Уникальные прижизненные издания опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Садко» будут восстановлены и отреставрированы в 2024 году. Билеты на Опера «Садко»/ «Sadko» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер.
Краткая история создания оперы «Садко» композитором Римским-Корсаковым
В Петропавловской крепости открыли фестиваль «Опера всем» | Премьера оперы-былины «Садко» состоялась 26 декабря 1897 года в Москве в Частной опере С. И. Мамонтова в помещении театра Солодовникова. |
Садко (опера) — Рувики: Интернет-энциклопедия | Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах. |
В Большом театре поставили оперу, отвергнутую царем - 7Дней.ру | Сцены из подводного царства были тоже сделаны по прекрасным эскизам Владимира Егорова (изначально для «Садко» в частной опере Зимина), однако стали диаметрально противоположными земному миру: как стиль диско несопоставим с чем-то былинным. |
Что известно о спектакле «Садко», во время которого погиб один из актеров Большого Театра | дочь — сопрано; Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморошины удалые, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские. |
С некоторых опер: как сыграли «Садко» у Троице-Сергиевой лавры | Статьи | Известия | Для подавляющего большинства зрителей, заполнивших Исторический зал Большого театра, спектакль, а это была премьера оперы Садко Н. Римского-Корсакова, начинался здесь и сейчас, как только огромный занавес открывал сцену. |
Артисты Башоперы представили в Большом театре оперу «Садко»
Именно Бельский придал героям оперы аутентичность за счет использования старинных слов и оборотов, создавая впечатление погружения в древние времена. Если возникнут вопросы или потребуется консультация по поводу предстоящих мероприятий — к вашим услугам наши специалисты. Звоните по телефону, указанному на сайте. Наша информационная служба работает с 9:00 до 21:00 без выходных.
Это и называется «русская душа». Если посмотреть на костюмы, там очень много фрагментов из одежды разных национальностей — марийские, башкирские, татарские костюмы. Это некое обращение вглубь российской души и, наверное, одно из главных преимуществ сегодняшней постановки. Мы хотим делиться с жителями других городов и регионов нашими творческими достижениями. Договорились в следующем году показать один из спектаклей в Санкт-Петербурге. Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан Театральное искусство в нашем округе занимает особе место.
Башкортостан традиционно является лидером в сфере культуры и подаёт хороший пример другим регионам. После спектакля Радий Хабиров зашел за кулисы поблагодарить артистов от своего лица и передать благодарность от восторженной публики. Вы в третий раз выходите на историческую сцену Большого театра. Вы не представляете, как много делаете для Башкортостана. Потому что наша республика гремит на главной театральной сцене страны. Спасибо огромное! И начинайте думать о новой постановке, которую мы представим здесь в следующем году. Переговоры об этом мы уже провели. Вы большие молодцы, низкий вам поклон.
Радий Хабиров, Глава Республики Башкортостан И чтобы повторить или превзойти успех, Башкирскому театру оперы и балета нужно будет постараться. В этот раз больше десяти минут длились овации. И, возможно, звучали бы еще дольше. Но занавес в какой-то момент должен опуститься — каждая сказка, даже самая красивая, имеет конец. Ян Романов.
Хотим Садка «Садко» — шестая постановка Дмитрия Чернякова в Большом и первая его работа в России с момента переноса в Михайловский театр брюссельского «Трубадура» в 2014 году спектакль продержался в Петербурге два сезона.
На момент премьеры — 14 февраля 2020 — в афише Большого спектаклей Чернякова уже не осталось: державшийся дольше всех «Евгений Онегин» был снят с репертуара в 2017 году. Черняков сегодня формирует лицо современной оперы совершенно буквально и без преувеличения: почти каждый его спектакль транслируется или выпускается в официальной записи когда-нибудь по этой видеотеке будут изучать историю оперного театра первой половины XXI века. Метрополитен-опера, которая предпочитает ставить в афишу своих кинотрансляций уже опробованные где-то копродукции, «Князя Игоря» Чернякова в 2014 взяла в прокат не глядя. И даже Большой, обычно демонстрирующий кино- и интернет-аудитории только балеты и оперный нафталин, нарушил целибат и позволил каналу Mezzo транслировать «Садко» во время премьерного блока. Из оперных режиссеров отечественного происхождения камеры не гоняются так ни за кем, Черняков здесь — тяжеловес высшей лиги, игрок уровня Барри Коски, Каликсто Биейто, Роберта Карсена и Ромео Кастеллуччи. Сцена из спектакля «Садко».
В случае с «Садко» партитура задает еще и антураж — прежде Черняков поддавался такому только в «Снегурочке» и «Салтане». Роли персонажей былин примеряют на себя клиенты «Парка исполнения желаний» — тематического заведения, моделирующего в масштабных павильонах то лубочный Новгород и Ильмень-озеро, то фантасмагорическое Подводное царство. Для оформления Черняков взял эскизы самых знаковых художников, в свое время работавших над постановками «Садко»: от Васнецова и Билибина до Рериха. В начале спектакля трое участников развлечения неуклюже признаются на камеру в своих мотивах. Будущий Садко Нажмиддин Мавлянов эскапистские мечтает погрузиться в мир былин; будущая Волхова Аида Гарифуллина хочет сильных любовных переживаний; будущая Любава Екатерина Семенчук рассчитывает разобраться с проблемой быстротечности своих отношений с мужчинами. Фото Дамир Юсупов Что ты плачешь, грустишь, надрываешься?
Кратко говоря, «Садко» оправдал ожидания тех, кто хотел, чтобы они оправдались, и разочаровал тех, кто хотел разочароваться. Первых больше, поэтому послушаем сначала вторых. Петр Поспелов в «Ведомостях» : «музыкальный результат оказался средним, а общая художественный вчистую разошелся с картиной мира, которую создавал Римский-Корсаков». Екатерина Кретова в «Московском комсомольце» : «Продержаться в зале четыре часа, когда на сцене неправда и фальшь, конечно, нелегко. И главное, очень скучно. Даже гениальная музыка не спасает — ведь невозможно петь такую музыку неискренне, не веря в нее, не погружаясь, издеваясь над ней, над сюжетом, над самой идеей оперы-былины».
Елена Черемных в подборке мнений, собранных журналом «Музыкальная жизнь» : «…в данной постановке, как мне кажется, случилась замена режиссуры совсем другим форматом. Назовем его кураторским и не будем удивляться, ведь минувшей осенью именно Дмитрий Черняков был куратором Московской международной биеннале современного искусства в Новой Третьяковке»; «…на фоне такого стилистического многоцветья отточить до убедительных подробностей саму режиссуру автору спектакля не удалось». Александр Матусевич в газете «Культура» : «И если в прежних работах, при всей абсурдистской эстетике и умозрительности концепций, наличествовали цельность и последовательность воплощения идей, то нынешний его «Садко» явно надуман-недоделан. Режиссер не знает, что делать в массовых сценах, и поэтому хоры у него поют за кулисами, а по пустому пространству бегают главные герои, отчаянно жестикулируя в стиле самодеятельных инсценировок. Когда хоры все же появляются на сцене, то им вменяется столько задач, что они не в состоянии пристойно петь. У перегруженных сцен движением артистов постоянно сбивается дыхание, отчего опять же страдает музыка.
И в целом от действа, бедного и идеями, и просто добротными профессиональными решениями, веет непреодолимой скукой». Гюляра Садых-Заде в журнале «Masters» : «Отдавая должное затейливости и остроумию замысла, трудно отделаться от мысли о том, что режиссерская интерпретация существенно обедняет и сузила содержание авторского текста. Тотальность послания и неумолимая последовательность в проведении художественного приема вообще-то противопоказана в искусстве, в котором главной ценностью всегда была и есть неоднозначность, неочевидность и вариативность смыслов.
Гусляр поражён красотой царевны и, когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, он обращается к ней со словами любви и восторга. Царевна отвечает ему признанием, что любит его за чудные песни.
Она открывает ему своё происхождение, и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень. Эти рыбки принесут Садко счастье и, когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает ему терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт своих дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина вторая. Светлица в тереме Садко. Любава ждёт своего мужа, Садко, которого не было всю ночь. Она говорит про себя, что Садко больше не любит её, что он грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу.
В задумчивости он отстраняет её от себя и садится на скамью. Он не может ещё отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе?
Ты ли невеста мне? Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места и хочет уходить, жена останавливает его вопросом, что он задумал и куда идёт. Садко отвечает, что он идёт на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из озера Ильмень. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя.
Садко отталкивает жену от себя и поспешно уходит. Действие третье Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится масса народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд.
Садко (опера)
Для подавляющего большинства зрителей, заполнивших Исторический зал Большого театра, спектакль, а это была премьера оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, начинался здесь и сейчас, как только огромный занавес открывал сцену. Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Руководство Большого театра после несчастного случая с артистом во время показа оперы «Садко» днем ранее приняло решение отменить спектакль, запланированный на вечер 10 октября.
Садко (опера)
В Петропавловской крепости открыли фестиваль «Опера всем» | Опера-былина «Садко» была создана Н. А. Римским-Корсаковым. |
К юбилею Римского-Корсакова в Большом театре покажут "Садко" - Российская газета | Для подавляющего большинства зрителей, заполнивших Исторический зал Большого театра, спектакль, а это была премьера оперы Садко Н. Римского-Корсакова, начинался здесь и сейчас, как только огромный занавес открывал сцену. |
В сказку попал: новая постановка «Садко» в Большом театре | Опера-былина «Садко» была написана русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым в 1896 году. Интерес композитора к русской старине и особенностям народного мировосприятия сформировался еще в молодые годы. |
Садко (Римский-Корсаков) | Купить официальные билеты на оперу Садко в Государственный академический Большой театр России, Историческая сцена. |
В Петропавловской крепости открыли фестиваль «Опера всем»
Мариинский театр отметил в пятницу показом оперы "Садко" Николая Римского-Корсакова 30-летие работы в труппе заслуженного деятеля искусств России режиссера Алексея Степанюка. Спектакль представили на исторической сцене Мариинки, сообщила пресс-служба театра. Я уверен, что опера "Садко" будет востребована в Уфе и любима публикой, потому что это искренняя, радостная постановка со счастливым концом. купить билеты по выгодным ценам на оперу в Москве. Спектакль состоится 12 сентября 2023 года в Большом театре по адресу: г. Москва, Театральная площадь, 1. У нас вы можете узнать программу и расписание выступления, какие артисты выступят.
Какой «Садко» вернулся в Большой театр?
В "Садко" нашлось место и даже самому сильному человеку России — Эльбрусу Нигматуллину. Его герой, как и сам рекордсмен в жизни, настоящий богатырь и на пиру он проявляет свою богатырскую силу. Роль ему предложил режиссёр-постановщик Аскар Абдразаков. Над тем принять предложение или нет, спортсмен раздумывал полгода. И сейчас о своём решении он не жалеет. Мне было относительно легко вжиться в эту роль, то есть я понимал, что ни чьё-то место занял.
Но, безусловно, волнение было, потому что это не спортивная арена, не спортивный зал. Работа над постановкой шла полтора года. Воссоздать на театральной сцене целую эпоху Древней Руси — задача не из легких, но творческая команда с этим справилась. Показать то, что сегодня не хватает. И мы еще добавили в оперу то, что не всегда бывает, некоторые просто сокращают.
У нас огромный балетный акт подводного царства и поэтому это очень интересно и очень красиво. Еще один вызов стоял перед хореографами.
Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое. Картина первая[ править править код ] Идёт пир в богатых хоромах братчины в Новгороде.
Нежата, наигрывая на гуслях, поёт былину о Волхве Всеславиче. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и со словами "Зелен нас учить, молод нас корить" гонят его с пира.
Садко уходит и заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. После его ухода пир продолжается. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье. Картина вторая[ править править код ] Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера.
Садко, сидя на камне, поёт печальную песню. На поверхности озера появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод; когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, Садко обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни.
Она открывает ему своё происхождение и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина третья[ править править код ] Светлица в тереме Садко. Любава ждёт своего мужа, Садко, которого не было всю ночь.
Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата посвящения не указано. Предположение может быть только одно — это Иола Торнаги, будущая жена Шаляпина. Летом того же года состоится их свадьба. Экспомузыка - Шаляпин в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
Музыкальное произведение основано на былинах о новгородском гусляре Садко, состоит из трёх действий. Зрителям опера впервые была представлена в ноябре прошлого года. Тогда премьера состоялась на уфимской сцене. Оперу поставил режиссёр-постановщик, заслуженный артист России Аскар Абдразаков. Дирижирует оркестром народный артист России Феликс Коробов. Опера «Садко» — третья по счету башкирская постановка на исторической сцене Большого театра. Первыми в исполнении башкирских артистов московские зрители посмотрели с операми «Аттила» и «Дон Кихот». В постановке «Садко» почти полностью участвуют оперная и балетная труппы театра, а также хор. На сцену одновременно выходят более 200 человек.
Уфимская опера «Садко» готовится к показу на московской сцене
В наличии билеты на оперу Садко Большого театра, с помощью нашего сайта Вы всегда можете купить официальные билеты онлайн или по телефону +7(495)789-41-85. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Долгожданное возвращение Дмитрия Чернякова в Большой театр не обернулось удачей: «Садко» Римского-Корсакова развалился на составные части. Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах. Я уверен, что опера "Садко" будет востребована в Уфе и любима публикой, потому что это искренняя, радостная постановка со счастливым концом.
Исторический показ на исторической сцене: в Большом театре состоялась премьера Башоперы «Садко»
Теперь к ним присоединилась и опера «Садко». Послушать известное на весь мир произведение великого русского композитора собрались более двух тысяч зрителей. Завершился праздник фейерверком.
Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».
Мысль поставить оперу силами частной оперной труппы Саввы Мамонтова в помещении театра Солодовникова подсказал ученик и друг композитора — музыкальный критик Семен Кругликов. Композитор дал согласие, Мамонтов С. Сам композитор критически отнёсся к этой постановке и в «Летописи моей музыкальной жизни» отмечал множественные недочёты исполнительской и постановочной стороны спектакля.
Тем не менее, произведение было принято публикой и критикой с большим успехом. Дирижировал итальянец Эспозито. В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в V картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр.
Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех. Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.
В то же время, делая детскую музыку, Маша отчасти компенсировала то, чего у неё самой в детстве не было. Расставание с продюсером T-Killah Мия тоже связывает со своим взрослением. Продюсер хотел, чтобы артистка продолжала работать для детей, а для певицы это было уже некомфортно.
К тому же T-Killah уверял, что её проект убыточен, и Mia Boyka долго в это верила. Она и потом не хотела с продюсером ссориться, много плакала и до сих пор грустит из-за того, что они больше не общаются. Впрочем, теперь певица больше не верит в дружбу с продюсером и знает себе цену: «Если честно, я была не единственным его проектом, но единственным успешным». Несмотря на все сложности, Мия не считает себя несчастной: ей кажется, что артисты и медийные лица — почти все «поломанные люди», у которых проблемы с психикой.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа».
Произведение "Садко" умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант - это делить на два действия, второй - на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников.
Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.
Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы "прекращается", и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и "морской" лейтмотив в музыке к произведению. История создания «Садко» Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.
В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году осенью. Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник - В.
«Садко» в Петропавловской крепости откроет фестиваль «Опера — всем — 2023»
Сегодня в Уфе на сцене Башкирского театра оперы и балета состоится премьера знаменитой оперы Николая Римского-Корсакова "Садко". Премьера оперы Римского-Корсакова «Садко» состоялась 26 декабря 1897 (7 января 1898 по новому стилю) и стала самым ярким событием театрального сезона Москвы. «Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году. Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь сам император вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра.
Опера «Садко»/ «Sadko»
Опера-былина «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. "Большой театр принял решение отменить спектакль "Садко" 10 октября. Уникальные прижизненные издания опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Садко» будут восстановлены и отреставрированы в 2024 году. долгожданная премьера. Свою версию оперы Римского-Корсакова" Садко" представил всемирно известный режиссер Дмитрий Черняков.
Новый спектакль Башоперы «Садко» покажут на московской сцене
Сейчас он возглавляет кафедру оперной подготовки в старейшем музыкальном вузе России. Режиссер является кавалером ордена Дружбы 2020.
Одна из особенностей, которую содержит в себе эпическая драматургия - это отсутствие в опере делений на действия.
Произведение "Садко" умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант - это делить на два действия, второй - на пять.
Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществилось во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы.
У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержании оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность.
Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным русским людям, быту. Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы "прекращается", и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и "морской" лейтмотив в музыке к произведению.
Опера "Садко" - одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Андреевича. И сегодня она имеет популярность и ставится в лучших театрах мира. Интересные факты Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль.
Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара. Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы "Садко" Большой театр.
Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками.
Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй.
Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние.
Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь.
Гости — Варяжский , Индийский и Веденецкий — выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать её и не подвергать свою жизнь опасности.
Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа.
Музыкальный язык, которым написана опера, автор назвал «былинным речитативом». В работе над либретто Римскому-Корсакову помогали друзья и коллеги — критик Владимир Стасов, математик Николай Штруп, любитель музыки Василий Ястребцев. Позже к работе подключился знаток древнерусской литературы Владимир Бельский, который в дальнейшем стал известным либреттистом и постоянным соавтором композитора. Именно Бельский насытил язык героев старинными словами и оборотами, создающими эффект погружения в старину.