Агиасма), якобы имеет другой химический состав, если кто-то и говорит, то только из суеверий. Что касается чудодейственного свойства "крещенской" воды, которая долго не портится, то и этому есть научное объяснение.
Крещенская вода и ее свойства
Для начала: Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник 18 января и в сам праздник Крещения Господня 19 января на Великом водосвятии. Если не вдаваться в сложную научную терминологию, то можно сказать, что человек, употребляющий крещенскую воду, получает от нее немало положительных эффектов для своего здоровья. Подробнее о том, когда набирать крещенскую святую воду и о ее целительных свойствах в материале РЕН ТВ. добавить 10% крещенской воды, чтоб вся остальная вода стала «святой».Ну почему именно в этот день вода обретает такие свойства.
Что такое крещенская вода? Ответы игумена Тихона (Барсукова)
Но современный человек, привыкший получать научные объяснения явлений природы, не может удовольствоваться церковным объяснением феномена крещенской воды. В русской традиции вода освящается два раза – в Крещенский сочельник и в день Крещения. Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник Крещения, имеет совершенно одинаковые свойства и силу. Феномен крещенской воды Научно доказано, что вода меняет свои свойства (электропроводность, pH) в канун праздника Богоявления (Крещения Господня) 19. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет корни в византийской покаянной практике.
Наука о чудесных свойствах святой крещенской воды
Миф 3. Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Этот факт подтвердили физики и химики разных стран: структура воды на Крещение намного гармоничнее, энергетика и полезные свойства уникальны, что и ощущают окунающиеся в прорубь люди. Крещение или водосветие воды Слово «вода» произошло от производного – «веда», именно вода является особым энергоинформационным полем Земли, способным впитывать и передавать информацию на огромные расстояния! Рассмотрим распространенные мифы о крещенской воде, которые не подтверждаются научно. вода в Крещение отличается от обычной высоким уровнем энергетики.
Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо»
Агиасма), якобы имеет другой химический состав, если кто-то и говорит, то только из суеверий. Научное объяснение. После многочисленных экспериментов, ученые решили, что феномен крещенской воды, а также ее уникальные свойства, с научной точки зрения, можно объяснить влиянием энергетических полей планет Солнечной системы. В различных научных институтах уже давно ломают голову над тем, почему вода на Крещение не пропадает долгие годы. Но современный человек, привыкший получать научные объяснения явлений природы, не может удовольствоваться объяснением феномена крещенской воды, которое дает Церковь. Феномен крещенской воды Научно доказано, что вода меняет свои свойства (электропроводность, pH) в канун праздника Богоявления (Крещения Господня) 19.
Крещенская вода: чудо, подтвержденное наукой!
В культ предков входили и разнообразные гадания, сугубо языческие по своей сути — которые, кстати, совершенно спокойно воспринимаются современным русским православием и даже во многом одобряются им. Предметом гаданий взрослых, семейных людей служило обычно общее благополучие домашних, будущий урожай, приплод скота, погода, здоровье, а святочные гадания молодёжи касались вступления в брак и предваряли обычное время свадеб. Во время святочных гаданий у неких сверхъестественных существ традиционно испрашивается судьба и разными способами загадывается, кто в наступающем году будет жив и здоров, вступит в брак и т. Тема смерти традиционно присутствовала в святочном ряженьи: например, у восточных славян во время зимних посиделок традиционно рядились покойником и Смертью с косой, разыгрывали целые сценки с умиранием и т.
Сами святки в некоторых местах именовались «мёртвыми, чёрными днями», и так же назывались некоторые отдельные зимние дни. В некоторых местах считали, что «зимние» христианские святые несут гибель и страшные болезни. С целью их нейтрализации славяне прибегали к различным заговорам, обрядам, ритуальным жертвоприношениям, долженствующим умилостивить сверхъестественные существа обычно святых, а нередко и сами болезни или демонов, вызывающих их и тем избавить людей от болезней и прочих напастей.
К обрядам же, связанным непосредственно с духами предков, относились традиционные трапезы с призыванием и символическим кормлением умерших; рождественские костры, к которым созывали предков «погреться», элементы колядования и ряженья. Именно из последних, кстати, появился и пресловутый Дед-Мороз. Большое значение в зимний период придавалось и ещё одной группе обрядов, включавших в себя очистительные действа с водой, объясняющиеся поверьями о нечистоте святочного периода и ритуальных действий этого времени — ряженья, игр и др.
Так, в конце святок принято было обливаться водой, обмывать орудия труда и иконы на реке и т. Большая часть обрядов, связанных с купанием, в языческой традиции предназначалась для отгона и обезвреживания нечистой силы. Зима считалась временем особого разгула многих нечистых духов, и в первую очередь их активность приходилась на святки.
Так, святочный цикл считался временем активности некоторых сезонных персонажей — караконджал, шуликунов и пр. Усиливалась в период зимних праздников и вредоносная магия ведьм и колдунов: так, например, считалось, что в день св. Анны ведьмы сбрасывают с неба и доят месяц, чтобы увеличить надои своих коров, а также наводят порчу на домашнюю птицу и скот; западные славяне считали, что ведьмы совершают свои козни на св.
Люцию, когда они собираются на шабаш; восточные же славяне верили, что козней ведьм следует особо опасаться на святках, в ночь перед Рождеством и во время «страшных» вечеров. Обряды, изгоняющие нечистую силу и нейтрализующие козни ведьм и колдунов, являлись обязательной частью зимних праздников у всех славян и приурочивались в первую очередь к Крещению и второй половине святок. Защищались в первую очередь дворы и дома, а также домашний скот, который одновременно старались наделить здоровьем и плодовитостью.
Все эти обряды были связаны с представлением о Крещении как о переломном, пограничном времени. Крещение было завершением святок — нечистого, «поганого» и опасного периода. С наступлением Крещения заканчивался краткий период присутствия на земле душ умерших и некоторых сезонных демонов, а также вообще разнообразных нечистых духов; и в сочельник эти сверхъестественные существа как бы прощались с миром и покидали его вместе с отходящими праздниками.
В православной, более поздней традиции, в день Крещения воду при большом стечении народа освящали на ближайшей реке, изгоняя из вод всех находящихся там нечистых духов. Освященную воду из колодца или реки крестьяне старались зачерпнуть поскорее, так как, по поверью, чем раньше наберёшь освящённой воды, тем сильнее будут её магические свойства. Освящение воды накануне Богоявления, так же, как и в сам праздник Крещения, без сомнения, было связано с легендой о крещении Христа в реке Иордан.
При этом у всех славян издревле существовало представление о том, что в ночь накануне великого праздника всякая вода в реках и источниках благословляется и освящается самим Богом, и в мире творятся всякие чудеса: на мгновение «открываются небеса», и у человека, увидевшего это чудо, исполняется любое желание; перестаёт дуть ветер, животные начинают разговаривать человеческими голосами, сны оказываются вещими, на деревьях появляются цветы и зреют золотые яблоки, святые спускаются на землю и ходят среди людей и т. По общеславянскому поверью, вода в водоёмах в самую полночь на Крещение на миг останавливает своё течение и становится чудодейственной, целебной, святой и чистой, «окрещенной»; иногда считали также, что она ненадолго превращается в вино либо в золото или серебро, в кровь Христову и т. Распространено было и поверье о том, что если в самую крещенскую полночь вода в проруби сама колыхнётся, «пойдёт волной», то в ней можно увидеть Господне Крещение.
Поэтому многие поселяне непременно ходили в это время к проруби за водой, надеясь увидеть чудо, и старались зачерпнуть воды в самую минуту колыхания — такая вода, считали в народе, и есть самая волшебная. Рассказывали, что вода, почерпнутая из проруби в канун Крещения, может снять порчу и исцелить кликушу т. Подобные предрассудки, хотя и противоречили христианскому канону, однако поощрялись православной церковью, так как наряду с ростом мистических настроений укрепляли устойчивость православного вероучения.
Водосвятие в народе считалось особо важным торжеством, к нему готовились с самого рассвета, а прорубь для освящения воды нередко вырубали за несколько дней до торжества. При этом обычай умываться и купаться в освящённой воде был широко распространён у всех славян, хотя он и не является каноническим, а лишь народным обычаем. В освящённой проруби нередко купали или хотя бы обливали освящённой водой бесноватых, кликуш и т.
К сожалению, варварские обряды, не связанные напрямую с православным культом, оказались популярными и в современном, просвещённом российском обществе. Очевидно, что связано это не столько с распространением православия как такового, сколько с отсутствием интересного и необычного времяпрепровождения, духовной убогостью, связанной с идейной и идеологической деградацией населения России, старательно культивируемой существующим режимом. Фактически реальная идейность подменяется, с благословения властей, подобными псевдонародными и крайне опасными для здоровья развлечениями, как крещенское купание в проруби.
В иркутской интерпретации такое купание дошло до апогея своей абсурдности, так как происходит не на проточной реке, как принято в народной традиции, а на водохранилище с непроточной водой. Как показал опыт предыдущих лет, на Ершовском заливе в одну и ту же прорубь лезут купаться стар, млад, интеллигент, бомж и новый русский. Из той же проруби умывают лицо те, кто не рискнул нырнуть целиком, а также норовят набрать так называемой «целебной воды» те, кто верит в её особые свойства.
Гигиеническая сторона процесса, совершенно очевидно, не волнует его участников, так как большинство из них, как правило, совершенно пьяны. Что, в общем-то, оправдано, так как на трезвую голову нормальный человек вряд ли полезет в ледяную воду.
Крещенская вода, как известно, обладает особыми свойствами. В первую очередь, это свойства духовные. В молитве на освящении воды мы просим, чтобы всем, пьющим эту воду и окропляющимся ею, Господь послал «освящение, здравие, очищение и благословение».
Эта вода не портится в течение всего года, в отличие от обычной воды, которая через некоторое время становится непригодной для питья. О данном чуде свидетельствует еще святитель Иоанн Златоуст : «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Впрочем, и крещенская вода может зацвести — в ней, как и в любой воде, продолжают существовать живые микроорганизмы. В таком случае её следует вылить в непопираемое место. Не нужно видеть в этом какое-то предвестие несчастий.
Однако, возможно, стоит задуматься — не показывает ли таким образом Господь, что нам необходимо что-то исправить в жизни? Люди, настроенные атеистически, нередко пытаются объяснить чудесные свойства Крещенской воды естественными причинами.
На следующий день, 19 января, что совпадает с датой Крещения Господня по православному календарю свойства воды становятся «другими», а именно — изменяется её электропроводимость, показатель pH и информационная насыщенность. Феномен крещенской воды По данным С. Зенина уникальные свойства воды сохраняются до 16. Именно в этот промежуток времени рекомендуется проводить водные процедуры такой водой, а также запасаться ею для питья и лечения.
После этого вода в природных водоемах быстро возвращается в свое обычное состояние. Знахарям было известно издревле, что вода, собранная в ночь с 18 на 19 декабря и «отделенная» от другой, то есть налитая в укупоренную посуду, сохраняет свои особые свойства и после Крещения, причем довольно долго. Такую воду хранили в прохладном темном месте — погребе. Примечательно, что погреб находится ниже уровня земли, что является для сохраняемой воды также хорошей «информационной» защитой, поскольку слой земли задерживает электромагнитные и прочие поля. Сейчас мы о наличии таких полей знаем, а в древние времена часто поступали так или иначе на основе интуиции и опыта. Уникальные свойства крещенской воды ученые объясняют космо- и геофизическими факторами — солнечной активностью, затмениями, полнолуниями, прозрачностью земной атмосферы, смещением орбиты планеты, а также особенностями магнитного поля Земли и геомагнитными аномалиями.
То, что такая вода долго не портится, объясняют снижением электропроводимости и вследствие этого подавлением роста микроорганизмов. На самом деле внятного и вполне доказательного объяснения феномену крещенской воды до сих пор нет. Как было в дохристианские времена? Об особых свойствах воды, проявляющихся именно зимой, было известно и до христианства. Существовал древний славянский праздник Интры, который приходился как раз в ночь с 18 на 19 января по современному стилю. Интра — бог источников, колодцев, змей и туч.
Он может проникнуть в дома через трубы, поэтому в ночь этого праздника ведуны специально заговаривали их, чтобы Интра не попал внутрь. В индийских ведах он является демоном и царем змей. Интра живет в Нави, в подземелье, и имеет Навью природу. Славяне говорили о нем: «Как Солнце на небе, так и Интра — в Нави». Он же, скачущий на единороге — это символ, олицетворяющий боевую доблесть и отвагу. Поэтому Интра — еще и покровитель воинов.
Предания говорят, что он сын Земун от Дыя Ночное Небо.
А вот в 13. Цетлин увязал эту изменчивость свойства воды от суточного цикла с земными колебаниями. А при трении испускается электромагнитное излучение. Более сильное или ослабленное, оно улавливается водой в океане, реке, а также водной средой нашего организма. Вот отчего порой нас посещает необычайная бодрость или, наоборот, наваливается вялость. По словам Цетлина наши предки всегда отмечали новый год в период зимнего солнцестояния, примерно 22-23 декабря.
ЧУДЕСА МАТУШКИ ПРИРОДЫ: КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА
Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет корни в византийской покаянной практике. Кроме того, многочисленные научные исследования крещенской воды показали, что вода в любом освященном открытом источнике в ночь на 19 января становится практически стерильной, по своим показателям близкой к воде, настоянной на серебре. О том, что крещенская вода исцеляет, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, церковь извещала испокон веков. Рассмотрим распространенные мифы о крещенской воде, которые не подтверждаются научно.
Что такое крещенская вода? Ответы игумена Тихона (Барсукова)
За состоянием воды следили в течение года. В результате выяснилось, что 18 января в период с 17. Аналогичный всплеск изменений в состоянии воды наблюдался 19 января с 23. По мнению С. Зенина, это объясняется тем, что Земля в данные периоды времени проходит определённые точки пространства, в которых на неё воздействуют космические лучи, приводящие к изменению свойств воды и земли в целом. По результатам исследований другого российского учёного — физика Антона Бельского, в космосе перед 19 января в течение ряда лет регистрировались интенсивные всплески потока нейтронов, превышающие фоновые уровни в 100-200 раз.
Максимумы приходились и на 18-е, и на 17-е, но иногда точно на 19-е января. Об особых свойствах крещенской воды и даже снега народ знал ещё до того, как учёные стали исследовать эти явления. Под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки — чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать её белоснежной. А девушки — чтобы отбеливать кожу и становиться красивее.
Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. Чем полезна крещенская вода? Считается, что пить её надо регулярно, желательно каждый день и натощак.
Она великолепно поднимает иммунитет и делает человека устойчивым ко многим инфекциям. К примеру, если ребёнка регулярно поить такой водой, он будет реже простужаться.
Именно тогда вода реагирует на полтоки частиц и потом долго может сохранять свои свойства.
Как утверждает биофизик, уникальные качества крещенской воды усиливаются во время процедур, обычно проводимых в церкви: когда опускают в воду серебряный крест серебро улучшает качество воды и читают молитвы. Изучая свойства воды, которую употребляют на Международной космической станции космонавты, Владимир Цетлин обратил внимание, что дневная вода отличается от ночной своей токовой проводимостью. Так, в 10.
А вот в 13. Цетлин увязал эту изменчивость свойства воды от суточного цикла с земными колебаниями.
Значит, верхние слои воды становятся ,практически, стерильными. Вода в этот период подвергается двум волнам сильных морозов. Это Рождественские морозы и Крещенские. Соответственно , они проходят в период с 21 декабря пару недель, потом небольшая оттепель и снова морозы на неделю. И все реки, озера, родники и колодцы покрываются льдом. Идет процесс кристаллизации воды, а , следовательно, очищения воды уже на кристаллическом уровне.
И мы получаем воду чистую по био-химическим параметрам. Далее имеем ещё один интересный природный факт. Точнее Энергетический. На последнюю декаду января Северное полушарие проходит годовой цикл обращения энергии Земли, который отстаёт от годового цикла Солнца, примерно , на месяц. И вращение Земли замедляется. И Земля, пройдя астрономический пик и находясь в самой удаленной от Солнца точки своей орбиты, продолжает остывать. И в это время на Землю приходиться наименьший объем энергий, как собственно земных,так и солнечных. Опять - таки спад жизни.
И что же имеем в остатке?
Это связано с положением Земли. Наша планета в это время попадает в точку сильного воздействия внешних потоковых частиц.
Вода на них реагирует и изменяется. Говоря простым языком, в Крещение вода становится мягче, причем любая — из источника, из-под крана, в водоемах. Ученые даже определили примерное время изменения структуры воды: с 6 часов вечера 18 января и до обеда 19 января.
Несмотря на научное объяснения феномена Крещенской воды, ученые не отрицают воздействия церковных обрядов освящения на воду. Вода реагирует на молитвы и погружение серебряного креста. Уже давно доказано, что вода способная менять свою структуру под воздействием человеческой речи, мыслей и энергетики.
Так что вода, «заряженная» верой, доброй и любовью, действительно становится целебной. Как пользоваться Крещенской водой Крещенскую воду рекомендуется пить натощак, желательно каждый день.
Крещенская вода: чудо, подтвержденное наукой!
Она становится мягче, тогда как при заморозке её кристаллы принимают упорядоченную форму. Хранить намоленную воду, которую ещё называют великой агиасмой, следует в месте, где находятся иконы. Примечательно, что употреблять её можно без ограничений в дни праздника, тогда как после Крещения нужно пить воду натощак и помолившись. Разрешается умывать лицо святой водой, однако в небольшом количестве. Важно, чтобы она не попала в сточные воды.
Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму богоявленскую воду как своего рода утешение для отлучённых от таинства Евхаристии.
Особое распространение причащение святой водой получило в старообрядчестве по причине отсутствия каноничных священников, имеющих право совершать Литургию — широко распространён «Чин причащения святой водой великого Богоявленского освящения» [22] [23]. Практика замены причастия святой водой появились уже в III веке, когда еретики -акварии на Евхаристии употребляли воду вместо вина , по аскетическим причинам [24]. В католичестве освящённая вода используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов. В освящённую воду обмакивают руку при совершении крестного знамения при входе в храм и выходе из храма. Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято.
По учению Православной церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа [9]. Изначально святая вода использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств [9]. Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных [9]. Например, Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час [25]. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени [11].
При освящении воды допустимо использование деревянного, а не серебряного, креста [26]. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место в сухой колодец при храме, или в проточную реку, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление [27]. Славянские традиции[ править править код ] В славянской традиции чудодейственной и магической считалась вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества , на Васильев день Новый год , Громницы Сретение , в Чистый четверг или пятницу см. Страстная неделя в славянской традиции , в день Ивана Купалы ср. Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты.
Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой укр. При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом рус. Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий ; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась.
Мезенцев отмечал, что «святую воду» освящают зимой, потому что «зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Также упоминается о том, что ионы серебра , которые появляются в освящённой воде ведь она хранится в серебряных посудинах и освящается серебряными крестами , убивают микроорганизмы в воде [30]. Критика святой воды приводится в книгах «О привидениях, чёрной кошке и чудесах без чудес» Мезенцев В.
Представьте себе масштабы явления — один раз в год, на Крещение, вся пресная вода на планете как бы «обновляется», избавляется от воспринятой ею информации. Такая вода обладает «очищающими» свойствами, которые можно назвать «эффект стирания». Знахари используют информационно-чистую крещенскую воду для наружного и внутреннего применения, а также для наговора. Чем чище вода в энергоинформационном смысле , тем лучше она воспринимает наносимую на нее целителем программу очищения или исцеления. В отличие от природной крещенской воды или воды Интры , вода, взятая на Крещение в храме, приобретает «особые» свойства еще и по воле человека, священника, а также в силу выполнения обряда на месте Силы — в храме. Святая вода не является «информационно-чистой», поскольку уже содержит программу очищения божественной силой. Именно поэтому святая вода из храма для наговора не используется. Такая вода обладает «очищающими» свойствами, которые можно назвать «эффект вытеснения». Её употребляют внутрь, обтирают больное место. Смысл таких действий — передача нанесенной на воду божественной информации пострадавшему. На вопрос: какая вода «сильнее» — природная крещенская вода Интры или освященная на Крещение в храме чином водосвятия — ответить сложно. Из приведенных выше рассуждений очевидно, что та и другая вода — разные. Набор, хранение и использование крещенской воды или воды Интры Это пояснение написано не для людей воцерковленных, которые понятное дело за крещенской водой отправятся в храм. Поскольку мы уже выяснили, что природная крещенская вода приобретает особые свойства объективно, без необходимости вмешательства священника, то набрать ее можно из родника или колодца. Можно запастись и природной водой Интры, и освященной крещенской водой из храма. У нас ведь по факту — двоеверие, никто его не отменил, да и не в силах отменить. Человек, склонный к экспериментам, сможет, кстати, убедиться в том, что сроки хранения и той воды, и другой — будут длительными. При этом в лечении можно будет применять обе воды. Сначала природную воду Интры, с «эффектом стирания», а потом освященную в христианском храме, с «эффектом вытеснения», или наоборот. Набирать воду на Крещение из водопровода — считаем неправильным, поскольку есть сильные сомнения в том, что её свойства и структурированность сохранятся после течения в металлических трубах. Для хранения любой структурированной воды рекомендуется использовать стеклянную, глиняную или керамическую посуду. Подойдут обычные стеклянные банки, а еще лучше — керамические бутылки из-под «рижского бальзама». Стеклянные банки надо закрыть полиэтиленовыми крышками, а бутылки — пробковыми затычками.
Каждый год, в праздник Крещения Господня с 18 по 19 января тысячи людей идут в церкви для того, чтобы набрать святой воды, ведь как утверждает Православная церковь, в эти дни она приобретает целебные свойства. Вокруг феномена Крещенской воды до сих пор ходит много споров. Одни утверждают, что целебные свойства такая вода приобретает только после освещения в церкви, другие говорят, что в день Крещения любая вода, даже водопроводная, становится целебной. Действительно ли вода в Крещение становится чудодейственной, и можно ли набирать ее из крана? Свойства крещенской воды. Правда или миф Согласно Евангелию, в ночь с 18 на 19 января по старому стилю — с 5 на 6 января Иисус Христос зашел в реку Иордан, тем самым освятив воды своим вхождением. По словам служителей православной церкви, вода в Крещение действительно обладает целебными свойствами. Ее можно прикладывать к больным местам, пить, обтираться и умываться. Срока хранения у Крещенской воды нет — она может храниться вечно. Священнослужители отрицают тот факт, что в Крещение вся вода становится целебной.