Новости кутья на похороны

первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения.

40 дней после смерти: что происходит с душой человека?

Поминки: традиции, особенности поминания на 9 и 40 дней, примерное меню поминального обеда кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии).
Рецепт поминальной кутьи с рисом Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью.
Поминальная кутья это к новому покойнику. вон Маринка постирала свой платок, а у нее брат умер.
Почему на поминках едят кутью, символизм каши? Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Рецепт поминальной кутьи с рисом Поминальное блюдо на похороны «Кутья».

Кутья: история и рецепты главного поминального блюда

Муку, яйца, соль, сахар смешать с тёплой водой или молоком. Вымесить однородное тесто без комков, всыпать соду. Выпекать на хорошо прогретой сковороде на растительном масле. Кисель из овса, ржи или пшеницы на молоке символизирует молочные реки и кисельные берега в потустороннем мире. Кисель завершает поминальный обед, его подают гостям последним. Чтоб сварить поминальный овсяный кисель потребуется: 2 стакана овсяных хлопьев; 1,5 литра кипячёной воды; 1 горбушка чёрного хлеба. Овсянку заливаем кипячёной водой, опускаем в жидкость корочку чёрного хлеба, чтобы кисель забродил. После того как через двое суток кисель перебродит, его нужно процедить, довести до кипения и подсластить мёдом. Кроме ритуальных блюд, на поминальный стол можно приготовить: Из горячих блюд подают щи, борщ, куриный суп с лапшой, блюда из мяса котлеты, жаркое , рыбу, гречневую кашу, перец фаршированный, картофель отварной. В качестве закусок подают: салат из огурцов и помидоров, брынза с помидорами, винегрет с сельдью.

Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды. Также разрешается самостоятельно окропить обрядовую кашу святой водой прежде, чем подавать на стол во время поминок. Затем присутствующим гостям предлагают кисель с медом и постные блины. По традиции кутью заедали особенным хлебом. Его строго запрещалось резать ножом, лишь отламывать кусочки руками. Особенная польза обрядовой каши Кутья является очень вкусным и полезным блюдом, в основу которого входят пшеничные зерна. В них содержится много углеводов и множество полезных элементов. К ним можно отнести: витамины В, которые способствуют укреплению нервной системы, а также клетчатку, необходимой для выведения токсинов из организма.

Что об этом говорит Православная Церковь? Поминки — это милостыня, которую мы раздаём людям за усопшего. То есть ту милостыню, которую он не успел сделать при жизни. В своей жизни мы должны принимать людей в своём доме, кормить, делать добрые дела. Но жизнь заканчивается, и чтобы увеличить количество добрых дел, которые не успели сделать наши ближние, мы делаем это вместо них. Есть ли какая-то милостыня в том, чтобы кому-то налить водку? Если ты дал нуждающемуся человеку кусок хлеба или деньги, или покормил его — это милостыня. Водка — это не милостыня. Спиртные напитки — это абсолютно лишнее на поминках. Не надо поминать усопших спиртным». Священник Игорь Сильченков Для скорбной трапезы больше подходят безалкогольные напитки. Узвар из сухофруктов, морс, компот — лучший выбор для поминального стола. Самое главное — напитки не должны быть очень сладкими, лучше сделать выбор в пользу кислых плодов и ягод. Сыта — особый род поминального напитка. Он представляет собой мёд, смешанный с водой. Сытой можно заправить кутью или полить ею блины. Порядок поминальной трапезы В комнате, где приготовлена поминальная трапеза, нужно предусмотреть наличие икон и горящей лампады. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму Псалтири и молитву «Отче наш…». Во время вкушения блюд гости осеняют себя крестным знамением и читают краткую поминальную молитву об усопшем. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы. По окончании трапезы читаются благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно есть…». Затем присутствующие молятся о всех усопших сродниках и усопших православных христианах и трижды поют «Вечная память…». Порядок вкушения блюд Каждый гость, принимающий участие в трапезе, вначале съедает порцию кутьи и только после этого приступает к другим блюдам. Во вторую очередь гостям предлагаются блины с мёдом или другими допустимыми закусками. На поминальный стол не возбраняется поставить тарелки с мясной, сырной, рыбной нарезкой. На первое хорошо приготовить щи или борщ в зависимости от предпочтений. На поминки готовят простой овощной салат. На второе уместны мясные котлеты, курица, рыба. На гарнир можно подать отварной картофель или гречку. Также пекут закрытые пироги с солёными начинками — с мясом, капустой, луком, картофелем, рыбой или грибами. Сладких открытых пирогов избегают, так как они ассоциируются со свадьбами и радостными праздниками.

В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд. Время приготовления — 1 час 20 минут.

Рецепт поминальной кутьи с рисом

Поминальное блюдо на похороны «Кутья». Зачем на поминках готовят кутью? Организация похорон Порядок действий Документы Подробнее Как готовят кутью, рецепты Для приготовления поминальной кутьи надо запастись следующими продуктами: зерном, сладостями, сухофруктами, ядрышками орехов. Православная поминальная трапеза. Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса.

Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны

Как поминать умерших - Православный журнал «Фома» первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих.
Почему на поминках едят кутью, символизм каши? Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Рецепты кутьи для поминок Наиболее распространёна сейчас традиционная кутья из риса.

Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта

– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут. Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Смотрите видео на тему «Правильное Приготовление Кутьи На Похороны» в TikTok.

Войти на сайт

И жизнь длится бесконечно с буднями и праздниками, радостью и горем. Сладкую жизнь символизируют изюм, а мак и орехи — плодовитость. В «богатую» добавляют орехи, курагу, мак. Как правильно варить кутью? Строгого рецепта не существует. Чтобы приготовить кутью, можно взять рис, пшеницу, пшено, перловку, ячку.

Верования и традиции поминок укрепляют духовное единство и поддерживают тех, кто остался жить, помня о своих близких, ушедших в мир иной. В этом отношении поминки становятся частью православной культуры и представляют собой особое событие, которое важно для каждого верующего. Сроки проведения поминок В русской православной культуре поминки занимают особое место и представляют собой важный религиозный обряд, связанный с уходом души усопшего на вечный покой. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы.

В течение первых двух дней после смерти, душа остается на земле рядом с близкими и посещает места, которые имели особое значение для нее в жизни. Но и только на третий день она восходит к небу, где является перед Господом. Этот символичный момент придаёт поминкам особую важность и глубину, а также укрепляет веру в вечную жизнь. Поминки в этот день часто проводятся в храме, где священнослужители возглавляют молитвенные чтения и пения.

Важным элементом обряда является чтение молитв за упокой души умершего и молитвы о прощении его грехов. Родные и близкие также могут принести подношения, такие как хлеб, вода, вино и другие символические предметы, которые служат духовной поддержке усопшего на его пути. Этот срок является одним из традиционных моментов для поминания усопшего и молитвы за его душу. Поминки на девятый день после похорон отмечают в честь девяти ангельских чинов — служителей Бога, которые посредничают перед Ним, прославляя просьбы о помиловании усопшего.

Этот торжественный обряд поминок и молитвы за близкого человека играют важную роль в помощи душе усопшего получить благословение Всевышнего и обрести спасение в Раю. Таким образом, проведение поминок в 9-й день после смерти является духовной традицией, которая помогает близким принять утрату и пережить горе. В этот день родственники и друзья собираются вместе, чтобы помолиться за усопшего, помянуть его и вспомнить добрые моменты, связанные с ушедшим. Как правило, поминки в 9-й день проводятся в домашней обстановке или в церкви, где служат особые молитвы и поминальные обряды.

Участие в таких поминках помогает родным пройти через процесс скорби, а также подтверждает важность памяти и вечной жизни души перед Богом. В период между 9-м и 40-м днем душа находится в Аду, свидетельствуя о страданиях грешников. В соответствии с верованиями, если душа не обрела покой, то она остается навечно в доме, так как путь на небеса для нее закрыт. Символика числа "40" имеет важное значение в православии.

Это число встречается множество раз в Священном Писании и связано с различными духовными событиями. Верующие считают, что поминки через 40 дней от смерти человека отражают символичность этого числа и укрепляют связь с духовными традициями. Поминки на 40-й день являются также временем для родных и близких вновь собраться вместе и вспомнить ушедшего, поделиться воспоминаниями и утешить друг друга. Это также позволяет принять утрату и начать процесс исцеления после тяжелой потери.

Обычно поминки через 40 дней проводятся в церкви, где служат специальные поминальные молитвы, и благодаря этому верующие могут помочь душе покойного в ее духовном пути и помянуть его перед Богом. Отметив поминания через 1 год, верующие проводят окончательное прощание с усопшим и позволяют его душе отправиться на вечный покой. Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Этот срок отражает длительность человеческой жизни и является временем, когда верующие проходят через весь цикл скорби и траура.

С годами скорби люди учатся жить с утратой и находить в себе силы и надежду на вечную жизнь души ушедшего. Такие поминки также помогают близким и родственникам вспомнить о добрых моментах, связанных с покойным, и сохранить его память в сердцах. Особенно важно помнить о добродетелях и достижениях усопшего, чтобы восхищаться его жизнью и примером для других. Подготовка к поминкам Подготовка к поминкам — это неотъемлемый этап торжественного обряда, в котором родные и близкие усопшего тщательно готовятся к проведению молитвенных поминовений.

Место проведения Варианты места проведения поминок могут быть разнообразными, и каждый из них несет свой смысл и символику.

Традиционным напитком в такие дни был кисель. Кутья на поминки из риса с изюмом Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая. В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд.

Это также является знаком гостеприимства и доброжелательности к душе умершего. Вода предназначена для утоления жажды души усопшего и дарит ей освежение после перехода. Вино является символом жизни, крови Христовой, и представляет собой образ духовного обновления и преображения. Цветы украшают могилу и являются выражением скорби и уважения к умершему. Родные часто выбирают цветы, которые были любимыми усопшего. Символика в поминальных обрядах Поминальные обряды сопровождаются рядом символических действий, которые укрепляют связь между миром живых и миром усопших. Зажжение свечей. Свет свечей символизирует свет и духовное прозрение, который помогает душе умершего преодолеть тьму и перейти в мир иной. Этот обряд представляет собой курение благовонных ладанов и трав, что создает особую атмосферу и привлекает благословение Божие на душу усопшего. Чтение молитв. Молитвенные чтения и пения призывают милость и прощение для души умершего и поддерживают его в пути к вечности. Одежда приглашенных Одежда, которую надевают приглашенные на православные поминки, играет важную роль в этом торжественном обряде. Как правило, облачение на поминальное мероприятие подчеркивает уважение к усопшему и соблюдение духовных традиций. Возникает вопрос: "Что надеть на поминки? Соблюдайте скромность и умеренность. Поминальные обряды являются торжественным событием, и одежда приглашенных должна соответствовать этой атмосфере. Основное правило — выбирать одежду, которая выражает уважение к умершему и отличается скромностью. Женщинам рекомендуется носить темные или приглушенные цвета, а мужчинам — темные костюмы или пиджаки с галстуками. Избегайте ярких цветов и украшений. Поминальные обряды — это время скорби и памяти о ушедшем, поэтому желательно избегать одежды с яркими цветами и яркими украшениями. Лучше отдать предпочтение спокойным и умеренным оттенкам. Отказ от неподходящей одежды: Важно помнить, что поминки — это священный обряд, и следует избегать одежды, которая может быть неуважительной или неподходящей для данного события. Например, рекомендуется избегать повседневной или слишком развлекательной одежды. Придайте значение аксессуарам. Некоторые люди выбирают на поминки специальные аксессуары, которые символизируют память о усопшем. Например, это может быть брошь, подвеска или браслет, который ассоциируется с образом покойного. Такие аксессуары придают особую значимость обряду. Важно помнить, что решение о том, что надеть на поминки, может зависеть от местных традиций и обычаев, а также от отношения родных и близких к обряду. Основное правило — это уважение к усопшему и соблюдение духовных ценностей, которые сопровождают этот священный обряд. Таким образом, православные поминки представляют собой глубокий и значимый религиозный обряд, прочно укоренившийся в культуре и традициях русского народа. Поминки служат мостом между миром живых и миром усопших, позволяя близким прощаться с ушедшими и помнить их добрым словом и молитвой. Важно соблюдать правила и традиции, связанные с проведением поминок, чтобы отдать дань уважения и почтения усопшему. Особое внимание следует обращать на подбор уместной одежды, выбор момента проведения обряда, а также на подношения и символику, которые окружают поминальные молитвы.

Кутья поминальная

В зимнее время на кладбище можно взять термос с горячим чаем и одноразовые стаканчики. Поминальный обед после похорон Когда провожающие усопшего в последний путь приходят на поминки в ресторан или домой, каждый из них должен тщательно вымыть руки. Перед трапезой читают молитву «Отче наш», 90-й псалом или седьмую кафизму из Псалтири. Перед иконами должна быть зажжена свеча. Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным. Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова.

В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками. Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря.

Кисель из овса, ржи или пшеницы на молоке символизирует молочные реки и кисельные берега в потустороннем мире. Кисель завершает поминальный обед, его подают гостям последним. Чтоб сварить поминальный овсяный кисель потребуется: 2 стакана овсяных хлопьев; 1,5 литра кипячёной воды; 1 горбушка чёрного хлеба. Овсянку заливаем кипячёной водой, опускаем в жидкость корочку чёрного хлеба, чтобы кисель забродил. После того как через двое суток кисель перебродит, его нужно процедить, довести до кипения и подсластить мёдом. Кроме ритуальных блюд, на поминальный стол можно приготовить: Из горячих блюд подают щи, борщ, куриный суп с лапшой, блюда из мяса котлеты, жаркое , рыбу, гречневую кашу, перец фаршированный, картофель отварной. В качестве закусок подают: салат из огурцов и помидоров, брынза с помидорами, винегрет с сельдью. Из теста также можно испечь пирог или пирожки с начинкой, пряники, оладьи, коврижки. Конечно, состав блюд во многом зависит от уклада в семье, достатка и традиций, количества людей которые придут на поминки и других решающих факторов. Но, следует помнить, что набор блюд должен быть максимально прост, как если бы накрывался обычный обеденный стол в воскресенье.

Поминальная каша подается в небольших пиалах по всему столу, чтобы каждый гость мог без труда дотянуться до яства. Благодаря тому, что существует множество версий приготовления блюда и разнообразность ингредиентов, можно выбирать наиболее предпочтительные продукты. Также допускается проявление фантазии, и добавление отдельных продуктов. Рецепт классической кутьи может состоять из таких продуктов: Пшеница. Очищенные и готовые к приготовлению цельные зерна можно приобрести на рынке. Также можно использовать быстро разваривающийся булгур, который представляет собой твердые сорта пшеницы. В некоторых магазинах можно найти уже готовые смеси для приготовления кутьи или колива.

Обязательный ингредиент поминального блюда. Специалисты советуют использовать именно гречишный мед, который имеет дивный аромат и сладкую горчинку. Если меда нет, можно использовать сахарный сироп. Частый ингредиент в поминальном блюде. Растительный продукт можно приобрести в любом магазине в бакалейном отделе. Перед добавлением в блюдо, мак нужно замочить и растереть. Грецкие орехи.

Очищенные ядра светлого оттенка дополнят вкусовые качества блюда. Присутствует практически во всех рецептах кутьи поминальной из риса. Предпочтение нужно отдавать светлым сортам изюма. Перед добавлением в блюдо изюм замачивается на 15-20 минут в кипятке. Поминальная каша также может включать цукаты, ягоды и прочие растительные сладости. Считается, что кутья должна быть богатой на ингредиенты, поэтому можно не бояться испортить блюдо, и добавлять в рецепт желаемые продукты. Если нет возможности приготовить богатую кутью, можно воспользоваться бюджетными рецептами, которые включают рис, сахарный сироп и консервированные ягоды.

Поминки по покойнику Когда покойника выносят из дома, основная часть людей едут провожать его в последний путь, а другие остаются дома, чтобы накрыть поминальный стол. Причем, те люди, которые остаются в доме, не должны выходить за гробом на улицу, а те, которые выходят за гробом, не должны возвращаться домой, это можно сделать только по приезду с кладбища. Читайте также: Основные химические и физические свойства морской воды На столе обязательно должны присутствовать основные поминальные блюда: кутья каша из риса с изюмом , блины и кисель, где кутья символизирует бессмертие, фруктовый кисель — райские плоды, а блины — солнце, именно с этих блюд начинается трапеза. В угол комнаты кладут полотенце для покойника, чтобы он мог им «вытираться», пока его душа летает на земле, на него ставится фотография и стакан с водой новый , накрытый куском черного хлеба, или кисель с блином.

Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св.

Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно.

Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей.

Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности.

Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная.

Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы.

Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы.

А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен.

В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки!

Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении.

Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии.

Похоронно-поминальные обряды на Кубани

Что еще необходимо освящать Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка — все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках. Данный ритуал поможет защитить его владельца от различных неприятностей на дороге. Покупая дом или квартиру, мы хотим, чтобы они были нашей «крепостью».

Даже если жильё новое, его тоже необходимо освятить. Таким образом, оно наполниться духом радости, любви и процветания. Обручальные кольца. Это не просто украшение, это символ супружеской верности, любви и стабильности.

Поэтому, прежде чем надеть его на палец свой второй половинке, обручальное кольцо нужно освятить. Разновидности кутьи В различные церковные праздники, где кутья уместна, ее готовят по-разному, и названия у неё тоже разные: бедная кутья, богатая или щедрая кутья и голодная кутья. Почему у последнего вида кутьи такое название — голодная кутья? Её подают на Крещение — 18 января.

Связано это с библейским рассказом об Иисусе Христе. Он сорок дней до своего крещения ходил по пустыне, не принимая никакой пищи, и в день крещения 18 января получил небольшую порцию зерновой каши, сваренной на воде с добавлением небольшого количества меда. В наши дни такую кутью варят и вкушают на Крещение. Второй вид кутьи — постная кутья готовится в Сочельник 6 января.

В эту кашу из зерна добавляют мед и сухофрукты: изюм, курагу, чернослив. Третий вид кутьи — щедрая или богатая кутья. Это самая вкусная каша, в ней, кроме цельного зерна еще и распаренные сухофрукты, мед приправлен измельченными орехами, в кашу добавляют сливочное масло, молоко или сливки. Подается на стол щедрая кутья 13 января в Старый Новый Год.

Какие молитвы обязательно читают перед вкушением кути? Ну, если уж заговорили о молитве, то правильно называть не кутья и не кутя , а сочиво, или коливо. Обязательных молитв нет. Достаточно молитвы, которую читают перед вкушением пищи.

Например, этой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения». Или а луше -И «Отче наш». Хотелось бы еще заметить, что такое «ревностное» отношению к правилам, типа: какой иконе в каком случае молиться, или: какую молитву читать обязательно тогда то. Ну, насколько я знаю, никаких.

Обычно перед едой читают молитвы. А уж кутья или нет.

Затем в рисовую кашу влить подогретый мёд с размягчённым сливочным маслом, засыпать предварительно замоченный в кипятке изюм, можно добавить дроблёные орешки. Как подают и едят кутью Поминальная трапеза всегда начинается с кутьи, это первое и главное блюдо на столе — символ вечной жизни, символ возрождения. Кутья не является блюдом, которое подаётся индивидуально каждому присутствующему на поминках. Её раскладывают в красивые небольшие мисочки или пиалы, которые расставляют во всю длину стола по центру. Это символическое блюдо, поэтому достаточно небольшой горстки этого поминального угощения.

Берут её ложкой, вилки на поминальном столе не выкладываются. Помощь в организации поминок Наша Ритуальная Служба поможет организовать и достойно провести поминальное мероприятие. Наши сотрудники помогут выбрать зал в кафе, сформировать меню, следуя православным традициям, с обязательной подачей главного поминального блюда — кутьи. Все ваши пожелания будут учтены, и поминальная трапеза пройдёт в условленное время и на достойном уровне. Мы бесплатно проконсультируем вас по телефону 8 495 966-46-46 , который работает круглосуточно. Название этого блюда пришло в русский язык из греческого, где похожее слово обозначает... Кутья, на, поминки, —, рецепты, главного, блюда, православных, поминках Те, кто бывал на поминках, знают, что первым блюдом, которое надо опробовать, это кутья.

Название этого блюда пришло в русский язык из греческого, где похожее слово обозначает «зерно».

Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба имя по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила. Ключ, замок, язык. Далее читают сорок раз «Да воскреснет Бог». Уходить с могилы следует не оглядываясь. Дома съесть кутью и выпить кисель.

О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! От тоски по покойному. Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите: Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску. Ныне и присно и во веки веков. После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче.

Так сделайте три раза, и тоска сойдет. Как снять порчу, сделанную на похоронах. Если человек перевернул на себя кутью. Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: - Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему.

Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни.

Иначе «наспите» еще одного покойника. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место. Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб. Омовение должно охватывать все части тела. Сверху кладут тело усопшего человека.

Как правильно есть кутью Все ритуальные трапезы начинаются с кутьи. Если говорить о поминках, то таким образом люди, собравшиеся на поминках, отдают дань душе умершего и желают ему упокоения. На поминки готовят специальную черную кутью, в которую добавляют только мед и семена мака. Орехи и сухофрукты, которые добавляют в праздники, символизируют достаток и плодородие, которые на поминках ни к чему.

Кутью обязательно есть ложкой или руками. Считается, что если человек возьмет это блюдо вилкой, то может потревожить душу усопшего человека, «уколоть ее». Тогда она будет не упокоена и может наведываться к нему.

Почему на поминках первой надо есть кутью

Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли? Когда на похоронах нести в церковь кутью. В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов.

Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках

Православная поминальная трапеза. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки.

Кутья на поминки

Традиция собирать поминальную трапезу с определенными видами блюд, приготовленными по особым рецептам — это обычай, идущий из глубины веков и имеющий особый сакральный характер. Место и время проведения поминок, процесс очищения и освящения жилища, особый настрой собравшихся людей и чтение молитв, сервировка стола и поминальные речи, все это имеет особый смысл и окружено религиозными таинствами. Зачем нужна кутья на поминках? Традиционным и обязательным блюдом на поминальном столе является кутья. Еще задолго до появления христианства на Руси, древние языческие народности считали, что умершие люди сохраняют все свои потребности и в загробной жизни. Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом.

В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму. Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Молитва о прощении грехов усопшего Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Молитвы об усопшем муже Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Молитвы об усопшей жене Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален.

Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис. Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа. Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились: Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак. Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант — сахарный сироп. Приготовление кутьи Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива — в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите. Если кутья готовится заранее, то изюм, сухофрукты и мед добавляются непосредственно перед подачей на стол, так как могут забродить.

Иногда этого вполне достаточно. Православный никогда не приступит к трапезе, не перекрестив свою пищу. Так можно освятить любое свое действие: выход из дома по какому-то поводу, предстоящую дорогу, свое авто перед тем как сесть за руль. Какие вещи необходимо освящать в первую очередь и почему Дом, автомобиль, пищу и даже новые, не бывшие в употреблении вещи нужно освящать. Стоит отдельно остановиться на покупках. Многие считают, что одежда, купленная в магазине, не нуждается в освящении, но это не так. Мы не можем знать о том, с какими помыслами и кто к ней прикасался. В каком настроении были люди, которые ее изготовили, упаковали и привезли в магазин. Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» — его используют в своей работе темные маги. Поэтому, прежде чем взять вещь, следует ее троекратно перекрестить, а придя домой, совершить полный обряд. Так даже обычный человек сможет нейтрализовать то зло, которое причиняют люди с недобрыми намерениями. Что еще необходимо освящать Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка — все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках. Данный ритуал поможет защитить его владельца от различных неприятностей на дороге. Покупая дом или квартиру, мы хотим, чтобы они были нашей «крепостью». Даже если жильё новое, его тоже необходимо освятить. Таким образом, оно наполниться духом радости, любви и процветания. Обручальные кольца. Это не просто украшение, это символ супружеской верности, любви и стабильности. Поэтому, прежде чем надеть его на палец свой второй половинке, обручальное кольцо нужно освятить. Разновидности кутьи В различные церковные праздники, где кутья уместна, ее готовят по-разному, и названия у неё тоже разные: бедная кутья, богатая или щедрая кутья и голодная кутья. Почему у последнего вида кутьи такое название — голодная кутья? Её подают на Крещение — 18 января. Связано это с библейским рассказом об Иисусе Христе. Он сорок дней до своего крещения ходил по пустыне, не принимая никакой пищи, и в день крещения 18 января получил небольшую порцию зерновой каши, сваренной на воде с добавлением небольшого количества меда. В наши дни такую кутью варят и вкушают на Крещение. Второй вид кутьи — постная кутья готовится в Сочельник 6 января.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий