были нужны, поскольку читать мысли на тот момент еще не научились, надо было реагировать по косвенным признакам. Синицин, работавший помощником Андропова по работе в Политбюро, дает еще такие сведения: «Сразу после своего прихода на Лубянку в 1967 году Андропов стал инициатором создания управления, которое могло бы в полном объеме, но более деликатно заниматься «сопровождением» идеологической работы партии. Это подразделение сконцентрировало в себе и острые вопросы культуры, в том числе такие, какие, казалось бы, были весьма далеки от интересов секретной службы, — музыка и живопись.

Родоначальником послевоенных репрессий и борьбы с музыкантами, которые не отвечали понятиям Сталина и серых партийных аппаратчиков о музыке, были сам вождь и Жданов. Они яростно громили современное им искусство Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и даже соплеменника Сталина Вано Мурадели, как «сумбур вместо музыки» [11]. И еще: «Андропов выбрал в руководители 5-го управления, как стало называться это подразделение КГБ по борьбе с так называемыми «идеологическими диверсиями», одного из самых крепких профессионалов советских спецслужб за все время их существования, умнейшего и энергичнейшего Филиппа Денисовича Бобкова. Я уверен, что он был истинным сторонником либерализации деятельности КГБ, ограничения вмешательства в литературу, театр и другие сферы культуры. Многие факты показывают, что Бобков активно положительно влиял на этом направлении на Юрия Владимировича. Генерал Бобков еще до прихода Юрия Владимировича на Лубянку служил в контрразведке и имел товарищеские отношения со многими деятелями культуры и искусства.

Я думаю, что если бы не Бобков возглавлял 5-е управление, то советские руководители, включая Андропова, наделали бы значительно больше ошибок, чем их было, и погубили бы не сотни, а многие тысячи творческих людей». И по поводу диссидентов: «Значительную часть работы 5-го управления занимала борьба с диссидентами. И хотя инакомыслящих не прибавилось значительно по сравнению с хрущевскими временами, когда по политическим мотивам было репрессировано, по моим подсчетам, около двух тысяч человек и впервые открылись психиатрические лечебницы для принудительного заключения в них здоровых людей, не согласных с советской властью, в КГБ появился значительный штат офицеров, занимавшихся только вопросами диссидентства.

О плохой работе Комитета? Не знаю — судить тут точно не мне. Скорее уж, все эти случаи свидетельствовали о том, что приставить по сотруднику к каждому Комитет не мог, даже имей он такое желание. Какая уж тут «тотальная слежка»? В государстве, где действительно царила бы «тотальная диктатура КГБ», сказки о которой и сегодня продолжают рассказывать как новоявленные Геббельсы Запада, так и скорбные головушкой отечественные либералы, попросту невозможны были бы ни «самиздат», ни диссиденты, как таковые, ни сотни тысяч людей, ежевечерне без всякого ущерба для своего здоровья слушавших «вражьи голоса», ни многие другие вещи, присущие позднему СССР.

Вот это вопрос, пожалуй, поинтереснее прочих. Начнем с того, что вот так вот напрямую сравнивать эти две «конторы» будет делом совершенно некорректным. Центральное разведывательное управление США все-таки занималось, практически, исключительно внешней разведкой и спецоперациями за рубежом — в самих Соединенных Штатах его агенты действовали, в отличие от сотрудников КГБ, как правило, только против иностранцев. К тому же, на цэрэушниках никогда не лежали обязанности по обеспечению, к примеру, правительственной связи или охране высших должностных лиц государства. Короче говоря, различий тут больше, чем сходства. Тем не менее, в некоторых сферах сопоставить работу двух ведомств все же возможно. На эту тему написано немало книг, так, что ограничимся самыми основными моментами. Серьезными исследователями вопроса в том числе и носившими вполне конкретные погоны давно признано — Комитет государственной безопасности на много «голов» превосходил американских коллег в деле «глубокого внедрения» своей агентуры, разработки не просто многоходовых, а длившихся десятилетиями спецопераций.

ЦРУ в своей работе в сравнении с КГБ действовало грубо, прямолинейно, пытаясь «брать нахрапом», используя при вербовке агентуры шантаж и угрозы, что, вообще говоря, является для спецслужб «браком» в работе. Не единожды также говорилось о том, что «комитетчиков» в абсолютно подавляющем большинстве случаев отличала гораздо большая замотивированность, что в работе разведчика или контрразведчика крайне важно. В КГБ до последнего дня его существования оставалось множество тех, кто служил не за деньги или привилегии, а за Идею — причем не столько коммунистическую, как патриотическую. Хотите — верьте, хотите — нет... Не было у ЦРУ, кстати говоря, и собственных «силовых» подразделений. А американцы даже с Фиделем Кастро справиться не смогли — как не корячились десятилетиями! Волос с головы наших Генсеков не упал. Американских же президентов отстреливали, как зайчиков — кое-кого и до смерти...

Так кто круче? Собственно говоря, все, что тут можно сказать, автоматически проистекает из ответов на вопросы 3 и, частично, 4.

«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР

КГБ и НЛО. В ноябре 1969 года, почти через 60 лет после падения Тунгусского метеорита, появилось сообщение еще об одном падении неопознанного объекта на территории Союза. Поэтому уже в конце 1918 года в структуре ВЧК появился Особый отдел в количестве 11 человек, на который возлагались функции борьбы с иностранными спецслужбами. Однако звучали свидетельства о постоянных контактах председателя КГБ и неофициального лидера ГКЧП Владимира Крючкова с обоими президентами. 13 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ СССР).

В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение:

КГБ занималось разведывательной работой, борьбой с подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР, контрразведкой в Советской армии и флоте. Последним руководителем КГБ в августе—декабре 1991 года стал Вадим Бакатин (на фото), после этого занявший пост главы Межреспубликанской службы безопасности СССР — преемницы КГБ. КГБ был одним из основных органов безопасности Советского Союза с 1954 года до его распада в 1991 году. Становление КГБ сопровождалось «родовой травмой» — разоблачениями многочисленных нарушений законности, вершившихся его предшественниками — НКВД — МГБ в 1930-х — начале 1950-х годов. Прекративший свое существование КГБ СССР был в определенной степени "Левиафаном", включавшим в себя самые разные направления деятельности: от наблюдения за диссидентами и противниками советского строя до контрразведки и внешней разведки. Ты наверняка слышал жуткие истории о жутких кгбшниках, которые ночью приходили в квартиры граждан СССР, а наутро те исчезали навсегда. Правда это или вымысел.

100 — летний юбилей!. от вчк до фсб: история органов госбезопасности ссср и россии

Он стал расширять полномочия Комитета, отсек привязку к Совету Министров, чем повысил формальный статус до центрального органа. При нем у КГБ появился тот самый легендарный авторитет, который до сих пор еще живет в народных массах. Все они сделали свой вклад в развитие Коммитета. Отечественная разведка была на пике своего успеха. Одним из примеров высокого профессионализма сотрудников ведомства стало участие в урегулировании Карибского кризиса: в ходе переброски советских войск на Кубу был обеспечен режим строгой секретности. Также сотрудники ведомства блестяще показали себя и при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном.

Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало. Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны. Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше. О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна. Остальные же...

Напомним — отдельная структура, в чью компетенцию входили исключительно вопросы государственной безопасности, в СССР уже создавалась — в 1941 году в виде сперва Народного комиссариата, а затем и с 1946 года Министерства государственной безопасности. Однако, буквально в день смерти Сталина все вернулось на круги своя — советские спецслужбы снова были слиты в единое Министерство внутренних дел, во главе которого опять встал Лаврентий Павлович Берия. Что я думаю по поводу бредятины насчет «плана Берии по захвату власти», уже написано в статье, посвященной смерти Сталина. На самом деле, государственный переворот планировался и был вполне, увы, успешно осуществлен вовсе другими лицами, и жертвой его стал не только глава спецслужб Советского Союза, но и сами спецслужбы. От полной деградации милицию спас только приход Щелокова... Впрочем, это совершенно отдельная тема. Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная. Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете... Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало.

На этом посту в непростое переломное для страны время он пробыл всего несколько лет, в 1957 году возглавил УКГБ по Горьковской области, в отставке с 1974 года. Пострадал за демократизм В 1958 году КГБ возглавил советский комсомольский, партийный и государственный деятель полковник Александр Шелепин. У него тоже была интересная судьба. Его быстрой карьере способствовало то, что он успешно занимался отбором добровольцев для партизанских отрядов, среди которых была и Зоя Космодемьянская. Позже стремился коренным образом переориентировать КГБ на международные дела, внутренние должны были сойти на нет. Оперативная работа целиком переводилась в сферу каналов борьбы с проникновением в страну иностранных разведок. Погубили его карьеру слухи о том, что он сам хочет занять высший партийный пост в стране. Шелепину в укор ставилось и то, что он стал проявлять, по воспоминаниям генсека Леонида Брежнева, «ложный демократизм» — отдыхал не на спецдаче, а в обычном санатории и ходил есть в общую столовую.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий