Новости когда основана академия наук

Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге.

Поиск по сайту

(28 января) 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Самая первая Академия наук была основана еще при Петре 1 в 18 веке.

300-летие Российской академии наук (8 февраля 2024 года)

Надо сказать, с самого основания академия в организационном отношении по понятным причинам попала в руки иностранцев, которые опирались на опыт работы зарубежных академий. Первыми её президентами были немецкие учёные Л. Блюментрост, Г. Кейзерлинг, И. Корф и К. Почти пять лет академия существовала вообще без президента. В результате руководства случайных заморских интриганов она оказалась в самом плачевном состоянии. Тогда и встал вопрос об обновлении академии, пополнении её прежде всего отечественными кадрами и о назначении «своего» президента. Императрица Елизавета Петровна пошла навстречу этим пожеланиям. Первым из отечественных президентов академии стал последний гетман Левобережной Украины Кирилл Григорьевич Разумовский. Разумовский был настоящим баловнем судьбы.

Родился в 1728 году в селе на Черниговщине. Своей стремительной карьерой обязан старшему брату Алексею, фавориту императрицы. Брат перевёз юного Кирилла в Петербург, серьёзно занялся его образованием, а в 1743-м отправил для учёбы в Германию и Францию. За рубежом Разумовский изучал точные науки, географию и всемирную историю, юриспруденцию, немецкий, французский и латинский языки.

Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.

К составлению Словаря живейший интерес проявила императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины. В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов. До ее прихода за Академией имелись долги, профессора не получали жалованья, отсутствовали средства для оплаты арендуемых помещений, на приобретение бумаги и так далее. Заботами директора Академии типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке, ряды сотрудников были очищены от бездельников.

Математический класс включал четыре кафедры - математики, астрономии, географии и навигации, механики. В физический класс входило также четыре кафедры - физики теоретической и экспериментальной, анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами - красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Эта дата выбрана в память о работе В. Ленина «Наброски плана научно-технических работ», написанной им в апреле 1918 г. Календарь знаменательных и памятных дат.

В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие

Четвертый участник процесса образования Академии – Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. После революции Академия наук переименовывается в Высшее ученое учреждение, с 1934 года переезжает в Москву. После того, как были учреждены первые школы и училища, у Петра I возникла мысль о необходимости создать в России собственную академию наук, аналогичную Парижской академии. 8 февраля Российская академии наук отмечает 300-летие со дня основания. К ученым Академии наук предъявлялось требование связывать свои изыскания с запросами жизни, чтобы «вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели».

8 февраля 1724 года основана Академия Наук

Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль. Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница, сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств.

Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве.

Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей.

Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Литература по истории Академии Российская академия наук строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. Российская академия наук ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук. Полное наименование Академии на русском языке - федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук".

В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства. В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс.

К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I.

8 февраля – День российской науки

В настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев: исторические, литературные, мемориальные. Санкт-Петербургская Академия наук и художеств стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением —.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий